Делаем эту заметку затем, чтоб сказать, что далеко не считаем шестопсалмие вполне обследованным в нашем толковании, а только полагаем тому начало. О св. Писании никогда нельзя сказать, что оно вполне обследовано. Оно во всех своих частях есть неиссякаемый родник св. назидания, которое однакож надобно вырывать из него, как драгоценный металл, из недр земли, трудолюбивым углублением в силу божественных словес. При всем том, однакож, и это толкование не будет оставлено без приложений; только они не будут так обильны, чтоб могли исчертать все и удовлетворить всех. Недостающее восполнять любящие испытывать Писания, веруя, что в них указывается путь к живому вечному, и что только они могут умудрить нас во спасение ( 2Тим. 3:15 ). Предполагая, что у читающих не всегда под руками найдется Псалтирь, помещаем текст каждого псалма по-славянски и по-русски, в переводе с Греческого 70 толковников текста. По местам прилагаются свидетельства знаменитых толковников, как-то: Афанасия Великого , Феодорита блаженного, Василия Великого , св. Златоуста, блаженного Августина , Евфимия Зигабена , Анфима, патриарха Иерусалимского, Иринея архиепископа. Но и все толкование большею частью заимствовано из тех же источников, или составлено по их указанию, хоть это и не везде означается. 1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Псалом Давидов (составленный им), когда он бежал от лица Авессалома, сына своего. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, Господи, что умножились такую скорбь мне причиняющие? Многие восстают на меня, 3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Боге его. Многие говорят душе моей: нет  спасения ему в Боге его. 4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Но ты, Господи, – заступник мой, слава моя и Ты тот, который возвышает главу мою. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. Гласом моим к Господу воззвал я, и Он услышал меня со святой горы своей. 6. Аз уснух, и спах, востах яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И еще: Делаяй свою землю исполнится хлебов: гоняй же праздность насытится нищеты ( Притч. 28:19 ). И еще: От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом ( Еккл. 10:18 ). И еще: Нищета мужа смиряет, руце же мужественных обогащаются ( Притч. 10:4 ). И тотчас: Похоти лениваго убивают: не позволяют бо руце его творити что ( Притч. 21:25 ). И опять-таки: Иди ко мравию, лениве, и поревнуй, видев пути его, и буди онаго мудрейший. Он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имеяй, заготовляет летом хлеб свой. Или пойди к пчеле [Col. 1549] и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины ( Притч. 6:6–8 ). И еще: Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного, сложив руки, полежишь. И потом найдет тебе убожество и скудость, аки благой течец 68 ( Притч. 9:11 ). И Иеремия говорит: Уснухом в постыдении нашем, и покры нас безчестие наше ( Иер. 3:25 ), горе нам, яко бедствуем ( Иер. 4:13 ). Говорит же и другой: Грязному камню подобен ленивый: всякий вынет к бесславию его, помету подобен ленивый ( Сир. 22:1–2 ). Посему отвергнем, братия, насколько есть силы, безделье и праздность, чтобы не лишиться Царствия Небесного и не быть посланными в геенну огненную. Посему послушаем Апостола, советующего: в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите ( Рим. 12:11 ), воспевая вместе с Давидом:Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань ( Пс. 143:1 ). Убоимся примера [раба,] скрывшего талант свой в землю, чтобы и нам не услышать от Господа: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Итак, возьмите у него талант… А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 25:26–30 ). Но лучше потрудимся, чтобы услышать нам: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф. 25:21 ). Ему же слава во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Уверьтесь крепко в той истине, утвердитесь всем сердцем и всею мыслию в том отрадном веровании, что во всех случаях и обстоятельствах жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором и попечением любвеобильного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательною десницею, что от Его отеческого благословения зависит все наше счастие и временное и вечное, а от Его гнева все несчастие и погибель. а) В самом деле, если и на все творения великие и малые простирается всеблагое промышление Отца небеснаго, то может ли Он оставить и презреть человека, на котором напечатлел Он Свой божественный образ, для спасения которого не пощадил единородного Сына? Взгляните, говорит Господь, «на птиц небесных; они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их; кольми паче вас, маловеры! Посмотрите и на полевыя лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же и траву полевую, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един?» ( Матф. 6, 26–30 ). Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть и предуразуметь, что встретит его в грядущий день, или обещать себе продолжение жизни и здоровья хотя бы на один час? Кто из самых заботливых и попечительных может обеспечить жизнь свою от всякой беды и скорби, от всякого зла и напасти? Кто из самых искусных и многосведущих, бросая семена свои на землю, может быть уверен наперед, что посеянное принесет ему изобильный плод? Кто из самых трудолюбивых и предусмотрительных может быть уверен, что приобретенные им блага многа послужат ему на лета многа? Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословение Божие и от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, и никакое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан 6.25 ), – составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43.3 ), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10–11, ср. Есф 8.15, 3.15 ), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18.24 сл.). Притч.11:12 .  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Притч.11:13 .  Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. Притч.11:14 .  При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Притч.11:15 .  Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12–13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21 ), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16 ; Иер 9.3 ); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир 19.10, 27.16–21 ). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22, 24.6 ), разумеется, если они люди – глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении. Притч.11:16 .  Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. Притч.11:17 .  Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Притч.11:18 .  Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная. Притч.11:19 .  Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. Притч.11:20 .  Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. Притч.11:21 .  Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. Притч.11:22 .  Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.8:11 . «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;» Мф.8:12 . «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» " Плач и скрежет зубом. И теперь диавол так тебя огорчает, палит, теснит, омрачает, что хоть плачь и скрежещи зубами. Подумай, до какой степени истинны слова Господа: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф. 8:12 ) – и как велико милосердие Господа, спасающего нас от когтей духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 )!» 284]. «Важное сокровище – христианская вера: она из зверя делает ягненка, из гордеца – смиренника, из многоядцы и пьяницы – воздержника, из блудного – целомудренного, из сребролюбца – милостынолюбца, из себялюбца – боголюбца, из ленивого – трудолюбивого, из сонливого – бодренного, из робкого – мужественного, из лицемера – боговера, из роскошного – всеумеренного, из завистливого – доброжелательного, из обманщика и вора – правдивого и честного, из унылого – присно радостного, из бессильного – всесильного и всемогущего, из грешника – святого, из чада диавола – чаде Божие, из земного – небесного! Вот какая важная вещь христианская вера! Вот для чего мы стали христианами! Вот какими мы должны сделаться по сущей истине! Вот в чем истинное христианство ! Если же мы не изменяемся, не обновляемся духом, а остаемся равнодушными во грехах всяческих, то имя христианина, которое мы носим, пустой звук и горшей, сравнительно с язычниками, сподобимся мы муки. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5:17 ]. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» [ Мф. 8:12 ]. 24]. Мф.8:17 . «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» " Немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Часто придется тебе в жизни иметь столкновение с немощными и волею или неволею носить их немощи. Носи их волею и с терпением, без ропота, без неудовольствия и горьких выражений, имея в виду Христа, Мздовоздаятеля, Который Сам понес на Себе немощи всего мира. Той недуги наши прият и болезни понесе ( Ис. 53:4 ; Мф. 8:17 ). Должни есмы мы сильнии по сану, по власти, по уму и образованию, по имуществу, по положению в свете и по силе физической – немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим. 15:1, 3 ). Плотский, ветхий человек твой будет требовать настойчиво, чтобы ты угождал только себе и чтобы ты не носил немощи немощных, чтобы не беспокоился, не тратился для них, не терпел их при себе, но ты отнюдь не слушай его, а стремись с усердием исполнить закон Христов, твердо веруя, что за исполнение его тебя ожидает венец бессмертия» 568].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Очи Господни на праведные, и уши его в молитве их: лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли помять их. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс. 33:16–19 ). Милость Господня от века и до века на боящихся его: и правда его на сынех сынов, хранящих завет его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17–18 ). И апостол Павел говорит «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Промышляя в частности о человеке, Господь промышляет вообще о всем роде человеческом. Он устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Сам поставляет царей над народами. Владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет дастъ е ( Дан.4:22,29 ), той поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ), говорится в слове Божием. Итак, по свидетельству слова Божия, Бог, сотворивши мир, не оставил его, а продолжает заботиться о нем, дает жизнь и все необходимое для жизни тварям и человеку. Однако, братие, этот промысл Божий о человеке не дает права ленивым людям ничего не делать для своего сохранения. Сам Бог в четвертой заповеди говорит: шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя. Апостол Павел завещал пастве своей, говоря: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Слышим, что некоторые у вас поступают безчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Сол. 3:10–12 ). Точно также и народная мудрость выразила необходимость труда при надежде на Бога в известной пословице: «на Бога надейся, а сам не плошай». Каждого из нас Господь одарил различными силами и способностями. Это есть дело промысла Божия. Господь наделил ими нас для того, чтобы мы употребляли их в пользе своей и ближних своих и в славе Создателя и Промыслителя нашего. Исполняющий трудолюбиво и свято дело свое, какое бы оно ни было, содействует таким образом промыслу Божию. – С другой стороны, братие, надеясь на промысл Божий, мы не должны подвергать себя намеренно и безрассудно каким-либо опасностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа» ( Пс. 103, 25 ). Кто в состоянии изобразить красоту рыб в море? Кто может описать величину китов и состав животных земноводных, приспособленный к тому, чтобы жить на суше и в водах? Кто в состоянии описать глубину и широту моря или стремление огромных волн? Но оно остается в своих пределах, по слову Изрекшего: «Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» ( Иов. 38, 11 ). Оно и показывает, как страшно для него слово повеления, когда при отливе оставляет на берегах ясно проведенную волнами черту, как бы давая тем видеть, что не преступает назначенных пределов. Кто может изучить естество летающих в воздухе птиц? Почему одни так красиво поют, у других так расцвечены перья, иные, поднявшись высоко, могут неподвижно стоять в воздухе, подобно ястребу? Ибо по Божиему повелению стоит ястреб, неподвижно раскинув крылья и глядя на юг ( Иов. 39, 26 ). Кто из людей может проследить взглядом поднявшегося ввысь орла? Если же не понятна для тебя поднявшаяся в высоту неразумная птица, как ты хочешь постичь Творца мира? Кто из людей знает хотя бы только имена всех зверей? Или кто в состоянии изучить естество каждого зверя? Если же не знаем даже имен животных, то как постигнем Творца их? Одно Божие повеление изрекло: «Да произведет земля... скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» ( Быт. 1, 24 ), и по одному повелению из одного источника произошли различные породы: и кроткая овца, и кровожадный лев. И различные движения бессловесных животных имеют в себе нечто уподобляющееся человеческим желаниям: лисица являет в себе людское коварство; змея – ядоносных друзей; ржущий конь – сластолюбивых юношей; деятельный муравей служит тому, чтобы пробудить ленивого и нерадивого. Ибо когда человек в праздности проводит юность, тогда вразумляется он бессловесными животными, обличаемый Божественным Писанием, которое говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» ( Притч. 6, 6 ). Видя, как он заблаговременно заготавливает себе пищу, подражай ему и ты и собирай себе плоды добрых дел на будущие века. И еще: «...пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива» ( Притч. 6, 8 ). и как она, облетав всякого рода цветы, тебе на пользу составляет мед, чтобы и тебе, проходя Божественные Писания, пожать снопы своего спасения и, насытившись, сказать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 118, 103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским , в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу с сознанием полностью исполненного долга матери, с благодарной молитвой за своего сына на устах. Но не каждому из нас дано подобное счастье – увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33:11 ), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному и трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:26–28 ). Будем же всегда помнить и это евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: »отплывы на глубину, и закиньте сети свои для лова«, то они сказали устами Петра: »Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И " сделавши это, – говорит Евангелист, – они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» ( Лк. 5:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Послушание и труд – источник жизни, а преслушание и леность – причина смерти. Кто чаще унывает и отчаивается? Трудолюбивый или ленивый, ревностный или нерадивый? Трудолюбивый человек, который трудится в миру для потребностей земной жизни, а остальной труд посвящает ближним во славу Божию, редко унывает, разве только иногда по причинам суетным, а надежду на спасение он не теряет, так как смиренно думает, что добрые дела спасают душу. Но если трудолюбивый и ревностный возгордятся своими добродетелями, то при падении, попущенном от Бога для их смирения, они впадают в уныние и отчаяние, потому что считают, что они не заслужили такого падения. И тогда некоторые из них, как капризные дети, предаются нерадению, а некоторые продолжают жить добродетельно и стараются никого не осуждать, чтобы Господь умилосердился и над ними и восставил их от падения. Чаще всего унывают и отчаиваются от множества грехов праздные, ленивые и нерадивые. Им в утешение нечего сказать, кроме того, что надо от духовной спячки восстать, покаяться и исправиться. Ревностные же иногда тоже унывают, когда сути дела не понимают, а именно: что спасение заключается в смирении, а не в возвышении и постоянном ощущении благодати. Они унывают, когда ожидаемого не достигают (как им кажется), или когда сила воли слаба, или когда для смирения Господь им так попускает: они стараются, а у них ничего не получается... Хочет человек не грешить, а все равно согрешает – Господь в противление Себе их как бы затворяет... «Дел нет!!!» – плачет душа. А Господу нужны от таких горячих ревнителей внешние добрые дела постольку, поскольку они выражают силу веры, ибо делами веры оправдывается христианин. Но если взять две крайности, то скорее оправдается душа верою и молитвой без видимых дел, нежели одними видимыми делами без веры с молитвой. Чаще всего унывают по этой причине, т.е. из-за неимения видимых добрых дед, в бедности живущие многодетные, инвалиды, болящие, престарелые... Именно те, от которых Господь и не потребует такие дела, о которых они плачут.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010