Что я увидела в штабе помощи беженцам. Можно сделать пожертвование через сайт помочьвбеде.рф, QR-koд: принести продукты и вещи первой необходимости. Список продуктов и вещей, QR-koд; Если же вы хотите стать добровольцем, пожалуйста, заполните анкету, QR-koд. Подготовила Сабина Кухарчук , Фото Владимира Ештокина// Фома. май 2023. — С.58-61. — (Раздел «Люди»). Три дела месяца: 3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-koды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]//Фома. май 2023. — С.62-63. — (раздел « Люди », рубрика « Три дела месяца »). — Содержание рубрики: 1. Помогите богадельне в Омской области. На территории храма Рождества Христова в поселке Крутая Горка возле Омска есть богадельня. Здесь живут молодые люди с инвалидностью — все они выпускники интернатов. У каждого своя непростая история, но главное, что все они обрели дом, друзей, поддержку и заботу. В богадельне живет Серёжа. Он увлекается спортом. И тот факт, что парень передвигается на инвалидном кресле, не мешает ему быть активным. Вместе с другими ребятами он играет в футбол. Обычно стоит на воротах. Серёжа очень общительный, для него важно, чтобы рядом были друзья. Например, Арсений, он тоже живет здесь. Парень трудолюбивый и творческий. У него есть небольшая задержка в развитии. С помощью волонтеров, которые регулярно приходят в богадельню, Арсений научился читать. А какие картины он пишет — просто загляденье! Кроме Арсения и Серёжи здесь находятся еще 8 ребят с инвалидностью. Волонтеры и сотрудники богадельни заботятся о них, помогают развиваться, следят за их здоровьем. Чтобы проект продолжал свою работу, ему очень важна поддержка, прежде всего финансовая, но и волонтерская помощь тоже нужна. Как помочь :Можно сделать перевод на сайте храма Рождества Христова: храм-крутаягорка.рф/donations, при желании стать волонтером можно связаться с координатором волонтеров Ольгой: по мобильному или единому справочному номеру, QR-koд.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Особо он упоминает об отце Макарии: «Благодарю Господа, что Он послал ко мне на помощь такого благодатного человека, который, если Бог благословит, по смерти моей останется над русскими братиями настоятелем» 91 . Кроме отца Макария, под духовным руководством отца Иеронима воспитались и другие необходимые ему в деле обновления Русской обители помощники и сотрудники. Так, после Крымской войны в числе других русских поклонников из города Острогожска Воронежской губернии прибыл в Русик 56 Иеросхимонах Павел Экономически-хозяйственными способностями и необыкновенными дарованиями инженера и архитектора отличался иеросхимонах Иерон (Васильев). Кроткий и трудолюбивый по характеру, в течение четырех лет служивший отцу Иерониму келейником, он стал одним из самых близких к старцу духовных воспитанников и подражателем ему во внешней и в духовной премудрости». Приобретенные на практике в монастыре технические и экономические познания приложены им были к делу, когда он получил назначение строить Ново-Афонский монастырь на Кавказе и был избран его игуменом, где и скончался в 1912 году в сане архимандрита. 57 Слева направо: схимонах Иосиф, иеросхимонах Иерон, иеромонах Иларион, схимонах Манассия. Фотография 1885 г. Неисчислимы заслуги перед обителью иеромонаха Арсения (Минина) , который самоотверженно служил ей более вне Афона: 1860-х годах объехал с афонскими святынями почти всю Россию, затем устраивал в Москве Афонскую Пантелеимоновскую часовню, в 1875 –1879 годах являлся уполномоченным по делам Ново-Афонской Кавказской обители. Главными же его делами были заведование московской Афонской часовней и книгоиздательство при ней. 58 отец Арсений Путешествуя со святынями по России и потом обосновавшись при Богоявленском монастыре в Москве, отец Арсений приобрел очень много знакомых в разных слоях русского общества, которым никогда не отказывал в своем совете, сердечном утешении и добром слове, хотя при сложности возлагавшихся на него монастырем поручений время на переписку с духовными чадами обыкновенно уделял из своей короткой ночи, засиживаясь нередко за ней до самой утрени. Письма его дышали отеческой любовью, готовностью растворить скорбь ближнего сердечным участием, словом утешения и ободрения, а труды послушания выполнялись с необыкновенными энергией и старанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

ХС. Поучение, сказанное за литургией в Вершино-Сумском Черемисском женском монастыре 94 . О необходимости инокиням всегда помнить свои иноческие обеты и жить между собою в постоянном мире После почти полугодового моего пребывания в шумном, хлопотливом и торопливом Петербурге, как отрадно, приятно и легко быть мне в этой тихой пустыни, среди этих дремучих лесов, среди этой прекрасной Божьей природы, как утешительно быть среди вас, смиренные пустынницы и, особенно, среди вас, мирные, трудолюбивые, простосердечные и набожные православные христиане и христианки! Знаю, что у вас нет больших достатков, но что даже большая часть из вас люди бедные. Но что в богатстве? Вы богаты таким сокровищем, выше и дороже которого нет на земле. Это богатство находится в вас, добрые слушатели, в вашей душе, в вашем сердце, в ваших мыслях, чувствах, желаниях, словах и делах. Это неоцененное сокровище дано всем людям Самим Господом Богом и заключается в образе и подобии Божьем, с которым родится каждый человек. И с уверенностью скажу, что этот образ и подобие Божие больше сохраняется ныне среди скромных жителей бедных сел и деревень, чем у богатых жителей многолюдных и роскошных городов, потому что у вас больше простоты, веры и благочестия, нет у вас ни лукавства в делах, ни лицемерия в словах, что так часто можно встретить среди знатных и богатых жителей городов; напротив – в жизни и поведении вашем, в словах, делах и во всех взаимных отношениях ваших усматривается та простота и прямота, та честность, совестливость и правдивость, которые так высоко ставят вас пред Господом Богом, пред его св. церковью и всеми людьми. Всей душой стремился я поскорее прибыть в ваш малонаселенный, лесной и труднопроездный край. В вашей пустынной местности есть теперь такое преимущество пред всяким другим местом, которым вы особенно должны дорожить и за которое особенно должны Бога благодарить. Здесь, у вас на недалеком расстоянии красуются теперь две св. обители, из которых одна уже благоустроенная – это Михайло-Архангельская обитель, а другая вот эта самая – недавно возникшая и только что начинающая мало-помалу устроиться, расширяться и благоукрашаться. Конечно, главной красотой ее будет вновь воздвигаемый храм, для закладки которого я нарочно и прибыл сюда. Трудно будет одному монастырю справиться с устройством нового храма. Храм предположено построить большой и он потребует больших средств, средств же у монастыря мало, в этом деле одна только надежда на милость Божию и на вашу, добрые христиане, посильную помощь. Знаю вашу денежную скудость, не безызвестны мне и ваши нужды, но, ведь, помочь устройству храма вы можете не одними только деньгами, но и вашим собственным трудом, вашими личными работами и вообще вашими добрыми услугами там, где они понадобятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И что же? Она, услышав их молитву, видимо для истинно верующих, проявила свое благоволение к молящимся, простерла свой покров над Грецией и избавила от угрожающей со стороны сильных врагов опасности. Не мало подобных примеров явленной, по молитвам Божией Матери, милости Божией видим в истории восточной церкви. Но еще более и чаще обнаруживала свое покровительство Божия Матерь у нас в России. Если мы проследим судьбу нашего дорогого отечества и его тяжелые годины, то увидим, что ни одно важное событие в жизни нашего народа не обходилось без видимой помощи Божией Матери. Так, обратим внимание на успех нашего войска в борьбе с татарами на Куликовском поле, – этот успех выпал на долю наших предков по благословению и при помощи Божией Матери. Вспомним ли период самозванцев, когда наше отечество было на краю гибели, – мы спасены от иноземного ига чудесным явлением Божией Матери. В позднейшее время, в начале доживаемого столетия, когда громадные полчища вражьих сил двинулись в Россию, готовые до основания уничтожить ее, с нами была наша усердная заступница – Божия Матерь, и нам удалось выгнать врагов из своей земли. Таким же образом Божия Матерь являла свою помощь во время моровой язвы и поветрия. Покров свой Она не раз простирала и на Казанский край: вот наступает в Казани время крестных ходов со Смоленской иконой Божией Матери; эти ходы установлены в память избавления Казани, по ходатайству Божией Матери, от моровой язвы. А если перечислить все чудотворные иконы Божией Матери, то еще более убедимся, что Покров Божией Матери всегда простерт над Россией, что следы Ее присутствия запечатлены почти во всех частях нашего отечества. Отсюда понятно, почему наша православная церковь поет, что Божия Матерь не оставила нас и по смерти своей. Впрочем, Она не оставляет своей милостью только тех людей, которые проникнуты глубокой верой, украшаются делами благочестия и ведут трезвую и трудолюбивую жизнь. «Преставилася еси к Животу, Мати сущи Животи», –что эти слова означают? У Божией Матери, по вознесении Иисуса Христа на небо, было единственное желание – соединиться скорее со Сыном своим, и со мыслью об этом Она почти ежедневно ходила на Елеонскую гору, с которой вознесся Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

л. 1. Эпиграф: Сладка убо сиа книга благочестивым, обличителна же злочестивым, страшна же нам грешником, наказателна же всякому возрасту и роду всему и сану: царем и князем, началником и началствуемым, воином и простым, богатым и убогим, иноком и мирским, мужем и женам, юным и престаревшимся. Многоразумна бо и премудрости Божиа повсюду преисполнена. (Из предисловия инока Сильвана, см. ниже). Есть же и богословствующих наказателна, и естествословствующих просветилна, стазающимся вооружение, молчалником опасение, упражняющимся во зрении возможение, озлобляемым утешение, недугующим душевное исцеление, и да сокращение реку: вся всем есть, истинное благожелающим вся носящи, некий вертоград всеплодный сиа книга есть, наипаче же сосуд есть духовнаго меда, преисполнен всякия сладости, услажая вкушающих его. Составлена благочестивым и трудолюбивым иноком Максимом греком , иже от Святыа горы, лавры же Ватопеди. На обороте: Симеона Новаго Богослова : Не попусти на мя, Владыко, выше силы моея искушениа или скорби или болезни, но дай же ми изводство и крепость, во еже мощи терпети ми со благодарением. л. 2. Предисловие в книге инока Максима грека . Оглавление с начальными словами статей. л. 6. В виде предисловия собрано несколько изречений св. Отцов о внимателном чтении писания. л. 8. Без надписи. Предисловие инока Сильвана к переводу бесед И. Златоустаго на еванг. Матфея и Иоанна. См. 92. Тетрадь особая, писанная полууставом. л. 12. Предлог к книге препод. Максима грека . Нач. Настоящая новосчиненая книга дар убо есть всесвятаго и поклоняемаго Духа. л. 13 об. Счет на греч. языке до сотни, начин. προτον, δευτερον, за тем сказание об Афонской горе и тамошних монастырях (см. Оп. Рум. Муз. стр. 370) и, наконец, краткое известие о месте рождения Максима грека и имени его родителей, взятое из статьи л. 17. л. 14 об. Стихи, начин. Еяже желаше Феодор присно юности от своея лицем к лицу поклоняемую ныне зрит Троицу. Кто и откуду еси; тферитин. Наречением кто; Феодор. и т. д. Тут же. Сказание инока Максима Святыя горы к старцу Васиану о Святой горе жительства. Нач. Во Святой горе житие разделяется на трое: на общее и на особное, сиречь на лаврьское, и на скитское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Тогда вселенским патриархом был кир Тимофей, а султаном Осман. В 1626 году, когда игуменствовал Иеромонах Иеремия цареградец, Ивериты, нашли другую воду, что выше кельи Галактионовой, и соединили её с прежнею водою, что от кельи сорока мучеников. После этого соединения в Ивере оказалось большое обилие вод». (Архив). Занимательны все эти подробности Афоноведения. А гораздо занимательнее и нужнее те прибытки знания, кои получил я в библиотеке и архиве Ивера. Библиотека помещена над западными притворами соборного храма, а приведена в порядок, назад тому сто лет, Артским митрополитом Неофитом. Но пусть об этом говорит Барский. «Библиотеку во время странствования моего (1744 г.) обнови, умножи и благочинно расположи своим коштом и прилежанием блаженной памяти Кир Неофит Мавромат, бывший митрополит града Арты, иже бяше человек довольно учен в эллинском диалекте, и оставивши свой престол безмолвствоваше тридесять лет в святой горе на различных местех, наибольшее же время в монастыре Иверском, иже всю оную книгохранительницу пересея своим трудолюбивым чтением, и рече мне еще жив сущи, яко тамо обретаются многия изрядныя книги эллинския, латинския, греколатинския, философския, богословския, историческия и отеческия, рукописныя же и печатныя, на кожах же и хартиях (т. е. на пергамине и на бумаге), яже и аз многажды видех, и рече мне, яко между теми бяху некия книги неудобьобретаемыя и в мир неявльшияся, от них же едину паче всех превозвышаше зело толсту рукописану, имянуемую Куварас, си есть сборник, в ней же, рече, собраны быша вещи различныя, богословския, философския, отеческия, нравоучительныя, историческия, и всякое вопрошение и ответ, елико кто может желати, ея же времени и благополучия не имех взыскати, понеже слышах о сем при отъезде. Бяху же тамо книг, мню, яко три тысящи и больше». Все эти книги я видел, но не имел времени пересеять их чтением, и рассмотрел немногие из них и особенно два претолстые, рукописные Кувараса (они же и Панфектами называются). Сообщаю здесь понятие об этих рукописях и свои выписки из них, конечно, не все и не вполне, решившись поместить их в других сочинениях моих. Большой Куварас, или Панфект на лощёной турецкой бумаге в 500 листов обыкновенных написан весьма мелким почерком в первые годы семнадцатого века. В начале его помещены рисунки, крест а и одной виньетки с узорами во вкусе турецком. Эту рукопись видел известный у нас Арсений Суханов и на поле её внизу крупно подписал своё имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Воспрянем духом и начнем добрую христианскую жизнь. Для этого нужно, с одной стороны, наше собственное усилие, старание, а с другой – благодатная помощь. Наше старание должно проявляться в воздержании, в трудолюбивой жизни, во внимании к своему сердцу, а благодатная помощь всегда нам готова. Она подается нам в молитве и Святых Таинствах, и особенно в Исповеди и Святом Причащении. Частая Исповедь и Святое Причащение – это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни, только нужно правильно пользоваться сими Таинствами. Например, Исповедь для своей действенности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедовать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их. А чтобы Святое Причащение было для нас спасительно, нужно приступать к Святой Чаше с верою и любовию ко Господу, ища божественной помощи в нашей несовершенной, греховной жизни. Мы немощны, мы слабы, мы боримы страстями, мы больны, мы скорбны, мы несчастны: куда же нам идти за помощью, к кому припасть, как не к Господу, Спасителю нашему, и как не стремиться к соединению с Ним во Святом Причащении? Когда Господь жил на земле, за Ним следовали страждущее и обремененные и получали успокоение. Но – о, милость Божия! – и после Своего Вознесения Господь всегда с нами и Святых Своих Дарах Тела и Крови. Говорят, однако: чтобы часто причащаться, нужно и жить хорошо. А разве христианам разрешено жить и не свято? Ведь вся задача наша в том и заключается, чтобы стремиться к жизни святой и богоугодной. Другие говорят: трудно часто исповедоваться и причащаться ввиду того, что это вышло из обыкновения, и редко где принимают на исповедь в обычное, непостовое время. На это нужно сказать: «ищите, и обрящете» ( Мф.7:7 ). Лишь бы было доброе, искреннее желание, а найти по духу пастыря, духовника всегда Господь поможет. Есть и такие, которые не рекомендуют часто причащаться, дабы не привыкнуть и не охладеть к сему Таинству. Духовное руководство везде и всегда нужно. Но разве заповедано нам добра бежать из боязни его не достигнуть? Вот закон: твоя цель – добро, и всеми силами души ищи его. Так и относительно Святого Причащения. Это неоцененное и необходимое благо для христианина. А если оно таково, то и напрягай всегда все усилия к достижению его и не отклоняйся от него. Возревнуем же о доброй христианской жизни и Святом Причащении. Жизнь наша часто не дает нам утешения, она тяжела и скорбна; взыщем же духовного утешения в Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Архипастырские пожелания питомцам духовной школы посвятить себя на служение Церкви Поздравляю вас, возлюбленные юноши, с окончанием учебного курса. Благодарение Богу, окончили вы его очень успешно, усердно и прилежно занимаясь, в чем я убедился, бывая у вас на экзаменах. Я не стану убеждать и принуждать вас всех без исключения идти на поприще пастырского служения. Пусть каждый из вас избирает то, к чему он более способен, чего желает, к чему имеет призвание. Но я не могу не пожелать, и притом горячо пожелать, чтобы большинство из вас посвятило себя на служение Святой матери нашей Церкви и, главным образом, окончившие студентами. К крайнему же прискорбию моему, в настоящее время наблюдается такого рода явление, что во иереи идут только средние ученики и худшие, что иногда ведет за собою довольно печальные результаты. Не то было в наше время, когда пастырскому служению посвящали себя чуть ли не все кончавшие Семинарию, не исключая и академиков, первым примером чего являюсь я сам. А это вело к тому, что Церковь православная была сильна и количественно и качественно, и твердо отражала все козни и нападения врагов христианства и православия. Исполните же, возлюбленные юноши, мое желание: это будет для меня лучшим утешением. Господь вас благословит! XV. Обращение к духовенству Харьковской епархии (по поводу холерной эпидемии) Возлюбленные пастыри Харьковской церкви! Нашу паству посетила эпидемическая болезнь – холера. Меч грозный и опасный. Прошу духовенство Харьковской епархии приложить все свои пастырские заботы об охранении своих пасомых от заболевания. Для достижения сего употребляйте меры наставления, вразумления и утешения, чтобы народ с любовью принимал санитарные меры и самих санитаров: врачей, сестер милосердия, фельдшеров и фельдшериц и прилагал те средства, которые они предлагают и употребляют, чтобы народ воздерживался от запрещенных пищи и пития, не обращался за помощью к знахарям и знахаркам; ведь жизнь трезвую, трудолюбивую и посещал, как всегда, храм Божий для молитвы; чтобы он не скрывал своих больных, но немедленно обращался к врачующим лицам и священнику. Напутствовать больных Святыми Тайнами составляет необходимую принадлежность истинного христианина... Хороните умерших от холеры в закрытых гробах, и отпевание их можно совершать на самых могилах. В такое тяжкое время уже не до обычных церемоний. Хоронить покойников можно ранее положенного времени, не на третья сутки по смерти, но в тот же день, или на другой; скопление народа вредно, не должно быть; поминовения отменяются. Все это вы, пастыри церкви, должны разъяснять своим прихожанам и сами исполнять. За небрежение и нерадение о сем вы подвергнетесь ответственности пред начальством, а паче всего суду Божию. XVI. Напутственная речь, Харьковским санитарам, сказанная в Харьковском Кафедральном Соборе после Божественной Литургии 15

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не могу не выразить своего удовольствия по поводу производящегося обновления вашего храма. Всегда нужно помнить, что храм есть такое сокровище, дороже которого для христианина ничего не может быть на земле. Хотя человек может в известной степени удовлетворить прирожденной ему религиозной потребности и в частной молитве, но вполне и плодотворно это чувство не может быть удовлетворено без места общественного богослужения и общественной молитвы; а таким местом всегда был и будет только храм Божий... Храм Божий есть неоцененное сокровище для христиан и потому, что в нем совершается все самое важное в жизни христианина: в храме Божием молитвами и таинствами освящается каждый шаг жизни христианина от первого появления его на свет до самой его смерти. Даже и по смерти христианина, когда с течением времени все забудут его, тогда не забывает его в своих молитвах Св. Православная Церковь ... Вот какое сокровище для христианина храм; поэтому и вы дорожите сим вашим храмом и пользуйтесь им для своего спасения; поддерживайте и храните его в чистоте и благолепии, как можно чаще посещайте сей храм, особенно в дни воскресные и праздничные; присутствуйте в нем при богослужении с должным вниманием и благоговением, усердно молитесь Богу. Но вместе с обновлением храма видимого вы должны заботиться и об обновлении душ и сердец ваших. Обновивши храм, вы и сами должны быть вполне достойны сего храма по своей жизни. Благодать Божия неоскудно действовала и в старом храме на людей добрых и благочестивых; точно также и в обновленном храме спасутся одни только добрые люди; а злые и нечестивые и в новом храме не спасутся, а пойдут по смерти в ад. Не внушает ли поэтому совершающееся у вас обновление храма позаботиться об обновлении своих душ! Что пользы в том, что вы будете иметь обновленный храм, а сами будете грешниками? Поэтому чаще и чаще обновляйте души ваши от грехов, как можно чаще собирайтесь сюда на молитву, не опускайте ни одного воскресного и праздничного дня, чаще обновляйте чрез исповедь и причащение Св. Тела и Крови Христовой души ваши, да и дома ведите жизнь трудолюбивую и благочестивую; тогда и добродетельная жизнь ваша будет соответствовать чистоте и святости вашего нового храма. Вот какую обязанность налагает на вас обновляемый храм ваш. Только при этом условии обновленный храм послужит вам во спасение; в противном случае он будет осуждением... чего не дай Бог вам... блюдите же, храните и дорожите своим храмом, пользуйтесь им для вашего счастья временного и вечного, и молитесь за обновителей его... А я от всей души желаю вам поскорее дождаться обновления храма...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И вот этою любовию я пользуюсь 11 лет. Сердце мое сроднилось со святителем, который часто тайно обвеселяет меня. Сроднилось мое сердце и с братией Чудова монастыря, братией смиренной, кроткой, трудолюбивой и не по заслугам любящей меня. Сроднилось мое сердце и со всеми теми московскими обитателями, которые окормляются у раки святителя Алексия. Любя святителя, они и меня окружают тою же любовию, и их любовь так бывает сильна, что умиляет меня, нередко исторгает слезы и заставляет невольно стремиться к Господу. Неудивительно поэтому, когда ходили слухи о моем возможном уходе из Чудова монастыря, то жутко делалось мне, и я в душе молился святителю Алексию. И Господь по его молитвам посылал мне утешение. Еще так недавно был у нас в монастыре святой жизни старец игумен Герасим, который не раз предрекал мне, что если возведут меня в сан епископа, то непременно оставят жить в Чудовом монастыре. Вот и это предуказание чтимого народом и братией старца сбылось. Определением Святейшего Правительствующего Синода, утвержденным Его Императорским Величеством, я возвожусь в епископский сан и остаюсь жительствовать в том же родном для меня монастыре. Я стою на пороге епископства. Душу мою в настоящее время охватывает, с одной стороны, смущение, робость, а с другой – умиление и радость. Подобно тому, как хозяйка дома при внезапном и неожиданном приходе высокого гостя смущается, теряется и, стараясь уже при госте все привести в порядок, извиняется, что она не ожидала такого высокого посещения и потому не успела убрать жилища своего, и в то же время от сознания того, что ее посетил такой высокий гость, радуется, ликует, приходит в восторг, так точно и моя бедная, немощетвующая, многогрешная душа смущается. Она смущается от принятия епископского сана, она трепещет от сознания своего недостоинства, скверны и нечистоты. «Куда Ты войдешь, Господи, как я Тебя приму? ...Вем, яко неемь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити»...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010