Павел Пушкарев Книга в моей жизни сыграла не решающее значение. Однако, одной из первых книг, которые я прочитал, была книга «Отец Арсений». Она дала мне живой пример веры в довольно тяжкое время для православия в России, помогла мне более полно понять, что такое христианство. Именно благодаря ей я увидел, что христианство — это образ жизни, что вера — это огромный дар Божий человеку, и сохранить этот дар можно всегда, в любых обстоятельствах. Позже я читал, что о. Арсений — вымышленная фигура, собирательный образ, который включает в себя жизненный путь многих людей. И тогда, скажу честно, меня это очень расстроило. Но сейчас я понимаю, что неважно, был ли отец Арсений в реальности, как личность, или нет, важно то, что в этой книге собран огромный духовный опыт многих людей, который так полезен христианам в современном мире. Зинаида Пачина В 1994 году журнал «Литературная учеба» опубликовал сборник духовных очерков Анны Ильинской «Матушки земли Российской». На дворе — «лихие девяностые», дома — постоянно болеющий ребенок, и сама — на грани депрессии. А вот взялась читать… и успокоилась. Читала о православных подвижницах ХХ века и вспоминала свою бабушку — светлую, скромную до застенчивости, трудолюбивую. Вспоминала ее трудную жизнь, ее терпение и веру. В общении она была немногословной, мягкой, рассудительной… И через «призму жизни» и образ бабушки жизнь матушек из очерков вдруг стала такой близкой, понятной, ясной. И ясной стала их вера. Все разом в голове соединилось, легло по полочкам, и «как пелена с глаз упала»: так вот же, как я раньше-то не понимала, ведь все так просто, так удивительно. Пришла вера. В жизни появились новые книги — из церковной лавки. По материалам сообществ читателей «Правмира» в социальных сетях Facebook и «Вконтакте» . Словарь «Правмира» — Вера Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kakaya-kniga-pomogla-p...

Вот я после довольно тяжелого дня, расстроенная и в общем-то сильно обиженная, подхожу к его кроватке, чтобы благословить на ночь. И вдруг в темноте чувствую, как со второго яруса ко мне метнулось худенькое тело, а ручки обвили шею. Сеня горько плачет, приговаривая: — Прости меня. Как я тебя сильно обижаю! — Зачем же ты делаешь это? Ведь ты меня любишь? — Я очень тебя люблю. Я не хочу обижать, а все обижаю и обижаю. А вот он тебя не любит и мне говорит. — Да кто, он? — непонимающе спрашиваю я. — А бес. Он тебя не любит. Потом помолчал и шепотом: — А папу ненавидит. Лепесток 6-ой. Хитрец Арсений хорошо помнит, как он был маленьким. Недавно рассказал, что помнит, как он был у меня в животе: — Было всегда темно, а потом вдруг становилось светло. Это ты вставала на солнышко. Часто он вспоминает, как маленьким упал со шкафа. Это вспоминается тогда, когда я ругаю его за плохие отметки. — Что ты хочешь? Ведь я упал со шкафа, стукнулся, а теперь ничего не понимаю. Но вот он принес пятерку за сочинение по литературе, и я вспомнила его любимое оправдание: — Вот видишь! Все ты понимаешь, просто ленишься. А ты — «упал, стукнулся». — Да нет! Это я по математике стукнулся, а не по русскому. Лепесток 7-ой. Пастушок Сенечка подрос. Стал серьезнее. И разговоры у нас тоже серьезные. Приближается Рождество. В гимназии идет подготовка к Рождественской елке. Распределяют роли. Арсений, вернувшись домой, подсел ко мне. — Мама! Я уже четвертый год все пастушок, да пастушок. Костя — воин, Сашка — фарисей. А я все пастушок. Почему? Я вижу его расстроенное лицо и пытаюсь утешить: — Может, ты вырастешь и станешь пастухом. — Это как? — А вот как. Священник — это пастух своего стада. А мы все — овечки у него. На Западе священника так и зовут — пастор. Вот и будешь ты таким пастухом. И поведешь свое стадо вперед и вперед. Арсенька, подперев щечку, грустно вздыхает: — Ох, куда же я их заведу… Цветок четвертый. Лиза Лепесток 1-ый. «Вороность» Лиза — это наша с батюшкой услада. Тихая, кроткая, любящая, трудолюбивая девочка, которая каждый день молится: «Господи! Дай мне дать!» Чудесный, нежный цветок. Наверное, в каждой многодетной семье есть такой «Божий подарок». Все в ней радует. Но есть в ней этакая «вороность», в смысле:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

Здороваемся с ней, дарим цветы, подарки, с трудом сдерживаем волнение, ведь перед нами – живая история. Начинается наше общение с Зоей Александровной, и сразу на душе становится тепло и празднично. Несмотря на свой преклонный возраст, она сохранила ясный ум и хорошую память. Как говорит сама Зоя Александровна, все это благодаря молитве, кто молится – тому Господь и ум, и память продлевает. Много рассказывает об отце, какой он был в семье, как любили его родные и прихожане. Был всесторонне развитым, трудолюбивым. И иностранные языки знал, и в медицине разбирался, и гвоздь забить, и корову сдоить мог, если нужно было. Не гнушался никакой работы в последнее перед арестом время, чтобы прокормить семью. Таким он и запомнился дочери, такой его образ она и хранила в своей памяти всю свою нелегкую жизнь, все время ощущая его незримую поддержку и заступничество. После ареста в семье о. Александра остался сын Нил, дочь Зоя и приемный сын Арсений. Тяжело даже представить себе, что пришлось испытать матушке и детям. По рассказам Зои Александровны, от голодной смерти их спасла швейная машинка «Зингер», которая и сейчас как реликвия хранится у нее в доме. Беру в руки старые, пожелтевшие от времени, фотографии. Вот она – святость, на меня с фото «смотрит» подвижник своего времени. Взгляд сосредоточенный, полный спокойствия и душевной чистоты, на руках он держит маленькую дочь, которой суждено будет пройти сложный жизненный путь дочери врага народа. Внимательно вслушиваюсь в слова интеллигентной, умудренной временем женщины, которая излучает невидимый свет и теплоту своего внутреннего мира. Зоя Александровна, будто читая мою мысль, говорит мне: «Не думайте, о нас, что мы уж такие святые. Бывало, что и ссорились с братом, и шутили друг над другом, и много чего в жизни было, но всегда любовь побеждала все жизненные неурядицы». С трепетом в душе хранит она детские воспоминания о Прощеном воскресении. С большим волнением ожидали отца из храма, затем становились на колени и просили прощения друг у друга. Все это происходило в торжественной и трогательной обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После завоевания Палестины римлянами самаряне появились и на западе, во многих городах римской империи и позже в Византии 805 . Из древних житий св. Кирилла и Мефодия мы, напр., узнаем, что самаряне были в Херсонесе Таврическом 806 . На западе, также как и на востоке, самаряне, по-видимому, составляли иногда более или менее многочисленные общины и имели свои синагоги. Такая синагога была в самом Риме. Об этой синагоге известно, что в один из смутных периодов она была отнята у самарян христианами; самаряне, значительное время спустя после захвата, обратились было с жалобой к королю Теодориху (493–526); но своих прав на синагогу они доказать не могли, и потому заявление их было признано ложным 807 . Из императорских законов, приведенных нами выше, и из некоторых фактов можно видеть, что в римской и византийской империи самаряне занимались адвокатурой, были педагогами, служили на военной службе, достигали иногда высоких государственных должностей и играли большую роль даже при дворе. Напр., самарянин Фавстин был при Юстиниане правителем Палестины, а Арсений, как мы уже упоминали, достиг должности сенатора, которую, впрочем, потерял за свои интриги в пользу соотечественников 808 . О некоторых самарянах известно, что они стяжали славу на поприще занятия науками. Таков был, напр., ученик Прокла Марин (конца V в.), который в течение сорока лет начальствовал над школами в Афинах и пользовался большою славой, как трудолюбивый ученый и знаток Аристотеля 809 . Можно думать, что и в области военного искусства самарийские эмигранты имели видных представителей. Юинболль предполагает, что предводители самарян во время восстания при Зеноне и Юстиниане Юстус (Юстаса) и Юлиан, объявившие себя самарянскими царями, навык к военному делу приобрели на службе в императорских войсках и получили свои римские имена за военные отличия 810 . Но преимущественно в городах римской и византийской империи самаряне, – особенно после преграждения им доступа к государственным должностям, – играли роль банкиров и маклеров. Уже у И. Флавия упоминается римский банкир самарянин Фаллуса, вольноотпущенник Тиверия, оказавший денежную помощь Агриппе I-мy во время домогательства им Иудейского престола 811 . Позднее занятие денежными операциями настолько сделалось самарянским, что в Византии банкиры и маклеры были известны под общим именем самарян 812 . Благодаря этому, самаряне, конечно, имели возможность приобретать большие богатства, но за то и имя самарянина употреблялось иногда в качестве презрительного и оскорбительного наименования 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Монах. – По внешнему рассуждению и стихийной философии может представляться это и так, но духовный разум, осененный светом религии и образованный опытами внутренней жизни, проникает глубже, созерцает светлее и таинственно открывает совсем противоположное представленным Вами умозаключениям. Чтобы скорее и яснее понять это, объясним примером и поверим истину сию Словом Божиим! Например, к одному учителю ходил ученик брать уроки просвещения. Слабые способности, а не менее и леность и рассеянность, свойственные летам, препятствовали ученику в успехе учения и поставляли его в разряд ленивых и безуспешных. Опечаленный сим, не знал, что делать, как бороться с недостатками своими! Некогда встретясь с другим учеником, товарищем по классу, более его способным, прилежным и успешным, объявил ему свое горе. Сей, принявши в нем участие, пригласил его заниматься вместе. «Будем учиться вместе, – сказал он, – нам будет охотнее и веселее, а потому и успешнее». И так они стали учиться совокупно, передавая один другому, кто что понял – предмет учения был один и тот же. И что ж последовало чрез несколько дней? Нерадивый сделался прилежным, ощутил вкус в учении, небрежение его сменилось усердием и понятливостию, что и сделало благодетельное влияние даже и на самый характер его и нравственность. А понятливый его товарищ сделался еще быстрее, еще способнее и трудолюбивее. Они в воздействии одного на другого приобрели общую пользу... Да это и весьма естественно, ибо человек раждается в обществе людей, развивает разумичные понятия чрез человеков, обычаи жизни, настроение чувств, стремление желаний; словом, всё он приемлет по образцу себе подобного. А потому как жизнь людей состоит в теснейшем соотношении и могущественном влиянии одного на другого, то кто между какими людьми живет, таковым и навыкает обычаям, действиям и нравам. Следовательно, хладный может возгреваться, тупой – остреть, ленивый – возбуждаться к деятельности живым участием подобного себе человека. Пример сему весьма ясно выражается в магнитном влиянии и рапорте 602 : здесь видимые опыты доказывают, как удобно может разверзаться, вовлекаться и, в особенности, действовать душа, возбуждаемая участием и желанием души другого!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Подходим к маленькому домику за деревянным забором. Нас встречает внучка новомученика Валентина. К сожалению, Зоя Александровна уже не встает с постели. Входим в скромное жилище: все очень просто устроено, из «ценностей» только иконки и старые семейные фотоснимки. На кровати сидит старенькая седоволосая женщина, пытается разглядеть своих гостей. Здороваемся с ней, дарим цветы, подарки, с трудом сдерживаем волнение, ведь перед нами – живая история. Начинается наше общение с Зоей Александровной, и сразу на душе становится тепло и празднично. Несмотря на свой преклонный возраст, она сохранила ясный ум и хорошую память. Как говорит сама Зоя Александровна, все это благодаря молитве – кто молится, тому Господь и ум, и память продлевает. Много рассказывает о своем отце: какой он был в семье, как любили его родные и прихожане. Был всесторонне развитым, трудолюбивым. И иностранные языки знал, и в медицине разбирался, и гвоздь забить, и корову сдоить мог, если нужно было. Не гнушался никакой работы в последнее перед арестом время, чтобы прокормить семью. Таким он и запомнился дочери, такой его образ она и хранила в своей памяти всю свою нелегкую жизнь, все время ощущая его незримую поддержку и заступничество. После ареста в семье у о. Александра остались сын Нил, дочь Зоя и приёмный ребёнок Арсений. Тяжело даже представить себе, что пришлось испытать матушке и детям. По рассказам Зои Александровны, от голодной смерти их спасла… швейная машинка «Зингер», которая и сейчас, как реликвия, хранится у неё в доме. Беру в руки пожелтевшие от времени фотографии. Вот она – святость. На меня с фото смотрит подвижник. На руках он держит маленькую дочь, которая прошла сложный жизненный путь дочери «врага народа». Взгляд сосредоточенный, полный спокойствия и душевной чистоты. Внимательно вслушиваюсь в слова интеллигентной, умудренной временем женщины, которая излучает невидимый свет и теплоту своего внутреннего мира. В голове продолжает кружиться один вопрос: «Как оно быть – дочерью святого?» Зоя Александровна, будто читая мою мысль, говорит мне: «Не думайте, что мы уж такие святые. Бывало, что и ссорились с братом, и шутили друг над другом, и много чего в жизни было, но всегда любовь побеждала все жизненные неурядицы». С трепетом в душе хранит она детские воспоминания о Прощёном воскресении.

http://pravmir.ru/v-gostyax-u-docheri-sv...

—540— проповеди Льва в рукописном сборнике, весьма хорошо сохранившемся, – оппонент подчеркнул его же собственные последние слова, так как сочинения, пользующиеся известностью и имеющие широкий круг читателей, обыкновенно не остаются „хорошо сохранившимися“: хорошо сохраняются рукописи, мало и редко читаемые. Грубою и непростительною ошибкой назвал оппонент заявление магистранта, что от митрополита Арефы Кесарие-Каппадокийского остались схолии на сочинения апологета Аристида (стр. 248). Под этим Аристидом следует разуметь отнюдь не христианского апологета, а языческого философа с таким же именем. Во времена Арефы (IX–X в.) сочинения апологета Аристида не были еще и открыты; а за неимением текста не могло быть, конечно, и схолий на него. Ряд своих замечаний проф. Лебедев заключил похвалою магистранту за его ученый труд и пожеланием, чтобы с его легкой руки из воспитанников Московской духовной академии выходило побольше талантливых и трудолюбивых исследователей византийской истории 2 . Второй официальный оппонент, проф. Каптерев, начал речь свою раскрытием того общего положения, что события византийской истории имеют значение не только сами в себе, но и для других церквей филиальных (т. е. происшедших от Константинопольской церкви), так что изучающий позднейшую византийскую историю по необходимости должен исследовать и показать, как отразились те или другие события византийской истории на событиях церквей филиальных, в частности – русской. Поэтому оппонент ожидал встретить в сочинении г. Попова особую главу об отношении императора Льва к истории русской церкви, – главу, наиболее интересную для всякого русского читателя. – Ожидание это имело для себя еще следующие частнейшие основания: 1) В наших древних рукописях очень нередко встречается сочинение, надписанное так: „Василия царя греческого главизны учительны 60 и 6 к сыну своему царю Льву, имуще краегранесие сице: Василие о Христе царь греческый Лву возлюбленному сыну и сцарствующему о добродетели и о учении“ (Тестамент). В некоторых же рукописях помещается только одна третья глава этого сочинения с таким надписанием: „Василия царя греческого наказание к сыну своему Льву премудрому царю – о чести священничестей“. Несомненно, что это сочинение представляло особый интерес для наших предков (на него неоднократно ссылались напр. Посошков и Арсений Мацеевич , – оно издавалось у нас и печатно в 1662 г. и в 1718 г.); а указанная третья глава – о чести священнической – имела и практическую важность для русского церковного управления, почему она особенно часто помещалась в церковно-канонических наших сборниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать первую по Пятьдесятнице И зыде сеяй сеяти семене своего ( Лук. 8:5 ). Небесный Учитель Иисус Христос в ныне чтенной евангельской притче уподобил Себя рачительному земледельцу, нещадящему трудов своих для предуготовления обильной жатвы: изыде, говорит Он, сеяй сеяти семене своего. И с кем другим небесный Сеятель слова Божия мог лучше сравнить Себя, как не с трудолюбивым земледельцем? Будучи Богом, Он, по безпредельной любви своей к роду человеческому, принимает на Себя обязанность истинного проповедника Божественного учения, ходит по городам и селам, и оглашает оные благовестием слова Божия, показывает грешникам путь ко спасению, убеждает и праведников не совращаться с пути благочестия, возвещая им, что их благия дела, соединенные с правою верою, не будут забвенны у Бога, но уготовят им блаженство вечное. И ныне, слушатели христиане, семя небесного Сеятеля не престает сеяться на нивах сердец наших; и ныне проповедуется Божественное учение устами пастырей Церкви, или лучше сказать, сам небесный Учитель во гласе своего Евангелия, устами церковного глашатая, оглашает оным слух каждого из нас, приходящего во храм. Но, как всякое семя, так и семя слова Божия, возрастает и возращает плоды обильные только на ниве удобренной и хорошо подготовленной. Каким же образом и чем должны мы удобрять и приуготовлять нивы сердец наших для приятия слова присноживотного? О сем в настоящем слове размыслим. Дабы семя Божественного учения произращало обильные плоды в сердце человека, для сего необходимо иметь чистое сердце: только человек с чистым сердцем может принимать слово Божие с полною внимательностию и произращать: ибо человек таких только качеств во время слушания слова Божия нимало не рассеевается мыслями, все свое внимание устремляет на предмет, спасительный для души его, бывает чужд житейских попечений, не позволяет чувствам своим блуждать по распутиям мира и развлекаться его прелестями. И если исконный враг человечества и к нему приступает с своими кознями и хитростями и старается нарушить его душевное спокойствие, представляя к тому предлоги благовидные, то он или мало или совсем не успевает расстроит его: ибо сердце, устремленное к Богу и погруженное в смысл Божественного учения, не только не трогается посторонними предметами, но и не примечает их. Таким образом человек, находясь в сем состоянии, слушает слово Божие охотно, и приемлет оное с живым и твердым сознанием, стараясь тщательно каждую мысль и каждое речение его насадить и углубить в свое сердце, а потом возращая и напаяя оное ежедневным размышлением и соответственною деятельностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Кроме скупости, неразлучной с богатством, препятствующей человеку быть благотворительным и затрудняющей ему путь к спасению, есть ещё причины, затрудняющие тот же путь. Эти причины – другие свойства, порождаемый богатством в человеке, частью противоположны скупости, напр. чревоугодие, роскошь, честолюбие и гордость и др. чувственные пороки. Известно, что бедность смиряет человека; честолюбие и гордость не имеет места в бедном человеке. Нужда заставляет его часто обращаться за помощью к другим, и делает его услужливым и сострадательным к другим. Та же нужда делает бедняка трудолюбивым и заставляет его отказывать себе в роскоши. Поэтому самому бедный и честный труженик чужд бывает лености и чревоугодия. Напротив, богатство поднимает голову у богача; он ни от кого не зависим, а напротив – от него многие находятся в зависимости; отсюда происходит гордость богача и честолюбие. Он всегда тепло одет, всегда сыт; он имеет возможность удовлетворять своим прихотями; мало трудится, предаётся изнеженности и роскоши. Что это так, стоит только присмотреться к жизни и можно видеть справедливость сих слов. Часто можно видеть, как бедный трудится, услуживает богатому и унижается сим последним, терпит нужду и т. п., и напротив, как богач проводит время в удовольствиях, сыт, самодоволен, почтен и т. п. Не ошибёмся, если скажем, что мало спасения в сем последнем роде жизни. Если бы и действительно богатый человек употреблял своё богатство, как должно, ужели он скорее пошёл бы в Царство Небесное, чем бедный? Это ещё вопросы, требующие разъяснения. И если бы ответить на этот вопрос положительно, то вышло бы, что все богатые люди, строившие и строящие храмы, делавшие и делающие громадные пожертвована на храмы и монастыри, на воспитательные и богоугодные заведения, все покойники – богачи, по которым служатся в разных церквах сорокоусты, совершаются пышные поминовения, делаются богатые вклады – вошли в Царство Небесное скорее и легче, чем бедняки, ставящие в церкви дешёвые свечи, приносящие в храмы ничтожные лепты, умирающие, не оставляя ни копейки на своё погребение и никакого состояния на поминовение души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

А сколько имеем мы различных нужд, в которых мы прибегаем с молитвой ко Господу! То болезни телесные, то скорби душевные, то засухи и голод, то другие какие-либо горя и бедствия, то грехи и беззакония – все это весьма часто сильно и больно тяготит и подавляет нашу душу. А где скорее мы можем найти успокоение, облегчение и утешение в постигающих нас бедах, скорбях и напастях, как, опять, не здесь – в храме Божием, куда Сам Бог призывает всех скорбящих и угнетенных, всех труждающихся и обремененных, чтобы их утешить и упокоить. И вот, христиане, храм-то ваш, где живет Сам Бог и где вы молитесь Ему, находится у вас в таком жалком и мной еще нигде невиданном запустении. То, что должно быть на земле для вас всего выше, лучше и дороже, о том вы почти совсем не заботитесь, а это, друзья мои, великий, тяжкий грех. Дома свои поправляете, а о поправке дома Божия и не помышляете – это, повторяю, очень худо. Впрочем, ваш батюшка о. Сергий мне сказал, что вы недавно составили мирской приговор о сборе денег на поновление храма. Это утешительно и за это вас хвалю, а благодарить буду тогда, когда, как следует, будет отремонтирован и поновлен ваш храм. Слышите, православные, что я вам говорю? Благословляю вас скорее взяться за дело. Слышал я, что вы трудолюбивы и трезвы, в питейный не ходите и водки не пьете – дело это самое лучшее, самое похвальное; но нельзя похвалить вас за то, что вы не бросаете еще прежних ваших обычаев, что вы не покидаете еще своих киреметей, и будто ходите еще в дубовые рощи и приносите там кровавые жертвы. Грешно, худо, позорно и богопротивно, православные, так делать. Оставлять единого истинного Бога, Бога благодеющего, милующего, спасающего, всегда и во всем нам помогающего и безмерно нас любящего, и менять св. храм Его на какую то рощу и идти в нее колоть там жертву какому-то злому киремети, не имеющему над человеком решительно никакой власти, да и вовсе не существующему, – это уже хуже, несноснее и нестерпимее всякого греха, какой только за человеком может водиться. Бог ни за что так больно не наказывает и не карает, как за моление вместо Него кому и чему-нибудь другому, вроде киремети. Так будьте благоразумны, православные, оставьте свои злые языческие обычаи, не ходите в рощи к киремети. а по звону колокола всегда спешите в храм Божий и в нем усердно молитесь Господу, Который один только силен избавить нас от всех житейских бед, напастей и злоключений. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010