В пустыне сей Феодор провел два года, прилагая труды к трудам и утверждаясь в благочестии. В 1775 г. прибыли сюда из Молдавии два монаха – Антоний и Арсений, вероятно, для сбора милостыни. Беседа с ними возбудила в Феодоре сильное желание сходить в Иерусалим для поклонения Гробу Господа и всем Святыням святой земли. Получив благословение Отца Клеопы, с сими монахами отправился он в преднамеренный путь и благополучно прибыл в монастырь Тисман (в Валахии). Архимандрит того монастыря Отец Феодосий принял его благодушно и, зная внешние расстройства в Молдавских монастырях после окончания войны России с Турциею, а притом предвидя в нем украшение монахов своей обители, удержал его у себя, и не допустил даже к известному добродетельною жизнью Паисию 5 . Феодор внял совету Феодосия, и чрез три дня по приезде в Тисман пострижен был в монашество и наречен Феофаном, имея 24 года от рождения. По заключения мира между Россиею и Турциею в Кайнарджи (в 1774 г.), Турки жестоко стали притеснять обители и, между прочими, монастырь Тисман, так что монашествующим не возможно было долее оставаться в нем. Настоятель монастыря Феодосий 6 , не находя более способного, отправил монаха Феофана к светлейшему Князю Потемкину с прошением дать братии монастыря Тисмана какую-либо обитель в пределах России. С ним отправлен был, в виде кучера, монах Отец Анастасий, из рода Потемкиных, много содействовавший успеху сего посольства 7 . Посольство имело желанный успех. По ходатайству Светлейшего, для помещения монашествующих в Тисмане, назначена Модченская Софрониева пустынь, состоящая в 20-ти верстах от города Путивля, Курской Епархии. На время сего переселения (от 1778 до 1780 года) Отец Феофан удалился во Флорищеву пустынь, находящуюся Владимирской губернии в Гороховском уезде, где скоро и был произведен во Иеродиакона. А через два года возвратился к мудрому Наставнику своему Отцу Феодосию в пустынь Софрониеву. В скором времени, для занятия некоторых должностей в Александро-Невском монастыре, указом Святейшего Синода вытребованы были туда из Софрониевой пустыни пять человек, опытнейших и трудолюбивейших в делах жизни монашеской. В числе других послан был и Отец Феофан. Здесь сначала проходил он должности – Канонарха и Ключника, потом ради отличного прохождения всех послушаний, ради крайнего смирения и кротости, взят был в келейника к Преосвященному Митрополиту Гавриилу, и в 1785 году рукоположен во Иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

В среде иноков жив ещё был древний дух миссионерства. Тяжкие бедствия народные не подавили в сердцах их христианской любви к бедным идолопоклонникам. Повинуясь глаголу Божию: «идите... и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ), шли они к людям, «сидящим во тме и тени смертной», благовествуя о Христе и принося им свет жизни. Барон Герберштейн имперский посланник, бывший в России в 1516 и 1524 г.г., в оставленных им записках замечает о русских иноках: «Особенно иноки стараются обращать людей всякого рода в свою веру: пустынники-иноки и прежде обратили к христианской вере не малую часть идолопоклонников, долго и трудолюбиво посевая между ними слово Божие». 68 Так, во второй половине XIII века несколько неизвестных пустынников, поселившихся на Каменном острове Кубенского озера проповедовали евангелие диким племенам Чуди и Корелы, кочевавшим, преимущественно, на северо-восточном берегу озера, терпеливо перенося от них оскорбления и побои. Эти неизвестные пустынники-миссионеры случайно открыты были Белозерским князем Глебом Васильевичем, когда по пути в Устюг его захватила на Кубенском озере жестокая буря, пригнавшая корабль его к Каменному острову; благочестивый князь, видя нужду пустынников и вместе с тем исполняя данный им во время бури обет соорудить храм на месте своего пристанища, построил для них деревянную церковь (1255 г.), что облегчило им дело проповеди . В первой половине XIV века старец Сергий и преп. Герман, поселясь на Валаамском острове Ладожского озера, обратили в христианство тамошних корелов; а несколько позже Арсений, поселясь на соседнем Коневском острове, также просветил св. верою жителей его. Новгородский инок Лазарь, избрав себе жилищем один из островов Онежского озера, положил начало обращению в христианство диких соседних лопарей, много перед тем натерпевшись от них; ученики же его ревностно проповедовали евангелие по берегам р. Онеги. Но наибольшее в этом отношении совершено было св. Стефаном, «апостолом зырян», обитавших в лесах древней Биармии (Пермь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Это было одно из лиц семинарской поры епископа, которое вспоминалось семинаристами его поколения «светлой мечтой и добрым словом». На памяти Петра Белоликова 1 апреля 1895 года ректор семинарии совершил в Сретенской церкви постриг выпускника семинарии, будущего епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева) 67 . Едва ли мальчики из Кирилловского духовного училища были зрителями монашеских пострижений, − отец наместник Кирилло-Белозерского монастыря их не жаловал. Возможно, что именно постриг монаха Варсонофия был для Петра первым впечатлением подобного рода, и именно он заставило сильно биться сердце, заронил желание когда-нибудь услышать над собой пение «Объятия Отча отверзти потщися ми» и слова «Почто пришли припадая дружине сей…» и «необувну и непокровенну» приблизиться к алтарю… Относительно новгородских семинаристов конца XIX века епископ Антоний (Храповицкий) заметил: «Ученики наши – лучший тип русского семинариста, трудолюбивые, честные, простые и религиозные». Наконец, последний штрих к набросанному полотну: семинарский хор в 30 человек был в городе лучшим после архиерейского. В Новгородской духовной семинарии, вообще, поощрялись занятия музыкой, был даже свой оркестр, а в вечернее время звуки музыкальных инструментов доносились из каждого класса. В начале 30-х годов XX века в Ташкенте к известному церковному иерарху митрополиту Арсению (Стадницкому) подошла молодая женщина. Она была родом из Алма-Аты и решила рассказать об архиерее, расстрелянном в 1918 году в её родном городе. Бывший новгородский ректор немедленно вспомнил, о ком идет речь. По его словам, епископ Пимен был воспитанником Иоанна Кронштадтского . Митрополит Арсений не мог что-то перепутать, поскольку настоятель кронштадтского Андреевского собора пользовался в дореволюционной России исключительной известностью и всероссийским почитанием. О каникулярных поездках в Кронштадт в дом протоиерея Иоанна Сергиева одного из воспитанников в семинарии знали все. В 1894 году двоюродный брат Петра Белоликова вступил в брак с его племянницей Анной Семёновной Малкиной 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

л. 528 об. Мес. тогоже в 28 день, житие блаженнаго князя Вячеслава. Нач. Се ныне сбыстся пророческое слово. Напеч. в Моск. Вестнике 1827 г. 17. л. 555. Мес. того же в 30 день, мучение Григория еп. арменьскаго, и Ринсимия, и Гаиании и других 36-ти дев, пострадавших во Арменех. Нач. Царствующу Диоклитияну Римом, Тиридату же в Раменех. л. 586. В тойже день, житие и подвизи от чюдее похваление препод. отца нашего игумена Григория чюдотворца пельшемскаго. Нач. Добро убо и полезно зело, иже божественых мужей житие повествовати. Чудес 8 и Похвала. 665. (1617.) Минея четья мес. сентябрь, полууст., напис. 1627 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 566 листов, совершенно одинакова с предыдущим списком, ошибки те же. Послесловие (одинаковое во всех рукописях сего писца): Изволением Бога Отца и споспешением единороднаго Сына Его и совершением Св. Духа написана бысть сия святая книга месяць сентябрь Четья, словеса праздничныи и жития и мучения Святых (под 668, 679: Минея четья выбором жития, 671 – слова выбором, 672 – выборные словеса и жития), в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и великих чюдотворцов препод. отец Сергия и Никона иже в маковцы радонежьском, при державе, христианом Государя Царя и Вел. Князя Михаила Феодоровича всея Русии в 15-е лето государьства его, и при великом господине святейшем Филарете патриархе московском и всеа Русии в 11 лето святительства его, повелением и благословением тояже обители господина архимарита Дионисия и при келаре старце Александре а при казначее старце Пафнотие соловецких з братиею. А писал сию святую книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лета от создания миру 7136 (1627) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии, и по инок(ин)е Акилине и по инок(ин)е Анисие, и по дияконе иноке Серапиопе и по Козме 671 и др. прибав: и по Дарье) и по своей душе и по всех своих родителех. – Вы же, о Христе отцы и братиа, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешнаго не клените, и в том Господа ради простите, и во святых своих молитвах поминайте, а вас Господь Бог простит и помянет во царствии небеснем. Между творениями рук человеческих я бы отдал преимущество труду переписчиков духов. манускриптов, скажем, с Кассиодором, писателем VI в., если они делают свое дело с самою возможною точностию (De instit. divin. script. lib. 1. р. 27–30), к сожалению, трудолюбивый Герман не везде соблюдал точность, вероятно, по слабости зрения, см. 427.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

P.S. Хотел было я просить об особенном внимании Вашего Высокопреосвященства к Ржевскому священнику Илье Розову 2728 , – весьма дельному, трудолюбивому и чест- —72— 1886 г. ному, не любящему лжи, приседающей при сердце Ржевского о. благочинного. Из всех священников, с которыми мне по моим делам в России приходится вести переписку, – дельнее, основательнее, красноречивее его я еще не встречал в письмах». Из Константинополя от 12­ числа писал Настоятель Посольской церкви, архимандрит Арсений: «Пишу Вам уже не из Царь­-града, а из Буюкдере, – летней резиденции русского Посольства, в 20-ти верстах от Константинополя, на берегу Босфора. – Сообщение с городом на пароходе каждый час. Местность прелестная. Обширнейший, тенистый сад и парк по склону возвышенности со многими террасами и аллеями, отеняемыми исполинскими кедрами, платанами, каштанами, кипарисами, липами и др. На третьей террасе моя старческая келлия, преудобная, с хорошенькою церковью, в которую ход из моего помещения коридором несколько шагов; здесь же внизу помещаются и прочие члены причта с певцами. Живу буквально среди роскошной зелени и цветов и, по милости Божией, чувствую себя совершенно хорошо; поэтому пользуясь свободным временем, считаю долгом поблагодарить Ваше Высокопреосвященство за ваше отеческое ко мне писание и сообщить Вам несколько здешних моих наблюдений. Непохвальные действия здешней патриархии, особенно выразившаяся в деле бракоразвода кн. Горчакова, о чем Вы упомянули в своем письме, составляли в Константинополе предмет самый интересный для всех здешних газет, даже турецких; но замечательно: все газеты, за исключением, разумеется, греческих, осуждали патриарха. Любопытно суемудрое мудрование здешних синодалов, утверждающих законность беззаконного действия патриархии на 28 пр. Халкидонского собора; действительное-­то основание этого действия всем известно, даже до точного определения тысяч. Впрочем, это не единственный пример; здесь были подобные случаи и прежде, только они не касались России. Действия здешней патриархии вызвали вмешательство нашего посольства, которое, впрочем, узнало об этом деле в то время, когда уже было решено, – так секретно умели вести его. – Но забавное оправдание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воспрянем духом и начнем добрую христианскую жизнь. Для этого нужно, с одной стороны, наше собственное усилие, старание, а с другой – благодатная помощь. Наше старание должно проявляться в воздержании, в трудолюбивой жизни, во внимании к своему сердцу, а благодатная помощь всегда нам готова. Она подается нам в молитве и св. таинствах и особенно в исповеди и св. Причащении. Частая исповедь и св. Причащение – это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни,– только нужно правильно пользоваться сими таинствами. Например, исповедь для своей действенности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедывать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их. А чтобы св. Причастие было для нас спасительно, нужно приступать к св. Чаше с верою и любовию ко Господу, ища божественной помощи в нашей несовершенной, греховной жизни. Мы немощны, мы слабы, мы боримы страстями, мы больны, мы скорбны, мы несчастны: куда же нам идти за помощью, к кому припасть, как не к Господу, Спасителю нашему, и как не стремиться к соединению с Ним во святом Причащении? Когда Господь жил на земле, за Ним следовали страждущие и обремененные и получали успокоение. Но – о, милость Божия! – и после Своего вознесения Господь всегда с нами в Святых Своих Дарах Тела и Крови. Говорят, однако: чтобы часто причащаться, нужно и жить хорошо. А разве христианам разрешено жить и не свято? Ведь вся задача наша в том и заключается, чтобы стремиться к жизни святой и богоугодной. Другие говорят: трудно часто исповедываться и причащаться в виду того, что это вышло из обыкновения, и редко где принимают на исповедь в обычное, непостовое время. На это нужно сказать: «ищите и обрящете». Лишь бы было доброе, искреннее желание, а найти по духу пастыря, духовника всегда Господь поможет. Есть и такие, которые не рекомендуют часто причащаться, дабы не привыкнуть и не охладеть к сему таинству. Духовное руководство везде и всегда нужно. Но разве заповедано нам добра бежать из боязни его не достигнуть? Вот закон: твоя цель – добро и всеми силами души ищи его. Так и относительно святого Причащения. Это неоцененное и необходимое благо для христианина. А если оно таково, то и напрягай всегда все усилия к достижению его и не отклоняйся от него. Возревнуем же о доброй христианской жизни и св. Причащении. Жизнь наша часто не дает нам утешения; она тяжела и скорбна; взыщем же духовного утешения в Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

журн. «Странник», 1861. 8°, 85 стр.) и «Поучительныя слова на пять воскресных дней св. великой четыредесятницы, из церковной песни Задостойника: «О тебе радуется» (Спб., тип. журн. «Странник», 1861, 12°, 44 стр.). Из Петербурга о. Иоасаф возвратился в июне, а 22 июля 1861 года, в пятницу, в 25 минут 1-го часа по полуночи скончался в Боголюбове монастыре, где и погребен. На могиле о. Иоасафа дети его поставили гранитный памятник. Магистр-иеромонах Иоасаф, много потрудившийся для церковной истории Владимирского края, случайный и подневольный здесь житель, навсегда останется памятным в нашей губернии, так как его «Церковно-историческое описание Владимирской епархии» еще долгое время будет служить источником и пособием для справок по изложенным в нем предметам. Одного можно пожелать, чтобы это описание, как и «Жизнь Илариона, митрополита Суздальскаго», остающиеся до сего времени в рукописи, были изданы. После смерти своей Иоасаф ничего не оставил, кроме книг и рукописей; в них он находил единственную отраду, и потому желательно сохранить их в доступном для всех виде. Он был трудолюбивый писатель; все писания его, при достоинствах в научном отношении, отличаются простотой и живостью изложения. Скончался иеромонах Иоасаф (Гапонов) 22 июля 1861 года в Боголюбовом монастыре. Публикации иеромонаха Иоасафа : 1 . Князь Д.М. Пожарский и Арсений, архиепископ Суздальский. – Владимир, 1854. 2 . Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. – Владимир, 1857. 3 . Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. – Чугуев, 1857. 4 . О св. иконах особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. – Владимир, 1859. 5 . Краткие сведения о св. угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. – Владимир, 1860. Публикации о нём : 1 . Тихонравов К.Н. Статистический очерк издания «Владимирских губернских ведомостей» со времени учреждения их но 1874 год и биографические очерки местных деятелей в неофициальном отделе их//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Уже в начале XV века они заняли два пустынных острова на Дунае, вблизи главных венгерских городов Пешта и Буды, устроили даже небольшой городок или „местечко» Сент-Андре (Святый Андрей), а в „сербском Ковине» основали монастырь. Немного спустя (в половине XV века) один из потомков владетельного рода Бранковичей, обладавший большими средствами Георгий (впоследствии митрополит Максим) устроил в Среме монастырь Крушедол и богато одарил его своими земельными владениями. Почти одновременно с Крушедолом появились монастырь Фрушкой горы, между Дунаем и Савой. До 50,000 сербских семейств переселились из турецкой Сербии в пределы Венгрии и заняли свободные места по Банату, Бачке и Срему. Вместе с мирянами переселились их приходские священники и монахи, бежавшие из разоренных турками сербских монастырей. Скоро в занятых переселенцами местностях появились церкви и приходы, а вблизи их новые монастыри. Венгерское правительство в то время относилось к переселенцам покровительственно и даже освободило их от платежа десятины в пользу католической церкви. Чувствовался только недостаток в правильной епархиальной организации. Священники по своим служебным делам, а прихожане с просьбами о рукоположении новых священников на место умерших обращались к соседним епархиальнымъ архиереям к Сремскому, Будимскому, Шегединско-Бачскому, Темешварскому и др. Но скоро было улажено и это затруднение. Начиная с 1683 года австрийцы мало помалу отняли у турок всю бывшую под их властью Венгрию и всю Славонию с Сремом. Тогдашний австрийский император Леопольд I, желая заселить эти земли трудолюбивым земледельческим народом, вошел в сношение с Печским (сербским) патриархом Арсением III Черноевичем, обещая многие льготы сербам, которые пожелают переселиться из Турции в Венгрию. Арсений принял эти предложения. И вот, в 1690 году около сорока тысяч сербских семейств (более 500,000 человек), во главе со своим патриархом и несколькими епископами, оставили страну своих отцов-Старую Сербию-и, переселившись в Венгрию, заняли свободные места в Славонии, Бачке, по берегам Тиссы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

XLIII. Речь при посещении храма села Каймар 47 . О христианском долге прихожан Были ли вчера в Усадах за литургией? Кто был? – поднимите руки! Было вас весьма достаточное количество. Помолились вы вчера со мною, слышали и мое поучение и я вам преподал архипастырское благословение. А теперь я прибыл сюда, чтобы осмотреть ваш храм. Много у вас в храме древнего, много икон со св. мощами, вот икона св. благоверного князя Александра Невского с мощами сего угодника Божия, а там икона св. Мефодия, епископа Патарского, также с мощами; есть у вас и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Краковской. Не все церкви владеют такими святынями; в вашем храме все дышит святостью и древностью и самый храм у вас древний. Но он требует от вас позаботиться почистить и обновить его. Позаботьтесь об этом. За это вы приобретете милость Божию, которая невидимо действует на нас, избавляя от бедствий и несчастий. Если вы будете прихожанами неблагочестивыми, не радеющими о храме своем, не трудолюбивыми, то не получите от храма желаемых благ, святыни вашего храма будут для вас бесполезны. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

16. Авва Агафон был мудр в умном делании, не ленив – в телесном и во всем умерен – в рукоделии, в пище и в одеении. 17. Он же, придя в Скит, когда там было собрание по какому-то делу и уже определено было решение, сказал: не хорошо решили вы дело. Они спросили его: ты кто такой, что так говоришь? Авва ответил: сын человеческий, ибо сказано: аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии ( Пс. 57:2 ). 18. Он же сказал: если гневливый и мертвого воскресит, то все не будет приятен Богу. 19. Еще сказал: если кто-то любезен будет мне по преимуществу, и я уразумею, что он низводит меня в умаление, то отсеку его от себя. 20. Авва Даниил говорил, что прежде, нежели к отцам нашим пришел авва Арсений, они жили с аввою Агафоном. Авва Агафон любил авву Александра, ибо он был подвижен и кроток. Случилось, что, когда все ученики его мыли пальмовые ветви в реке, авва Александр мыл неспеша, и, придя, братия сказали старцу: брат Александр ничего не делал. Желая уврачевать их, старец сказал ему: брат Александр! Мой хорошенько, ибо это лень. Услышав сие, тот опечалился, но после старец утешил его, говоря: разве я не знал, что ты хорошо делаешь? Но сказал тебе так при них, дабы уврачевать помысл их послушанием твоим, брат. 21. Некто из отцов рассказывал, что в Келлиях был один трудолюбивый старец, носивший рогожу. Когда пришел он к авве Аммону, тот, увидев его в рогоже, сказал: это нисколько не принесет тебе пользы. Старец спросил его: три помысла беспокоят меня: или блуждать по пустыням, или отойти на чужбину, где бы никто не знал меня, или затвориться в келлии – ни с кем не видеться и вкушать через два дня. Авва Аммон ответил ему: ничего из сих трех не полезно тебе исполнить, но сиди лучше в келлии своей, вкушай понемногу каждый день, имей всегда в сердце своем слово мытаря – и можешь спастись. 22. Пришли некогда к авве Ахилле три старца, из коих один имел худую славу. Один из старцев попросил: авва! Сделай мне мрежу. Он сказал: не сделаю. И другой просил: сотвори милость, сделай нам одну мрежу, чтоб иметь память о тебе в монастыре. И другому отказал за недостатком досуга. Наконец, говорит и имевший худую славу: сделай мне одну мрежу, чтоб было у меня нечто от рук твоих, авва! И он тотчас ответил: для тебя сделаю. После два старца сказали ему наедине: почему, когда мы просили тебя, ты отказал нам, а ему сказал – для тебя сделаю? Старец говорит им: вам сказал я – не сделаю, и вы не оскорбились, приписывая отказ моему недосугу, а если ему я не сделаю мрежу, то он подумает: верно услышал старец о грехе моем и не захотел сделать, – тем я тотчас отрезал бы вервь. Итак, я ободрил душу его, да не будет поглощен печалию таковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010