Оно состояло из 24 членов, остальные, студенты (около 40), надо полагать, тяготели к менее учёным ассоциациям. В то время, как в Московской Д. Академии читались рефераты по философии, обсуждался смысл и значение философии Канта, в журнале издававшемся при Московском Университете (Вестнике Европы) Канта, Фихте и Шеллинга называли сумасшедшими и их сочинения „немецкой галиматьёй“. Юные студенты удивлялись невежеству и нелепости суждений университетского журнала. Не точка зрения на предмет удивляла их, а незнание предмета. Отрицательные взгляды на философию и религию им были хорошо известны, но основательное изучение философии приучило их – глубоко благочестивых и строго православных христиан (это видно по их рефератам) – к терпимости к чужим взглядам и мнениям. В этой юной, благородной и серьёзной атмосфере возрастал духом Ф. А-ч. В Академии при её основании было учреждено два отделения историческое и физико-математическое. Ф. А-ч избрал последнее. В Академию он принёс с собой крепкую православную веру, академия дала ему основательные начальные знания, которые увеличивать и расширять далее он уже мог вполне самостоятельно. Профессором, наиболее влиявшим на Ф. А-ча был, —442— кажется, В.И. Кутневич. Кутневич преподавал сначала математические и затем философские науки (логику, психологию и историю философии, метафизика тогда не читалась). О нём сохранилась память, как о даровитом и трудолюбивом профессоре. Он выписал сочинения Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби, историю философии Теннемана и другие философские новинки того времени, и его даровитый ученик очень скоро мог ознакомиться с тогдашней немецкой философией. И Ф. А-ч не терял времени. Он переводил с немецкого языка (эти переводы и теперь сохранились у сына его Димитрия Феодоровича) курсы по истории философии Теннемана, Брукнера, Эстетические рассуждения Ансильона. Вместе с своим другом П. С. Делицыным он перевёл всю эстетику Бутервака. Не медлил Ф. А-ч и других знакомить с немецкой философией. Когда он поступил в Академию, он оставил в семинарии младшего по курсам своего друга Феодора Москвина (впоследствии принявшего монашество под именем Арсения и скончавшегося весной 1876 года в сане митрополита киевского). Обучаясь в Академии, на время вакаций Ф. А-ч ходил пешком в Кострому к родителям и на своих плечах приносил своему другу по семинарии немецкие философские книги, и семинарист Москвин под руководством студента Голубинского следил за движением западноевропейской мысли в то время, когда ещё с ней неохотно знакомились и русские профессора. Впоследствии иерарх Арсений с любовью вспоминал и рассказывал об этом Димитрию Феодоровичу Голубинскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

LVI Речь при прощании с воспитанницами С.– Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища 78 Несколько слов о заботах об этом училище и – благожелание Прощайте, дорогие дети! Благодарю вас за те добрые качества, которые вы всегда являли в вашей училищной жизни, в ваших занятиях и в вашем поведении. Особенно благодарю вас за то духовное утешение, которое вы доставляли мне всегда, когда я приходил к вам и был вместе с вами: вашей лаской, расположением и любовью ко мне. Скажу вам откровенно, что среди своих многочисленных трудов, забот и беспокойств я приходил к вам, чтобы отдохнуть среди вас и успокоиться душой и телом. И любил я вас, дорогие мои! Вся моя забота была о том, чтобы сделать для вас что-нибудь получше: да и не для вас только, но и для всех бедных дочерей духовенства Петербургской епархии. С какой любовью лелеял я мысль о постройке отдельного от дома призрения, самостоятельного, обширного и удобного, во всех отношениях, епархиального женского училища, дабы дать возможность большему числу дочерей духовенства получать образование в таком училище. Я не останавливался перед теми препятствиями, которые встречал на пути к достижению намеченной цели. И вот, благодарение Богу, вы уже провожаете меня молитвой из нового вашего училищного храма и прощаетесь со мной в обширном зале нового училища. Не судил мне Господь пожить с вами в новом училище: но я буду издали утешаться мыслью, что Бог благословил мои труды успехом, что вы и ваши преемницы будут жить и получать образование в новом, благоустроенном училище. От всей души желаю вам и в училище, и по выходе из него – счастливой, мирной и безмятежной жизни. Да будет над вами благословение Божие. А вы старайтесь заслужить его своей доброй и трудолюбивой жизнью, будьте евангельскими детьми, которых Спаситель поставил в пример взрослым, и украшайтесь в продолжение всей вашей жизни теми свойствами, которыми отличались евангельские дети и которые привлекали на них благословение Божье. Эти свойства: невинность, кротость, послушание и незлобие. Будьте вы таковыми: тогда будут любить вас люди и Бог вас не оставит Своей милостью. С любовью и вас оставляю, и с любовью благословляю вас; Господь с вами! Молясь здесь о ваших присных, вспомните иногда и меня в ваших детских молитвах. Прощайте, дорогие дети! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Красный Колумб К 125-летию Отто Шмидта, предводителя полярников 30 сентября, 2016 К 125-летию Отто Шмидта, предводителя полярников 125 лет назад в Могилеве родился будущий ученый, чье имя станет одним из главных позывных ХХ века. Отто Юльевич Шмидт был одним из самых ярких служителей Просвещения. Арсений Замостьянов рассказывает о том, кто был самим пространством Просвещения. Тысяча лет на чтение Свой первый подвиг Отто совершил в шестилетнем возрасте, когда переплыл тогда еще полноводную речку Дубравенку. Это было под силу не каждому взрослому. В отчете 1900/01 года классный наставник характеризует Шмидта как ученика «примерного поведения, трудолюбивого и способного в учебе». Это трудолюбие Отто Шмидт сохранил на всю жизнь. Отто Шмидт. 1912 год. Вот он стал студентом физико-математического факультета Киевского университета, составил себе список литературы, которую ему как будущему ученому необходимо прочитать. И, не давая себе поблажек, двинулся к высотам знаний. Простой математический подсчет показал, что на прочтение книг из его списка уйдет тысяча лет! Отто с болью в сердце сократил список, снова подсчитал – вышло 250… Страницы из дневника студента Шмидта демонстрируют честолюбивого труженика или, как говорят в наше время, трудоголика – каким он и останется в истории науки: «…всё время, начиная с марта или раньше, я занимался, не переставая и не отдыхая. И все-таки я не пришел к удовлетворительным результатам: предметы мои слишком обширны, они требуют больше времени. Уроки также отнимают много времени, но это, возможно, неплохо, оберегает от отупения за одной и той же работой. Во всяком случае, жаловаться не хочу. Если провалюсь, то никого винить не стану». Опасения студента-первокурсника не оправдались, 17 мая он пишет: «Я вышел из аудитории сияя. Этим экзаменом я мог быть доволен. Я смог продемонстрировать познания по всем дисциплинам, и они отлично выдержали испытания». В 1912 году в «Трудах Киевского университета» Шмидт опубликовал новое доказательство теоремы по теории групп, выигрывающее на фоне предшественников. А еще он продолжил одно из исследований Журдана в работе «Об уравнениях, решаемых в радикалах, степень которых есть степень простого числа». Результат – золотая университетская медаль и решение печатать работу за счет университета. «Я встретил Октябрьскую революцию с радостью»

http://pravmir.ru/krasnyiy-kolumb/

Любовь его одинаково всех обнимала. Несмотря на то, что друг его наложил на брата тяжелые узы, он, по разумном рассуждении, руководимый любовию, снимает их. И когда вслед за этим узнает, что результатом его поступка был сильный аскетический подвиг Макария Александрийского , он спешит и к этому, и умоляет его снять с себя бичевание. Благорасположение, приветливость – наш отец проявлял по отношению к каждому. Он всякого встречал и провожал кротко, ласково. Это невольно привлекало к нему сердца людей и даже язычников. Однажды наш отец шел из Скита в гору Нитрийскую. Дорогою он послал своего ученика идти впереди. Этот повстречался с языческим жрецом. Вместо того чтобы или пройти спокойно, или же оказать приветствие встретившемуся, ученик стал так кричать на язычника: «Эй, эй, демон, куда идешь?» Жрец оскорбился, схватил дерево, которое нес – и сильно побил Макариева ученика. Вслед за этим тот же язычник попался навстречу нашему Старцу. «Будь здоров, будь здоров, человек трудолюбивый!» – так приветствовал его Макарий. Немало подивился такому ласковому привету жрец. «Что ты нашел во мне доброго, что так приветствуешь меня, – говорил язычник. – Твое приветствие поразило меня и я вижу, что ты человек Божий. Теперь я не отпущу тебя, пока не сделаешь меня таким, как ты сам, т. е. монахом». Следствием всего этого было, что преп. Макарий повел жреца к себе, крестил его и присоединил к братии. Через новообращенного много потом язычников приняло христианство ! Так, благодаря любви, преп. Макарий делался миссионером. Любовь, которая наполняла сердце Великого аввы, отозвалась и во всех его беседах. Последние написаны в духе кротости, мира и любви. Он здесь говорил о простоте, искренности, взаимной услужливости, праводумии и неосуждении других. Говорит, далее, о том, что нужно быть милостивым, милосердным, добрым. Он ратует – против ненависти, зависти, коварства, лицемерия. К братии он также обращался в духе любви, называя их «возлюбленными». Когда ему надлежало сказать о добродетелях, привести их для примера, то опять он перечисляет такие, как например: любовь, снисходительность, благость...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Третий, и с ним опять безчисленные другие, обречен как бы на вечную неудачу в жизни. Смотришь: он способен и трудолюбив, но ничего ему не удается, никак и нигде не может устроить свое существование, как бы он ни старался, – все ему «не везет». И это тоже крест, и крест до того иногда невыносимо тяжелый, что люди под ним падают в изнеможении и, теряя всякую надежду, впадают в отчаяние. Все мы, кроме того, несем крест всевозможных нравственных и физических страданий за наши собственные грехи и пороки, и крест этот тем болезненнее, чем тяжелее эти пороки и прегрешения, чем глубже они въелись в душу человека. Посмотрите на человека, одержимого винопитием, страстью к азартной игре – карточной или другой, страстью к разврату, к деньгам, – какое мучение вы увидите в его глазах! Иной ведь и сознает всю мерзость своего порока, презирает сам себя до отвращения, терзается постоянным тайным стыдом и вздыхает, но тщетно: страсть держит его в своих цепях, и вся эта внутренняя пытка и борьба отражается на его лице – в блуждающем, как бы испуганном взоре, в искаженных, точно изрытых чертах. Вы смотрите и видите – ведь это страдалец! Все мы так страдаем, каждый в своей совести, за свои грехи, и это страдание – крест! И сколько еще бывает в жизни скорбей и страданий! От неожиданных несчастий, внезапных ударов безпощадной судьбы, от разлуки, смерти родных и близких! Какой тяжкий крест страдания и боли приходится терпеть от людей, часто самых близких, самых любимых! Родителям от детей, детям от родителей, супругам, друзьям друг от друга, начальникам от подчиненных и подчиненным от начальников! Тяжесть так называемых «тяжелых характеров», тьма недоразумений, трений, споров, безрассудных пристрастий, безрассудной ревности, сомнений, разочарований, целое море страданий души, сердца и ума посреди волнений житейской бури! А что еще говорить про врагов, завистников и ненавистников всякого рода, гонения, преследования, ложь, клевету и предательство, про адскую жестокость, зверство, и про всю диавольскую силу в людях!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Добрая нравственность штундистов, сообщают «Киевские Епархиальные Ведомости», замечательна» 696 . По словам корреспондента «Киевского Телеграфа», «сила и насилие не в характере штундистов, обман и подкопы точно также. С какою-то покорностью и добродушием относятся они к житейским безобразиям и несправедливостям» 697 . «Штундисты, говорит автор статьи «Малор. штунда», отличаются предприимчивостью, любовью к труду, настойчивостью и энергией в преследовании своих экономических целей и задач, как работники и производители. Уважение к труду у штундистов доведено до такой степени, что они отвергают всякого рода удовольствия и в том числе даже самые невинные, как праздное препровождение времени. Штундисты строги и последовательны в этом отношении и не делают исключение ни для кого – ни для старых, ни для взрослых, ни для молодежи, ни для детей. Затем штундисты чрезвычайно строго относятся к употреблению спиртных напитков вообще. Водка – только лекарство; ею только можно лечиться; но пить положительно вредно и безрассудно, даже пред обедом 698 . «Все знающие штундистов, передает автор статьи «Елизаветградские штундисты», считают их за людей честных, трезвых, умных, трудолюбивых, за передовых людей крестьянского сословия... Действительно, во всем этом нельзя им отказать; нужно быть слишком озлобленным против них, чтобы относиться с презрением к людям вечно занятым работою, а все свободное время посвящающим на грамоту» 699 . «Штундисты, говорит г. Емельянов, самый трудолюбивый народ, не воруют, не пьянствуют, не лгут, не ругаются, вообще ведут себя, как подобает истинному христианину. Между ними почти не слышно преступлений. Самая высшая добродетель штундистов заключается в том, чтобы накормить голодного, одеть нагого, приютить больного, укрыть странника, – одним словом, во всем помочь меньшему брату» 700 . «Все штундисты, сообщает корреспондент «Церковно-Общественного Вестника», честны, трезвы, сострадательны и любят в свободное время читать книги и даже газеты, из которых стараются делать выводы в пользу своих стремлений и идей» 701 . Г. Шугаевский, бывший судебным следователем в Таращанском уезде, Киевской губ., со слов местного исправника передает, «что штундисты отличаются поразительною нравственностью и что в деревнях, населенных штундистами, преступления почти не встречаются; что семейная жизнь штундистов безукоризненна; что взаимные отношения их вполне христианские; что, благодаря прекращению пьянства и даже малейшего употребления спиртных напитков, экономическое положение их стоит гораздо выше положения православного населения, а об умственном уровне нечего и говорить, так как большинство штундистов грамотно, и, не ограничиваясь саморазвитием, развивает неграмотных чтением и толкованием Св. Писания и разных полезных книг» 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (U 1392). На место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).

http://pravicon.com/info-1827

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

72-преп.Феодор книжник Острожский 73-преп.Моисей чудотворец 74-преп.Мартирий диакон 75-преп.Лаврентий затворник 76-свящ.муч.Лукиан 77-преп.Лонгин трудолюбивый вратарь 78-преп.Сисой схимник 79-преп.Нестор некнижный 80-преп.Ахила диакон 81-преп.Моисей архиепископ Новгородский и Псковский 82-преп.Григорий затворник 83-преп.Макарий диакон 84-преп.Захарий постник 85-преп.Агафон 86-преп.Леонтий канонарх 87-преп.Евфимий иеросхимонах 88-преп.Мартирий затворник 89-преп.Ипатий целебник 90-преп.Павел послушливый 91-преп.Зинон постник 92-преп.Силуан схимник 93-преп.Тит воин 94-преп.Геронтий канонарх 95-преп.Игнатий архимандрит 96-преп.Пимен игумен 97-свящ.муч.Климнет папа Римский 98-преп.Арсений трудолюбивый 99-преп.Паисий 100-преп.Вениамин затворник 101-преп.Меркурий постник 102-преп.Феофил архиепископ Новгородский 103-преп.Илларион схимонаха Видео [ править править код ] По святым местам. Варлаамо-Хутынский монастырь и его легенды Как добраться [ править править код ] Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 километрах от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее в летнее время можно добраться до монастыря от городской пристани на теплоходе. Зимой придется воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Если ехать со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Адрес: 175400, Новгородская область, Валдай, остров. Тел.: 8(911)614-66-94 (паломнический центр). Официальный сайт. Расписание богослужений [ править править код ] Будние дни: 7:00 — братский молебен, утренние молитвы, полунощница, 3-й и 6-й часы, Божественная Литургия, заупокойная лития.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Прот. П. Фомин. 1914 г. 1 мая Кончина и погребение в Бозе почившего Высокопреосвященнейшего Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Прот. Л. Твердохлебов Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, достигший преклонного 75 летнего возраста, тяжко занемог 16 апреля, утром. Еще недавно бодрый и энергичный, не опускавший почти ни одной праздничной церковной службы и своих занятий по управлению епархией, Высокопреосвященнейший Архиепископ, к великому прискорбию своей паствы, 7 января сего года уже подвергся легкому параличу, который напомнил трудолюбивому святителю о его пошатнувшемся здоровье. Но сильный духом, маститый Харьковский Архипастырь не покинул своих служебных занятий и после краткого лечения вновь стал совершать церковные службы и вести обычные деловые занятия. В конце пасхальной недели Высокопреосвященнейший Архиепископ Арсений даже предпринял путешествие в Богодуховский женский монастырь, где 13 апреля, в Фомино воскресение, совершил Божественную литургии и возвел настоятельницу монастыря монахиню Лидию в сан игумении. Как в Богодухове, так и по возвращении в г. Харьков, Высокопреосвященный Архиепископ чувствовал себя вполне здоровым и бодрым и 14 и 15 апреля принимал у себя многих должностных лиц и просителей, делая соответствующие распоряжения и служебные указания. По видимому ничто не предвещало последующих роковых событий. 16 апреля, в среду, Высокопреосвященный пожелал совершить в Озерянской церкви Харьковского Покровского монастыря молебен с акафистом перед Чудотворной Озерянской Иконой Божьей Матери перед обычным перенесением Иконы на летнее время в Куряжский монастырь. Во время чтения акафиста Владыка внезапно почувствовал себя дурно и немедленно был уведен в алтарь, а затем был перенесен в архиерейские покои. Вызванные к Владыке врачи, – профессор И. Н. Оболенский, В. А. Рубинский и В. П. Бобин, констатировали у больного сильное кровоизлияние в мозг и последовавшее общее параличное состояние. Положение больного сразу стало угрожающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010