Один из отцов рассказал нам об императоре Зеноне. Однажды он оскорбил одну женщину в лице ее дочери. Женщина часто молилась в храме Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Марии, взывая к Ней со слезами: «Накажи императора Зенона». Долгое время она поступала таким образом – и вот Пресвятая Богоматерь, явившись ей, говорит: «Поверь мне, женщина, Я давно бы наказала его, но его десница удерживает Меня». А он был очень сострадателен. 176. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея. Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. Когда я был молод, – рассказывал Андрей, – я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем один из них был человек трудолюбивый, а другой – еврей. В пустыне – еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил и на то, чтобы несли его другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Мы со слезами положили его на песке... Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас: – Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем... Я желаю быть христианином... Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу... – Брат, – сказали мы ему, – увы, нам этого сделать нельзя: мы – миряне, а это дело – епископов и священников. Да и воды здесь негде взять... Но он неотступно со слезами заклинал нас: – Христиане, не лишите меня этого дара... Мы были в величайшем затруднении. Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Скачать epub pdf Гомилия I 1 . Мне думается, что каждое слово Божественного Писания подобно семени, которое по природе своей должно распространяться и множиться и, брошенное в землю, перерождается в хлебный колос или какое другое растение, а его урожайность возрастает усердием и умением земледельца и плодородием почвы. Например, тщательным возделыванием крохотное горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Так и со словом, которое читают нам из Божественных книг. Сначала, когда мы слышим его, оно кажется нам малым и незначительным, но если обретет оно умелого и трудолюбивого земледельца, начнет возделываться с духовным умением, то вырастет и превратится в большое дерево с раскидистыми ветвями и густой листвой. Мудрец и книжник мира сего могут прийти к нему. Словно легкокрылые птицы небесные, возвышаясь мыслью к сложным предметам посредством одних лишь замысловатых слов, будучи пленниками собственных доводов, желают они укрыться в его ветвях, где нет красноречия, но лишь правило жизни. Так что же нам делать с тем, о чем нам читают? Если бы Господь удостоил меня даром духовного возделывания, если бы даровал мне умение обрабатывать поле, одно из услышанных нами слов можно было бы разбросать повсюду – если позволит ваша способность слушать, – так что едва ли нам хватит целого дня, чтобы возделать его. Но все же мы можем попытаться, по мере своих сил, обсудить некоторые предметы, даже если невозможно охватить все, а тебе все услышать. Ибо, я думаю, важно признать, что полное познание этих слов недоступно нам. Так давайте же посмотрим, о чем говорится в начале книги Исход и кратко проследим по ее тексту, как она наставляет своих читателей. Помогите вашими молитвами, чтобы Слово Божье было с нами и удостоило нас Само направлять наши рассуждения. 2 . Сказано: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим: Рувим, Симеон, Левий и Иуда» и иные патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рубрики Коллекции «Врачи стояли на коленях и пытались его реанимировать» — история одного странного совпадения 4 мин., 22.10.2019 Поделиться Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках Эта история произошла с моим давним приятелем. Он разрешил мне ее записать, я лишь изменил имена героев. Это случилось три года назад. Было обычное августовское утро. Мой приятель Александр по заведенной недавно традиции читал главу из Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весть хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:16-21) Саша, хоть ему и было уже за пятьдесят, к вере пришел совсем недавно, и многое ему было еще непонятно. Вот и на этот раз смысл притчи о безумном богаче — такой парадоксальной! — от него ускользал. Почему Господь называет безумным трудолюбивого человека, который, не ленясь, честно исполняет свои обязанности? Что в его жизни было неверно? Мой приятель так и не смог ответить для себя на эти вопросы. Но ломать над ними голову не было времени — пора на работу. Через десять минут волны моря житейского уже несли его по подземным каналам метро. А в конторе из первого же открытого им отчета плеснула такая мутная волна стандартных фраз и цифр, что сразу потянуло на перекур. «Эх, я же курить бросил, — обреченно подумал он. — Делать нечего, придется нырять в это болото». Ближе к обеду он все-таки решил сделать перерыв, вышел в коридор и столкнулся там с начальником одного из филиалов его фирмы. — О, Сергеич! Ты чего здесь делаешь? — Да вот, увольняюсь! — Да брось! У тебя же все, вроде, неплохо. — Ты не поверишь! Во-первых, мне предложили замечательную работу, о которой я мог только мечтать, с зарплатой в два раза больше. А во-вторых, мы с женой продали квартиру в Москве и купили прекрасный, большой коттедж в ближайшем Подмосковье, недалеко от МКАД. Хочу еще джип хороший купить.

http://foma.ru/vrachi-stoyali-na-kolenya...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ о праздности Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. ( 2Фес. 3:10 ) I Эти слова принадлежат славному из апостолов, св. Павлу. Сам он был трудолюбивейший из людей: он работал с утра до вечера и с вечера до утра; то работал топором, пилою, то пером боговдохновенного писателя, то являлся учителем-златоустом. Св. апостол вооружался против праздности. Он считал ее в христианине преступлением и причиной многих пороков. Сам Господь Бог произнес первому человеку на земле ясное повеление: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой " ( Быт. 3:19 ). Царь Давид изобразил признаком достоинства человека труд. Он вдохновенно говорил: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» ( Пс. 104:24, 22, 23 ). Деятельность и труд – неувядаемая красота человеческого рода. В самом деле, что представляет жизнь без деятельности и труда? Один лишь счет прожитых дней, месяцев, годов. 1 . Деятельностью и трудами приобретаются верные религиозные понятия о Боге, о Его всепремудром мироправлении, о тайне искупления. 2 . Деятельностью и трудом человек улучшает, укрепляет свои умственные и нравственные силы. В своей голове он носит, можно сказать, понятие о земном и небесном; пространство сокращается перед его мыслью. Не посещая стран, он имеет о них более точное представление, нежели некоторые из тех, кто там родились и жили долгие годы. Он знает историю мест, нравов, обычаев, языки разных народов. 3 . Деятельностью и трудами исправляется, улучшается растленная человеческая природа. Без них человек почти приравнивается к животному, чувственному, неопрятному, неприличному. Внешность его – человеческая, а внутреннее он – зверь. 4 . Деятельностью и трудами созидается, увеличивается, упрочивается внешнее и внутреннее благополучие и благосостояние человека, семьи, общества, государства. Промышленные города, богатые села, красивые здания церквей и домов, – все это плоды деятельности и труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Пчела, пчеловодство Пчела, пчеловодство ( Bmop. I, 44 ). Нет ни одного насекомого, более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого – Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр., Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов ( Bmop. I, 44 ). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хорошо известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс. ( Nc.CXVII, 12 ) окружили меня, как пчелы (сот), объясняет также ту ярость, с которой пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел ( Cyд. XIV, 8 ), следовательно, пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в кн. пр. Исаии ( Uc.VII, 18 ) и Захарии ( Зах.Х, 8 ) могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в кн. Второзакония ( Bmop.XXXII, 13 ), Пс. ( Nc.LXXXI, 16 ), что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скал. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена ( Npumч. VI, 8 ). Пчеловодство в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с тирянами ( Ueз. XXVII, 17 ). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшей и прекраснейшей из всех стран ( Ucx. III, 8 ; Bmop. XXXII, 13 ; Nc. LXXX, 17 ; IЦap. XIV, 25 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 5. Народ Израильский – виноградник Божий превосходно устроенный, но бесплодный и негодный, будет разорен, попран и беспощадно разграблен Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. (Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне). Хорошо устроенный, удобно и красиво расположенный, тщательно возделанный, крепко огороженный и плодоносный виноградник составляет привлекательный и утешительный предмет хозяйства на востоке. Всякий добрый хозяин старается иметь для себя отрадное занятие – возделывание виноградника; всякий член семейства участвует в уходе за ним и в особенности с удовольствием разделяет труды при собирании плодов. Дело собирания винограда в урожайный год весьма желанное и время весьма веселое; при этом громкие, радостные песни всегда оглашают холмистые окрестности города, переполненные виноградниками. Естественно, дети радуются о плодоносном винограднике своего возлюбленного отца; радуется и невеста о винограднике своего возлюбленного жениха, и все поют песни о своих любимых виноградниках. Так же и пророк Исаия поет перед своим возлюбленным народом песнь своего возлюбленного Господа о Его любимом винограднике. Но песнь пророка не отрадная... У Господа, возлюбленного пророком, был свой любимый виноградник. Как всякий благоразумный и трудолюбивый хозяин заботится о том, чтобы насадить и устроить свой виноградник со всеми удобствами, с удовлетворением всех требований хозяйства, так много позаботился и Господь о своем возлюбленном винограднике. Обыкновенно, удобное место для виноградника – склон горы на восток или на юг; почва на этом избранном месте должна быть тучная, удобренная, рыхлая. И Господь рассадил Свой виноградник «на вершине утучненной горы». 2. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. (И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 4. Позорное безбрачие гордых женщин Сиона и блаженная жизнь «спасенных» в Иерусалиме 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор». (И имутся седмь жен за мужа единаго, глаголющя: хлеб наш ясти будем и в ризы нашя одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отими укоризну нашу). Женщины в качестве матери или жены, или сестры, должны были иметь доброе и сильное влияние в деле воспитания добрых нравов – в духе веры, семейственности, приличия: они должны быть религиозны, попечительны, трудолюбивы, скромны и главное – целомудренны. Но совершенно не таковы были современницы пророка Исаии. За их пороки Господь покрывает их позором – вдовством, сиротством и непроизвольным девством. Мужчин будет мало. Отцы, мужья и сыновья падут от меча на войне, старцы и юноши пойдут пленниками в рабство, дети-сироты будут гибнуть в горькой нужде (гл.3:25). Тогда-то «семь женщин», презрев стыд, будут навязываться в замужество за одного мужчину. Одному, конечно не прокормить и не одеть стольких жен, особенно когда трудно будет найти даже и начальника, хорошо одетого и достаточно обеспеченного хлебом (ср.гл.3:6–7); поэтому завидное звание жены будет возможно не для всех желающих замужества. Но позор вдовства и безотрадное состояние девства побудят женщин искать чести – лишь бы только называться женой какого-либо мужа, хотя бы пришлось жить в его доме в качестве прислуги, трудиться на его полях с неволею рабыни и таким трудом приобретать себе хлеб и одежду. Вот какое жалкое положение ожидает надменных, сладострастных, разряженных, изнеженных и роскошных дочерей Сиона! 2. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. (В день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок Израиля). Позорное клеймо на лбу, грубое вретище на плечах, тяжелые кандалы на грязных руках и ногах, беспомощное вдовство, вот образ рабы–грешницы (ср.3:10–11,23–25). Напротив, «остаток Израиля» – праведные люди (гл.1:9; 6:12), истинные потомки Авраама, благоверные рабы Господа, в тот день, когда восстанет Господь и сокрушит землю (2:10–11), будут в красоте и чести, одеты, сыты и защищены, как дети в доме богатого и знатного отца. Они уцелеют от войны, меча, плена и рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут» Продолжая дальше излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Матф.6:26 ). Как нужно понимать эти слова? В этих словах выражена мысль о том, что если Господь Бог подарил человеку великое чудо – жизнь, дав ему возможность трудиться, неужели Бог, давший большее (то есть жизнь), не позаботится о том, чтобы человек имел и меньшее, в виде пищи, необходимой для жизни. Перед тем как Иисус Христос во время Нагорной проповеди собрался произнести эти слова, прилетели две красивые птицы и грациозно сели на ветку недалеко растущего кустарника. Спаситель заметил птиц и сделал паузу. А птицы, как бы воспользовавшись этой паузой, стали заливаться прекрасными трелями, будто воспевая хвалебные песни Богу, в которых прославляли Его за доброту и милосердие. Птицы пели так самозабвенно и упоенно, что все присутствующие обратили внимание на их переливчатые прекрасные трели. И тогда Иисус Христос, радостно взглянув на птиц и указав на них легким жестом руки собравшимся людям, сказал Свою знаменитую фразу: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» В Своих поучениях Иисус Христос часто обращается к простым и доступным примерам, взятым Им из окружающей природы. Это Он делает для того, чтобы на конкретных иллюстрациях и примерах доходчиво пояснить слушателям Свое учение. В данном случае Иисус Христос в качестве примера указал на птиц небесных, которые нагляднее и убедительнее всего выражали Его мысль. Птицы, это очень трудолюбивые живые существа. Их труд состоит в построении гнезда, в выкармливании потомства, в собирании для него и для себя кормов, что приносит большую пользу человеку в защите садов, огородов и лесов от насекомых вредителей. Трудолюбие птиц по собиранию своего корма очень показательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Из этого краткого очерка жизни святого Романа вы ясно можете видеть, юноши, ту истину, что премудрость к учению и успешность в оном зависят не от одних природных способностей, но главным образом от благодати Божией. Благодать же Божия, как вы и опять сейчас же убедиться могли, даётся лишь трудолюбивым и с тем вместе кротким и смиренным. И вот теперь, зная это, для того, чтобы приобрести способность к учению и успех в науках, и потщитесь прежде всего привлечь на себя благодать Божию трудолюбием, усердною молитвою, кротостью и смирением. Будете так поступать, и всё будет хорошо. Святой Сергий Радонежский, Пётр Митрополит Московский – учились сначала плохо; но поскольку были кротки, трудолюбивы и усердно молились Богу, то и сделались великими людьми. Вот и вы так же ведите себя при своём учении, как вели и они, и тогда и вас, без сомнения, Господь также не оставит Своею милостью. Аминь. 2-й день 33. Будет ли нам награда за борьбу с демонами (Из жизни святого Андрея, Христа ради юродивого. Чет. Мин. окт. 2) Слово Божие говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). И в другом месте: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Еф.6:11 ). Этими словами, как видите, Слово Божие учит нас бороться с демонами. Но вот вопрос: будет ли нам какая польза от этого? Дадут ли нам за сие какую-нибудь награду? Получим ли мы за свою борьбу венцы? Не сомневайтесь, братие, и награду мы получим за борьбу с демонами, и венцы за оную дадут нам. Однажды святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел во сне, что он стоит на площади. И тут же стояло на площади с одной стороны множество бесов, а с другой стороны также множество облечённых в белые ризы святых мужей. И казалось, что между бесами и святыми происходило нечто вроде борьбы. И бесы, имея между собой одного особенно великого и страшного, с гордостью говорили белоризцам: «Кто из вас может бороться с ним?» Святые молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«Свеча – это антенна, помогающая нам нащупать связь с Богом». «Больных Бог не исцеляет, чтобы они не потеряли небесную награду. И отцы не отдают детям всё наследство сразу, чтобы они не промотали его. Бог оставляет вознаграждение для вечности». Однажды старца Паисия посетил молодой послушник в сопровождении своего разгневанного отца, который препятствовал сыну стать монахом. Старец сказал ему: «Ведь вы вступаете в родство с Самим Богом! Если бы вы знали, какую честь вам оказывает Господь, вы бы собрали всех родственников и устроили праздничный пир». После разговора со старцем Паисием, отец юноши ушел от него радостным и дал благословение сыну на принятие пострига. «На тех, кто никогда прежде не болел, при первой испытанной боли нападает паника». Старцу Паисию рассказали, что некий иеромонах-экзорцист, основавший собственную старостильную церковь, изгоняет нечистых духов. «Пусть для начала изгонит своих собственных», – сказал на это старец. «Человек смиренный не вызывает раздражения и у гордеца. Самолюбец раздражается от самолюбца. От человека смиренного, напротив, получает пользу, так как у того есть Божественная благодать». «Ничего не происходит без Воли Божией. Лукавый попросил разрешения даже на то, чтобы войти в стадо свиней У диавола нет никакой власти над человеком, если только он сам ему ее не даст прав над собой. Диавол боится духовных людей. И бесноватые в их присутствии чувствуют себя неуютно. Смирение – это основа всего, оно нам остро необходимо». «[Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Бытие. Глава 27,2). Стал представителем своего монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. В Греции большое число старостильных раскольнических церквей (Прим. переводчика). Евангелие от Луки 8:32-33 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/staratelnyj-i-trudolyu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010