– Услышав это, юродивые отправились, но не имели никакого успеха. Это Христос сказал или для хода и связи притчи, или показывая тем, что хотя бы мы и сделались человеколюбивыми по смерти, однако ничего отсюда не получим для избежания муки. Поэтому и для юродивых бесполезно было их усердие, так как они не здесь отправились к продающим, а там, и для богача, который сделался так человиколюбив, что заботился и о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего в воротах его, хочет исхитить из бедствия и ада тех, которых уже не видит, и просит послать к ним кого-либо известить их о том. Однако он не получал отсюда никакой пользы, равно как и девы. Идущим же им купити, прииде жених, и готовыя внидоша с ним на браки; а для юродивых двери были затворены. После великих трудов, после многих усилий, после жестокой брани, восстающей на природу, и после получения победы, они посрамились и возвращались с угасшими светильниками, потупив взоры; ибо нет ничего мрачнее девства, не имеющего елея, т. е. милости. Поэтому-то и немилосердых многие привыкли называть омраченными. Итак, что пользы от девства, когда они не видели жениха и, постучавшись в двери, не имели успеха, но услышали страшное это изречение: отойдите, не вем вас? Когда сам Христос скажет это, то не остается ожидать ничего другого, кроме геенны и нестерпимого мучения: эти слова страшнее самой геенны. И делающим беззаконие сказано: бдите убо, яко не весте дне и часа ( Мф.25:13 ). Видишь ли, как часто Христос напоминает об этом, показывая необходимость милосердия? Есть некоторые, кои ведут жизнь беспечную и на увещания наши говорят, что я оставлю-де нищим во время смерти. Пусть же они услышат эти слова и исправятся. При смерти многие ничего не сделали, быв внезапно похищены смертию, и не успели сделать распоряжения о своем имуществе, как желали того сами. Итак эта притча говорит о денежной милостыне; а следующая за нею говорит и против тех, которые не хотят помогать ближним ни богатством, ни словом, ни заступлением, ни другим чем, но все скрывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Он же приглашает всегда радоваться, но не всякого, а такого, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа. Ибо общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия тому, что беспокоит плоть: но хотя и рассекается плоть, расторжение связи остается в страждущей части тела, распространение же боли не может доходить до умной силы души. Ибо, если, по апостольскому совету, умертвили мы уды, яже на земли ( Кол.3:5 ), и носим мертвенность Иисусову в теле ( 2Кор.4:10 ); то необходимо, чтобы и удар, нанесенный умерщвленному телу, не доходил до души, которая отрешена от общения с ним. Бесчестие же, и потери и смерть ближних не будут восходить до ума и возвышенность души низводить до сочувствия здешнему. Ибо, если подвергшиеся бедствиям рассуждают одинаково с человеком, к себе внимательным, то не причинят они скорбей другому, да и сами беспечально переносят приключившееся с ними. Если же живут по плоти, то и в этом случае не подадут причины к печали, но будут признаны жалкими, не столько по тесноте своих обстоятельств, сколько потому, что не исполняют своего долга. Вообще же душа, однажды объятая любовью к Создателю и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не пременяет на разнообразное превращение плотских страстей, но скорбное для других в ней увеличивает только радость. Таков был апостол, который благоволил в немощех, в изгнаниях, в скорбях, нуждах ( 2Кор.12:10 ), хвалился своею нищетою, находясь во алчбе и жажди, в зиме и наготе ( 2Кор.11:27 ); при чем другие скорбят и отрекаются от жизни, о том самом он радуется. Поэтому не понимающие апостольской мысли и неразумеющие, что апостол призывает нас, к жизни ангельской, дерзают обвинить Павла, будто предписывает нам невозможное. Но пусть узнают, сколько великодаровитый Бог подает нам справедливых побуждений разумно радоваться. Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу создавшего, имеем разум и слово, составляющие совершенство нашей природы, коими мы познали Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Афанасия Александрийского , который решает его в том смысле, что «множицею и мужие благочестивии мучатся прежде смерти или на смерти, яко да и мы зряще убоимся и целомудримся: паче же и святии, иже мал некак недостаток имуще, таковым мучением, иже на смерти, совершенне очищаются и непорочни отходятъ; грешници же мирне и вскоре издышут, яко да тамо отшедше нестерпимо всяко приимут муку». 816 Далее митрополит как бы предупреждает возражение, могущее последовать на основании слов псалмопевца «смерть грешников люта ( Пс. 33:27 )» толкованием этого стиха св. Афанасия, по мнению коего, в указанных словах Давид разумеет смерть духовную, а не телесную. Последний вопрос, рассматриваемый Даниилом с точки зрения учения о Промысле, касается скоропостижной смерти некоторых людей. Сущность вопроса сосредоточивается на том, какою силою Божественною или какою-либо другою совершается это, и какая цель преследуется Богом, когда Он попускает над некоторыми людьми совершаться странной скоропостижной смерти? Даниилом здесь представлены два вопроса, тождественные между собою по своему логическому содержанию: один св. Афанасия Александрийского , другой – Анастасия Синайского. Афанасий решает вопрос таким образом. Прежде чем высказать свой определенный взгляд на предмет, он говорит, что «не вси, елици нечестиви или неправедни суть, горькою смертию умирающеи, скончеваются искончеваются». Эту его мысль разъясняет, рассматривая ее с другой противоположной стороны, св. Анастасий Синайский, говоря, что «не вси нужною смертию умирающеи грех ради то страждут». Таким образом скоропостижная смерть может унести жизнь и благочестивого, и порочного, только это бывает с разными целями в том и другом случае, предпринимаемыми Богом с благим намерением. «Благоговейнии, по словам св. Афанасия, горькою смертью умирающе, мал некий недостаток имеша и того избавишася таковою злою смертью 817 , яко да больших воистинну честей сподобятся, прочее же яко да имамы зряще уцеломудримся», а «грешныи таковою смертию умирающе, всяко от сего отчясти милость улучат, купно же пакы изрящеи пользу некую приимуть видяще напрасно кого восхищаема».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Здесь, на первом месте должен быть поставлен сообразно его важности вопрос о том, почему некоторые из христиан, несмотря на свою безнравственную жизнь, наслаждаются благоденствием на земле? Ответ, заимствованный Даниилом, равно как и самый вопрос из сочинения св. Анастасия Синайского, и разъяснение этого явления, даются такого рода: «неции убо некия недостатки видятся имуще, нами убо мнятся грешни быти, от Бога же праведни суть; неции же от молитве родительних, якоже Соломон Давида ради, человеколюбию сподобляется; други паки ныне убо лукави суще, покаятися прилежне хотяще, уже отныне яко праведни помышляеми суть якоже Павел (апостолъ); инии же покаяния ради и обращения благость Божию восприемлют». 813 Точно такие же мысли находятся и у Златоуста. 814 Затем следуют несколько других вопросов, тесно связанных, с предыдущим, и касающихся частных случаев несоответствия на земле между добродетелью и пороком. Во всех них берется один и самый скорбный факт земной жизни человека – его смерть; различие же между ними заключается в том, что они смерть человека рассматривают с различных сторон, и касаются в ней разных побочных обстоятельств, которыми она сопровождается для того и другого человека. Один вопрос, сосредоточивается на том, нередко случающемся обстоятельстве, почему люди благочестивые иногда умирают в полном цвете лет, тогда как порочные наслаждаются долголетием? Вопрос решается на основании слов св. Афанасия Великого в том смысле, что действительно благочестивых иногда постигает ранняя смерть с тою целью «да не, якоже рече Соломон, злоба изменит разума их, или лесть прельстит души их ( Npeм. IV, 11 )», а грешникам многолетнею жизнью Бог «дарует многажды вину тем подавая к покаянию, яко да в глубокой старости обратятся». 815 Сущность другого вопроса состоит в следующем: случается, что праведники, прежде чем умереть, выносят во время предсмертной болезни самые ужасные страдания, тогда как некоторые отъявленные грешники умирают самою тихою и спокойною смертью. Вопрос взят из сочинения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Таже прокимен, глас 6: Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века. Стих: Господи, не вознесеся сердце мое: Такожде творим и в пяток, якоже в среду указася. [Ектениа же не глаголется: Рцем вси, кроме праздника Сретения, и Предтечи, и прилучившагося великаго святаго.] Таже, Сподоби Господи в вечер сей: Посем ектениа: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви: На стиховне триоди самогласен дне, глас 3: Возсия весна постная: со обычными припевы: и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен: Первосвятая чистая: Таже, Ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь святаго: Слава, и ныне, Богородичен. И посем ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия. И молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: с поклоны. И псалом: благословлю Господа: Таже, Достойно есть: и отпуст. И исхождение в притвор, и бывает обычная литиа о усопших. [Смотри] Ведомо же да есть: яко в Палестине, еже есть во Иерусалимской стране, не прияхом от святых отец сотворяти совершенныя литургии в среду и пяток сырныя седмицы, ниже преждесвященныя: в та бо два дни поем Аллилуиа с поклоны, вечер и утро, якоже выше речеся. По вечерни же в сих дву днех, ядим сыр и яица, единою днем разрешающе правила тетрадитов и яковитов. В среду вечера. Повечерие, глаголем малое, и поем канон минеи на ряду в субботу хотящаго прилучитися святаго. В четверток сырный. На утрени, на Бог Господь, тропарь святаго дважды: Слава, и ныне, Богородичен: и обычныя кафисмы. По 1-й кафисме седален октоиха. И чтение, слово святаго Анастасиа, игумена Синайския горы, о 6-м псалме. По 2-й кафисме, седален триоди, глас 5. Подобен: Собезначальное: Четыредесятницу: Слава, тойже: И ныне, В тебе надежды Дево чистая: Оба канона октоиха: и минеи святаго на 4: и триоди, якоже предписася в понедельник сея седмицы. По 3– й песни седален святаго. Слава, и ныне, Богородичен. По 6-й песни, кондак и икос святаго: и чтем пролог. По 9-й песни, светилен октоиха: И святаго, аще есть: Слава, и ныне, Богородичен. На стиховне триоди самогласен, глас 3: Возсия воздержания благолепие: со обычными припевы: и мученичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 244. Слово св. В. Василиа, како причащатися иноком в пустынях живущим, не сущу иерею. Потом под особыми главами (XVII в.): Шестаго Сбора правило о преч. Тайнах. Григориа Нискаго правило. Вспрос св. Анастасиа синайскаго. Вспрос св. Тимофеа александрьскаго. л. 245 об. От Феодорита. Нач. Сице благословити рукою и креститися: три прсти равны имети вкупь по образу Троичьску. " л. 245 об. Слово о крестящихся. Нач. Мнози неразумнии человеци махающе рукою по лицю своему творять крещеся. л. 240. Генадиа, патриарха Цариграда, глава о вере. Нач. Верую в Отца и Сына и Св. Духа, Троицю неразделную, нислиянну. Глав 100. л. 250. Тропаре похвалны к пресвятей Владычице нашей Богородици, творение святейшаго и премудрейшаго патриарха Костяньтинаграда кур Филофеа, исповедание и молбу имущи, имже краегранес сие: аз веде, подобно честнейшу Херувим. Нач. Услыши Дево ныне мой глас приносимый от сердца болезньна. л. 250 об. Тогоже к прЕсв. Владычице нашей Богородици. Нач. Странное таиньство еже на тебе Бога зачинаеши по существу. л. 251. Друзии тропари подобни тогоже, имуще краегранес сие: аз, веди; взвратне суть же сии: беседованиа Богородична к Владыце Христу, молениа ея преимуща и ходатайство ради предпреченныих предстояща и молящася ей, егоже имя есть в конци краегранес сие, глас 6, подоб. Честнейшу Херувим. Нач. О Владыко и Сыне Слове и премудрости и сияние Отчее, о Создателю и Спасе всех Исусе мой. л. 252. Ино беседование, Владычица и раб. Нач. Гласа услышал еси веде моего, познай словеса и благодать божественую. л. 252 об. Ины тропаре тогоже патр. Филофиа, молебны к Господу нашему Ис. Христу, ирмос. Нач. Да не поставиши мя в час, Владыко, суда с осужденными суща осужденна, по малое вздыхание приемь, спаси мя молитвами твоеа Матере, щедре. л. 253 об. Фа(ла)сиа игумена разумы (числом 11). Нач. Желание к Богу всячьски имей протяжено, и к всемь друг другу весть связовати желающих. л. 254. Евагриа философа разумы (числом 42). Нач. Начяло спасениа есть еже себе разумети. л. 254 об. Главы препод. отца нашего Фаласиа к Павлу презвитеру; имать же каажда сотница краегранесие: любовному брату и любовному курь Павлу Фаласие мнениемь убо млчя, истинною же купець тщеславиа, о любви и о вздержании и вере и по уму жителства сотница. Нач. Любовь к Богу отнюдь протяженна, Богу и друг другу связуеть любление.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010