На часах 3, 6 и 9 указывается начальная молитва (на 3-м часе две и после них возглас Слава святей… Слава в вышних 3 и Господи устне 2), 3 статьи такого же состава как на утрени (на 6-м часе с апострофом), чередная кафисма (на 3-м — 3-я, на 6-м — 4-я, на 9 — 5-я), после каждой Славы которой Трисвятое по Отче наш, 3 покаянных тропаря, Господи помилуй 20 и молитва; в заключение каждого часа молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю…», отпуст и чтение. 1-й час особого состава (ср. Синайск. часосл. римско-католич. и эфиоп. часы): по обычном начале особое «Пение в честь св. Троицы из 9 стихов, начинающихся словом «слава», молитва, «предисловие» и кафисмы 1 и 2 с добавками, как на остальных часах. На обеднице (по 9 часе) подобные же 9 стихов Св. Троице и 6-я кафисмы с такими же добавками. Повечерие обычного состава; но по Слава в вышних Богу, Трисвятом и тропарях молитва, «предисловие» и 3 статьи, как на утрени. Полунощница тоже обычного состава, но в начале 9 стихов св. Троице, как на 1 ч. и обеднице, с молитвою и по 50 пс. вместо Непорочных молитва-предисловие, во вторник заупокойная. Русский скитский устав Перенесенный, главным образом с Афона, в Россию, скитский устав здесь получил, должно быть, дальнейшее развитие и осложнения, о степени которых нельзя судить за несуществованием греческих оригиналов для славяно-русских списков скитского устава. Древнейший из таких списков «Правило св. горы» Печерского игумена Досифея XIII b.; [ 176 ] по этому правилу ежедневно полагается половина Псалтири, 600 молитв Иисусовых с 300 или 500 поклонами; неграмотные же (взамен Псалтири) 7000 молитв. Сложнее и позднее скитский устав с заглавием «Предание по уставу пребывающих иноком скитского жития, правило о келейном трезвении и катадневном («дневной» с греч. предл. κατ) пении, еже и мы прияхом от отец наших», — помещаемый в ркп. с XV b. [ 177 ]. Под воскресенье и четверг (если нет праздника) по этому уставу совершается сначала вечерня, по-видимому, обычная, за которой следует трапеза, беседы и чтение (после них дозволяется и сон); бдение с 1–2 ч.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«Вот повиновение, всегда удовлетворительное для власти, и всегда блаженное для повинующегося! Поставьте оное в самое сильное испытание: пусть, например, надобно будет пожертвовать собою повиновению, пострадать или умереть за государя и отечество; пусть воздвигнет против сего естественную борьбу естественная любовь к собственной жизни, в благам жизни, до многому любезному в жизни: вся брань помыслов, без сомнения, низложена будет, как скоро придет сильное благодатное слово: Господа ради. Пожертвуй всем повиновению Господа ради: если сладостно жертвовать для царя и отечества, еще более сладостно жертвовать для Господа; и в сем случае не горько уже оставить и земную жизнь, вместо Которой приемлющий жертву сию Господь даст много лучшую жизнь небесную; не горько оставить и любезное на земле, поскольку оно будет оставлено на руках любви Отца небесного». (Из «Слов и реч.» святит. Филарета, митр. московского, т. IV. Моска, 1882 г., стр. 30 – 35). е) Мысли о повиновении властям. I. «Подчиняющийся начальству повинуется Богу». (Златоуст). II. «Если временный властитель, повелевающий тебе, сам по себе не заслуживает твоего повиновения, то его заслуживает верховный Властитель, Которого лице представляет для тебя временный». («Дух. цв.», (ч. II, стр. 111). III. «Повиновение будет легче, если мы менее будем думать о человеке, которому повинуемся, нежели о Боге, ради Которого должны повиноваться человеку» 162 (Оттуда же). 8. Отношение слуг и господам а) Слуга язычник и слуга христианин. «Господин наш ушел и мы можем оставить порученную нам работу» – так говорил слуга язычник своему товарищу христианину. – «Нет, отвечал на это последний, мой Господин еще здесь и взирает на мою работу свыше, чтобы некогда наградить или наказать меня за нее: поэтому я не оставлю порученной мне работы». (Из кн. «Уроки по закону Божию», Царевского, в. И, 1887 г. ст. 104). б) Тайна безропотного служения в низшей должности. Св. Иоанн лествичник рассказывает, что, придя в некоторое монастырское общежитие, он много слышал о добродетельной жизни тамошнего повара. «Видя, что он в своем служении имеет непрестанное умиление и слезы, я просил его открыть мне, каким образом он сподобился этой благодати? Будучи убежден моею просьбою, он отвечал: »я никогда не помышлял, что служу людям, но Богу; я счел себя недостойным никакого безмолвия, и смотря на этот огонь непрестанно вспоминаю о вечном пламени» 163 . («Лествица» Иоанна, игум. синайск. горы. М. 1862 г. Сл. IV. § 16, стр. 35 – 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Святитель Димитрий, митрополит ростовский, сравнивал клеветников то с собакою, которая лает на всех проходящих без разбора, на добрых и злых, – то с малом змииным, которое делает человеку маленькую, чуть заметную рану, а между тем столько вливает яду в тело его, что заражает всю кровь, – то с огнем адским. Как для огня адского служат грешники: так для языка, привыкшего к пересудам, грехи человеческие, – разность между ними только та, что огонь адский жжет и мучит одних грешников с их грехами, а язык, привыкший к пересудам, жжет и мучит без разбора не только грешников, но и самых праведников 210 . (Соч. св. Двмитрия ч. 2, в неделю о мытаре и фарисее). ж) Не смущайся поношением. Поношение служит омовением душевных страстей, – в этом пусть убедит тебя сама простонародная поговорка. Ибо мирские люди, когда лично осыпают кого бесчестиями, хвалясь тем перед другими, говорят: «помыл я такого-то». И это совершенная правда. (Из «Леств.» св. Иоанна, игумена синайск. горы). 4. Сквернословие а) Нужно избегать сквернословя 211 . «Нам всячески нужно воздерживаться от сквернословия, и если в присутствии нашем другие будут предаваться гнусным беседам, то нужно заграждать уста их, показывая им строгий вид, отворачивая от них лице свое, или обращаясь в ним с насмешкою, а не то и с строгою речью. Исходящее из уст (сказал Господь) из сердца исходит: сие сквернит человека ( Mamф. XV. 18 ). Сквернословие обнаруживает в говорящем человека пошлого, грубого, необразованного и наглого; но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного. Божественный Педагог (Воспитатель) предотвращает своих питомцев от слушания гнусных бесед, равно как и от созерцания гнусных картин, и окружает их целомудренными речами, как бы некоторыми оградами слуха, чтобы до их уха не дошло ничего оскорбительного, и чтобы любодейное слово не повело к повреждению и падению души, а глаза направляет к созерцанию честного и доброго, указывая на то, что лучше поскользнуться и пасть ногами, нежели глазами. Восставая против этого сквернословия, апостол говорит: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе ( Eфec. IV. 29 ). И еще: блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие, и пустословие и смехотворство 212 , не приличны вам, а напротив благодаренье (Еф, V. 3 – 4). Если, по слову евангелия, кто скажет брату своему: рака, подлежит синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Mamф. V. 22 ), то, что мы скажем о том, кто постоянно говорит глупости? Не о нем ли написано: за всякое слово праздное, какое скажет человек, даст он ответ Господу в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». ( Mamф. XII. 36 – 37 ). (Из соч. Климента александрийкого «Педагог», кн. II гл. 6. См. Воскр. кн. чт. 1880 г. 33, стр. 355–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На часах 3, 6 и 9 указывает начальная молитва (на 3-м часе две и после них возглас Слава святей... Слава в вышних 3 и Господи устне 2), 3 статьи такого же состава как на утрени (на 6-м часе с апострофом), чередная кафисма (на 3-м – 3-я, на 6-м – 4-я, на 9 – 5-я), после каждой славы которой трисвятое по Отче наш, 3 покаянных тропаря, Господи помилуй 20 и молитва; в заключение каждого часа молитва «Владыко Боже Отче Вседржителю»..., отпуст и чтение. 1-й час особого состава (ср. Синайск. часосл. 853, римско-католич. и эфиоп. часы): по обычном начале особое «Пение в честь Св. Троицы из 9 стихов, начинающихся словом «слава», молитва, «предисловие» и кафисмы 1 и 2 с добавками, как на остальных часах. На обеднице (по 9 часе) подобные же 9 стихов Св. Троице и 6-я кафисмы с такими же добавками. Повечерие обычного состава; но по Слава в вышних Богу, трисвятом и тропарях молитва, «предисловие» и 3 статьи, как на утрени. Полунощница тоже обычного состава, но в начале 9 стихов Св. Троице, как на 1 ч. и обеднице, с молитвою и по 50 пс. вместо Непорочных молитва-предисловие, во вторник заупокойная. Русский скитский устав Перенесенный, главным образом, с Афона, в Россию, скитский устав здесь получил должно быть, дальнейшее развитие и осложнения. о степени которых нельзя судить за несуществованием греческих оригиналов для славянорусских списков скитского устава. Древнейший из таких списков «Правило св. горы» Печерского игумена Досифея XIII в.; 1750 по этому правилу ежедневно полагается половина Псалтири, 600 молитв Иисусовых с 300 или 500 поклонами; неграмотные же (в замен Псалтири) 7000 молитв. Сложнее и позднее скитский устав с заглавием «Предание по уставу пребывающих иноком скитского жития, правило о келейном трезвении и катадневном («дневной» с греч. предл. κατà) пении, еже и мы прияхом от отец наших», – помещаемый в ркп. с XV в. 1751 . Под воскресенье и четверг (если нет праздника) по этому уставу совершается сначала вечерня, по-видимому, обычная, за которой следует трапеза, беседы и чтение (после них дозволяется и сон); бдение с 1–2 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

190 Путешествие арх. Антония. Спб. 1872, стр. 86–87. Даже суровый Лукьянов – паломник XVIII в. – посетив св. Софию, уже превращенную в мечеть, не мог с горестью сердца не подивиться ее красоте. «Мы же ходихом и дивихомся ее красоте, и сами рекохом: Владыко человеколюбче! како такую прекрасную матерь нашу отдал на поругание басурманам». (Пут. Лукьянова стр. 90). Подобное же чувство испытывает и современный русский путешественник. 194 Приговор моск. собора, бывшего при Иване Грозном, 1580 г. 15 января в ист. русской церкви Макария. VI. 313. 204 Ф. Прокопович в одной из проповедей свидетельствуют, что раскольники принесенное с сентемриа на январь новолетие погублением лет Божьих называют. Проп. II. 114–115. 230 Изборник слав. и р. статей в хронографах А. Попова , стр. 238. В другом месте хронографа (стр. 215) сам Борис Годунов сравнивается с Фокой, а с Маврикием – Феодор Иванович; но очевидно сближение произвольное и натянутое. 231 Αμαρτ. 500–561. Обычай оставлять головы казненных на месте казни существовал на Руси даже и при Петре 1-м. 233 Фока измучил и умертвил множество граждан во время обществ. игр. (Αμαρτ. 502). Подобное намерение приписывалось и первому самозванцу и за это в р. хронографе он сравнивается с Фокой. Разница в том, что первый факт действительный, а второй воображаемый. 234 Αμαρτ. 563–564. Зять Фоки, Крисп, был отправлен Ираклием в монастырь в качестве клирика. Пострижение, как политическая смерть, было употребляемо и на Руси. Припомним Рюрика, кн. киевского, Федора Ник. Романова, царя Василия Шуйского и т. д. 238 Нужно заметить, что красная обувь, равно как и красные чернила для подписи, считались в Византии атрибутом царского достоинства. 243 Описание греч. подлинника книги Никона в записках синайск. богомольца. Труды киев. д. ак. 1873 9 стр. 328. Иосиф Волоцкий упоминает о сочинении Никона Черной горы в Антиохии. (Просвет. стр. 62). Сильвестр Медведев в своей библиографии 194) описывает два сочинения Никона: одно против суровства турок Периллипсис, другое – Тактикон. (Чтения 1846 3). Пандекта и Тактикон, Никона Черногорца были напечатаны в Почаеве 1795 г. в лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

10 . Род Косьмы Филатьевича Безобразова. 11 . Род игумена Ионы Анастасова монастыря. Это – строитель существущего каменного храма в селе Анастасове. 12 . Род Осипа Васильева сына Недоброва. Это – строитель и вкладчик сего Синодика. 13 . Род Зыбиных. Многие из них похоронены при монастыре (см. „Кладбище“). 14 . Род Петра Лодыженского. 15 . Род Евфима Панкратевича Зыбина. 16 . Род Игнатия Колупаева. 17 . Род Раевских Алексиа да Агея Тиговых детей. 18 . Род Василиа Осипова сына Одоевцева. 19 . Род Настасова монастыря игумена Тарасия. 20 . Род старца Засимы Пушечникова. Затем следуют „роды“ разных лиц. Всех таких родов свышф ста сорока. Здесь между прочимъ – Роды: Алексея Брюлва, Салюменя Булканова, Феодора Соковнина, игумена Ионы, игумена Сергия, Прокуды Бунина, Чернаго священника Серапиона, игумена Ионы из Серпухова, попа Василья Юра с Москвы, Иоанна Колупаева, Стефана Покрадуши, Василия Гололобова, Шерокина (Шаровкина) монастыря, села Стромка крестьянина Алексея Кондратова и пр. 17 Настоятели В монастырском Синодике, после ряда „родов“ княжеских, боярских и ироч., есть особое отделение – для настоятелей и монашествующей братии, – под заглавием: „Здесь писать сего Анастасова монастыря игуменов, и строетелей, священноиноков и братиа“. И здесь из числа настоятелей записаны следующие: 1 . Строитель Анастасий. При нем основан и по имени его прозван монастырь. Анастасовым. 2 . Строитель Игнатий Печенкин. Οн записан с иримечанием во „Вкладной книге“, что строения его в монастыре много, род его записан в Синодике. 3 . Строитель Нафанаил, его род записан в Синодике. 4 . Игумен Герман, он по повелению кн. Михаила и кн. Александра Воротынских, „устроил“ „Вкладныя книги“, в 1558-м году. 5 . Игумен Феодосий. 6 . Игумен Иосиф. 7 . Игумен Ефрем. 8 . Архимандрит Вениамин. 9 . Игумен Пахнутий (Пафнутий). 10 . Архимандрит Питирим. 11 . Игумен Никон. 12 . Игумен Галасий (Геласий). 13 . Игумен Феодосий. 14 . Игумен Никодим. 15 . Игумен Филарет. 16 . Строитель Афонасий. 17 . Игумен Тарасий, его род записан в Синодике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

то их Ангелы Хранители так не поступают. Они наполняют храм. Когда ты служишь, Ангелы сослужат тебе. Ты должен служить постоянно и просить Бога обратить твоих прихожан к молитве и покаянию. Господь же укажет их Ангелам Хранителям убедить их прийти. Ты отвечаешь за свою собственную душу и души твоей паствы. Ты должен ясно понимать это и исполнять». Настоятель был весьма взволнован сказанным и попросил иноков помочь ему. Игумен распорядился звонить к вечерней службе и сам пошел вместе со своим спутником в приходскую церковь . Когда началась служба, церковь была пуста. После того как было прочитано Евангелие, игумен произнес проповедь , подчеркнув необходимость и пользу постоянного посещения храма. В церкви уже было тридцать человек, наиболее любопытных деревенских жителей, пришедших узнать, почему служат – с пением? Игумен снова проповедовал в конце службы. Большое число народу пришло к воскресной Литургии. Вечером игумен заметил много людей, собирающихся неподалеку от церкви. «Зачем они собираются здесь, отче?» – спросил игумен у пастора. «Они, как обычно, идут сюда попеть и поплясать», – ответил последний. «Мы тоже непременно должны пойти туда», – сказал игумен, беря с собой книгу Житий святых. Выйдя на церковный двор, игумен сел на скамью и начал читать нескольким старушкам, собравшимся вокруг него, житие святого, поминавшегося в тот день. Через некоторое время и несколько стариков присоединилось к ним. Игумен принимал каждого с превеликой добротой. Читая житие святого, игумен пояснял отдельные места. Еще больше подошло к ним народу... На следующий день игумен снова служил – Святую Литургию и вечерню, как обычно проповедуя. Он продолжал так делать каждый день. После двух недель таких служб в церковь этого священника начал приходить народ и из отдаленных селений. Церковь стала переполненной. Сам настоятель превратился в ученика игумена и повиновался ему – как если бы тот был старцем. После длительной остановки игумен Назарий отправился в путь, чтобы продолжить свое путешествие, очень довольный исходом дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 Биография Евфимия напечатана Котельером же в Ecclesiae graecae monumenta t. IV, pag. 1–99. Переводэтого жития на русский язык напечатан в Христиан. Чтен. 1824 г. ч. XV. 6 Нам думается, что об этой самой церкви говорится в Типиконе Лавры Саввы Освященного, в службе Благовещения. Здесь указано пред началом литургии совершать крестный ход на место поклонение Богородицы в кедронский поток: cai poioumen lithn, catabainontez eiz Ceimarron eiz to proscunhma thz Qeotocou и там служить часы третий и шестой (tritoecthn). Рки. Синайск. библ. 1096, л. 94. 8 Eure sphlaion mega te cai aumasion ecclhsiQeou ectupwma esti Jeoctistoz, cai cata to boreion meroz oicon hure megan diaconicou taxin econta, ece tou notou eisodon plateian cai jwsaugian icanvz eisdecomenhn ec thz hliachz actioz. Touto to antron Jeia sunergeia, oiacsmhsaz, eceise ton canona epetreye ginesja cata sabbaton cai curiachn. 9 Дополнением к этому рассказу об архитектурных особенностях церквей данного времени может служить описание в этой же биографии Кирилла Скифопольского церкви в Кастеллие. После некоторого чудесного видения пастухам, находившимся вблизи Кастеллии со своими стадами, св Савва вместе с отцами Лавры отправился в Кастеллий, чтобы очистить там место и построить кельи. «Когда они очищали, то под деревьями нашли великий дом со сводом, который был сделан из удивительных камней и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши сей дом, Савва сделал из него церковь » (стр. 141; pag. 256). 10 По русскому переводу Павел, игумен новой Лавры и преем Иоанна, называется римлянином и как бы не оправдывает наше общее положение, но это есть ни более, ни менее, как неудачный перевод слова: rwmaion, которое означает не уроженца Рима, а грека, родом из Византии или второго Рима (стр. 162; pag. 274). 12 Это слово, употребленное Кириллом Скифипольским дважды для обозначения утрени и вечерни характерно обозначает нам не только обычай древнейших чинов этих служб, требовавший обильного освещения, но указывает на определенные моменты этих чинов, сходные с ныне практикуемыми в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1770 г. – протосинкел и дикей Патмоса Афанасий. В 1776 г.– Дионисий протосинкел, родом критянин, посланный для сбора милостыни (πο πγει ες τ ταξδιον τς Καλλιπλεως в Галлиполь (см. объяснение слова ταξιρης у преосв. Порфирия. Первое путеш. в синайск. монаст. СПб. 1856 г. стр. 251, примеч.). Едва ли не этот самый Дионисий был на чреде служения в Калькутте, где имеется православная церковь , находящаяся в духовной зависимости от синайского архиепископа, и скончался в 1629 году. В 1778 г. прислал в синайский монастырь икону южно-русского письма XVII–XVIII в. всех святых иеромонах синайский и игумен монастыря великомученицы Екатерины в Киеве Григорий. В 1780 г. принёс в дар монастырю икону св. Калинника, написанную синайским художником Иоанном Корваром в том же году, русский монах синаит Калинник, сделав на ней следующую надпись: «Господи, Иисусе Христе, молитвами св. мученика Калинника спаси раба своего Калинника в отшествии». В церковь Неопалимой Купины эта икона поступила в 1782 г. 6 июня, как свидетельствует Иеремия дикей. В 1780 г. принёс в жертву заказанную им икону Богоматери с великомученицей Екатериной синайский иеромонах Герасим, родом из Триполи. В 1781 г. – монах Филарет. В 1782 г. – монах Арсений критянин. В 1782, 1793 в других годах был весьма ревностным вкладчиком икон в монастырское собрание Иеремия, родом из Кидовии острова Крита, бывший протосинкелом и дикеем синайского монастыря. Особенно замечателен его дар – икона Предтечи, весьма художественно вышитая шелками и золотом, с замечательным массивным окладом, чеканной работы. Икона эта пожертвована о. Иеремиею в 1793 г. в память троекратного его избавления от смерти, по молитве сему святому. Находится эта икона ныне в церковке Неопалимой Купины. В 1784 г. был жертвователем Макарий протосинкел, родом из Крита. В 1789 г. – монах Константин Анастасьевич, отправившийся в Хиос с госпожой Павсолипой в качестве кандилапта и служки при игумене, а прежде дикее, Феодосии, который уехал с той же госпожой в 1793 г. 25 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«А еще?» – спросил шофер. Тогда Владыка ответил: «У католиков, что папа скажет, то и верно, а у нас верно то, что скажет Собор». Но шофер не унялся; он спросил: «Ну, а в основе религии есть ли разница?» Владыка ответил: «Нет. Католики тоже христиане, верящие в Иисуса Христа как в Сына Божия и имеющие то же Евангелие…» Айсор радостно подхватил: «Вот как! Значит, разницы нет, а поэтому я могу присоединиться!» Вообще, айсор Илья был очень мил, предупредителен, услужлив, все время восторгался природой, оказался превосходным шофером. То, что он в один день проехал по Военно-Грузинской дороге, уже показывает его опыт и выдержку. Когда перед обедом мы читали «Отче наш», он встал на колени. Католики-грузины, как рассказывал Святейший, появились около XIV столетия, когда грузинские цари, стесняемые магометанами, обратились к папе за помощью. Папа условием помощи поставил принятие католичества. Многие князья приняли католичество и старались распространить его среди своих подчиненных. Помощь так и не была оказана папой. Впоследствии католики имели переменный успех. Царь Ираклий II изгнал их, но при русских они проникли в Грузию опять. Теперь (1949 г.) в Тбилиси есть католический храм. В нем 2 священника. Один грузин, очень образованный, знает 5–6 языков, а другой айсор, простец из псаломщиков. 28 июня 1949 года, вторник. Сегодня мы переехали в Ольгин скит. Патриарх очень настаивал, чтобы мы, взяв из вещей самое необходимое, остальное оставили у него, но мы его (главным образом я) не послушали. Почему-то Патриарх был этим очень огорчен. Он сказал, что без вещей комната кажется пустой. Возможно, что мы, взяв все вещи, нарушили какой-нибудь обычай. Ольгин скит находится в Мцхете на правом берегу Куры на склоне лесистой горы. Несмотря на близость станции ж. д. Мцхет. он практически оторван от внешнего мира, так как к нему надо лезть около 250 метров вверх по довольно крутой тропочке. Снизу изза деревьев виднеется только часть стены и крыши одного из зданий. Вернее будет сказать, что это не скит, а поселок. Здесь два дома занято семьями мирских людей, а третий дом, самый большой, отчасти занят семьями (одной или двумя), а отчасти монахинями. Кроме того, в поселке еще два здания. Это церкви, признанные архитектурными памятниками и охраняемые государством. Одна из них – церковь Успения (построена на том месте, где св. Нина, по сокрушении идола, скрывалась от гнева царя Мириана, пока ее не принял к себе садовник Анастас) – пустует и всегда заперта, другая, во имя св. равноапостольной Ольги, открыта, в ней ежедневно монахини совершают правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010