Но предпо­ложим, что Анастас был епископом – тогда весь текст становится понятным и единственным вопросом, подлежащим дальнейшему выяснению остается лишь упорный отказ «Повести» называть Анастаса епископом Киевским. Объяснение подобного нежелания дает сама «Повесть». Первое упоминание об Анастасе раскрывает нам его личность и его отношения с Владимиром. Под 988 г. «Повесть» рассказы­вает, что во время осады Корсуни «некий муж корсунянин Ана­стас пустил стрелу в стан Владимира, написав «Перекопай и пе­рейми воду, она идет по трубам из колодцев, которые за Тобой с Востока». Владимиру удалось захватить Корсунь, благодаря со­вету, данному ему Анастасом. Согласно некоторым источникам Анастас был по происхождению варягом. Возможно, он был со­глядатаем Владимира и, очевидно, был ему хорошо известен. Не удивительно поэтому, что выбор лица для епископа в Киеве пал на соратника и сотрудника князя, который ценой риска своей жизни помог Владимиру добиться победы. Взяв Корсунь, Влади­мир смог диктовать свои условия Византии. Василий II был при­нужден послать свою сестру в лагерь варвара, полу варяга, полу славянина. Очевидно, греческая иерархия должна была тоже по­святить в епископа Анастаса, лица для нее мало приемлемого, ва­ряга, мирянина, предателя греческого города, и, наверное, чело­века без богословского образования. Вместо того, чтобы возгла­вить Русскую Церковь своим доверенным и ученым монахом – дипломатом, греки отдали в руки Анастаса Киевский Престол. Естественно, что грекофильские редакторы «Повести» упорно не хотели называть его епископом. Но возникает вопрос, почему сам Владимир предпочел ученому греку своего варяга Анастаса. От­вет на этот вопрос приоткрывает для нас замыслы дерзновенного князя, строителя новой империи на берегах Днепра. Владимир был выдающимся правителем, в его планы входило построение державы, которая объединила бы земли и народы от Карпат до Волги. На его владениях жили и христиане, и язычники, и среди христиан были, как западные, так и восточные члены Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Таким образом, новая церковь стала местом сбора поступлений с княжеского двора — десятины. Для заведования такой ее деятельностью был назначен верный Владимиру человек, который оказал ему неоценимую услугу — помог овладеть Корсунем,— Анастас Корсунянин. Его упоминание в Повести и в Памяти и похвале наряду с попами (Владимир «поручи ю (церковь.— Я.Щ.) Анастасу Корсунянину и попы корсуньския пристави служите в ней») позволяет считать, что это доверенное лицо не было священником церкви, но имело другие, хозяйственные функции. Анастас выполнял их не только при Владимире, но и позднее, при Ярославе, так как, по сообщению Повести, Болеслав Храбрый, захватив Киев в 1018 г., приставил к своим награбленным богатствам «Настаса десятиньного» , доверяя ему за его измену, как в свое время Владимир, распоряжение хозяйством. Княжеской десятиной обеспечивалась не одна церковь Богородицы, но и другие киевские и провинциальные церкви, и функцией нового учреждения и его хозяйственного главы должны были быть сбор и распределение этих средств. Судя по свидетельству Слова о чуде Климента Римского, при церкви существовал клирос, который автор Слова называет старшим клиросом (в Киеве?), т. е. он должен был существовать с момента создания церкви . Десятинная церковь наряду с кафедральным митрополичьим Софийским собором в XII—haчaлe XIII в. была хранительницей больших ценностей, имевших не только религиозный характер, как, например, мощи, иконы, но и материальных — золотые и серебряные изделия с драгоценными камнями и пр. На это указывают сообщения о разграблениях ее в ходе княжеской борьбы за Киев. Так, в 1171 и 1203 гг. после взятия Киева наряду с другими соборами и монастырями была разграблена и Десятинная церковь . Можно думать, что само учреждение митрополии и содержание значительного штата священно- и церковнослужителей требовало предварительного определения тех источников, которыми он мог быть обеспечен. Так было с учреждением и Смоленской епископии в 1136 г.: средства, на которые она должна была существовать, были определены и выделены заранее, и об этом был поставлен в известность грек — кандидат в епископы . Создание Десятинной церкви в качестве государственного института кня-жеско-церковного сотрудничества подготовило предстоящее учреждение митрополии — значительно более сложного внутри- и внешнеполитического учреждения; И вместе с тем эта древняя церковь продолжала нести не только литургические, но и хозяйственные функции и во время существования митрополии не только в пору общегосударственного, общерусского единства в XI в., но и позднее, вероятно до тех пор, пока, как будет показано ниже, сама десятина не уступила свое место в системе обеспечения церковной организации другим его формам, т. е. до XIII в. На сохранение ее «десятинных», фискальных функций в XII в. указывают названные свидетельства памятников этого времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Ник. лет. 1. 105 Ст. кн. 1. 151, 154 Снес.: прим. 17. Татищ. Ист. росс. Кн. 1. Ч. 1. С. 38; Кн. 2. С. 39 П. собр. р. лет. 1. 50 Татищ. Кн. 1. Ч. 1. С. 38 Впрочем, должно заметить, что сами болгаре во дни нашего князя Владимира имели весьма мало досуга заботиться о просвещении нас, русских. То был едва ли не самый несчастный период для Болгарии — период покорения ее греками. Война упорная и ожесточенная длилась более сорока лет сряду (974–1019); Болгария напрягала все свои силы, чтобы спасти свою самостоятельность, и ежегодно, систематически, была опустошаема как греками, так и другими народами, которых нанимал греческий император Василий (подробнее см. в Русск. истор. сборн. Т. 6. С. 117–145 О умножении пресвитеров при Ярославе — П. собр. р. лет. 1. 66 О церквах Десятинной и берестовской — там же. 1. 52, 67. О вышгородских церквах святого Василия и потом святых мучеников Бориса и Глеба — преподобный Нестор в рукописн. житии святых Бориса и Глеба (по списку XIV в., Сильвестровскому, и Румянц. муз. 152. Л. 110 Анастас Корсунянин был несомненно лицо духовное (иначе ужели Владимир не мог бы указать своему любимцу другого поприща?) и, судя по его назначению, занимал при соборной Десятинной церкви место ключаря, эконома и старшего иерея, или протоиерея, как и называют его некоторые наши летописи (П. собр. р. лет. 5. 121 Степ. кн. 1. 160 Гизел. Синопс. Л. 48 об. Киев, 1680 Т. е. Анастас сделался первым лицом в нашем белом духовенстве. Комментарии Даты жизни ал-Макина (хотя и родившегося в Каире, но в семье христиан-коптов) следует уточнить: 1205–1273. Его сведения о крещении св. Владимира являются, судя по всему, неточным заимствованием из хроники сирийца Яхъи Антиохийского (ок. 980 г. — ок. 1066 г.), еще не известной митр. Макарию. Сообщения обоих авторов в русском переводе с комментарием см.: бар. Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883 (Прилож. к т. 44 Зап. имп. АН. 1). Сводку сообщений восточных авторов (с немецким переводом и комментарием) о крещении Руси см. также: Kawerau P. Arabische Quellen zur Christianisierung RuЯlands. Wiesbaden, 1967 (Marburger Abhandlungen zur Geschichte und Kultur Osteuropas. Bd. 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Того ради умоли Царство ми преподобнаго Прота Кур Германа и честныи Игумени, и трудолюбезно обшедше место и состависмо синоре в едином хрисовуле, да не имать кто досаждати нашеи обители. И иже се тогда обретоше на сбор, записахмо тех имена Царство ми в семь златопечатном хрисовоуле в уведение последным: честныи Прот Св. Горы Кур Герман Иеромонах, великие и честные Царские Лавры (разумеется Лавра Афанасиева) Игумен Акакие Иеромонах, великие и честные обители Ватопеда Игумен Корнилие Иеромонах, честные обители Иверские Игумен Нил Иеромонах, Ксиропотаму Игумен Павл Иеромонах, Свигмену Игумен Елеферие Иеромонах, Каракалу Игумен Лаврентие Иеромонах, Пандократора Игумен Кон- стантие Иеромонах, Рушкии Игумен Иоаким Иеромонах, Дохиару Игумен Ромиль Иеромонах, Ксенофу Игумен Варлаам Иеромонах, Филофеа Игумен Матфеи Иеромонах, Кастамониту Игумен Паисие Иеромонах, Алупскыи Игу- мен Феодул Иеромонах, Зографскии Игумен Макарие Иеромонах, Симеонова Петра обители Игумен Максим Иеромонах, Катломусу Игумен Иоанникие Иеромонах, Григориевы обители Калистрат Иеромонах, Св. Павла обители Игумен Пахомие Иеромонах, Дионисиеви обители Игумен Феодосие Иеромонах. И сие Царство ми сложи и утверди с златопечатным словом, с честным сбором Светые Горы, да есть в область Пресветые Владычицы нашее Богородицы Хилендарскои Введение Светая в Светых, яко до си имать николи же повреждена, или отъемлема, не да светая обитель Хиландарская теми заповеда от нас и до века.» (Конец обычный). Записах сие и утврди словом златопечатным месеца Априлия .кг. (26) день 19 в лето 6856 (1348), Индикта .а. (1-го). † Стефан в Христа Бога благоверни Царь и Самодержец Срблем, и Греком, и Блгаром, и Арбанасом.» † Жалуя Хиландарь, благочестивый Царь не забыл и создание деда своего, Краля Милутина, пирга с церковию во имя Вознесения Господня, и даровал ему новыя метохи, о чем свидетельствует его хрисовул, в котором, между прочим, читаем: «Виде Кралевствое ми благооутробное смышление и потщание и потруждение и подание добро превысокаго Краля все Српские земле и Поморскые, деда Кралевства ми, Стефана Уроша втораго, яже о пиргу, иже в Свети Гор при мори, в нем же есть црквы Светаго Взнесения Господа нашего, Исуса Христа, на месте, рекомемь Хрусия, в области Светые Богородице Хиландарскые, иже от основания его вздвиг и наздав совршии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И я, ныне любопразднественно обрадованный, велиим гласом созываю с этой горы все горы на Божественное поклонение и вопию: горы араратские, горы гелвуйские, горы синайские, горы фаранские, горы северные, горы западные, горы ливановы, горы южные, горы островов, преклоните главы ваши и поклонитесь на горе Фаворской Христу Богу нашему. И когда многочисленные горы совзыграют горе этой, призовем: горы Иорданские, горы гевальские, гора галаадова, гора сионская, гора голгофская, гора елеонская, совоспойте и возвеселитесь, единым гласом восхваляя Христа на горе святой, и вместе говоря: «Радуйся, Зиждитель всяческих, Светоносный Царь, Богорожденный, всю тварь пересоздавший и направивший на лучшее. Радуйся, Мария Пречистая, одушевленная Божия гора святых, Мария Богородительница, Мати–Дево. Радуйся, Божие всесвященнейшее святилище, Назарет, предстранный град, мать матери всех градов. Радуйся, образ небесного царствия – всесвятая гора Фавор, краснейшая добротою паче всех гор. Радуйся, самое малое великославное из всех морей, море тивериадское, немокренно исхожденное ногами Христа. Радуйся, земля Завулонова и земля Нефоалимова, Галилея языков, первая из первых приявшая свет велий свыше от Отца светов, – радуйся ты, в которую течет собор священных иереев и архиереев, носящий образ Христа и премудро священствующий вместо Мелхиседека. Радуйся, равное ангельскому состояние девственников и постников Илии фесвитянина, подражающего Фаворскому жительству и видению. Радуйся, всех верных людей церковная похвала, ибо радости и веселия полно настоящее торжество и празднество...» И ныне, народ Божий, сошедшийся на светлый праздник Божественной горы, единым гласом со ангелами воспой, со звездою теки, с апостолами проповедуй, с Моисеем предвари, с Илиею прииди, с облаков взыграй, с неба свидетельствуй, с горы возопий, с камня воструби, Назарет созови, Галилею собери, песнями восхвали, свещами осияй, венцами укрась, с горами взыграй, с девами ликовствуй, с невестами восплещи, со странами прославь, с морем восшуми, с Иорданом послужи, на гору взойди, на Фаворе празднуй Всецарю царей и Богу богов, истинному Господу нашему Иисусу Христу. Тому слава и держава со Бессмертным Отцем и Всесвятым и животворящим, Нераздельным и Единосущным Его Духом ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Прииде же ко мне Игумен Кур Гервасие с честным сбором Лавры Хиландарскые, и поведаше Царству ми, яко есть место на Превлаце, обще Светые Горы, глаголемое Ливада, и храм светаго Архиереа и чудотворца Николы, глаголемое Палиокометица, и рекоше: «О Цару, купи нам место сие, за упокоение светаго монастыра, твоему же Царству в вечную паметь, и седини с глаголемим Скорпиа, еже есть купил преродитель твои, освещеныи Сава, от Прота Светые Горы, Кур Исаака, и от всего сбора (Афонскаго) за шесть сть перпер велицех, И приложил светомоу монастиру; и еще естъ монастырь, глаголемии Зиг, що есть дал светомоу преродителю твоемоу, Кур Саве, Царь Греческы, Кур Алексие.» И принесоше хрисовуле за Зиг и за место, зовомое Скорпиа, и аз благо слово всприехь, вид вь ихь оусрьдие кь светомоу моиастироу, и изволи се Царству ми за выше реченнаа места на Превлаце, що има Светаа Гора обще глаголемое Ливада, и храм светаго Архиереа и чудотворца Николи, глаголемое Палиокометица, еже купити ми то и съединити с Скорпинском мегом и с Зигскомь, и приложити Пресвети Владычици нашей Богородици Хиландарской. И абие призвах честные и богоносние отце к себе, и Прота Кур Германа, и поискахь место с любовию. Прот же Кур Герман и весь сбор Светые Горы, свет створше, продаше ми выше реченное место Ливаде и Палиокометицу, храм светаго Архиереа и чудотворца Николи с всем оправданием иси. нори, що има, за .а. (1760) златиц. Умолих же светы сбор, яко да се потруде и да покажу меге и пределе месту тому, и да съедине с Скорпинском и Зигском мегом, еже и створише, и поидоше с Царством ми до выше реченных мест, и с всакым судом и законом Царскыим изнаидоше меге и синоре (следует описание оных); и иже се обретоше тогда на сбор, записа и тех имена Царство ми в сием златопечатленем хрисовоуле в уведение: честны Прот Светые Горы Герман Иеромонах, Царскые великие Лавры Игумен Акакие Иеромонах, великие и честные обители Ватопеда Корнилие Иеромонах и Игумен, великие и честные обители Иверьские Игумен Харлампие Иеромонах, Ксиропотаму Игумен Павл Иеромонах, Свигмену Игумен Елеферие Иеромонах, Каракалу Игумен Лаврентие Иеромонах, Рушкыи Игумен Иоакум Иеромонах, Дохиару Игумен Ромиль Иеромонах, Ксеинофу Игумен Варлаам Иеромонах, Филофеу Игумен Матфеи Иеромонах, Кастамониту Игумен Паисие Иеромонах, Алупскы Игумен Феодоул Иеромонах, Зографу Игоумен Макарие Иеромонах, Сумеона Петра обытели Максим Иеромонах, Харитонови обители Иоаникуе Иеромонах, Григориеви обители Калистрат Иеромонах, Светаго Павла обители Пахомие Иеромонах, Дионисиеви обители Феодосие Иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Первым настоятелем монастыря был игумен Исаакий - 1673 год. Затем известно о следующих настоятелях: игумен Софроний (Марецкий) при нем в 1725 году заложен каменный храм Преображения Господня; игумен Досифей (Рубис) с 1742 года; иеромонах Филарет с 1750 года; игумен Вениамин (Соколовский) с 1764 года; игумен Иустин Негребецкий с 1775 года; игумен Маркел с 1776 года; игумен Кирилл с 1778 года; игумен Ферапонт с того же, 1778 года, игумен Иасон с 1782 года; игумен Иоанафан с 1784 года; игумен Сосипатр (Потапов) с 1787 года; игумен Сергий с 1801 года; игумен Захария (Полонский) с 1807 года; иеромонах Илларион с 1808 года; игумен Боголеп с 1815 года; иеромонах Самуил с 1826 года; игумен Павел (Чижевич) с 1830 года; архимандрит Мефодий Краснопольский с 1832 года; архимандрит Григорий (Лукашевич) с 1866 года; архимандрит Тихон с 1867 года; игумен Амвросий (Рассудов) с 1871 года; игумен Амвросий (Соловьев) с 1880 года; архимандрит Гамалиил Никольский с 1889 года; архимандрит Иона с 1900 года; архимандрит Порфирий с 1902 года и " поныне " (т.е. 1909 год). После 1917 года монастырь был закрыт. На заседании президиума Великолукского окрисполкома 16 января 1930 года был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского собора бывшего монастыря, ставшего приходской церковью: " ввиду того, что религиозное объединение, пользующееся указанным молитвенным зданием, района обслуживания не имеет и фактически является остатком бывшего закрытого монастыря " было принято решение войти с представлением в президиум облисполкома о расторжении договора с религиозной двадцаткой от 14 июля 1929 года и передать церковь горсовету " для использования под культурно-просветительное учреждение " . Здания церквей до наших дней не сохранились. Информация на сайте Псковского областного архива. http://document.archive.pskov.ru/archiveid/ В в., во время борьбы с унией, в Невеле при деревянной Благовещенской церкви возникло православное Благовещенское братство. В 1682 г. стараниями братства к Благовещенской церкви были переведены монахи Троицкого Невельского монастыря. Время основания этого монастыря неизвестно. Благовещенская церковь в 1720 г. сгорела, и в 1725 г. было начато строительство новой, освящённой в 1732 г. во имя Преображения Господня. С южной стороны к ней примыкал придельный храм св. Николая Чудотворца, выстроенный в начале XIX в. В 1811-1825 гг. к востоку от Преображенского храма была построена церковь во имя преп. Нила Столобенского (день памяти преп. Нила – 27 мая – стал торжественно праздноваться в Невеле). Невельскому монастырю принадлежала церковь св. Великомученика Георгия в полуверсте от монастыря, церковь во имя Св. Николая Чудотворца и церковь св. Иоанна Богослова. Невельский монастырь был нештатным. Видимо, поэтому число братии было невелико. После пожара 1865 г. была освящена Ниловская церковь, в 1866 г. – Николаевская. Главный Преображенский храм был освящён в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=37637

По чему для правлению Монастыря с того времени посылались от Троицкой Лавры Строители. В 1764 году сей Монастырь, из всех бывших приписных к Лавре, один оставлен при Лавре, по состоянии штатов. В 1768 и 69 годах вся деревянная ограда, настоятельские и братские кельи построены вновь тщанием Преосвященного Митрополита Платона. А в 1791 и 92 годах, на вратах, к Востоку устроена каменная немалая Церковь во имя Преподобного Сергия, покрытая железом, ограда вся и с башнями сделана каменная. В 1806 году на вратах к Северу сооружена Церковь каменная во имя Свят. Апостолов Петра и Павла. В 1808 году для жительства братии и служб устроены два корпуса, каменные, и для содержания братии учинено особое положение. Какие же знатнейшие в оном Монастыре были происшествия, кроме сего, что Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич не однократно посещал сию Обитель, записок не отыскано. Список Игуменов и Архимандритов Троицкого Сергиева Монастыря, которые после которых были, и колико лет в Игуменстве и Архимандрии находились Игумены 1. Преподобный и Богоносный отец наш Игумен Сергий Чудотворец жил на Игуменстве 48 лет. 2. Преподобный Игумен Никон Чудотворец жил на Игуменстве 37 лет. 3. Преподобный Игумен Савва, иже Сторожевский, жил на Игуменстве 4 лета, и погребен в Савине Монастыре. 4. Игумен Зиновий был на Игуменстве 5 лет. 5. Игумен Геннадий Саматов жил на Игуменстве 2 лета. 6. Игумен Досифей, из Звенигорода, жил на Игуменстве год. 7. Игумен Мартиан жил на Игуменстве 15 лет. 8. Игумен Вассиан Рыло жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Ростов в Архиепископы. 9. Игумен Спиридон жил на Игуменстве 12 лет. 10. Игумен Аврамий жил на Игуменстве 5 лет. 11. Игумен Паисий жил на Игуменстве 2 лета. 12. Игумен Иоаким жил на Игуменстве год. 13. Игумен Макарий жил на Игуменстве 5 лет. 14. Игумен Афанасий Сук жил на Игуменстве 2 лета. 15. Игумен Симон жил на Игуменстве 5 лет и поставлен в Митрополиты царствующему граду Москве и всей России. 16. Игумен Серапион жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Архиепископы в великий Нов-град в лето 7014, Января в 15 день; а погребен в Троицком Сергиеве Монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 Музы и Аполлон – божества древних язычников, греков и римлян; этим демонам язычники приписывали покровительство изящным художествам. 105 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 421. М., 1994. С. 284. 106 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 235. 108 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 21. Сергиев Посад, 1908. С. 235–236. 109 Сведения о сочинителе Цветника, священноиноке Дорофее, помещены в 1 томе «Аскетических опытов» в статье «Посещение Валаамского монастыря». 116 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 1. Гл. 26. Сергиев Посад, 1908. С. 9. 127 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 19. Сергиев Посад, 1908. С. 235. 131 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 26. Гл. 52. Сергиев Посад, 1908. С. 184. 134 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 14–16//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 366–385. 137 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 31. Сергиев Посад, 1908. С. 238. 139 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Вопросы 249–335. М., 1994. С. 195–238. 141 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 26. 142 Там же. Слово 15. Гл. 53. С. 121; Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответы 252 и 255. М., 1994. С. 197, 202. 150 Цитата из жития преподобного Саввы Освященного в слове Никифора монашествующего//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 324. 152 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответы 311 и 313. М., 1994. С. 227–228. 153 Жития преподобных Исаакия и Никиты затворников//Киево-Печерский Патерик. М., 1897. С. 219–225, 231–235.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

154 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 27. Гл. 55. Сергиев Посад, 1908. С. 227. 155 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 119. Сергиев Посад, 1908. С. 56–57. 179 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 49//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 425–428. 190 Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Т. 2. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 189–201 192 Требник или особая книжица, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 195 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 26. 204 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 21. Гл. 7. Сергиев Посад, 1908. С. 142. 209 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 21//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 390. 210 О авве Филимоне слово зело полезно//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 582–583. 211 Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому отвсюду затворенному и заключенному. 212 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 235. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота (Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 481–572). 213 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 31. Сергиев Посад, 1908. С. 237. 214 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 25. Сергиев Посад, 1908. С. 237. 216 Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т.2. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 202–232

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010