Раифский инок Даниил пишет, что святой Иоанн «смотрел на Синайскую гору (где он начал свои подвиги) как на место, указанное ему Богом, устремляя горе свой ум и вознося его к Богу невидимому... Он стяжал здесь смирение самое глубокое, нестяжание самое совершенное, любовь к Богу нелицемерную, заключил доступ к сердцу своему демону суетной славы и надежды на собственные силы» 23 . Что касается послушания, какое он оказывал своему духовному отцу Мартирию, то в этом отношении юноша Иоанн явил высочайший образец покорности и самоотвержения. По свидетельству того же историка, святой Иоанн так подчинился духовному водительству своего руководителя, что, казалось, душа его не имела ни собственного ума, ни своей воли, ни собственных желаний. А что всего удивительнее, замечает Даниил, это то, что при обширной своей учености, эту необычайную и чуждую смирения кичливость человеческого любомудрия он обучил небесной простоте 24 . По истечении четырнадцатилетнего испытания Иоанн принял иноческое пострижение. Присутствовавший при этом обряде благочестивый игумен Стратегий по внушению свыше предсказал, что новопостриженный будет великим подвижником и одним из опытных руководителей монашеского жития. А другой отшельник Синайской горы, по имени Анастасий, увидев однажды юного Иоанна, спросил старца Мартирия: – Кто принимал от сего юноши обеты иноческие? Мартирий ответил, что постригал его сам он (Мартирий). Тогда авва Анастасий с удивлением воскликнул: – Кто бы мог подумать, отец мой, что ты посвятил Богу будущего игумена Синайской горы! 25 Третий великий отшельник Синайской пустыни, авва Савваит, умыл ноги Иоанновы прежде его духовного отца Мартирия и поцеловал ему руки. Удивленный этим, ученик Савваита после спросил у старца: – Что это значит, отче? Савваит ответил: – Поверь мне, чадо, не знаю, кто этот юный; принимал же я игумена Синайского и умыл ему ноги 26 . Девятнадцать лет Иоанн упражнялся в подвиге беспрекословного послушания, когда Бог призвал к Себе его старца Мартирия. Тогда Иоанн возымел желание уйти в полное уединение и затвор. Подготовляясь к этому подвигу постом и молитвою и получив одобрение от одного старца (Георгия Арселаита), Иоанн оставил гору и удалился в глубь пустыни. Поселившись в долине Фола, он сорок лет подвизался в полном одиночестве, проводя жизнь в посте, молитве и трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В той же местности Арселайя, о которой речь шла выше, 28 был авва Георгий, прозванный Арселаитом, прославившийся в нашей пустыне, о многих и великих чудесах которого рассказывали нам многие [мужи]. 29 Из этих чудес я попытаюсь кратко остановиться лишь на немногих. Когда путь из Палестины был захвачен варварами, то на Святой Горе возникла большая нехватка масла. Тогда игумен спустился в Арселайю и призвал человека Божия Георгия взойти на Святую Гору. Не имея возможности ослушаться игумена, Георгий поднялся вместе с ним [на Гору], и игумен ввел его в хранилище масла, попросив сотворить молитву над пифосами, 30 бывшими совсем пустыми. Авва же мягко сказал игумену: «Отец, сотворим молитву над одним только пифосом, ибо если сотворим молитву над всеми, то погрузимся в масло, [как в море]». Они сотворили молитву над одним пифосом и тут же масло забило, словно из источника. Старец тогда сказал прислуживающим [новоначальным инокам]: «Начерпайте и перелейте в остальные пифосы». Когда все [сосуды] наполнились, то [первый] пифос перестал изливать из себя [масло], как это некогда случилось с Елисеем (см. 4Цар. 4:2–6 ). Игумен после этого возжелал назвать пифос именем аввы Георгия, однако тот сказал ему: «Если ты когда-ни будь сделаешь это, то масло иссякнет, а поэтому назови пифос именем Святой Владычицы нашей Богородицы». Так и случилось. И доныне сохраняется этот пифос, а над ним весит прикрепленная [к стене] неугасимая лампада во имя Святой Богородицы. 31 I, 18 Однажды к этому же праведному Георгию пришли восемь голодных сарацин, а у него не было ничего из [вещей] мира сего, чтобы он мог нечто дать им, ибо из съедобного имел только плоды диких каперсов, своей горечью могущие уморить и верблюда. Видя сарацин, ужасно страдающих от голода, старец сказал одному из них: «Возьми лук свой, перейди через этот холм, и найдешь стадо диких козлов. Застрели одного, которого пожелаешь, но не пытайся застрелить другого». Сарацин пошел, как сказал ему старец, застрелил одного козла, схватил и заколол его. Когда же он попытался застрелить другого, то лук его сломался. Придя и принеся мясо, он рассказал товарищам о том, что случилось с ним. 32 I, 19

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Землю, якоже тли жилище, оставил еси, отче,/и в земли вселился еси кротких,/и с ними веселишися, Божественный наслаждаяся сладости. Днесь день празднственный/вся бо созывает монашествующих стада в лик духовный,/трапезу и снедь нетленныя жизни. Богородичен: В Тебе вселився, Всенепорочная,/прежде родоначальники злонравнаго прельстившаго человекоубийцу низложивый родися/и вся ны спасе. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Мира пристрастия, яко от скверны уклонился еси/и, алчбою плоть увядив, обновил еси души крепость, преподобне,/и славою обогатился еси Небесною, приснопамятне./Темже не престай моляся о нас, Иоанне. Богородичен: Господственно Богородицу Тя исповедуем, Владычице, Тобою спасшиися,/ибо Бога неизреченно родила еси, разоршаго Крестом смерть,/к Себе же привлекшаго преподобных соборы,/с нимиже Тя восхваляем, Дево. Преподобный Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн Лествичник игумен святой Синайской горы, по некоторым преданиям родился около 570 года и был сыном знатного константинопольского вельможи святого Ксенофонта и супруги его святой Марии, память которых чтится Церковью 26 января. Для обучения в прославленном училище святой Ксенофонт отправил морем двух своих сыновей в город Вирит (ныне Бейрут). Буря разбила корабль. Уразумев в чудесном спасении призвание к иноческой жизни, братья поступили в разные монастыри и долгое время не имели известий о судьбе друг друга. Святой Иоанн оставил мир в шестнадцатилетнем возрасте. Он пришел в монастырь на Синайской горе и, никому не открывая своего происхождения, вверил себя искуснейшему учителю Мартирию, чтобы при его благонадежном руководстве непогрешительно подвизаться в посте и молитве. Монастырь, выстроенный императором Юстинианом, стоял у самого подножия Синайской горы. Три святых инока прославили его больше, чем все щедроты императора: святой Анастасий Синаит († 599; память 20 апреля), впоследствии Патриарх Антиохийский, святой Григорий († 593; память 20 апреля), настоятель Синайский, также возведенный на Антиохийский патриарший престол, и, наконец, преподобный Иоанн Лествичник .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память преподобного Никифора Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора — были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон [ 1 ]. Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествия ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам: — Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон. С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его. Память 20 апреля Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы Святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: — Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на нас с небес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

22 В предыдущем повествовании говорится, что Иоанна (Лествичника) постригал авва Мартирий. Однако здесь нет никакого противоречия, ибо, скорее всего, Таинство пострига (тогда это считалось Таинством) совершал авва Мартирий вместе с игуменом Анастасием. Наш православный ученый констатирует на сей счет, что в «Гейлеровском Евхологии» существует «целый обряд, в котором, кроме восприемника (это авва четвертого века), в качестве ответственного лица за постригаемого является игумен, и как тот, так и другой перед совершением пострига должны были за постригаемого дать обещание руководить» его в монашеской жизни» (Иннокентий (Беляев), архим. Указ. соч. С. 135). 24 Речь идет о городе Вавилоне в Нижнем Египте, где, вероятно, имелись достаточно профессиональные врачи. Вполне возможно, что сам преп. Анастасий и встречал там Евстафия. 26 Эта фраза имеется в первом издании Ф., но, отсутствует в критическом издании. Как констатируется в примечании издателя критического текста (Р. 492), Георгий был, скорее всего, епископом Фаранским, то есть пастырем всей южной части Синайского полуострова, а его паствой являлись преимущественно монахи. См.: «Епископская кафедра в Фаране была еще во времена Диоклетиана. Впоследствии, то есть не ранее времен Юстиниана, Фаранскою церковью управлял тот же епископ, который управлял и Сннаем» ( Терновский С. А. Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Казань , 1899. С. 111). 27 Так буквально, думаем, можно перевести это выражение ( παρρησαν πρς Θεν – или «дерзновение пред Богом»), которое предполагает свободу и доверительное отношение к Богу, обретаемые на узком и тесном пути шествия человека к Нему в молитвенных и подвижнических трудах. Например, блж. Феодорит говорит об одном из величайших сирийских подвижников IV века Иакове Низибийском , что «с каждым днем возрастало в нем дерзновение к Богу, и чего он просил у Бога (а просил только того, что должно), тотчас же получал» (см. наш перевод: Блж. Феодорит Кирский . История боголюбцев. I, 2//Блж. Феодорит Киррский . История боголюбцев. С. 26) Естественно, что свою полноту подобное дерзновение обретает в Царстве Небесном. Здесь важную роль играет сам момент перехода из здешней жизни в вечность, то есть наш смертный час. По словам блж. Диадоха, «нам, любящим Господа, должно молиться, чтобы тогда оказаться вне всякого страха, потому что находящийся тогда в страхе свободным образом не пройдет тартарских властителей, ибо они имеют как бы защитником своей злобы боязливость души. Но душа, веселящаяся в любви к Богу, во время разлучения с Ангелами мира носится выше всех темных полчищ, ибо она как бы окрылена духовной любовью, как бы неослабно носящая «исполнение закона»– любовь ( Рим. 13:10 ). Поэтому именно и в Пришествие Господа будут восхищены со всеми святыми те, которые с таковым дерзновением отходят из жизни» ( Попов К. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903. С. 524–526).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

34. Когда авва Анастасий, игумен, увидел [молодого] авву Иоанна, спускающегося из святой обители вместе с аввой Мартирием, он пригласил авву Мартирия и юношу и спросил старца: «Скажи мне, авва Мартирий, откуда этот юноша и кто постриг его [в монашество]?» Авва Мартирий сказал ему: «Отче, это твой слуга и мой ученик, а постриг его я». Он сказал ему: «Воистину, авва Мартирий, кто бы мог подумать, что ты пострижешь игумена горы Синай!» И это пророчество отцов о преподобном отце нашем Иоанне было подобающим и верным, ибо он был украшен всякой добродетелью и сиял подобно второму Моисею, как называли его отцы [сего] места. 35. Авва Мартирий, который постриг нашего преподобного игумена, несколько лет пребывал в низине аввы Антония напротив Красного моря. Когда он жил в этом месте, случилось нападение некоторых диких варваров, которые жили в тех горах. Они убили шестерых отцов, среди которых был авва Конон Киликийский, прозорливый муж, исполненный пророческими дарами. Взяв их тела, авва Мартирий похоронил их в пещере, полностью закрыв вход плоскими камнями и замазав [глиной], и написал их святые имена. Он ушел, а позднее посетил могилу еще раз, [опасаясь], как бы гиены или другие звери не разрушили ее. Когда он прибыл, то нашел надпись нетронутой и могилу в полной сохранности. Открыв пещеру и войдя внутрь, он обнаружил, что два тела: аввы Конона и другого великого старца – были перемещены с их мест Богом Вседержителем. 36. Некто еще сообщил мне следующее: «Три года назад я поднялся из пустыни на святую гору за три дня до [престольного] праздника святой обители. Я увидел себя в восхищении во дворце и некто спросил меня: ”Почему ты пришел сюда, авва?” Когда я ответил, что пришел сюда, поскольку от всего сердца желал почтить Царя, он сказал мне: ”Хорошо. Если ты желаешь, пойди прежде, чем Он примет толпу, чтобы попросить о том, что ты хочешь, и это исполнится”». 37. Другим из братьев стал диакон святой обители пять лет назад. Его звали Елисей, по национальности он был армянин. Не однажды или дважды, но почти каждую ночь, поскольку он был чист и достоин, он видел огонь, обитающий во святом храме божественного законодавца [Моисея].

http://pravoslavie.ru/41619.html

первый, после разделения царства Еврейского, царь израильский. Он ввел в царстве своем идолопоклонство и принуждал к нему своих подданных. ( < < back) восточных народов жертвенники для принесения жертв идолам обычно устраивались на местах возвышенных. ( < < back) пророке Иоаде повествуется в 13 главе 3 книги Царств. ( < < back) Повесть об иноке, никого не осудившем Анастасий Синаит — игумен Синайской горы, подвизался в VII b. Кончина его последовала в 686 г. Память его празднуется 20 апреля. Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского малоазийская область. Константин царствовал с 324 по 337 г. этот происходил в 325 г. и был созван для обличения пресвитера александрийского Ария, нечестиво учившего, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение. Констанций царствовал с 337 по 361 г. старший сын Константина Великого, царствовал с 337 по 340 г. состязания в конском беге. мера длины; он равнялся 10–12 нашим вершкам. пресвитер карфагенской церкви, живший в III b. и известный как основатель церковного раскола. Сущность этого раскола состоит в следующем: когда в 248 г. в Карфагене был избран епископом святой Киприан, пять пресвитеров, среди которых особенно выделялся Новат, недовольные этим избранием, отделились от Киприана, причем Новат, без ведома и воли епископа, поставил в диакона Фелициссима, человека богатого и влиятельного. Раскол тот в Церковной Истории известен под именем «раскола Новата и Фелициссима». Раскольники, отделившиеся от церкви, были осуждены на карфагенском соборе 251 г. архидиакон и первомученик Стефан пострадал около 34 г. Память его празднуется 27 декабря. святого мученика последовала около 326 г. Память преподобного отца нашего Ипатия, в Руфинах обитель в предместье Халкидона, находившегося в малоазийской римской провинции, на берегу Босфора. римская провинция в Малой Азии. область на Балканском полуострове, ныне Румелия. что Руфин был одним из вельмож при дворе Константина Великого. одежда из жестких волос какого-нибудь животного, обычное одеяние восточных монахов, которые носили его прямо на теле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Анастасий, игумен горы Синайской, сам воспитанный в благочестии, говорит про воспитание христианами в его время их детей так: «Мы, отроки, воспитаны были так, что еще от младых ногтей познали Бога. Когда Он приходил в мир, то видевшие Его во плоти считали Его лишь за пророка. Мы же, отроки, хотя телесными очами и не видели Его, но уже научены были познать в Нем Бога и исповедовать Его как сияние славы Отчей. Мы воспитаны были так, что, будучи отроками, слушали Евангелие с таким благоговением, что как бы слышали Самого Христа, в нем говорящего к нам. Мы воспитаны были так, что когда приступали к Св. Причащению, то и, будучи отроками, глубоко уже веровали, что в Теле и Крови Господних мы принимаем в себя и Самого Господа. Мы, наконец, воспитаны были так, что взирая на изображение Христа на иконе, в то же время умом как бы видели Его, с небес к нам сходящего и на нас призирающего, и благоговейно к иконам припадали, и покланялись им». Так вот, теперь, родители, не дающие религиозного воспитания детям, и рассудите: вот перед вами дети древних христиан, как они воспитаны? Как видите, «от младых ногтей их», по выражению преподобного, им внушены уже были их родителями и основательные понятия о Боге, и крепкая вера в Него, и пламенная любовь к Нему. Почему вам так не воспитывать своих детей? Скажете: «Домашние занятия мешают». А я скажу, не забывайте, что ведь все ваши домашние занятия и заботы останутся по сию сторону гроба, а религиозные познания, которые вы внушите детям, не только к величайшей их пользе останутся с ними на всю эту жизнь, но и перейдут с ними и в жизнь будущую. Поэтому домашним занятиям оставьте второе место, а религиозному воспитанию – первое и воспитывайте, по слову апостола, «детей ваших... в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). Вот когда так будете воспитывать, то и можете надеяться, что дети ваши, как утвержденные вами в вере и благочестии, подобно дереву, посаженному на твердой земле, устоят и в продолжение всей своей жизни на пути благочестия и добродетели, и послужат опорою в свое время и величайшим утешением и для вас самих. Аминь. 21-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И как только я произнес это “Уф!”, то оказался, словно в нахождении из самого себя во время сна, напротив святой Голгофы, где был распят Господь между двумя разбойниками. Я хотел приблизиться и простереться ниц перед Ним, а Он, увидев это, громким голосом повелел стоящим рядом с Ним Ангелам: “Извергните его вон, потому что он антихрист для меня, ибо осудил брата своего еще до Моего Суда”. Когда я был изгнан и оказался за дверью, то плащ мой, зацепившись, застрял в двери, которая была закрыта. Я оставил его там и тут же очнулся. Пришедшему же ко мне [брату] я сказал: “Это дурной день для меня”. А он спросил: “Почему, отец?” Тогда я рассказал ему о том, что видел, и сказал: “Поверь, плащ мой – покров Божий надо мною, а я его лишился”. С того дня, как бы воздавая славу Господу, я провел семь лет в скитании по пустыням, не вкушая хлеба, не имея крова над головой и не встречаясь [ни с одним] человеком до тех пор, пока я [вновь] не увидел Господа, позволившего вернуть мне плащ мой». Мы же, услышав это о чудном Иоанне, можем только сказать: «Если праведник едва спасется, то нечестивый, грешный и блудник где явится?»( 1Пет. 4:18 ). I, 26 Чудным отпрыском нашей пустыни стал Орент, 50 об удивительных деяниях которого рассказывают святой отец наш игумен и некоторые другие отцы. Как говорит [игумен], этот [муж], чтобы возжечь в себе светильник Святого Духа, тушил пламень зримого огня, постоянно беря своими руками раскаленные угли и разжигая ими кадило. В один из дней, когда некие чужестранцы пришли навестить его, старец решил, приветствуя их, покадить благовониями перед ними. Но вследствие действия ненавистника добра только он прикоснулся к огню рукой своей, как тот сжег средний палец, растерзав и нерв его. С тех пор, если ему приходилось когда-нибудь писать письмо, то он подписывал его [словами] «Орент с сожженной рукой». Впрочем, благодать Божия не отошла от старца, и Господь сотворил через него многие знамения. Однажды на Святую Гору пришла некая жена патрикия, 51 имевшая при себе страждущую [беснованием] дочь; узнав про старца, она пожелала поклониться ему. Святой не принял ее, 52 но, взяв одну виноградную гроздь, послал ей. Бес, [сидящий] в девушке, увидев эту гроздь, стал кричать: «Зачем ты пришел сюда, авва Орент?» И приведя в сотрясение девушку, покинул ее. 53 I, 27

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010