о.Мелхиседек: Нет, это факт жизни и истории. Там копии величайших христианских святынь: Гроб Господень, гробница Божией Матери, Камень помазания. Мы пообещали, что возобновим ту прекрасную традицию, когда были вместе тогда, хотя душой мы всегда вместе, конечно. А неделю назад с одним близким мне человеком мы шли на престольный праздник Крестовоздвижения. Я подумал, как прекрасно, что у нас такая осознанная жизнь, через преподобного Сергия – история России, через Иоанна Богослова – история святых. Мы внутри этой истории. Мы так ее переживаем. А люди какие несчастные, которые живут вне христианства, вне православия. Ну разве Новый год, день рождения, юбилей могут сравниться с нашими церковными праздниками? Не все знают историческую деталь, связанную с подворьем Оптиной пустыни, храмом Петра и Павла в Ясенево. Там 1821 году венчались родители Льва Николаевича Толстого. Поэтому Толстого приходится часто вспоминать. Пусть это не удивляет. Мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы нужно хвалить. Я почему-то часто цитирую Толстого. Когда он был еще в трезвом уме, говорил: на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «они жили и не знали, зачем они живут». Мы счастливы тем, что уже одно понятие имеем, что жизнь наполнена смыслом, содержанием, перспективой, что смерть - это ворота, дверь, в ней нельзя удержаться. Когда умерла моя мама, и мы хоронили ее, то на могильном памятнике написали не слова из Писания, а слова, которые я когда-то прочитал: смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет. С одним этим упованием только насколько легче! Я по роду службы столько людей отпеваю, и на лицах неверующих людей всегда вижу - тупик. Для меня это самое страшное таинство: люди стоят, ничего не соображают, у них нет веры, перспективы, нет надежды. Не знаешь, как достучаться. Какие они несчастные. Вспоминаю одного из святых. Ему угрожали отрубить голову, сжечь. Он соглашался, не противился. А ты не боишься? – Нет, ведь так вы меня быстрее отправите к моему любимому Христу. С такой-то перспективой жить?! Смерть не страшна! Надо не бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Книга ценится не за толщину, но содержание. Неважно, сколько лет в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах. Мы стараемся жить так. Вот посмотрите, какие у нас имена - они наполнены смыслом. Это перспектива на вырост. Нам есть куда расти, на кого равняться. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София - их путь – путь тысяч мучеников. Путь исповедания. Крест или жизнь? Крест! У них всех такой путь. Почему такие почитаемые на Руси эти мученицы? Их имена означают добродетели.

http://radonezh.ru/2023/10/13/zlo-vokrug...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Максим Грек Замечательная биография прп. Максима Грека, написанная Н. В. Синицыной, крупным специалистом в жизни и творчестве Максима Грека. Кроме более чем увлекательной биографии преподобного (детство в Греции, жизнь заграницей, во Флоренции Савонаролы, Афон, Москва: активная литературная и общественная деятельность, суд и заточение), читатель найдет обстоятельный анализ его творчества. ПРОЛОГ 29 мая 1453 года, при взятии Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда II, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Но в сознании народа, не желавшего мириться с разрушением некогда великой Восточно–Римской (Византийской) империи, жила легенда о том, что василевс не умер, а окаменел. Он оживет и воскреснет, когда Святая София вновь станет православным храмом. Вернется и священник, чтобы завершить службу в Святой Софии, прерванную во время штурма города. Рассказывали и по–другому. Голову царя будто бы принесли Мехмеду, когда с площади у Великой Церкви (так называли Святую Софию), где собрались патриархи, весь клир и множество народа, он направлялся к царскому дворцу. Увидев голову и обрадовавшись, завоеватель призвал всех бояр и стратегов, спросил — да скажут они всю правду! — царёва ли это голова. Те подтвердили, охваченные страхом. Султан поцеловал голову и послал патриарху, чтобы тот сохранил ее, украсив золотом и серебром. Патриарх поместил главу в серебряный позолоченный ковчежец и спрятал под престолом Великой Церкви. Не все верили, что тело царя досталось врагам. Говорили, что его похитили в ту же ночь остававшиеся с ним у Золотых ворот, переправили в Галату и похоронили . Мы не знаем, слышал ли наш герой эти легенды. Но известно, что своим русским слушателям он передавал другие предания — о судьбе греческих книг после падения Царьграда, о их спасении усилиями императора и патриарха. Об этом рассказал князь Андрей Курбский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Птички преподобного Сергия 635 лет московскому Богородице-Рождественскому монастырю Наталья Крушевская Источник: Московский Сретенский монастырь Праздник Рождества Божией Матери – престольный для старинного собора в самом центре российской столицы и особо значимый для женского ставропигиального Богородице-Рождественского монастыря, который москвичи чаще зовут просто Рождественским. Возможно, по названию улицы Рождественка, на которой он расположен. Хотя сама улица, понятно, получила имя благодаря монастырю. Древняя обитель уже более шести столетий вписана в судьбу нашего города и нашей страны. Сейчас отреставрированные строения радуют глаз, а неспешные богослужения и стройное негромкое монастырское пение утешают душу. И ничто не напоминает о том, как выглядело святое место еще четверть века назад. Вид обители. Угол Рождественского бульвара и улицы Рождественка. Фотография 1880-х гг      Монастырская история насчитывает более шести веков. Она начинается с легендарной Куликовской битвы: основала обитель в 1386 году княгиня Мария Андреевна Серпуховская (в схиме Марфа), мать сражавшегося на поле Куликовом князя Владимира Храброго, по благословению своего духовника – преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал обители строгий общежительный устав и стал духовным наставником первых ее насельниц – вдов, матерей и сирот погибших в битве воинов. Монастырю покровительствовали великие князья, цари, представители именитых родов, начиная со святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской. В создании обители участвовала и супруга князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна (в монашестве Евпраксия), взяв на себя после смерти свекрови все заботы о монастыре. Здесь приняла постриг супруга Василия III княгиня Соломония Сабурова, будущая святая – преподобная София Суздальская, – сейчас в монастыре есть ее икона с частицей мощей. Еще при основательнице обители началась постройка собора Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилось точных сведений, деревянного или каменного).

http://pravoslavie.ru/141904.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство протоиерей Ангел Ангелов « Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге» " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  4.8 из  5) Беседа с протоиереем Ангелом Ангеловым, настоятелем храма Святой Софии (София, Болгария) Вопрос отношения Церкви к прорицательнице Ванге до сих пор волнует болгарское общество. Огромная популярность и широкое почитание Ванги делает эту проблему по-прежнему актуальной. При этом Болгарская Церковь до сих пор не высказала своего соборного мнения на этот счет. Об этой проблеме в беседе с корреспондентом портала Двери.Бг рассуждает настоятель столичного храма Святой Софии протоиерей Ангел Ангелов. – Отец Ангел, в начале нашей беседы хотелось бы напомнить, с чего в Болгарии вновь проснулся интерес к Ванге. Несколько месяцев назад один архиерейский наместник выступил с предложением канонизировать ее. В ответ на это группа сливенских священников призвала окончательно решить вопрос – отлучить Вангу от Церкви вместе с другими знахарями и гадалками. А некоторое время спустя появилась книга зографского монаха отца Виссариона.  Полагаю, что следует остановиться не столько на содержании книги, сколько на той реакции, которую она вызвала в Болгарии. Многие наши так называемые «выразители общественного мнения» были шокированы высказанной в ней позицией, утверждающей, что явление «Ванга» не только не имеет церковного истока, но и вступает в вопиющее противоречие с практикой Церкви. О чем свидетельствует это искреннее недоумение людей по прошествии многих лет после смерти Ванги? – Ванга очень популярна в болгарском народе. И лишь малая часть его – те, кто глубоко церковен, – осознает, что это за явление такое на самом деле – Ванга. Именно эта огромная популярность Ванги настраивает большинство людей на ту реакцию, о которой вы говорите. Не знаю, насколько уместно снова возвращаться к Ванге, ведь разговоры о ней – главный способ популяризации ее личности. Для меня интересно другое, и это надо обозначить. Я убежден, что у Ванги не было бы этой огромной популярности без поддержки коммунистического режима. Известно ведь, что время от времени то тут то там появляются подобные феномены, как, например, «преподобная» Стойна, которая никогда не имела такой популярности, как Ванга. А явление «Ванга» порождено тем престарелым правительством – я заявляю это со всей ответственностью, – ибо все, что Коммунистическая партия сделала для ее популяризации, глубоко вошло в народное сознание.

http://sueverie.net/cerkov-dolzhna-vyraz...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 16 (29) Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии Священномученик Аркадий родился в 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Родители будущего святителя, священник Иосиф и его супруга София, жили поначалу в одном из сел в окрестностях Житомира, но впоследствии переехали в Житомир, куда перевели служить о. Иосифа. У них было два сына и дочь, которая умерла в возрасте трех лет. Семья была небогата – в Житомире они жили в небольшом доме из трех маленьких комнат, крытом соломой. Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным. Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. Впечатления о некоторых своих поездках и суждения относительно сектантов на Волыни он опубликовал в отчетах, напечатанных в епархиальных ведомостях . В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера – церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку . В 1917 году о.  Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия: за различными богослужениями ему в то время приходилось говорить по нескольку проповедей в день. За свои вдохновенные проповеди он получил от современников прозвание Златоустого.

http://fond.ru/foto/1516/Arkadiy/

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Ссылки:     Адрес: 249706, Россия, Калужская область, Козельский район, с. Старое Шамордино, Казанская Свято-Амвросиевская пустынь Координаты: 54.160059, 35.868803 Проезд:1. На личном автомобиле из Калуги в сторону Козельска. В населенном пункте Каменка поворачиваем направо по указателю " Шамордино " и дальше, никуда не сворачивая, доезжаем до монастыря. 2. Из Калуги от автовокзала или из Москвы (от метро Теплый Стан " ) автобусами, идущими на Козельск, Сосенский, Ульяновск и Хвастовичи до остановки " Каменка " возле поворота на Шамордино. Далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Она находится в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни. Старец Амвросий (Гренков, 1812-1891) был " душой " монастыря. Все здесь начиналось и делалось по его благословению. Он входил во все дела, указывал места построек, непрестанно заботился о духовном окормлении сестер. Последние месяцы своей жизни старец также провел в Шамордине, здесь он и скончался, а молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. Первой настоятельницей Шамординской общины была духовная дочь старца Амвросия - схимонахиня София (Астафьева, 1845-1888). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей " правой рукой " . Под ее руководством начиналось создание общины. Матушка всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Она скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Для сестер она была настоящей матерью. После ее кончины старец Амвросий говорил, что она свята.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Суздаль. Покровский женский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм над Святыми вратами монастыря построен великим московским князем Василием III в 1515 году. В старину церковь имела два придела – в честь Святой Троицы и Архангела Михаила. В течение веков она много раз перестраивалась. Благовещенский храм стал местом молитвенных трудов двух государынь-инокинь - прп. Софии Суздальской и царицы Евдокии Лопухиной, в монашестве Елены, супруги Петра I. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года. 21 октября 2006 года церковь была освящена. В день престольного праздника - 7 апреля в храме всегда совершается Божественная литургия и праздничный молебен. В 2015 году надвратному Благовещенскому храму исполнилось 500 лет. Стены этой церкви были свидетелями трагедии: здесь на жертвеннике 10 февраля 1718 года была найден поминальный список, в котором рядом с Петром I была указана Евдокия Федоровна, а не вторая жена царя – Екатерина I. Это обстоятельство, громко провозглашенное Манифестом от 5 марта 1718 года, послужило одним из важнейших доказательств виновности царицы в антигосударственном заговоре. В результате монахиня Елена (Евдокия Лопухина) была перевезена Успенский монастырь, где была обречена на обет молчания, а игуменья Покровского монастыря Марфа, казначея и несколько монахинь были казнены на Красной площади в Москве. Но еще прежде этот храм был связан с именем преподобной Софии Суздальской. По преданию, в 1609 году, во время нашествия поляков, отряд под предводительством пана Лисовского направилось к Покровскому монастырю. Но ему не суждено было овладеть обителью: польскому военачальнику внезапно явилась преподобная София в схиме и с горящей свечой в руке. Монастырское предание гласит: она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

http://sobory.ru/article/?object=05098

Разделы портала «Азбука веры» Я знаю что на расстоянии человек делает, думает, где находится, о чем разговаривает. В другом городе или в одном со мною, но в другом месте. Мне Бог или сатана это знание дает? 5 Ответов Одно можно сказать: Бог не дает сверхъестественных даров всем подряд и просто так. Рекомендую Вам обратиться лично к священнику в храме. 1. Когда и при каких обстоятельствах он появился? Вели ли Вы активную духовную жизнь в этот момент и после этого? Если да, то что говорит Ваш духовник? Если нет, то для чего и за какие заслуги Богу стоило бы дать Вам “дар”? 2. Бог не раздает дары просто так. Никакого дара ради дара от Бога быть не может. Бог дает дары, полезные для спасения. Все Его чудеса — тоже ради спасения. А что дает для спасения знание того, что думает человек в другом городе? Ничего. Так называемый дар прозорливости может иметь два источника. Бог дает такой дар человеку за его многолетнюю святую, подвижническую христианскую жизнь. Если же речь идет о ком-то, кто ничем таким не отличился, то подобные явления можно объяснить только повреждением его природной защиты от мира падших духов. И благодаря этому бестелесные злобные существа имеют возможность манипулировать им, создавая видимость наличия у него “дара прозорливости”. У них для этого есть широкий спектр возможностей. Это тяжкая духовная болезнь, чреватая большими бедами. Лекарство от нее — сознательный отказ от эксплуатации таких “даров” и упорядоченная жизнь воцерковленного христианина. С уважением, София, я читал рассказ священника, который неожиданно получил такой дар. Он стал молиться Господу с просьбой объяснить источник новых способностей. Подозрения, о том, что это искушение от падших духов, подтвердились и способности пропали. София, помимо сказанного выше хочу еще привести Вам цитату из книги “Старец Силуан” про преподобного Силуана Афонского (+1938): В процессе продолжительной внутренней брани подвижник встречается, кроме указанного выше, с тремя видами прозорливости: первый – в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития; второй – по действию демоническому, и третий – по дару благодати.

http://azbyka.ru/vopros/kakov-istochnik-...

I.Oбoзpehue его истории Обитель эта, достопамятная в истории Москвы, занимает местность, замечательную по своему положению и значению. Через подмосковное широкое поле, или вернее, широкий дол у подошвы Воробьевых гор, на берегу Москвы-реки, прежде лежал тракт на Смоленскую дорогу; оно издревле слывет Девичьим, а по народному сказанию, Дедове или Деводе. Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в серебряных вызолоченных чашах» 1 . Но Девичье поле, сколько нам известно, было не в одной Москве; оно упоминается летописями в XIV веке под Коломною на Оке, еще находится в Александровском уезде Херсонской губернии, в Куявах Блудковской парафии и в других местах. Это самое тождество названия поля в разных краях наводит тень сомнения на подлинность предания о постыдной дани Татарам, и скорее намекает на игрища народные, коих позорищем искони бывали поля. Между полей, по сказанию Преподобного Нестора, описавшего нам нравы и обычаи Радимичей, Вятичей и Севера, «сходились юноши и девицы на игрища, и там умыкаху жены себе» 2 . Местное же предание производит такое название от того, что исстари на это поле девицы гоняли коров. В 1398 или 1399 году через Девичье поле возвращалась в Москву из Смоленска с детьми своими Великая Княгиня София Витовтовна, которая туда ездила для свидания с родителем своим Великим Князем Литовским. При расставании с нею, Витовт и мать ее благословили ее «иконами, обложенными златом и серебром, чудными зело.» 3 Так говорят наши летописи Троицкая, Архивская и Никоновская; но позднейшие писатели утверждают, будто эта Великая Княгиня привезла из Смоленска чудотворную икону Одигитрии, т.е. путеводительницы 4 , которую древнее предание выдает за первонаписанную Св. Евангелистом Лукою; по преданию, она сопутствовала в Россию из Греции Царевне Анне, супруге Великого Князя Владимира I, а в Смоленск принесена 1077 года, Смоленским Князем Владимиром Мономахом 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010