2-е Память о преподобном Афанасии Печерском Был, рассказывает Симон 1 , в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили: приходили и другие, но, посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался непогребённым. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: «Человек Божий два дня лежит непогребённый, а ты веселишься». Поутру игумен со всей братией пришёл к умершему и нашёл, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: «Спасайтесь». Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошёл в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе» 2 , то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 году северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев, и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, Десятинная церковь «были ограблены», говорит Киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. –«Зажжён был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» Берендеями, но «Бог сохранил от такой беды» 3 . – Итак, проповедь Афанасия о покаянии не было бесплодна в Печерской обители; иноки её, по внушению Афанасия, удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил преподобный Афанасий в затворе? «В продолжение всего времени – 12 лет – продолжает Симон об Афанасии, – он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило; он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день немного пил воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Виктор Афанасьев Скачать epub pdf Глава первая Как мы нередко встречаем в житиях святых, святитель Игнатий был у родителей вымоленным у Господа чадом. Его отец, родовитый дворянин и помещик Александр Семенович Брянчанинов, и мать, София Афанасьевна (также из рода Брянчаниновых) сочетались браком в весьма раннем возрасте. Двое первых младенцев у них умерли, и затем наступило долгое бесчадие. Брянчанииовы были люди благочестивые. Желая иметь детей, они начали усердно молиться о том Богу и посещать монастыри, расположенные в той же Вологодской губернии, где находилось их имение. Они проводили по несколько дней в обителях северной Фиваиды Свято-Духовском, Глушицком, Лопотове, Прилуцком и других монастырях. Господь услышал их. 6 февраля 1807 года у них родился сын, которому дали имя в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. А потом появились у него братья и сестры. Детство свое святитель Игнатий провел в родном селе Покровском, расположенном к югу от Вологды в Грязовецком уезде. Конечно, родители нанимали наставников и учителей, готовили отрока к поступлению в одно из столичных военных училищ, но он, легко и даже охотно усваивая точные науки и проявляя при этом блестящие способности, любил более всего одинокие прогулки в старинном парке имения и окрестностях села. Скудная природа русского Севера не казалась ему бедной. Он с любовью вслушивался в шум листвы и птичьи голоса, в шорох травы и плеск ручья под обрывом. Иногда подолгу сидел на камне среди могильных плит и склепов родового кладбища возле церкви Покрова Богородицы. Все вокруг говорило ему о Творце. Душа его устремлялась к Богу. Здесь таинственно, как бы сами собой, зародились те стремления и качества, которые потом возросли и укрепились в душе святителя. Позднее, уже архимандритом, он писал: «Как помню себя с детства – телесные чувства мои не были восприимчивы, слабо действовал на меня посредством их вещественный мир. Я был нелюбопытен, ко всему холоден... Я сотворен, чтоб любить души человеческие, чтоб любоваться душами человеческими!. Для лица и для всею вещественного, – писал святитель одному иноку в 1847 году, я точно хбез глаз. Черты физиономий как раз забываю; черты души, и самые тонкие, остаются запечатленными в памяти». Это качество очень существенное и редкое как бы естественная обращенность всех чувств человека к духовному. Такой дар получил он от Господа еще в отрочестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Декабрь Память о преподобном Афанасии печерском «Был, рассказывает Симон, 822 в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили; приходили и другие, но посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался не погребенным. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: человек Божий два дни лежит не погребенный, а ты веселишься. Поутру игумен со всею братией пришел к умершему и нашел, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: спасайтесь. Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошел в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе»: 823 то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 г. северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, десятинная церковь «были ограблены», говорит киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. – Зажжен был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» берендеями, но «Бог сохранил от такой беды». 824 Итак проповедь Афанасия о покаянии не была бесплодна в Печерской обители; иноки ее, по внушению Афанасия удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил пр. Афанасий в затворе? «В продолжение всего времени» – 12 лет, – продолжает Симон об Афанасии, «он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило, он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день не много пил воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Загадка Ипатьевского монастыря 29.06.2012 962 Время на чтение 15 минут Из цикла " Потерянная династия " Емельянов-Лукьянчиков М. А. Я давно хотел написать работу, посвященную исторической реабилитации государя Бориса Годунова. Но прежде чем рассказать о нем самом, нужно рассказать о его предках, - иначе невозможно понять самого Бориса Федоровича. Мы хорошо знаем, что великий князь Василий Третий развелся со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), которая была пострижена в монахини и прославилась святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что родственница преподобной Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный. А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да и то не все читали? «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» - вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное! Дошло до того, что приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь мы слышим, что это «Колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Загадка Ипатьевского монастыря Беседы на Берсеневке 09.03.2012 1684 Время на чтение 15 минут Недавно мы говорили с отцом Кириллом (Сахаровым) о том, что царь Борис Годунов был несправедливо обвинен в убийстве царевича Дмитрия. А батюшка мне говорит: вот вы как историк и расскажите об этом. Но я подумал, что нужно смотреть шире и прежде чем рассказать о Борисе Годунове, нужно рассказать о его предках. Храм Николы Чудотворца, где служит игумен Кирилл, расположен на Берсеневке - этот район Москвы назван так в честь Ивана Никитича Берсеня Беклемишева (казнен в 1525 г.). «Берсень» значит «крыжовник», то есть «колкий» и Иван Никитич действительно был человеком «колким», неудобным в общении, - для тех, кто не хочет слышать правду. А он говорил правду даже тогда, когда его собеседником был сам царь. Когда великий князь Василий Третий разводился со своей супругой Соломонией Сабуровой (около 1490 - 1542), Берсень был одним из тех, кто откровенно говорил, что негоже царю разводится со своей супругой, даже если она долгое время не приносит ему потомства. Соломония Сабурова была пострижена в монахини и прославилась своей святой жизнью. Мы знаем ее как преподобная София Суздальская. Но многие ли из нас знают о том, что прадед святой Софии и прапрадед Бориса Годунова были родными братьями? А о том, что племянница святой Софии была женой царевича Ивана - старшего сына Ивана Грозного? Сабуровы и Годуновы - родня от одного корня, и этот настолько же велик, насколько и оболган в истории, это наша «Потерянная царская династия». В истории России правило четыре династии: Рюриковичи, Годуновы, Романовы и Романовы-Гольштейн-Готторп. Все они состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, Годуновы меньше 10 лет, Романовы полтора века, и Романовы-Гольштейн-Готторпы полтора века. Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая Второго и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени и по духу. Из Рюриковичей мы мало кого знаем, - это в первую очередь первый русский царь Иван Грозный.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец великой семьи 29.05.2009 438 Время на чтение 5 минут В московском метро с прошлого Года семьи остались рекламные щиты с цитатами из западных мыслителей: " Любовь к Родине начинается с семьи " , " Семья - один из шедевров природы " ... Высказывания интересные, но ведь и в русской культуре были люди, которые понимали значение семьи, домашнего очага и неплохо формулировали свои мысли. ...Вот маленький храм - на пересечении Нового Арбата и Поварской. Он притулился у подножья бетонной высотки, и этот вид с советских времен украшает туристические открытки. Но спроси пробегающих мимо москвичей и гостей города, чем памятен этот храм для русской культуры - и ответом будет молчание. А ведь именно здесь началась история семейства, ставшего олицетворением русской семьи - в храме преподобного Симеона Столпника 2 июня 1816 года обвенчались 25-летний сын оренбургского помещика коллежский секретарь Сергей Аксаков и 23-летняя дочь отставного суворовского генерал-майора Ольга Заплатина. Почти два века спустя я стою в этом древнем храме. Вспоминаю, что завтра Вселенская родительская суббота. Пишу в поминальной записке имена своих ушедших родных и друзей, а потом - всех Аксаковых: Сергий, Ольга, их дети Иоанн, Константин, Вера, Григорий, Ольга, Михаил, Надежда, Любовь, Анна, Мария, София. В этом году есть особенный повод перечитать Сергея Тимофеевича Аксакова: он умер ровно 150 лет назад, 30 апреля 1859 года по старому стилю. В дореволюционной России, - свидетельствует Василий Розанов, - стоило произнести имя Аксаковых - и " не найдется грамотного человека на Руси, который не отозвался бы: " Знаю - Аксаковы, - как же... Любили Русь, царей, веру русскую " " . Люди могли не читать " Семейную хронику " , " Детские годы Багрова-внука " , не слышать сказки " Аленький цветочек " , но они знали, что старик Аксаков - отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово " любили " . " Знаю - Аксаковы, - как же... Любили... " . Любили друг друга и свой дом. Без пафоса любили свой народ, трезво понимая все его слабости. Любили, как Сергей Тимофее-

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

К Софии Густавовне де Вальмон С. Г. Вальмон, дочь капитана русской службы, убитого под Бородиным, Густава де Вальмон (Valmond), французского выходца, род. ок. 1800 г., училась до 1818 г. в Смольном институте, и затем много лет занималась обучением детей в дворянских домах Петербурга и Москвы. Католичка по рождению, она в 1837 г.·по убеждению перешла в православную церковь . Познакомившись же чрез два года с архим. Макарием, жившим тогда в Москве и искавшим себе сотрудниц-миссионерок, С. Вальмон прониклась его планами и решила ехать на Алтай. 24 янв. 1840 г. она подала м. Филарету заявление о своем «усердном желании посвятить остаток дней своих на служение Господу в деле спасения душ человеческих, искупленных Им Своею честною кровью, и способствовать при помощи Его новокрещеным женского пола при Алтайской церковной миссии, в познании И. Христа распятого и святых его заповедей». Но осторожный святитель, оберегая репутацию архим. Макария и самой девицы Вальмон, не советовал первому брать ее с собой, хотя и соглашался, что женщина могла бы быть очень полезна в миссии (см. Письма м. Филарета к Высочайшим особам и к разным другим лицам, I, 130−131). Тем не менее, м. Филарету пришлось уступить пред настойчивостью о. Макария, и София Вальмон выехала из Москвы в один день с последним, хотя и позже его несколькими часами (7 марта 1840 г.). В Казани в течение нескольких недель, она готовилась практически к своей будущей деятельности, изучая повивальное искусство. По приезде на Алтай, Вальмон, поселенная в д. Майме в 8 в. от Улалы, где жил тогда о. Макарий, принялась за изучение татарского языка, и в тоже время развила все возможные виды деятельности по отношению к женщинам и детям. Она сходилась с женщинами, беседовала с ними, учила молиться и трудиться, читала им по вечерам Евангелие и другие религиозно-нравственные книги, раздавала им волну и лен для пряжи, и знакомила с разными отраслями женского хозяйства. Лечила больных, преимущественно, гомеопатическими средствами, ухаживала за роженицами, занималась преподаванием в школе, помогала переписывать Макариевские переводы библейских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

М. Н. род. в Каппадокии, в сел. Муталаска, где за 600 лет до этого появился на свет др. великий подвижник - прп. Савва Освященный . М. Н. происходил из простой, но весьма благочестивой семьи, родителей святого звали Иоанн и София. М. Н. отвергал детские забавы и часто посещал церковь. При обучении грамоте святой испытывал большие затруднения, хотя и обладал усердием. Желая получить благодатную помощь, он вспомнил евангельский рассказ об исцелении кровоточивой жены и тоже решил коснуться одежд Спасителя. Во время совершения литургии М. Н. спрятался под св. престолом и при совершении таинства касался головой покрывавшей престол ткани. После этого он по вере своей получил благодать и стал преуспевать в учении. Само имя преподобного - Мелетий - по-гречески означает «изучающий», «занимающийся». Святой день и ночь изучал Закон Божий и стремился сделать богопознание своим постоянным занятием. Когда ему исполнилось 15 лет, родители нашли для него подходящую невесту. Тогда юноша, до этого сохранявший полное послушание отцу и матери, решил оставить родной дом. Он отправился в К-поль и поселился в мон-ре свт. Иоанна Златоуста. После 3 лет послушничества М. Н. принял постриг. Скоро он настолько преуспел в монашеских добродетелях, что превзошел в этом всех живших там насельников. Желая избежать славы и духовно совершенствоваться вдали от столичной суеты, М. Н. оставил к-польскую обитель. Он решил поклониться мощам вмч. Димитрия Солунского и отправился в Фессалонику, а оттуда задумал совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Но как только М. Н. пустился в путь, ему встретился некий благообразный юноша, к-рый повелел М. Н. идти в Фивы к вмч. Георгию Победоносцу, заверив, что путешествие в Рим и Иерусалим ему суждено совершить в другое время. Пройдя вместе с преподобным некоторое расстояние, юноша стал невидимым. М. Н. направился в Фивы, где недалеко от города нашел часовню вмч. Георгия и поселился около нее. Постепенно вокруг часовни собралась братия и возник мон-рь. М. Н. первым приступал к работе и последним уходил в келью. Очевидцы рассказывали, что он переносил тяжелые камни для монастырских построек и был лучшим садоводом и огородником. Но большая часть его духовных подвигов - бдения, псалмопения, стояния, многочисленные коленопреклонения и потоки слез - оставались невидимыми постороннему взору. Будучи примером отречения от мирских благ, преподобный имел лишь одну власяницу, к-рую постоянно латал и штопал.

http://pravenc.ru/text/2562872.html

Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем) , архим. Киприаном (Керном) , протопр. Николаем Афанасьевым , еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова ; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким) . З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович) , прот. Василий Зеньковский , С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже . С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества . В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.

http://pravenc.ru/text/199761.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010