I.Oбoзpehue его истории Обитель эта, достопамятная в истории Москвы, занимает местность, замечательную по своему положению и значению. Через подмосковное широкое поле, или вернее, широкий дол у подошвы Воробьевых гор, на берегу Москвы-реки, прежде лежал тракт на Смоленскую дорогу; оно издревле слывет Девичьим, а по народному сказанию, Дедове или Деводе. Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в серебряных вызолоченных чашах» 1 . Но Девичье поле, сколько нам известно, было не в одной Москве; оно упоминается летописями в XIV веке под Коломною на Оке, еще находится в Александровском уезде Херсонской губернии, в Куявах Блудковской парафии и в других местах. Это самое тождество названия поля в разных краях наводит тень сомнения на подлинность предания о постыдной дани Татарам, и скорее намекает на игрища народные, коих позорищем искони бывали поля. Между полей, по сказанию Преподобного Нестора, описавшего нам нравы и обычаи Радимичей, Вятичей и Севера, «сходились юноши и девицы на игрища, и там умыкаху жены себе» 2 . Местное же предание производит такое название от того, что исстари на это поле девицы гоняли коров. В 1398 или 1399 году через Девичье поле возвращалась в Москву из Смоленска с детьми своими Великая Княгиня София Витовтовна, которая туда ездила для свидания с родителем своим Великим Князем Литовским. При расставании с нею, Витовт и мать ее благословили ее «иконами, обложенными златом и серебром, чудными зело.» 3 Так говорят наши летописи Троицкая, Архивская и Никоновская; но позднейшие писатели утверждают, будто эта Великая Княгиня привезла из Смоленска чудотворную икону Одигитрии, т.е. путеводительницы 4 , которую древнее предание выдает за первонаписанную Св. Евангелистом Лукою; по преданию, она сопутствовала в Россию из Греции Царевне Анне, супруге Великого Князя Владимира I, а в Смоленск принесена 1077 года, Смоленским Князем Владимиром Мономахом 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Скачать epub pdf Сегодняшняя беседа у нас на тему: «Добро и зло в мире и в человеке и пастырство». Подзаголовок: «Премудрость и Красота Божьего Промысла». На тему Красоты и Премудрости Божьего Промысла я уже слегка касался в одной из прошлых бесед, но только касался. Почему именно я взял эту тему – Красота и Премудрость Божественного Промысла? Потому что без этой красоты и премудрости, в полном славянском понимании этого слова, – (не просто мудрость в русском переводе), и не просто греческая София (иногда у нас используется без перевода, и от этого происходят всякого рода недоразумения, и даже выдумывается ересь), а именно настоящий славянский перевод, который очень глубоко нам говорит о сущности этой Божественной премудрости. Потому что приставка «пре», например в слове преподобие или преподобный, значит «подобный» от вечности во все времена, а подобие, подобный, означает схожесть, похожий. Так же и «премудрость» это более чем мудрость. Эта мудрость должна справиться с очень большой дилеммой, с которой Воля Божья справлялась, справляется и будет справляться очень просто. Раз, и готово! Но Господь не может все так просто делать, даже когда идёт вопрос о Воле Божьей. Воля Божья при этом присутствует. Это самое удивительное! И Сама Премудрость не может быть без Воли Божьей, и Самый Промысел не может быть без Воли Божьей. Воля Божья дает, так сказать, ход, и уже не участвует потом, потому что участвует то, что Сама Воля Божья поставила вместо Себя. Это не значит, что она отказывается, нет, но она вместо себя. Почему? А потому что дилемма. Какая дилемма? А дилемма та, что не просто только одно добро, как в Царствии Небесном, но и зло, причем это зло в мире и в человеке. И в мир это приходит не просто так, потому что мы знаем, что мир полон бесов и демонов, и бесноватых людей, Евангелие об этом говорит. И когда Христос Спаситель, как сейчас принято говорить, лечил, можно сказать, что Он лечил психически больных людей, и вылечивал, то в Евангелии сказано проще: изгонял бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Главная РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Именной указатель • Жития новомучеников • Иконы • Фотографии • Календарь   Главная Новости Фонд О Фонде Контактная информация Материалы о новомучениках Документы Публикации Интервью, выступления Рождественские чтения Службы новомученикам Общие службы Службы по именам Слово новомучеников Книги Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Жития новомучеников и исповедников Московской Епархии Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Творения новомучеников Отдельные сборники и жития Аудио Видео Фильмы Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Преподобномученица София (Селиверстова) послушница 1938   Преподобномученица София (Селиверстова). Иконописная мастерская семьи Молчановых. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. 25.01.2024 Вышла в свет книга трудов священноисповедника Николая Лебедева «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру...» , включающая в себя житие, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским). 14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова). 08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог? 01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее 14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...» 10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться.

http://fond.ru/home/person_page/icon/243...

29-е Св. преподобномученицы Анастасии Римлянки Анастасия, лишившись родителей своих, когда ей было только три года, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте близ Рима. С любовью материнской воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил благодатным успехом её труды. Достигнув 20-ти-летнего возраста, Анастасия между всеми отличалась высокими качествами души, трудолюбием и благочестием; при этом, душевной красоте её соответствовала и замечательно красивая наружность, которая привлекла на неё внимание многих жителей Рима, и знатнейшие и богатейшие люди желали вступить с нею в супружество; но, с детства приученная полагать свою радость в служении единому Богу, Анастасия отвергла все предложения искателей её руки; не смотря на свою молодость, не находила она ничего привлекательного ни в каких блистательных благах мирских, представлявшихся ей, и не пожелала променять на них свою тихую, смиренную жизнь в общине девственниц-молитвенниц. Но если не привлекли её и не послужили для неё искушением блага мирские, то искушение не замедлило явиться в другом виде: под влиянием страха открывшегося в то время жестокого гонения на христиан от императора Валериана, когда и в общине повелено было захватить «верующих в Распятого», Анастасия могла бы пожелать спастись от мученической участи, согласившись выйти замуж за одного из влиятельных граждан Римских, но и перед мученичеством не отступила её любовь к Богу, и в то время, когда все другие подвижницы общины решились искать спасения в бегстве, она осталась в общине, послушав свою воспитательницу Софию, которая сказала ей, что «настало для неё время страдальческого подвига ради возлюбленного Христа»... – И упросив воинов, чтобы они дали ей время украсить нарядом Анастасию, за которой, как оказалось, и были они присланы по указанию язычников, получивших от неё отказ на их предложения ей супружества, София повела в церковь свою воспитанницу и, поставив её перед алтарём, стала со слезами убеждать молодую христианку приготовиться к ожидающему её подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р22-203-0040 6 .         Заявитель: ООО «Воздвиженье». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста календаря «По морю житейскому. 365 вопросов православным священникам. Православный календарь на 2023 г.» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «По морю житейскому. 365 вопросов православным священникам. Православный календарь на 2023 г.» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному календарю номер Издательского совета – ИС Р22-203-0042 7 .         Заявитель: ООО «Издательство АСТ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги П. А. Астахова «Простые чудеса. Новые истории, изменившие жизнь» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги П. А. Астахова «Простые чудеса. Новые истории, изменившие жизнь» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р22-203-0043 9 .         Заявитель: издательство «Омега-Л». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги А. В. Грищенко «Вопросы живописи. Русская икона как искусство живописи (Репринт: София, 1932)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. В. Грищенко «Вопросы живописи. Русская икона как искусство живописи (Репринт: София, 1932)». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р22-203-0044 10 .       Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Великая матушка. Преподобномученица Елисавета Феодоровна: житие, воспоминания, письма/сост. Н. Макаревский» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

Мая 9-го, 1849 года, день был жаркий и прекрасный, и перед обедней приехала к нам Марья Григорьевна Александрова, жена мануфактур-советника, Павла Матвеевича. Она приехала со своей родственницей, старушкой Елисаветой Ивановной, в дормезе в шесть лошадей, и так как гостинницы тогда не было, то она остановилась у меня в кельях. Марье Григорьевне тогда могло быть лет с лишком 50; роста она была среднего, довольно тучная, черты лица имела некрасивые. Отец ее, Григорий, был персянин, мать София, русская; они имели сына Андрея и трех дочерей. Жена Григория, София, вскоре умерла. Старшую дочь свою, Татьяну, он выдал за штатного служителя Богоявленского монастыря, а вторую, Марью, 13 лет от роду, за сельского причетника Звенигородского уезда; он был лет 40, высокого роста, рыжий, второй раз вдовый и имел человек 5 детей. Он был весьма добрый человек. Пожив с ним не более года, Марья овдовела и возвратилась жить в Москву. Здесь она познакомилась с Александровым, московским купцом, весьма достаточным и прекрасным, который вознамерился было жениться на ней, но его мать препятствовала этому браку, и он осуществил свое желание уже гораздо позднее, после ее смерти, и Марья Григорьевна стала, наконец, его женой. При всей благодарности моей за ее благодеяния обители, не могу скрыть истины и не сказать, что она имела характер весьма крутой и недоверчивый. Помню, что в день приезда Александровой после обедни, едва крестный ход вышел из церкви, как в трапезе из поваренной трубы выкинуло и повалил густой и черный дым, но это не имело последствий. Марья Григорьевна обедала в своей келье, а после того просила меня, чтобы я ее всюду выводил. Я повел ее в теплую церковь , так как еще некуда было и вести. «А где же у вас бывают ранние обедни?» – спросила она меня. Я на это ей ответил, что еще теплого у нас придела нет. «Ну, а это-то что же такое?» – спросила она, указывая на дверь с левой руки. Я отговорил – это был дровяной чулан. «Нельзя ли вот здесь сделать престола?» – спросила она меня снова. – «Да отчего нельзя», – отвечал я, нимало не сообразив, что в чулане было едва ли более четырех аршин ширины. Александрова пригласила меня к себе в Москву, и у нас пошли переговоры об устроении нового придела. Бывая у нее, мужа ее я ни разу не встречал и к нему приглашаем не был. Они более 20 лет нанимали дом Касаткина в приходе Косьмы и Дамиана в Певческой, что между Ильинкой и Никольской. Главную половину, то есть парадные комнаты, занимала Марья Григорьевна, а муж ее занимал 2 комнаты: одна была спальная, другая контора, и прислуга также была у каждого своя. Это продолжалось до осени. Между тем решено было, что Александрова устроит у нас на свой счет придел во имя преподобной Марии Египетской, и определила на это до пяти тысяч рублей серебром. Составлен был план и представлен владыке на рассмотрение, и он его утвердил. После того стали заготовлять материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Скачать epub pdf Сентябрь 10 Иоасаф Каменский, преподобный Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его – владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой († 1299; память 19 сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень богатый, Заозерье находился на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья реки Кубины, впадающей в озеро. Столица Заозерского княжества представляла собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь своего небесного покровителя, да деревню Чирково, которая была приходом при этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь, и княгиня были очень благочестивы. Особенно почитали они иноческий чин. Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В соседстве с их княжеством на небольшом островке Кубенского озера стоял древний Спасо-Каменный монастырь. Когда из этого монастыря вышли два основателя новых обителей в окрестностях Кубенского озера – преподобные Дионисий Глушицкий (память 1/14 июня) и Александр Куштский (память 9/22 июня), князь Димитрий и его супруга содействовали и помогали подвижникам в устроении их пустынных обителей. К прп. Дионисию на реку Глушицу князь послал плотников и обильную милостыню, пожертвовал монастырю села и деревни. Княгиня Мария также благотворила прп. Александру, жертвовала в храм монастыря иконы и книги, братии посылала припасы, а по кончине князя Димитрия дала обители деревню на помин его души. У князя Димитрия Васильевича было три сына – Симеон, Феодор, Андрей – и одна дочь – София. Княжич Андрей, в иночестве Иоасаф, был самым младшим в семье. Когда он родился, точно не известно. В 1429 г. князь Димитрий Васильевич Заозерский был убит в Ярославле казанскими татарами во время их набега на приволжские города. Княжич Андрей был в то время, вероятно, грудным ребенком. Благочестивая мать его княгиня Мария занялась воспитанием своих детей. Семи лет Андрея начали обучать грамоте. Учился он охотно, с любовью погружался в глубину Божественных Писаний, как дорогой бисер собирал богооткровенные слова Писания и слагал в своем младенческом сердце. Первых детей своих княгиня Мария успела устроить. Старший ее сын Симеон был женат, дочь София Димитриевна выдана замуж за князя звенигородского Димитрия Шемяку. Феодор же и Андрей женаты не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сортировать по Исключить новости Премудрая Соломония, она же — София Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. 12 января, 2015 Для своих современников она так и осталась единственной законной супругой царя. Мы начинаем новую рубрику «Святые в истории». Название ее сходно с заголовком серии московского издательства «Никея», в книгах которой рассказывается о малоизвестных подвижниках христианской веры. Принцип нашей новой рубрики такой же. Впрочем, и писать для наших читателей согласился автор уже вышедших книг о святых в истории — Ольга Петровна Клюкина. Открывает рубрику ее рассказ о преподобной Софии Суздальской († 1542, 16/29 декабря), в миру — Соломонии Сабуровой… …Летом 1505 года Москва была взбудоражена небывалым событием: наследник престола князь Василий велел собрать во дворце более тысячи красивых девушек, чтобы выбрать себе супругу. Обычай выбирать царицу на смотринах русский князь перенял от византийских императоров, а в Византию в свою очередь он пришел с востока, из глубины веков. В Ветхом Завете персидский царь Артаксеркс избрал себе в жены Эсфирь из множества девиц, привезенных из разных уголков царства,— это было еще в V веке до нашей эры. Вот московский «прынц» Василий, возможно, под влиянием ветхозаветной книги Эсфирь, устроил во дворце «конкурс красоты». Учитывались не только внешние данные и здоровье невест, но также знатность и древность рода, образованность и, конечно же, личное благочестие. Выбор будущего великого князя Василия III пал на пятнадцатилетнюю Соломонию — дочь боярина (в прошлом — писца) Юрия Константиновича Сабурова. Девушка приходилась правнучкой тому самому Федору Сабуру, который спас Дмитрия Донского на Куликовом поле, уговорив князя перед боем поменяться плащами. Рано лишившись матери, Соломония воспитывалась в доме тети Евдокии Ивановны, сестры отца,— женщины простой и набожной. Обычно на Руси князья женились на девушках из княжеского рода, чтобы владеть соседними уделами, либо на иностранных принцессах — в интересах дипломатии. Выбор невесты «по интересу», да еще из обычной семьи «служивых людей» — такое было в новинку.

http://pravmir.ru/premudraya-solomoniya-...

«Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено» Два юбилея Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга Ольга Орлова В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина). Воскресенский Новодевичий женский монастырь Тот мир не безучастен к нам Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь. Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди». Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые.

http://pravoslavie.ru/149510.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010