По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав подписанный в Кабинете Её Императорского Величества на подаванном из Синода сообщении с представлением Синодального мнения о не бывших Киевской епархии священно и церковнослужительских детях и других чинов людях у состоявшихся в 730-м и 731-м годах присяг резолюции содержания следующего: Которые священного и прочего духовного чина люди польской и литовской наций ради гонения от униатов за благочестие вышли оттуду в Россию после того времени, как о присягах состоялися указы, и которые впредь выходить будут, со оных всех штрафа брать не надлежит, понеже они тогда в России не жили и за подданных не почиталися, однако ж их всех ныне к присяге немедленно привесть и впредь вышедших приводить, а без того не токмо к местам не определять, но и жить в Украйне не допускать; а с прочими малороссийцами, которые объявляют, что во время присяг были в Польше и в других за границею местах, о взыскании с них штрафов и в прочем поступать по прежним указам, ибо таких их отговорок во оправдание их принять невозможно, для того, что хотя они в то время были и за границею, однако ж для чего по возвращении из-за границы не присягали, чего ради и объявленных в прежних указах штрафов достойны. Приказали : для действительного и неотменного по вышепрописанной Кабинета Её Императорского Величества резолюции исполнения из Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященным Киевскому, Черниговскому и Переяславскому архиереям и ставропигиальных Киево-Печерского и Киево-Межигорского монастырей к архимандритам, також в Духовную Дикастерию и в прочие во все епархии и ставропигиальные монастыри о приводе к присяге священного и прочего духовного чина людей, ежели где ныне таковые имеются, которые польской и литовской нации ради гонения от униатов за благочиние вышли в Россию после того времени, как о присягах состоялися указ, послать указы. А о том же, также и о прежде учреждённой Кабинета ж Её Императорского Величества на подаванном из Синода ж по доношению Киево-Печерского архимандрита о не бывших у присяг священно и церковнослужителях и их детях сообщении подписанной августа 19 дня прошлого 1738 года резолюции с прописанием о том Синодального представления и оной резолюции для ведома и в Канцелярию Тайных Розыскных Дел объявить указом же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ред. Н.Ф. Дубровин 5) Чрезвычайные ревизии епархий лицами, посылавшимися от синода Для возбуждения заснувшей или ослабевшей деятельности некоторых архиереев, а также для направления деятельности, уклонившейся от своего прямого пути и истинного назначения, синод посылал от себя доверенных лиц, с поручением поверить на месте распоряжения архиереев по епархиальному управлению и обследовать характер и образ их иерархических поступков. Если-же синод, зная о беспорядках по епархиальному управлению, почему-либо медлил производством следствия над известным архиереем, а между тем о них помимо синода было доводимо до сведения Государя, в таком случае нередко сам Государь приказывал произвести ревизию. Заметим вообще, что синод приступал к такой гласной и торжественной мере исправления архиереев, какова ревизия, только в самых крайних случаях, побуждаемый к тому слишком многочисленными беспорядками, замеченными им по епархиальному управлению. Обыкновенно-же он довольствовался отобранием объяснений от того архиерея, в епархии которого замечались беспорядки по управлению, или о неправильном образе действий которого доходили неблагоприятные слухи. С какою осторожностью синод приступал к этой крайней мере исправления архиереев, можно видеть из следующего случая: 8-го января 1848 г. гр. Протасов предложил синоду донос чиновника IX-ro класса Костенского на херсонского архиепископа Гавриила, состоявший в том, что этот архиерей, по прибытии своем в Одессу, отдал состоящие при церквах лавки свечной продажи в аренду первоначально одесским купцам Владимиру Харламову и Семену Маркову, а впоследствии, по взаимному их соглашению, утвердил эту аренду за одним Марковым, который, таким образом, сделался монополистом свечной торговли в Одессе. За право такой монополии Марков был обязан вносить в епархиальное одесское ведомство 6.000 рублей ассигнациями в год, тогда как эта операция, по словам Костенского, приносила 100.000 рублей ассигнациями. Такое право куплено было подарком архиерею двухтысячной кареты купцом Харламовым. Тот же преосвященный, отобрав во всех церквам от икон серебряные и золотые привески в значительном, по выражению Костенского, числе пудов, а равно драгоценные камни и жемчуг и церковную сумму, публиковал в газетах, что все это пожертвовано ему от неизвестного. Затем послал эконома своего дома, иеромонаха Антония, в Москву с одним священником, чтобы там из означенных вещей устроить архиерейскую ризницу со всеми к ней принадлежностями. Здесь иеромонах Антоний признан был своею законною женою, по её доносу взят под арест, а потом, по ходатайству преосвященного Гавриила, препровожден в Одессу и за прелюбодейство подпал суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рекомендации Московской Патриархии по заполнению упрощенных форм отчетности религиозных организаций (циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии) 15 травня 2007 р. 18:50 Циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии от 15 мая 2007 года 3579 Всем епархиальным Преосвященным российских епархий Русской Православной Церкви Настоящим довожу до вашего сведения утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 10.05.2007. 77 Методические рекомендации по заполнению упрощенных форм документов, содержащих отчет о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно Методическим рекомендациям заполненные формы предоставляются религиозными организациями, зарегистрированными территориальными органами юстиции — в территориальный орган ФРС; религиозными организациями, зарегистрированными в Минюсте России — в ФРС. В срок до 1 июня 2007 г. формы должны быть переданы в соответствующий государственный орган непосредственно либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. Адрес ФРС: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле , д. 4 а. Заполнение форм сведений о деятельности приходов, монастырей, подворий, входящих в состав Епархии, может осуществляться лицом, назначенным распоряжением Епархиального архиерея. Формы заполняются за 2006 г. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формами, в соответствующих графах проставляется прочерк. На странице 01-02 Формы ОР0001: ОГРН и дата регистрации заполняются: — для религиозных организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 года — на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; — для религиозных организаций, зарегистрированных после 1 июля 2002 года — на основании свидетельства о государственной регистрации. В п. 1.1. раздела 1 отмечаются знаком «V»:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205021...

Содержание Предисловие    Такие возвышеннейшие и превышающие наши силы вопросы надлежало бы, преосвященный Владыко, предложить кому нибудь из людей, очистивших себя и имеющих ум проницательный, обыкший размышлять о неземном. А мы, пресмыкаясь по земле, подобно червям, и нося бренное тело, о бренном и думаем, и, всецело будучи плотию и никакого понятия не имея о том, что в нас сотворено по образу Божию и по подобию, не можем ни разобрать что либо в этих вещах, ни вдуматься в эти возвышеннейшие предметы. Если же и придет нам на мысль что-либо относящееся к спасению (а это бывает по человеколюбию благого Бога, который всегда приводит нас к памятованию о предметах спасительных и божественных): то мы, сознавая отчасти свою немощь и долупреклонность, спешим в таком случае представить себе о предметах, превышающих наше разумение, то, что нам предали Отцы, и тем стараемся довольствоваться, так как у них не оставлено ничего без изследования. Большего мы и не доискиваемся, боясь, как бы не поскользнуться. Другое дело — скорбеть нам о своих грехах: это мы считаем безопасным: потому и сами молим Бога оставить нам наши грехи, и другим советуем делать тоже. Потому-то и в церкви больше всего мы говорим об этом. Конечно, душе, отрешившейся от всего земного и, по причине своей чистоты, чуждой житейских забот, свойственно богословствовать и изследовать; но заботиться о том, как бы очиститься от страстей, как бы стяжать, хотя отчасти, безстрастие и тем умилостивить Бога, мне кажется, — дело первой необходимости и спасительное. Впрочем, так как необходимо и отвечать по возможности всякому, кто братски предлагает вопросы, частию по долгу любви и послушания, частию же и ради проистекающей отсюда пользы: «брат от брата помогаем, — сказано, — яко град тверд» (Притч.18:19), — и так как искренно расспрашивать о чем либо — доказательство возносящего смирения, а немедленно без кичливости отвечать — плод любви, равно и смирения: то вот мы, по твоему требованию, и приступаем к исполнению твоего доброго намерения и приказания, из послушания забыв о своей немощи и оставив без внимания тяготящие нас заботы и скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

Новости 27 июля, 2011 27 июля, 2011 Епископом Каменским и Алапаевским станет игумен Серафим (Кузьминов) На заседании Священного Синода, состоявшемся сегодня в Киеве, постановили избрать епископом новообразованной Каменской епархии, выделенной из Екатеринбургской, клирика Тульской епархии игумена Серафима (Кузьминова). 27 июля, 2011 На территории Ростовской и Свердловской областей образованы новые епархии На состоявшемся в Киеве заседании Священного Синода принято решение разделить Ростовскую-на-Дону и Екатербургскую епархию. Решение связано с тем, что на территории Свердловской и Ростовской областей действует большое количество приходов. Разделение епархий позволит архиереям более активно развивать приходскую жизнь и деятельность во вверенных им епархиях. 27 июля, 2011 Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон возглавит Ярославскую и Ростовскую епархию 27 июля. ПРАВМИР. На проходящем в Киеве заседании Священного Синода принято решение Преосвященным Ярославским и Ростовским быть архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеимону. Архиепископ Ростовский Пантелеимон (Долганов) Родился 12 сентября 1941 г. в пос. Рудня Волгоградской области в семье рабочего. В 1959 году окончил среднюю школу, затем — судостроительное училище в Волгограде по специальности сборщик-корпусник. С […] 27 июля, 2011 Архиепископ Ростовский Кирилл возглавит Екатеринбургскую епархию 27 июля. ПРАВМИР. На проходящем в Киеве заседании Священного Синода принято решение Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским быть архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу (Наконечному). Архиепископ Кирилл (Наконечный) родился 15 мая 1961 г. в поселке Верхнечусовские Городки Пермской области, Чусовского района, в рабочей семье. В 1978 г. окончил среднюю школу. 25 октября 1980 г. настоятелем Свято-Успенского кафедрального […] 27 июля, 2011 Екатеринбургский архиепископ Викентий возглавит Ташкентскую и Узбекистанскую епархию 27 июля. ПРАВМИР. На проходящем в Киеве заседании Священного Синода принято решение Преосвященным Ташкентским и Узбекистанским быть архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Архиепископ Викентий (Морарь) родился 4 октября 1953 г. в с. Скуляны Унгенского района Молдавской ССР, в семье служащих. По окончании средней школы с 1971 по 1973 гг. проходил службу в армии. В 1974 […]

http://pravmir.ru/category/news/page/536...

Святейший Патриарх Кирилл обсудил с архиереями митрополий формы реализации Соборных и синодальных документов в епархиях 30 января 2012 г. 14:34 «Для успешного осуществления поставленных Собором и Синодом задач необходимо назначить ответственных за каждое направление работы лиц. В первую очередь следует выбрать руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому деланию, по работе с молодежью, по социальному и благотворительному служению», — сказал 30 января 2012 года Предстоятель Русской Церкви в ходе встречи с прибывшими в Москву на совещание Преосвященными шестнадцати митрополий. «Скорее всего, во многих епархиях штат этих отделов будет ограничен одним лишь руководителем, однако там, где такая возможность есть, желательно дать в помощь руководителю отдела еще одного штатного сотрудника, — отметил далее Его Святейшество. — Также необходимо назначить по благочиниям ответственных лиц за перечисленные четыре направления». Руководители отделов могут быть выбраны среди священников, но в таком случае желательно назначить им помощников — мирян, которые смогут осуществлять текущую работу. При этом Святейший Патриарх Кирилл призвал священнослужителей не воспринимать данные послушания в качестве второстепенного «довеска» и не ограничивать профильную деятельность рамками одного прихода, возглавляемого ответственным клириком, без развития порученного направления церковной деятельности во всем благочинии или, в отношении руководителей епархиальных отделов, — во всей епархии. Среди иных многочисленных вопросов, требующих координации на епархиальном уровне, он назвал: церковно-государственные и церковно-общественные отношения, канонизация святых, информационная деятельность, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с казачеством, с исправительными учреждениями, строительно-архитектурная работа. «Все эти направления также нуждаются в назначении ответственных лиц. Полагаю, что такую работу следует поручить активным приходам, причем курирование разных направлений может осуществляться одним и тем же руководителем. Более того, в совсем небольших епархиях забота обо всех перечисленных направлениях будет лежать либо лично на архиерее, либо на секретаре епархии», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1987611.ht...

Arhiva Protoiereul Vsevolod Ciaplin: Fracionarea eparhiilor nu este o reform i nici o inovaie pentru Biseric 22 august 2011 12:22 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в программе «Комментарий недели» на телеканале «Союз» изложил свое мнение о процессе дробления епархий Русской Православной Церкви . По поводу создания новых епархий высказываются разные мнения, в основном положительные, поскольку люди понимают, что развитие церковной жизни становится все более и более стремительным .  Но в то же самое время появились и некоторые критические отзывы, которые, откровенно говоря, достаточно сложно понять. Святейший Патриарх по поводу создания новых епархий сказал следующее: «Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работающему не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь на высокой " колокольне " , сосредоточиться нельзя». Действительно, часто бывает так, что в одной епархии существует 300, 400, а то и 500 приходов и это, конечно, вызывает определенные сложности в управлении. Увы, бывает так, что приход может быть посещен архиереем раз в пять лет, а то и реже. Бывают случаи, когда священник может увидеть архиерея только на богослужении, но практически не в состоянии попасть к нему на прием для более или менее состоятельного разговора. По этому поводу люди жалуются, высказываются критические замечания. И поэтому создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти. Создание новых епархий позволит преодолеть не только тяжкое наследие советского времени, но и те искажения церковной жизни, которые существовали в синодальный период, когда епархии действительно были крупными и когда была достаточно слабой связь между архиереем, духовенством и народом. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/1602287...

Архив Пн Активное обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих — это попытка отыскать пути возрождения традиций древнерусской монашеской жизни, считает Предстоятель Русской Церкви 2 февраля 2013 г. 16:55 «В 2012 году началось обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих, который был разработан профильной комиссией Межсоборного присутствия, направлен на отзыв во все епархии, а также размещен в сети Интернет для публичного обсуждения. В ответ поступило огромное количество откликов от архиереев, монашествующих, представителей белого духовенства и мирян. Отзывы демонстрируют глубокое понимание проблем современного монашества и проникнуты любовью к нему. Это свидетельствует о том, насколько дорого и значимо монашество для всей церковной полноты», — сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего выступления на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года. Представляя Преосвященным владыкам отзывы на упомянутый проект Положения, Его Святейшество отметил: «На первый взгляд у читателей комментариев может сложиться впечатление, что многие критики документа стремятся к некоей " монашеской демократии " , выражающейся, к примеру, в выборности игумена или в определенной административной независимости от епархиального архиерея. Такие высказывания были. Но нередко за ними стоят не анархические устремления, а попытки, пусть и не всегда удачные, отыскать пути возрождения традиций древнерусской монашеской жизни». «К примеру, что стоит за предложением избирать игумена? Ответ простой: стремление, чтобы игумен был подлинным отцом монастырского семейства, знающим и любящим каждого насельника, — подчеркнул далее Предстоятель Русской Церкви. — Другое дело, что предложенный способ вовсе не гарантирует желаемый результат и, более того, в неокрепших монастырях может привести к кризису. То же можно сказать о порой звучавших призывах к усвоению иноземных монашеских традиций. За этими призывами чувствовалась обеспокоенность утратой части нашего монашеского предания в годы лихолетья. И хотя не может идти речи о слепом копировании практик извне, без учета наших реалий, история русского монашества знает случаи рассудительного заимствования живых образцов предания, как, например, введение общежительного устава преподобным Сергием Радонежским по совету Константинопольского Патриарха Филофея».

http://patriarchia.ru/db/text/2769906.ht...

Информационное письмо Председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_78783.html 02 сентября 2010 Информационное письмо Председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды Руководителям Синодальных учреждений Русской Православной Церкви Всем епархиальным Преосвященным ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Во исполнение постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года (журнал об обеспечении системы церковного распространения средствами массовой информации (их печатной, кино-, видео-, аудио – и иной продукцией) с грифом Синодального информационного отдела (СИНФО), сообщаем: 1. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден Регламент присвоения и отзыва специального грифа " Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви " (Регламент). 2. Принять к сведению, что во исполнение указанного выше постановления Священного Синода, с 1 сентября 2011 года епархиальным архиереям, наместникам (настоятельницам) ставропигиальных монастырей необходимо допускать к реализации через систему церковного распространения только ту продукцию СМИ (печатную, кино-, видео – и аудиопродукцию), которой присвоен специальный гриф " Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви " . 3. Всем средствам массовой информации, желающим реализовывать свою продукцию в системе церковного распространения, надлежит до 1 сентября 2011 года пройти процедуру присвоения Грифа, для чего необходимо оформить соответствующее заявление (приложение к Регламенту) в печатном виде и отправить его почтой по адресу: 119334, Москва, Андреевская набережная, дом 2, Синодальный информационный отдел. К заявлению следует приложить необходимое количество экземпляров продукции СМИ, как это предусмотрено пунктом 2.4. Регламента. С Регламентом и Информационным письмом можно ознакомиться на официальном сайте Русской Православной Церкви (www.patriarchia.ru).

http://religare.ru/2_78783_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010