Закрыть itemscope itemtype="" > Скорбные годы владыки Досифея 24.07.2019 726 Время на чтение 21 минут Могила архиепископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова; 1866-1942) - на старом Воскресенском кладбище, в двух шагах от весьма почитаемой саратовцами могилы епископа Вениамина (Милова). Те, кто ищет молитвенного предстательства владыки Вениамина, подходят, как правило, и к владыке Досифею: молятся об упокоении его души, просят его молитв о нас. А что мы знаем об этом человеке, о его крестном пути? На годы его управления Саратовской епархией пришлось проведение Поместного Собора 1917-1918 годов, становление новой системы высшего церковного, епархиального и приходского управлений, первые гонения на Церковь, аресты и расстрелы священников, принудительное изъятие церковных ценностей и инспирирование властями «обновленческого» раскола, сворачивание регулярной работы органов епархиального управления, разгром канцелярии, действовавшей при епископе. За стойкость в вере, твердость убеждений, проявленные в послереволюционное пятилетие, саратовский архипастырь претерпел немало: позднее, после переломного 1922 года, его ждали тюрьма, ссылка, скитания, нищета. В последний период своей жизни (1927-1942) он был лишен кафедры, лишен статуса правящего архиерея, но оставался на свободе и имел духовный авторитет среди верующих. Думается, это был не самый трудный период его жизни. Самым трудным представляется время, когда с каждым днем и месяцем у владыки Досифея оставалось все меньше и меньше возможностей распоряжаться той властью, которой наделила его Церковь, во благо верующих, ради распространения и укрепления веры Христовой. Это годы с 1917-го по 1927-й. Уроженец Смоленской земли, он прибыл в Саратовскую епархию на постоянное жительство и служение лишь в 42 года в связи с назначением викарным епископом Вольским. Следующие восемь лет он спокойно служил Церкви и народу на Саратовской земле, помогая в управлении епархией трем правящим архиереям - преосвященным Гермогену (Долганёву), Алексию (Дородницыну), Палладию (Добронравову).

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/25/skor...

И.И. Григорович Издание второе Митрофан, первый Святитель Воронежский, родился 1623 года в 6 день Ноября, как сие открывается из соображения времени кончины его с полным числом лет его жизни. Неизвестно, однако, ни место рождения его, ни звание, из коего вступил он в житие иноческое. По смирению своему, Митрофан, сокрываясь от взоров света, сокрыл от соотечественников не только имена добродетельных своих родителей, но и свое мирское имя. В завете или духовном завещании своем 1 он говорит о себе только следующее: «Родительми благочестивыми родихся в мир сей, и во благочестии непорочном Восточныя Церкве в Православной вере воспитан». В 1663 году, имея уже около сорока лет от рождения, Митрофан, посетив многие обители, пришел, наконец, в уединенную Золотниковскую пустынь, находящуюся недалеко от Суздаля 2 , решился тут остаться, и постригся в монашество, искусив себя прежде во всех трудах и упражнениях подвижнической жизни. Слава о добродетельной жизни его со дня на день распространялась между окрестными обителями. Спустя три года, иноки Яхромского Козмина монастыря 3 , не имея у себя тогда настоятеля, избрали Митрофана главою своего братства, и по единогласному прошению их, он посвящен в сан Игумена Преосвященным Павлом, Митрополитом Крутицким, или Сарским и Подонским, в Москве (во время между Патриаршества). Сею обителию он управлял почти десять лет. После того, по воле и благословению Святейшего Патриарха Иоакима, в 1676 или следующем году, Митрофан переведен Игуменом в монастырь преподобного Макария Желтоводского, что на реке Унже 4 ; и здесь, имея в душе образ святого жития сего Угодника, а пред очами святые останки его, свыше прославленные нетлением, подвизался пять с половиною лет в постоянных трудах управления и служения, богомыслия и постничества. Благочестивый Царь Феодор Алексеевич, с самого вступления своего на Престол, с соболезнованием видел, что Российская Православная Церковь непрестанно возмущаема была то явными, то тайными раскольниками. Заботясь о благе и тишине ее, по совету Свяшейшего Патриарха, указал он в 1682 году умножить число Епархий 5 . В числе их открыта тогда и Воронежская Святительская кафедра, на которую, по повелению Государя, Патриархом и всем освященным Собором Митрофан благословен и посвящен Первопрестольником на Епископский Престол, в духоводство и управление Церкви Христовой 6 . Для образования сей новой Епархии, первоначально отделены от Рязанской Митрополии семь городов: Воронеж, Елец, Костенск, Орлов, Урыв, Коротояк и Землянск – с их уездами; а для содержания Архиерея приписан был к дому его Боршевский Троицкий монастырь, со всемм вотчинами и угодьями, который в то время в тамошнем краю считался достаточнейшим. Тогда же Митрополит Рязанский Павел снабдил новопостановленного Епископа Архиерейскими облачениями, утварью, книгами, разными запасами и денежною казною 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Л. Анисов XIII глава Впервые в Тверскую епархию преосвященный Платон приехал 15 мая 1771 года, минуя карантины, поставленные на дорогах из-за свирепствовавшей в Москве моровой чумы. 119 «Встреча была у Вознесенья, и оттоль, облачившись, изволил итить в собор для служения литургии. Оный день была Пятидесятница», – запишет в дневнике один из тверских купцов 120 . Вступив в должность, архиепископ Платон обратился ко всем жителям с пастырским посланием, призывая соблюдать благочестие. Послание было зачитано во всех церквах. Владыка ревностно занялся устройством епархии. Для благочинных издал «Инструкцию», как управлять вверенною им частью. Благочинных он намеревался сделать активными проводниками мер, направленных на улучшение дел на местах. Для ставленников Платон составил сокращенный Катехизис с приложением церковных правил из Кормчей книги и «Духовного регламента» и написал «Присягу на священнослужительские чины (должности)». Для детей издал два кратких Катехизиса в вопросах и ответах и написал христианское нравоучение для первой русской Азбуки, изданной для народных училищ: буди благочестив, уповай на Бога и т.д. 121 В архиерейском загородном доме, называемом Трехсвятским, который так нравился ему (дом деревянный, с большим садом и прудами), Платон устроил консисторию, разобрал архив и принялся приводить расстроенные дела в порядок. Удалившись от двора и Синода, архиепископ особо начал входить в дела паствы. В управлении ею единственное его намерение состояло в том, чтобы исправить духовенство, «производя сколько возможно лучших священников, а худых или исправляя, или неуправляемых лишая звания» 122 . В производстве дел прямодушный, чуждый мздоимства архиепископ Платон не взирал ни на просьбы, ни на слезы, если то находил несообразным с законною справедливостью. Этим пользовались враги Платона, опасавшиеся его ума и влияния. Было время, когда только дружба с Г. А. Потемкиным спасала его от царской опалы. Заняв запущенную кафедру, он показал, что обладает не только даром проповедника, но и талантом администратора. Образование духовенства, его материальная обеспеченность, благолепие храмов, благоустройство обителей стало предметом неусыпных забот архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Л Лаврашевский Мужской монастырь Находился в Белоруссии, и около половины XVII века Униатами опустошён 1 . Лаврентьев Калужский монастырь Мужской Калужской Епархии 3 класса, находится в Калужском уезде на гористом, окружённом рощами месте, на левом берегу речки Яченки, расстоянием от Калуги к северо-западу в двух, а от большой дороги к городу, Гжатску в 20 вёрстах, когда и кем построен, неизвестно. Здания в нём все каменные: 1) три ЦЕРКВИ, из которых в одной почивают под спудом мощи Св. Лаврентия, Христа ради юродивого (чудотворца), скончавшегося в 1515 году, Августа в 1 день; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА кругом монастыря с башенками. Настоятельство в монастыре сем было до Штатов Архимандричье, по Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 13 с Настоятельством Игуменским. Крестьян за оным было числом 523 души. При монастыре сем находится Епархиальная Семинария, заведённая ещё в 1775 году, а с 1799 года в курсе наук распространённая 2 . В нём находится и Епархиального Архиерея пребывание. Лаврентиев Калужский монастырь, с 1799 года обращённый в кафедральный дом Калужских Преосвященных, стоит от города Калуги к западу в 3½ вёрстах на гористом месте, над речкой Яченкой, а основан около половины XVII столетия. Здания примечательнейшие: 1) посреди монастыря – двухэтажная СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , построенная в конце XVIII столетия; в верхнем этаже – храм во имя Возесения Господня с приделом Св. Николая, а кругом оного – с запада крытые, а с востока открытые каменные переходы; в нижнем – во имя Св. мученика и Архидиакона Лаврентия и. Св. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца. Здесь и мощи его почивают под спудом у северной стены, а над оными устроена рака с изображением Иконы его. Преподобный этот жил в конце XV и в начале XVI столетий, как видно из записки хранившейся в этой обители. В ней между прочим повествуется о нём так: «В лето 1512 напали на город (Калугу) Агаряне, против которых вышел он (Кн. Симеон Иванович Калужский) со своими гражданами; а Праведный Лаврентий, в доме его бывший, внезапно возопил гласом великим: „дайте мне мою секиру острую, напали псы на Князя Симеона, да обороню от псов его“ и, взяв, ушёл. Князю же Симеону, в то время бившемуся с Агарянами с насада (род судна водоходного) на Оке, Агарянам же, во множестве обступившим Князя, внезапно явился на насаде Праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, говорящий: „не бойтесь“. И тотчас победил Князь и прогнал их, а Праведный Лаврентий снова явился в доме Княжеском, и как бы юродствуя, и говоря: „оборонил от псов Князя Симеона“. Князь, возвратившись с брани, поведал бывшее, как явился Праведный и его укреплением и помощью победил врагов, нашедших на город Калугу». Кто и откуда был родом Праведный Лаверентий, достоверного сведения не находится. Он большей частью жил в доме Князя Симеона, а для духовных подвигов удалялся в уединённое место, где стояла церковь , а потом монастырь его имени, что ныне Архиерейский дом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Надежда Антуфьева Скачать epub pdf В 1889–1893 годы епископом Тобольским и Сибирским был преосвященный Иустин (Михаил Полянский). «Тобольские епархиальные ведомости» известили об этом читателей: «Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1889 г. за N 5170 дано знать Тобольской духовной консистории, что [на кафедру] назначен викарий Херсонской епархии, епископ Новомиргородский Его Преосвященство Иустин». Из Тюмени Владыка выехал в 4 часа дня 11 февраля 1890 г., о чем в Тобольск сообщили частной телеграммой. Ожидали Его в Тобольске через сутки, но метель замела дороги, и встретили Владыку на последней станции Карачино 13 февраля в 8 часов ключарь о. Скосырев и городской благочинный о. Грамматин. Благовест Соборной колокольни возвестил о въезде в город Тобольск нового Владыки ровно в 12 часов. Горожане ждали Его на Абрамовской пристани, заполнили улицы, большая часть направилась в Собор. Здесь встретило его все городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем М.Ф. Боголеповым. Он обратился к новому епископу со следующими словами: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Наконец мы имеем счастье встретить Вас священным приветствием: Благословен грядый во имя Господне! При помощи Божией, Вы совершили свой далекий путь, проехав Россию с юга до далекого севера и благополучно прибыли в свой престольный град. Внидите с миром и в сей святой кафедральный свой храм и вступите в управление Тобольскою паствою, которую Промысл Божий судил поручить Вашему Преосвященству. Сей древний Архипастырский посох (сейчас принятый Вами), символ Вашей Архипастырской власти, данный в лице первого Сибирского Архиерея Киприана приснопамятным Святейшим Всероссийским Патриархом Филаретом в благословение первой в Сибири Тобольской Архиерейской кафедре 270 лет тому назад и преемственно принадлежавший 32 занимавшим до Вас здешнюю кафедру Архипастырям, да послужит и для Вас, Владыко, жезлом правоты, силы и мудрости в управлении вверенной Вам Промыслом Божиим Тобольской паствою, обширной по пространству и разнообразною по религиозному состоянию жителей, – как он служил для Ваших приснопамятных предшественников залогом Божия благословения, всегда хранившего и благоустроявшего церковь Тобольско-Сибирскую…».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Но не «сочинитель книги Пращицы уверяет нас в достоверности того Собора», как изъясняется Г. Карамзин Ибо а) список с означенного Деяния доставлен был сочинителю Пращицы, Преосвященному Питириму, лично св. Димитрием Ростовским в 1709 году 301 . б) Когда, по предъявлении списка сего Старообрядцам, они пожелали видеть подлинник; Питирим отнесся представлением о том к Блюстителю Патриаршего у нас престола в Москве. По распоряжению Блюстителя, Преосвященного Стефана Митрополита Рязанского, об отыскании такого списка указно было писано Киевскому Митрополиту Иоасафу 302 – в) По долгом разыскивании Митрополитом Иоасафом, представлен такой список Престолоблюстителю Патриаршему, при доношении за общим подписом Митрополита и Духовных Властей в Киеве. г) Найденное Деяние писано на пергамене, древним почерком, и пергамен не только покрылся уже тогда плесенью, но и проточен по местам молью, д) Список с подлинника сего послан к Преосвященному (бывшему тогда Архимандритом) Питириму, при Царской грамоте, за подписом также, с Преосвященным Рязанским, всех присутствовавших тогда в Москве Архиереев, свидетельствовавших книгу: их подписалось, кроме Митрополита Стефана, восемь: в том числе пять Митрополитов. Подлинник внесен для хранения в Синодальную Библиотеку. е) По именному Указу Великого Государя Императора Петра I в то же время Деяние сие напечатано было во всеобщее сведение. Сам Государь изволил принимать особенное участие во всем том деле. ж) «По конце же Соборного Деяния, во оной Государевой грамоте писано», – свидетельствуется в Пращице своей 303 Преосвященный Питирим: «и аще ли кто похощет оное Соборное Деяние подлинное, и присланный лист из Киева за руками подлинной же видети, и тебе Архимандриту Питириму, велеть им приходить в Москву, на печатной наш великого Государя двор, без всякого опасения и без страха, и смотрели бы оное Соборное Деяние подлинное, и из Киева присланный от Архиерея Киевского лист подлинной же самой, ради лучшего уверения. И как к тебе сия наша великого Государя грамота придет, и тебе бы сию грамоту, и в ней положенные списки, всем раскольщиком объявляя читати, и давать списки всем требующим, и всех церквей попам твоего ведения, велеть списывать же, и приходским людем велел почасту прочитывать; дабы вси совершенно святыя Церкви сынове сущую правду знали, и раскольническое неправое мудрование и от святые Церкви отступление ведали».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Окончание Второй мировой войны повлекло за собой резкие изменения в церковной жизни русской эмиграции. В Китае имелись две епархии Русской Православной Церкви за рубежом – Харбинская и Маньчжурская, Пекинская и Шанхайская. В 1945 г. ряд харбинских архиереев выразили желание воссоединиться с Московской Патриархией. Главная роль в этом принадлежала архиепископу Нестору (Анисимову) 1 , который первым провозгласил имя Святейшего Патриарха Алексия за богослужением еще в 1945 г. Этому событию предшествовали годы мучительных раздумий, поисков путей спасения России, выработки отношения к вопросу о возможности вхождения в состав Московской Патриархии. Главным препятствием была большевистская, безбожная власть, явно оказывавшая давление на Русскую Православную Церковь в Советской России. Серьезным преткновением являлись также, во-первых, подозрение в обновленчестве, сильно сказывавшееся на отношении к архиереям, возглавлявшим Московскую Патриархию; во-вторых, страх перед репрессиями; в-третьих, предполагавшееся негативное отношение Зарубежного Синода Русской Православной Церкви к подобным действиям. Оторванные от России китайские епархии были рядом с Россией и далеки от Сремских Карловиц. Архиерейский Синод после окончания войны потерял связь с Китаем. Многим православным эмигрантам в Китае положение Церкви в стране, победившей гитлеровскую Германию, представлялось уже в более обнадеживающей перспективе. Значительная часть изгнанников приняла решение о возвращении на родину. Архиепископа Нестора, некогда борца с большевизмом, в эмиграции нередко упрекали за смену позиции. В ответ на эти упреки можно сказать, что Преосвященный Нестор, человек, обладавший колоссальной духовной силой, направленной на благо России, переживший горечь покаяния за весь народ и воплотивший это чувство в памятнике -символе, каким являлась Часовня-памятник во имя Царственных Мучеников, утвердился в мысли, что его место там, где его народ. Он направляет письмо Патриарху Алексию и получает ответ. Снова пишет, и ... в результате в Патриархии принимается решение изучить обстановку на месте, для чего в Харбин направляются епископ Елевферий (Воронцов) 2 и священник Григорий Разумовский 3 . Через некоторое время было принято решение о воссоединении восточно-китайских епархий. Конечно, вся эта деятельность шла под пристальным наблюдением и даже с одобрения органов власти. Свидетельство тому – жирные карандашные подчеркивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.) Всем и всюду, во Святом Духе возлюбленным и дражайшим братиям, Преосвященным Архиереям с их благоговейными причтами и всем православным верным чадам единой, святой, соборной и Апостольской Церкви братское во Святом Духе приветствие и (желание) всякого блага и спасения от Бога! § 1. Надлежало бы священному и Божественному евангельскому учению о нашем искуплении быть всеми проповедаемому в той же неповрежденности, и принимаемому верою вечно в той же чистоте, в какой Спаситель наш, добровольно умаливший Себя, зрак раба приим и низшед из недр Бога и Отца, открыл оное Божественным и святым Ученикам Своим, – и в какой они, свидетели-очевидцы и самовидцы, как громогласные трубы, возвестили сие учение всей подсолнечной (ибо во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их), – наконец, в той неизменности, в какой, прияв тоже самое благовестие, столь многие и столь великие Отцы кафолической Церкви со всех пределов земли передали нам оное всенародно – на Соборах и в своих частных писаниях. Но злой дух, исконный враг человеческого спасения, как древле в Эдеме, приняв на себя лице доброжелательного советника, сделал человека преступником ясной Божественной заповеди, так и в сем духовном Эдеме, в Церкви Божией, продолжая обольщать многих, внушая им лукавые и богопротивные помыслы, и пользуясь ими, как орудиями, растворяет яд ереси в чистых потоках православного учения и из чаш, позлащенных якобы евангельским благовестием, напояет многих; – напояет тех, которые по простоте своей живут неосмотрительно, не лишше внимают слышанному ( Евр. 2:1 ) и от отцев их возвещенному им ( Втор. 32:7 ), согласно с Евангелием и со всеми древними учителями, и не считают для душевного спасения своего достаточным устного и писанного слова Господня и свидетельства непрерывно-продолжающейся Церкви, но, гоняясь за нечестивыми новизнами, как бы за новым убранством, принимают евангельское учение в виде совершенно искаженном.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010