VI. Мнения о проекте духовно-судебной реформы епархиальных и преосвященных Составленный комитетом «проект основных положений преобразования духовно-судебной части», по Высочайше утвержденному 16 мая 1873 года определению святейшего Синода, был разослан на предварительное заключение епархиальным архиереям, главным священникам и в духовные консистории с тем, чтобы эти последние представили свои мнения независимо от епархиальных преосвященных. Представленные от этих лиц и учреждений в святейший Синод мнения отпечатаны в С.-Петербургской синодальной типографии, без изменения и малейших отступлений от оригиналов-архиерейские отдельно от консисторских. При помощи этих мнений можно судить не только о том, как взглянули на предположения комитета представители нынешнего суда и администрации в духовном ведомстве, но и о том, как они желали бы устроить духовно-административную и судебную часть 57 . Всех мнений до настоящего времени напечатано 32 епархиальных преосвященных, в том числе мнение главного священника армии и флотов, покойного протоиерея П. Е. Покровского. Если прочесть напечатанные мнения епархиальных архиереев относительно проекта преобразования духовно-судебной части, сравнить их между собой и уразуметь их содержание, то откроется, что архиерейские мнения о проекте заметно распадаются на три группы. Одни из этих мнений, несочувственно относясь к самой мысли о необходимости предположенн6ого преобразования и оправдывая существующее положение вещей, восстают против проекта духовно-судебной реформы и его предположений, видят в нем попытки, направленные к тому, чтобы поколебать начала порядков в христианской церкви, и с опасение указывают на гибельные последствия, имеющие произойти от осуществления сего проекта в разных отношениях. Другие из мнений, не отвергая необходимости предпринятого преобразования и не отрицая существующих в нынешнем духовном суде недостатков, возражают против отдельных, но основных положений проекта, как -то: разделения судебной и административной власти, учреждения духовно-окружных судов, присутствия прокурорского надзора; при этом одни между подобными мнениями возражают против всех перечисленных предметов, и осуждают проект; другие, указывая только на некоторые из сих предположений, требуют нового их пересмотра при окончательном утверждении проекта Третья группа мнений, соглашаясь в существе с проектом и с необходимостью преобразования нынешнего духовного суда, предлагает сделать некоторые исправления в предположениях проекта с целью последовательного проведения принятых в нем начал и больших гарантий правильного отправления правосудия Дабы дать понятие о духе и характере мнений первого рода, достаточно заметить, что по свидетельству одного из таковых мнений между составителями проекта духовно-судебной реформы полагаются либералы, распускающие в печати мысль о недовольстве духовенства теперешним духовным судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Устав духовных училищ Глава первая. Общие положения § 1. Духовные училища суть учебно-воспитательные заведения для первоначального образования детей православного духовенства. § 2. Духовные училища содержатся при пособиях из сумм Святейшего Синода на средства изыскиваемым духовенством каждой епархии. § 3. Духовные училища в каждой епархии, под главным управлением Святейшего Синода и ведением епархиального Архиерея, вверяются ближайшему попечению местного духовенства. § 4. По учебно-воспитательной части духовные училища состоят под руководством местных семинарских Правлений. § 5. При училище полагается Правление для дл по учебной, нравственной и хозяйственной частям. § 6. При училище состоят: смотритель, помощник его, учители и почетный блюститель по хозяйственной части. § 7. Число училищ в каждой епархии и число воспитанников в каждом училище определяются средствами к содержанию училища и потребностями местного духовенства. § 8. В училища принимаются дети православного исповедания и из других сословий, с платою за обучение. § 9. В училище полагается четыре класса с годичным курсом в каждом. Примечание. По желанно местного духовенства при училищах могут быть открываемы с разрешения Святейшего Синода, высшие классы сверх назначенных четырех на местно-изыскиваемые для того средства. § 10. Воспитанники духовных училищ по окончании курса учения поступают или в семинарию, или куда пожелают. Глава вторая. О власти епархиального Архиерея в отношении к училищам §11. Епархиальный Архиерей, как главный начальник духовно-учебных заведений своей епархии, имеет высшее наблюдение за исполнением в духовных училищах сего устава. § 12. Он посещает училища во всякое время, когда найдет нужным и возможным, входит в подробности управления и удостоверяется в степени их благоустройства. § 13. О всех мерах к устранению замечаемых недостатков, или к улучшению той или другой части училищного устройства, в пределах настоящего устава, Преосвященный дает Правлению училища предписания. § 14. Поставляя на вид, кому следует, усмотренные неисправности по службе, Преосвященный, в случае важного проступка со стороны должностного лица, дает Правлению училища предписание о временном устранении виновного от должности, а по обследовании вины законным порядком, делает соответственное распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно больше храмов – а значит, больше епархий 22 августа, 2011. Новостная служба «Создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений, и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти». За последние несколько месяцев в Русской Православной Церкви было создано немало новых епархий. Они появились в Таджикистане, Кыргызстане, в Ямало-Ненецком и Хантымансийском округах, в Ростовской и Свердловской областях, в Приморском крае. По поводу создания этих епархий высказываются разные мнения, в основном, положительные, поскольку люди понимают, что развитие церковной жизни становится все более и более стремительным. Но в то же самое время появились и некоторые критические отзывы, которые, откровенно говоря, достаточно сложно понять. Святейший Патриарх по поводу создания новых епархий сказал следующее: «Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работая не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь на высокой колокольне, сосредоточиться нельзя». Действительно, часто бывает так, что в одной епархии бывает 300-400, а то и 500 приходов. И это, конечно, вызывает определенные сложности в управлении. Бывает, увы, бывает так, что приход может быть посещен архиереем раз в 5 лет, а то и реже. Бывают случаи, когда священник может только увидеть архиерея на богослужении, но практически не в состоянии попасть к нему на прием для более или менее обстоятельного разговора. По этому поводу люди жалуются, по этому поводу высказываются критические замечания, поэтому создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений, и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти, которые существуют, как мы знаем, не только как субъекты федерации, но и на уровне районов и иных административно-территориальных образований.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Циркуляр о коронавирусной инфекции марта 2020 Циркуляр 208 от 18 марта 2020 г. ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИЕРЕЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВИКАРИЯМ, БЛАГОЧИННЫМ, ИГУМЕНАМ, ИГУМЕНИЯМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Настоящим сообщаю, что Священный Синод Русской Православной Церкви ради пастырской заботы о людях и в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество 17 марта 2020 года утвердил инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей, касающуюся коронавирусной инфекции. Инструкция составлена с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви и рекомендуется к применению по благословению правящих архиереев в тех епархиях, где появляются случаи заражения коронавирусной инфекцией и возникает угроза ее распространения. В этой связи препровождаю вам указанный документ и благословляю руководствоваться им в приходах и монастырях Санкт-Петербургской митрополии до особого распоряжения. Контроль за исполнением синодальной инструкции возлагается на благочинных Санкт-Петербургской митрополии, которым необходимо провести собрания духовенства и довести до сведения положения инструкции. С Божиим благословением, ВАРСОНОФИЙ митрополит Санкт-Петербургсий и Ладожский Приложение: Инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ И ПОДВОРИЙ, ИГУМЕНАМ И ИГУМЕНИЯМ МОНАСТЫРЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Инструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, утвержденная Священным Синодом 17 марта 2020 года (журнал 30) Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной необходимо выполнять следующее.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tsirkulyar...

А.А. Завьялов 1881 г. 5. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 28 Февраля 1881 г. за 890, о том, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, рассмотрев всеподданнейше представленные Его Величеству ведомости: а) о священнослужителях, приговорённых к наказаниям по решении производившихся о них дел, за вторую половину 1880 года, и б) о священнослужителях, запрещённых в священнослужении до решения дел по обвинению в предосудительных поступках, за Сентябрьскую треть того же года-в 25-й день Февраля сего года Высочайше повелеть соизволил: означенные ведомости предложить на рассмотрение Святейшего Синода, для принятия надлежащих мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей бдительным, со стороны Епархиальных Преосвященных наблюдением, чрез благочинных, коих назначать в силу 67 ст. Уст. Дух. Конс., по личному внимательному выбору Архиереев, из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных духовного лиц. Справка: I. В 22 день Декабря 1823 г. Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о наблюдении Епархиальным Архиереям за поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства; о порядке избрания и рукоположения ищущих сего звания, и об обращении особенного внимания на образ воспитания юношества в духовных училищах, с приложением правил судопроизводства о преступлениях, в церкви учинённых духовными лицами и такового-же для искоренения преступлений. В докладе сем между прочим прописано: Во исполнение Высочайшего повеления, Синод, к удержанию от бесчинных в церквах поступков и к искоренению сих преступлений, составил правила, заключающие в себе постепенные меры наказания, применённые к особенным обстоятельствам преступлений, руководство к немедленному и неослабному действию правосудия по сим делам. Представляя таковые правила ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ на усмотрение, Синод находил нужным, чтобы, ежели оные удостоены будут Высочайшего утверждения, при сем случае подтвердить всем Епархиальным Архиереям: 1) Дабы они усугубили бдительность надзора над поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства, к удалению его от действий и поступков, сему званию несоответственных, а в противном случае действовали бы на виновных по сим правилам и прочим узаконениям без малейшего послабления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.К. Смирнов Трёхродное свойство Степени сего свойства, в которых браки воспрещаются и разрешаются 1. Двумя указами св. Синода (один от 25 апреля 1841 г., другой от 28 марта 1859 г.) относительно трехродного родства предписано руководиться правилом, напечатанным в «Кормчей» книге, именно в 50-й главе II части, где сказано: «еже от троеродных, сие в первом точию степени запрещается по закону, обычай убо запрещает и прочее». На основании этого правила лицам, состоящим между собою в первой степени сего родства, браки ни в каком случае не могут быть дозволяемы. Но без точного разрешения епархиального начальства священноцерковнослужители не должны приступать к повенчанию и лиц, состоящих между собою во второй, третьей и четвертой степенях трехродного свойства, а преосвященном епархиальным архиереям предоставлено право всегда разрешать повенчание лиц, состоящих между собою в четвертой степени трехродного свойства, и дозволят, по усмотрению нужды, сочетание браком тех лиц, которые находятся между собою в третьей и даже во второй степенях трехродного свойства. Счисление степеней в трехродном свойстве Правило, по которому муж и жена при счислении родственных степеней считаются за одно лицо, имеет все свое приложение и к трехродному свойству. Как по отношению к исходящему потомству, так и в отношении ко всем другим родственникам, муж должен полагаться в тех же степенях, как его жена и наоборот. В самом деле – если вышеприведенное суждение, по которому муж и жена составляют разные степени по отношению к родственникам с той и другой стороны, приложить к трехродному свойству, придем к весьма странному результату. В трехродном свойстве, брак, как мы видели, безусловно воспрещаются только в первой степени. Преосвященным же архиереям предоставлено право разрешать браки в четвертой, третьей и даже во второй степенях помянутого свойства. Но принимая положение, что муж и жена должны быть полагаемы в разных степенях в отношении к родственникам с той и другой стороны, мы вовсе не найдем не только первой, но даже и второй степени трехродного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Отдел III. Условия поступления в клир. Состав причта и образование приходов по Высочайше утвержденным журналам присутствия по делам православного духовенства 87. Условия поступления в клир. Святейшему Правительствующему Синоду ведением из Правительствующего Сената сообщено о последовавшем Правительствующему Сенату от господина Действительного Тайного Советника, Генерал -Прокурора, Государственного Ассигнационного Банка главного Директора, департамента удельных имений Министра, Орденов Российских казначея, Действительного Камергера и Кавалера, князя Куракина объявлении: что минувшего мая 4 Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил ни от кого и ни в каких местах прошений многими подписанных не принимать. И что Правительствующим Сенатом определено: о должном по сему Высочайшему Его Императорского Величества повелению исполнении послать указы во все присутственные места и губернские правления. И по указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод приказали: для сведения о сем и должного исполнения, в Московскую Святейшего Синода контору, ко всем Преосвященным епархиальным Архиереям послать указы, предписав в них, что как посланными из Святейшего Синода минувшего мая от 6 дня во все епархии указами между прочим в 13 пункте повелено: при производстве в священно и церковнослужители, хотя бы и одобряем кто был от прихожан, производить не иначе, разве от духовного правления и от благочинного будет о честном поведении его засвидетельствовано. По учреждению же в духовном регламенте 2 части о мирских особах, в 8 и в прибавлении о правилах причта церковного отделения о пресвитерах, диаконах и прочих причетниках во 2 пунктах изображенному: прихожане или помещики обязаны при избирания в церкви своей во священники подавать епархиальным Архиереям доношения о добропорядочном поведении того избираемого ими человека на прописанном в помянутом 2 -м пункте основании, которые обыкновенно подписываются многими, каковых доношений ныне за вышеозначенным запретительным Именным Его Императорского Величества Высочайшим указом принимать уже не должно, то отвращение в таком случае всякого затруднения и недоумения, в духовных правлениях принимать уже прошении за подписанием одних точию желающих поступить во священно и церковнослужительские чины, с приложением от прихожан одобрений о честном их поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преосвященного Гурия, архиепископа Новгородского, от 13 декабря 1905 года Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 июля сего года, за 8, коим предписано епархиальным архиереям войти в обсуждение вопросов, изложенных ниже, при участии лиц, заслуживающих доверия и способных оказать в этом деле содействие, а именно: а) о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов, б) о преобразовании церковного управления и суда, в) о приходе, г) об усовершении духовных школ, д) о порядке приобретения церковной собственности, е) об епархиальных съездах, ж) об участии священнослужителей в общественных учреждениях и з) о предметах веры ввиду дарованной старообрядцам и другим сектам веротерпимости, и свои соображения по этим вопросам представить к декабрю сего 1905 года, мною была образована комиссия из духовных лиц и светских (наставников семинарии) под председательством преосвященного Феодосия, епископа Кирилловского. Ныне преосвященный Феодосий представил мне журналы заседаний комиссии по всем вышеизложенным вопросам и, сверх сего, журнал по вопросу о Поместном Соборе и высшем церковном управлении в России, каковой вопрос, хотя и не поименован в указе Святейшего Синода, но комиссия признала необходимым обсудить как основной для решения всех означенных вопросов, предложенных ей на обсуждение. Рассмотрев означенные журналы, я нашёл, что соображения комиссии, в них изложенные, о необходимости реформ в церковном управлении могут быть пригодны, как материал для суждения на Поместном Соборе об изменениях и улучшениях в формах и органах церковного управления в России, а потому считаю долгом представить оные на усмотрение Святейшего Синода. Но так как я лично не участвовал в заседаниях комиссии, образованной мною в Новгороде, за отсутствием моим из Новгорода, то я считаю нужным со своей стороны сделать некоторые примечания к тем соображениям комиссии по некоторым вопросам, ею обсуждённым, которые не вполне совпадают с моим взглядом. Так: 1 . В журнале от 16 и 23 сентября комиссия, рассуждая о составе Святейшего Синода, предполагает, что он должен состоять из 12-ти архиереев, из представителей чёрного и белого духовенства и из представителей от мирян. По моему мнению, для ежегодного присутствования в Святейшем Синоде достаточно вызывать от шести до восьми архиереев, в том числе следует считать и трёх митрополитов; иначе слишком большое число епархий будет лишено непосредственного управления епархиальных архиереев. Число представителей от белого духовенства не должно превышать двух; а в представителях от чёрного духовенства совсем нет никакой нужды, так как монашеская жизнь и порядки в ней хорошо известны архиереям. Что же касается до представительства от мирян в Святейшем Синоде, то этих представителей нет нужды вызывать из епархий: их назначает в Синод Государь Император по личному усмотрению, как ныне он имеет своих представителей в Синоде в лице обер-прокурора Святейшего Синода и его Товарища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава четырнадцатая I В 1819 году в первых числах марта преставился архиепископ Августин, управлявший московскою епархией более пятнадцати лет. Он еще при жизни покойного митрополита Платона стал заведовать делами, когда тот по старости лет и по болезненности своей отказался от управления. Москва привыкла к нему, и хотя его не особенно любили, но все о нем очень жалели. Покойный Дмитрий Александрович и я — мы не были с ним коротко знакомы и бывали у него только тогда, когда имели какую нужду по нашей церкви, но часто с ним встречались у Обольянинова, видались у Апраксиных, у сестры Неклюдовой и у других некоторых наших знакомых. В то время вообще как-то нечасто езжали к архиереям: сами ли они были чересчур недоступны, или светские люди не очень домогались втираться в дом к архиереям, только к ним мало езжали и не докучали им, как потом это завелось в Москве, разумеется, кроме особых случаев знакомства, как вот, например, дядюшка граф Степан Федорович Толстой, который был дружен с преосвященным Тихоном Задонским и вел с ним переписку. Да и архиереи мало посещали нашу братию, за исключением городских должностных сановников или каких-нибудь особенно сановных особ. Но в губерниях архиереи больше имели общения с дворянством, и у батюшки в Боброве преосвященные бывали, и он их угащивал с подобающим приличием. Преосвященному Августину, когда он преставился, было лет пятьдесят с чем-нибудь, не более. Он был из себя хорош, сановит и важен, в служении величествен, несмотря на то, что был невелик ростом и не по росту тучен. Цвет лица у него был отменно ярок, был и румянец во всю щеку; взгляд имел приятный, но внушающий уважение. Проповеди он сказывал мастерски и всегда приличные обстоятельствам; в этом он имел большую сноровку и в двенадцатом году имел много случаев выказать свое красноречие , потому что обстоятельства были потрясающие. Тогда он составил молитву на изгнание супостатов, сочинил пастырское увещание, и говорили, что и в составлении манифеста государя он принимал участие.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

11. Мнение Преосвященного Филарета о ревизии Вятской семинарии и Вятских духовных училищ ректором Казанской семинарии архимандритом Стефаном 31 Октября 1835 г. Преосвященный Иоанникий, Еп. Вятский, в 1835 году представил в Комиссию Духовных Училищ документы по постройке зданий для Вятских училищ. Документы эти признаны были недостаточными для контроля, поэтому журналом Комиссии от 17-го Июля 1835 года ректору Казанской семинарии архимандриту Стефану было предписано обревизовать постройку сих зданий и попутно также Вятскую семинарию – по экономической части и по управлению вообще, кроме классов, которые не могут быть ревизованы вследствие вакационного времени. Исполнив предписание Комиссии, арх. Стефан, представил отчет, в котором пишет, что 24-го Августа он в присутствии членов Вятского семинарского правления обозревал делопроизводство семинарского правления, осмотрел все классы, квартиры наставников, библиотеку, кухню и пр. Сему обозрению арх. Стефан представил копию с журнала семинарского правления. Далее в том же отчете арх. Стефан пишет, что предложил семинарскому правлению дать письменное объяснение на неправильности, найденные им по управлению семинариею. Ответ семинарского правления в виде представления на его, арх. Стефана, имя он приложил к отчету; что касается до бывших в семинарии беспорядков, то арх. Стефан, пишет, что все они изложены в представлении ректора Вятской семинарии арх. Никодима к Преосвященному Иоанникию, копия с коего приложена к его отчету. Пунктом 18-м инструкции, данной арх. Стефану, предписано было донести Комиссии Духовных Училищ о всех частях семинарского правления, а арх. Стефан в своем отчете пишет, что им это не сделано, так как семинарское правление, с утверждения Епархиального Архиерея, по канцелярии, библиотеке и о происшествии означенном в журнале правления от 6-го Марта 6 уже сделало свои распоряжения, а о беспорядках и расстройстве экономической части положило представить окружному Академическому правлению. По прочтении представленных арх. Стефаном бумаг, Митрополит Филарет дал следующее мнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010