1840 1 января. Резолюция на консисторском определении по делу о противозаконных поступках священнослужителей: «В то самое время, как священнику запрещалось держать молодую женку и за держание ее в доме судят его, он не стыдится вновь делать то, за что судится, и выставлять то пред благочинным письменно, как будто позволительное. Из сего видно, что и запрещение в священнослужении не может быть вменено священнику в наказание, ибо он и под конец времени сего запрещения не оказал себя лучшим, но дерзновенно продолжал поступать против правил церковных . Священника удалить от места и, без разрешения в священнослужении, определить на полгода в причетническую должность в другом уезде» (Резолюции. Т. 4. С. 96–99. 9250). Письмо архиепископу Аркадию (Федорову): «Преосвященный Евлампий сказывал, что некоторые из новых ваших единоверцев и благословения от архиерея не принимают. Немного же тут единства. Господь да поможет вам усовершить оное терпением, разумом и любовию» (ДЧ. 1877. Ч. 3. 11. С. 529). 2 января. Резолюция на представлении правления Московской духовной академии дела об утраченных книгах: «Не могу согласиться, чтобы нескольких книг не взыскивать за остатком других экземпляров, ибо такое решение подало бы повод к расхищению книг, находящихся в библиотеке в числе нескольких экземпляров. И неужели может какой-нибудь суд решить, чтобы похитившего один рубль из десяти не подвергать ответственности, потому что еще осталось девять неукраденных?» (Резолюции. Т. 4. С. 171–172. 9393). 3 января. Замечание на проект определения Святейшего Синода о неправильно-полученных некоторых церковных доходах умершим Сигнахским митрополитом Иоанном 48 : «Если некоторые доходы, не бывшие прежде в виду, но оказавшиеся по времени, почерпнуты из источников церковной собственности, то оные по праву следуют в массу церковных доходов, и потому взыскание за них должно быть произведено неопустительно. А что касается до ручных доходов, то синодальной конторе надлежит, по местным сведениям, определить их источник и назначение и, судя по тому, решить, подлежат ли и сии взысканию» (Мнения. 1908. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1881 г. Новый год начался у меня старыми обычными порядками, т.-е. молитвою в храме и благожелательными поздравлениями в доме. Кроме личных поздравлений, получено было мною несколько телеграфических и письменных приветствий с разных сторон; так 3-го января получил я письмо из Москвы от преосвящ. Алексея епископа Можайского. Вот что он писал ми от 1-го числа: «Примите мое искреннейшее приветствие с текущими святыми праздниками и с наступившим новым годом. От чистого сердца желаю Вашему Высокопреосвященству здравия и милостей от Господа в грядшее лето и во вся дни жития Вашего. Да хранит Вас Господь на лета множайшая! Ες πολλ τη Δποτα! Ваше Высокопреосввященство чрез протоиерея Василия Феодоровича 464 изволили спрашивать меня о вопросах, предложенных на обсуждение преосвященных от г. Обер-Прокурора. Оказывается, что вопросы сии предложены на обсуждение только Епарх. архиереев, но не викариев. Это, вероятно, будущая программа деятельности г. Обер-Прокурора. И Епарх. Преосвященным предлежит великая задача регулировать эту программу, сделать ее истинно церковною и православною. Мы все должны молить Бога, чтобы Он помог нашим архипастырям в сем великом деле. В нашем царствующем граде нет ничего нового. Владыка наш 465 , слава Богу, здравствует, как свидтельствуют видевшие его на праздниках в Петербурге. Викариям в отсутствие епархиального архиерея много бывает затруднений. Ваше Высокопреосвященство не испытали этого. Письмо сие Ваше Высокопреосвященство изволите получить вместе с книжкою 466 . Не знаю, как понравятся Вам рассуждения этой книжки, а я во многом соглашаюсь с книжкою». В ответ на это писал я от 8-го числа: «Искреннее и благожелательное приветствие Ваше с праздниками и новым годом принял я с сердечною признательностью. Примите и от меня взаимное братское поздравление. Усердно также благодарю Ваше Преосвященство и за присланную мне книжку, но отдарить за нее не имею чем. Книжка преинтересная: спасибо Николаю Васильевичу. Все, что написано в ней, в первых шести главах, – сущая правда. Но что изложено в последних двух, – это, как мне кажется, не более как pia disideria, и надобно долго, долго ждать, чтобы эти благие чаяния более или менее осуществились.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, касающиеся реализации задач, поставленных Архиерейским Собором 2011 года. Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года и до настоящего времени, мною были запрошены правящие Преосвященные относительно проводимой работы, а также идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. Исходя из предложений, высказанных архипастырями и членами Совета, в 2014 году Советом были подготовлены и затем утверждены Святейшим Патриархом поручения Синодальным отделам и комиссиям, а также рекомендации правящим архиереям. О них я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сообщал всем вам. В соответствии с принятыми Советом решениями, поручения были направлены также Синодальным отделам и комиссиям. Одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения. По поручению Совета Издательство Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработали список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы. Изданы «Богослужебные указания на 2016 год», включающие разъяснения относительно праздничных служб новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно сказать следующее. Наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Хотя большая часть храмов освящена в честь Собора новомучеников и исповедников, а не конкретных подвижников. Во многих епархиях в дни празднования памяти новомучеников совершаются полиелейные службы. В епархиях созданы экспозиции, посвященные жизни и подвигу новомучеников, устанавливаются мемориальные доски. К сожалению, практически не происходит переименование улиц и площадей в память о новомучениках. При этом ссылаются на определенные процессуальные трудности. В связи с этим, мне кажется, следует инициировать присвоение имен новомучеников тем новым улицам и площадям, которые еще не получили своих названий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4367112...

В февральской книжке «Русской Старины» проф. А. С. Лебедевым напечатана статья под заглавием: «Применение наказаний в среде духовенства и мирян в XVIII веке». Почтенный профессор давно уже занимается этим вопросом и более интересные результаты своих поисков, по консисторским и другим церковно-юридическим документам, публикует для общего сведения в своих сообщениях. В данном случае, читателю дается ряд фактов применения духовным начальством телесных наказаний «телесного боя» и «телесного смирения» – по выражению документов того времени. В особенности, распространено было употребление телесного боя в монастырях; здесь за личное преступление и проступок били плетьми и розгами, и сажали в цепь. Битье чем попало практиковалось и просто, как мера нападения или началованья отцом своего послушника-сына; плетьми наказывали не только монахов и послушников, но и монахинь и послушниц. – «Не было изобижено по части телесных наказаний и приходское духовенство» по сравнению с монашествующими. Ряд фактов, сюда относящихся в названной статье, производит в особенности тяжелое впечатление. Право архиерея назначать «нещадное наказание плетьми в консистории или духовном правлении» было до того общепризнано, что против него никто не протестовал, даже никто не жаловался за истязание и жестокость, с коими оно применялось. Случаи жалоб – и не редкие – относились к жестокости «поповских старост» (нынешних благочинных). Даже и эти органы епархиального начальства иногда пускали в дело плети, «устремляясь с бичами и ударами на тела» – выражаясь языком канонов своих собратьев священников; что же касается сажанья в цепь на своем поповском дворе, то на оное мероприятие, они прямо уполномочивались. Особенно тяжело слышать, что жестокое телесное наказание назначалось священником иногда не за проступки, а просто за дела поведения или неблагоразумия в священнической практике. Напр., преосвященный Иоасаф (Горленко), усмотрев в селе Изюмце, у священника в доме в углу нечто в роде рукоумывальницы, в которой в зимнее время священник детей крестил, определил: «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам в церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Высочайшими указами 1714-го и 1716-го годов повелено было учредить при архиерейских домах цифирные школы и «обучать в них цифири и геометрии протопоповских, поповских, диаконских и причетнических детей». Постановлениями Регламента цифирные школы были отменены, а вместо их «повелено всякому епископу иметь в доме, или при доме своем школу для детей священнических и прочих, в надежду священства определенных» 1 . Это были первые зачатки нынешних семинарий. Круг преподавания в этих школах на первых порах ограничивался чтением, письмом, Кратким Катехизисом и Грамматикой. Впоследствии к этим предметам присоединено было изучение древних языков Греческого и Латинского, Пиитики, Риторики, Философии, а в некоторых епархиальных семинариях – Географии, Истории, Математики, Физики и Богословия. Впрочем определенной и для всех семинарий одинаковой программы обучения не было; в различных же семинариях, смотря по местным средствам и обстоятельствам, порядок и предметы обучения были различны. Такие семинарии, сообразно вышеуказанному постановлению Регламента, существовали во всех тех городах, где были открыты епархии. Поскольку же до 1800 года Пермская губерния не имела своего архиерея, то и дети пермского духовенства обучались в семинариях тех епархий, от которых зависели в церковном отношении, т.е. Вятской и Тобольской. Духовенство по сю сторону Урала посылало своих детей для обучения в Вятскую семинарию, а жившие по ту сторону Урала в Тобольскую. И в той и другой семинарии программа обучения была довольно обширна. Кроме первоначальных предметов обучения преподавались: Богословие, Философия, Риторика, Поэзия, История, География, Математика, Латинский и Греческий языки. К этому в Тобольской семинарии присоединена была Церковная История и Татарский язык, а в Вятской Физика. Судя, впрочем, по довольно ограниченному 2 числу обучавшихся в той и другой семинарии детей из Пермской епархии, можно справедливо предполагать, что немалое число духовных, может быть, по причине отдаленности семинарий от места их жительства, а может быть, и по другим причинам, не пользовалось этим единственным средством для образования своих детей. Не без причины по сему указом Св. Синода в 1800 году предписано было, дабы в новоучрежденных епархиях, в том числе и Пермской тамошние преосвященные к устроению и открытию учрежденных в их епархиях семинарий приложили тщательнейшее свое попечение и чтобы такое исправление, ежели нельзя будет успеть ранее, то ни под каким видом не продолжалось бы далее 1801 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г.В. Аксёнова, Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) Жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа якутского и Вилюйского Иакова (Домского) Источник Содержание Введение Начало церковного служения Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) Особенности служения епископа Иакова (Домского) на Якутской земле Выводы Life and community ministry of Jacob (Domsky). The eminent bishop of Yakutsk and Vilyuysk REFERENSES Г.В. Аксенова 1 , Е.В. Сокольников (иеромонах Роман) 2 «В память вечную будет праведник…» 3 В статье на примере жизни и деятельности представителя Синодального периода истории Русской Православной Церкви, миссионера и проповедника епископа Иакова (Иеронима Домского) (1823−1889) раскрываются особенности церковного служения в дальних регионах Российской империи во второй половине XIX в. Преосвященный Иаков (Домский), второй епископ Якутской и Ленской кафедр, первый архиерей, скончавшийся и похороненный в Якутске, явился продолжателем новых миссионерских традиций, сформировавшихся в XVIII – первой половине XIX вв. и направленных на христианское просвещение. Его участие в процессе совершенствования духовных школ, улучшения условий учебы, разработки новых образовательных программ способствовало решению одной из задач – подготовке высокообразованных служителей Церкви. Эти выпускники смогли впоследствии достойно служить отечеству в Сибири, на Дальнем Востоке, в Русской миссии в Китае и Японии, на территории Алеутской и Аляскинской епархий. Открытие сельских приходских и церковно-приходских школ, создание женских епархиальных училищ, публичных библиотек, переводческая деятельность, выпуск епархиальных газет − все это факты из жизни и монашеского служения владыки Иакова. Как епископ одной из самых дальних инородческих епархий он сделал много для утверждения православия и поднятия авторитета православного священства. В статье раскрыта роль епископа Иакова (Домского) в организации духовного образования и региональной церковной печати. На основе краткого анализа основных богословских трудов, среди которых «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», показано значение наследия архиерея в развитии церковной исторической науки. На примере деятельности епископа Иакова (Домского) раскрыта роль русских духовных миссионеров-подвижников в организации библиотечного дела, образования и духовного просвещения коренных народов Сибири и Дальнего Востока во второй половине XIX в.  

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Меня официально провозгласили неправославным " : архиепископ Никанор (Бровкович) 15.04.2008 1259 Время на чтение 40 минут Исследовательский этюд профессора Московской Духовной Академии Н.К. Гаврюшина посвящен жизни и научному наследию архиепископа Никанора (Бровковича), выдающегося архиерея и ученого-полемиста XIX в. Специально для " Богослов.Ru " . Публикуется впервые. ...Дело было весной 1852-го. Преосвященный Макарий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, вызвал к себе молодого преподавателя иеромонаха Никанора для серьезного внушения. - Вы там, на лекциях, касаетесь щекотливых вопросов... Будьте осторожны, о. Никанор, будьте осторожны! Будущий архиепископ, в самом деле, позволял себе слишком многое. Тогда, согласно его воспоминаниям, " все было переполнено толками о Штраусе " - но о книге " Жизнь Иисуса Христа " в духовных школах упоминать считалось неудобным. Никанор же, " добыв книжонку какого-то немецкого богослова " с разбором Штрауса, приготовил по ней лекцию... Первым о неполезности такого опыта ему прямо сказал один из студентов... Но Никанор продолжал экспериментировать. На следующий, 1852/53 учебный год, он, читая основное богословие по руководству своего ректора, в котором " впереди всей системы стоят доказательства бытия Божия и бессмертия души " , решил воспользоваться кантовской критикой, с которой его в Академии знакомил А.А.Фишер, и дать более обстоятельную картину вопроса, побуждая студентов к самостоятельному мышлению... Ректору немедленно сообщили, что о. Никанор на лекциях занимается опровержением доказательств Бытия Божия. И в один из воскресных дней после обедни вольнодумец вновь был вызван на ковер. " Сказать, что он с грязью смешал меня, - вспоминает архиепископ Никанор, - это мало. Он не растер меня в порошок потому, что это сделать нельзя было " ... Вскоре после описанной сцены Макарий внезапно пожаловал к Никанору на лекцию по обличению раскола и в течение получаса при студентах устроил ему форменный экзамен по книжной справе XVII века, которой сам в эти дни занимался. Получилось нечто вроде публичной порки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Отдел X. Устройство церквей. Св. иконы. Церковное благочиние 308. О том, чтобы при составлении проектов на построение православных церквей преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества. Высочайше повелено сообщить главным начальствам, под ведомством коих могут быть составляемы проекты на построение православных церквей, чтобы при составлении таковых проектов преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества. При чем Государю Императору благоугодно было отозваться, что для сего могут с пользою принимаемы быть в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей архитектором Тоном (чертежи, составленные архитектором Тоном на построение православных церквей, разосланы к Преосвященным епархиальным Архиереям при указах Святейшего Синода от 22-го декабря 1839 года). Апреля 25 дня 1841 года. 309. О том, чтобы прожит на постройте и переделки церквей в Москве, предварительно исполнения, представляемы были на Высочайшее усмотрение Его Императорского Величества. Государь Император, обращая особенное внимание на благолепное строение церквей первопрестольного града Москвы и желая, дабы стиль древнего Византийского зодчества не нарушался при новых переделках и пристройках, Высочайше повелеть соизволил, чтобы отныне, как при созидании в Москве новых церквей, так и при обновлении ныне существующих, при сооружении в них новых приделов и во всех важнейших внешних и внутренних переделках, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение, или же нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам были, всякий раз, установленным порядком, представляемы на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. О сей Высочайшей воле он, г. Обер-Прокурор, предлагает Святейшему Синоду к должному исполнению. Приказали: объявив об изъясненном Высочайшем Его Императорского Величества повелении Московской Святейшего Синода конторе и Синодальному Члену, Преосвященному Митрополиту Московскому Филарету, указами предписать, дабы они в случаях построения в Московской столице по ведомствам их новых церквей и обновления существующих, а также сооружения в них новых приделов и всяких важнейших, как внешних, так и внутренних переделок, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение или нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам, по окончании местного делопроизводства и по рассмотрении, где следует, – вносили предварительно с заключениями своими в Святейший Синод для представления, всякий раз, на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. Для сведения же о том дать знать и всему духовному ведомству печатными указами. По Высочайшему повелению. Февраля 22 дня 1841 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Кирилл: Не следует сидеть сложа руки и ждать наступления грозных времен 29 января, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. 29 января. ПРАВМИР. В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Предстоятель Русской Церкви обратился к членам Межсоборного Присутствия со вступительным словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня в Москве, в Храме Христа Спасителя, собрались члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. В минувшем году наш совещательный орган был расширен со 150 до 193 человек. Путем опроса комиссий была произведена ротация, в результате которой сейчас членами Присутствия являются 63 архиерея, 79 священников, 3 диакона, 14 игумений и инокинь, 34 мирянина. Межсоборное Присутствие было образовано почти шесть лет назад по инициативе Поместного Собора 2009 года. С одной стороны, церковное сообщество привыкло к этому органу, его воспринимают как собрание людей, которые формулируют предложения по выработке позиции Церкви в отношении целого ряда вопросов современной церковной и общественной жизни. С другой стороны, порой встречается не полное понимание деятельности Присутствия. Частично это связано с некоторым затишьем последних месяцев, когда из комиссий Присутствия вышло относительно небольшое число концептуальных документов, отвечающих на вызовы времени и запросы паствы. В 2014 году дискутировался только проект «Положения о монастырях и монашествующих», доработанный профильной комиссией после его первого общецерковного обсуждения еще в 2012 году. Однако в истекшем году поступило множество различных, зачастую отражающих противоположные точки зрения, отзывов и комментариев именно в связи с темой иночества. Поэтому я принял решение дополнительно обсудить с епархиальными Преосвященными эту тему и пока не передавать проект документа на рассмотрение Пленума. Другими словами, на Архиерейском Совещании, которое состоится 2-3 февраля, мы сконцентрируем свое внимание на данном документе, особенно — на теме понимания иночества в системе русского монашества.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ne-sle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010