Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Николай Савченко " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 15  голосов:  4.1 из  5) Как Церковь относится к поздним бракам? Каковы главные причины того, что люди не могут или не хотят заключить брак до 40–50 лет? Есть ли преимущества у позднего брака по сравнению с браком ранним? Распространены ли поздние браки в православной среде? На эти и другие вопросы редакции «Азбука супружества» ответил клирик храма свт. Петра, Митрополита Московского , иерей Николай Савченко (г. Санкт-Петербург). – Отец Николай, как Церковь относится к поздним бракам? – По поводу возрастных ограничений для совершения венчания поздних браков в Православной Церкви есть некоторые местные различия в традициях. Например, до революции обычно не венчали после достижения 80-ти лет, а на венчание после 60-ти лет иногда требовалось благословение архиерея. Но в недавно принятом соборном документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах венчания» не упоминается о верхних возрастных ограничениях. В прошлом мы можем найти также различные подходы к этому. Так, иногда в прошлом приводилось 24е каноническое правило св. Василия Великого , как аргумент, что церковные каноны не одобряют браки женщин после 60 лет. Такое истолкование, например, содержится в дореволюционной «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Булгакова. Однако известный церковный канонист преосвященный Никодим (Милаш) указывал, что в этом правиле говорится о венчании не всех вообще женщин, но только о тех, которые вошли в чин вдовиц, призреваемых от Церкви. Про мужчин в этом правиле сказано, что на вдовцов не положено никакого закона. Оттенок неодобрения находили в каноническом правиле 88м св. Василия Великого , которое осуждает совместное проживание 70-летнего священника с женщиной во избежание соблазна среди верных. В нем есть упоминание, что автор правила, а именно сам св. Василий, не полагает, что 70-летний жил с женщиной страстным образом, но все равно требует жестко от священника, чтобы не было соблазна подозрения. Бывают случаи, когда к венчанию приходят пожилые пары, до этого много лет прожившие в законном зарегистрированном браке и, насколько я знаю, им в этом препятствуется.

http://azbyka.ru/semya/ierej-nikolaj-sav...

ред. Н.Ф. Дубровин 6) Выговоры архиереям Если административные распоряжения епархиального архиерея были неправильны и уклонялись от законного порядка и начал нравственных, или если его действия влекли за собою расстройство в епархиальном управлении, то над виновным в таких преступлениях обыкновенно назначались от синода ревизия или следствие. Но когда архиерей совершал только один какой-либо неприличный или неблагоразумный поступок, или когда учиненное им незаконное и ненравственное действие было явлением случайным и не вытекало из общего направления его административной деятельности, тогда дело, по большей части, кончалось только выговором или замечанием виновному. При изложении выговоров, полученных архиереями, как высочайших, так и синодальных, мы будем следовать хронологическому порядку; для избежания же повторений, мы в настоящем отделе опустим все те выговоры и замечания архиереям, которые были обыкновенным результатом произведенных над ними ревизий и следствий и которые нами приведены выше, в своих местах. I. Выговор Антонию, епископу воронежскому Первый из архиереев, получивший выговор от Императора Николая, был преосвященный воронежский Антоний. Поводом к тому послужил следующий неосторожный поступок с его стороны: 23-го декабря 1827 года Антоний, пригласив к себе начальника 6 отделения 11 округа корпуса жандармов подполковника Волкова, объявил ему, что в домовой архиерейской церкви найден конверт со вложением письма к нему и запечатанного пакета на высочайшее имя. Волков, полагая, что в этом пакете заключается пасквиль, и желая без потери времени приступить к отысканию виновного, решился, с согласия преосвященного Антония, вскрыть пакет и прочитать вместе с ним находившуюся в нем бумагу. Бумага эта, как видно из донесения Волкова своему окружному начальнику, заключала в себе необдуманные предположения касательно преобразования некоторых частей управления и уверения, что в случае неисполнения предлагаемых мер вскоре последует всеобщий бунт. Окружный жандармский начальник препроводил бумагу к Бенкендорфу, а Бенкендорф к воронежскому губернатору для открытия её автора. Губернатор через несколько времени донес шефу жандармов, что сочинитель помянутой бумаги найден и есть ученик воронежской семинарии 2-го низшего отделения Евфим Тарахов, который признался ему, что он составил и переписал эту бумагу без ведома кого-либо и подбросил её в церковь преосвященного Антония накануне праздника Рождества Христова. Бенкендорф представил об этом деле Государю докладную записку, на которой Император Николай положил следующую резолюцию: «Сделать строжайший выговор подполковнику Волкову и преосвященному Антонию за то, что смели распечатать бумагу, писанную на Мое имя». 301 Бенкендорф, по принадлежности, сообщил об этом князю Мещерскому, тогдашнему синодальному обер-прокурору, а сей последний синоду, который, в свою очередь, передал выговор Антонию. II. Выговор Аарону, епископу архангельскому

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.), архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру. И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы имеющие обучаться в них, с получением священства, могли не только учить вере и благочестию своих прихожан из русских, но и обращать к вере в истинного Бога неведающих Его сибирских туземцев. – С целию обращения в христианство сибирских инородцев и даже соседей их монголов и китайцев со времен Петра великого, Елисаветы Петровны и Екатерины II, учреждались и доселе учреждаются миссии духовные. Обращения сибирских инородцев-язычников, а отчасти и магометан бывали и прежде, и бывали иногда в значительных размерах; напр. Тобольским митрополитом Филофием Лещинским с сотрудниками, с 1712 по 1727 год, было окрещено сибирских инородцев до 40 тысяч. От чего в настоящее время, да и довольно уже давно, исповедуют веру христианскую некоторые племена сибирских туземцев уже целыми массами. Таковы якуты, таковы вогулы и пр., да почти таковы же и остяки, а также тунгусы в особенности Якутской области. Обращение неверующих сибирских инородцев к вере в Иисуса Христа, совершавшиеся прежде, совершаются и ныне, и совершаются иногда не отдельными только личностями или частными семействами, а вдруг целыми сотнями и даже более! Такие обращения, т. е., в больших количествах людей, были в недавнее время в иркутской епархии при преосвященных Ниле, Евсевии, Парееше и Мартиниане; такое обращение (- вдруг более 300 человек) было лет 8 или 9 тому назад, и в Тобольской епархии, совершенное покойным Сургутским священником Василием Алекс. Кайдаловым; 1 такое же было раз в енисейской епархии во время одного обозрения ее первым тамошним преосвященным Никодимом; такое же, только в гораздо еще более обширных размерах, обращение инородцев в енисейской епархии совершилось и в истекшее лето настоящего года, при обозрении же епархии, управляющим ныне ею, епископом Антонием. Вот выписка об этом удивительном и для сердца верующего радостном событии из письма ко мне (от 31 июля) одного жителя города Красноярска, человека притом вполне знакомого с местными епархиальными делами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 октября 2016 года постановил причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (†21июля/3 августа 1905 г.). С рапортом относительно поступившего ходатайства архиерейского совета Волгоградской митрополии о канонизации игумении Арсении обратился Преосвященный епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Свято-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Мысль о канонизации самой, пожалуй, известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игумении – Георгии (Боровик), которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более десяти лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года – так легче было получить необходимые документальные свидетельства. – Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать о таких случаях по электронной почте, – рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. – Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать. Это ведь настоящий труд: надо отложить свои дела и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления. Слава Богу, чудесных случаев исцеления, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. Епархиальная комиссия Волгоградской митрополии исследовала около 150 рассказов о помощи игумении Арсении. Самым частыми были свидетельства об исцелении женщин от бесплодия – 65 случаев. Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье состоятельного помещика Донской области. Знак того, что девочку ожидает особый путь, был явлен в ее раннем возрасте. Как-то раз родители взяли трехлетнюю дочку на богомолье в Воронеж. Во время посещения правящего архиерея архиепископа Антония (Смирницкого), почитаемого за строгость, высокую духовность и прозорливость, маленькая Анна поклонилась святителю в ноги. Архиепископ благословил девочку и предрек ее изумленным родителям: «Эта будет великая жена».

http://pravoslavie.ru/98466.html

Скачать epub pdf К читателю Предисловие 1. Роса любви 2. Роса защиты 3. Роса утешения странников 4. Роса исцеления 5. Роса устрашения врагов 6. Роса озарения смыслов 7. Роса избавления от слез 8. Роса узорешительства 9. Роса силы, мучающей невидимых мучителей 10. Роса прогнания лукавых духов 11. Роса исправления человеков 12. Роса ниспадения бесов 13. Роса прозрения слепых 14. Роса скорбящим радости 15. Роса посещения больных 16. Роса покрова и заступничества немощных 17. Роса благодеяния 18. Роса милостивого призрения 19. Роса материнства сиротам 20. Роса надежды потерявшим надежду 21. Роса благоутробия 22. Роса милосердия 23. Роса пристанища обуреваемым 24. Роса воскресения     Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает. Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю? Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, – и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву Церковь в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, – благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит. Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось. Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Собрание сочинений (5 томов, 1830 г.) профессора святителя Димитрия Ростовского в 5-ти томах. Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV (содержание) Том V (содержание) Содержание 1-го тома. Небольшие творения с присовокуплением жития и келейных записок Житие во святых отца нашего, Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца Надгробная [речь], которую Преосвященный Стефан по погребении святого Димитрия написал Духовная грамота святого Митрополита Димитрия Речь того же Преосвященного Митрополита к Великому Государю, когда будучи Архимандритом, с Украины пришел Того же Преосвященного Митрополита Димитрия, в Ростов на престол свой пришедшего Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг Молитва повседневного исповедания к Богу от человека, полагающего начало спасения Внутренний человек, в клети сердца своего уединенный, поучающийся и молящийся втайне Поучение к иереям Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и озлоблении, вкратце сложенная Послание святого исповедника Христова Хрисогона от уст, к святой Анастасии Фармаколитрии, бывшей в печали и долгом от домашних ее озлоблении О приуготовлении иереев к Божественному причащению Второе приуготовление Третье приуготовление Смиренного архиерея Димитрия честной монахине Варсонофии Евфимиевне Божие благословение Того же Митрополита Ростовского и Ярославского в некую пользу души За что Бога благодарить? Исповедание грехов генеральное, произносимое перед иереем от лица кающегося Молитва , или краткое воспоминание страданий Христовых Богодухновенное наставление христианское Какие милосердому и долготерпеливому Творцу нашему Богу угодны от людей дела Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное изо всех молитв, которое должно во все пятницы совершать Повествователи, историки, свидетели и учителя, списатели церковные о страданиях Господних

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церемония присвоения Патриарху Кириллу звания «Почетный гражданин Кемеровской области» 26 августа 2013 г. 17:50 23-25 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Новосибирскую и Кузбасскую митрополии Землей, без которой не существует России, назвал Сибирь Святейший Патриарх Кирилл. За три дня, проведенные в Новосибирской и Кемеровской областях, Предстоятель Русской Церкви провел значимые встречи с главами регионов и сибирскими архиереями, посетил стратегические производства Сибири, освятил новые храмы и закладные камни будущих церквей. И, как и во всех поездках, главной целью Патриарха была соборная молитва и сердечное общение с народом Божьим: местными жителями, прихожанами храмов, сотрудниками заводов и шахт, изо дня в день совершающими свой малый подвиг во благо страны. Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Новосибирск 23 августа. «Сибирь — это земля, без которой не существует России, это то место, которым Россия прирастает своей силой, мощью, богатством. С Сибирью связаны наше национальное самосознание, замечательные черты нашего национального характера», - отметил Предстоятель Русской Церкви в беседе с журналистами после приземления в аэропорту Толмачево. Из аэропорта Патриарх отправился в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска, где собрались Преосвященные Новосибирской митрополии, сибирские архиереи, прибывшие для участия в программе Первосвятительского визита, представители федеральной и местной властей. После приветственного слова митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, Патриарх Кирилл выразил радость  по поводу посещения Сибири и обратил внимание на позитивные перемены, произошедшие здесь за последние два десятилетия. Отметив роль епархии в восстановлении храмов, Предстоятель Русской Церкви подчеркнул при этом, что «самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют». «Нам иногда говорят, что религия —это дело прошлого. А я глубоко убежден в том, что религия — это дело будущего, так же как и настоящего, потому что по мере того, как возрастает благосостояние людей, все больше возникает рисков для жизни человека. И мы знаем на примере многих богатых стран, что происходит с личностью, с обществом, с нравственностью, если материальный рост не сопровождается ростом духовным. В каком-то смысле развитие духовной жизни — это непременное условие выживания процветающей человеческой цивилизации. И мне особенно хотелось бы сказать эти слова здесь, в Новосибирске, в научном, техническом и производственном центре нашей страны, в третьем по величине городе России», - сказал Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/23-25_patriarch...

Церковь индивидуалистов? Почему православные так разобщены РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113917.html 24 октября 2017 Андрей Рогозянский Церковь индивидуалистов? Почему православные так разобщены Источник:  http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/30810/ Приходы Возможность христианам жить на более сплоченных началах – один из наболевших вопросов церковной жизни. В начале прошлого века, когда началась подготовка к Поместному Собору, началось широкое обсуждение множества вопросов, и один из них – переустройство общинной и приходской жизни. Свой особый вклад в эту дискуссию внес Николай Неплюев, известный в то время религиозный деятель, основавший в собственном имении Вознесенское трудовое братство. Прямодушными размышлениями над работами Н.Н. Неплюева делится Андрей Рогозянский, по мысли которого, немалая часть идей этого человека имеет значение и в наше время. Среди материалов церковной полемики начала ХХ века внимание документ под названием " Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора " . Напомню, что необходимость реформ представлялась в то время само собой разумеющейся. С изданием 17 апреля Манифеста о веротерпимости и Манифеста 6 августа об учреждении Государственной Думы подходила к окончанию эпоха, известная под названием синодального периода. Менялись условия существования Российской Церкви, будущее тревожило своей неизвестностью. В начале 1906 года была официально начата подготовка к Поместному Собору, а еще раньше Священный Синод предложил епархиальным архиереям выразить отношение к грядущей реформе. Отзывы Преосвященных публиковались открыто, и обсуждение шло бурно на разных уровнях. Состояние церковных дел в " Голосе верующего мирянина " оценивается неблагоприятным образом. Многое здесь сближается с теми остро критическими замечаниями, которые звучат в адрес церковного управления и повседневной церковной практики сегодня. О приходе: " Приходы распылены, лишены всякой духовной жизни, ни в каком смысле не могут быть названы достоянием Божиим и здоровой живой клеткой организма церкви поместной...

http://religare.ru/2_113917_1_21.html

Эти слова Христа Спасителя и его Апостола были как бы светочем для одного из достойных преемников апостольского служения, в Бозе почившего 6 января 1894 года святителя Феофана, епископа бывшего Владимирского и Суздальского, который всю свою жизнь и деятельность, особенно начиная со времени вступления в дело общественного служения в сане священноиноческом, посвятил осуществление одной идеи, – идеи спасения себя и других. В жертву этой идее он принес и свою ученость, которая стяжала ему степень доктора богословия, звание почетного члена духовных академий, и между прочим Московской и проч., и свое почетное положение епархиального архиерея, в самом расцвете сил телесных и духовных удалившись на покой в Вышенскую пустынь, и свою литературную деятельность и вообще все силы своего богато одаренного Богом духа. Взяв себе за образец для подражания святителя Тихона Задонского , преосвященный Феофан, в одном из своих многочисленных писаний, высказал между прочим и ту, святителем Тихоном осуществленную, мысль, что «лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление и пробуждение грешников от усыпления» и что «такою должна быть и всякая церковная проповедь и всякая беседа» 1 . Посему, прежде всего смиренно признавая себя самого грешником, святитель Феофан, ближе всего, постоянно, во всю жизнь свою бодрственно стоял на страже собственной своей души, не давая ей уснуть греховным сном и занимая ее предметами только спасительными, а за тем во всей своей деятельности, учебно-воспитательной и начальственной, пастырской и архипастырской, служебной и учено-литературной, на то преимущественно обращал внимание, чтобы и других возбуждать от сна греховного и вразумлять к шествованию путем спасения, следуя в сем высочайшему примеру Пастыреначальника Христа, пришедшего в мир грешныя спасти, взыскати и спасти погибшаго ( Матф. 18:11 ), и примеру св. апостола Павла, который, подражая Христу, а других призывая подражать себе, как подражателю Христа ( 1Кор. 11:1 ), говорил о себе: всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор. 9:22 ), а в другом случае – о себе же и о других апостолах: Христово благоуханье есмы Богови в спасаемых и в погибающих ( 2Кор. 2:15 ). В этом состоял, можно сказать, весь смысл жизни и деятельности почившего святителя-затворника, и с этой именно точки зрения мы обратим внимание на его жизнь и деятельность 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010