Преосвященный Серафим (Глаголевский) назначен в Минск высочайшим указом 7 февраля 1812 года 3122 . Преосвященный Серафим происходил из духовного звания 3123 , родился под Москвой 3124 и первоначальное воспитание получил в Перервинском духовном училище, только что учреждённом тогда Московским митрополитом Платоном в Перервинском Николаевском монастыре 3125 . После учения в «разных семинариях» поступил в Московскую академию. В 1787 году принял монашество и назначен был учителем в академии «публичнаго катехизиса, риторикии истории». В 1790 году произведён в архимандриты Лужецкого Можайского монастыря 3126 и в том же году вызван был в Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия 3127 . После годичного пребывания в Петербурге вернулся назад и, продолжая учительство, с 1792 года состоял префектом академии 3128 . С 1796 года присутствовал в Московской консистории. В 1798 году назначен ректором академии и переведён архимандритом в Московский Заиконоспасский училищный монастырь 3129 . В 1799 году в день Рождества, хиротонисан в Троицесергиевой лавре 3130 во епископа и, будучи Московским викарием, три года присутствовал в московской св. синода конторе. В 1801 году, 15 сентября, получил орден св. Анны 1 степени. 29 января 1804 года переведён епископом в Вятку, 7 июля 1805 года в Смоленск 3131 . При перемещении в Минск преосвященный Серафим получил степень архиепископа, подписав архиепископскую присягу 28 февраля в Смоленске 3132 . Ему в это время было 52 года от роду 3133 . Преосвященный отправился из Смоленска в Минск через два дня после выезда из Минска преосвященного Иова, 5 марта 3134 , прибыл в Минск 8 марта 3135 и 13-го уже вступил в управление новой епархией 3136 . Однако, ему не долго пришлось быть в Минске. Летом он должен был покинутъ город при нашествии Наполеона 3137 и, не успев вернуться назад, был вызван в Петербург для присутствования в св. синоде 3138 . 30 августа 1814 года преосвященный Серафим возведён был в члены св. синода 3139 , тогда же назначался членом комиссии духовных училищ 3140 и был переведён на тверскую кафедру 3141 . В Минскую епархию не было тотчас же назначено архиерея и её управление поручено Могилёвскому преосвящённому Даниилу 3142 . Принимая, затем, различные награды 3143 , преосвященный Серафим 15 марта 1819 года был назначен митрополитом Московским 3144 , а 19 июля 1821 года переведён на Петербургскую митрополию 3145 , на которой и скончался 17 января 1848 года 3146 . Служение этого владыки принадлежало другим епархиям, а в Минской, по своей кратковременности, оно не оставило заметных следов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миссия на бис 29.01.2008 466 Время на чтение 4 минуты " Рождественская оратория " владыки Илариона (Алфеева) - очередное произведение архиерея-композитора, архиерея-богослова, политика и дипломата. Уже не в первый раз Большой зал Московской консерватории становится премьерной площадкой для творений владыки. Уже стало правилом, что первым исполнителем его музыки становится прославленный хор А.Пузакова. Уже опубликованы многочисленные отклики, а жизнь произведения только начинается. В Рождественский вечер в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера " Рождественской оратории " епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Сам преосвященный автор слушал концерт, сидя в 6-м ряду. В том же ряду находились почетные гости (протоиерей Всеволод Чаплин, другие известные священники Москвы ), а в ложе - епископ Дмитровский Александр, огласивший перед началом концерта послание Святейшего Патриарха Алексия. Владыка Иларион - автор объемных трудов по истории имяславских споров. Преосвященный являет собой тип современного ученого монаха в лучшем смысле этого выражения. В последние годы особенно он стал широко известен (и не только церковным людям) с разных сторон - не только как священнослужитель, архиерей, но и как церковной политик, дипломат, как богослов. Наконец, как музыкант. По собственному признанию владыки, он не писал музыку двадцать лет, с того момента, как принял священный сан в 1987 г., оставив Московскую консерваторию, где обучался в классе композиции А.А. Николаева. Около двух лет назад в жизни владыки произошел буквально творческий прорыв: появилась музыка Всенощного бдения и Божественной литургии, а в Великий пост 2007 г. уже были исполнены упомянутые выше " Страсти по Матфею " . Природа музыки загадочна: Причем, не только в плане ее создания, но и в плане восприятия. Музыка " приходит " к тебе постепенно, иногда ей нужны некие импульсы, особенно, чтобы творец или слушатель смог подняться с одного уровня на другой, вникнуть или уловить нечто новое. К примеру, я с подросткового возраста очень люблю И.С. Баха и классическую музыку вообще, но по-настоящему чувствовать и понимать его стал лишь после того, как побывал на его могиле в Лейпциге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Феликс Киреев Скачать epub pdf Преосвященный Гедеон (Покровский) возглавлял Владикавказскую кафедру с 1904 по 1908 гг. Историк Феликс Киреев, на основе данных метрической книги кафедрального собора Архангела Михаила, установил место смерти и погребения епископа Гедеона. Осенью 1919 года во Владикавказе отошел ко Господу бывший архиерей Владикавказской кафедры Преосвященный Гедеон (Покровский) . В силу обстоятельств того времени, это событие осталось незаметным для широкой общественности города. Похоже, о судьбе епископа Гедеона не знало и высшее руководство Русской Православной Церкви, так как во всех справочниках, посвященных епископату, указан 1922 год смерти Гедеона и без упоминания места. Владыка Гедеон, в миру Герасим Петрович Покровский, родился 4 марта 1843 года в семье дьякона села Покровского Орловской губернии. В 1869 году он окончил Орловскую духовную семинарию и в 1872 году вступил в брак с дочерью соборного священника г. Болхова – Ольгой Александровной Сокольской. 13 февраля 1872 года был рукоположен во священника в Преображенской соборной церкви г. Болхова Орловской епархии. Овдовев, он в 1874 году поступил в число братии Мещовского монастыря Калужской епархии. В 1873 году Герасим Покровский был пострижен в монашество с именем Гедеон. В 1884 году, по окончании 4-го курса Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия, он был отправлен в Японскую Духовную Миссию и назначен преподавателем Православной духовной семинарии в Токио по Священному Писанию и Нравственному Богословию. В 1885 году по болезненному состоянию Гедеона увольняют со службы при Миссии и определяют в число братии Болховского Троицкого Оптина монастыря. С 27 марта 1887 года он преподаватель Казанской духовной семинарии по Основному, Догматическому и Нравственному богословию. В следующем году его назначают смотрителем Холмского духовного училища. Тогда же Гедеон блестяще защитил диссертацию на тему «Археология и символика ветхозаветных жертв» и был удостоен степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

18. 1660 г., февраля 27. Соборное определение о проверке сказок, поданных разными лицами духовного звания, по поводу оставления Никоном патриаршего престола; о разрешении выписки из Номоканона и соборных правил об архиереях, самовольно оставляющих свои престолы. Из сего собор извлёк заключение: «что правила Св. Отец согласно все невозбранно повелевают на отрёкшегося своей епископии, или отшедшего без богословной вины вящше 6 месяцев, епископа вместо его иного поставлять» В лето от создания мира 7168, от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1660-е, повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собрались преосвященные митрополиты и архиепископы, и епископы, архимандриты и игумены и весь освященный собор. Собрались же по той причине: поскольку пред сим летом вышеуказанной восьмой тысячи во 166-е случилось святейшему Никону, патриарху Московскому и всея Росии, свой патриаршеский престол оставить, и в нынешнее вышеуказанное лето, Февраля в 16 день предстал весь преосвященный собор пред лицом великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и слыша от святых уст его велико попечение, зане святая соборная церковь пастыря и жениха не имеет, да преосвященный собор о сем крепко и единодушно праведно, не имея кто ненависти и тщетной любви, по правилам святых апостол и святых отец, рассуждают, памятуя каждый страшный суд и воздаяние каждому по делам его. Они же преосвященный собор, слыша премудрейшее его великого государя повеление, пришли в крестовую патриаршую палату, и на утро, Февраля в 17 день, по его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца указу, боярин Пётр Михайлович Салтыков принёс на собор сказки письменные. И преосвященный собор, приняв сказки и свидетелей, против сказок на соборе допрашивали священного чина по священству, а прочих по святой Христовой евангельской заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 7 Архиепископ Митрофан (Гринев) Говоря об Ульяновской епархии в 30-е годы кровавого XX столетия, сложно судить об архиерейском служении на ее территории как таковом. Это десятилетие явилось некоей агонией, когда Церковь последовательно уничтожалась, а возможности хоть каким-то образом воспрепятствовать этому не было. Архиереям оставалось лишь наблюдать, как на их глазах Церковь стирается с лица ульяновской земли, а всякое о ней упоминание так же искусственно стирается из человеческого сознания. Все десятилетие охарактеризовалось для Ульяновска постоянной сменой епархиальных архиереев, которые собственно епархией и не управляли. В 1928 году Ульяновская губерния была упразднена. Отныне она вместе с Самарской, Пензенской и Оренбургской губерниями входила в состав новообразованной Средне-Волжской области с административным центром в Самаре. В составе этой области были образованы два округа – Ульяновский и Сызранский. Соответственно, было проведено и переподчинение епархий. Сызрань, ставшая теперь центром самостоятельного административного округа, более не подчинялась Ульяновскому епископу, а Мелекесс, ранее входивший в состав Самарской губернии, становится викариатством Ульяновской епархии. Летом 1928 года на Мелекесскую кафедру прибыл епископ Георгий (Анисимов). Ульяновским преосвященным в это время был епископ Иоаким (Благовидов). Обновленческой епархией управлял все тот же архиепископ Иоанн (Никольский), а вот вместо бежавшего григорианского архиерея Виссариона (Зорина) прибыл архиепископ Иоанникий (Соколовский). Этот архиерей был не очень рад своему новому назначению. Прежде он был епископом Бахмутским, потом Омским, после чего вернулся на Украину, на свою родину, и примкнул к «лубенскому расколу». Когда его исключили из состава Собора УАПЦ, он переметнулся к ВВЦС, где и получил назначение в Ульяновск . Видимо, в знак своего недовольства владыка долгое время в епархию не являлся, причем никто, даже руководство ВВЦС, не имел представления о его местонахождении. Через четыре месяца отсутствие без вести пропавшего архиерея расценено как отказ от кафедры, и тогда ВВЦС рекомендует ульяновцам обратиться к находящемуся в ссылке в Ульяновске епископу Аввакуму (Боровкову) с просьбой возглавить епархию. Однако владыка был верным Церкви архипастырем и на льстивые предложения григориан ответил категорическим отказом. Он предпочел быть обычным прихожанином Покровской церкви.

http://pravoslavie.ru/31328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии, названо по пос. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город в Республике Башкортостан). Учреждено в дек. 1922 г. по благословению находившегося в Уфе Томского еп. Андрея (Ухтомского) в качестве одной из мер по противодействию обновленчеству . В кон. нояб. 1922 г. еп. Андрей, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы временно управляющим Уфимской епархией, провозгласил временную автономию (автокефалию) Уфимской правосл. епархии, руководствуясь постановлением Патриарха св. Тихона , Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего) и посланием Патриаршего Заместителя митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). 12 дек. 1922 г. во епископа Давлекановского был хиротонисан иером. Иоанн (Поярков) , бывш. прот., вместе с супругой принявший монашество, кандидатура к-рого была выдвинута советом Союза приходских советов и одобрена еп. Андреем. Хиротонию совершили викарные епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук). 27 дек. 1922 г. Уфимское епархиальное собрание духовенства и мирян поддержало новопоставленных уфимских викарных епископов и просило Давлекановского архиерея ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской кафедрой. Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии.

http://pravenc.ru/text/168594.html

Филарет, митр.Киевский, представил свой отзыв 13-го декабря. Его мнение было таково: переживаемое время чрезвычайно благоприятно для воссоединения; народ не окажет сопротивления, если не окажут его помещики; дальнейшая проволочка осложнит дело, ибо враги не дремлют. Относительно плана воссоединения преосвященный рассуждал так: нет нужды требовать согласия всего народа и даже всего духовенства: достаточно, если начальствующее духовенство и большая часть приходских священников письменно изъявят желание присоединиться; всеподданнейшее же прошение достаточно подписать епископам, членам Коллегии, начальствующим и «отличным» лицам из униатского духовенства; по изъявлении Государем Императором согласия на соединение церквей, Св.Синод должен изложить касательно униатов правила.. Пр.Филарет при этом указал несколько правил, которые должны бы быть приняты Синодом. Мы перечислим их: 1) Униатская церковь состоит под управлением Св.Синода, по церковным правилам и государственным законам; 2) вместо Коллегии на время, пока не откроется возможность управлять униатскими епархиями через российских архиереев, учреждается Белорусско-литовская синодальная контора; 3) председатель и члены Коллегии станут членами конторы, председатель возведетея в сан архиепископа; 4) обе униатские епархии остаются, при чем пр.Василий назначается епископом Витебским, а пр.Антоний – Гродненским; 5) отдаленные униатские церкви подчиняются православным архиереям, – через это впоследствии откроется возможность таким же образом подчинить все униатские церкви; 6) православным архиереям предоставляется право посещать униатские церкви и свои замечания представлять Св.Синоду; 7) Синод оказывает снисхождение к нововведениям униатской церкви, как то: бритью бород, стрижке волос, особому покрою платья, и затем постепенно приводит их к однообразию; 8) должно ходатайствовать о назначении вспомогательных окладов униатскому духовенству; 9) духовенству отдаленных епархий разрешить отдавать детей в православные училища, детей бедных родителей принимать на казенное содержание; 10) чтобы воссоединение совершилось в тишине, без шума, то распоряжения правительства по этому делу до времени не обнародывать, а сообщать только тем местам и лицам, на которых будет возложена обязанность приводить их в исполнение. Правительство, заключал Филарет, придумает и другие меры 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. Сегодня по случаю воскресного дня Преосвященный совершил божественную литургию в Троицком соборе при миссии в сослужении о. Начальника миссии архимандрита Александра и иеромонахов миссии – о. Филарета и о. Николая. Пел хор миссионерских певчих, которыми руководил один из студентов, так как местный регент не знал порядка архиерейского служения, совершаемого здесь крайне редко. Некоторые студенты, кроме того, прислуживали в алтаре. Большой Троицкий собор был переполнен молящимися. Сюда собрались не только все живущие в Иерусалиме русские, но и многие из арабов-христиан, желавшие посмотреть на торжественное служение русского архиерея. Бравые кавасы в живописных костюмах, постукивавшие булавами, свидетельствовали о присутствии местных властей. После богослужения Преосвященный обратился к собравшемуся в храме народу с глубоко-прочувствованным словом. После обедни о. Архимандрит пригласил нас к себе в покои на чашку чаю. Здесь же присутствовали: консул Яковлев с женой и детьми, Н. Гр. Михайлов, иеромонахи миссии и много русских богомольцев, пришедших сюда приветствовать Преосвященного и получить от него благословение. Затем, после непродолжительного отдыха, мы, согласно маршруту, в сопровождении о. Архимандрита и Н. Г. Михайлова отправились на гору Мориа, где находится знаменитая мусульманская мечеть, известная под именем мечети Омара, вторая по своей святости в глазах мусульман после Мекской святыни. Гора Мориа – святая святых мусульманства в Иерусалиме – священна и в глазах каждого христианина. По преданию, на этой самой горе Авраам собирался принести сына своего Исаака в жертву Богу, желавшему испытать твердость веры родоначальника Еврейского народа. Здесь же, на месте Моисеевой скинии, был сооружен грандиозный храм Соломона, который строили в продолжении семи лет 180 тысяч рабочих, работавших под присмотром 3,300 надсмотрщиков. Вообще судьба горы Мориа – очень поучительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  разделы   рассылка  распечатать " Русская мысль " , по поводу послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Источник:  Предисловие к дискуссии В прошлом номере " Русской мысли " мы опубликовали послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к правящим архиереям епархий Русской Православной Церкови в Великобритании (Сурожская епархия), в Бельгии и во Франции (Корсунская епархия), а также к правящему архиерею Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви и к временно управляющему Архиепископией Русских Православных церквей русской традиции, находящейся в юрисдикции Патрирха Вселенского, в котором предлагалось новое обустройство канонического бытия всех этих епархий путем объединения их в единый митрополичий округ в лоне Московского Патрирхата. Сегодня мы предлагаем нашим читателям различные оценки патриаршего предложения — Николая Лосского, клирика Московской патриархии, членов кружка имени митрополита Евлогия и Ниикиты Струве, члена Епархиального совета Архиепископии Русских Православных церквей русской традиции, находящейся в юрисдикции Патрирха Вселенского. [ оригинал статьи ] Из Открытого письма «...архипастырям, пастырям и всем верным чадам Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе» Временно управляющий нашей Архиепископией Преосвященный епископ Команский Гавриил, Преосвященный епископ Клавдиопольский Михаил, все пастыри, приходы и верующие нашей епархии получили историческое обращение Святейшего Патриарха Алексия II. Новизной своего содержания и широтой своих взглядов послание всецело учитывает реальное положение православной Церкви в Западной Европе. Вписываясь в образовавшуюся у нас динамику, Патриарх Алексий предлагает создать самоуправляемую митрополию, объединяющую все приходы русского происхождения и русской традиции. Такое (в рамках строгой православной Екклезиологии, совершенно каноническое) предложение есть ответ на мечту основателей Архиепископии митрополитов Евлогия и Владимира, молитвенные призывы которых к церковному единству и в наши дни сохранили всю свою актуальность. К тому же новое патриаршее воззвание точно соответствует всегдашним пожеланиям в Боге почившего архиепископа Сергия.

http://religare.ru/2_3585.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010