Теперь самым очевидным образом была доказана ложность и той их мысли, будто в царство антихриста браки – невозможны. Что оставалось после этого делать бракоборцам? Глава пятая Продолжение споров Ковылина с поморцами Покровской часовни из-за вопроса о браке; Ковылин, не надеясь одолеть своих противников путем литературной полемики, начинает разными способами преследовать покровцев – с целью заставить их, но крайней вере силою, склониться на сторону федосеевского безбрачия; поморцы не изменяют своему учению о необходимости брака, но смиряются пред грозным строителем Преображенского кладбища и просят его о мире; собрания федосеевцев и поморцев на Преображенском кладбище для рассуждений о браке; поведение Ковылина на этих собраниях; результат их; получение поморцами от Ковыляла «экстракта», содержавшего в себе свод мнений о браке федосеевцев Преображенского кладбища; ответ на «экстракт» поморцев и уклонение Ковылина от принятия его; дерзкий поступок Ковылина с одним из поморцев, заставивший последних прервать с Преображенским кладбищем всякие сношения и объявить об этом всем своим единоверцам; собор федосеевцев на Преображенском кладбище, – бывший 25 февраля 1809 года; постановления этого собора; снисходительность Ковылина к так называемым староженам; причина этого: отступления многих иногородних федосеевских общин от устава Преображенского кладбища о всеобщем безбрачии; недоумения, возникшие в разных федосеевских общинах из-за определений московского собора 25 февраля 1809 года; неловкое до этому поводу положение Ковылина и смерть ого; формы брачных сопряжений федосеевских, существовавших при Ковылине, независимо от браков, заключавшихся по обрядам Покровской часовни; причины, по которым одни из федосеевцев венчались в православных и единоверческих церквах, другие вступали в сожития с избранными ими женщинами без всякого молитвословия, по одному взаимному согласию между собою; те же виды новоженства в поморском расколе; причины этого: новость учения Покровской часовни о правильности бессвященнословных браков и – особенно – непризнание законными вне-церковных раскольничьих браков властью, как церковною, такт, и светскою. Видя, что литературная борьба с покровцами, имевшими на своей стороне преимущество знания и ума, уменья вести полемику, и честности, и искренности убеждений, не может вести ни к чему другому, кроме окончательного поражения федосеевцев, Ковылин оставил теорию и обратился к практике, надеясь одолеть поморцев на этом пути. На мысль о подобной тактике указывало Ковылину и то обстоятельство, что в это время Василья Емельянова, – главы покровской общины, – пользовавшегося за свою строгую жизнь общим уважением не только поморцев, но и федосеевцев, уже не было в живых (ум. 1797 г.). Значит, думал гордый строитель Преображенского кладбища, теперь «ндраву моему» никто не осмелится препятствовать, – можно и «побезобразничать» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В.З. Белоликов Неутомимый труженик на научном поприще, автор многих, весьма ценных, сочинений по истории старообрядчества, любитель и собиратель памятников старины, в высшей степени любезный хозяин в своем весьма ценном своего рода музее древних памятников: рукописных и вещественных, Василий Григорьевич Дружинин составил и выпустил в свет своего рода ученый указатель старообрядческой письменности, рассеянной по всему лицу земли Русской, с целью помочь и облегчить труд лицам, приступающим к изучение литературы Русского старообрядчества, зная, какие трудности должны преодолеть, начинающие исследователи. Трудности эти зависать от многих причин. Часть рукописей еще совершенно не описана. Напр. в собраниях самого В. Г. Дружинина, из имеющихся у него 680 рукописей, описано около ста. Не окончено описание рукописей библиотек: Императорского Общества древней письменности в СПБ., Рогожского кладбища, да и то, что сделано относительно последнего, недоступно для широкой публики, так как находится еще в рукописном виде. Нет совсем описаний рукописей библиотеки Преображенского кладбища, где, по имеющимся у нас частным сведениям, находится богатое рукописное собрание. Не напечатаны, а быть может и совсем не существуют, описания рукописей некоторых семинарий, напр. Новгородской. Затем, есть не мало собраний, часто весьма ценных, принадлежащих частными лицам, которые также ждут описаний. Таковы, напр. известные нам собрания П. А. Овчинникова в с. Городце, Нижегородской губ., собрание принадлежащее священнику Рогожского кладбища о. Петру Никифорову и заключающее в себе, помимо памятников старообрядческой письменности, не мало весьма ценных памятников церковной старины, напр. Евангелие с собственноручными надписями Преп. Трифона Вятского. Наконец, не мало ценных старообрядческих рукописей находится там, где их меньше всего можно ожидать, напр. в Государственном Архиве при Министерстве Иностранных Дел в Петербурге, о чем свидетельствует напр. открытие Барскова. С другой стороны, не мало трудностей нужно преодолеть исследователю при отыскании рукописей, уже описанных. Многие описания рукописей уже стали библиографическою редкостью, напр. описания Строева, Востокова, Ундольского и, пожалуй, Н.И. Петрова (описание музейных рукописей), некоторые напечатаны в журналах, но имевших широкого распространения; некоторые описания слишком дороги и громозски, напр. описание (Леонида) рукописей граф. Уварова. Насколько громозски Описания, можно заключить из того, что у В. Г. Дружинина, как мы сами видели, собрание различных описаний занимает почти целый книжный шкаф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Печальны последствия федосеевского безбрачия, то есть разврата, и для тех детей, порожденных им, которые остаются живы. Ни на Преображенском, ни в скитах, этих притонах разврата, дети не могут оставаться при матерях. Они отдаются на воспитание нищенствующей братии, заселившей слободки Преображенского и Черкизова: нищим за это платится некоторая сумма от родителей и, затем, дети составляют для этих нищенствующих средство к удобнейшему испрашиванию подаяний. Каждый может видеть целые сотни таких детей с их воспитательницами, толпящихся около Преображенского кладбища. 521 Что же, спрашивается, должно выйти в будущем из этих детей уличного воспитания, неприученных ни к какому труду, невоспитанных ни религиозно, ни нравственно? Дитя, воспитывающееся у своих родителей – «новоженов», принуждено начинать свою жизнь нарушением заповеди Божией о почитании родителей, ибо должен смотреть на них, как на публичных блудников: основа нравственного растления! В свою очередь родители смотрят на детей, как на оковы, удерживающие их при гибельном, по их понятию, браке, как на препятствие, лишающее самой возможности спасения: источник ужасных терзаний! В заключение – о согласиях, отделившихся от федосеевства: а) Титловщина. По учению Феодосия Васильева, надпись на кресте должна состоять из слов: I. Н. Ц. I. Между тем поморцы признавали титлу: Ц. С. I. X. С. Б. Спором об этом и началась вражда между ними и Феодосием. Однако, по смерти Феодосия, последователи его стали склоняться на сторону поморцев, как в Польше (1752 г.), 522 так еще ранее и в Москве. Когда старорусские федосеевцы, узнав о такой перемене «четырехбуквенного догмата», стали укорять за это московских своих собратий, тогда (в 1781 г.) последние, желая доказать свою правоту, писали в Старую Руссу «послание», и затем в 1791 году, на соборе, происходившем на Преображенском, настояли на определении: «титлу I. Н. Ц. I.», как «недревнюю», оставить, несогласных же на таковую перемену – «отлучить». 523 Оставшиеся верными учению основателя федосеевства получили название «титловцев». Титловщина существует в губерниях: Новгородской и Петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Благовещенской, на Воронцовом поле, церкви протоиерея И.Ф. Мансветова: От церкви —18— 60. От церкви Введенской, в Барашах, церкви протоиерея В.Н. Руднева: И. Авдеев Введенской, в Семеновском, церкви протоиерея Ф.М. Бажанова: Прот. Ф.М. Бажанов Церковный Староста Н.М. Чижов Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви прот. В.С. Недумова: От неизвестного Воскресенской, в Барашах, церкви священника И.И. Чанцева: Ив. Вас. Горшков Всехсвятской, на Кулишках, церкви протоиерея В.Ф. Барбарина: Е. Колос И. Шелур А. Панафид Иоанно-Предтечевской, в Казенной, церкви протоиерея В.Ф. Соболева: Прот. В.Ф. Соболев Свящ. П. Смирнов -PAGE12– 69. Князе-Владимирской, в Садех, церкви протоиерея Т.И. Соболева: От неизвестного Космо-Дамианской, на Покровке, церкви священника М.С. Пятикрестовского: Свящ. М.С. Пятикрестовский А.И. Червяков Марие-Магдалининской, в Техническом Училище, церкви священника С.А. Виноградова: Свящ. С.А. Виноградов Никитской, в Старой Басманной, церкви священника М.Д. Касимова: Свящ. И.Г. Соколов М.И. Тышев Тов. М. М. Б. Николаевской, в Воробине, церкви священника И.В. Никанорова: Свящ. И.В. Никаноров Петропавловской, в Лефортове, церкви священника И.Д. Можарова: Свящ. И.Д. Можаров Церковный Староста Ал. Р. Покровской, на Воронцовом поле, церкви священника И. Забавина: В.П. Был. В.Р. Баев От причта Преображенской, на Глинищах, церкви священника В. И. Воздвиженского: Ал.Ив. Еремеева Ал. Еремеев И.П. Еремеев —20— 77. Преображенской, в Преображенском, церкви священника С.Г. Соколова: Б.С. Барков Трехсвятительской, на Кулишках, церкви протоиерея В. С. Пятикрестовского: Свящ. Ник. Пятикрестовский Церковный Староста А. Нар. Крестовников Троицкой, в Сыромятниках, церкви священника Н.В. Семеновского: Свящ. Никол. Васил. Семеновский Троицкой, на Хохловке, церкви священника Н.Г. Успенского: Пожертвовано «Утоли моя печали», при Александровской общине сестер милосердия, церкви протоиерея А.В. Озерецковского: Прот. А.В. Озерецковский Диакон А.Н. Речменский Ивановского сорока II-ro отд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Причт при сей церкви положен одноклирный состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Иоаким Хруцкий (при настоящей церкви состоит с 1856 года). И.д. псаломщика Самуил Садковский, в должности с 1853 года. Церковного дохода в год поступает до 150 рублей. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, получает из казначейства 96 рублей за отшедшее в казну имение, а также пользуется церковной землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 8; пахатной 62, сенокосной 19, под лесом 81 и неудобной 120 десятин; усадьба причта расположена близ церкви, а остальная земля около деревни Селец. При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и существует штатное народное училище; процент грамотности между прихожанами простирается до 8 %. Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Минск, 1879. За упразднением по ветхости в 1866 г. Преображенской приходской церкви по настоящее время на место оной не возведено другой, и приход продолжает существовать под именем Преображенского, при совместном служении с другим Логойским причтом в Николаевской церкви. К сему приходу приписано четыре кладбища, на которых в деревнях Чудиничах, Сельце и Хотыне устроены кладбищенские церкви. В состав прихода входят: часть местечка Логойска и 11 деревень, самая отдаленная деревня находится в 15 верстах. Прихожан числится муж. пола 548 душ, а жен. 658 душ; все они крестьянского сословия, занимаются только хлебопашеством и в религиозно-нравственном отношении удовлетворяют требованиям веры. Причт Логойского Преображенского прихода состоит из помощника настоятеля и псаломщика. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается 120 дес.: усадебной 3 дес., пахотной 45 дес., сенокосной 10 дес., под лесом 7 и неудобной 55 дес. Усадебная земля расположена в самом местечке Логойске, а остальная чересполосно с крестьянскими землями, в 18 отдельных участках, расположенных в разных отдалениях. Плана и межевой книги на землю не имеется, но владеет оною причт беспрепятственно. Строения для помещения причта хотя и имеются, но все они находятся в ветхом состоянии; впрочем, учрежденною комиссиею составлен проект о приведении оных в надлежащую исправность. Никаких особенных отдельных от Николаевской церкви учреждений в сем приходе не существует.

http://sobory.ru/article/?object=13584

В 10 час. утра они вышли от меня, в 12 пополудни я уже получил от них донесение, что выбранные ими чиновники выехали из Петербурга. Скорее этого, кажется и требовать нельзя. Не правда ли? Но участники раскола Папулина успели проведать о моем распоряжении, и чиновники, по приезде в Судиславль, нашли замок пустым, со свежими следами жильцов и с глухой полунемой старухой, остальные скрылись; следовательно, они были извещены о скором приезде чиновников. С тех пор прошло около пяти лет, но это дело, не смотря на мое личное в нем участие, нисколько не подвинулось. Вот арабская сказка!?» 603 . Не более, как тою же арабскою сказкой, какая получилась при ревизии Судиславльской богадельни Папулина, были и ревизии московских кладбищ. Так, пред «внезапной» ревизией Преображенского кладбища графом Строгановым, в течение одних суток с кладбища удалены были 200 девок, вновь устроенные кельи выкрашены были грязным серым цветом, как будто они были старые, сундук со всем капиталом и драгоценностями отвезен был на дом к попечителю кладбища – Гучкову 604 . Другой пример. По частной жалобе одного потерпевшего на незаконное поступление денежных и имущественных капиталов в пользу Преображенского кладбища после смерти его последователей, министром внутренних дел Бибиковым назначено было секретное следствие. Следствие поручено было чиновнику, стоявшему на высоте своего служебного долга. «Зная продажность своих писарей и уменье раскольников узнавать обо всем на свете», он «каждый вечер зашивал все свои бумаги в подушку, – чтобы их не стащили во время сна. Подчиненным своим он не позволял отходить от себя ни на шаг, чтобы они не разболтали: они даже ходили за ним в баню с бумагами под мышками». С таким служебным рвением веденное следствие вполне подтвердило справедливость заявленной жалобы. «Но когда следствие наехало на приюты, то в кассе все-таки не нашлось ничего: старшины объявили, что они книг не ведут, а все деньги расходуют на добрые дела» 605 . Закрытие или передача раскольнических богаделен в ведение правительственных учреждений совсем не вели к сокращению их числа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

На площади Мужества продолжается противостояние марта 2007 Конфликт вокруг строительства торгово-развлекательного комплекса на месте бывшей Спасо-Преображенской часовни длится в Петербурге давно. Но в последнее время ситуация сильно обострилась. 31 марта в 12 часов дня у станции метро «Площадь Мужества» начался стихийный митинг... Конфликт вокруг строительства торгово-развлекательного комплекса на месте бывшей Спасо-Преображенской часовни длится в Петербурге давно. Но в последнее время ситуация сильно обострилась. 31 марта в 12 часов дня у станции метро " Площадь Мужества " начался стихийный митинг, участники которого сломали жестяной забор стройки и сбросили его в котлован. Началось все вполне обыденно: несколько десятков человек выстроились с плакатами рядом со стройкой. Официально она является остановленной, однако, когда люди увидели, что начинается возведение фундамента, они перешли к активным действиям. Заместитель главы администрации Выборгского района Александр Курбатов пытался успокоить митингующих, но его речь была слабо аргументированной и не была услышана. В качестве предупреждения митингующие на несколько минут перекрыли 2-й Муринский проспект. Затем был окончательно сломан и сброшен в котлован строительный забор (некоторые секции были повреждены еще в самом начале митинга). Дальше крушить было нечего, и никакого серьезного урона стройке нанесено не было. Когда митинг уже подходил к концу, на месте строительства были вновь обнаружены кости - не в первый раз. Сотрудники милиции взяли их на экспертизу. Дело в том, что существование здесь воинского кладбища никак не отражено в документах, что позволяет строителям регулярно утверждать, что это кости свиней. Однако по воспоминаниям пожилых петербуржцев, на мнение которых ссылаются члены организации " Площадь Мужества " , в земле рядом с часовней захоранивали павших воинов. По словам участников митинга, на самом деле, костей на стройке было найдено гораздо больше, просто они втайне вывозились строителями… Напомним, что это не первый строительный спор, который происходит на площади Мужества. Еще в прошлом году на месте сквера моряков-подводников на площади предполагалось возвести ресторан " Блиндональтс " . Но тогда жители и члены общественной организации " Площадь Мужества " сумели воспрепятствовать этому. И хотя юридических нарушений в деятельности строителей найдено не было, из-за нежелания горожан видеть ресторан на месте исторического мемориала, стройка решением властей была остановлена.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в безпоповстве,. Их центром с 1771 года становится община Преображенского кладбища в Москве, основателем и первым наставником которой был Илия Алексеевич Ковылин (Кавылин,1731–1809), бывший дворовый человек князей Голицыных. Руководители общины выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев, также часто община принимала и укрывала беглых крепостных, особенно женщин. Большинство же членов общины работало на хлопчатобумажных мануфактурах в Лефортове и жило там же. Учитывая неожиданный и порою странный взлет Ковылина, невозможно не обратить внимания на некую «тайнопись», связанную с его родовым именем Ковылин легко произносится как Кобылин, а Кавылин легко соотносится со вторым произношением имени предка Романовых Андрея Кобылы – Камбила. Голицыны, как и Долгоруковы, всегда «дышали в затылок» Романовым (вспомним «дело верховников»). Но и со двора самих Романовых вышел когда-то лже-Димитрий, лже-Рюрикович… Тайны русских смут… Не будем забывать, что речь идет о времени лже–Петров Третьих, одним из которых был Емельян Пугачев, а другим – знаменитый скопец Кондратий Селиванов. Кем был на самом деле Илия Алексеевич ? Точнее, что хотели на самом деле сказать те, кто отпускал его волю ? В 1771 году в Москве разразилась чума. Ежедневно умирали сотни людей. Городские власти были не в силах бороться с болезнью, но даже убирать умерших. Необходимо было сделать так, чтобы эпидемия не распространилась на всю Россию… Здесь пришли на помощь старообрядцы – поповцы с Рогожского кладбища и федосеевцы с Преображенского. Среди них был и И.А.Ковылин . Императрица Екатерина уже произнесла свою знаменитую Речь в Сенате 1762 года о двуперстии и Никоновой справе и готова была идти старообрядцам навстречу. Глаголемое Собрание от церковной истории, древлеправославных християн, именуемых федосеевых и филипповых: и о их некоем междуусобном несогласии рассказывает: В 1771 году, по Божию попущению, умножающеся тогда в Москве моровой заразе, нашему християнскому обществу разрешено было правительством устроить больницы для заболевающих внутрь столицы [Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

У Гучкова была устроена для беспоповцев не только что моленная, но и особая баня, – и вот какой разговор мне пришлось слышать по поводу этой бани вскоре же по приезде. Пришел праздник, воскресный день; по окончании часов один старичок из фабричных, по имени Владимир, начал бранить Федора Алексеевича, что у него непорядок в бане, вместе с христианами (то-есть федосеевцами) моются смирщенные (то есть федосеевцы же, но ядущие совокупно с церковными) и этим их – федосеевцев там мирщат. Хозяин с кротостью в оправдание себя сказал: я тебя над этим сделаю большим, ты постарайся этот недостаток исправить. Владимир ответил: хорошо, – я здесь буду надсматривать и исправлять; а на Кладбище-то в бане такое же упущение, а мы с кладбищенскими вместе молимся! Хозяин сказал: я на Кладбище порядка дать не могу! Владимир сказал: нужно вместе с ними не молиться, отлучить их! Хозяин сказал: я и этого сделать не могу. Владимир: То-то, потакайте слабостям! все запутались с еретиками, замирщились, потеряли православие! Преображенскому была молва о казначее Андрее Лариове Шутове (до времени его пострижения в монашество я его буду называть этим мирским именем). До поступления на Кладбище он жил несколько времени в приказчиках у Гучкова Федора Алексеича. К Гучкову он поступил, будучи православным, и здесь был увлечен в раскол, перекрестился в Федосеевство. Гучков полюбил Андрея Ларионова за то, что он перешел из церкви в Федосеевское согласие. Да Андрей Ларионов и сам имел искусство рекомендовать себя людям с хорошей стороны. Он мне сам рассказывал уже в Австрии, желая похвалиться, как он обратил в Федосеевство одного молодого человека из православных, бывшего тогда незначительным купцом, а впоследствии сделавшегося большим богачом: он любопытствовал знать кладбищенские убеждения и ездил иногда к Андрею Ларионову ночевать. «Когда он приедет ко мне ночевать, – рассказывал Андрей Ларионов, – так я по вечеру нарочно и помолюсь побольше обычного, чтобы на душу молодого человека лучше подействовать, лучше расположить его к нам, чего и достиг, привел его в христианство» (то есть в Федосеевство).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 1860 году, независимо от общего распоряжения о том, чтобы детей всех вообще беспоповцев, а следовательно и федосеевцев, показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их женами раскольников не записывать, но вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежали по рождению, – Высочайше повелено было графу Закревскому: крестильный дом, находившийся на Преображенском кладбище, запечатать, уничтожив в нем крещальню, – не дозволять в зданиях кладбища не только новых построек, но даже никаких починок, и строго наблюдать, чтобы на будущее время не было допускаемо на кладбище доказательства раскола и мнимого незаконного монашества» 214 , которое, как известно, всего более выражалось в безбрачии преображенцев. В 1853 году последовали новые Высочайшие повеления относительно Преображенского кладбища. Согласно с этими повелениям, прием на Преображенское кладбище раскольников, достигших 60 лет, не воспрещался впредь до усмотрения, но с условием, чтобы попечитель кладбища о каждом принимаемом сносился предварительно с московским (или другим, смотря по месту прежнего жительства принимаемого) епархиальным начальством для удостоверения, не принадлежит ли он по своему рождению к православию, или единоверию: при чем приказано было привести «в точную известность» всех, лгавших в богадельне и на Преображенском кладбище, раскольников, с показанием против каждого: лет, пола, звания, места рождения, времени поступления в богаделенный дом, или на жительство в зданиях кладбища; лицам, которым поручено было составить эти списки, объявлено было, что «за пропуски и упущения они подвергнутся строжайшей ответственности»; списки эти велено было поверять и дополнять и каждые полгода представлять в двух экземплярах московскому военному генерал-губернатору – один для него, другой для сообщения министру внутренних дел; в тоже время командированным в распоряжение графа Закревского чиновником министерства внутренних дел сделано было описание и поверка по планам принадлежавших Преображенскому кладбищу зданий 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010