Хотя новоженство федосеевское было не больше, как открытое наложничество, тем не менее наставники Преображенского кладбища смотрели на него очень неблагосклонно. Новожен, избиравший себе для сожительства одну, любимую им, женщину и открыто признававший ее, по крайней мере «по гражданству», своею женою, а детей, прижитых с нею, оставлявший при себе, как своих, очевидно, уже de facto отделялся от федосеевской общины, так как отвергал девство, как обязательный для всех закон, и склонялся па сторону жизни семейной; а это было уже значительным шагом в пользу признания необходимости брака. И вот, видя, что новоженство более и более распространяется между последователями Преображенского кладбища, и опасаясь, чтобы оно не повело «малодушных» к дальнейшим уступкам в пользу жизни брачной, некоторые из «лютых» московских бракоборцев, желая внушить своим ученикам омерзение к браку, семье и детям, стали проповедывать, «Что к зачатью человека, ныне в жизни душу века, Бог Творец не посылает, сам диавол помещает, Сатана зиждет людей, множество числом семей». Прочитав эти вирши, разоблачающие изуверный взгляд федосеевцев на семью со всеми ее последствиями, мы думали сначала, что Андреян Сергеев, которому принадлежат означенные стихи, в жару споров с бракоборцами, увлекся, впал в преувеличение, а за тем для красного словца, или вернее, для рифмы, позволил себе клевету на своих противников, и никак не хотели допустить, чтобы федосеевские вожаки, как ни дико их учение о браке, могли так изуверно толковать о современном происхождении на свет Божий грешного человечества в лице ни в чем невиноватых детей. К сожалению, несомненные данные убедили нас, что Сергеев, изображая в своей «девственнице–федосеевке» воззрения на брак, нравы и обычаи бракоборцев московских, не сочинял, а писал с натуры, и что действительно некоторые из наставников Преображенского кладбища в 40 годах настоящего столетия стали учить, будто ныне – в царство антихриста – умножение рода человеческого зависит от сатаны, и что каждый, вновь рождающийся, младенец является на свет Божий с душой, данною ему диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Мемориальная акция, приуроченная к 70-летию начала разгрома фашистских войск и битве под Москвой, прошла в четверг на Преображенском кладбище Москвы. 4 ноября. ПРАВМИР. Мемориальная акция, приуроченная к 70-летию начала разгрома фашистских войск и битве под Москвой, прошла в четверг на Преображенском кладбище столицы, сообщает «Интерфакс» .. В мероприятии в канун Дня народного единства участвовали сотрудник синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Брылев, первый зампред Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, глава отдела Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами раввин Аарон Гуревич, представитель Буддийской традиционной сангхи России. Кроме того, в траурном митинге и церемонии возложения венков к могилам защитников Москвы, сложивших свои головы в боях 70 лет назад, приняли участие официальные представители префектуры Восточного административного округа, молодежных и ветеранских организаций. Воинский некрополь, расположенный на Преображенском кладбище, — один из крупнейших в столице. Там захоронены защитники Москвы, погибшие в боях или скончавшиеся от ран в 1941-1942 годах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/religioznye-deyateli-p...

Гораздо вреднее, по мнению м. Филарета, в рассматриваемом отношении секты беспоповщинские, особенно не молящиеся за царя. «В особенности раскольники беспоповщинского толка, говорит он, требуют заботливого внимания правительства потому, что признают правительство антихристовым и, следственно, повинуются ему только лицемерно, а внутренне враждебны ему» 52 . «Правило некоторых раскольников не молиться за царя, пишет Московский святитель в другом месте, есть следствие и выражение раскольнической теории, что нынешнее государственное правительство есть антихристово. Кто не хочет посему молиться за царя, тот не желает ему добра и не может твердо быть верен ему, хотя бы и обещал сие на словах. По сему раскол не молящихся за царя, в высшей степени, вреден для государства» 53 . «Секта не молящихся за царя, замечает он в третьем мнении, особенно вредна, потому что противна государственному началу. Сектатор, почитающий царя врагом Божиим, беспощадно осужденным на погибель, не может быть вполне верен царю» 54 . А из этих беспоповщинских сект, по своему вреду, особенно выделяется, по мнению м. Филарета, секта федосеевская, «центральным и правительственным местом» которой служит Преображенское в Москве кладбище. Как на фактическое доказательство этого и опять-таки в противовес заявлению одной записки, приложенной к всеподданнейшему прошению раскольников Преображенского кладбища, что «раскол сей ничего вредного в учении своем не заключает», м. Филарет указывает на некоторые рукописи, «открытые» на Преображенском кладбище и у одного раскольника Владимирской губернии, в которых учение федосеевцев изложено без всяких прикрас 55 . М. Филарет очень часто возвращался в своих мнениях к этим рукописям беспоповщинским, чтобы и правительству показать, как вредно учение раскольников Преображенского кладбища 56 . В одной из этих рукописей – в так называемых «Отеческих завещаниях», «которые в подлиннике подписаны старшими попечителями Преображенского богодельного дома Алексием Никифоровым и друг.», «встречается учение», что «с 1666 года установленная Богом царская власть упразднися» 57 … В другой рукописи – в «Объявлении о согласии монастырских или Мануиловых» – «почитается нечестием то, что царя именуют благочестивейшим и молятся за него, вот ее слова: «по вере убо благочестивой и царь благочестивый, по нечестивой же вере и царь нечестивый нарицается.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мало-по-малу сделались в зависимости от Преображенского кладбища феодосиевские общины, находившиеся: в Ярославле, Новгороде, Вышнем Волочке, Риге, Туле, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, на Дону, Кубани, в Стародубье и других местах. Все они получали себе наставников и певчих от Преображенского кладбища; там покупали себе служебные книги и иконы, и все присылали кладбищу ежегодные пожертвования. Ковылин умел войти в тесную связь и с феодосиевцами петербургскими, малочисленными, но весьма богатыми, и вместе с ними, для выгод своей секты, постановил, чтобы чрез каждые три года происходило в Москве общее совещание обеих общин, петербургской и московской, на котором присутствовали бы мудрые наставники и иногородних общин и собором разрешаемы были все недоумения и прения касательно веры. Ковылин скончался 19 августа 1809 г., оставив после себя все средства к дальнейшему существованию Преображенского кладбища. Кроме изложенных уже особенностей феодосиевой секты, последователи ея имеют и некоторые другие, например: а) для освящения пищи, купленной на торгу, которая считается у них оскверненною, они полагают по сто поклонов и нарочито делают отверстие в печах своих, чтобы удобнее во время поклонов сходила благодать Божия на приготовляемую яству, а пред обедом открывают для той же цели самые сосуды с пищею и питием; б) иконам чужим не молятся, а только тем, которыя приобретают у мастеров своего согласия, не молятся также иконам в киотах за стеклами: в) ходить в общенародные торговые бани считают за скверну и на ходящих полагают тяжкую епитимию. Некоторые из феодосиевцев, особенно московские, после долговременных споров с поморянами, согласились наконец с ними (ок. 1780 г.) не употреблять на кресте Христовом титлы: I. Н. Ц. I. Но другие, именно новгородские феодосиане, никак не согласились на это, назвали первых отступниками и крестоненавистниками, отделились от них и составили особое согласие в феодосиевщине: титловщину. 6. Третий главный толк безпоповщинской секты образовался чрез отделение от поморского и известен под названием филипповщины 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

На Преображенском кладбище В Москве, вообще, богатой всякой стариною, есть много разных уголков, заслуживающих серьезного и внимательного изучения. Одним из таких уголков является Рогожское кладбище на одном конце Москвы, с его особенным миром, обычаями и своеобразными людом; другим – Преображенское кладбище, на другом конце Москвы, рядом с единоверческою обителью, богатой драгоценнейшими памятниками нашей древней иконописи и заключающей в себе знаменитую Хлудовскую библиотеку старопечатных книг и рукописей. Еще подъезжая от Москвы к Преображенскому, уже начинаешь замечать какие-то особые, не встречающиеся в городе, типы и личности. Вы видите на улице много мужчин и женщин в черном, полуиноческом одеянии, с каким-то особым, сухим и строгим выражением лица, с лестовками (кожаными четками) в руках. Подъезжая к Преображенскому кладбищу, вы уже начинаете встречать и похоронные процессии, по обычаям и приемам не похожие на те процессы, какие встречаются в центре города. Покойников не везут, а несут какие-то дюжие ребята, на особых носилках. Тела положены не в гробы, а в открытые колоды, прикрытые богатыми покровами. Крышу колоды отдельно несут перед гробом на головах. Перед процессией шествует не духовенство, а простой «начетчик» со старою книгою в руке, а около него или позади идут, так-называемые «читалки» – женщины в черных рясках и с черными платками на голове. Они то читают по книжкам, то распевают uni-sono погребальные песни. Вступив в аллеи Преображенского кладбища, вы почти на каждом шагу натыкаетесь на сцены, подобные той, которую мы помещаем в нынешнем Нивы. Это родственники покойного идут служить панихиду на его могилу. По обычаю старообрядческому, женский персонал идет не в современных модных платьях, а прикрыв их черными рясами и платками. За родственниками следуют «читалки», распевающие на всем пути к могиле свои песни; между ними есть и молодые, и старые, и отмеченные каким-нибудь внешним убожеством... Впереди идет начетчик и на ходу помахивает своей кацеей (т. е. курильницей), заменяющей здесь церковное кадило. Да, многое в этих встречах и отдельных сценах Преображенского кладбища напоминает нам древнюю, допетровскую Русь, которая, по странной игре случая, пережила своего грозного Преобразователя именно здесь, в Преображенском. Где некогда стояли страшные застенки Преображенского Приказа, где, заседал приснопамятный князь-кесарь со своими дьяками и подьячими, и где вершился суд и расправа над стрельцами в последние годы XVII века. Читалки и уставщик Федосеевского толка, служащие панихиду на Преображенском кладбище в Москве. Ориг. рис. К. Лебедева, грав. Хелмицкий. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/na-preob...

Донесение митрополита Филарета о том, что раскольники преображенского кладбища не просто следуют старинным погрешительным мнениям о вере, но и вновь составляют зловредные правила и распространяют их с видом формальности (1844 г., 28 апреля). При кроткой и снисходительной терпимости, которую законы Его Императорского Величества оказывают заблуждающим от истины веры, раскольники, особенно начальствующие на московском преображенском кладбище, вместо того, чтобы с благодарностью пользоваться спокойствием, которое им предоставляется, действуют не только к нарушению спокойствия православной церкви, но и к нарушению законов, порядка гражданского и к разрушению нравственности. Сведения о сем открываются по случаям, частью при обращении некоторых от раскола к православию. Но большею частью не могут быть приведены в официальный вид потому, что и обращающееся к православию не отваживаются открыто поставить себя свидетелями против раскольников, опасаясь мщения, к которому раскольники, при обширных денежных средствах, находят много способов. До сведения моего дошел список с так называемых отеческих завещаний, которые в подлиннике подписаны старшими попечителями преображенского богадельного дома, Алексеем Никифоровым и друг. В начале сказано: из книги пандекты. Но это только подлог, чтобы доставить уважение завещаниям. Содержания же завещаний состоят в том, чтобы браков никаких не признавать, чтобы раскольников, находящихся в брачном союзе с лицами, непринадлежащими к расколу, разлучать от брачного союза, чтобы в браках христианских родства телесного не признавать. Что с 1666 года установленная Богом царская власть упразнися, что теперь христиане брачующиеся суть змиино гнездище сатанино и бесов его прескверное дворище, что теперь об умножении рода человеческого промышляет сатана, и к зачатию младенца душа дается от диавола. Нетрудно усмотреть, что сии правила ведут и к мятежу и к разврату, и к детоубийству. К подтверждению же истины дошедшего до меня сведения, случилось, что вскоре после сего при отношении г. московского гражданского губернатора 1 препровождены ко мне две рукописные книжки, писанные, как видно, на преображенском кладбище. Первая из сих книг, объявление о согласи монастырских или Мануиловых, сочинение не новое, почитает нечестьем то, что царя именуют благочестивейшим и молятся за него. Вот ее слова: по вере убо благочестивой и царь благочестивый, по нечестивой же вере и царь нечестивый нарицается. И далее: убо в сем монастыре те нечестивствуют, еже в молительной форме нечестивого благоверным и благочестивым и прочими титулами во благочестии пребывающим приличными нарицают. Другая книга: показание о едином общем христианском тесном пути отвергает браки и есть сочинение новое, написанное в 7340, то есть в 1832 году.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/doneseni...

Болезнь была так страшна, опасность смерти так близка, а вопли вожаков федосеевских так сильны, что многим не оставалось ничего более, как последовать им. И вот не только федосеевцы, так или иначе вступившие в брак, но и многие из православных, обольщенных наставниками Преображенского кладбища, расторгали свои семейные союзы, как грешные, или по крайней мере – неблаговременные, и бежали в приюты кладбища, ища в них спасения душевного и, если можно, телесного, и давая обеты ко всегдашнему безбрачию. Миновала гроза, успокоились оставшиеся в живых жители древней столицы, но не почили от трудов своих вожаки московского федосеевского общества. Когда некоторые из последователей Преображенского кладбища стали снова склонять слух свой к проповеди поморцев о необходимости брачной жизни, – они завопияли: «не обращайтесь вспять, ратоборствуйте против искушений, – иначе кара Божия снова постигнет не хранящих уставов, которые заповедали нам отцы наши». А когда правительство, снисходительно отнесшееся к бессвященнословным бракам поморцев в начале прошлого царствования, стало с течением времени преследовать эти браки, как «поселяющие разврат и беззаконную жизнь», – федосеевские наставники нашли в этом обстоятельстве новый предлог к требованию от своих учеников жизни безбрачной. «Правильного брака, стали говорить они, теперь быть де может, потому что нет ныне не только православного священника, но и учителя истинного и нелестного: а составлять брак общим изволением брачущихся и благословением родителей, по образу новопротестантских сект (т. е. поморцев), противно писанию, не твердо и зело опасно, понеже сугубое начальство препятствует сим самочинным женитвам бывати». Заключение понятно. А чтобы сильнее подействовать на массу, вожаки федосеевские, не ограничиваясь устными наставлениями стали писать и распространять между своими последователями сочинения, в которых развивали и доказывали те же мысли. Одно из сочинений с таким содержанием мы уже указали в предыдущей статье: это – «отсловие к новоженам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Заявления профессора стали известны публике, пошли толки о закрытии всех кладбищ по берегу Невы, особенно Большеохтенского, как ближайшего к невскому водо-проводу и более других переполненного трупами. Приглашенные кладбищенскою комиссией доктора профессора – специалисты (Бертенсон, Доброславин) и сам Иностранцев, 7-го октября 1879 г. вырыли один труп, погребенный в первые дни открытия Преображенского кладбища, и нашли доски гроба мало поврежденными, а в нем не оказалось ничего кроме костей да воды, не имеющей даже запаха. Брали грунтовую воду в разных местах кладбища и вне его, выше и ниже уклона к Неве, собирали и разлагали воду в Неве, выше и ниже кладбища, и ничего особенно вредного от кладбища для невской воды не констатировали. Однако профессор Доброславин назвал все кладбища «невинным источником заражения воды», а доктор Бертенсон, делая выводы из химического анализа вод реки Охты, заключил, что «загрязнению вод реки Охты способствуют вещества, просачивающиеся через землю Охтенского кладбища в реку Охту, посредством Чернавки, протекающей через Георгиевское кладбище», но из всех его рассуждений и цифр анализа, говорит доктор Колодезников, видно, что больший вред Бертенсон видит от заводов, фабрик и жилых помещений. Отчасти под влиянием этих ученых выводов, отчасти под свежим впечатлением от защиты диссертации доктора Гюбнера, охтенский доктор Колодезников, – ярый противник кладбищ, как он сам себя называет в изданной им брошюре, приписавший единственно Георгиевскому кладбищу появление, в 1874 г., на охте скарлатины, дифтерита и отыскавший даже «чахоточную» улицу на Охте, обратил особенное внимание на столичные кладбища. Проверяя труды прежних ученых, исследуя почву, воду и воздух на Большеохтенском Георгиевском кладбище, он сделал следующие выводы: 1) петербургские кладбища, в настоящем их состоянии, не вредны; 2) посредством кладбищ, болота и бесплодные пустыни окрестностей Петербурга превратились в парки–резервуары чистого воздуха; 3) трупы, положенные в глинистой, слабо проницаемой, почве окрестностей Петербурга, не могут заражать ручьев и речек, протекающих через кладбища, при законном захоронении трупов; 4) загрязнение их происходит от окружающих кладбища жилых помещений и неряшливых посетителей кладбища; 5) осушение кладбищ дренированием необходимо, но должно быть по указанию гигиенистов; 6) постоянные эпидемии в Петербурге происходят не от кладбищ, а от крайней тесноты жилых помещений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Среди старообрядцев – как приемлющих священство, так и беспоповцев – существуют две традиции исполнения столпового пения. В то время как старообрядцы Рогожинского кладбища, приемлющие священство (поповцы), поют свои песнопения в более живом темпе, старообрядцы-беспопповцы Преображенского кладбища поют те же песнопения и напевы с хомонией и в более медленном темпе. Кроме Преображенского кладбища, в Москве имелось еще несколько беспоповских скито-центров. Жизнь старообрядческих объединений протекала совершенно в стороне от жизни членов господствующей Церкви, и поэтому традиция богослужебного пения сохранилась у них и передавалась далее в более или менее чистом и неизменном со второй половины XVII в. виде через весь XVIII в. – но в замкнутом и довольно узком кругу. Но, как каждый живой организм, богослужебное пение у старообрядцев не было чем-то окаменевшим и застывшим, и в нем можно было отметить некоторые перемены, о которых мы скажем в следующих главах. Такое рассеяние различных старообрядческих объединений и их замкнутость по отношению к господствующей Церкви гарантировали сохранение богослужебно-певческой традиции XVII в. и понимание богослужебного пения как одного из видов самого богослужения. Пели для того, чтобы совершить богослужение, и без пения богослужения не могло быть, а пели не для того только, чтобы чисто внешними мерами украсить и разнообразить богослужение. Поэтому богослужебное пение у старообрядцев, следуя своему естественному пути, отличному от пути богослужебного пения господствующей Церкви, осталось как бы в стороне от секуляризационных тенденций, особенно сильно проявившихся в хоре, который по своей организации был изъят из ведения из ведения церковных властей, – у придворных певчих, всецело зависящих от воззрений и вкусов их владельца – царствующих государей или государынь. Говоря о пении старообрядцев-беспоповцев, мы должны обратить внимание на то, что традиция их пения не могла распространяться на специфические песнопения Божественной литургии («Херувимская», «Милость мира» и песнопения, начиная от «Един свят» до «Буди имя»), потому что у беспоповцев не было священников, которые одни могли совершать литургию. И поэтому в беспоповских общинах вместо литургии совершалось только обедница (изобразительны), и вообще богослужение (моление) происходило по чину мирян (т. е. с пропусканием ектиний и всего того, что полагается возглашать диакону и священнику),

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чиновник, посланный в Саратовскую губернию в 1843 году, в своем отчете отметил, что влияние женщин в расколе он наблюдал не один раз. По отчету, фанатизм женщин доходил до того, что они останавливали, при исправлении треб, попа, если поп делал ошибку в направлении кадила, вмешивались в чтение, если поп, по их мнению, пропускал что-либо при чтении. Раскольницы удерживали от принятия единоверия мужчин, которые поддавались своим женам, матерям и бабкам единственно потому, чтобы сохранить семейное спокойствие. Достигнув преклонных лет раскольницы, по праву уважения к старшим. получали частицы для причащения, разъезжали с ними по городам и селениям и снабжали ими зажиточных раскольников. Раскольницы-помещицы поддерживали раскол в среде своих крепостных 60 . В 1844 году была составлена для Министерства записка о московском федосеевском учреждении, известном под именем Преображенского кладбища, из сведений которой можно было вывести заключение, что и федосеевщина, по примеру других раскольнических толков, пользуется женщиной, как силою для целей пропаганды весьма пригодною. В записке говорилось о молодых федосеевских клирошанках, подвизающихся на кладбище и посылаемых в иногородние федосеевские общины и везде своим пением привлекающих в федосеевские моленные посетителей из раскольников и православных: указывались федосеевские общины, управлявшиеся женщинами, которые совершали для федосеевцев принятое у них богослужение, получая на то благословение непосредственно от настоятелей кладбища, а также вели пропаганду среди православных взрослых и малолетних, последних обучая грамоте и правилам раскольнического «благочестия»; собраны были сведения о федосеевских моленных в самой Москве, существовавших вне стен Преображенского кладбища, причем оказывалось, что из 41 молельни – 15 содержались в домах московских купчих и мещанок и, конечно, под их управлением 61 . Надо думать, что именно эта записка побудила Министерство установить над московскими федосеевцами особый негласный надзор.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010