Против столь ясного доказательства московские певцы сказали, что самогласны должно петь, как написано, а по нотам должно петь, как писано в нотных книгах. Сызранские законники говорили, что в книге патриарха Иосифа на потные книги не положено исключения, должно и по ноте петь, как написано в печатных книгах, – не изменять речей. Певцы сказали: петь по ноте прямо на речь: Богъ, Господь, Христосъ, это значишь петь по-еретически (то есть по-никониански): певчие книги при первых пяти патриархах писаны хомовым пением: Христосо, Бого; a патриарх Никон это пение изменил, приказал петь прямо на речь: Господь, Бог , Христос, о чем свидетельствуется в Соборном Свитке 1667 года, где повелевается гласовное пение пети нà речь: значить, говорили, оно при первых патриархах было не нà речь, но хомовое; и в Москве, на Кладбище Преображенском, поют пение хомовое, а не нà речь ; а вы хотите последовать Никону патриарху , – петь нà речь, а не первым пяти патриархам. Сызранские законники сказали: почему же поповцы, держась старых обычаев, пение поют наречное, а не хомовое? Певцы ответили: поповцы от никониан берут свое священство, и пение наречное от них же взяли. Сызранские законники, хотя и не привыкли слушать хомовое пение, однако должны были согласиться на убеждение певцов. Так в Сызрани у федосеевцев и утвердилось хомовое пение. Когда я приехал в Москву, почел для себя нужным на Преображенском Кладбище посмотреть патриаршие древние певчие книги хомового нения. Спустя несколько лет, в Пруссии, в монастыре безпоповцев, в котором я жил, некоторые из братии стали сомневаться в хомовом пении, и говорили мне: для чего в пении слова говорятся наопако, как маленькия дети глумясь говорят; пред Богом должно со страхом петь ; а иные речи вовсе и понять не можно, как напр. вместо к ним – конимо, вместо: мир на Израиля – миро на Израиля; а писано есть: пойте разумно. Другие, напротив, защищали пение хомовое, как патриаршее. Это меня убедило, когда я был в Москве, съездить в Сергиевскую лавру и в библиотеке лаврской посмотреть первых веков певчие книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

5. Наконец феодосиевцам удалось завести свое общежительство в Москве, известное ныне под именем Преображенского кладбища, которое и соделалось главным средоточием и рассадником феодосиевщины 485 . Основателем и первым начальником этого общежительства в продолжении 38 лет был московский купец Илья Алексеевич Ковылин, торговавший кирпичем и виноградными винами, – человек, при ничтожном своем образовании, в высшей степени хитрый и ловкий, который весьма искусно умел пользоваться всеми обстоятельствами для своей цели и сделал для феодосиевой секты столько же, сколько братья Денисовы для выгорецкой, и больше, нежели сам Феодосий Васильев. Начало московской феодосиевой общины или Преображенского кладбища восходит к 1771 году. То был страшный год для Москвы: чума и голод совокупно поражали жителей древней столицы, и бедные, так как привоз съестных припасов совершенно прекратился, толпами бежали в соседние города и села. Когда все казенные карантинные дома наполнились зараженными: тогда Ковылин, вместе с другим купцом московским и единомышленником своим Зеньковым, придумали, будто бы из усердия к отечеству и любви к ближнему, обратиться к правительству с просьбою, чтобы им дозволено было на свой счет устроить карантин на одной из московских дорог для осмотра всех выходящих из столицы и при карантине учредить кладбище для погребения умерших от чумы. Позволение было дано: и просители, наняв у крестьян села Черкизова, у самого пограничного московского земляного вала при реке Хапиловке, землю, чрез которую пролегала дорога, устроили заставу и шалаши, чтобы задерживать в них всех выходящих из столицы. Здесь было употребляемо все для совращения голодных, больных и умиравших в феодосиевский раскол. Ковылин, вспомоществуемый Зеньковым и всеми феодосиевцами, которых было тогда в Москве до 20 дворов, истощал все старание, чтобы прокормить одних, успокоить других, утешить третьих, – и слух об этом, разнесшийся по Москве, привлекал к нему новые толпы несчастных. Понимая, как драгоценны для подобных людей утешения веры, он в особом шалаше пред древними иконами отправлял безвозмездно молебствия, вечерни, всенощные, и в то же время не переставал внушать всем, что страшные бедствия Москвы от язвы и голода суть наказания Божии за никонианскую ересь, что надобно покаяться, надобно обратиться к православной вере, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Новости 23 июня, 2011 Как создавался Воинский мемориал на Преображенском кладбище Участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Восточного административного округа, рассказывает о том, как создавался самый большой в Москве Воинский мемориал - на Преображенском кладбище. 23 июня, 2011 В Америке в честь Папы Римского назван новый одеколон Калифорнийская фирма Excelsis создала новый одеколон специально к юбилею пресвитерской хиротонии Бенедикта XVI: 29 июня 1951 года Йозеф Ратцингер был рукоположен во священника во Фрайзингском соборе (Бавария). 23 июня, 2011 В Сербии между Церковью и государством заключено соглашение о сотрудничестве в деле лечения наркозависимости Патриарх Сербский Ириней и министр здравоохранения страны Зоран Станкович подписали меморандум о сотрудничестве между Сербской Церковью и министерством здравоохранения в лечении наркозависимых лиц. В ходе встречи министр отметил, что подписанный документ позволит большему количеству сотрудников его ведомства участвовать в реабилитации и скорейшему возвращению к нормальной жизни молодых граждан Сербии. 23 июня, 2011 Официальные лица Республики Молдова посетили Иерусалимского Патриарха Феофила Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Молдовы Юрий Лянкэ и посол Молдовы в Израиле Анатолий Вангели были приняты 20 июня Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Целью визита стало преодоления проблем, связанных с организацией паломничества граждан Молдовы на Святую Землю. 23 июня, 2011 Спасавших пострадавших в авиакатастрофе наградят медалями " За отвагу на пожаре " Медалями " За отвагу на пожаре " сегодня наградят 8 жителей Карелии, а также 3 пожарных, спасавших пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском, в результате которой погибли 45 человек. 23 июня, 2011 Тела погибших в авиакатастрофе под Петрозаводском доставят в Москву Тела всех погибших в авиакатастрофе под Петрозаводском, проживавших за пределами Карелии, в четверг вечером будут отправлены самолетом МЧС в Москву, сообщила пресс-секретарь министерства здравоохранения и социального развития Карелии Елена Коковурова.

http://pravmir.ru/category/news/page/540...

Около 50 годов найдена была на Преображенском кладбище тетрадь, содержавшая в себе, так сказать, исповедание веры последователей Ковылина. В этой тетради, имевшей заглавие: «отеческие завещания из книги пандекта, сочинения блаженного, почившего отца Сергия Семеновича», находились, между прочим, следующие пункты: «от лета по Рождестве Христове 1667 установленная Богом царская власть и начальствующая, за искажением образа Божия богомерзким брадобритием, упразднися и настало царствование антихриста (пун. 1 – й); брак отъяся и запретися (пун. 3); к зачатию младенца душа от диавола (пун. 9-й); христиане брачащиеся суть змеино гнездище, сатанино и бесов его прескверное дворище (пун. 10-й); в браках христианских (т. е. федосеевских сожитиях) родства телесного не признавать (пун. 11-й); о умножении рода человеческого промышляет сатана» (пун. 12 – й) 203 . Мы не знаем, кто был этот Сергей Семенович, оставивший Преображенскому кладбищу такое страшное наследство 204 , но то несомненно, что в 40-х годах преемники Ковылина в своем учении о браках руководились пунктами «отеческих завещаний», так как найденная тетрадь была подписана старшим попечителем Преображенского кладбища и тем как бы пригнана за руководительное начало для его последователей. К каким последствиям должно было привести московскую федосеевщину учение, основанное на указанных пунктах, понять не трудно. Если зачавшемуся во чреве молодой федосеевки ребенку посылает душу диавол, а не Бог , то что же препятствует стыдливой деветвеннице лишить его жизни, если не до рождения, так по крайней мере – по рождении? Вот и объяснение, почему, при обследовании Преображенского кладбища агентами правительства, в Хапиловском пруду выловлено было неводами огромное количество – не рыб больших, а утопленных федосеевских младенцев 205 . Если далее в браке, как бы он ни был заключен, нет, по мнению изуверов, телесного родства, то что мешает пожилому федосеевцу утолить похоть свою с красивой, молодой девицей, родившейся от женщины, бывшей когда-то его стряпухой (кухаркой) и вместе подругой («сударкой»)? Вот вам и готова так называемая «отсовщина», по правилам которой, трудящемуся подобает прежде вкусить от плода своего 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

«В руках старообрядцев оказались вскоре все главнейшие торговые пункты в Нижегородском крае и ниже по Волге. Начиная с Шуи, старообрядцы образовывали далее общины в Городце Балахнинского уезда, крупной для того времени хлебной пристани, в Горбатове, с прядильными мануфактурами, в Павлове, Лыскове, Макарьсве, Самаре. К концу XVIII в. регистрированных раскольников по берегам Оки и Волги только в пределах Нижегородского края насчитывалось до 46000. В пристанях и приречных слободах старообрядцы захватили в свои руки все судостроение и торговлю, совершенно оттеснив в сторону немногочисленное купечество, державшееся никонианства» 61 . Еще больше предпринимательская деятельность русских старообрядцев активизировалась после выхода Указа Екатерины II от 1762 г. «О материнских щедротах». В соответствии с этим Указом старообрядцам разрешалось возвращаться на их родные места, отправлять богослужение по старопечатным книгам, заниматься торгово-промышленной деятельностью. «Отражением использования таких льгот для старообрядцев явилась деятельность в Москве Преображенского кладбища (беспоповцы) и Рогожской заставы (поповцы), в которых накапливались солидные капиталы от хлебного извоза, торговой и промышленной деятельности, передачи имущества от бездетных старообрядцев общине» 62 . Эти капиталы зачастую использовались для предпринимательской деятельности членов общины в виде льготных или даже безвозвратных кредитов. Известны факты поддержки со стороны Преображенского кладбища предпринимательской деятельности купеческой семьи Гучковых (в 12 млн. рублей), московских фабрикантов Носова и Егорова. Рогожская община оказала значительную финансовую помощь выходцу из калужских крестьян Яковлеву, основателям ставшей впоследствии знаменитой династии фабрикантов и банкиров Рябушинских. Постоянные преследования старообрядцев со стороны светских и духовных властей только еще крепче спаивали старообрядчество, вырабатывая у его последователей такие качества, как настойчивость, колоссальная энергия, взаимная поддержка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

5. До избрания мест для православных кладбищ хоронить православных на местах, отведенных для лютеранских кладбищ. Сие предложение комитета в 14 день июля 1847 г. удостоилось высочайшаго утверждения, причем государю императору благоугодно было собственноручно начертать: «Отводить новыя кладбища там только и за деньги, где заводятся новые приходы; в прочих же местах хоронить на прежних кладбищах беспрепятственно, отводя только особые участки в оных для православных». Сообщив о сем генерал-губернатору, к надлежащему исполнению в гражданском отношении, министр внутренних дел в то же время предложил Евангелическо-лютеранской генеральной консистории сделать зависящее от нее в духовном отношении распоряжение относительно беспрепятственного погребения православных на прежних кладбищах и отвода для сего особых на них участков» . Также был внесен ряд уточнений относительно строительства 25 православных храмов в Прибалтийском крае. Деньги отпускались из бюджета Святейшего Синода в ведение Лифляндской строительной комиссии по установленной смете: на постройку здания церкви — 2159 руб., на дом для причта и училище — 3225 руб. Предусмотрено было и вознаграждение за предоставление земли под строительство в казенных имениях; если строительство предполагалось в городе, то условия уточнялись отдельно   Преображенский В. И., прот. Открытие Рижского викариатства. С. 48.   Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. С. 85.   Намек на графа Н. А. Протасова, обер-прокурора Святейшего Синода (примеч. И. С. Листовского).   Цит. по: Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. С. 85.   Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 199.   C. 520 наст. изд.   Справка по делу о присоединении к православию крестьян Прибалтийской губернии//Чтения в ОИДР. 1865. Кн. 3. С. 154.   Там же.   Там же.   РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Т. 2. Ед. хр. 188. Л. 230.   Текст вопросов и дополнений см. Чтения в ОИДР. 1865. Кн. 3. С. 158—162.   Там же. С. 163-164.   См.: Преображенский В. И., прот. Открытие Рижского викариатства. С. 69.

http://sedmitza.ru/lib/text/430262/

Московская федосеевская община стояла во главе прочих федосеевских обществ в России. В 1820 г. 920 000 человек, рассеянных по всему лицу России, были в ведении Преображенского кладбища 260 . Москва снабжает все федосеевские кружки в России книгами и учителями. Казак Степан Иванов везет на Дон в 1824 г. из Москвы целый воз книг. Из Москвы едут всюду федосеевские наставники и учители. Владимирская федосеевская община замедлила было послать депутацию к Ковылину, но после послала. Тюменская федосеевская община получает предписания от Преображенского кладбища и исполняет их. Раскол всегда имел свои правильные съезды, свою почту и полицию. Съезды, преимущественно русских последователей раскола с заграничными, бывали обыкновенно на харьковских ярмарках, в Новоселицах и Скулянах, близ австрийской границы. Почтовые сообщения производились правильно и существовали как в беспоповщине, так и в поповщине. В Киеве было почтовое агенство; черниговские леса также были почтовым этапом. Раскольничья полиция разыскивала, что нужно, усердно. Правительственный чиновник Арнольди удивлялся организации раскольничьей полиции в с. Урени, Костромской губернии, где раскольники, благодаря своим агентам, быстро узнавали о всех мерах, которые правительство предпринимало против них 261 . В сношениях с миром окружающим – преимущественно с полицией и православным приходским духовенством – главное средство, на которое постоянно опирался раскол, были деньги, а иногда и застращиванье. Деньги делали то, что с представителями раскола трудно было бороться. Приводят замечание митрополита московского Филарета, что «всего труднее бороться с откупщиками и расколоучителями» 262 . Те и другие опирались на значительные фонды. Подкуп вошел в систему. Не было административных тайн, о которых не надеялись бы проведать представители раскола посредством денег. Об одном государственном чиновнике приводят, что, не желая, чтобы проникли в тайну дела те, кому не следовало, он, избрав себе помощников, но не доверяя им, каждый раз по окончании занятий сам бережно зашивал дела в подушку и даже ходил в баню с бумагами под мышкой и в сопровождении своих помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Новожен, избиравший себе для сожительства одну любимую им женщину и открыто признававший ее, по крайней мере «по гражданству», своею женою, a детей, прижитых с нею, оставлявший при себе как своих, очевидно, уже de facto отделялся от федосеевской общины, так как отвергал девство как обязательный для всех закон, и склонялся на сторону жизни семейной; а это было уже значительным шагом в пользу признания необходимости брака. И вот, видя, что новоженство более и более распространяется между последователями Преображенского кладбища, и опасаясь, чтобы оно не повело «малодушных» к дальнейшим уступкам в пользу жизни брачной, некоторые из «лютых» Московских бракоборцев, желая внушить своим ученикам омерзение к браку, семье и детям стали проповедовать, «Что к зачатью человека, ныне в жизни душу века, Бог Творец не посылает, сам диавол помещает, Сатана зиждет людей, множество числом семей». Прочитав эти вирши, разоблачающие изуверный взгляд федосеевцев на семью со всеми ее последствиями, мы думали сначала, что Андреян Сергеев, которому принадлежат означенные стихи в жару споров с бракоборцами увлекся, впал в преувеличение и за тем, для красного словца, или вернее: для рифмы позволил себе клевету на своих противников, и никак не хотел допустить, чтобы федосеевские вожаки как ни дико их учение о браке, могли так изуверно толковать о современном происхождении на свет Божий грешного человечества в лице ни в чем невиноватых детей. К сожалению, несомненные данные убедили нас, что Сергеев, изображая в своей «девственнице – федосеевке» воззрения на брак, нравы и обычаи бракоборцев Московских, не сочинял, а писал с натуры, и что действительно некоторые из наставников Преображенского кладбища в 40 годах настоящего столетия стали учить, будто ныне – в царство антихриста – умножение рода человеческого зависит от сатаны и что каждый, вновь рождающийся младенец является на свет Божий с душой данною ему диаволом. Около 50 годов найдена была на Преображенском кладбище тетрадь, содержавшая в себе, так сказать, исповедание веры последователей Ковылина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

На Кубани, напр., федосеевцы открыто переходили на сторону поморцев, вступали, по их примеру, в браки и венчались за недосугом наставников, y баб и девок 600 . Точно также и многие из Владимирских федосеевцев, узнав, что Преображенское кладбище, во время своих споров из-за выбора попечителей, обратилось за помощью к «неверным судьям», перешли в поморское согласие, «во избежание, как они говорили, тяжкого согрешения быть заедино с человекоугодниками» 601 . Вообще мы, кажется, не погрешим против правды, если скажем, что в рассматриваемое нами время в большей части федосеевских общин наставниками были бракоборцы 602 и учение о безбрачии существовало в них, но – только в теории; на деле же иногородние последователи Преображенского кладбища очень часто изменяли своим обетам строгого девства, как было это и прежде, при жизни Ковылина, и как делали это теперь федосеевцы столичные. Притом нарушение целомудрия иногородними федосеевцами состояло не в том только, что некоторые из них заводили в тихомолку любовные интриги, а и в том, что многие вступали в брак и даже венчались в церквах православных 603 . Побуждением к заключению браков посредством церковного венчания для многих иногородних федосеевцев могли служить, кроме весьма естественного желания устроить свой семейный быт на правильных началах, строгие меры правительства против федосеевской секты, вызванные в 1820 году злоупотреблениями петербургских бракоборцев и распространенные на всех вообще последователей Преображенского кладбища 604 , а также – желание приобрести чрез вступление в брак право на выборы в общественные должности, которого с 1820 года лишены были все раскольники, «не приемлющие брака» 605 . Что же касается иногородних общин поморской беспоповщины, то в них, в рассматриваемое нами время, более и более распространялось, усвоялось и осуществлялось в жизни учение о необходимости брачной жизни. Когда Антип Андреев сделался наставником Покровской часовни, со всех концев России поморцы начали съезжаться в Москву – одни для беседы с Андреевым, другие за получением от него благословения на брак 606 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Основателем Преображенского кладбища и главою московской федосеевской общины был московский купец Илья Алексеевич Ковылин, приобретший влияние на беспоповщинский раскол, равносильное братьям Денисовым, – хотя он был человек совершенно необразованный. «Отличная его слава гремела по всей Москве, и раздавался звук ея в Петрополе, Риге, Астрахани, Нижнем и в прочих странах благочестия» 935 . Иногородные общины крестным целованием утверждали свою преданность Преображенскому кладбищу; послы их преклоняли колена и целовали руку «отличному покровителю» беспоповщины. «В церкви патриарх, в мире» он был «владыка мира»: имел в Петербурге сильных и высокопоставленных покровителей, был великий хлебосол для московских властей, небоявшийся иногда даже потешиться над ними, рассадив, напр., угостившуюся компанию по чужим каретам, градоправителя в карету обер–полицийместера, а сего в другую, и т. д. «Велика была из сего потеха, время то было христианское, никто не посетовал, благодаря Илью Алексеевича за угощение» 936 . Как строгий последователь и ревнитель безбрачного федосеевства, а также и по соображениям чисто практическим, с целию приобрести в свою общину наследственные капиталы и теснее сплотить между собою ее членов, – Ковылин явился самым беспощадным проповедником всеобщего безбрачия. Он не только не считал возможным, и терпимым новоженство, но и от старопоженившихся безусловно требовал развода. «Ваш брак – блудное сожитие пред Богом», – говорил он московским гражданами, которые во время язвы укрывались в его приютах, где и были совращены в федосеевский раскол, а по миновании язвы, захотели возвратиться к своим семействам. По сему «вы будете наказаны вечным огнем, если возвратитесь в мир и вступите в брачныя связи». Подобная же проповедь раздавалась и относительно имущества, которое в годину тяжелого бедствия охотно отдавалось в Ковылинский приют людьми в оном призренными, и которое с необыкновенным усердием и удивительным бесстрашием свозилось на Преображенское кладбище. «Бывало, – рассказывает летописец Преображенского кладбища, – старики вычистят дом так, что как будто в нем никто не жил, но себе ничего не возмут, а все отвезут в кладовыя на кладбище» 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010