Несколько слов о деятельности Патриарха и органов высшего церковного управления , а также об общецерковной статистике в межсоборный период .   С 2013 года я совершил 65 епархиальных визитов, посетив 47 епархий . Всего за 7 лет состоялось 168 моих поездок в 87 епархий. В период с прошлого Архиерейского Собора также состоялись следующие мои визиты в братские Поместные Православные Церкви: С 22 по 27 января 2016 года состоялся мой визит в Шамбези (Швейцарию) вновь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Также со времени прошлого Архиерейского Собора с 10 по 15 мая 2013 года я посетил Китайскую Народную Республику, о чем я уже упоминал в своем докладе на Архиерейском Совещании в прошлом году. Русскую Православную Церковь посетили 9 глав автокефальных Церквей, некоторые из них — дважды за этот период. Особым знамением церковного единства стало празднование 1025-летия Крещения Руси, сопровождавшееся соборными служениями в Москве, Киеве и Минске. На торжества прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке, а также представители всех других Поместных Церквей. В богослужениях приняли участие множество архиереев и клириков из всех стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. По долгу Патриаршего служения я встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата, других государств, принимал участие в разных общецерковных и международных форумах.   Священным Синодом, который собирался за отчетный период 15 раз, и Высшим Церковным Советом, проведшим 16 заседаний, а также синодальными учреждениями велась работа по реализации тех задач, которые сформулировал Освященный Архиерейский Собор 2013 года. Решения в этом направлении были также приняты участниками состоявшегося в 2015 году Архиерейского Совещания, которое, среди прочего, одобрило важный пастырский документ «Об участии верных в Евхаристии». Полный перечень из 69 документов, принятых в межсоборный период, приведен в приложении к моему докладу, причем этот перечень не включает в себя многочисленные богослужебные тексты: службы, акафисты, чинопоследования, тропари, кондаки и молитвы, которые Священный Синод утвердил за истекшие три года. Среди важных административных решений Священного Синода также назову слияние Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела в рамках оптимизации их деятельности в единый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

В настоящее время существуют следующие Автокефальные Православные Церкви: 1 . Константинопольская, включающая многочисленные греческие общины в Западной Европе, Австралии, Северной Америке и Латинской Америке, а также значительное число русских общин в Западной Европе; последняя группа организована в постоянный «экзархат» с престолом в Париже; есть еще один греческий экзарх для Западной и Центральной Европы в чине «вселенского патриарха», что напоминает о временах, когда Константинополь был «вселенским градом» – то есть столицей Римской империи, но не означает никакого всеобщего покровительства. Патриарх Константинопольский обладает почетной приоритетностью и является первым епископом Православной Церкви, но его служебное покровительство не простирается за пределы собственной области. 2 . Александрийская, также включающая православные общины в Южной Африке. 3 . Антиохийская, включающая митрополию Сирийской Церкви в Северной Америке. 4 . Иерусалимская. 5 . Московская. 6 . Грузинский Патриархат (СССР) с центром в Тбилиси, восстановивший свою независимость после Октябрьской революции. 7 . Патриархат Югославии. 8 . Патриархат Румынии. 9 . Экзархат Болгарии. 10 . Церковь Греции с архиепископом Афинским как действующим предстоятелем. 11 . Митрополия Кипра. 12 . Албания. 13 . Финляндия. 14 . Польша. 15 . Чехословакия (последняя получила автокефальное положение от Московского Патриархата в 1951 году). 16 . Синайский Монастырь, имеющий многовековое независимое положение; игуменом является действующий архиепископ. Нет ни административного центра, ни официального консультативного органа. Тем не менее, все Православные Церкви едины в общем вероисповедании и считают себя ветвями одного духовного организма – Православной Церкви. Первоначально Православная Церковь ограничивалась Восточной Европой и Азией, но за последние два века наблюдается нарастающее освоение Запада, включая Американский континент и Австралию. Это освоение во многом является следствием миграции из стран Православной Церкви, расцветающей на новых землях. Церковь шла за эмигрантами и поселенцами. На Американском континенте Православная Церковь возникла благодаря Духовной миссии к аборигенам Аляски и Алеутских островов, которые территориально входили в состав России до 1867 года. Первые миссионеры прибыли в конце 18 столетия, и в 1840 году была установлена миссионерская епархия с престолом в Ситке. В 1872 году престол был переведен в Сан-Франциско. В последние десятилетия 19 века приток православных эмигрантов, главным образом в восточных штатах, вызвал необходимость перенести престол в Нью-Йорк (в 1903 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Мы благодарим Вас за Ваши труды и радуемся тому, что сегодня можем с любовью встретить Вас и Ваших досточтимых спутников в Первопрестольном граде Москве. Пусть благословенным будет ваше пребывание на Святой Руси, пусть оно внесет свой освежающий вклад в развитие двухсторонних отношений между нашими странами и народами. Добро пожаловать, Ваше Святейшество, в Русскую Православную Церковь!» В свою очередь Католикос-Патриарх Илия II сердечно приветствовал Патриарха Кирилла от имени Священного Синода и всех верующих Грузинской Православной Церкви. Он также произнес слова благодарности за присуждение ему премии Международного фонда единства православных народов. Говоря о различных перипетиях, через которые прошел грузинский народ, Святейший и Блаженнейший Владыка отметил: «Братские отношения между нашими Церквами были единственным путем, связывающим наши государства и наши народы». Предстоятель Грузинской Церкви уверен, что нынешний его визит послужит взаимопониманию, укреплению братских связей между русским и грузинским народами и разрешению проблем в отношениях двух государств. Далее в Каминном зале Патриаршей резиденции состоялась братская беседа Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей, на которой присутствовали: от Русской Церквипредседатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; со стороны Грузинской Церкви — митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, клирик храма Георгия Победоносца в Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани). В ходе общения обсуждались вопросы двухсторонних отношений, а также темы, имеющие общеправославное значение. Затем в Тронном зале Патриаршей резиденции прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами официальной делегации Грузинской Православной Церкви. В числе участников встречи были митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

http://patriarchia.ru/db/text/2740075.ht...

Митрополит Владимир был епископом, глубоко преданным своей Церкви и своей пастве, в нелегкие времена он был стойким пастырем. Митрополит Владимир нес свое архипастырское служение со смирением и молитвой и вдохновлял многих более молодых монахов, священников и епископов. Мы лишились лидера крупного масштаба. Знаем, что его пастве будет очень его не хватать. Да упокоится душа митрополита Владимира со всеми святыми. Вечная ему память! С глубокими соболезнованиями и братской любовью во Христе +ФЕОФИЛ III, Патриарх Иерусалимский   В послании Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию говорится: Высокопреосвященнейшему митрополиту Онуфрию, возлюбленному о Господе брату и сослужителю Нашей Мерности, лобзание святое во Христе Иисусе. С великой печалью, однако печалью о Господе, мы узнали об отшествии к Богу убеленного сединами иерарха, приснопамятного Вашего предшественника, блаженнопочившего митрополита Владимира, нашего дорогого брата и сослужителя. Глубоко сочувствуя в Боге этой потере всей полноте богоспасаемой митрополии, которую почивший боголюбиво пастырски окормлял на протяжении многих лет, мы горячо молимся Христу, Бессмертному Царю нашему, имеющему власть над живыми и мертвыми, из священной Голгофы — места Его вольной жертвы, о упокоении души его в месте живых с праведными. Мы молимся также о том, чтобы Господь поддержал и дал утешение Вашему Высокопреосвященству лично, а также христолюбивому народу Вашей митрополии и всем вашим близким. За сим, отдавая Вам лобзание о Господе, остаюсь возлюбленным во Христе братом +ФЕОФИЛ III, Патриарх Иерусалимский   Грузинская Православная Церковь Предстоятель Грузинской Православной Церкви  выразил соболезнования Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Ваше Святейшество, От лица Грузинской Православной Церкви и от себя лично выражаем глубокое соболезнование Вам и всей полноте Русской Православной Церкви в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Личность митрополита Владимира была хорошо известной всему миру. Возносим наши молитвы ко Господу о упокоении его светлой души и умиротворении украинского народа.

http://patriarchia.ru/db/text/3683999.ht...

Но вернемся к статье. С самого начала отец Георгий заявляет, что на Пятом Всеправославном Совещании мы, грузинские представители, «всех замучили», чтобы добиться включения в текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» немалого количества наших положений. Чтобы яснее представить себе картину, необходимо вначале описать атмосферу, в которой проходила работа Специальной Межправославной Комиссии, созданной в 2014 году решением Предстоятелей Православных Церквей. К тому же этот вопрос затрагивает и автор статьи, когда говорит: «Это правда, что отличавшееся упрямством и узколобостью поведение грузинских братьев на Межправославных Совещаниях и Комиссиях вызывает раздражение и порождает безвыходные ситуации». 1. Известно, что данная Комиссия получила мандат на переработку текстов 1982 и 1986 гг. для того, чтобы предложить их на утверждение Пятому Всеправославному Совещанию. А именно, необходимо было пересмотреть тексты: «Православная Церковь и экуменическое движение», «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» и отредактировать, где это необходимо, тексты «Вопрос об общем календаре», «Препятствия к браку» и «Важность поста и его соблюдение сегодня». Несмотря на ясный характер мандата, на заседаниях Специальной Межправославной Комиссии в Шамбези (Женева) по той причине, что подлежащие пересмотру тексты были приняты органами выше Комиссии (т.е. Всеправославными Предсоборными Совещаниями разных лет), Высокопреосвященный Владыка Председатель не позволял представителям Церквей вносить «существенные изменения», с чем мы не можем согласиться, поскольку Специальная Комиссия имела таковые полномочия. Вышеуказанную позицию Председатель занимал по отношению ко всем текстам, и не менял ее, несмотря на серьезные протесты со стороны делегаций различных Церквей. Однако этот запрет по неизвестным причинам не распространялся на те изменения, которые он сам предлагал или с которыми соглашался. Так были объединены два известных текста, устранены параграфы, содержавшие оценку ведущихся с различными конфессиями диалогов, а также внесены и другие важные изменения.

http://bogoslov.ru/article/4886328

4. что Русская Церковь вынесла 3 июня 2016 года синодальное решение, предложив созвать конференцию, предшествующую дате Святого Собора в целях изучения нерешенных проблем и достижения консенсуса по поводу замечаний Церквей относительно соборных документов. Это решение также подчеркивает уважение принципа консенсуса при участии всех автокефальных Церквей в Соборе. Отцы Священного Синода Антиохийской Церкви также заметили: 1. что замечания и оговорки Антиохийской Церкви, связанные с внутренним регламентом Великого Собора, и решения, принятые на Собрании Предстоятелей автокефальных Православных Церквей между 21 и 28 января 2016, которые являются не подписанными Антиохийской Православной Церковью документами, до сих пор не были приняты во внимание, вопреки правилам, установленным Его Святейшеством Вселенским Патриархом Афинагором I, когда он начал подготовку к Великому Собору, которые фокусируются на необходимости единогласного согласия автокефальных Церквей по всем этим решениям; 2. что документ, имеющий отношение к таинству брака и препятствиям к нему, до сих пор числится в повестке Великого Собора, хотя он не был подписан Антиохийской и Грузинской Церквями; 3. что документ «Православная диаспора» был включен в повестку Великого Собора без оценки работы Епископских собраний, невзирая на неоднократные призывы Антиохийского Патриархата на специальном заседании оценить деятельность этих собраний и предложить приемлемые церковные решения до созыва Великого Собора. Эти собрания были созданы как «некое переходное положение, которое и подготовит почву для строго канонического решения проблемы на основе представленных ниже принципов и направлений» (пункт 1б проекта документа «Православная Диаспора», Шамбези, 6-12 июня 2009 года). Поэтому необходимо оценить работу этих собраний до созыва Великого Собора, чтобы Собору не пришлось решать проблемы диаспоры и Епископских собраний без предсоборной подготовки; 4. что вопрос «церковного календаря и унификации даты празднования Пасхи» был снят с повестки дня, несмотря на его важность для православной паствы Антиохии, ожидающей от вселенской Православной Церкви пастырской позиции в этом отношении;

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-patriarha...

XX век был трудной эпохой для всего мирового Православия. Многим нашим братьям довелось пережить кровавый ужас Малоазийской катастрофы. Православные Церкви в Восточной Европе подверглись другому испытанию гонениям со стороны воинствующего безбожия. В 2011 году в Москве эта тема оказалась в центре внимания участников встречи Предстоятелей и представителей Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей, а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По итогам обсуждения было подписано коммюнике, в котором сказано, что Церковь помнит о пережитых гонениях и дорожит обретенной свободой. Каждая из наших Церквей во времена тоталитаризма по-своему противостояла давлению со стороны государственного атеизма, боролась за сохранение Святого Православия. Братское общение между нами в те трудные годы позволило нам выстоять перед лицом гонителей, сохранить как саму отеческую веру, так и национальную самобытность наших культурных традиций. Тяготы, пережитые нашими Церквами, страдания исповедников и кровь мучеников веры являются ныне нашим общим приношением мировому Православию, общим вкладом наших народов в сокровищницу святости Вселенской Православной Церкви. В XX веке Русская Православная Церковь и окормляемые ею народы подверглись от воинствующих безбожников жесточайшим, невиданным прежде в истории гонениям. Под различными предлогами арестовывались сотни тысяч православных христиан: иерархов, клириков, монашествующих и мирян. Многие из них были расстреляны, нередко без суда и следствия. Первое убийство священнослужителя случилось в считаные дни после октябрьского переворота — в Царском Селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров. Он стал первым новомучеником, пострадавшим от рук большевиков. Вскоре гонения на верующих приобрели систематический и массовый характер. 19 марта 1922 года в секретном письме членам Политбюро Ленин писал: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» 1 .

http://pravoslavie.ru/107615.html

С 29 ноября по 2 декабря в Москве прошел Архиерейский Собор, приуроченный к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Тихона. 1 декабря перед участниками Архиерейского Собора выступил Президент России В.В. Путин. С 1 по 6 декабря в Москву для участия в приуроченных к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви торжествах прибыли официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном; Иерусалимской во главе с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом; Грузинской во главе с митрополитом Ахалцихским и Тао Кларжетским Феодором; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом; Болгарской во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; Кипрской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом; Албанской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием; Польской во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. 2 декабря Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей присутствовали на торжественном заключительном заседании Освященного Архиерейского Собора, обратившись к его участникам со словами приветствий. Было оглашено также приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. В воскресенье, 3 декабря, Главы и члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане совершили воскресные богослужения в храмах российской столицы. В канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в канун дня 100-летия интронизации святителя Тихона Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в храме исторического Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Здесь, в помещении большого зала Епархиального дома, получившего наименование Соборной палаты, осенью 1917 года было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества, здесь же проводились выборы кандидатов на Патриарший престол, которые завершились избранием митрополита Московского Тихона Патриархом Московским и всея России. За всенощным бдением Его Святейшеству сослужили постоянные и временные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, духовенство г. Москвы.

http://religare.ru/2_114701.html

В новом томе можно ознакомиться с публикациями, рассказывающими о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоанникий (Горский, 1810-1811 – 1877 гг.), архиепископ Херсонский и Одесский; Иоанникий (Ефремов, 1863-1914 гг.), епископ Белгородский, викарий Курской епархии; Иоанникий (Казанский, 1839-1919 гг.), архиепископ Архангельский и Холмогорский; Иоанникий (Никифорович-Полонский, 1742-1819 гг.), архиепископ Подольский и Брацлавский; Иоанникий (Образцов, 1792-1793 – 1880 гг.), епископ Кавказский и Черноморский; Иоанникий (Сперанский,1885-1969 гг.), епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Из ныне здравствующих иерархов Московского Патриархата в новом томе отмечен Иоанникий (Кобозев, род. 1938 г.), митрополит Луганский и Алчевский. В 25-м томе нашла отражение в отдельных публикациях жизнь и деятельность Патриархов Константинопольских: Иоанникия I (Патриарх в 1524-1525 гг.), Иоанникия II Линдиос (сер. XVII в.), Иоанникия III Караджа (Патриарх в 1761-1763 гг.), а также Иоанникия, Патриарха Александрийского (1657 г.). Здесь же присутствуют статьи, посвященные Архиепископам Сербским: Иоанникию I (1279 г.), св. Иоанникию II (1354 г.) и Иоанникию II, болгарскому Патриарху Тырновскому (ок. 1375 г.). Следует отметить и материал об Иоанникии, Архиепископе Кипрском (Предстоятель в 1840-1849 гг.). Особого внимания заслуживает размещенная в 25-м томе обширная статья, которая рассказывает о жизненном пути, церковной и просветительской деятельности выдающегося западнорусского духовного писателя, полемиста и проповедника Иоанникия (Галятовского), архимандрита Черниговского Елецкого монастыря и одного из ректоров Киево-Могилянской академии, внесшего большой вклад в развитие богословия и образования в Киевской митрополии в XVII в. Большой интерес представляют материалы, который знакомят читателя с деятельностью видных грузинских церковных деятелей Иоанна-Зосима, гимнографа Х в., и прп. Иоанна-Торникия, подвижника монашеской жизни, также совершавшего свое служение в Х в. Исключительно интересна статья, повествующая об Иоанне-Нектарии (Евграфе Ковалевском, 1905-1970), бывшем епископе Сен-Денийском (РПЦЗ), который явился основателем и первоиерархом Французской Православной Церкви галликанского обряда — православной церковной структуры, основанной на латинской богослужебной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010