Митрополит Цхум-Абхазский Даниил в своем выступлении отметил, что участие делегации Русской Православной Церкви " подняло нынешний праздник на высоту вселенского значения для Православной Церкви " . Митрополит Западноевропейский и Американский Авраам заявил, что участие в празднике делегации из Москвы – свидетельство духовной близости, которая всегда была присуща отношениям Русской и Грузинской Православных Церквей, народов Грузии и России. Вопросы развития братских отношений между Церквами обсуждалось 26 декабря в Патриархии на заключительной встрече делегации с Предстоятелем и архиереями Грузинской Православной Церкви. " Я хотел бы вновь повторить слова, сказанные мною при встрече со Святейшим Патриархом Алексием в Москве в ноябре 2000 года: пусть поистине братские и дружеские связи наших Церквей послужат добрым примером для государственных деятелей России и Грузии, – сказал, выступая на встрече, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II. – Православная вера воспитала народы обеих стран, спасала их во времена исторических бедствий. И теперь мы должны сохранить духовный облик наших народов, сформированный Православной верой. Это особенно важно ввиду сильного влияния западной культуры – порой уместнее было бы сказать " псевдокультуры " , – которому подвергаются наши народы и которое угрожает размыванием наших традиционных ценностей " . Во время пребывания в Тбилиси делегация также посетила Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Грузии В.И.Чхиквишвили, недавно прибывшего к месту новой службы. Состоялась беседа, в ходе которой Посол России выразил надежду на тесное взаимодействие с обеими Церквами в интересах развития добрососедских и дружественных отношений между Россией и Грузией. Грузинские средства массовой информации проявили большой интерес к визиту делегации Русской Православной Церкви. Владыка Питирим и протоиерей Николай Балашов выступили в прямом эфире грузинского радио. Митрополит Волоколамский и Юрьевский дал интервью для нескольких каналов грузинского телевидения и выступил на пресс-конференции, в которой также принял участие митрополит Цхум-Абхазский Даниил.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» вышла в прошлом году. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. О своем пути в Православную Церковь профессор Фельми рассказал в интервью сайту «Православие в Болгарии». 14 березня 2007 р. 13:15 Воцерковление и катехизация в наше время. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым) [Ihmepb " ю] На вопросы сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отвечает архимандрит Иоанн (Экономцев) — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова. 5 березня 2007 р. 11:21 Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: «Это были самые светлые годы моей жизни» [Ihmepb " ю] 3 марта, в рамках визита в Россию, приуроченного к презентации XIII тома «Православной энциклопедии», Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II посетил Московскую духовную академию, которую он окончил в 1960 году. Предстоятель Грузинской Церкви ответил на вопросы главного редактора журнала «Встреча» Петра Королева. 14 лютого 2007 р. 17:04 Епископ Бронницкий Амвросий: Пора закончить надуманные споры вокруг изучения «Основ православной культуры» [Ihmepb " ю] Во время XV Рождественских образовательных чтений вопрос изучения «Основ православной культуры» в средней школе обсуждался неоднократно. Свою позицию по этой теме в интервью «Интерфаксу» изложил викарий Московской епархии, ответственный за работу с молодежью, епископ Бронницкий Амвросий. 31 2007 р. 18:32 Прот. Николай Озолин: «Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви» [Ihmepb " ю] Протоиерей Николай Озолин, профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в интервью пресс-службе ПСТГУ рассказал о сущности богословского образования для мирян. 29 грудня 2006 р. 21:27 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Чиновники образовательных учреждений должны понять, что религия является важной составляющей культуры каждого народа» [Ihmepb " ю] Преподавание «Основ православной культуры» остается одной из самых обсуждаемых в обществе тем.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Сейчас это полностью самостоятельная и самобытная Церковь, с собственным уставом и богослужебными традициями, с внутренним укладом жизни и своим, особым взглядом на проповедь и место Церкви в мире. – У Московского Патриархата не было желания получить влияние на «самую богатую православную общину Америки», как об этом говорит Патриарх Варфоломей? – Я не вижу ничего дурного или унизительного в том, что греческая диаспора в США финансово поддерживает Константинопольскую Патриархию. Патриархия находится в стесненных обстоятельствах, и, во всяком случае, эта помощь свидетельствует о благочестии и патриотизме греческой диаспоры в США. Но было бы грубой ошибкой проецировать сегодняшние финансовые отношения Фанара и греческой диаспоры в США на историю миссии Русской Церкви в Северной Америке. Думаю, преподобный Герман Аляскинский, проповедуя в XVIII веке племенам алеутов в Кадьяке, всего менее думал о барышах. Кроме того, каким бы образом предоставление автокефалии могло обеспечить какие-либо выгоды Русской Церкви, даже гипотетически? – А уместно ли сравнение процесса признания Православной церкви Украины (ПЦУ), которая создана на базе украинских раскольнических структур и которой автокефалию дал Константинополь, с признанием автокефалии Православной Церкви Америки (ПЦА)? Ведь в интервью Патриарха Варфоломея ПЦА названа «псевдо-автокефальной церковью», которая «до сих пор никем не признана»? – Примечательно, что сказаны эти слова были грузинским СМИ. Между тем, Грузинская Православная Церковь признала автокефалию Православной Церкви Америки одной из первых. Автокефальный статус Православной Церкви Америки признает значительная часть Поместных Православных Церквей. И разумеется, ни у кого даже в Константинополе нет сомнений в каноническом достоинстве предстоятеля и епископата Православной Церкви Америки. Патриарх Варфоломей и главы других Поместных Церквей встречаются и служат с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном. А много ли Предстоятелей, помимо Патриарха Варфоломея, до сих пор сослужили с Епифанием Думенко (главой ПЦУ – ред.)? Даже те православные иерархи, кто под давлением согласился признать украинских раскольников, избегают сослужения с ними.

http://mospat.ru/ru/news/87278/

1969, март 1973), Болгарскую Православную Церковь (в мае 1969 участвовал в праздновании 1100-й годовщины кончины равноап. Кирилла ; июль 1973; июнь 1975; в мае-июне 1983 участвовал в церковных торжествах по случаю 30-летия восстановления Патриаршества) и Грузинскую Православную Церковь (июль 1981, авг.-сент. 1983, июнь 1985, май-июнь 1986); был с офиц. визитами в Элладской Православной Церкви (1969, 1971), Сербской Православной Церкви (1969), Румынской Православной Церкви (1971), Кипрской Православной Церкви (1970). В июле 1973 г. Н. председательствовал на 1-м Великом и Верховном Соборе в Никосии, к-рый созвал архиеп. Кипрский Макарий III в связи с кризисной ситуацией, вызванной антиканоничным решением 3 митрополитов - Пафосского Геннадия, Китийского Анфима и Киринийского Киприана - о низложении архиеп. Макария; в работе Собора также участвовал Антиохийский патриарх Илия IV . В апр. 1982 г. Н. председательствовал на 2-м Великом и Верховном Соборе в Никосии, рассматривавшем вопрос о восстановлении в сане митрополита Геннадия Пафосского и о посмертном снятии отлучения с митр. Анфима Китийского; участниками Собора также были патриархи Антиохийский Игнатий IV и Иерусалимский Диодор . Н. поддерживал контакты и с нехалкидонскими Церквами. В мае 1971 г. он присутствовал на интронизации Феофила, патриарха Эфиопской Церкви , в Аддис-Абебе, в нояб. принимал его в своей резиденции в Каире, а в дек. посетил Шенуду III , новоизбранного предстоятеля Коптской Церкви. В нояб. 1974 г. Н. по приглашению католикоса Вазгена I был с визитом в Армянской Апостольской Церкви . 8-25 июля 1969 г. Н. совершил свой 1-й визит в пределы РПЦ, посетив Москву, Ленинград (ныне С.-Петербург), Загорск (ныне Сергиев Посад), Одессу (в 1956-1999 здесь находилось Троицкое подворье АПЦ) и Киев, где возглавил торжественное богослужение по случаю 1000-летия со дня кончины равноап. кнг. Ольги . В мае-июне 1971 г. был почетным гостем Поместного Собора РПЦ, участвовал в интронизации патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) , которого в следующем году принимал с офиц.

http://pravenc.ru/text/2566050.html

Принцип единогласия был подтвержден, когда подготовка к Собору снова продолжилась в 2009 году. На Четвертом предварительном совещании в Шамбези в 2009 году делегация Антиохийского Патриархата подчеркнула необходимость сохранения единогласия при принятии решений. Это предложение получило одобрение со стороны всех Поместных Церквей. В том числе благодаря этому предложению удалось принять решение по вопросу о православной диаспоре и епископских конференциях. Синод вновь акцентировал внимание на том, что предложение Антиохийского Патриархата, в котором содержался призыв достичь единодушия путем обеспечения консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по всем вопросам, с самого начала было разработано для обеспечения православного единства во время подготовительного периода в соответствии с устойчивой и твердой православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что от этого принципа откажутся те, кто первоначально установил его и отстаивал с самого начала в качестве гарантии православного единства. При этом также следует отметить, что решение Совещания Предстоятелей 2014 г. в Стамбуле не было подписано Патриархом Антиохийским. В этой связи в Синоде Антиохийской Церкви задаются вопросом: как согласуются с принципом единодушия в принятии решений постановления Ассамблеи в Стамбуле (2014 г.) и Ассамблеи в Шамбези (2016 г.) в свете отказа Антиохийского Патриархата их подписать? И как было достигнуто единогласие на Крите при отсутствии четырех автокефальных Православных Церквей? Антиохийский Патриархат утверждает, что его очень четкая позиция на всех подготовительных этапах Собора в течение последних двух лет была попросту проигнорирована, в то время как опубликованные в средствах массовой информации материалы преподносили позицию Антиохийской Православной Церкви как молчаливое согласие с принимаемыми решениями. Синод Антиохийской Церкви задается вопросом относительно позиции некоторых Церквей, которые в последнее время пытаются обойти правило консенсуса или попытаться искаженно интерпретировать его вопреки Положению о предварительных встречах православных делегаций, которые были утверждены и подписаны всеми Поместными Церквями в 1986 году. Но в настоящее время, как видно из факта проведения Критского Собора, созыв встречи в запланированное время является более важным, чем проявление подлинной соборности Православной Церкви и ее единства, считают в Антиохийском Патриархате. В этой связи Антиохийская Церковь хочет поблагодарить все Церкви, которые поддерживают правильный подход к проблеме всеправославного единства, особенно Церкви Русскую, Болгарскую, Грузинскую и Сербскую.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/04/ne...

2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за посещение Киева. 3. Вознеся молитвы ко Господу об укреплении сил митрополита Киевского и всея Украины Владимира на многая лета и даровании ему помощи в архипастырских трудах, выразить ему благодарность за несомое им с достоинством и честью высокое служение.   ЖУРНАЛ 113 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 10 октября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, митрополита Боржомского и Бакурианского Серафима (Грузинская Православная Церковь), митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, архиепископа Уральского и Гурьевского Антония, архиепископа Можайского Григория, архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, председателя Учебного комитета при Священном Синоде русской православной Церкви, ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения, управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана, епископа Илиана (Вострякова), епископа Видновского Тихона, епископа Серпуховского Романа, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, духовенства Московской епархии совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. По окончании Литургии, на которой присутствовали Посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников, глава Орехово-Зуевского муниципального района А.П. Филиппов, глава города Орехово-Зуево О.В. Апарин, Его Святейшество посетил строящийся храм святых Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских, возложил венки к памятнику павшим в Великой Отечественной войне, а также провел встречу с общественностью Московской области во Дворце спорта «Восток» города Орехово-Зуево.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1368310...

На момент раскола 1054 г. между Римом и Константинополем в состав восточной Православной Церкви входили церкви Ближнего Востока, Балкан и России, центр же ее находился в Константинополе, который именовался также «новым Римом» и осознавался столицей христианской цивилизации. Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Православной Церкви, но вплоть до сегодняшнего дня большая часть ее членов проживает на тех же самых территориях. Однако вследствие миссионерской активности в Азии и эмиграции на Запад значение Православия в общемировом контексте возросло. Общая численность Православной Церкви на сегодняшний день составляет, по разным оценкам, от ста до ста пятидесяти миллионов человек 30 . Норма церковного устройства Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (возглавляемых их собственными епископами-предстоятелями), руководимое Вселенским Константинопольским патриархом, имеющим первенство по титулу, или по чести. Число этих автокефальных церквей менялось в течение истории. Сейчас их 15: Константинопольская церковь (Стамбул, Турция), Александрийская церковь (Египет), Антиохийская церковь (с центром в Дамаске, Сирия), Иерусалимская церковь, Русская церковь, Грузинская церковь, Сербская церковь, Румынская церковь, Болгарская церковь, Кипрская церковь, Греческая (Элладская) церковь, Албанская церковь, Польская церковь, Чехословацкая церковь и Американская церковь. Кроме того, существуют «автономные» церкви (сохраняющие формальную каноническую зависимость от материнской церкви) на Крите, в Финляндии и в Японии. Среди автокефальных церквей первые пять возглавляются «патриархами», остальные архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго отражают только первенство по чести. Порядок старшинства, в котором эти автокефальные церкви перечисляются, никак не отражает их реальное влияние или численность. Например, от древних патриархатов Константинополя, Александрии и Антиохии сейчас осталась лишь тень их былой славы. Однако существует консенсус, согласно которому первенство патриарха Константинополя, признанное древними канонами ввиду того, что Константинополь являлся столицей древней империи, должно сохраняться как символ и инструмент церковного единства и взаимодействия. Именно поэтому недавние всеправославные совещания собирались Вселенским Константинопольским патриархом. Некоторые из этих автокефальных церквей – фактически национальные церкви, наибольшая из которых – Русская, однако нормой церковного устройства является не национальный критерий, но территориальный признак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Тем временем патриарх Варфоломей, еще до подписания томоса, обратился к Предстоятелям поместных Православных Церквей с призывом поддержать предоставление автокефалии новосозданной «церкви Украины». В послании сообщалось, что 6 января «мы намерены даровать томос об автокефалии и проводить совместную службу с предстоятелем автокефальной православной церкви (Украины)», а иерархи поместных Православных церквей должны изучить детали письма, чтобы, в свою очередь, приступить к признанию новой «церкви». А еще патриарх Варфоломей подчеркнул, что если главы Церквей будут игнорировать братьев на Украине, «у нас не будет никакого оправдания ... в Судный день». То малозначительное обстоятельство, что само «Божественное Всесвятейшество» совершенно бестрепетно игнорирует братьев на Украине – митрополита Онуфрия, архипастырей, пастырей и всех верных чад Украинской Православной Церкви – в послании патриарха Варфоломея оставлено без упоминания. Видимо, он почему-то уверен, что оправдания в Судный день у него найдутся. Святейший Патриарх Кирилл ответил Варфоломею, что теперь, когда планы Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине в значительной степени реализованы, «возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви ... Если Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то … причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас». Это что касается оправданий в Судный день. Остальные Предстоятели поместных Церквей, впрочем, так до сих пор и не изъявили никакого желания поддерживать Варфоломея в его усилиях легализовать новый раскол. Патриарх Антиохийский Иоанн X призвал патриарха Варфоломея «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей, ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира». Кипрский первоиерарх заявил, что ни поминать легализованного Варфоломеем раскольника, ни принимать его у себя и сослужить с ним не будет. Иерусалимский Патриарх на попытку Порошенко продолжить томос-тур уже в Святой земле сообщил, что не сможет с ним встретиться по приключившемуся нездоровью – потому, что украинский лидер рассчитывал взять с собой и раскольничьих иерархов, чтоб они сослужили с православным Патриархом. На следующий день Патриарх Филофей принял представителей канонической Украинской Церкви и передал свое благословение всем ее чадам. Сербская и Польская Церкви ясно выразили свое отрицательное отношение к действиям Варфоломея. В Грузинской Патриархии выражают тревогу в связи с попытками политиков и общественных деятелей давить на Грузинскую Церковь, чтобы она поддержала Стамбул. Никто из представителей Православных Церквей не собирается присутствовать на интронизации «предстоятеля» нового раскола. Шалость, короче говоря, не удалась.

http://radonezh.ru/2019/01/28/o-tomose-i...

1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своем неучастии в нем в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая свое решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое не удалось преодолеть в предсоборный период; не удается и доныне. При этом Антиохийская Церковь с самого начала заявляла, что сможет участвовать во Всеправославном Соборе лишь в том случае, если будет своевременно разрешен ее конфликт с Иерусалимской Церковью, вызванный спором вокруг церковной юрисдикции над Катаром. В этих непростых условиях дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей «составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора». Синодом также были утверждены поправки Русской Церкви к вызвавшим более всего критических замечаний двум проектам соборных документов, «сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян». Однако предложение Русской Церкви о созыве экстренного Всеправославного совещания не было принято.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5073...

Работа собора началась с прочитанной патриаршим местоблюстителем митрополитом Кириллом молитвы об упокоении почившего предстоятеля Русской церкви Алексия II. Открытая часть заседания архиереев (по завершении которой журналистов удалили из зала) включала в себя речь владыки Кирилла, также посвященную покойному патриарху и его трудам на благо РПЦ. В частности, местоблюститель заметил, что ухудшение здоровья предстоятеля церкви во многом было вызвано каноническими раздорами на Украине. «Необходимо было разъяснить предстоятелям поместных православных церквей сложившуюся непростую ситуацию, предотвратить их искусственное втягивание в поддержку усилий по разделению церкви, -- вспоминал владыка Кирилл о последнем визите Алексия II на Украину, где тот встречался с Констатинопольским патриархом Варфоломеем.—Соответствующие шаги были предприняты, и планы раскольников сорвались. Однако переживания тех дней тяжело отразились на здоровье Святейшего Патриарха. Врачи не рекомендовали Его святейшеству предпринимать поездку на Украину, но, посовещавшись с членами Священного синода, Святейший все же принял твердое решение посетить Киев». Большой удачей церковной политики патриарха, по словам митрополита Кирилла, следует считать встречу с делегацией Грузинской православной церкви 6 ноября 2008 года, «на которой обсуждались совместные усилия, направленные на восстановление дружеских отношений между Грузией и Россией и на разрешение проблем пастырского окормления православных верующих на территории Абхазии и Южной Осетии». «И, конечно, исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что одно из последних богослужений Святейший патриарх Алексий совершил 30 ноября 2008 года в кафедральном храме Русской православной церкви за границей в Мюнхене, -- напомнил владыка Кирилл.—Это была первая божественная литургия в храме Русской зарубежной церкви, возглавленная предстоятелем Русской православной церкви». В заключение Местоблюститель Патриаршего престола пожелал архиереям и делегатам грядущего Поместного собора, чтобы Господь «даровал дух единомыслия и любви», который помог бы избрать достойного преемника патриарха Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010