10 Исключение составляют Светлая седмица (когда повечерие заменяется чином пасхальных часов), а также следующие дни: предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения Господня (в эти дни вместо канона Божией Матери поются трипеснцы или каноны предпразднства); первые четыре дня первой седмицы Великого поста (в эти дни на повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского ); прочие седмичные дни Великого поста (когда вместо канона Божией Матери поются каноны тех святых, чьи памяти пришлись на Страстную и Светлую седмицы); вечер первой недели Великого поста (на повечерии – канон свв. пророкам, перенесенный с утрени этого дня); Страстная седмица, начиная с Лазаревой субботы (на повечериях поются особые трипеснцы и каноны Страстной седмицы). В период пения Цветной Триоди, согласно Уставу, каноны Божией Матери на повечериях должны соединяться с трипеснцами Триоди – в тех песнях, где есть трипеснец, соответствующие песни канона Божией Матери опускаются. Наконец, в случае невозможности соединения нескольких служб за вечерней и утреней на повечерие могут переноситься службы тех святых, чье последование не поется за вечерней и утреней 12 В афонских монастырях, где ежедневное пение канонов Богородичника (как правило, Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца – см. статью в конце настоящего издания) является нормой, эти каноны поются или на повечерии, или же в иные моменты службы – на вечерне после Ныне отпущаеши и перед Трисвятым или на Божественной литургии во время причащения священнослужителей (песни 1–6) и по заамвонной молитве (оставшиеся песни 7–9); см.: Святогорский Устав церковного последования. Сергиев Посад, 2002. С. 25–27. 13 Названия малый и великий в данном случае достаточно условны. В русских дониконовских богослужебных книгах приводится только малый молебный канон. 14 Заметим, что в чине общего молебна по современным изданиям Требника, в сравнении с указаниями Часослова и Октоиха, содержатся неточности. 16 См.: Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю., Статис Г., Коляда Е. И., Этингоф О. Е., Козлов Максим, свящ., Стрижев А. Н. Акафист//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 371–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

31 Декабря. О воскресении Господа. „Господу нашему Иисусу Христу исполнившу”. 28 Марта. На неделю святых праотец. „Господь наш и владыка”. 19 Декабря. По Рождестве Христове. „Давид пророк и царь” 31 Декабря. Пред Благовещением святых отец. „Да есте ведуще” 24 Марта. Пред Преображением Господним. „Да есте ведуще, братие”. 5 Августа. Пред Успением св. Богородицы. „Да есте ведуще, братие”. 14 Августа. На предпразднство Рождества Христова. „Да есте ведуще, братие”. 5 Декабря. Перед Крещением Господним. „Да есте ведуще, братие”. 5 Января. На предпразднство Сретения Господня. „Да есте ведуще, возлюблении”. Февраля. От апостольских деяний об умерших. „Да творятся третины”. 9 Ноября. О чудеси Климента Римского . „Дивен Бог во святых”. 25 Ноября. О диаконах. „Диакону убо подобает все творити”. 28 Мая. На Сретение Господне. „Днесь, братие, законодавец”. 2 Февраля. На Воздвижение креста. „Днесь, братие, веселимся”. 14 Сентября. На Успение Богородицы. „Днесь, братие, мати Бога нашего преставльшися”. 15 Августа. О молитве. „Добро есть, братие, всегда”. 19 Августа. О попе. „Должен есть поп”. 24 Мая. В неделю св. праотец. „Древле убо они и прежде закона”. 16 Декабря. О монасех, не хотящих быти с монахи и подлежати труду монастырскому. „Друзии бо в затворе”. 10 Декабря. На Рождество Христово. „Девическое торжество днесь братие”. 25 Декабря. На зачатие св. Анны. „Егда приближися время пророческих проповеданий”. 9 Декабря. О молитве. „Егда убо речет ти сердце”. 5 Апреля. На Крещение Господне об искушении диаволи. „Елма народ идяше ко Иордановым струям”. 6 Января. От апостольских устав: како подобает жити христианину. „Законодавцу Моисею рекшу”. 24 Февраля. В неделю пред Крещением, евангелие от Марка. „Зачало евангелиа Иисуса Христа”. 5 Января. Об игумене, изгонящем демоны. „Игумен некий”. 20 Октября. О святых иконах. „Имже убо неции”. 11 Октября. О звании Божии в царство небесное. „Инде же прилагая”. 19 Мая. На Рождество Христово. Евангелие от Матфея. „Иисусу рождшуся”. 25 Декабря. На Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

369 В нашей приходской практике полиелейное богослужение по времени не намного короче бденного, однако по Уставу всенощное бдение, оправдывая свое название, действительно длится всю ночь и является гораздо более продолжительным, чем полиелейная служба. Потому Типикон предусматривает случаи, когда «ради великия нужды» на бденные и даже великие праздники не совершается бдение, а служатся отдельно великая вечерня, малое повечерие, полунощница и полиелейная утреня. 372 Если в Минее два канона святому, то читаются «Блаженны» из 3-й песни 1-го канона на 4 и 6-й песни 2-го канона на 4 (см., например, 8 ноября). 373 О том, что на полиелейные праздники в седмичные дни (кроме субботы) предваряют дневные прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен, говорится в 7-й уставной главе Общей Минеи. В Типиконе на этот счет можно встретить единственное указание, которое относится к частному случаю,– Маркова глава на 24 февраля («Аще ли случится Обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник или вторник сырныя недели»). Актуальность вопроса связана с тем, что в конце 1990-х годов в некоторых церковных календарях излагался обратный порядок чтения Апостола и Евангелия на полиелейные праздники: сначала святого, затем – рядовые. Однако впоследствии эта ошибка была устранена. 374 Стихиры праздника в период попразднства следует брать из чинопоследования службы данного дня, а не из службы, совершаемой в самый день праздника. Если в Минее под одним числом имеется несколько различных служб, то стихиры праздника чаще всего находятся в службе малого святого, память которого совершается в данный день. Только в том случае, если стихиры праздника отсутствуют в службе данного дня (как, например, в попразднство Богоявления), стихиры праздника следует петь из службы самого праздника. 375 Кроме предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда на «И ныне» в субботу поется стихира предпразднства (см. 20 декабря). 376 На Рождество Христово, Пасху, Антипасху, Пятидесятницу вечером поется великий прокимен «Кто Бог велий…», а на Воздвижение Креста Господня, Богоявление, Вознесение Господне и Преображение – «Бог наш на небеси и на земли…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

417 Однако если первый святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следуют кондак и икос праздника. 418 Всегда отменяется Октоих четыре недели в году: Неделя ваий, Пасха, Антипасха, Пятидесятница. Также он не употребляется, если один из четырех неподвижных праздников случится в воскресенье: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне. Хотя Октоих как книга не используется и в недели периода пения Цветной Триоди, но его песнопения не отменяются, а включаются в последования самой Триоди. 419 Догматик гласа не поется в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю, когда вместо него исполняется стихира праздника (см., например, 8 сентября, «аще в неделю»). Также исключением является Неделя святых отец, если она случится в период предпразднства Рождества Христова (с 20 по 24 декабря); в этом случае вместо догматика на «И ныне» поется стихира предпразднства (см. Марковы главы 20 и 24 декабря). 420 На воскресной великой вечерне не поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…» только в Богородичные праздники (поется трижды тропарь праздника) и в случае бденного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника (см. Неделю 7-ю по Пасхе). 421 В неделю на утрене воскресное Евангелие (вместе с ним прокимен и стихира по 50-м псалме) не читается только в случае двунадесятого Богородичного или храмового праздника; в этих случаях полагаются прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме праздника. 422 В Недели святых праотец, святых отец и в Неделю по Рождестве Христовом, а также в период пения Постной и Цветной Триоди (кроме 4-й и 5-й Недель Великого поста) кондак и икос воскресные опускаются. В случае двунадесятого Богородичного и храмового праздника кондак и икос воскресные читаются по 3-й песни канона. 426 Если в службе святого по каждой кафисме имеется по два седальна (например, 13 ноября), то в данном случае читаются только первые седальны, а седальны на «Слава» опускаются (см.: Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 793).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

6 января Преображение Господне 6 августа Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное воскресенье) За неделю до Пасхи подвижные Вознесение Господне На 40й день по Пасхе Пятидесятница (Троица) На 50й день по Пасхе Успение Божией Матери 15 августа неподвижные Крестовоздвижение 14 сентября Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства и попразднства. В дни предпразднства, предшествующие празднику, на богослужении начинают употреблять песнопения наступающего праздника, подготавливая верующих к его наступлению. В дни попразднства, которые следуют за праздничным днем, на богослужении в храме продолжают употреблять некоторые праздничные молитвословия, напоминая об уходящем празднике. Последний день, когда на богослужении вспоминают уходящий праздник, называется отданием. Великих недвунадесятых праздников пять: История важнейших христианских праздников Современный христианский календарь с большим количеством праздников, памятей святых возник не сразу. Богослужебная жизнь Церкви развивалась по мере возрастания самой Церкви, появления христианских святых и все новых проявлений Божественного Промысла в жизни христиан. Воскресный день. В ряде языков он называется под влиянием ассиро-вавилонской астрологии Днем Солнца. Значение этого дня для христиан, как дня воспоминания Воскресения Христова, определилось сразу. Это видно уже из Нового Завета ( 1Кор.16:2 ; Деян.20:7 ; Откр.1:10 ). Воскресенье, первый день недели, был литургическим днем по преимуществу. Об этом свидетельствуют «Учение двенадцати апостолов» (нач. II в.) и Иустин Философ (II в.). В первые два века воскресный день фактически заменил для христиан субботу, хотя даже в современной литургической традиции суббота выделяется особым образом, сохраняя свое прежнее значение. Пасха и Пятидесятница – самые древние христианские праздники, имевшие соответствие в иудейском календаре. Пасха в христианский период стала праздником воспоминания об Искуплении Христом человечества, Его смерти и Воскресения. Первоначально существовало две традиции празднования Пасхи. В Малой Азии Пасху отмечали вместе с иудеями 14 нисана, делая в ней акцент на Искупление через крестную смерть. В Риме и Александрии Пасху праздновали в воскресный день, акцентируя внимание на событии Воскресения. Со времени Первого Вселенского собора Церковь приняла вторую традицию.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

9 Сентября и 9 Декабря. Иоанн а Архиепископа Солунского великомученику Димитрию. „Всякого дела, слова и ума”. 26 Октября. – На Успение Богородицы. „Егда прииде время изыти из телеси”. 15 Августа. Иулиана епископа Тавийского см. Юлиана. Кирилла Александрийского о исходе души – „Боюся смерти”. 13 Ноября. [Ср. у Соболевского стр. 271]. – На скончание трёх отроков. „Вина временю настоит”. 17 Декабря. – На Преображение. „Иже умеет добре братися”. 6 Августа. – На собор святых отец 318 от святых книг. 16 Июля. – На вербный праздник, – митрополит Даниил у Жмакина стр. 324. – О Богородице и святых отец иже в Ефесе собора на Нестория. 16 Июля. – О Аврааме и страннолюбии. 13 Ноября. – Кирилла Александрийского упомянут Иосифом Волоколамским в Просветителе стр. 338 fin. [Ср. Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 83–86]. Кирилла Архиепископа Иерусалимского в предпразднство св. Богоявления от еже к Коринфом послания. 5 Января. – (Иерусалимский?) В неделю пред Пентикостия. „Светло нам слово”. 12 Марта. – На предпразднство Рождества Христова. „Чистотнии совоскормительницы”. 23 Декабря. – В навечерие Рождества Христова. „Яко же убо в Иисуса Христа надеемся”. 24 Декабря. – О Богородице и святых отец. 12 Марта. [Ср. у Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 21–22] 449 . Козмы Веститора похвала Иоакиму и Анне. „Вчера Богородичина”. 9 Сентября. – О Златоустом. „Послежде яко леть” 27 Января. – О Златоустом. „Слышася всяко нам”. 27 Января 450 . Лукиана пресвитера Иерусалимского – на перенесение мощей первомученика Стефана. „Стефан же исполнь сый”. 2 Августа. Макария блаженного. „Яко нехотяще по закону творити”. 19 Января. – О отрекшихся мира. 31 Декабря. Максима св. о любви. „Свершена есть любы”. 23 Октября. Марка св. Аще оставите человеком согрешения. „Егда рече Господь ко учеником своим”. 19 Июля. Поучение от словес отца Моисея. „Иже аще сотвориши грех деля”. 15 Декабря. Нектария, архиепископа Константинопольского: Чесого ради в первую субботу св. поста творим память мученика Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Глубины открыл есть дно» – с 1 по 14 января (отдание Богоявления). «Сушу глубородительную землю» – от 15 января (по отдании праздника Богоявления) до отдания Сретения, которое не во все годы бывает в одни и те же числа (с предпразднством и попразднством – 9 дней, с 1–9 февраля). «Лицы израильтестии» поется в попразднство Преображения и до отдания, но не в отдание и не в самый праздник, когда поется «Крест начертав Моисей». «Преукрашенная Божественною славою» поется от 14 августа (предпразднства Успения) до 23 августа (отдания праздника Успения). «Воскресения день» поется от дня Пасхи до отдания, кроме дней, в которые положено петь: «Море огустил еси» – в день Преполовения и в отдание его; «Спасителю Богу» – в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи; после дня Вознесения до отдания его (9 дней с предпразднством); «Божественным покровен» – на самый праздник Вознесения, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отец, от Недели Пятидесятницы до отдания ее. Катавасия из Триоди поется: в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную (если же на эти Недели приходится праздник Сретения Господня, то катавасия праздника), 1-ю и 3-ю, Ваий и Страстную Великого поста; в субботы пятидесятную и мясопустную (Типикон, гл. 19). Катавасия же после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней поется в седмичные непраздничные дни и в дни предпразднства и попразднства. В седмичные дни, кроме суббот, от Недели всех святых до сырной седмицы катавасию составляют ирмосы из канона Минеи святому, а если совершается память двух святых, то из канона 2-му святому, так как на утрене последним каноном поется канон Минеи. В субботы же от Недели всех святых до субботы мясопустной катавасия состоит из ирмосов Октоиха, так как последним поется канон Октоиха. В дни пения постной Триоди в катавасии поются ирмосы Триоди и Минеи. Перед пением 9-го ирмоса канона, посвященного прославлению Богоматери, диакон, напоминая о посещении Богородицею дома Захарии, приглашает молящихся возвеличить Богородицу и Матерь Света. Хор от имени молящихся прославляет Ее словами, излившимися из собственных уст Ее, при свидании с праведной Елисаветой: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем», к которым присоединяется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если есть трипеснец, то каноны Минеи и трипеснцы поются на 14-ть, и пред ними стихословятся еще стихи песней Св. Писания, т. е. бывает скорое чтение стихов песней Св. Писания только до того стиха, где в Псалтири написано: «на 14-ть». Если нет трипеснцев, то каноны поются или на 4-ре или на 6-ть, и стихословие песней Св. Писания бывает более, именно до того стиха, где написано в Псалтири «на 4-ре». После стихов Св. Писания поются, кроме 3-й и 6-й песен, ирмосы канона, а в 3-й и 6-й песнях – тропари канона, а ирмос поется после тропарей пред ектенией (Сн. Служба на 1-ю седмицу Великого поста в особых книжках). В Недели (воскресения поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен и за ними – канон святому из Минеи. Каноны в Недели (воскресения) следуют в таком порядке: 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы 485 . Потом, в некоторые воскресные дни поется канон недели (особый) из Триоди, или из Минеи – канон предпразднства или попразднства. И, затем, уже – канон святого. Большей частью, канон предпразднства поется прежде канона недели 486 . В воскресения положено петь каноны на 14-ть. Ирмосы воскресного канона поются но однажды, а тропари на 14-ть. Из канонов Октоиха канон воскресный не поется только в двунадесятые Господние праздники (в Богородичные же поется) и в 24-е декабря, если оно случится в Неделю. Во владычные праздники: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, случившиеся в Неделю (воскресения), также в праздник Пятидесятницы – поются оба канона праздника, с ирмосом на 16-ть. В Воздвижение же каноны – на 14-ть, один канон до 9-й песни и два канона с 9-й; в Недели: ваий и ап. Фомы по одному канону на 14-ть. Крестовоскресный канон не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, или праздник храма, или предпразднство, или попразднство. Вообще, он поется только тогда, когда каноны (Минеи или Триоди) святого или праздника поются на 6-ть. Если же они поются на 8-мь, то крестовоскресный канон не поется. Посему, крестовоскресный канон поется: 1) В Недели св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К концу VIII века почти каждый день церковного календаря посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит , который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого». Жизнь в монастыре описывается им как непрестанный переход «от праздника к празднику». В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в Уставе название «двунадесятых». К их числу относятся девять праздников непереходящих (т.е. совершаемых ежегодно в один и тот же день) и три переходящих (дата которых варьируется в зависимости от лунного календаря). К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся: • 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы • 14/27 сентября – Воздвижение Креста Господня • 21 ноября/4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы • 25 декабря/7 января – Рождество Христово • 6/19 января – Крещение Господне (Богоявление) • 2/15 февраля – Сретение Господне • 25 марта/7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы • 6/19 августа – Преображение Господне • 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят: • за неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим • 40-й день после Пасхи – Вознесение Господне • 50-й день после Пасхи – Пятидесятница Двунадесятые праздники, связанные с жизнью Христа, получили название Господских; связанные с жизнью Богородицы – Богородичных. Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но обыкновение это с течением времени превратилось и удалилось от своей цели: народ стал смотреть более на внешность его, нежели на дух, и видеть уничижение царя пред иерархом, а не пред Христом; посему сперва на Западе и в Константинополе, а потом и в нашем Отечестве уничтожено. Патриарх Российский Иоаким на созванном им в 1678 году Соборе, подвергнув это рассмотрению и не нашедши ни церковного положения на это, ни известия о начале его в России, счел это нововведением, вошедшим в смутные времена нашего Отечества, и, предоставив оное, как уже вкоренившееся в столице, патриарху, подражать ему в этом архиереям по городам провинциальным, где обыкновение это только еще распространялось, запретил; а император Петр Первый и совсем прекратил оное, отменив самое патриаршество, или еще до сей отмены. Происхождение службы    Служба на этот праздник, какую мы имеем в Постной триоди, неизвестно кем и когда вся составлена; но канон есть произведение Космы Иерусалимского, песнописца VIII века. Проповеди святых отцов    Проповеди на сей праздник, кроме вышеупомянутых отцов, находятся еще между сочинениями Амвросия, Максима, Епифания, Илария, Евлогия Александрийского и Андрея Критского. Продолжение праздника    Праздник этот, так как за ним вдруг следуют дни воспоминания страдания Господня, продолжается один день; а предпразднством ему служит празднование воскресения Лазаря, которое и в самом деле не только предваряло Вход во Иерусалим Спасителя, но было причиной и того, что многие иудеи торжественно Его встретили. Разве предпразднством назовем и то время, когда токмо в некоторых стихах служб церковных упоминается о приближающемся празднике. Тогда к предпразднству этого праздника должно будет причислить еще пять дней, предшествующих воскресению Лазаря, которые и называются Седмицей ваий. Общие замечания о праздниках О хронологическом порядке празднования их    Порядок, в котором в течение года совершаются праздники, описанные нами, кажется не сходным с порядком естественным: ибо с какого бы праздника мы ни начинали считать круг праздников, всегда некоторые из них будут предшествовать другим, которые, судя по происшествиям, воспоминаемым ими, должны бы занимать первые места; например, в том порядке, в котором мы рассматривали праздники, равно как и в порядке, который Церковь начинает с месяца сентября, — Воскресение Христово, Вознесение и Сошествие Святого Духа предшествуют Преображению Господню; Рождество Христово, Обрезание, Богоявление и Сретение — Благовещению, и прочие, что, по времени самих событий, должно быть в противном порядке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010