По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены уставом на шесть типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен специальным знаком: знак @ красного цвета отличает великие праздники, знак красного цвета от праздники с Всенощным бдением, знак красного цвета - средние праздники с полцелеем, знак красного цвета отличает малые празднования с великим славословием (т.е. когда оно поется), тот же знак черного цвета или отсутствие знака - малые празднования - славословие читается. ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ 103 пс., который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя. ПРЕДПРАЗДНСТВО - дни перед праздником, в которые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял " Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет " (Мф. 17; 12). " И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме " (Лк.9;30-31). " И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте " (Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин " фаворский свет " ). Однако во времена жизни Иисуса Христа на горе Фавор располагалась крепость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Предначинательные ирмосы канонов Минеи, исключая некоторые седмичные дни, в которые поется Триодь постная, звучат дважды. Иногда ирмосы обоих канонов Минеи поются по два раза, например в Рождество Христово, отдание его, Богоявление и отдание его, Преображение (но не в отдание праздника), Успение и отдание его, в понедельник Святаго Духа, в Благовещение, если оно совпадает с Великими четвергом или субботой, и в Благовещение, совпавшее с днями Светлой седмицы. Катавасия, которая поется после всех песней канона в Господние и Богородичные дни, в воскресенья (Недели) и в дни нарочитых святых всего года, а также в субботы мясопустную и пред Пятидесятницею, называется рядовой. (Катавасия указана наряду в последованиях Минеи и Триоди). Устав о катавасии изложен в 19 гл. Типикона. Весь богослужебный год разделен на несколько периодов, в каждом из них Церковь назначила петь особую катавасию. Пределами этих периодов служат праздники и отдания их. Рядовая катавасия «Отверзу уста моя» поется, когда нет ни предпразднства, ни попразднства или отдания праздника Господня, а именно: от 22 сентября, по церковному стилю (отдания праздника Воздвижения) до 20 ноября (предпразднства праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и вместе с тем как бы предпразднства Рождества Христова); от 10 февраля (отдания праздника Сретения Господня), кроме Четыредесятницы (имеются в виду Недели: о блудном сыне, мясопустная, сырная, 1-я – 3-я, ваий и Страстная Великого поста) и Пятидесятницы, до 1 августа (Происхождения честных древ Честнаго и Животворящего Креста); в Недели мытаря и фарисея, 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста; если совершается память святого (то есть 24II и 9III), во всю Четыредесятницу в седмичные дни; в Неделю Всех святых, после отдания праздника Пятидесятницы,– и до 1 августа. Катавасия «Крест начертав Моисей» поется: от 1 августа до праздника Преображения Господня, в самый праздник (Тип., гл. 19) и его отдание; от 24 августа (отдания Успения) до 21 сентября (отдания Воздвижения). «Христос раждается» поется от 21 ноября (праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы) до 31 декабря (отдания праздника Рождества Христова).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

14 августа в храмах выносят для поклонения Святой Крест, и освящается мед. Праздник этот называется Происхождением (изнесением) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 19 августа Церковь совершает великий двунадесятый праздник Преображения Господня. В этот день мы вспоминаем о той славе, которая ожидает спасенных после Судного Дня, ибо ее показал Христос на Фаворе. На всенощном бдении читаются паремии о славе Божией (1-я паремия: Исх. 24, 12–18. 2 -я паремия: Исх. 33, 11–23; 34, 4–6, 8. 3 -я паремия: 3Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 ) и повествование о Преображении Христа ( Лк. 9, 28–36 ). Канон говорит о прославлении нашей человеческой природы во Христе и об ожидающей нас вечной славе. На Литургии поются праздничные антифоны (чтения: 2Петр. 1, 10–19 ; Мф. 17, 1–9 ), а после окончания ее совершается освящение винограда и плодов, как повелел Бог еще в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» ( Исх. 23, 19 ). Исполняя это повеление, Церковь установила приносить начатки винограда в день Преображения, запретив вкушать их до освящения. В Центральной России к этому времени созревают яблоки, поэтому в этот день освящают и их. Вообще плоды, по мере созревания, должны быть всегда приносимы для посвящения Творцу в храм. Приурочивание торжественного благословения плодов к Преображению не случайно, ибо прообразует изобилие жизни в обновленной вселенной, где будут жить праведники. Преображение имеет один день предпразднства и пять дней попразднства. Вечером в день праздника служится великая вечерня с особым праздничным великим прокимном. 28 августа совершается двунадесятый праздник Успения Богородицы. Этому торжеству, называемому в народе «богородичной Пасхой», предшествует двухнедельный строгий пост (рыбу можно вкушать только на Преображение), готовящий нас к прощанию с Богородицей. На праздничной всенощной мы воспеваем Пречистую и просим Ее, в которой уже побеждена смерть, не забывать о нас, своих детях. Трогательный светилен передает нам настроение Пречистой пред Ее смертью: «Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой». Во многих храмах выносится для поклонения Плащаница Богородицы, а на третий день (или в сам день праздника) совершается «чин погребения Плащаницы», составленный наподобие службы Великой Субботы. Успение имеет один день предпразднства и девять дней попразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И это настроение точно поставляет нас на подошву горы. Мы начинаем восходить, подниматься… Но мало сил… Переживаем ожидание торжественного, но совсем не Пасхальной радости: там – веселие, а здесь – чувство величественного. Это ближе к Вознесению. Посмотрим теперь песнопения. Изложу их кратко по порядку службы… – Приидите, – троекратно зовет Церковь на праздник. Начнем еще накануне торжествовать: Предликуем! Но вместе с тем и себя очистим, чтобы явиться «самовидцами» предвышняго Божия жительства (Царства), и сами славу получим, Троичныя озаряемы светом (стихиры на «Господи, воззвах» предпразднества 5 авг.). Значит, на Преображение и люди сопричащаются, получают (участвуют) Славу Царства. Но для этого мы должны «лучшим измениться изменением», светом приимем свет, преложении (измененные) ныне Духом. Так духовно Господь Сам приготовляет достойных гостей на праздник, облекая их в брачную одежду «благодати», чтобы «Троицу Единосущную славить». Очистились… Сиянием добродетелей просветились… Что же видим вдали? Чудо боголепное: обнаружение Божества. Кому оно показывается? Только Креста таинникам, то есть верующим в силу Креста и приемлющим Его. Крестоборцы же и люди, имже бог – чрево ( Флп. 3:19 ), не могут веровать и зреть Божество! Но Господь Сам идет просветить нас, темных детей Адама: – Озари ж и нас светом Твоего познания и настави на стезю заповедей Твоих (стихиры на стиховне предпразднства), – молимся мы Ему. – Праздник пресветел Владычень прииде (седален по 1-й кафизме)… день… славнаго страшнаго Преображения Христова, «наше естество», смешение (сочетание) преобрази (молимся), Божественною Твоею плотию сооблистав… и отдаждь (возврати) первейшее достояние нетления, яко Милосерд, да Тя вси славословим, единаго Бога нашего (седален по 2-й кафизме). Это все взято из стихир и седальнов предпразднства. А далее – канон. Каноны вообще – торжественны. Начинаются ирмосы: Отверзу уста моя. Эти Богородичны ирмосы почитаются одними из самых радостных: явлюся, светло торжествуя, и воспою радуяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

первую стихиру на «Господи воззвах» в день преображения), хотели делить с Господом Его страдания и смерть ( Мф. ХХ, 22 . Лk. XXII, 33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Kop. XIII, 1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». (В беседе на день преображения). На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Uak. I, 17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его: лице Господа просияло как солнце, одежды сделались беды как снег, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых; на горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия, по гласу церкви, начальники закона и пророков (Канон. предпраздн. песнь 6), некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки; есть творец и исполнитель закона и пророков («самогласен» предпразднства, и стихиры на «Господи воззвах» и на литии 6 авг.), и обладает землею, небом и преисподнею; как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображенияпредстали Христу с земли апостолы, с неба Илия фесвитявин, а из мертвых Моисей (Стихир. на «Господи воззвах» 6 авг., и канона песнь 8, по переводу на рус. язык). Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати в Иерусалиме ( Лk. IX, 31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте. После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Глава 20. О еже когда поется честнейшую, и когда не поется. Подобает ведати: яко всегда поется честнейшую: в неделях всего лета и в предпразднствах, и попразднствах, и в седмичныя дни. Не поется же честнейшая во владычних и богородичных праздниках, еже есть, На рождество Богородицы, и на отдание праздника ея. На воздвижение честнаго креста, и на отдание его. На введение Богородицы, и на отдание его. На рождество христово, и на утрие, и на отдание его. На обрезание господне, и в память великаго василиа. На богоявление господне, и на утрие, и на отдание его. В память во святых отец наших, и великих иерархов, василиа великаго, григориа богослова, и Иоанна златоустаго. На сретение господне, и на отдание его. На благовещение. От субботы праведнаго лазаря, до недели фомины, во всех неделях пятьдесятницы, кроме недели святых отец. В преполовение пятьдесятницы, и на отдание его. В среду, пред вознесением. На вознесение, и на отдание его. На сошествие святаго духа, и на Утрени в понедельник, и на отдание его. На преображение, и на отдание его. На успение Богородицы, и на отдание его. Точию аще случится праздник, или отдание праздника коего в неделю: и тогда поется честнейшую.   Глава 21. О еже когда глаголются изобразительная, и когда антифоны. Изобразительная глаголются во дни воскресныя во весь год, и во владычни и богородичны праздники, в нихже несть антифонов. Такожде в предпразднствах и попразднствах, и во всю пятьдесятницу. Подобне же и святых имущих бдение и полиелей, и выход, и славословие, и емуже указует песнь во уставе на Литургии. [Смотри] Антифоны же глаголются септемвриа в 14 день: Декемвриа в 25 день: ианнуариа в 6 день: Августа в 6 день: В четыредесятнице: В неделю ваий: В пятьдесятнице: В неделю пасхи, и во всю светлую седмицу: В четверток вознесения господня: В неделю 8–ю: собственныя праздников. Во все же лето по вся дни, в нихже не указует святаго на блаженнах песни, глаголются антифоны повседневныя: благо есть: с прочими. Аще же и указует коему святому, прокимен, апостол, евангелие, и причастен, кроме песни, и в те дни глаголются антифоны же вседневныя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

23 . Святых мученик Трофима и Феофила и иже с ними. Воспоминание явлення Божия Матере над обителию Почаевскою в лето 1675-е . 24 . Святыя великомученицы Христины. Святых мученик благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давида . Преподобнаго Поликарпа, архимандрита Печерскаго. 25 . Успение святыя Анны, матере Пресвятыя Богородицы. Святых жен Олимпиады и Евпраксии. Преставление преподобнаго Макария, Желтоводскаго чудотворца. 26 . Святагосвященномученика Ермолая и иже с ним. Святыя преподобномученицы Параскевы. Преподобнаго Моисея Угрина, многострадальнаго, Печерскаго. 27. Святаго великомученика и целителя Пантелеимона . Преподобнаго Германа, Аляскинскаго и всея Америки чудотворца. Святых равноапостольных Климента, епископа Охридскаго, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра. 28. Явление Смоленския иконы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, Одигитрии . Святых апостол и диаконов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Иже во святых отца нашего Питирима, епископа Тамбовскаго, чудотворца. 29 . Святаго мученика Каллиника. 30 . Святых апостол Силы и Силуана (Сильвана) и иже с ними. Святаго мученика Иоанна Воина. Обретение честных мощей преподобнаго Германа Соловецкаго. 31 . Предпразднство происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Святаго праведнаго Евдокима. Август 1. Происхождение честных Древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня . Святых седми мученик Маккавеев, матере их Соломонии и учителя их Елеазара. 2 . Пренесение мощей святаго первомученика и архидиакона Стефана. Святаго Василия, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца. 3 . Пренодобных Исаакия, Далмата и Фавста. Преставление преподобнаго Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца . 4 . Святых седми отроков, иже во Ефесе. Святыя преподобномученицы Евдокии. 5 . Предпразднство Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святаго мученика Евсигния. 6. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 . Святаго преподобномученика Дометия. Преподобнаго Пимена Печерскаго. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, епископа Воронежскаго .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Если в Неделю случатся два святых или два празднества, из коих каждому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то «Блаженны» из Октоиха поются на 4-ре, затем 1-му святому поется 3-я песнь канона, а 2-му святому 6-я песнь канона, каждая на 4-ре, обе на 8-мь. 4) Если в Неделю случится предпразднство или попразднство, или отдание праздника, то поются «Блаженны» из Октоиха на 6-ть и предпразднства 3-я песнь или праздника песнь рядовая на 4-ре (в попразднство и отдание). 5) Если в Неделю случится попразднство и, кроме того, святой, которому в Типиконе положена на «Блаженны» песнь канона, то из Октоиха поются «Блаженны» на 4-ре и из канона предпразднства – песнь 3-я или (в попразднство и отдание праздника) песнь рядовая на 4-ре, и из канона святому – песнь 6-я на 4-ре. После «Блаженны» Октоиха иногда читается не 3-я, а 6-л песнь канона. Так, положено: а) в Недели пения Триоди Постной, именно: в Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, первую и третью Великого поста, и б) в Недели пения Триоди Цветной, именно в Недели: мироносиц, расслабленного, Всех Святых. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1-го антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2-го антифона поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы», или: «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику) поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2-го антифона, как и всегда, поется тропарь: «Единородный Сыне». За каждым стихом 3-го антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) в Воздвижение креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) Неделю ваий, 6) Неделю Пасхи и во все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Минеи и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Жен!ам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жен!ы, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо жен!ам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию. Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот - живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих. Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал,- и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание. Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать. Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков. Аминь. 28.07./10.08.1963 г. Слово в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, празднуя отдание Преображения, мы сходили с Фавора и сегодня же, вступив в предпразднство Успения, мы должны затем перейти в Гефсиманию - ко гробу Богоматери, да видим конечное елико на Ней таинство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Когда же за кафизмами следуют седальны умилительные из Октоиха (в седмичные дни, кроме субботы) или Постной Триоди (кроме дней, в кои совершается торжественное Богослужение – например, в страстный пяток), Тогда ектений не бывает. Ектении пред седальнами в уставе называются ектениями седальнов 442 . Святая Церковь желает, чтобы за стихословием псалмов, как бы заключением прочитанного было краткое моление к Господу. Это моление содержится в умилительных седальнах Октоиха и Триоди Постной и сходно с молением, выражаемым в малых ектениях. Поэтому, при чтении или пении сих седальнов Октоиха и Триоди, не бывает ектений 443 . Когда же читаются седальны Минеи и Триоди Цветной, которые содержат не столько умилительное моление к Господу, сколько торжественную хвалебную песнь празднству, тогда пред седальнами, после стихословия псалмов, бывает малая ектения. Седальны после кафизм в дин седмичные читаются или поются из Октоиха. Если же в седмичные дни случатся Владычные и Богородичные праздники, праздники святых со всенощным бдением, полиелеем, великим славословием, предпразднства, попразднства и отдания праздников, то седальны, главным образом, поются из Минеи, и немного случаев, когда – из Октоиха (например, 31-го июля – в предпразднства седальны Октоиха (Тип., послед. 31-го июля). Хотя в субботы поются седальны Октоиха, но после кафизм бывают ектении, потому что седальны Октоиха для суббот, по своему содержанию, более подобны седальнам Минеи. Эти седальны суть мученичны, т. е. песнопения в честь и прославление мучеников. В субботу после седальнов Богородичен первый по гласу тропаря святого (Тип., гл. 12). В дни (Недельные) воскресные после кафизм поются или читаются, большею частью, седальны из Октоиха воскресные, и в немногих случаях читаются или поются по кафизмах седальны не Октоиха. Это бывает в те недели, в которые случатся праздники: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Воздвижения, также в Недели: ваий, апостола Фомы, Пятидесятницы, Недели Святых отец пред Рождеством Христовым, если она будет 24-го декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010