Теперь немного истории о празднике Преображения Все вы знаете, что этот праздник посвящен воспоминанию события на Фаворе ( Мф. 17:1-13 ; Мк. 9:2-8 ; Лк. 9:28-36 ), произошедшего незадолго до страдания Спасителя (см. Мф. 16, 21 ). Но вряд ли при этом вы обращали внимание на то, что в августе, да еще после Пятидесятницы, данное событие произойти никак не могло. Настоящим его временем является февраль. А в августе оно празднуется потому, что на февраль обычно выпадает время Четыредесятницы, когда несообразно с великопостным служением, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь и напоминающем нам о падшем нашем состоянии, празд­новать Преображение Господне, предизображающее светлое Христово воскресение и предуказывающее то преображенное состояние, в каком мы явимся в конце мира. Вы спросите, чем же тогда руководствовались при выборе нынешней даты?.. Ответ: Датой празднования Воздвижение Креста Господня, как еще одним воспоминанием Христовых страстей. И если мы от дня Воздвижения Креста (от 14/27 сентября) отсчитаем назад ровно 40 дней то получим нынешнюю дату Преображения Господня (6/19 августа), случившегося за 40 дней до распятия Спасителя. Впрочем, утвердившаяся дата Преображения является весьма неудобной и для Успенского поста. По этой причине этот пост, хоть и считается строгим, на самом деле таковым никак не может быть. Дело в том, что почти все двунадесятые праздники имеют продолжительное попразднство: от 4 до 8 дней. В частности, попразднство Господня Преображения длится 7 дней (до 26 августа), что не дает должным образом поститься, ни в плане приема пищи, ни в плане богослужения (с отменой Литургии, молитвой Ефрема, земными поклонами и т.п.). Вообще, в течение ныне обсуждаемых нами постов, постное богослужение теоретически возможно лишь перед Преображением и то всего 2 раза — 3/16 и 4/17 августа. А в этом году (из-за совпадением с воскресным днем) такое возможно лишь 1 раз (4/17 августа). А единственным строгим днем Успенского поста может быть лишь 27 августа – как день предпразднства и сочельника. Кстати говоря, все двунадесятые праздники, как правило (за исключением Р.Х. и Крещения), имеют однодневное предпраздство (сочельник).

http://azbyka.ru/video/87-uspenskij-post...

Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия св. Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX в. — полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII в., отражает практику XI в.) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до кон. XIV в., отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день. В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс 135), «Помяни Господи Давида...» (Пс 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, —«Блажим тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви).

http://pravoslavie.ru/37719.html

Фарисеи подошли ко Христу и спрашивают, «искушающе Его». «Искушать» по-славянски значит «испытывать». Они думали: что-то Он им такое скажет? Если скажет, что можно разводиться, значит, Он отступит от Своих прежних речей. А если скажет, что нельзя, мы Ему ответим: а Моисей разрешил. Но Господь говорит: Моисей разрешил разводиться с женой только по жестокосердию. Потому что если не разрешить развод, тогда будут от жен избавляться другим путем: будут их травить или как-то еще уничтожать. И чтобы от большего зла сохраниться, Господь разрешил зло меньшее. Но вначале так не было. С женой или мужем нельзя разводиться ни по какой причине, кроме одной. Эту причину Господь указал: прелюбодеяние, измена супругу. Потому что когда измена произошла, тогда, собственно, и супружества уже нет. Почему так? Казалось бы, ничего страшного в измене нет, это относится всего лишь к области физиологии. Но дело в том, что семья есть образ Пресвятой Троицы. А если через блуд вклинивается еще какой-то человек, то он в эту семью тоже как-то входит, и получается нарушение образа Троицы – четверица, пятерица. А всякий образ помимо Пресвятой Троицы – это есть уже ложь, искажение. Поэтому брак оказывается разрушен. Второй супруг, конечно, вправе великодушно простить виновного, если он покается, вновь вернется в исходное состояние; но может и развестись, потому что продолжать такое сожительство – это значит участвовать в беззаконии, продолжать жить в этом грехе, что совершенно, с точки зрения Божественной, вещь невозможная. Некоторые высказывают мнение, что Бог один, просто мусульмане Его называют Аллахом, а христиане – Пресвятой Троицей, в этом вся и разница. Но ведь один и тот же Бог не может разрешать иметь четырех жен и строго только одну. Поэтому на основании лишь этого факта со спокойной совестью можно утверждать, что бог, которому поклоняются мусульмане, это вообще не Бог или какой-то иной бог, ложный, лживый. Потому что если в сфере жизни, относящейся к деторождению, допустить ту свободу, которую повелевает человеку его животная природа, человек сразу выходит из области спасения и быстренько становится скотиной. Человек от скотины отличается еще и тем, что у него есть брак. Поэтому если у него одна жена, вторая, третья или одновременно две, то он переходит уже из человеческого рода в область скотов несмысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Для животных понятие брака не существует, так же как не существуют понятия «сын», «мать». Котенок знает мать, пока он хочет молока. Как только ему исполнится месяцев восемь-девять, он уже взрослый кот, он может свою мать воспринимать как жену, для него никаких запретов не существует. Запреты существуют только для человека. Поэтому когда человек начинает искать поводы для того, чтобы расширить сферу действия своих инстинктов вне брака, то он становится сначала животным, а потом уже и демоном, потому что дальше начинаются различные извращения, которые никакое животное себе никогда не позволит, – например, жить в браке и не рожать детей. Возможно ли для кошки придумать какие-то ухищрения, чтобы не рожать котят? До этого извращения может додуматься только человек. Значит, это хуже, чем просто скотство, это падение гораздо ниже, это уже крайность дьявольская, демоническая. Бог устроил человека – мужчину и женщину – для воспроизведения рода человеческого. А человек брак превращает в блуд, ухитряется так, чтобы не было детей. Это все равно что съесть обед, а потом его вывернуть из себя и начать все сначала. Тогда зачем есть? Теряется просто разумный смысл. Но для многих это стало совершенно обычной жизнью. А потом, когда брак начинает рушиться, человек думает, что это происходит ни с того, ни с сего, не понимая, что если брак устроен не на заповедях Божественных, если муж и жена живут не так, как Бог заповедал, а по-скотски или по-дьявольски, то, естественно, сила Божия, которая в браке должна существовать как в домашней Церкви, уходит. Господь отворачивается от этого безобразия, бесстыдства, и все рушится. Поэтому человек должен заповеди ставить выше своих желаний и тех помыслов, которые ему дьявол вкладывает. Часто приходится слышать: мне не повезло, муж оказался грубым, или излишне много пьет вина, или живет особняком и не желает участвовать в строительстве собственной семьи. Да, если человек устраивает жизнь свою по случаю, если жизнь – это лотерея, тогда, конечно, либо повезло, либо не повезло. Но если человек верует в Бога, он должен знать, что когда он утром причесывается и с его головы падают волосы, то Господь знает, сколько волос осталось на расческе. Ты не знаешь, а Бог знает. Никаких случайностей быть не может. Поэтому «повезло» – это совсем не то слово. У тебя глаза были? Вот и надо было смотреть. Если уж ты решил соединить свою жизнь в одно целое с жизнью другого человека, если Бог вас сочетал, это уже разрушать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня. Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ — этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами. Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 19 августа 2022, 06:20 Господи помилуй мя грешного! Лариса 19 августа 2016, 16:31 Господи Наш Иисусе Христе Сыне Божий! По молитвам пресвятой Девы Марии окажи мне, грешной Ларисе, Свою всесильную помощь в совершенствовании, очищении, помоги стать лучше, защити меня. Аминь. Юрий 19 августа 2014, 20:47 Да воссияет слава присвятой Богородце и ныне и пришно и вовеи веков Аминь.

http://pravoslavie.ru/1485.html

Во все время работы по созиданию в башне иконостаса и алтаря отец Иоанн частенько по вечерам пробирался туда, чтобы помолиться вместе с труждающимися в ней. 6 мая 1986 года была освящена Корнилиевская церковь . «И преподобномученик Корнилий, игумен нашей обители и ее неусыпный страж у Престола Божия, учит нас не только своей жизнью, но и самой своей смертью и зовет нас усердно трудиться над делом своего спасения, всегда украшать, всегда созидать, а не уничтожать то, что дано нам Богом. Не искать для себя ни славы земной, ни мученичества, а только идти по пути твердо и верно вослед Христа. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией», – сказал отец Иоанн в своей проповеди на освящении храма. Так началось для отца Иоанна предпразднство великого в истории России события. Два года он жил в ожидании и приготовлении к этому торжеству. Для него это было не просто воспоминание исторического прошлого, но неповторимое событие, когда призрел Господь на Русь и вдохнул в нее дух жизни. Живо чувствуя связь времен, батюшка воспринимал сердцем это как личное возрождение, когда и он в своих праотцах вступил на многотрудную и славную стезю Царского пути, ведущего к Богу. Из настоящего очами веры зрел он воды Днепра – российского Иордана, где равноапостольный князь Владимир совершал Крещение – чудо преображения языческого народа в Святую Русь. И этим событием, пронзившим тысячелетие, жила и выживала Россия. Крест Христов, воздвигнутый над страной, до сих пор держит рука равноапостольного князя, и его завет остается живым и действенным. «…Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться и побеждать окаянием, слезами и милостынею». Ко дню 1000-летия Крещения Руси тщанием отца Иоанна в Михайловском соборе появились большие иконы равноапостольных родоначальников России – Владимира и Ольги. Отец Иоанн не уставал напоминать с амвона, что их иконы должны быть в каждой церкви, в каждом доме, их молитвы – нам покров и защита. Забудут ли родители исчадие свое, даже если оно и ушло в страну далече? Солнечным сиянием озарил Господь 12 июня 1988 года – день российского торжества. Отец наместник представителем от монастыря уехал на праздник в Москву. Отец Иоанн возглавил праздник в обители. Панихида, литургия, праздничный молебен, известивший о канонизации новых русских святых, крестный ход – все было проникнуто той пасхальной радостью, что жила в сердце отца Иоанна. «Милостив Господь – дал нам этот пир веры, чтобы не смущались сердца наши никакими трудностями жизни, чтобы видели мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас, ее детей, чтобы насыщались мы плодами ее, вдохновлялись примерами жизни тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства и ликует с Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В тексте святого Евангелия много повествований о различных чудесах Христовых. Но где же Христовы чудеса сегодня среди нас? Каждый из нас, здесь предстоящих, задается подобным вопросом. Где они, эти чудеса? Каким может быть ответ на этот вопрос? Ответ неожиданно прост: мы их не замечаем. Часто все хорошее от руки Божией мы принимаем как должное и естественное, как будто так и должно быть. Мы не видим и не чувствуем, что наша жизнь — дивное и радостное чудо, чудо, посредством которого Господь привел нас от небытия к бытию, открыл перед нами непревзойденное чудо существования. Но это еще не все: Он открыл и преподал нам Самого Себя и призвал нас во веки веков быть Его друзьями (Ин. 15:15). Задумаемся над этим, ибо каждое чудо Божие обусловливается нашим личным в нем соучастием, нашей личной верой и внимательностью. Содержанием сегодняшнего евангельского зачала мы приглашены также и к размышлению о другом, быть может, для нас более важном и злободневном. Земная рачительность и безбедное процветание, как правило, задают планку нашего бытия. Но все мы призваны помнить: наше земное существование временно, и потому уже здесь, на земле, мы должны свой ум возносить горе и помышлять о небесном. Мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о той, что дает нам жизнь вечную — о причащении пречистого Тела и Крови Господних, о чтении Слова Божия, о молитве, освящающей и насыщающей нашу душу благодатью, о добрых делах. Мы — образ и подобие Божие. Мы созданы не только и не столько для животного насыщения, сколько ради вечной жизни в духе и истине. Свято помнить об этом есть наш праведный долг. Это то, что " едино нам на потребу " . Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Истинный хлеб наш есть Хлеб, " сшедый с небесе " , — Господь наш Иисус Христос (Ин. 6:41). Нам доступна Его святая чаша, чаша Божественного Причащения, из которой Он всех нас питает Своей Пречистой Плотью и Кровью. Будем же дерзновенно, с трепетом и любовию приступать к ней. На малое время оставив наши будничные дела, будем наслаждаться Его сладкими речами чрез Божественные Писания. Как молоко и мед, будем впитывать в себя их спасительное учение. Будем алкать хлеба духовного, и Господь приложит нам хлеб земной, ибо взыскующим Царства Небесного прилагаются и блага земные. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

На часах – тропарь и кондак предпразднства. На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства. В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак предпразднства, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика (общие) или дня (пятницы). Примечание. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православный Церкви», с. 370) считает допустимым 5 августа, при отсутствии литургийных чтений святого, петь прокимен, аллилуиарий и причастен общие мученику, поскольку вместе со службой предпразднства Преображения совершалась и служба мч. Евсигния. Согласно мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 393), в предпразднства двунадесятых праздников поются дневные прокимен, аллилуиарий и причастен . Апостол и Евангелие – дня и субботы (под зачало) . Поется «Достойно есть...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы новомученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/409 ). 2 Пение прокимна, аллилуиария и причастна дня седмицы в предпразднства двунадесятых праздников основывается на дореформенной практике, отраженной, в частности, и в старопечатных богослужебных книгах, согласно которым служба предпразднства совершалась вместе со службой Октоиха (за исключением предпразднств Рождества Христова и Богоявления) (ср.: Устав. М., 1610. Л. 817 об.–818; Устав. М., 1634. Л. 146 об.–147; Устав. М., 1641. Л. 760–760 об.).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-18/

Однако для начала после Афона я поехал в Иерусалим, где присоединился к группе паломников из Нью-Йорка во главе с тогда еще епископом Лавром (Шкурлой) – будущим Митрополитом и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Эта поездка как раз совпала с празднеством Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Мне тогда был 21 год, совсем молодой человек, и казалось, что я нахожусь в группе среди стариков, хотя этим «старикам» было всего лет 40–50. Но когда тебе едва за 20, люди вдвое старше порою уже кажутся пожилыми. В это же время из Парижа в Иерусалим приехала другая группа, где была русская православная молодежь. Иногда наши графики посещения святых мест совпадали. И вот, в день Преображения Господня мы молились в русском Спасо-Вознесенском монастыре в Иерусалиме, а после обеда поехали на север, в Галилею, на гору Фавор, чтобы помолиться в православном храме в месте Преображения Господня. Там, в греческом храме, в день Преображения женщинам позволяется войти в алтарь и приложиться к месту, на котором преобразился Христос. Одновременно с нами была и молодежная группа из Парижа. Кто-то из паломников сделал фотографию, как я через диаконскую дверь вхожу в алтарь, а навстречу из той же двери выходит девушка – это юная Мария Черткова. Мы еще не знали друг друга и, естественно, разминулись. Как оказалось, Мария тогда обратила на меня внимание, но я, к сожалению, нет. В то время я жил затеей вернуться на Афон, провести там год, думал даже, что, может быть, монашество – мой путь. Но потом, когда мы встретились, эти «монашеские» мысли у меня рассеялись. Получается, что Господь и Пресвятая Богородица выбрали для меня другую дорогу. Мы с супругой служим Богу и людям. Без нее я не мог добиться каких-либо успехов Несколько дней спустя, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, до начала ночной литургии у Гроба Господня в Иерусалиме, нас познакомили. А через год, уже в Америке, мы обвенчались: это произошло в городе Кливленд, на следующий день после Успения, 29 августа 1971 года. Венчали нас отец Марии, ее дядя – протоиерей Владимир Родзянко (будущий епископ Василий (Родзянко) – Ред .) – и мой духовный отец протоиерей Михаил Смирнов.

http://pravoslavie.ru/141361.html

Я полагаю, что мое назначение в Ниццу обусловлено тем, что я рос во Франции, мне хорошо известна эмигрантская среда и ее особенности. - Не секрет, что у нас довольно непростые отношения с Константинопольским Патриархатом, по крайней мере в отношении Западной Европы, Франции. Но мы знаем, что первое время в Ницце вы служили вместе с клириками Константинополя. И хотя храм до сих пор не передан, но все-таки это совместное служение не есть ли знак надежды на благополучное, мирное разрешение конфликта? - Я вас благодарю за этот вопрос. По прибытии в Ниццу 18 августа, в предпразднство Преображения Господня, мне удалось договориться с отцом Иоанном Гейтом о совместном служении в этот великий день, великий праздник. Для меня это была большая духовная радость, потому что еще недавно я был настоятелем Преображенской церкви на острове Кижи, и у меня совершенно особое чувство, особое отношение к этому празднику: он был самым ярким летним праздником на острове. И потому в совместном служении в этот день я видел знак доброй воли двух сторон, как первые страницы новой жизни прихода, по крайней мере как начало переходного периода. Причем это совместное с отцом Иоанном начало должно было стать отправной точкой для переговоров и устроения новой церковной жизни. Для меня было очень важно избежать возникновения моментов, которые могли стать унизительными для отца Иоанна или его сподвижников. Исход кризиса был совершенно ясен всем, необходимо было достойно проводить конец одного периода и начинать новый. Эти чувства подкрепились благодаря тем четырем службам, которые имели место. Я хотел бы уточнить, что в этот период для меня отец Иоанн оставался настоятелем и поминался только патриарх Константинопольский. Мое согласие с этим условием должно было способствовать началу переговоров и так называемого переходного периода. К сожалению, эти начинания были сорваны появлением заметки в Интернете о назначении меня будущим настоятелем. И хотя отец Иоанн знал об этом и был предупрежден заранее, его уязвило то, что эта информация была обнародована. С этого момента он потерял всякое желание сотрудничать.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010