5. Пятница. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния. Мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной, Пузовских . Примечание. С этого дня и до 23 августа (включительно) Октоих не поется (кроме воскресных дней). Совершается шестеричная служба предпразднства Преображения и мученика Евсигния. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Приидите, взыдем на гору...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Иже на горе Фаворстей...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й. Каноны (см. в Минее): песни 1-я, 8-я и 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), трипеснец на 4 и мученика на 4; песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Закона и пророков...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-18/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 18 августа 2024 года 5. Неделя 8я по Пятидесятнице. Глас 7й. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния. Мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной, Пузовских . Примечание. С этого дня и до 23 августа (включительно) Октоих не поется (кроме воскресных дней). Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Преображения и мученика Евсигния (по Марковой главе Типикона под 5 августа: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Преображения Христова в Неделю»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7й – 4, предпразднства, глас 4й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…», «И ныне» – догматик, глас 7й: «Мати убо…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5й: «Закона и пророков…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 7й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2й: «Иже на горе Фаворстей…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4й. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 8е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства (полный канон) на 4 и мученика на 4. Примечание. «Аще случится предпразднство в Неделю, трипеснец выпеваем на повечерии» (Типикон, 5 августа, 1е «зри») . Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Крест начертав…». По 3й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4й; седален мученика, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В предпразднство Преображения Господня митрополит Филарет совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска 18 августа 2013 г. 18:05 18 августа 2013 года, в неделю 8-ю по Пятидесятнице, предпразднство Преображения Господня, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Геннадий Дзичковский, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, ответственный секретарь Управления делами Белорусского экзархата архимандрит Антоний (Доронин) и духовенство собора. Проповедь после чтения Евангелия произнес клирик собора иерей Владимир Уваров. По отпусте Литургии Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником Воскресного дня сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры. В этот день Святая Церковь в очередной раз через евангельское повествование напоминает нам о неизреченном милосердии Господа к людям и о Его Божественной всемогущей силе. Слова евангельского чтения рассказывают нам об исцелении Господом Иисусом многих больных и о чудесном насыщении пяти тысяч народа в избытке умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами. Многочисленный народ в простоте своей приходит послушать сладких, животворных словес небывалого пророка, принять от Него исцеление своих недугов, и Он, мессия, Бог всеблагой и щедрый, являет поистине трогательное сострадание к людям. " И, выйдя, … увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их " , — говорит святой апостол и евангелист Матфей (Мф. 14:14). Милосердие и власть Бога проявляются и в том, что Он из немногого делает многое. Только Он один мог напитать столь внушительное число народа столь малым. Какова же мысль назидания заключена в этих явленных миру чудотворениях Божественного мессии? Прежде всего, нравоучение сегодняшнего Евангелия состоит для нас в том, что Господь наш Иисус Христос единственно есть истинный Творец всяческих. Он от века сущий мироздатель вселенной — всего, что нас окружает. Он есть податель жизни и питатель наш, врач душевный и телесный. По словам апостола, " Им мы живем, движемся и существуем " (Деян. 17:28). Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше. Для того Он посылает с небес дожди во благовремении. Словно в напоминание нам о Своей неисследимо милостивной о нас заботе он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Г.С. Битбунов Часть 3. Двунадесятые праздники в православном богослужении Современный богослужебный формуляр двунадесятых праздников, подробное описание которого не входит в задачи настоящего пособия, отличается большим разнообразием, величием и торжественностью. Кроме того, все 12 празднований – за исключением Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства, Рождество Христово располагает пятью, Богоявление – четырьмя, Пятидесятница предпразднства не предусматривают. Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разным – от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного количества служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам, например, Рождество Пресвятой Богородицы находится рядом с праздником Воздвижения, то пост (Благовещение Пресвятой Богородицы). Последний день попразднства называется отданием праздника 24 . Очевидно, в великие праздники за богослужением пение преобладает над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы даже положением тела выражать радость. И внешняя сторона богослужения достигает в эти дни полной торжественности – сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий. Храм облекается в светлые одежды, служба совершается при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачение цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого цвета (символ невинности и девственной чистоты). При этом на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляется облачение белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим допускается зеленый. В Пятидесятницу положен золотой цвет, а на вечерне – зеленый в цветах. Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая в домах христиан славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ визант. гимнограф. Под именем Г. или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Ж. Б. Ф. Питра отождествлял его с прп. Гавриилом Иверским (XI в.), др. исследователи (К. Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был к-польский монах из Евергетидского или из Студийского мон-ря, живший в IX-X вв. 8 из 9 кондаков, носящих имя Г., содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части к-рого (Patm. gr. 212 и 213) были созданы одним переписчиком (возможно, в К-поле) в XI в., по мнению Николопулоса, для вклада патриарха К-польского Николая III Грамматика в основанный в 1088 г. прп. Христодулом мон-рь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Г. посвящены предпразднству Богоявления (5 янв.), сщмч. Феопемпту и 1003 мученикам (7 февр.), прп. Феофилакту, еп. Никомидийскому (8 марта), Собору арх. Гавриила (26 марта), прмц. Февронии (25 июня), прп. Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 авг.; по указанию Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком прп. Романа Сладкопевца ) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Г. подтверждается наличием его имени в акростихах. Еще один кондак, надписанный именем Г.,- на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 авг.) - сохранился не полностью в 7 рукописях X-XIII вв. (Ath. Vatop. gr. 1041, Sinait. gr. 926 и др.) (проимий и 4 строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и 1-я строфа вошли в качестве кондака и икоса; Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Г. В печатные богослужебные книги вошел канон Г. прп. Луке Стириоту († 946; пам. 7 февр.) 2-го плагального (6-го) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв. (ГИМ. Син. греч. 153. Л. 59-63), происходящей из к-польского мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/161267.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Вознесенского храма на Секирной горе на Соловках 18 августа 2013 г. 18:20 18 августа 2013 года, в неделю 8-ю по Пятидесятнице, предпразднство Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в  Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь  совершил чин великого освящения восстановленного храма Вознесения Господня в  Вознесенском скиту  на горе Секирной и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;  иеромонах Матфей (Романчук), скитоначальник Вознесенского скита; насельники Соловецкого монастыря в священном сане. На богослужении присутствовали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном административном округе Ю.С. Шалимов, главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, генерал-майор внутренней службы Б.А. Борзов, заместитель министра регионального развития РФ С.А. Вахруков, главный федеральный инспектор по Архангельской области В.Н. Потапенко, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, глава муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Е.В. Амброче, руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). За Литургией были вознесены сугубые молитвы о  пострадавших  от наводнения на Дальнем Востоке: «о еже услышати Господу Богу глас молитвы нашея и помиловати нас, и укротити стихию водную в восточных пределах Отечества нашего, и утешити народ страждущий», «о еже укрепити труждающихся во спасение людей от водного нашествия».

http://patriarchia.ru/db/text/3173273.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов» Сегодня мы вспоминаем великого русского химика Александра Михайловича Бутлерова 18.08.2021 1266 Сегодня, в Предпразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память мч. Евсигния (362), сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских, мч. Понтия Римлянина (ок. 257), прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374), прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV), сщмч. Стефана пресвитера (1918), мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919), сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921), сщмч. Иоанна диакона (1939). Сегодня мы вспоминаем Александра Михайловича Бутлерова, который родился 3 сентября 1828 года в г. Чистополе Казанской губернии в семье помещика, офицера в отставке. Рано лишившись матери, Бутлеров воспитывался в одном из частных пансионов в Казани, затем – в гимназии и Казанском университете, в которой поступил в возрасте 16 лет. По окончании университета Бутлеров был оставлен на кафедре в качестве преподавателя, вскоре защитив магистерскую, а затем докторскую диссертации. А в 1868 г. по представлению великого русского ученого Д.И.Менделеева Бутлеров был избран ординарным профессором Петербургского университета, где и работал до конца жизни, дослужившись до ординарного академика Петербургской Академии наук. Менделеев впоследствии писал: " Александр Михайлович Бутлеров – один из замечательнейших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности своих трудов. Ученик знаменитого академика Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани… " . Огромное значение для всей мировой науки имела его теория химического строения. На ее основе ученый начал систематические исследования полимеризации. Многочисленные синтезы Бутлерова лежат у истоков целых отраслей промышленности. Преподавательская деятельность Бутлерова длилась 35 лет. Огромная заслуга ученого – создание первой русской школы химиков. Кроме химии, ученый много внимания уделял практическим вопросам сельского хозяйства, садоводству, пчеловодству, а позднее также и разведению чая на Кавказе. Умер Бутлеров в деревне Бутлеровка Казанской губернии 5 августа 1886 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/17/et...

В Казахстан с Афона принесен ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня 27 сентября 2013 г. 15:52 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 сентября 2013 года в Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш был принесен ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня. 26 сентября, в день воспоминания обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), предпразднство Воздвижения Креста Господня, святыня была доставлена в Вознесенский кафедральный собор г. Алма-Аты. Божественную литургию совершил глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Литургия завершилась славлением перед ковчегом с частью Креста Господня, после которого митрополит Александр поблагодарил монашескую делегацию обители Кутлумуш во главе с иеромонахом Филофеем за труды по принесению в Казахстан великой святыни Православия и обратился к собравшимся с проповедью. Владыка просил передать слова благодарности Священному Киноту Святой Горы Афон и настоятелю монастыря Кутлумуш архимандриту Христодулосу за возможность православным христианам Казахстана поклониться Живоносному Крестному Древу. В тот же день вечером, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, митрополит Александр возглавил в Вознесенском соборе всенощное бдение. Полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершалось перед ковчегом с Животворящим Древом Креста Господня. В завершение великого славословия Крестное Древо при пении Трисвятого было обнесено крестным ходом внутри храма, после чего митрополит Александр совершил чин воздвижения Креста. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, насельник монастыря Кутлумуш иеромонах Филофей, игумен Феодосий (Белобородов), духовник Алма-Атинской епархии иеромонах Иоанн (Сазонов), клирики собора.

http://patriarchia.ru/db/text/3262446.ht...

Обрезание Господне — день Закона Божия Но почему же этот праздник проходит так незаметно? 14 января, 2022 Но почему же этот праздник проходит так незаметно? Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет смысл праздника Обрезания Господня, а также причины того, почему этот день не стал торжеством, подобным Рождеству или Пасхе. Митрополит Вениамин (Федченков) Двунадесятый ли это праздник? Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет. Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итак, двенадцать. Ясно, что Обрезание не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Незаметный Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько. При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах. Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю. – Прим. ред.) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника. А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий , почившего 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание. Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник – один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему.

http://pravmir.ru/den-obrezaniya-gospodn...

Содержание Двунадесятый ли это праздник?    Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет.    Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово... Итак, двенадцать. Ясно, что Обрезание не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Незаметный    Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как — то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько    При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.    Ему даже времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.    А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почившего 1 января; — торжество ему тоже ослабляет Обрезание.    А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание.    Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев.    Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно... Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему.    В чем же дело? Не пропускаем ли мы его? Мало задумывались    Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот, восьмой, день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» — язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных... Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010