II. В дни же праздников, в дни воскресные, в праздники с бдением, с полиелеем, с великим славословием, в дни предпразднства, попразднства, в отдание праздников поются антифоны, называемые «Изобразительными». Антифоны изобразительные состоят из псалмов. Первый антифон из 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа»; второй антифон из 145 псалма: «Хвали, душе моя, Господа». Первый антифон оканчивается пением «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Второй антифон оканчивается, после пения «Слава и ныне», тропарем «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон составляют «Блаженны». Под Блаженнами разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве ( Мф. 5:3–12 ), обещанном от Господа за разные добродетели. Стихи начинаются словами: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи»; во-вторых, под «Блаженнами» разумеются те церковные песнопения (тропари), которые поются на литургии за стихами о блаженстве, иначе сказать – песнопения, имеющие перед собою стихи о блаженстве, в этом последнем значении слово «Блаженны» в Типиконе и других богослужебных книгах чаще всего употребляется. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых. Начинаются же «Блаженны» словами исповедания разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», за каковое сподобился Царствия небесного, вечного блаженства. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1 антифона поется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2 антифона поется припев «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику), поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2 антифона, как и всегда, поется тропарь «Единородный Сыне». За каждым стихом 3 антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) Воздвижение Креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) неделю ваий, 6) неделю Пасхи и все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Миней и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Перед началом малой вечерни или всенощного бдения, если не служится малая вечерня, священник износит Честной Крест из сосудохранительницы, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцом, и украшает его венком из цветов. После отпуста малой вечерни или всенощного бдения священник и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и совершая каждение Честного Креста, глаголет тихо: «Благослови, Владыко». Священник: «Благословен Бог наш». Чтец читает: Трисвятое по «Отче наш». Свящненнослужители поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне»: кондак «Вознесыйся на Крест волею». Во время пения священник поднимает на главу блюдо с Крестом и в предшествии двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честной Крест на Престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет на горнее место Престола (как на Литургии), и возжигает свечу перед Престолом. Вся служба всенощного бдения находится в Минее. На великой вечерне после великой ектении «Блажен муж» поется в том случае, если праздник случится в воскресенье или в понедельник. Если же праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется. Это же относится и к другим Господским праздникам. После входа – прокимен дня. Подобно празднику Преображения Господня и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерне – великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли» бывает в том случае, когда праздник случится в субботу, а в субботу вечером – свой великий прокимен «Господь воцарися». Если праздник случится в другие дни, то великий прокимен поется на вечерне в самый праздник, т. е. накануне дня, следующего за праздником, и бывает вход с кадилом, а накануне самого праздника – прокимен дня. На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь (гл. 1) «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». На утрене полиелей совершается в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  III.  И вот, все-таки: «Я пришел исполнить Закон». Разрушив, исполнить, – тоже «парадокс» – уже не Евангелия, а самого Иисуса. Чтобы исполнить Закон, разрушив его, надо было Ему сделать это не насильственно, извне, а изнутри, естественно, как прорастающее семя разрушает оболочку свою, чтобы, дав много плода, исполнить внутренний закон жизни; а для этого надо было принять на Себя закон внешний, войти в него до конца, родиться не только человеком воистину, но и сыном Израиля воистину; быть «Иудеем из Иудеев, обрезанным из обрезанных»; тайну Отца совершить в Себе самом, прежде чем тайну Сына.   Слишком для себя легко и бескровно мы разрываем связь человека Иисуса с Израилем, забывая, как эта связь близка сердцу Его – к нерасторжимой в Нем связи Сына с Отцом, и какая смертная для Него боль – может быть, крест всей утаенной жизни Его – этот разрыв.   Вот в этом-то смысле, парадокс: Христос не христианин – неимоверная истина.   Дмитрий Мережковский «Иисус Неизвестный»    Затененный праздник   Праздник Обрезания обычно проходит незаметно… И не знаешь: двунадесятый ли это праздник или нет?   Пасха стоит — выше и вне двенадцати (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итого двенадцать. Ясно, что первый — Обрезание — уже не есть двунадесятый праздник; но он чтится.   Но почему же он проходит так незаметно? И вообще, в этот день — как–то не испытываешь ничего яркого и ясного.   Причин этому несколько:   а) При великом свете Рождества Господня и при грядущей Крещении — Богоявлении Троицы — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах.   б) Ему даже и времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего–навсего лишь одни день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только одни день праздника.

http://predanie.ru/tema/obrezanie/

Благословите вся дела Господня… Благословите Ангели Господни… Благословите сынове человечестии,… дуси и души праведных, Благословите Анания, Азария, Мисаил… Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. А 9я песнь (речь идет о первой ее части, когда исполняется «песнь Богородицы»), в виду своей важности сохраняется даже в нашем сокращенном богослужении так, что мы слышим ее почти во все дни года, кроме некоторых значимых праздников. Причем, тогда как стихи всех библейских песней служат припевами к ирмосам и тропарям канона, песнь Богородицы использует в качестве припева к своим стихам ирмос, у которого, кстати тоже есть свой припев, с которым он поется в Вел. Пятницу. И звучит это так: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» (припев), а дальше ирмос (Честнейшую Херувим…).Как правило, этот ирмос с припевом поется в конце утреннего канона, включая и канон евхаристический (на Литургии), иногда заменяясь в праздники Задостойниками, т.е. девятыми ирмосами праздничных канонов. В любом случае, в таком виде он является частью именно утреннего богослужения. Что касается ТРИПЕСНЦА, то он некоторое время был исключительной формой канона, использовавшейся в периоды Великого Поста, Пятидесятницы и праздников, когда тропари помимо 8 и 9 песен стали присоединять еще и к рядовой песни дня, т.е. в понедельник к 1й песни, во вторник ко 2й и т. д. И именно этим объясняется возникновение Триоди, а так же практика исполнять трипеснцы на повечериях в предпразднства Рождества Христова (20–24 дек.), Богоявления (2–3 янв.) и др. праздники (например, Преображения). А по субботам установилось петь ЧЕТЫРЕХПЕСЕНЕЦ, включавший в себя, кроме рядовой 6й песни, изображающей пророчество о восстании Христа из мертвых, еще и песнь отроков в ее полном варианте, т.е. 8 песнь объединенную с 7ой, к которой добавлялась традиционная 9 песнь. Для всех вышеозначенных канонов характерным было отсутствие ирмосов и малое количество тропарей (от 2 до 4 в каждой песни). Этот характер до сих пор сохраняется на молебных канонах.

http://azbyka.ru/video/107-utrennij-kano...

Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

Значит, Господь Сын Божий и прежде являлся. Но тогда являлся как Бог, как Создатель. А теперь происходит необычайнейшее сближение уже полное единение. Творец приходит сделаться человечеству Своим, Сам делается «Сыном Человеческим». И через это все человечество становится Ему «своим», люди — сродниками. Да, именно это слово «сродники» и говорит Святая Церковь в первый же день предпразднства: «Вас, Моя вся (вас всех моими) сродники, ныне положу (сделаю)» (20 декабря, тропарь восьмой песни канона повечерия). Правда, здесь еще разумеется духовное сродство, о коем Господь сказал, когда Матерь и братия пришли видеть Его (Мф. 12, 46 — 50). Но в других местах мысль эта выражается ясно, лишь другими словами, как увидим сейчас же. Для чего же нужно это «единение»? Для того, чтобы человечество чрез Себя соединить с Отцом Своим. А это как? Соединившись с человеческим естеством как некая «закваска» (Мф. 13, 33), Господь «обоготворил» род человеческий, сделал его Богоподобным, больше даже— «божественным» сделал уже по благодатному преображению его. И сделавшись таким, оно могло теперь вступить в общение с Богом. Эта мысль ясно выражается в самый праздник: «Весь же по нам (ради нас и подобно нам) обнищав, и перстнаго (человека) от самаго единения и общения богосоделал еси» (25 декабря, тропарь пятой песни канона утрени). Дивные и страшные слова! И теперь Отцу Небесному должно было приять с Сыном и Его «сродников», Его «наследство», Его «достояние». Ибо иначе нужно было бы отвергнуть и Самого Сына воплотившегося. Сын Божий «неразлучно» соединился с людьми. «Языки (народы) же Богу наследие Сын приносить (25 декабря, тропарь пятой песни канона утрени). «Путь изобретя всякаго художества (то есть Бог изыскал художественный, превосходный путь спасения) по сих (после этого совета, «изобретения») человеком уподобится, в плоть облекся (облекшись), приступен мне быв, Иже естеством не приступивый» (21 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Сделавшись «своим» нам, Он нас делает «своими» Отцу: «Славою нетленною и безсмертною почтив мя, всего Отцу присвоил вси, содетельствуя и возсозидая» (23 декабря, стихира на «Хвалитех»). И потому если я прежде сам сделал себя «беглецом», то теперь Сын снова вписывает меня в граждане потерянного отечества, небесного, Божия. «Странна (иностранным, чуждым) бывша от Бога… Првбожвственный рождайся … милости ради, гражданина небеснаго являет» (там же, тропарь шестой песни канона утрени). Мы «написахомся (прописались) именем Божества», то есть сделались Божественного рода; как и Богородица сказала о преподобном Серафиме святым апостолам Петру и Иоанну: «Сей от рода нашего», то есть святого, — а святые богоподобны, или даже лучше сказать, обожествлены Духом Святым, и в них обитает Пресвятая Троица.

http://pravmir.ru/vifleem-eto-put-k-golg...

И притом – не от каких-либо разъяснений в стихирах, а вот от одного этого слова «Богородица» или «Дева» было и отрадно на душе, и ощутилось: какая стена – Заступница у нас! Перед вечерней в скиту были некоторые «дела», в коих принимал участие и я. Становилось уже темно: пора было служить вечерню; а после – читать правило к причащению. На все это нужно достаточно времени. А «дела» еще не закончены. И я подумал: «Не буду служить на предпразднство. Тем более что только ныне служил литургию. Да и отдохну немного». Так и сказал сожителю скитскому. А он иначе взглянул: «Завтра уже праздник начинается – лучше бы служить». Я и сам внутри сознавал это. Стало совестно. И я согласился. После вечерни прочитал правила – «готовился». Но был наказан за свое «не буду». Утром открылось такое нездоровье, что я при всем желании не мог бы служить, и не служил не только литургии, но даже и утрени почти не стоял. И сразу понял я, что был наказан: мне, грешнику, нужно бы радоваться, что даруется милость Божия – служить спасительную литургию; а я еще дерзнул отказаться: точно я кому-то доставляю услугу. О окаянство наше!.. Дай Кому? Заступнице же моей!.. И наказание было достойным и праведным! Пишу это совсем не ради описаний личных чувств «из дневника», а для того, чтобы показать: как внимательно нужно готовиться к праздникам!.. После обеда я пошел из скита в монастырь, к празднику Малой Госпожи, – в отличие от Великой Госпожи, Успения. Ходу часа два – два с половиной, если не спешить. Ходу – девять километров. И стал я в пути размышлять о празднике. И первые мысли остановились на самом времени праздника. Как мы знаем, по церковному счету новый год начинается не с января, а с сентября. И первый праздник в церковном году – Рождество Богородицы. У Господа и в Церкви ничего нет случайного. И это обстоятельство, что праздники начинаются с Богородичных событий, а не со Спасителя, весьма хорошо и разумно. С одной стороны, ясно – потому, что Божия Матерь предшествовала Своему Сыну и Сыну Божию. Но есть и другой смысл: к праздникам Господским нужно еще подготовиться, подойти, – а это можно лишь постепенно делать. Представим себе: если бы после Преображения и Успения, столь славных праздников, вдруг открылось бы Рождество Христово?! Это было бы не по силам: перегружение, неподготовленность. Нужно, наоборот, так установить, чтобы великие Господни дни приближались постепенно и издалека, чтобы был перерыв…

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Иисус Христос взошел в Небесную Славу в преображенном человеческом Теле. В том, которое страдало и воскресло (по Воскресении плоть Спасителя – прославленная). Каковы главные особенности богослужения праздника Вознесения Господня? Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей – красного цвета. Каковы главные особенности иконы Вознесения Господня? Иконы Вознесения Господня, как правило, четко соответствуют единой иконографической схеме. На иконах этого типа изображаются все двенадцать апостолов, между которым – в центре – стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Фигура Христа традиционно пишется в обрамлении облака славы, в сопровождении ангелов. На некоторых иконах есть интересная деталь – на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги. Почему в иконографии Вознесения наряду с прочими апостолами изображается апостол Павел? Традиция отмечать на изображениях Вознесения Господня святого апостола Павла имеет достаточно древнее происхождение. Такое иконографическое решение используется, например, в Евангелии Раввулы (586 г.). Если следовать строго исторической линии, можно подумать, что подобное изображение не соответствует действительности: ведь в первое время существования Церкви Павел (Савл) был гонителем христиан и, конечно же, не присутствовал при Вознесении в числе ближайших учеников Господа Иисуса Христа, свидетелей этого чуда. Между тем, иконография, отображая это событие, выходит за рамки буквальности, воспроизводит большее, чем исторический факт пространственного перемещения Мессии с земли в Дом Отца. Воспроизведением в общей группе апостолов апостола Павла подчеркивается та несомненная истина, что Вознесение не было частным событием из жизни Спасителя и Его ближайшего окружения, а имело значение для всей Церкви.

http://azbyka.ru/voznesenie-gospodne

К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня. В XVI–XVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине XIX века. В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»: Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября; Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа. В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник». Предпразднства и попразднства Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010