15) ( τς μτρου χαρ ς) О, безмерна была та радость, какую получили (сии) мудрые ученики Господа! И они сошли вместе с Ним с горы, поспешая благовестить (о сем) и прочим (своим соученикам). Но может быть, вы спросите, почему (любовию) божественною сии теперь предпочтены прочим (своим) сослужителям. А я на сие не скажу ничего новаго или особеннаго, а (только) то, чему научают речения мудрыя, боговдохновенныя, которыми благоугождается 5 Отчее сияние. 16) ( Συνν) По достоинству вместе с ними был Петр, как любящий более, чем все прочие, и как уже получивший дерзновение на первоначальное откровение ( ποκλυψιν) (т. е. исповедание его), почему он и называется Петр. Был вместе с ним и сын Зеведеев. Ибо всех Спаситель любил его паче всех; он же, притом, и девственник, и один называется возлежавшим на персях (Христовых). Почему он преисполнен благодати и богословствует об Отчем Сиянии. 17) ( κοβος) С ним взят был Иаков, мудрый брат Иоанна, слышавший вместе с ним (Божественный глас на горе) и призванный вместе с Господом пить чашу, то есть, участвовать в страданиях Его, и подвизаться даже до смерти за славу Божию. И он явился твердым, когда Ирод намеревался много облагодетельствовать евреев, если бы кто (из них) умертвил проповедующаго Отчее сияние. 18) ( Νν ον) Итак ныне, Ты, великий Боже, сотворивший все словом Своим, чудесно просвещающий иереев и царей, возвесели и народ Твой во свете и силе Твоей;– Ты, посылающий нам лучи Своего милосердия и прогоняющий всякое находящее на нас помрачение, возниспосли на нас великия милости Твоя, да пребудем несмущенными, имея стеною, Господи, Рождшую Тебя, Отчее сияние. Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 174–178. 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство. Как уже отмечалось, праздник Успения Божией Матери предваряется довольно строгим двухнедельным постом. Успенский пост - наименее древний из четырех годовых постов. Он появляется впервые лишь около XI столетия. Тем не менее, его устав весьма строг: так, на протяжении Успенского поста устав даже рыбу дозволяет вкушать лишь один раз - в праздник Преображения Господня. Кроме того, в этот строгий пост и растительное масло разрешается уставом для употребления лишь по субботам и воскресеньям. Успение имеет только один день предпразднства и, вместе с тем, целых восемь дней попразднства; таким образом его попразднство продолжительней не только попразднств всех Богородичных, но даже и многих из Господских двунадесятых праздников. Отдание Успения совершается 23 августа ст. ст./5 сентября н. ст.. 7) Важнейшие черты праздничного богослужения. На праздник Успения Божией Матери богослужение совершается в голубых (Богородичных) священнических облачениях. Чинопоследование службы праздника содержится в месячной Минее - в августовском томе. Праздничное богослужение совершается в виде торжественного всенощного бдения с литией. На следующее утро - в самый день Успения - служится Божественная Литургия. На третий день, как уже указывалось выше, совершается чин погребения плащаницы. Эта плащаница подобна той плащанице Христа, которую можно видеть в православных храмах на Страстной седмице, однако, она изображает уже не Господа, но лежащую во гробе Богоматерь. По образцу утрени Великой Субботы (совершаемой вечером в пятницу на Страстной) перед успенским погребением плащаницы прочитываются " похвалы " , посвященные Богородице и Ее Успению. Затем происходит торжественное обхождение с плащаницей вокруг храма. Тропарь праздника: " В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша " . Перевод тропаря на русский язык: " Богородица, Ты при рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира; Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни (то есть Христа, даровавшего всем вечную жизнь, и Самого именуемого Жизнью), и Своими молитвами избавляешь от смерти наши души " . В тропаре подчеркиваются чудесные особенности обстоятельств Рождества Христова, определившие и те удивительные события, что сопровождали Успение Богоматери. Став Матерью Бога, Источника и Подателя жизни для всего существующего, Она не могла умереть - в привычном смысле этого слова - а лишь перешла от временной жизни к жизни истинной, подлинной, вечной.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона. Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере. Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. Затем указанный припев поется к тропарям первого канона 33 . На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября. На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. 10 Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника. 14 Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Когда Господь это все сказал фарисеям (а они были люди довольно сообразительные), они быстро все поняли. Уж не знаю, поняли ли вы, но они все поняли и говорят: ну, тогда лучше не жениться. Вот что верно, то верно. И апостол Павел говорит: жениться можно, но мне вас жаль, будете иметь скорби по плоти. Потому что когда человек не связан брачными узами, он всю свою душу может отдать Богу. У него нет никаких забот: сварил в понедельник кашу и ешь до пятницы, и не надо ни готовить, ни стирать – имеешь одну смену белья, ну и хватит. Не надо этого всего обычного семейного обустройства. Захотел спать – постелил в уголке, поспал, и все, отряхнулся, личико умыл и пошел. И не надо ни дачу строить, ни детей вывозить за город, никаких прививок, бессонных ночей, ни забот, ни хлопот. Всю свою жизнь можно Богу отдать. Но это уже, как Господь сказал, кто может вместить. Большинство людей это вместить не могут, потому что человек немощен и от Бога ушел далеко. И трудно ему приблизиться к Богу настолько, чтобы ту любовь и духовную, и душевную, и телесную, которую он получает в браке, Господь бы ему возместил в сто, в тысячу крат. Это очень трудно. Все люди не духовные, а душевные и ищут душевного: по головке погладить, в шейку поцеловать, ласковое слово сказать, обняться, поговорить по душам. Потому что с Богом по душам говорить – это очень тяжкий подвиг. Правило, утренние и вечерние молитвы почитать, так сказать, от Бога отделаться – это легко, но подвиг молитвы нести – это уже трудно. А в любви человек нуждается. Вот поэтому и ищет, куда бы ему приткнуться, в чье бы плечико. Вместе лучше, легче. Поэтому Господь, зная нашу немощь, еще когда создал Адама, поглядел на него и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал... жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это, конечно, удел большинства. Но если мы внимательно посмотрим на церковную историю, то увидим, что многие самые выдающиеся духовные люди, как правило, были девственниками: Иоанн Богослов, апостол Павел, Иоанн Кронштадтский . Потому что любовь их к Богу была такова, что они не могли ее никак поделить. Это были люди очень цельные и направленные на Царствие Небесное. Человек, живущий в браке, конечно, никогда не достигнет того в духовной жизни, чего может достичь девственник, как Григорий Богослов , или Иоанн Златоуст , или Василий Великий , или множество святых угодников Божиих, которые прямо с пеленок служили Богу, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский . Они не могли свою любовь к Богу делить с заботами о семье, потому что семья требует очень много забот и хлопот. Хотя семья – это тоже школа любви, но тем не менее девство, конечно, выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Предполагаете ли Вы принесение высоко чтимых в православном мире честных мощей святителя Иоасафа в другие епархии Русской Православной церкви? Периодически с ковчегом мы приезжаем в другие епархии. Вот сейчас по благословению Патриарха Кирилла после торжеств 17 сентября, начиная с 23 сентября, мы посетим Украину Прилуки, место, где родился святитель Иоасаф, затем Нежин, другие памятные места, связанные с именем святителя. В 1911 году предпразднство белгородских торжеств началось на родине святителя Иоасафа в Полтавской епархии, и первой святыней, с которой направились в Белгород паломники, был образ святителя Афанасия Лубенского, Патриарха Константинопольского, нетленно почивавшего в Лубенском Мгарском монастыре. Ныне святые мощи Афанасия Сидящего покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Харькова. Говорят, что все, кто приходит с верой к сидящему в кресле святителю, получают от него помощь. Особо почитавший его святитель Иоасаф первый возбудил ходатайство пред высшей церковной властью о прославлении святителя Афанасия, который дважды являлся ему при жизни, о чем можно прочитать в книге «Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление». В преддверии торжеств мощи святителя Иоасафа из Преображенского собора Белгорода были перенесены в другое место… 19 августа 2011 года, в день престольного праздника Преображения Господня, сотни верующих приняли участие в традиционном крестном ходе с мощами святителя Иоасафа, которые из Преображенского кафедрального собора были перенесены в Николо-Иоасафовский собор, где святыня будет пребывать до 16 сентября. Отсюда святые мощи будут перенесены в восстановленную пещерку. Сюда прибудут пять крестных ходов. У мощей святителя совершается и сейчас немало чудес. Владыка, а Вы можете рассказать о чудесах святителя Иоасафа? Из личного опыта мне вспоминается вот что. Однажды мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Мы приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624593...

Храм Утешителев освященный твой ум, страстотерпче, показася,/сего ради тя верою почитаем. Умерщвление живоносно плотию Пострадавшаго/изобразил еси плотию твоею, преблаженне,/и истинней жизни сподобился еси. Державу беззаконнующих, укреплься Духом, низложил еси/и законы Господни, преславне мучениче, удержал еси. Богородичен: Разрешися клятва,/преста же печаль рождеством Твоим, Всеблагословенная Отроковице,/верных веселие, Пренепорочная. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный Источниче,/лик себе совокупльшия, духовно утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Владычествуяй тварию всею, виден бысть, зрак раба прием,/имже Божества неприступное сияние учеником показал есть,/якоже вмещаху зрети. На гору идет облистати славы Солнце, Христос,/и свыше сияющую денницу омрачити светом,/Егоже зарями сияюще, предпразднуим днесь. Живота вечнаго исполняя глаголы, предста Христос,/показуя в Себе вещи другом разумети, якоже благоволи,/Отеческую славу блистающую. Ин Ирмос: Ты еси утверждение/притекающих к Тебе, Господи,/Ты еси Свет омраченных,/и поет Тя дух мой. Стал еси пред судищем, исповедуя Бога Царя, мучениче мудре,/плоть вземшаго, и человеки наздавшаго. Жертва непорочна, всесожжена угльми мученическими,/иже от Девы принесеся Углю. Водами духовными наводняем, славне,/мутныя многобожия изсушил еси струи. Богородичен: Все мое желание к Тебе движу, Чистая Владычице,/плотских похотей мя вскоре премени. Седален святаго, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Мученика Евсигния похвалим,/яко всю упразднившаго лесть силою Христовою и веру уяснившаго:/претерпе бо муки поистинне, и обличи мучителей суровство все,/и венец победы десницею Божиею прият. Слава, и ныне, предпразднства, глас тойже. Подобен: Удивися Иосиф: Готовися ныне, Фаворе, се бо грядет Христос,/Божества зарю паче ума показати на Тебе славным учеником, якоже можаху./Илия и Моисей страхом предстояста, облак же Света осеняше,/и глас слышашеся свыше от Отца Светов, глаголющ:/Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бывает, конечно, что плохо смотрел. Бывает, что и родители плохо смотрят за детьми, недостаточно хорошо их воспитывают, и те потом начинают пить или попадают в тюрьму. У некоторых из нас детки сидят в тюрьме. Но ни одна мать, даже если сыночек в тюрьме сидит, не придет в ЗАГС и не скажет: разведите меня с моим сыном. А ведь сын по сравнению с мужем есть дальний родственник. Детей можно родить сколько угодно, детей можно даже из детского дома взять, если не хватает, но муж может быть только один. Люди же в безумии считают, что с мужем можно разводиться – видите ли, не повезло. Конечно, если ты непромытыми глазами смотрела, что это за человек: ходит ли он в церковь , знает ли Священное Писание, из какой он семьи, что у него за папа, что за мама, к чему он привязан, к чему пристрастен, – если вот так наобум вступила в брак, то можно и не угадать. Но уж тогда надо терпеть до конца. Да, бывает, не повезет с мужем, бывает, не повезет и с детьми, бывает, не повезет с квартирой, с внуками. И что же теперь? Ну, квартиру с тяжким трудом можно поменять. А как поменяешь родную мать? Если она недостаточно пригожа, недостаточно прилежна, как ребеночек маленький может ее заменить? Скажет: мамочка, я с тобой развожусь, ты мне не нужна, я ухожу к другой? Это же совершенно дикая картина. И мамы со своими детьми не разводятся, потому что ребеночек воспринимается как собственность: это мое. Именно поэтому детей и уродуют воспитанием, потому что не благоговеют перед их личностью, хотят их не по образу и подобию Святой Троицы воспитать, а именно по своему образу. Поэтому всегда между родителями безумными и детьми бывает борьба. Вот и выходит, что ребенок – это мое кровное, а муж воспринимается как нечто пришедшее извне. И такое восприятие супруга есть тяжкий грех. Надо всегда помнить, что муж и жена – это не два человека, а одно существо, которое называется семьей. У мужа и жены должно быть все общее, начиная от мыслей и чувств и кончая друзьями и знакомыми. Ничего отдельного от супруга существовать не может. Господь так это все задумал. Поэтому насколько мы от этого идеала отдаляемся, в ту меру и страдания в браке увеличиваются. Если мы строим свой брак не на Христе, не на заповедях Божиих, то все может очень быстро разрушиться. И у многих из нас уже разрушилось. Это почти неизбежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо». Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите». За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском. В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения. Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст. На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

http://pravoslavie.ru/31600.html

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным – с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем, когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо». Утреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует Литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем, священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи, после возгласа диакона: «Иереи, изыдите». За Литургией, а равно и на утрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы. И читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и славянском. В конце Литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения. Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко Крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд Крещения. В самый день праздника на Литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст. На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа. Чин освящения плодов на Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На утрени. Седален: «…Смешение наше преобрази, Спасе, Божественною Твоею плотию сооблистав тому, и отдаждь первейшее достояние нетления, яко Милосерд, да Тя вси славословим, единаго Бога нашего»). В день Преображения Спасителя всё человеческое естество Божественно заблистало Божественным преображением, ибо, преображаясь, Христос спасает всех (Там же. Канон предпразднства, песнь 6, Кондак: «Божественным днесь Преображением человеческое естество просиявает Божественно, в веселии зовуще: преобразуется Христос, спасаяй вся»). Своим Божественным Преображением наш Творец извлек из тления Богообразное человеческое существо, древле грехом предавшееся тлению, и обожил человеческий разум; Христос преображается, спасая всех (Там же. Икос: «Преображением Божественным, зрак наш, иже древле тлением растленный, во адовых сокровищах праотца Адама, днесь Зиждитель из тли возведе, обожает наш разум; преобразуется Христос, спасаяй всех»). Огнем Божества Владыка Христос преобразил наше человеческое естество и осиял его первообразным безсмертием (Там же. На утрени, на стиховне стихиры: «Христа славословим, наше огнем Божества преобразивша естество, и якоже прежде нетлением облиставша»). Светлый день Христова Преображения – это день просвещения и обожения человеческого естества. В тот день Богочеловек Христос Своей всемогущей и спасительной силой объял почерневшее от греха человеческое естество и, просветив его, обоготворил (6 августа. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на малей вечерни, на стиховне стихиры: «Днесь Христос на горе Фаворстей Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела»). Блистая сиянием ослепительного света Своего преславного Божества, Владыка Христос на Фаворе просветил мip (Там же. «Христос же со славою облистав на горе, мip просветил есть»). Своим величественным Преображением Господь Иисус Христос возвестил предвечную тайну, бывшую дотоле сокровенной (Там же. На велицей вечерни. На Господи воззвах стихиры: «Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори страшное Твое Преображение Петру и Иоанну и Иакову»), и человеческие очи узрели невиданное: тело земное – блистает Божественным сиянием, тело смертное – излучает славу Божества.

http://pravoslavie.ru/48146.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010