Исп. Ч. I, отв. на вопр. 68). Вопр. Где находится ад или геенна? Отв. О сем были разные мнения. Одни, на основании слов Писания ( Чис. 16:30–34 ; Иез. 26:20, 31:18 ), представляли ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней. Другие, как наприм. св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, говорит св. Златоуст, вне всего этого мира. Как царския темницы и рудокопни бывают вдали; так и геенна будет где-либо вне этой вселенной. Впрочем, присовокупляет он, что тебе до этого за дело?.. Будем, доискиваться не о том, где она, но как бы избежать ея». Вопр. В чем состоят мучения грешников во аде? Отв. 1) В том, что они удалены от света лица Божия ( Мф. 7:23 ), и заключены в темницу духов ( 1Пет. 3:19 ), а одно это отвержение от Бога есть наказание величайшее. 2) Лишены участия в Царствии небесном, в блаженстве праведников, а ввержены во тьму кромешнюю ( Мф. 22:13 ). 3) Чувствуют угрызения совести за свои грехи, которая терзает их непрестанно, как червь неумирающий ( Мк. 9:44 ). 4) Находятся в сообществе злых духов. 5) Терпят разные продожительные муки ( Лк. 16:23 ; Мф. 22:13 ). Вопр. Для всех ли одинаковы адские мучения? Отв. Должно думать, что мучения грешников во аде, без сомнения, не одинаковы, а по праведному суду Божию – соразмерны преступлениям каждого ( Лк. 12:47, 48 ). И соответственно этому можно думать, что ад имеет свои частные обители, свои особенные отделения, из которых одно называется собственно адом, другое – геенною, третие – тартаром, четвертое – озером огненным. В Апокалипсисе ад и озеро огненное различаются ( Апок. 20:13, 14 )... Увы мне! так восплачутся грешники во аде. Увы мне, что не сверг с себя тяжкого бремени греха, но привлек кучу этих зол! Увы мне, что не омыл я скверны моей, но заклеймен грехами... О, лукавые мои рассуждения! За временное наслаждение греха, бессмертно мучусь; за удовольствие плоти теперь предан огню (у св. Василия Великого ). Зовете вы меня к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. На чем основываются молитвы за умерших в Новом Завете? Отв. На Заповеди Апостола: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Умершие братья, после телесной смерти, живы пред Господом ( Лк.20:38 ) и молятся за нас ( Откр.6:9, 10 ). И мы обязаны молиться об упокоении их душ, – тем более, что умираем мы все с согрешениями ( Иак.3:2 ). А у Бога возможно прощение грехов после телесной смерти человека ( Мф.12:32 ). Вопр. Каким образом с этой верой согласить слова притчи Христовой: «между раем и адом пропасть великая утвердилась, так что хотящие перейти ее не могут» ( Лк.16:19–31 )? Отв. Приведенные слова притчи Христовой относятся к Ветхому Завету, когда на земле царили Моисеев «закон и пророки» ( Лк.16:29 ). Тогда ад не был побежден страданиями Христа. Ныне же крестной смертью Господа открыт свободный переход из ада в рай ( 1Пет.3:18, 19 ). Этим переходом сами «хотящие» покойники воспользоваться не могут. Они не в состоянии уже обнаружить добрых дел любви и милосердия к ближним ( Мф.7:21 , ср. гл. 6). Потому мы и должны содействовать их спасению своими братскими молитвами ( Ин.15:7 ). Вопр. Что еще усиливает значение наших молитв за умерших? Отв. Вера в то, что теперь нет еще окончательного суда над умершими. До страшного пришествия Христова и праведники лишь отчасти блаженствуют ( Откр.6:10, 11 ). Полный суд над умершими людьми откроется после второго пришествия Христова, когда солнце померкнет, луна не даст света своего и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ). Этого «страшного» пришествия Христова еще не было, а потому грешники пока ждут последняго решения своей участи. Теперь за них полезно и необходимо молиться, – как молились с древности все подвижники и святые отцы Православной Церкви. Глава пятая. О таинствах церковных Вопр. Можно-ли христианам говорить о таинствах своей веры, когда Господь сказал «нет ничего тайного, что не было-б узнано» ( Мф.10:26 )? Отв. Действительно: о явлении Сына Божия в мир нами «узнано» из Евангелий. Но как совершается во Христе наше спасение? Как действует в нас Дух Святой? Этого постичь нельзя ( Ин.3:8 ). Это – тайна. Потому Апостол написал: «диакони должны быть... хранящие таинство веры в чистой совести» ( 1Тим.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Какое наставление из сего выходит? Отв. 1) Должно нам трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствии бедствия, опасаться от врагов, которые тщатся заградить путь к отечеству нашему, и просить помощи Божией, да она укрепит нас в подвиге сем и подаст нам течение скончать, веру соблюсти и прийти в оную страну живых. 2) Ежели отечество наше на небесах, и настоящее житие наше есть странствование: то почто христиане здесь припасают себе толико стяжаний, как бы на веки здесь им жить? почто столько созидают домов? почто столько притяжевают земель, отчин, крестьян? почто умножают добро, сребро, злато и пр.?.. Все сие оставят на земле, и ничего с собою не возьмут: ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем ( 1Тим. 6:7 ). Но и самое тело, которое в мир сей внесохом, оставим погребенное в земле. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту. 3) Христианам, которые хотят богатеть в мире сем, надлежит внимать тому, что Апостол глаголет: ( 1Тим. 6:9 ), и что Христос Бог с высоты славы Своей: безумие... яже уготовал еси вся, кому будут ( Лк. 12:20 . Част. 9, гл. 3)? О грехе святитель Тихон от святых уст св. Иоанна предлагает вот что: грех есть всех зол причиною. – Грех есть болезнь души. – Грех человеков творит скотами. – Грех есть велие пьянство и зло. – Нет ничего тягчайше греха. – Грех есть проказа. – Грех есть тяжкое расслабление. Лучше нагому ходить, нежели обременившемуся грехами быть. – Грех злейший есть демона. – Грех есть корень смерти. – Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное. Вот почему св. Златоустый неопустительно в известный час сию творил молитву: Господи, еже согреших словом, делом, помышлением, прости ми. Вопр. Что есть грех , вопрошает святитель Тихон, изъясняя тайну покаяния? Отв. Грех есть преступление заповеди Божия. Вопр. Для чего грех называется смертным? Отв. поскольку наносит душе смерть вечную. Вопр. Колико грехов смертных? Отв. Седмь: 1) гордость, т. е. безчинное власти и славы желание; 2) лакомство, т. е. безмерное желание внешних благ, чтобы иметь богатство и стяжание (любостяжательность); 3) блуд и нечистота, т. е. бесчинное вожделение плотского осквернения, или самым делом похоти телесной исполнение; 4) обжорство или чревоугодие, т. е. безмерное ядения и пития употребление; 5) зависть, т. е. печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость же и веселие о зле; 6) гнев, т. е. безмерное желание отмщения; 7) леность или уныние, т. е. студеность и нерадение о душевном спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

4) Св. Иоанн. Имя его еврейское, и значит – благодатнаго, или Богу приятнаго, был иудеянин, из Галилеи; прежде был рыбарь; имел весьма горячее сердце, но благодатию Духа прекротким сделался. Христос, его и брата его Иакова назвал воанергесом, т. е. с сирского языка: дети грома ( Мк. 3:17 ). Он своими глазами, с Петром и братом своим Иаковом, видел преобразившегося Иисуса Христа. Христос самою нежною любовию любил его; почему и на персях Христовых возлежал он. Христос ему со креста поручил Матерь Свою: се Мати твоя, рек Он ( Ин. 19:27 ). Евангелие свое написал он в 101-е лето по вознесении Господа. Вопр. Что есть Евхаристия ? Отв. Евхаристия, ответствует свят. Тихон, есть тайна, в которой преподается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, и в которой истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос. Вопр. Какая материя или вещество требуется для Евхаристии? Отв. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное. Вопр. Какими словами окончательно совершается самое таинство? Отв. Сими: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым; и тогда существо хлеба претворяется в существо тела Христова, а существо вина – в существо крови Христовой, действием Святого Духа. Вопр. Что надлежит хранить в тайне сей? Отв. Четыре сии: 1) да будет иерей законно хиротописанный (т. е. посвященный): ибо никто не может совершать тайну сию, кроме архиерея и иерея. 2) Да будет подобающая тайне сей вещь (вещество), т. е. хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иною мукою; также и вино да будет естественное, не притворное (не поддельное) и не смешанное с чем, ниже во оцет (окись) претворившееся, ниже оплесненное, – но чистое в себе самом. В него на проскомидии да вливается мало воды, как научает в служебниках чин. 3) Да будет престол освящен самим архиереем, там, где имеет приноситися бескровная жертва; или вместо престола, да будет, по крайней мере, антиминс, освященный от архиерея. Никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея. 4) Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина пременитися в существо тела и крови Христовой действием Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Мытареву обычаю поревнуем, кичение возношения далече отметающе (оттуда же). Высокоречия убежим фарисеева, смирению же навыкнем мытареву... Святый Иоанн Златоустый , изъясняя притчу о фарисее и мытаре, вот что внушает нам: «станем здесь, братия, скорбеть и плакать о грехах... Но тебе стыдно разсказать о грехах своих?.. Стыдно грешить, а не исповедовать грехи; – и что я говорю, что памятование о грехах не постыдно? Не столько прославляет нас память о добродетелях, сколько воспоминание о грехах. Напротив еще, память о добродетелях не только не прославляет, но и подвергает стыду и осуждению; а памятование о грехах сообщает нам всякое дерзновение и оправдание. Кто говорит об этом? Фарисей и мытарь. Ибо этот, открывши грехи свои, вышел из храма оправдан; а тот, разсказавши о своих добродетелях, вышел униженный пред Богом. Видишь ли – какой вред от памятования о своих добродетелях? И какая – напротив, польза, от незабвения грехов?.. Но недовольно сказать: я грешник; надобно припомнить и каждый вид грехов: потому что, как огнь, упавши в терние, легко истребляет оное; так и душа, часто у себя перебирая грехи, легко их истребляет и изглаждает. Бог же, побеждающий беззакония, истребляющий неправды, и от грехов да освободит нас, и царствия небеснаго да сподобит, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него же и с Ним же Отцу, купно со Святым Духом слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вопр. Что есть миропомазание ? вопрошает святой строитель таин Божиих – Тихон в своем наставлении духовенству. Отв. Миропомазание есть таинство, в котором даются нам от Духа Святого благодатные дары, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Вопр. Какая материя или вещество сего святого таинства? Отв. Миро святое, от Архиерея освященное. Вопр. Какая форма или совершение таинства миропомазания? Отв. Сии слова: печать дара Духа Святаго. Аминь. Вопр. Что подобает хранить в тайне сей? Отв. Две вещи: 1) да будет Миро святое, неповрежденное в своем благоухании. Ибо Миро, не имеющее благоухания, или возсмердевшее, недовольно (недостаточно) к совершению Тайны, яко пременися существо, изменившуся благоуханию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Третий хороший его приём – это подтверждение учения православной Церкви доказательствами из сочинения самого Перетрухина. Вот как он употребил его. Указавши вышеприведённые противоречия в словах П., о. Ш. продолжал „ Чтобы вам ещё яснее была вся неправда и ложь изворотов г. Перетрухина, я хочу познакомить вас с следующими словами самого Перетрухина, написанными им в его книге: „Меч духовный“. Вам всем известно, что у вас не было трёхчинной иерархии и седми таинств. А Перетрухин в своём „Мече“ говорит: „В Церкви Бог установил священство и седмь таинств церковных, якоже видим из слов св. апостола Павла: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. зач. 44). В благовестном же Евангелии в толковании на зачало 95 от Луки объясняется, что в Церкви должны быть три чина иерархии (Отв. на 4 вопр. беспоповцев). У вас не было священства. А Перетрухин говорит беспоповцам: „Священства ли взыщеши? и сего они не имеют; без священства же спастись невозможно“ (Отв. на 3 вопр.). В начале своих ответов (в предисловии) Перетрухин уподобляет даже беспоповцев еретикам за то, что неции из них даже не веруют оным (трёхчинной иерархии) пребывати до скончания века, вопреки св. Евангелию и учению святых (Лук. зач. 95. Кирил. л. 77, Кн. о вере гл. 7). Но и сам, подобно беспоповцам, также учит, что Церковь Христова может лишиться главного иерархического лица. В ином месте Перетрухин говорит: „наша православная христианская Церковь приемлет все совершенно седмь таинств церковных, и вселюбезно проповедует оным быти до второго пришествия Христова. И сие неоспоримо“ (1 гл. отв. на 11 вопр.). Общество, не имеющее всех седми таинств, Перетрухин называет „нечистым колодцем“. „Вот таковой-то, говорит, есть нечистый колодязь, лишившийся благодатных даров, в преподаянии седми церковных таинств, преданных от Христа Спасителя; и от такового то их безблагодатного источника уже не может изливатися приснотекущая, чистая вода учения Божественного писания; о таковых безошибочно можно заключить, что эти беспоповские общины есть сонм злых и нечестивых людей (Кат. гл. 25). Понеже по всей поднебесней не имеют седми церковных таинств“ (Отв. на 3 вопр. беспоповц.). Так как и ваше общество „по всей поднебесней“ не имело седми церковных таинств, то и оно, по суду Перетрухина, есть нечистый, безблагодатный колодезь, сонм злых и нечестивых людей, а не святая Церковь“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Десятословие, по обязанностям нашим к Богу, предписывает, чтобы мы единого Бога, яко благого и высочайшего благодетеля, любили паче всех вещей и паче себя самих ( Мф. 22:37 ). Вопр. Кто грешит против сего? Отв. Те, кои безмерно себя самих или иную какую тварь любят и к ней всем сердцем прилепились, так, что от ней отстать не могут. Таковы сребролюбцы, плотоугодники и пр. 5) Десятословие, по должности нашей к Богу, требует, чтобы на Него единого наше все упование возлагали и от Него единого помощи искали. Вопр. Кто преступает сие? Отв. Те, кои, в противных случаях (т. е. в несчастиях), прибегают к людям и помощи ищут от богатства, или надеются на свою силу и сан. Проклят человек, иже надеется на человека ( Иер. 17:5 ): таковой оказывает сомнение и неверие в Промысл Божий. 6) Десятословие, внушая нам долг наш к Богу, требует, чтобы мы имя Его Святое, подражая небесным силам, славословили; и для сего в Церковь на славословие, наипаче – в дни праздничные собирались. Вопр. Кто грешит против сего? Отв. Грешат те против сея обязанности, кои, вместо посещения Церкви, на охоту отъезжают, или иным делам житейским и увеселительным предаются; весьма грешат помещики и домовластители, которые своих крестьян во дни праздничные работать принуждают, и отъемлют у них время потребное для исполнения высших духовных обязанностей, для спасения своего. Вопр. Десятословие божественное чего требует от нас, по отношению к ближним нашим ? Отв. Все требования десятословия, по долгу к ближним нашим, заключаются, говорит иже во святых отец наш Тихон, в сих кратких словах Евангелия: еже аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лк. 6:31 ). То есть, чего хощем себе от ближних наших, то самое должны и им творить: и чего не хощем себе от них, того не будем и им делать... В сем разуме – все шесть заповедей десятословия о любви к ближнему преподаны. Так, напр. хочешь ты, чтобы, в силу пятой заповеди, тебя дети почитали: должен и ты сам родителей почитать... А под именем отца в пятой заповеди не токмо отец естественный, но и всякая власть, духовная и светская, как-то: монархи, пастыри, проповедники, судии, градоправители и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ибо написано: по плодам узнаете их ( Мф.7:16 ). И в другом месте: потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). И в послании Иоанна: а что мы познали Его (Иисуса Христа), узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.2:3 ). Но дабы каждый удобнее мог понять, что есть христианская добродетель, говорим, что добрые дела состоят в исполнении заповедей Божиих, которые человек соблюдает охотно при помощи Божией и при содействии собственного разума и воли из любви к Богу и ближнему, не имея ниоткуда никакого препятствия, собственно, так называемого. Испов., III., отв. на вопр.3. См. также выше (разд.4) Испов. I, отв. на вопр.81. Естественная добродетель хотя возможна, но недостаточна для спасения. Отсюда очевидно, что сделанное человеком добро не может быть грехом, ибо добро не может быть злом. Будучи естественным, оно делает человека только душевным, а не духовным и одно без веры не содействует ко спасению, однако же не служит и ко осуждению; ибо добро, как добро, не может быть причиною зла. В возрожденных же благодатно оно, будучи усиливаемо благодатью, делается совершенным и соделывает человека достойным спасения. Посл., гл.14. Единство христианской добродетели, по существу, и разнообразие в обнаружении. Какое понятие должно иметь о тех делах, за которые Христос обещает блаженство? Сии добрые дела так соединены между собою, что, если кто имеет одну добродетель в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих... Испов., II, отв. и вопр. 63. Необходимейшие добродетели, без которых никто совершенно не может спастись, три: Вера, Надежда, Любовь . Апостол исчисляет оные в сих словах: теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор.13:13 ). Испов., III, отв. на вопр.4. От сих трех главных и начальных добродетелей какие добродетели рождаются? Следующие три: Молитва , Пост и Милостыня. Они, произрастая от Веры посредством Надежды, одушевленной Любовью, соделываются благоприятными Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Вопр. Какия же изображения Бог грозно запрещает во Святом Писании? Отв. Изображения ложных богов, – идольския изображения или кумиры ( Исх.20:4, 23 ; Дан.14 ). Этими бездушными истуканами в древности люди заменяли себе Истинного Бога, – и потому кумиры особенно противны Господу. Вопр. Можно-ли покланяться пред святыми иконами? Отв. Бог повелевает это делать. В Ветхом Завете Иисус Навин «упал на землю пред ковчегом Господним» ( Нав.7:6 ). Псалмопевец Давид покланялся пред святым храмом Божиим ( Пс.137:2 , Пс.26:4 ). Следовательно, можно и христианам кланяться пред иконами, не обоготворяя их. Вопр. Для чего зажигаются светильники пред иконами? Отв. Светильники духовно обозначают теплоту нашей веры и горение духа нашего у Престола Божия. – Зажигать светильники пред священными изображениями повелел Сам Бог пророку Моисею ( Исх.27:20, 21 ). В Новом Завете, в Откровении, показано, что служение Богу небесных духов сопровождается также горением светильников ( Откр.4:5 ). Христианам велено подражать небожителям ( Кол.3:2 ). И потому за православным богослужением возжигаются светильники. § 3. О почитании честного креста Вопр. По каким побуждениям православная Церковь почитает честной крест? Отв. Святая Церковь основывает почитание Креста Христова на ясных указаниях Слова Божия. – В посланиях Апостольских Христос называется «Жертвою» ( Евр.9:28 ) пред Правосудным Богом за грехи людские. Свою мученическую жертву Христос принес на кресте. Крест, следовательно, есть христианский «жертвенник, который мы имеем», по слову Апостола ( Евр.13:10 ). Во вторых, – придя в мир, Христос явил с Собою правду или оправдание людей перед Богом ( Рим.3:22, 25 ). Это оправдание наше Он совершил, пострадав за нас на кресте. Крест, таким образом, есть то «благословенное дерево, через которое бывает» или воссияла для нас «правда» Божия ( Прем.14:7 ). В третьих, для нас христиан крест служит, «знаменем» нашего спасения, которое мы воздвигаем на храмах и в домах своих для отличия их по наружности от татарских мечетей и домов неверующих во Христа (Ср. Чис.21:8, 9 и Ин.3:14 ). Крест видимый напоминает нам о том кресте духовном, который мы должны нести в своей жизни, по заповеди Спасителя ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

чашу. (См. выше §131). После этого изъятие частиц совершенно прекращается, и подающие на оные должны быть отсылаемы до другой обедни. §137. В некоторых местах есть обычай, что страждущие лихорадкой обращаются к священнику и просят его вынуть на обедне, кроме обычной девятичинной просфоры, такую же другую в память св. девяти мучеников, иже в Кизице (Феогния, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Февмасия и Филимона; см. апреля 29), в полной надежде, что Господь молитвами сих угодников избавит болящего от недуга. Священники не имеют надобности отказываться от исполнения этого обычая; ибо он основывается на древнем примере церковном поминовения св. угодников на проскомидии, а потому и по характеру своему и назначению не имеет в себе ничего предосудительного. Надобно только для того, дабы поминовение это имело свой смысл, чтобы священники, вынимающие частицы в честь помянутых св. угодников, заканчивали всегда это поминовение известными словами проскомидии: ихже молитвами, Господи, посети и исцели болящего раба или рабу твою NN. Таким же обр. по требованию желающих священник может поминать на литургии и других св. угодников, как напр. св. апостола Антипу в исцеление от зубной боли, Иоанна Крестителя от головной боли, Иоанна Воина с просьбою об открытии уворованной вещи, и т.п. §138. Что касается затем до поминовения простых верующих, то из живых православная Церковь наша поминает на литургии вообще всех христиан, какого бы вероисповедания они ни были, (правосл. исповед. ч. 1, отв. на вопр. 92), а из усопших она не молится за неверных, (иудеев, магометан и язычников), еретиков, (лютеран, социниан, кальвинистов и т.п.) и раскольников (т.е. раскольников наших в собственном смысле этого слова, римских католиков, греко-армян. и т.п., а молится только за одних православно-скончавшихся верных. (Сим. Солунск. Гл. 94 прав. исповед. ч. 1 отв. на вопр. 92). Кроме сего и из сих последних (т.е. православно скончавшихся) у нас не принято приносить бескровную жертву за самоубийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010