23-й вопр. Которые не имеют отцов духовных, как с таковыми поступить? Отв. Внушить, чтобы озаботились иметь отца духовного; не послушают, подлежат отлучению до исправления. 24-й вопр. Кто не был на исповеди много лет и помрет без исповеди, можно ли по нём петь погребение и поминать? Отв. Два случая внезапной смерти: первый живет человек, трудится, торгует, работает и получает внезапную смерть, – хотя бы долгие лета не исповедался, таковых нельзя лишать поминовения: дело исповеди есть средство покаяния самому себе, Ефремом Сириным изъявленное. В подобных случаях следует усугубить заупокойные пособия. Второй случай, аще ли кто идет, или в доме своём, или в публичном месте в бесчувственном пьянстве, блуде, прелюбодействах, т. е. явных безбожников, чуждых благодати, и случится им внезапная смерть, таковых не поминать. 25-й вопр. Кто у инославных бывает восприемником лично или по его согласию записан в метрики, какому наказанию подлежит? Отв. Отлучению до исправления и 6 недель посту; в случае, если записан в инославную метрическую книгу, без согласия и ведома его, наказанию подлежит. 26-й вопр. Кто бреет или стрижет бороду, как с таковыми поступать? Отв. Воспрещенное законом Божиим и свят. Церковью предано проклятию, лишаются соборного христианского погребения, и таковых отлучить от общей молитвы, а в случае смерти и с покаянием, погребение петь заочное, а в молитвенный храм тело не вносить. 27-й вопр. Развратившие христиане на курение или нюхание табаку какому наказанию подлежат? Отв. Естестворугательные табачные похотники, равные по вине с брадобритием, отлучить с верными в молитве, и ежели не оставят это пристрастие, то и на покаяние не принять; Иоанн Злат. естественный закон сознал равно за Божий закон. 28-й вопр. Кто стрижет голову не обычно, т. е. придерживаясь обычаю или моды инославных, как мужчины, так и женщины, какому подлежат наказанию? Отв. Мужской пол увещевать, – не послушают, то в моленной поставить позади всех, чтобы не соблазнял братий своих, и дозволить обще молиться, а женский отлучить от сообщения в молитве до исправления (прав. 15-е Корм. лист. 43-й, – жена стригущая власы проклята есть, и книга Лев.19:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопр. Каким образом произошел такой порядок? Отв. Этот обычай появился с древности. Его вызвала нужда. Во время Причащения множества людей еще при Апостолах стали замечаться беспорядки ( 1Кор.11:18–22 ). Исправляя все к лучшему, Апостолы и установило современные нам церковные обычаи. Вопр. На каком основании у православных за Причащением требуются нож, копье, лжица? Отв. На основании следующих соображений: Христос Распятый есть жертва за нас Богу ( Евр.9:28 ). Древния жертвы разрезывались ножом ( Лев.8:20 ). В память этого в Православной Церкви для причастного хлеба требуются ножи. Копье, употребляемое на проскомидии для прободения хлеба, напоминает нам собою то копье, которым Христос был прободен на кресте. – Однако ножом режут и копьем прободают у нас не Тело Христово, а простой хлеб, при начале литургийной службы. Лжица при Причащении, удовлетворяя нужде верующих, соответствует духовно тем клещам, которыми Серафим взял с жертвенника горящий уголь и очистил им уста пр. Исаии ( Ис.6:6 ). Вопр. Виновна-ли Церковь в том, что некоторые ее дети недостойно причащаются и после Причастия ведут себя распутно? Отв. Нет, не виновна, так же, как Христос не виноват за Своего недостойного Апостола Иуду. Недостойно причащающиеся суд себе едят и пьют, по слову Апостола ( 1Кор.11:27, 28 ). Церковь же всегда остается святою и непорочною ( Еф.5:26 ). § 4. О покаянии Вопр. Что подается от Бога христианам в таинстве покаяния? Отв. В покаянии Бог дарует нам прощение всех грехов, в которых мы каемся пред пастырями Церкви. Вопр. Из чего это следует? Отв. Во первых: крещение Иоанново покаяния совершалось «для прощения грехов» ( Мк.1:4 ). Во вторых, Господь сказал Апостолам по своем воскресении: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Вопр. Кто же прощает нам грехи? Отв. Господь Бог ( Лк.5:21 ). Однако видимыми раздаятелями благодати прощающей являются Апостольские преемники. Потому пред ними надо «признаваться» в согрешениях, как древле люди каялись пред Иоанном Предтечею, Апостолом Павлом и другими Апостолами ( Мф.3:6 ; ср. Деян.19:18 ; Ин.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, к-рые долго остаются в человеке и борют его» (Отв. 90/Ep. 165. 7-9). Скрывающий одолевающие его помыслы и не вопрошающий о них не исцелится (Отв. 317. С. 224), поскольку сам не может различать добрых помыслов от лукавых, этот дар стяжали только «достигшие духовной меры» (το μτρου το πνευματικο - Отв. 59. С. 44-46/Ep. 124. 68). Бог подает дар различения помыслов за «болезнование сердца» (κπος καρδας - Отв. 262. С. 200/Ep. 265. 22); «дело спасающегося - «истончить душу свою как паутину» (Пс 38. 12)» (Отв. 157. С. 115/Ep. 66. 33-34). В. В. дал совет авве Иоанну Миросавскому, готовившемуся к отшельническому уединению, как самостоятельно различать помыслы: «Всякий помысел, к-рому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны» (Отв. 21. С. 16/Ep. 21. 29-31). Осознание помыслов достигается ежедневным трудом - вниманием к ним и «рассмотрением себя». С одной стороны, для внимания им назначается определенное время; прп. Иоанн наставлял: «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Отв. 288. С. 213/Ep. 291. 18-22; ср.: Отв. 392. С. 269). С др., подвижник должен быть всегда готов к вниманию помыслам: «правило твое да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам» (Отв. 183. С. 137/Ep. 92. 27-28); «как только приходит помысел, испытай его и отсеки» (Отв. 177. С. 132/Ep. 86. 14-15). Если помысел проникнет в душу, то не должно отчаиваться; по слову В. В., в таком случае необходимо «воззвать самого себя, говоря: «Господи! Прости меня, имени ради Твоего святого; за нерадение мое я подверся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией»» (Отв. 667. С. 422/Ep. 660. 34-36). Чтобы не принимать вражеские помыслы, нужно избегать праздности и быть занятым духовным деланием (ср.: Отв. 134. С. 94). Страсти и их преодоление «Попирай страсти… чтобы они не попрали тебя»,- поучает Великий старец (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Отв. Ручательством в том служат для нас непогрешимые каноническия книги. Мы только то принимаем из неканонических книг за истину, что вполне согласно с книгами каноническими. Вопр. Какия же книги Библии признаются неканоническими? Отв. Книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломоновой, Иисуса Сына Сирахова, Послание Иеремии, книги Маккавейския, третья книга Ездры. § 2. О священном Предании Вопр. Что называется Священным преданием? Отв. Священное предание есть учение Господа, Апостолов и мужей Апостольских, переданное Церкви, как святыня, устно и не записанное в Библию . Священное Предание сохранили нам благочестивые ученики Апостолов, после тщательной проверки его подлинности и богодухновенного достоинства. Вопр. Откуда следует, что Священное Предание должно быть источником нашей веры? Отв. Это видно из писанного Слова Божия. Христос Спаситель сказал: «покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Между тем Сам Спаситель Своего учения не записывал. Он передал его ученикам устно, преданием. Вопр. Однако Апостолы записали учение нашего Господа? Отв. Записали, но не все и не полно. Об этом свидетельствует Евангелист Иоанн: «много сотворил Иисус пред учениками Своими других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ; Ин.21:25 ). Тот же Апостол говорит в своем послании: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами»... ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Вопр. Неужели Апостолы в своих посланиях не записали того, что необходимо нужно христианам? Отв. Самое необходимое для верующих Апостолы записали, но кратко и прикровенно. Записанного без пособия Апостольского предания понять нельзя правильно. Это ясно из того, что во Святом Писании нигде не сказано, как именно совершать спасительное крещение, причащение, елеопомазание; какия духовные песни распевать в Церкви для назидания христиан ( Кол.3:13 ), какия, наконец, книги Библии принимать за каноническия, какия – за неканоническия. Вопр. В виду этого, как сами Апостолы говорят о Священном Предании?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Они завещают его принимать и хранить наравне с Писанным Словом Божием. Ап. Павел учит христиан: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Тот же Апостол заповедует уклоняться «от всякого брата, поступающего «бесчинно», а не по преданию, которое приняли Апостолы от Христа ( 2Сол.3:6 ). Вопр. Каким путем можно убедиться, что содержимое Православною Церковью Предание ведет свое начало, действительно, от времен Апостольских? Отв. Об Апостольском происхождении Православного Церковного Предания свидетельствуют Церковная история, – истинное «свидетельство человеческое», которого не отметает Слово Божие ( 1Ин.5:9 ), – и строгое согласие по духу Церковного предания с учением Евангельским. Вопр. Почему же Христос Спаситель запретил держаться «Предания старцев» ( Мф.15 )? Отв. Потому, что это предание было противным Слову Божию. – Ап. Павел, имевший «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), велит содержать в неприкосновенности Евангельския предания ( 2Сол.2:15 ); вымышленные же человеческия предания, извращающия дух Заповедей Божиих, он осуждает. – Таково было предание «старцев» относительно ядения хлеба неумытыми руками. Без омовения рук фарисеи не садились за трапезу; бедных же и нищих не жалели. Это фарисейское предание «старцев» было ложью пред Господом. Его и осудил Христос ( Мф.15:7–9 ). Глава вторая § 1. О вере Евангельской Вопр. Чему главным образом научает нас Слово Божие, писанное и устное? Отв. Оно научает нас живой вере в Господа Иисуса Христа ( Ин.20:31 ). Содержание этой веры Церковь Православная исповедует в особом правиле или Символе веры . Вопр. Из скольких частей состоит православный Символ веры ? Отв. Он состоит из 12 частей или членов. Вопр. О ком говорится в первом члене нашего Символа? Отв. В первом члене Символа веры говорится о Боге, – Едином Творце и Промыслителе мира, как написано у Апостола: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Вопр. Как пояснить, что все христиане веруют во Единого Бога и признают в Нем одновременно Троичность Лиц?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Называются-ли в Слове Божием рукотворенные предметы святынею? Отв. Называются. В книгах Пр. Иезекииля и Софонии древний храм со своими богослужебными принадлежностями ясно названы «святынями» ( Иез.22:26 ; Соф.3:4 ). Вопр. Для какой цели устрояются рукотворенные святыни? Отв. Для славы Божией, благолепия и духовного назидания верующих. Об этом Псалмопевец говорит: «в храме Божием все возвещает о славе Его» ( Пс.28:9 ). В другом Псалме: «одного просил я у Господа..., чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать Святый Храм Его». ( Пс.26:4 ; Пс.28:2 ). Вопр. Как согласить Новозаветное служение Богу «в духе и истине» ( Ин.4:23 ) с служением пред рукотворенной святыней? Отв. Это соглашение открывается само собой. Иисус Христос научил нас служить Богу «духом», – то есть всем существом нашим, от полноты любящего сердца, а не наружно, одними телесными подвигами, как делали фарисеи, забывая свытые заповеди Божии. – Духовное служение Богу не возбраняет нам телами покланяться пред видимой святыней. Вопр. Что подтверждает справедливость толкования Церковью учения И. Христа о духовном служении Богу? Отв. Справедливость церковного толкования о духовном служении Богу подтверждают примеры Иисуса Христа и Апостолов. Господь наш, во время земной жизни, молился на коленах до кровавого пота ( Мф.26:39 ), – молился не душею только, но и наружно, видимыми телодвижениями. – Ап. Павел служил Богу «духом» ( Рим.1:9 ), но он... «до изступления» молился в рукотворенном храме ( Деян.22:17 ). Таким образом, видимые обряды не препятствуют духовному служению Богу. Вопр. Не ослабляет-ли однако наружное богослужение внутренняго, духовного? Отв. Не только не ослабляет, а, наоборот, сильнее обнаруживает его. Молясь телом пред рукотворенными святынями, – душею мы возносимся к престолу Божию. Рукотворенные предметы лишь помогают нам думать о Боге и молиться Ему ( Пс.28:9 ). § 2. О святых иконах Вопр. Что значит слово «икона?» Отв. По переводу с греческого языка, икона значит образ, изображение. Этим именем обозначаются в Православной Церкви изображения Бога, Его Святых ангелов и Угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Размышляя о таких свойствах креста Христова, мы его почитаем: как жертвенник христианский, который но Слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх.29:37 ); как «дерево благословенное», чрез которое явилась в мир правда Божия, и как знамя нашего спасения во Христе. Вопр. Согласно-ли с Апостольским учением почитание деревянного креста Христова? Отв. Согласно. Ап. Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Вопр. Почему необходимо думать, что именно видимым крестом хвалится Апостол? Отв. Так надобно думать потому, что «крестом Христовым» в Слове Божием называется деревянный крест. Например: «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин.19:25 ). Вопр. На каком основании поклоняемся мы вещественному кресту Христову? Отв. Кланяясь кресту, православные поклоняются страданиям Христовым, претерпенным на кресте. Подобно этому в древности благочестивые люди говорили: «пойдем к жилищу» Божию «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Эти люди веровали и почитали Единого Бога; однако они «кланялись» Его подножию – Ковчегу Завета ( 1Пар.28:2 ). Так и православные лобызают язвы гвоздинные у нашего Спасителя, но почитают крест, на котором Он претерпел вольные страсти. Вопр. Для чего православные носят крест на шее? Отв. Чтобы постоянно помнить о поруганиях Христовых ( Евр.13:13 ). В знак этих поруганий, которые мы должны нести, по учению Евангелия ( Мф.10:38 ), – мы «обвязываем шею свою» ( Притч.6:21 ) крестом. Глава седьмая. О церковно-религиозных уставах православных Вопр. При соблюдении прямых заповедей Евангельских, обязаны-ли мы еще хранить «уставы» церковные? Отв. Безусловно обязаны. Уставы церковные оберегают нас от распущенности жизненной; они и наружному поведению нашему придают облик православно-христианский. Вопр. Святые мужи хранили-ли «уставы» церковные? Отв. Строго хранили. О благочестивом священнике Захарии и жене его Елизавете Евангелист Лука одобрительно написал: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Каким образом святые слышат наши молитвы? Отв. Они слышат нас не своею силою, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих ( Мф.19:26 ). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пр. Елисея. Ахия пророк, хотя был слеп, но, по озарению Духа Божия, узнал пришедшую к нему жену Иеровоама ( 3Цар.14:4–6 ). Пророк Елисей знал о том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне ( 4Цар.5:25–27 ; 4Цар.6:8–12 ). § 3. О почитании мощей святых Угодников Вопр. Что в Православной Церкви называется святыми мощами Угодников? Отв. Мощами именуются всякие нетленные останки святых – кости, голова, ноги, руки и целые тела. Вопр. Как возможно явление нетленных тел, когда Бог сказал первому человеку: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:15 )? Отв. Бог объявил Адаму такую волю после его грехопадения. При создании же мира, Бог смерти и тления не творил ( Прем.2:23, 24 ). Потому, по особой воле Божией, некоторые тела праведников могут не истлевать. Вопр. Упоминается-ли в Библии о нетленных мощах святых? Отв. Упоминается. Таковы были «кости» ( 4Цар.12:21 ), или – по выражению Сираха – «тело» Елисея ( Сир.48:14 ). В Новом Завете сказано: в час смерти Христовой «гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). Вопр. В каком отношении примечательно Евангельское свидетельство о воскресших «телах» святых? Отв. По слову Апостола, все люди «сеются в тлении» ( 1Кор.15:42 ), все по обычному порядку обращаются в прах ( Быт.3:19 ). Этот прах лишь при последнем суде Господнем облечется в нетление ( 1Кор.15:53 ). Но примечательно, что Евангелист Матфей, до общего воскресения, говорить о воскресших телах святых. Значит, с большою вероятностью можно предполагать, что эти тела оставались в земле нетленными; они-то своим новым появлением среди людей засвидетельствовали о Божестве нашего Господа. Вопр. Какую силу имеют мощи святых? Отв. Сами собой оне никакой силы не имеют ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ). Но, всемогуществом Божиим, от мощей Угодников могут проявляться чудеса и исцеления, как от «тела» Елисея ( 4Цар.13:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. По чьему повелению и когда вошли в употребление святые иконы? Отв. Начало иконопочитания появилось в Ветхом Завете по заповеди Божией. Сам Господь повелел Моисею сделать ковчег Завета, золотых херувимов и медного змия ( Исх.25:10, 18 ; Чис.21:8, 9 ). Вопр. Какое назначение имели древния святые иконы? Отв. Ковчег Завета напоминал людям Самого Бога, Царствующего над миром ( Чис.10:33–36 ); медный змей тайно указывал на Распятого Христа ( Ин.3:14 ); изображения ангелов по всей скинии и храму говорили людям о носителях славы Божией, – святых ангелах ( Иез.9:3 ). Вопр. До какого времени существовали древния изображения или иконы? Отв. «Доколе стояла прежняя скиния», то есть до «времени исправления» ( Евр.9:8, 10 ). Вопр. В Новом Завете не запрещены-ли священные изображения? Отв. Нет. В Новом Завете они должны быть лишь «исправлены» ( Евр.9:10 ). Они теперь, действительно, приспособлены к учению Евангелия. В Ветхом Завете устроители Скинии не видели Лица Божия ( Втор.4:15 ), и потому не имели Его образа. В Новом Завете, при самом устройстве Христовой Церкви, Бог явил Себя людям. На этом основании, сообразно с видением пр. Даниила, Бог Отец изображается у нас, как Древний Старец ( Дан.7:9 ); Христос Спаситель – помоложе ( Дан.7:13 ) и распятым ( Ин.3:14 ); Дух Святый – в виде голубя ( Мф.3:16 ). Вопр. Есть-ли упоминание в Новом Завете, что иконы всегда будут у христиан? Отв. Такое упоминание находим у Ап. Павла. Он пишет, что, даже во дни последняго антихриста, при кончине мира, на земле будет святыня в храмах, а такой видимой святыней, которую антихрист захочет заменить своим образом, могут быть только иконы ( 2Сол.2:5 ). Вопр. Почему яснее и подробнее про иконы не сказано в Новом Завете? Отв. Потому, что в Новозаветных Писаниях обо всем сказано кратко, а обо многом даже намеками ( 1Пет.5:12 ; 2Сол.2:5 ). В Новом Завете не показано, например, каким порядком совершать крещение, причащение, брак и другия таинства, – какия духовные песни распевать христианам для своего назидания ( Кол.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В «Ответах» подробно описываются отношения между учеником и старцем. Вверивший себя в послушание старцу подобен больному, предавшему себя в руки врача (Отв. 150. С. 104/Ep. 59. 44 sqq.). «Вопрошать и верить ответам есть смирение и успех о Господе» (Отв. 90. С. 66/Ep. 165. 24-25), и напротив, «не вопрошать есть великое падение души» (Вопросоотв. 376. С. 255/Ep. 379. 5-6). С советом старца следует всегда соглашаться, хотя преподобные В. В. и Иоанн различают 2 типа ответов, «совет» (συμβουλ) и «заповедь» (ντολ): «совет есть наставление не понудительное, (а только) показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу» (Отв. 365. С. 249/Ep. 368. 7-9; ср.: Отв. 56; Отв. 155. С. 114). Через добродетель послушания между старцем и его учеником устанавливается теснейшая духовная связь: «Сохрани сие (послушание), и я буду отвечать за тебя»,- говорил В. В. ученику (Отв. 620. С. 401/Ep. 614. 87-88). В одном из определений послушания, данных в «Ответах», говорится, что оно «состоит в том, чтобы не иметь своей воли» или, дословно - «послушание отсекает волю» ( πακο κπτει τ θλημα - Отв. 246. С. 186/Ep. 249. 6; Отв. 250. С. 188). Как послушание, так и отсечение воли исполняются до смерти: желающий быть учеником Христовым «должен до самой смерти исполнять послушание» (Отв. 356. С. 244/Ep. 359. 12); «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти» (Отв. 251. С. 189/Ep. 254. 7-8). «Отсечение своей воли» (κκοπ το οκεου θελματος) является «центральным мотивом духовности» преподобных В. В. и Иоанна, как небезосновательно заметил Озерр (см.: Hausherr. 1937. Col. 1257). Вслед за прп. Аммоном (Послание 5, 4//Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперихий/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997. С. 34), В. В. писал о 3 волях: «Отсекать волю свою пребывающему в келье своей - значит нерадеть о телесном покое во всех его видах… отсекать волю, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть для них как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную (ср.: Еф 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловлен (ими)» (Отв. 124. С. 89/Ep. 173. 7-16). Воля человека в зависимости от того, куда направлена, может быть доброй или злой (Отв. 132/Ep. 191. 11, 34). Поскольку человек по своей греховности не способен исполнить волю Божию, в «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна говорится также о необходимости исполнять «волю святых», через к-рую, конечно, открывается воля Божия («Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых…» - Отв. 377/Ep. 380. 4-6).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010