Вопр. Откуда заимствовали православные священнослужители обычай покрывать, во время богослужения, свои головы митрами, камилавками и скуфьями? Отв. Основание для такого обычая показано в Откровении. Там праведники, служа Богу, то надевают, то снимают с голов своих венцы ( Откр.4:4, 10 ). И в древности священники Господни носили на головах особые покрывала ( Исх.39:28 ). § 6. О браке Вопр. Как учат о браке Святые Апостолы? Отв. Брак есть таинство. В нем муж и жена входят в теснейшее единение между собою, на подобие единения Христа с Церковью ( Еф.5:31, 32 ). И как Христа с Церковью соединяет любовь, так мужья должны жалеть и любить своих жен ( Еф.5:25, 28 ). Вопр. Откуда видно, что брак должен сопровождаться благословением Церкви? Отв. Христианский брак между мужем и женой может быть заключаем только «в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Брак есть тайна ( Еф.5:32 ). А христианам «тайны» их жизни «в Господе» строят только «предстоятели» церковные ( 1Кор.4:1 ). Вопр. На каком основании брачущимся надевают венцы на головы и кольца на пальцы? Отв. Такие обычаи взяты из Святой Библии. У Пр. Исаии читаем: «Господь облек меня в ризы спасения... как на жениха возложил венец» ( Ис.61:10 ср. Иез.16:12 ). В Песне Песней невеста говорит жениху: «положи меня... как перстень на руку» ( Песн.8:6 ). § 7. О елеосвящении Вопр. Какую благодать ниспосылает Бог людям в Елеосвящении? Отв. В Елеосвящении больным христианам Бог подает благодать, врачующую их телесные и душевные немощи. Вопр. По чьей заповеди совершается в Церкви это таинство? Отв. Оно совершается над больными, во-первых, по приказу Христа, Который недужных людей велел мазать маслом ( Мк.6:13 ). Во-вторых, о таинстве Елеосвящения находим ясную заповедь у Ап. Иакова: «болен-ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши ею елеем во Имя Господне»... ( Иак.5:14 ). Вопр. Кто должен совершать это таинство? Отв. Это таинство, по словам Ап. Иакова, должны совершать пресвитеры. И Православная Церковь учит, что, если есть возможность, при Елеосвящении должны быть семь священников. – Только по нужде она разрешает совершать это таинство одному священнику, обязывая его, мазать больного семь раз, как бы от лица семи пресвитеров. Глава шестая. О рукотворенной святыне

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

137b. 46-50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα - Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ep. 340. 10-12), забвение и нерадение (λθη, μλεια - Отв. 223. С. 167/Ep. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ep. 237. 39-42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς - Отв. 61. С. 48/Ep. 126. 9; ср.: Ис 3. 12). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола …» (Отв. 548. С. 350/Ep. 551. 18-19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 21-23). По словам В. В., «зло никогда не истребляет зла… и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ep. 352. 8-10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ep. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого… случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ep. 181. 4-5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 15-18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех, гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В. В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

137b. 46–50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα – Отв. 258. С. 197/Ер. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ер. 340. 10–12), забвение и нерадение (λθη, μλεια – Отв. 223. С. 167/Ер. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ер. 237. 39–42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς – Отв. 61. С. 48/Ер. 126. 9; ср.: Ис 3:12 ). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола...» (Отв. 548. С. 350/Ер. 551. 18–19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ер. 237. 21–23). По словам В.В., «зло никогда не истребляет зла... и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ер. 352. 8–10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ер. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого... случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ер. 181. 4–5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ер. 498. 15–18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ер. 239. 37–39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех , гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В.В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

    Василий Кесарийский. Письмо CCXXXIV (К Амфилохию), 6, 1—3 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Там же. 6, 22—23 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо LII (К монахиням), 3, 1—6 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо ССХ (К неокесарийским ученым), 5, 25—28 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Евстафий (ок. 300—377 или 380) — епископ Севастии (ок. 357), митрополит Римской Армении. «Подписаться» Василий Великий убеждал его под Никейским Символом веры. — Прим. пер.    Т. е. от «этих слов». — Прим. пер.    Т. е. отцы I Вселенского собора. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Василия: «...Он не из сущности, но... (οτε κ τς οσας, λλ)». — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо CXXV (Исповедание веры), 1, 16—42 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XX, PG 35 1072 14—20. — Прим. отв. ред.    Там же. PG 35 1072 42—1073 8. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Григория: «...в этих именах и подлежащих... (ν τε νμασι κα πραγμασιν)». — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XLII, PG 36 476 44—477 5. — Прим. отв. ред.    В дореволюционном русском переводе Слов свт. Григория — «озаряйтесь» (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; Москва, 2000. С. 651 [Перв. изд.: М., 1851]). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXXIX. PG 36 345 39—45. — Прим. отв. ред.    Выражение «различие как в природном качестве» является философским термином. — Прим. пер.    См.: «Эпикур учил ... что целое имеет бытие самопроизвольно (ζ ατοματισμο εναι τ λα)» (Епифаний. Панарион, Ересь 6 (8) (эпикурейцы) I, 186, 12—14 [Holl]). Видимо, именно свидетельство свт. Епифания явилось в данном случае источником для прп. Максима. — Прим. отв. ред.    Об адопцианистском понимании Христа в манихействе см.: Кефалайа, I, 12; о докетическом — см.: Епифаний. Панарион. Ересь 46 (66) (против манихеев), III, 27, 2—11 [Holl]. О пересечениях между манихейскими представлениями о Христе и соответствующими представлениями, распространенными в христианских еретических учениях см.: Lyman R. Arians and manichees on Christ/The Journal of Theological Studies. 40, 1989. P. 493—503. — Прим. отв. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Отв. Церковь Христова есть собрание верующих христиан ( 1Кор.11:18 ). Это собрание непоколебимо содержит все Евангельския заповеди. Управляется оно от Господа поставленными епископами, пресвитерами и диаконами, и освящается особыми благодатными действиями – таинствами церковными ( Мф.16:18 ; Деян.2:46, 47 и др.). Вопр. Всякое ли христианское собрание или общество верующих может называться Церковью ? Отв. Нет. Это священное имя приложимо только к такому христианскому обществу, у которого есть правильно поставленные еписконы, пресвитеры и диаконы ( 1Тим.3:1–9 ; Деян.20:17 и др.). Вопр. Каких епископов и пресвитеров нужно назвать правильными, истинными преемниками Апостолов? Отв. Тех, которые начало своего поставления в священные должности ведут от Апостолов. Вопр. Чему можно уподобить родословную епископов? Отв. Ее можно уподобить родословной Христа. Как Спасителя по плоти Евангелисты производят от Адама, так и мы своих епископов должны вести от Апостолов. Вопр. Можно ли возвести родословную епископов до Апостолов? Отв. Непременно должно. Сказание о всех преемниках Апостольских сохранено Церковной историей. Этой истории, как истинному свидетельству человеческому ( 1Ин.5:9 ), нужно верить. Церковь Христова есть надежная хранительница всякой истины ( 1Тим.3:15 ). Вопр. Как иначе называем мы епископов и пресвитеров церковных? Отв. Духовными пастырями, отцами, наставниками и учителями. Вопр. На каком основании прилагаем мы к ним эти названия? Отв. На основании Слова Божия. Господь в Евангелии именуется нашим Пастырем и Учителем ( Ин.10:11 ; Мф.23:8 ). Но Он в Церкви, для управления верующими, Сам поставил пастырей, отцов и наставников. – Так свидетельствуют Св. Апостолы. «Пастырей ваших, умоляю я сопастырь...» говорит Ап. Петр ( 1Пет.5:1 ). «У вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов», – разумеется, духовных, – поучает Ап. Павел ( 1Кор.4:15 ). В другом месте тот-же Ап. пишет: «поминайте наставников ваших...» ( Евр.13:7 ). На этом основании Св. Церковь своих епископов и пресвитеров справедливо именует отцами, пастырями и учителями-наставниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Поначалу В. В. жил в келье, находившейся внутри мон-ря, затем удалился в затвор, где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» (Отв. 73/Ep. 142. 5-6) и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата (Отв. 51/Ep. 515; Отв. 345/Ep. 342). Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому» (Отв. 55. C. 39/Ep. 55. 15-16). Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца (Отв. 72/Ep. 141. 4-5) и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы (Отв. 13. С. 9/Ep. 13. 6-8; Отв. 16. С. 11/Ep. 16. 9-11, 24-25). Когда из-за полной недоступности В. В. многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, В. В. принял монахов и умыл им ноги (Вопросоотв. 60. С. 46/Ep. 125. 1-13). Несмотря на немощи В. В. никогда не оставлял своего рукоделия (Отв. 165. С. 125/Ep. 74. 33), забывал о вкушении пищи: «...ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его - Дух Святой» (Отв. 78. С. 60/Ep. 149. 27-31). Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и др. мон-рей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. В. В. получил от Бога великие духовные дарования смирения (Отв. 29/Ep. 29. 7), рассуждения (Отв. 168. С. 126/Ep. 77. 28 sqq.), прозорливости и пророчества (Отв. 31. С. 24/Ep. 31. 44-46; Отв. 148/Ep. 222), чудотворения, любви к Богу и ближним. В лат. версии жития говорится о том, что лишь однажды В. В. нарушил свое уединение и отправился в К-поль ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом (ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 253). По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом , на к-рых император воздвиг гонение ( Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 165-166). Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что В. В. ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем ( Χρστου Π . Πατρολογα. 1992. Τ. 5. Σ. 394). Известные колебания имп. Юстиниана то против оригенистов (указ 543 г. с анафематизмами против оригенистов - Mansi. T. 9. Col. 533), то в их пользу (под влиянием митр. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды ), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе , позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, В. В., чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: «И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21. 1)» (Отв. 801. С. 472/Ep. 792. 15-16).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Вопр. В каком отношении особенно полезна для нас устная исповедь пред пастырями Церкви? Отв. Такая исповедь заставляет нас строже и беспристрастнее посмотреть на соделанные нами грехи. Она возбуждает в нас стыд за порочные поступки и отвращение к ним. Кроме того, устная исповедь помогает священникам воспитательнее обращаться с нами. На исповедь мы являемся пред Богом, как больные и недужные люди. Бог врачует нас через священников. Следовательно, им необходимо отчетливо знать, чем и почему мы болеем. Только в таком случае наше духовное лечение может быть успешным. § 5. О священстве Вопр. Что есть Священство Христово? Отв. Священство Христово есть таинство, в котором Дух Св. правильно избранным братиям подает, через святительское рукоположение, особые благодатные дары или силу совершать в Церкви спасительные тайны веры и пасти стадо Христово ( 1Кор.4:1 ; Деян.20:28 ). Вопр. Установлено-ли Господом в Новом Завете священство? Отв. Установлено. Ап. Павел пишет Тимофею: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). Сам Господь назван «священником по чину Мелхиседека» ( Евр.7:17 ). У Него есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Вопр. Как ново-заветные священники обязаны проходить свое служение? Отв. Священники Христовы, сами подвизаясь в добродетелях ( 1Тим.3:1–12 и парал.), должны руководить верующими христианами в духе кротости и любви ( 1Пет.5:1–3 ), согласно с «образцом здравого учения» ( 2Тим.1:13 ), и с охотою, непринужденно совершать для них спасительные тайны веры ( 1Кор.4:1 ). Вопр. Различается-ли взаимно священство Христово? Отв. Оно различается по степеням священнослужения ( 1Тим.3:13 ). В о и р. Какия степени священства учреждены Господом? Отв. Три степени: епископов, как ближайших преемников апостольских, пресвитеров и диаконов ( Деян.20:17 ; 1Тим.3 ). Вопр. Без указанных трех степеней священства может-ли существовать Церковь Христова на земле? Отв. Не может, как человеческое тело не может обойтись без головы или без шеи (ср. 1Кор.12:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Этот закон указывает Апостол; в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Все должно назидать верующих ( 1Кор.10:23 ). Вопр. Что особенно побуждает Церковь вводить в употребление новые, по сравнению с буквой Евангельской, чины и обряды? Отв. То, что в Евангелиях или совсем не сказано, или очень кратко упомянуто о различных сторонах христианской жизни ( Ин.20:30 ). Напр., не известно по Евангелию, как совершать крещение, брак и другия таинства. Глава четвертая § 1. О связи Церкви земной с небесной Вопр. Земная Церковь , основанная Господом, одиноко-ли существует среди людей? Отв. Нет. Она богатно окормляется Святым Духом ( Ин.14:16 ; Мф.28:20 ) и находится в теснейшем общении с Церковью небесной. Вопр. Из кого состоит Церковь небесная? Отв. Ее составляют под главою Самого Господа чины ангельские и души праведников, достигших совершенства. Так сказано в Апостольском послании христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, – и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22, 23 ). Вопр. Какою связью соединены земная Церковь с небесной? Отв. Связь, соединяющая их, есть молитва веры, проистекающая из чувства взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Как именно обнаруживается любовь Церкви земной к небесной и обратно? Отв. С нашей стороны любовь проявляется в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. – Со стороны Церкви небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас пред Богом. Вопр. Откуда это усматриваем? Отв. Это следует из Священной Библии. В кн. Сираха сказано, что Церковь земная воздает хвалу небесным праведникам ( Сир.44:14 ). Такую хвалу воздал Иисус Навин ангелу у стен Иерихонских; а сыны пророческие прославили святого пр. Елисея своим поклонением ( 4Цар.2:15 ) еще во время его земной жизни. В Новом Завете Господь сказал об Апостолах: «и славу, которую (Отец) дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот, в трепете, припал к ногам их ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010