13-й вопр. Которые христиане ходят со своими сосудами к родным или знакомым в гости, к инославным и в трактиры, в клубы, – как поступить с таковыми? Отв. Свят. отцы воспретили не одно общение в питии и ядении, но и дружелюбное единение, особенно с отступившими в зловерие; не возбраняется посещать инославных в видах душеполезных разъяснений: да даст благодать слышащим (зачал. 226-е); в публичные заведения вход допускается странникам, для чего и устраивались таковые заведения, местные жители, посещающие публичные заведения со своими сосудами, представляют из себя бесстрашных невоздержников, пленников бесчинных похотей и соблазнотворцев, – применять в руководство поморский Епитимейник и Монинской устав. 14-й вопр. Как поступить с такими христианами, которые являются в моленную в течение всего года только на Пасху в первой день и на Рождество Христово? Отв. Грядущего ко мне не изжену вон (Иоанн зач. 21-е), и применить прав. 6-го вселен. собора, отлучающего от соборной молитвы; от сообщения с верными в молитве отлучить до исправления; на таковых изречение Христово: тако убо ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст моих имам ( Откр.3:16 ). 15-й вопр. Как принять в сообщение явных блудников и прелюбодеев? Отв. Отлучить от сообщения в молении, и питии и ядении, приносов от них не принимать и в дома их отцу духовному и причту не входить; покаются и себя смирят, принять в сообщение, применяясь правилам Василия Великого (22, 38, 59, 77, 88 и 6-го вселенск. собора прав. 87-е), – Феодор Студит подтвердил. Есть божественные законы и правила, которыми руководствуется всякий благочестивый и нельзя ни прибавить и ни убавить что-нибудь. 16-й вопр. Которые в родстве сочетались браком, или без брака сошлись по согласию, как с ними поступить, и следует ли от них детей крестить? Отв. В законновоспрещенном родстве сочетавшиеся повинны бракорасторжению, по прав. 6-го вселен. собора, 53 и 54, Васил. Велик. 11-й ответ, и 78-е прав.; посему брачущих в родстве – отлучить таковых от сообщения верных, дóндеже разойдутся и покаются, а до их исправления, приносу в Церковь не принять, и в дома их не входить исправлять требы, и на покаяние не принять, разве при смертном случае, младенцев от них крестить в притворе моленной, а где нет моленной, – в другом доме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прибавим к этому определение Церкви, имеющееся в популярной догматике епископа Ирзики. Он пишет: «предстоятели, правители и князья Церкви, соединенные с своей верховной главой, составляют то досточтимое и высокое собрание, которое называют учащею Церковью, или, в теснейшем смысле этого слова, только Церковь 18 . Представленные определения дают право сделать следующие выводы: а) в понятии о Церкви вселенской не необходимо непременно водить учение о главенстве папы, как это показывают катехизисы первого класса; б) введение этого учения суживает понятие о Церкви вселенской, ограничивая представление о ней только видимою церковью и даже еще уже, учащею церковью; в) чем ограничивается и уже становится понятие о Церкви, тем виднее выступает учение о главенстве папы, и тем более отодвигается на задний план и затемняется представление о невидимой Главе Церкви, Господе нашем Иисусе Христе. В первом классе определений является «ненужным представление о папе, а в последнем – оказывается ненужным представление о невидимой Главе-Христе. Это весьма знаменательно! Для дальнейшего сличения мы возьмем только два катехизиса – римский и д-ра Вапплера, одобренный папою. Прежде всего мы должны заметить, что наш православный катехизис, как сличение показало, меньше разнится от римского, чем от позднейших, как, впрочем, и должно быть, потому что после ватиканского последнего собора учение о папе получило в своем развитии законченность, а потому и должно занимать больше места, чем какое могли давать ему катехизисы до собора. За сим, для большей ясности и краткости, представить сначала программу, по которой изложено в римском катехизисе учение о Церкви. После понятия о Церкви в нем идет речь о таинственном знаменовании самого слова Церковь (вопр. 3). О разных наименованиях Церкви (стадо, невеста, дом Божий и т. под.) (затем вопр. 4), о двух отделениях Церкви воинствующей и торжествующей (вопр. 5), о существовании в Церкви людей грешных (вопр. 6, 7), о людях, не принадлежащих Церкви (вопр. 8–9), об употреблении слова Церковь в частнейших смыслах (вопр. 10) и, наконец, о свойствах Церкви, – о единстве, святости, соборности или вселенскости и апостольстве (вопр. 11–19), после чего об отличии веры в Церковь от веры в Святую Троицу (вопр. 20–22) и, наконец, об общении святых (23–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

V, вопр. 23; гл. XXV). Придельные причты по ружным церквам только получали ругу и служили в приделах однажды в год на престольный праздник (гл V, вопр. 30). Вдовцы не совершали только литургии, а все остальные требы исправляли и жили по-прежнему, имея наложниц. Дьячки и пономари были не лучше. В числе их не редко бывали троеженцы (гл. V, вопр. 24; гл. LXX и др.). Монастыри, в которых преимущественно сосредоточивалось провинциальное епархиальное управление, превратились в гостинницы. Там люди со средствами, разместившись по кельям, целыми ночами пировали и пьянствовали с родственниками и друзьями. Были монастыри, где вместе жили чернецы и черницы, не стеснявшиеся одновременно мыться в банях (гл. V, вопр. 37; гл. XLI; вопр. 18). Непризванные старцы строили по глухим местам кельи, рубили церкви с тем, чтобы эксплуатировать народ. Они с иконами на груди собирали подаяния на пустыньку и все собранное пропивали по кабакам (гл. V, вопр. 19; срав. V, вопр. 13). Простой народ вел себя не по-христиански. Правда, в нем не оставалось чистого язычества, он забыл языческих богов, но не забыл языческой обрядности. Она вошла в народную жизнь, в народные торжества и сообщила свой характер празднованию христианских праздников 78 . Накануне и в самый праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня – Иван Купальник) и святками собирались сборища, ночью происходили общие купания, плесканья и умыванья в реках. В первый понедельник Петрова поста ходили в рощи для бесовской потехи; в троицкую субботу мужья и жены, неистово наплакавшись на могилах родственников, заканчивали поминки пением и плясками под игру скоморохов. В великий четверг при свете пылающих костров народ звал мертвецов (гл. 41. 92). Народное гаданье и волшебство только усовершенствовались. Просвирни, взяв деньги с заздравных и заупокойных просвир, перечитывали имена поминаемых, и нашептывали над просвирами, «аки арбуи в Чуди». Попы этому не препятствовали (гл. V, вопр. 11), они сами торговали четверговой солью, продержав ее предварительно под престолом с великого четверга семь недель; от этого она будто бы делалась врачебным средством, не только для людей, но и для скота; народ верил и покупал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Что эти вопросы составлены не м. Макарием, это видно из того, что именно он руководил работами по возобновлению икон и потому странно было бы слышать из его уст недоразумение, так сказать критику, относительно собственного его дела: можно ли допустить, чтобы он торжественно, на соборе, открыто заявлял о своих ошибках в иконописном деле, в котором, как мы знаем, м. Макарий не был новичком? Вопрос 8-й относится к 35-му вопросу из первых царских вопросов так же, как 1-й и 7-й к 3-му из тех же вопросов. Тогда как 35-й вопрос говорит о крестах, водружаемых вообще на церквах, вопрос 8-й говорит о кресте, вновь поставленном (после пожаров 1547 года) на Успенском соборе в Москве. 228 Весьма вероятно предположение г. Лебедева, 229 что и этот вопрос предложен каким-либо епархиальным архиереем, заметившим особенную форму креста на Успенском соборе. Остальные вопросы этой группы касаются разных церковных обрядов и служб: освящения воды (вопр. 6-й), пения литий заупокойных и литий на всенощных бдениях (вопр. 9-й), пения некоторых псалмов (вопр. 10-й), совершения проскомидии (вопр. 11-й) и отпуска поле нее (12-й), поста в день усекновения главы Иоанна Предтечи (вопр. 28-й) и окончание всенощной службы накануне больших праздников (вопр. 29-й). По предположению г. Лебедева, весьма подробно мотивированному 230 , все названные вопросы составлены той же прибывшей на Стоглавый собор иерархией, которая заметила в московских церквах некоторые отступления от устава и поспешила указать на них в своих вопросах, в которых установившийся в Москве порядок совершения разных церковных служб и обрядов нередко противополагался порядку совершения этих служб по уставу. Так, например, в вопросах встречаются выражения: «и зде в соборных церквах того не поют» (вопр. 9-й); а здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверях отпуста не глаголют» (вопр. 12-й). Последний вопрос (12-й) мог быть предложен Феодосием, архиепископом Новгородским, судя по указанию в этом вопросе на церковную практику Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помни, что безчисленным смертным случаям подлежишь; а когда, и как и где умереть, суд Божий сие сокрыл. Церковь Христова почитает святых не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией, в славу Божию, так – что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Бога, Которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествуем святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и пр... (Правосл. исповед. ч. III отв. на вопр. 52. Посл. Вост. Патриархов о прав. вере отв. на вопр. 3). Священное Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение кроме единаго истиннаго Бога ( Втор. 6:13 ; Ис. 42:8 ; Мф. 4:10 ); но вовсе не запрещает воздавать надлежащее низшее почтение верным слугам Его, угодникам и друзьям. Мне же зело чести быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 )... Почитая святых, св. Церковь вместе с тем призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силою, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям ( Иак. 1:17 ); как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, Который един есть в собственном смысле и самостоятельный ходатай Бога и, человеков, давый Себе избавление за всех (Прав. испов. ч. III. отв. на тот же вопр. Посл. Вост. Патриар. о Прав. вере гл. 8). В камне веры Православно – Кафолическия церкве догмат почитания и призывания святых так излагается: твердо и кроме всякаго сомнения веровати предлежит, яко Ангели Божии и прочии святии, из сея жизни изшедши, за нас ходатайствуют и нам помоществуют, ово – заслугами своими, яже зде на земли преизобильно имеша, ово – молитвами своими богоугодными, яко друзи Божии. Того ради призывание их благочестно есть, не точию же Ангелов Господних, но и прочих святых, от жизни сея изшедших... Тако вся Православно-Кафолическая Церковь , тако соборы вселенстии, поместнии, тако Отцы святии, светила и столпи церковнии вероваша, исповедаша и научиша (ч. 2, догмат о призывании святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

10, 25). Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9)». (Отв. 129.) Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и Великого Старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221). Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Имея уши слышати, да слышит (Мф.13:9) " . (Отв. 129). Сими словами Святый хотел показать, что Божественный Иоанн был по всему подобен Отцу и Учителю своему Варсануфию; то же самое явствует и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали Божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому Великому Варсануфию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый Христолюбивый муж и сказал ему: " Что ты насмехаешься над нами, Отец Иоанн, посылая нас вопрошать Святаго и Великого Старца Отца Варсануфия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа? " (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсануфия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Таин, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое Преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со Старцем Варсануфием исцелил от болезни некоторого Христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предведения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и Преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего Отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: " В седминах Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более " (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: " хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им " ; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святаго Духа, сказал: " хорошо, я останусь с тобою еще на две недели " . И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

10:25). «Имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 13:9)». (Отв. 129.)    Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и великого старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792).    Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568).    Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка.    Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221).    Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна перечисляются разные виды молитвенного делания: псалмопение, чтение Свящ. Писания, устная молитва, внутреннее делание - «испытывать и блюсти помыслы» (ρευνν κα τηρεν τος λογισμος - Отв. 176/Ep. 85. 8 sqq.). В молитве молящийся не стремится ни к чему своему: «… цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией» (Отв. 436. С. 288/Ep. 439. 6-7). В отличие от Евагрия (см., напр.: Evagr. Pract. 63. 1-3) они пишут не столько о «молитве ума», сколько о сердечной молитве и о вовлеченности в молитву всего человека, молиться должно не только умом, но и устами (ср.: Отв. 176/Ep. 85). Чтение Свящ. Писания - это также вид молитвы, к-рая возгревает сердце: «Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием (νψον δι παντς ες τν το θεου νμου μελτην), ибо чрез сие возгревается сердце небесным огнем» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 18-19). В русле аскетической традиции (ср.: Orig. De orat. 12. 2. 1-7) Иоанн пишет о том, что соблюдение повеления аввы также является молитвой (Отв. 353/Ep. 356. 8-9). Наряду с «Подвижническим словом» прп. Диадоха Фотикийского ( Диадох, еп. Фотики. Слово подвижническое 59, 61, 85//Добротолюбие. М., 1900. Т. 3. С. 38, 39, 59) и «Сказанием об авве Филимоне» (Многополезное сказание об авве Филимоне. 10//Там же. С. 362-365) «Ответы» преподобных В. В. и Иоанна являются важнейшим памятником аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв. ( Иларион (Алфеев), еп. С. 167-184). В их учении о молитве центральное место отводится «внутреннему деланию» ( σωθεν ργασα - Отв. 210. С. 157/Ep. 119. 7), к-рое заключается в непрестанном призывании имени Божия: молитва - «непрестанная память Божия» ( διλειπτος μνμη - Отв. 326. С. 228/Ep. 329. 10), оно творится в сердце («сердечный труд твой состоит в том, чтобы непрестанно молиться Богу» - Отв. 263. С. 201/Ep. 266. 14). Наряду с пространным вариантом Иисусовой молитвы в 178-м ответе называются предельно краткие: «Господи, помилуй» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010