Соглашаюсь и так верую. Вопр. Веруешь ли, что каждое отдельное лицо во Святой Троице есть единый, истинный, полный и совершенный Бог? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Сам Сын Божий, Слово Божие, предвечно рождённое от Отца, единое по существу, могуществу и по божеству, во всём равное Отцу, во времени родился от Духа Святого от Приснодевы Марии с душою разумною, и имеет два рождения: одно – вечное от Отца, другое – временное от Матери, и есть истинный Бог и истинный человек с всеми свойствами той или другой природы и совершенный, не усыновлённый, не призрачный, но единственный и единый Сын Божий в двух естествах и из двух естеств, но в особеннейшем единстве лица (in unius personae singularitate), бесстрастный и по Божеству бессмертный, а по человечеству претерпевший ради нас и ради нашего спасения истинные страдания плоти и погребение, и в третий день воскресший из мёртвых истинным воскресением плоти, а в сороковой по воскресении день с воскресшею плотию и душою восшедший на небо и сидящий одесную Отца, откуда имеет прийти для суда над живыми и умершими и воздать каждому по делам его: доброе или злое? Отв. Соглашаюсь и всему этому верую. Вопр. Веруешь ли и в Духа Святого, полного, совершенного и истинного Бога, от Отца и Сына происходящего, равного во всём, единого по бытию, по существу, по могуществу и вечности со Отцом и Сыном? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли в сию Святую Троицу, не в трёх Богов, но в единого, всемогущего, вечного невидимого и неизменяемого Бога? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Святая, Кафолическая и Апостольская церковь есть единая истинная Церковь , в которой подаётся единое, истинное крещение и истинное отпущение всех грехов? Отв. Верую. Вопр. Анафематствуешь (отлучаешь) ли ты всякую ересь, восстающую против Святой Кафолической Церкви? Отв. Анафематствую (отлучаю). Вопр. Веруешь ли и в истинное воскресение той же плоти, которую ты ныне носишь, и в жизнь вечную? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что первоисточник Нового и Ветхого завета, закона и Пророков, и Апостолов есть один Бог и Господь всемогущий? Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Присовокупим из катихизиса святого Димитрия Ростовского о сем догмате несколько вопросов и ответов. Вопр. Колико естеств исповедуеши во Христе Сыне Божием, вочеловечившемся нас ради? Отв. Два естества исповедую – едино Божества и едино человечества: Божественное естество – самое Божество; а человеческое естество – тело и душа. Вопр. Колико существ исповедуеши во Христе? Отв. Два существа исповедую, едино – единосущно Отцу, по Божеству, и второе – единосущно Матери, по человечеству. Вопр. Колико воль, т. е. хотений, исповедуеши во Христе? Отв. Две воли исповедую – Божества и человечества. Воля Божественная есть, еже очищати прокаженныя, якоже показати хотя Христос волю Божественную и действо Божественное, рече прокаженному: хощу, очистися ( Мф. 8:3 ). Воля человеча есть – еже просити, да испиет, якоже на кресте. Вопр. Колико действ во Христе? Отв. Два действа исповедую – Божественное и человеческое. Действо Божественное есть – еже спастися всем человекам и на уведение истины придти. Действо человеческое – еже путешествовати и утрудитися, и прочая таковая. Вопр. Колико Ипостасей исповедуеши во Христе? Отв. Едину Ипостась (т. е. лице) исповедую Бога Слова, яко Той един Сын Божий и Сын Девы. Вопр. А человеческую ипостась имеет ли Христос? Отв. Не имеет, понеже не два Сына, и не два Христа; но Един Христос Сын Божий и Сын Девы. Вопр. Колико рождеств Сына Божия исповедуеши? Отв. Два рождества исповедую, – первое предвечное, бездетное, безплотное: возсия бо от Отца, яко от солнца – свет. Второе – напоследок от святыя Девы Богородицы Марии родися – Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необыменный, сведый сердца всех человеков. Вопр. Для чего Сын воплотился, а не Отец или Дух Святой? Отв. Да сохранит свойство ипостаси Своея, яже быти Ему на небеси Сыну и на земли Сыну. Вот как святитель Тихон изображает состояние уничижения Иисус – Христова! Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел печаль, тугу и ужас несказанный: и начат ужасатися и тужити, и глагола им (апостолам): прискорбна есть душа Моя ( Мф. 26:37, 38 ). Безчестие, поношение, посмеяние от беззаконных неизреченно пречистую Его душу уязвило; потому что хула та касалась всего Лица, которое есть Бог и человек. Ибо Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем наипаче уязвлялась Пречистая душа Его, что в Нем Бог хулим и поругаем был... К увеличению болезни и уничижения Господа Иисуса то еще прилагалось, что Он от Своих людей отвержен и страдал: во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин. 1:11 ). Отвержен от тех, которым Он обещан, которые Его ожидали... К тому же страдал в преславном и именитом граде Иерусалиме, пред множеством народа, на праздник Пасхи собравшагося; и для большаго уничижения, повешан был между двух злодеев: и со беззаконными вменися Един святый и праведный... ( Ис. 53:12 ). Слава страстем Твоим, Христе! Слава Тебе, Сыне Божий, с благоутробным Твоим Отцем и Пресвятым Твоим Духом! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Как обыкновенно зовут у нас пресвитеров православных? Отв. Православные христиане называют их священниками. Вопр. Можно ли христианским пастырям усвоять это имя? Отв. Можно. По свидетельству Ап. Павла, у Христа есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Это «священство» Ап. Павел передал Тимофею ( 1Тим.4:14 ). Как «непреходящее», – вечное, – оно живет в Христовой Церкви доныне. Вопр. Как Слово Божие научает нас относиться к пастырям Церкви? Отв. Мы должны «почитать их преимущественно за дело их» ( 1Сол.5:13 ). В телесных же нуждах всячески довольствовать их. Вопр. На чем основан такой порядок? Отв. Он утвержден на заповеди Апостолов. Ап. Павел пишет: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Тот же Апостол утверждает, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ). И еще: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). И потому православные пастыри заслуженно пользуются своим содержанием от верующих «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Вопр. Нельзя ли «предстоятелями» ( 1Сол.5:12 ) Церкви считать тех людей, которые, отличаясь доброю жизнию, сами присвояют себе честь пастырства? Отв. Нельзя. Такие люди, при всех своих достоинствах, не могут быть пастырями Церкви. Они подобны Корею, Дафану и Авирону – самозванцам в народе Божием. Поэтому как тех самозванцев за беззаконие поглотила земля ( Чис.16 ), так их новозаветных подражателей Евангелие называет ворами и духовными разбойниками ( Ин.10:1 ). § 2. О единстве, святости и непогрешимости Церкви Вопр. Основанная Господом Церковь для спасения верующих какими свойствами обладает? Отв. В 9 чл. Православного Символа веры мы называем ее единой, святой, соборной и Апостольской. Вопр. Что означают эти названия? Отв. Церковь Христова едина: сколько бы обществ христианских ни усвояли себе этого имени, – на земле истинная Церковь Божия – одна. Ибо Церковь Христова есть тело Его ( Еф.1:23 ), а Тело у Христа – одно. Вопр. На каком же основании в Посланиях Апостольских говорится о многих Церквах ( Гал.1:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Вселенская Церковь , как Тело Господне, одна. Но в живом теле много членов ( 1Кор.12:12 ). Потому в мире есть много обществ, исповедующих одну святую веру. Эти общества, как живые члены Единой Церкви, в Писании тоже именуются Церквами. Вопр. Не могут-ли, однако, различные но своему вероучению христианския общества, – напр. пашковское, штундистское, молоканское, – именоваться Церквами? Отв. Ни в каком случае не могут. Это бы означало, что у Христа много разнородных тел. Апостолы-же учат об одном теле Христовом ( 1Кор.12:13 ). Вопр. В каком смысле Церковь Христова называется святою? Отв. В том, что ее постоянно освящает благодать Божия, как написано: «освящаемые все от Единого» ( Евр.2:11 ). Вопр. Не указывает-ли название Церкви Святою на безгрешность составляющих ее людей? Отв. Ни в каком отношении. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Подобным образом Ап. Иаков свидетельствует: «мы много согрешаем все» ( Иак.3:2 ). Вопр. Откуда видно, что общества из согрешающих людей в Слове Божием называются Церквами? Отв. Особенно ясно это видно из Откровения Иоанна Богослова. Там говорится о Церквах Ефесской ( Откр.2:1 ), Пергамской ( Откр.2:12 ), Сардийской ( Откр.3:1 ), и во всех этих Церквах указываются грехи ( Откр.2, 4, 5 ; Откр.3:2 и др.). Вопр. Если так, – если в отдельности христиане слабы и склонны к греху, – можно-ли веровать в непогрешимость всей Церкви Христовой? Отв. Веровать в непогрешимость вселенской Церкви необходимо. Этого требует от нас Господь. В Евангелии Он сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Вопр. Что означают слова Господа? Отв. Господь обещает Своей Церкви вечную неодоленность от врагов. По обетованию Господа, Церкви победить даже силы демонския не могут. Они не совлекут ее на путь погибели и лжи. Тем более Церкви не одолеют люди, – все еретики и грешники. Вопр. Что еще утверждает нас в такой уверенности о Церкви? Отв. Слова Ап. Павла. Этот Апостол пишет Тимофею: « Церковь Бога есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Из слов Апостола следует, что самая вечная истина опирается на Церковь , как на свой столп. И потому несомненно, что Церковь Христова непогрешима. Пред ее волею и учением все верующие обязаны преклоняться с благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

11. Показание четвертое на десять: о поклонах на великом входе: Пом. Отв. 50, ст. 25, под числом 6-м 12. Показание пятое на десять: о двоеперстном сложении; Пом. Отв.5 –15 и др. Также отв. 50, в статиях 1–8. 13. Показание шестое на десять: о троеперстном сложении; Пом.Отв. 6-й. 14. Показание седьмое на десять: о руке св. Апостола Андрея Первозванного; Пом. Отв. 9-й. 15. Показание восьмое на десять: о земных поклонах; Пом. Отв.50, ст. 14. 16. Показание девятое на десять: о поклонах, егда поется: Да ся исправит молитва моя; Пом. Отв. 50, ст. 15. 17. Показание двадесятое: о поклонах в вечер дне пятидесятного; Пом. Отв. 50, ст. 15. 18. Показание двадесять второе: о откровении глав на словеса Христова; Пом. Отв. 50, ст. 25 под числом 11-м. 19. Показание двадесять пятое: о преданиях церковных; избрано из разных мест Пом. Отв. 20. Показание двадесять шестое: о воскресении мертвых; Пом.Отв. 50, ст. 19. 21. Показание двадесять седьмое: о молитве Трифоновой; Пом. Отв.50, ст. 37. 22. Показание двадесять восьмое: о различных винословиях, состоящее из пятнадцати глав, выбрано большей частью из разных статей Пом. Отв.,напр, о жезле архиерейском отв. 50, ст. 34, о благовесте к словесем Господним, отв. 50, ст. 25 под числом 10. 23. Показание тридцатое: о соборном деянии на Мартина; Пом.Отв. 9. Итак, из тридцати показаний в Никодимовых вопросах двадцать три имеют ближайшее сходство с Помор. Ответами. II.Nokaзahuя в вопросах Никодима не находящиеся в Поморских Ответах. 1.Показание первое: о непорочном зачатии Пресв. Богородицы. 2.Показание второе: о воплощении Бога Слова, где утверждается, якобы великороссийская церковь допускает смешение естеств во Христе. В этих двух показаниях инок Никодим своими несправедливыми обвинениями на церковь простерся даже далее Поморских Ответов, составитель которых имел осторожность не приводить таких обвинений. 3. Показание шестое: о четвероконечном кресте. Здесь инок Никодим, как принадлежавший к Дьяконову согласию, не согласуется с Поморскими Ответами в мнении о кресте четвероконечном, который, согласно учению православной церкви, почитает равночестным и равносильным восьмиконечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопр. В каком смысле Церковь называется Соборной и Апостольской? Отв. В том, что она собрана из правоверующих христиан всего света; устроена трудами Апостолов и руководится в своей жизни их преданием. § 3. О суде Церкви над грешниками Вопр. Какия права передал Господь Своей Церкви на земле? Отв. Права великия и спасительные; в частности, право суда над грешниками. Вопр. Где в Слове Божием говорится о судной власти Церкви? Отв. В Ев. Матфея написано: «если кто церкви не послушает, то да будет он, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Еще говорил Господь Апостолам: «что свяжете, на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). Вопр. Кому же в Церкви принадлежат судные права? Отв. Они принадлежат исключительно пастырям Церкви. Это видно из слов Господа, обращенных к Апостолам; «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). В виду этого, в Послании к Тимофею Ап. Павел один предаеть анафеме Именея и Александра за богохульство ( 1Тим.1:20 ). Вопр. Каковы же обязанности верующих при суде над братьями? Отв. Верующие согрешающих братьев должны обличать и увещевать ( Еф.5:11 ; 1Кор.14:24 ); в случае их нераскаянности свидетельствовать против них перед пастырями Церкви ( Мф.18:17 ); лично же самим никого не судить ( Мф.7:1 ) и всем прощать согрешения их ( Лк.6:37 ; Еф.4:32 ). Вопр. Какой порядок суда над грешниками указан в Евангелии? Отв. Согрешивших братьев Евангелие повелевает нам обличать сначала наедине. Если от такого обличения не будет успеха, – усовестить их при свидетелях. Если и тогда грешники останутся нераскаянными, – донести о том Церкви. Кто же Церкви не послушает, тот подлежит исключению из общества верующих и для христиан становится; как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ; 1Тим.1:20 ; 1Кор.5:1–5 ). Вопр. Как должны мы относиться к христианам, отлученным от Церкви? Отв. Отлученных мы обязаны держать на замечании ( 2Сол.3:14 ); должны молитвенно приводить их в покаянное настроение ( Мф.5:44 ). Пастыри же Церкви отлученных христиан не допускают к святым таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Помимо точных ссылок на предшественников в учении преподобных В. В. и Иоанна множество глубоких смысловых взаимосвязей со святоотеческой аскетической традицией, к-рая получила их высочайшую оценку: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю Отцов твоих, и они управят тебя ко Иисусу» (Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 35-36). Хотя в «Ответах» редко упоминаются имена цитируемых писателей аскетического направления, тем не менее круг источников преподобных В. В. и Иоанна, прежде всего благодаря полному критическому изданию, выявлен достаточно основательно: Apophthegmata Patrum («Речения отцов»); жития; творения аввы Исаии; труды каппадокийских отцов, прежде всего свт. Василия Великого, а также отрывки из сочинений Оригена и Евагрия Понтийского. Из егип. подвижников, включавшихся в аскетический сб. «Речения отцов», в «Ответах» поименно цитируются преподобные Антоний Великий (Отв. 605/Ep. 599. 11-12. Ср.: Alph. Ant. 2//PG. 65. Col. P. 76), Арсений (Отв. 253/Ep. 256. 84. Ср.: Alph. Ars. 40. P. 105. 34), Исаия (см. ниже), Иоанн Колов (Отв. 701. C. 436/Ep. 693. 13. Цитата не установлена), Иосиф Панефо (Вопросоотв. 429/Ep. 432. 4-6. Ср.: Alph. Jos. de Panepho 3. P. 228. 46, 229. 1), Феодор Термский (Отв. 214/Ep. 123. 18-19. Ср.: Alph. Isaac 2. P. 224. 50-52), Макарий Египетский (Отв. 71/Ep. 140. 18. Ср.: Alph. Mac. 19. P. 269. 40-42), Нистерой (Отв. 288/Ep. 291. 16-17. Ср.: Alph. Nist. 2. P. 309. 5-9), Пимен (Отв. 661/Ep. 654. 14-2. Ср.: Alph. Poem. 131. P. 356. 8-13), амма Сарра (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 34-35. Ср.: Alph. Amma Sarra 5. P. 420. 49-51) и авва Сисой (Отв. 382/Ep. 385. 4-5, 8 sqq. Ср.: Alph. Sis. 12. P. 396. 9-13). Достаточно часто в «Ответах» приводятся без указания имени известные высказывания как вышеупомянутых, так и др. подвижников, а именно: аввы Агафона (Отв. 337/Ep. 340. 10-11. Ср.: Alph. Agath. 1. P. 109. 6-15), Амуна (Отв. 466. С. 306/Ep. 469. 24-25. Ср.: Alph. Amoun 2. P. 128. 44-45), Виссариона (Отв. 120/Ep. 207. 16-19. Ср.: Alph. Bessar. 11. P. 141. 46-48), Даниила (Вопросоотв. 611. С. 389/Ep. 605. 4 sqq. Ср.: Alph. Dan. 7. P. 157. 2 sqq.), Моисея (Отв. 338/Ep. 341. 13-14. Ср.: Alph. Moïs. 18. P. 289. 16-18), Лота (Отв. 181/Ep. 90. 12. Ср.: Petrus Pion. 2. P. 376. 39), аввы Силуана/Сильвана (Вопросоотв. 118/Ep. 204. 4. Ср.: Alph. Silv. 10. P. 412. 28-29). Авторов нек-рых цитат установить не удалось; их перечень и систематизацию см.: Neyt. 2000. P. 96-105, где указаны также 12 особо трудных речений, остающихся, по предположению Нея, до сих пор неизданными (Ibid. P. 105).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Вопр. Кого заповедал крестить Христос? Отв. Всех приходящих к Нему ( Ин.6:37 ). Вопр. Кто же приходит к Господу? Отв. Во первых – те, которые веруют в Евангелие ( Мк.16:16 ); потом – их дети ( Мк.10:14 ). Вопр. Откуда следует, что и малолетних детей-младенцев нужно крестить? Отв. Крестить их необходимо потому, что Господь призывает младенцев к Себе ( Лк.18:15 ). Без «духовного же возрождения» или крещения они не могут войти в Царство Христово – Божие ( Ин.3:5 ). Во-вторых, крещение заменило собою обрезание, как учит св. Апостол ( Кол.2:11, 12 ). В Ветхом же Завете обрезывали младенцев. В третьих, Ап. Павел называет христианских детей «святыми» ( 1Кор.7:14 ). А без крещения в Новом Завете никакие люди не называются «святыми». Таким образом несомненно, что христианских младенцев необходимо крестить, – как крестили их от самых времен апостольских, о чем в 5 веке по Р. Хр. засвидетельствовали отцы Карфагенского Собора. Вопр. Как же можно крестить младенцев, когда они не имеют личной веры? Отв. Так, как можно было в древности их обрезывать при вступлении в завет с Богом ( Быт.17:10–14 ). Младенцы имеют живую душу, способную принимать дары Св. Духа ( Лк.1:44 ). Исповедание же веры произносят за них «приносящие» ( Мк.10:14 ). § 2. О миропомазании Вопр. Какие дары Духа Св. подаются христианам в Миропомазании? Отв. В Миропомазании верующие получают силу Духа Святого, помогающую им исполнять Заповеди Евангельския и возрастать в духовной жизни. Вопр. Где в Слове Божиеме об этом сказано? Отв. Ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и Помазавший есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21, 22 ). Ап. Иоанн говорит христианам: «вы имеете помазание от Святого и знаете все... Сие помазание учит вас всему»... ( 1Ин.2:20, 27 ). Вопр. Почему необходимо веровать, что Апостолы говорят о видимом Миропомазании? Отв. Так надобно исповедывать потому, что с древности дары Духа Св. низводились на людей чрез помазание миром ( Исх.30:22–29 ; Лев.21:10 ). И Апостолы приняли заповедь от Христа недужных людей мазать чувственным маслом или елеем ( Мк.6:13 ; Иак.5:14 ). Значит, Господь не отвергал древняго способа для низведения на людей даров Духа Св.; потому в Православной Церкви вошло в употребление миропомазание...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Как же вообще определить наши отношения к уставам церковным? Отв. Как любящая мать, Св. Церковь в своих уставах сохраняет нас от грязи греховной. Потому для спасения своей души всем уставам Церкви мы обязаны подчиняться беспрекословно. Ибо Спаситель сказал: «если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопр. О каких уставах церковных нам следует говорить отдельно? Отв. Собственно все уставы церковные так важны, что о них надо бы рассуждать в отдельности; но, для сокращения речи, мы будем говорить только о тех, которые теперь особенно ложно истолковываются сектантами. Таковы уставы церковные о святых постах, о крестном знамении, о крестных ходах по домам и полям, об освящении колодцев и сюда же отнесем обычай путешествий к св. местам. § 1. О святых постах Вопр. В чем состоит истинный пост? Отв. Истинный пост от нас требует, чтобы мы оберегались дурных дел, усердно помышляли о правде и добре ( Ис.58:6 и 7), и воздерживали бы плоть свою от греховных удовольствий и вкусных яств. Вопр. Откуда видно, что спасительный пост состоит, между прочим, в воздержании от вкусной пищи? Отв. Это видно из слов пр. Даниила: «я был в сетовании... Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:3 ). Вопр. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? Отв. Для того, чтобы в поведении христиан было единодушие, как написано: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). Кроме того, если бы одни братья постились, а другие ликовали телесно, – это вносило бы в жизнь соблазн. А Павел Апостол сказал: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век» ( 1Кор.8:13 ). Вопр. Почему православные христиане постятся в среду и пятницу? Отв. В среду решено было Иудой предать Христа, а в пятницу Господь был распят. В эти дни, «когда отнялся от нас Жених» ( Мк.2:20 ), мы и постимся. § 2. О крестном знамении Вопр. Для чего православные христиане осеняют себя крестным знамением? Отв. Тем самым они наружно исповедуют веру в Распятого Господа, прославляя Его «в телах своих» ( 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Какое общее наставление касательно таин Божественных преподает свят. Тихон? Отв. " О Таинстве Пресвятыя Троицы, святейшия Евхаристии и о прочих такожде, что не открыто в св. Божием слове и что открыто, но ты понять не можешь, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадешь, и в ней запутаешься, и изыти из нея невозможешь и тако погибнешь. Ибо что веры единой требует и разум наш превосходит, то испытывать очень опасно. Берегись испытывать то, что – выше тебя. Веруй во всем так, как св. Церковь верует: сей есть путь безопасный». В ином месте: «Кто много на солнце смотрит и прилежно внимает оному, у того глаза помрачаются и повреждаются: так, кто Бога, вечное солнце, любопытно разсматривает и непостижимыя Его тайны тщится испытать, у того ум помрачается и в великое заблуждение впадает. Берегись, человек, испытывать, что тебе не дано знать. Довольно нам то только о Боге разсуждать, что св. Его слово открыло». Вот краткое известие о семи таинствах Православной Христовой Церкви, изложенное свят. Тихоном в наставлении Воронежскому духовенству. Вопр. Что есть тайна, или Таинство ? Отв. Таинство есть служение, которое, под некиим видом зримым, приносит в душу верную незримую благодать Божию. Вопр. Колико есть Таинств? Отв. Седьмь: 1) Крещение, 2) Миропомазание , 3) Покаяние, 4) Евхаристия, 5) Брак, 6) Священство и 7) Елеосвящение. Вопр. Кто установил Таинства? Отв. Христос Господь установил, иныя – Сам, иныя же – чрез Апостолов. Вопр. Для чего установлены Таинства? Отв. Во свидетельство любви Божией к нам, и – для спасения нашего. Вопр. Что дает нам таинство ко спасению души? Отв. Всякое таинство дает нам благодать Божию – от св. Духа, врачующую наши болезни, очищающую душу от грехов, освящающую и спасающую человека. Без таинств нашей Православной Церкви для человека спасение невозможно. Вопр. Из чего состоит таинство? Отв. Из двух вещей, без которых не может быть таинства. 1) Из материи, т. е. вещества, приличнаго тайне и 2) из формы, т. е. из совершения, или слов священных, которыми совершают тайну.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010