Вопр. Сколько грехов против Св. Духа? Отв. Шесть: 1) отчаяние, когда не надеемся на милость Божию и на милосердие Его; 2) излишнее упование на милость Божию; 3) сопротивление познанной истине Писания святого и догматов веры, Апостолами и отцами святыми утвержденных; 4) зависть к духовным благам, кои ближний наш приемлет от Бога; 5) во грехах пребывание и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни. Вопр. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения? Отв. Четыре: 1) вольное человекоубийство, 2) блуд содомский, 3) озлобление убогих, вдов и сирот, обида и утеснение, 4) удержание или несовершение мзды наемникам или работникам. Вопр. (Из кн. 4). Как содевается грех? Отв. Делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение; словом, как-то: хула, злоречие, клевета, сквернословие; помышлением, как-то: услаждение в помысле от похоти блудной, тайная ненависть, злоба; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщение... и все, что противно десятой заповеди: не пожелай! Вопр. Как еще содевается грех? Отв. Грех есть не только то, когда законом Божиим запрещенное совершается, но и то, если законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать; но грешно и бедствующему, напр. утопающему в воде, руку помощи не подать. Ибо Бог в законе Своем повелел, как уклоняться от зла, так и творить благое ( Пс. 33:15 ). И, как сказал: не укради, так повелел: просящему у тебе дай ( Исх. 20:15 ; Мф. 5:42 ). Посему казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление добрых дел: всякое древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается ( Лк. 3:9 ). Во огнь отсылает Господь не сотворивших милости, как читаем у Матфея святого в гл. 25, где – образ суда Христова представляется. Вопр. Не обращается ли дело, по виду доброе, в порок и грех? Отв. Обращается, когда не на добрый, а на злой конец делается: так милостыня порочится, когда ради тщеславия подается; грешит проповедник, когда слово Божие ради похвалы своей проповедует. Причина сему – та, что таковой отступает от Бота сердцем своим, и на том месте поставляет себя, как идола, на котором должен Бога иметь и почитать; и славу, которая Ему единому, яко всякого добра виновнику, подобает, себе предвосхищает. Таковой человек самолюбие в сердце имеет, и вместо Бога себя любит и чтит. И дело его – подобно яблоку, вне красному, но внутрь гнилому и смрадному; и сам он, как гроб повапленный, который вне красен, но внутрь смраден... Доброе дело тогда только чисто доброе, когда добре делается, т. е. когда от доброго сердца происходит, и к доброму концу, т. е. к славе Божией и для пользы ближнего совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Почему же Ап. Петр и ангел запретили кланяться себе, о чем написано в кн. Деяний и в Откровении? ( Деян.10:25, 26 ; Откр.22:8, 9 ). Отв. Потому, что поклонение Корнилия пред Ап. Петром и Иоанна Богослова перед Ангелом было близко к обожению, что запрещено первою заповедью «Десятословия». – Когда же святые мужи воздавали «почтительное поклонение» ангелам и Божиим угодникам, какое им прилично, за это их не обличало Слово Божие. Так: Иисус Навин поклонился ангелу у стен Иерихонских ( Нав.5:14, 15 ), сыны пророческие упали перед Елисеем ( 4Цар.2:15 ), – и не были осуждены. § 2. Вопр. Почему мы призываем святых в молитвах? Отв. Потому, что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). И сам Бог приказал молиться святым. Он говорил друзьям Иова: «пойдите к рабу Моему Иову..., и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). Вопр. Заповедь Божия, данная живым людям, применима-ли к христианам, когда они молятся умершим праведникам? Отв. Применима вполне. По словам Христа: «Бог – не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф.20:38 ). Значит, по смерти тел, праведники не исчезают пред Господом. Они всегда живут и прославляют Его своими песнями ( Откр.5:9 ). Поэтому праведники, – и за гробом, могут молиться за себя и за нас – земных людей. Вопр. Призывали-ли люди Божии в молитвах Святых Угодников после их телесной смерти? Отв. Призывали. Так Моисей молился: «вспомни (Господи) Авраама, Исаака, Израиля»... (Исх.32:13). И Библия нам свидетельствует, что святые, после их телесной смерти, действительно, молятся за нас. Подобным образом молился за народ иудейский умерший плотию Иеремия ( 2Мак.15:14 ). В Новом Завете за христиан молятся души убиенных праведников ( Откр.6:10 ). Вопр. Как могут святые молитвенно ходатайствовать за нас перед Богом, когда у христиан – один Ходатай Христос ( 1Тим.2:5 ). Отв. С кровью, точно, только Один Господь ходатайствует за грешный мир; но молитвенников ходатаев у нас много, как сказал Апостол: «по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас Бога» ( 2Кор.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

е. на тело, отпустится ему. Ибо я не почитаю дерзким сказать, что и сами блаженные ученики Его не имели совершенного ведения о Божестве Его, доколе в день Пятьдесятницы не низшел на них Дух Святый; даже по воскресении, одни из них, видевше Его, поклонишася Ему, овии же усумнешася, но за то осуждены не были. Но тем, которые произносят хулу на Духа Святого, т. е. на Божество И. Христа, и говорят: яко о вельзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Мат. 12, 24), тем, говорит Он, не отпустится ни в сей век, ни в будущий. Впрочем должно заменить, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и разкаявшемуся, но: хулящему, т. е. упорно пребывающему в хулении. Ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему. Вопр. 61. Что же? Покаянием получает ли отпущение тот, кто отвергается Христа и хулит Св. Духа? Отв. Естеству человеческому Бог даровал три крещения для очищения всякого греха, какой бы он ни был: крещение водное, крещение в собственной крови посредством мученичества и крещение слезное, которым и блудница очистилась. И сам верховный из святых Апостолов, Петр, по отречении от Христа, пролив слезы, был паки принят и спасся. Если же отречение от Христа прощается, а отречение от Св. Духа не прощается: то будет следовать, что Сын менее Святого Духа. Выслушай же свидетельство Писания, и убедись, что нет греха побеждающего человеколюбие Божие. Бог так говорит устами Иезекииля Пророка: живу Аз, глаголет Господь, яко аще сотворит человек вся неправды, и обрящу его в правде, не помяну всех неправд его (Иезек. 33, 12–19). Обрящу же его, очевидно, в час смерти его. Ибо должно знать, что источник слез точно так, как и крещение, очищает человека. Почему многие, грехами осквернившие себя после святого крещения, посредством слез очистились и соделались праведными. Вопр. 62. Какой грех делает молитву неугодною Богу? Отв. Злопамятство. Ибо Господь говорит: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мат. 5, 23. 24), т. е. злопамятство делает, что дар молитвы не приемлется Богом. Вопр. 63. В каком грехе нет покаяния? Отв. В грехе отчаяния, которым быв одержим Иуда удавился. Вопр. 64. Какой грех тяжелее всех прочих? Отв. Если, по слову Апостола, большее из всех благ есть любовь: то очевидно, что и из всех зол большее есть братоненавидение, немилосердие и неподатливость на милостыню. Вопр. 65. Какая заповедь прощает человеку все грехи? Отв. поскольку Господь говорит: не судите, да не судими будете (Мат. 7, 1): и еще: остави нам, якоже и мы оставляем должником нашим (Мат. 6, 12): то очевидно, что мы получаем прощение во грехах, если не судим ближнего, равно как если не помним зла, причиненного нам: ибо сказано: оставите, и вставится вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Вопр. Какое верховное благо человека. Отв. Верховное благо для человека есть блаженство в Боге и с Богом. Внешних благ можно желать и искать потолику, поколику они служат к достижению сего верховного блага. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся (внешние блага) приложатся вам ( Пс. 6:33 ). Вопр. Какая истинная честь? Отв. Истинная честь и слава ответствует Святитель Тихон, есть, которую Христос любящим Себя подает. Она в сем мире сокровенна и только верою постигается; но откроется в будущем веке, когда праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ). Сию славу будут иметь люди и никогда ее не лишатся. Вопр. Какое истинное и неотъемлемое богатство? Отв. То, которое Христос предлагает нам: скрывайте себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают ( Мф. 6:20 ). Сие сокровище, которое верою, любовию поспешествуемо бывает, собирается здесь и открывается на небеси. Там им отверзутся сокровища благ, их же око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Вопр. Какая истинная сладость? Отв. Та, которую святые души от любви Христовой чувствуют, так ко Христу в радости и сладости восклицах: весь еси желание, весь сладость Слове Божий, (Песнь 9 гл. 2). Сия сладость от печали по Бозе начинается, и в смиренных слезах умножается, в скорбях веселит, в напастях утешает, в унынии ободряет, в отчаянии обнадеживает, при смерти не отлучается и в оный век сопутствует, где и любовь свое совершенство приимет. Не таковы блага мира сего: гордость житейская, похоть очес и похоть плоти ( 1Ин. 2:16 ). Вопр. Где благо истинное? Отв. Выслушай еще о сем святителя Тихона, от лица Самого Господа глаголющего: «добра ли ты хочешь себе? Всякое добро у Меня, глаголет Христос, призывая к Себе удаляющуюся от Него душу. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? что краснейше паче Меня? Благородства ли хочешь? Что благороднее Божия Сына и Девы? Высоты ли хочешь? что выше Царя небесе? Славы ли хочешь? Кто славнее паче Меня? Богатства ли желаешь? у Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я – Премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и любительнее паче Меня, Иже душу за всех положил? Помощи ли ищешь? Кто поможет кроме Меня? Врача ли ищешь? Кто исцелит кроме Меня? Веселия ли ищешь? Кто увеселит кроме Меня? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит кроме Меня? Покоя ли ищешь? У Меня обрящешь покой душе твоей. Мира ли ищешь? Аз есмь мир душевный. Живота ли ищешь? У Меня источник жизни. Света ли ищешь? Аз есмь свет миру. Истины ли ищешь? Аз есмь истина. Пути ли ищешь? Аз есмь путь. Вождя ли к небеси ищешь? Аз есмь вождь верный (Доселе Тихон). Ты же, брате, что скажешь?» Отче Господа моего! привлецы меня к Нему и привей меня – дикую маслину к телу Его, иже есть Церковь – исполнение и раздаятельница Его благ! Душе Святый! устрой, образуй и уготовь меня для единения со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Каково должно быть угождение наше Богу? Отв. Искреннее, сердечное, и нелицемерное: оно должно происходить от веры и сердечного основания. Ибо Бог, как сердцеведец, глубину сердец наших испытует и видит. Вопр. Кто угождает Богу и кто не угождает? Отв. Угождает тот, кто волю Его святую творит; не угождает, кто воли Его святой не исполняет. А воля Божия – в десяти заповедях и в Евангелии. Вопр. Можно ли угождать Богу без самого Бога? Отв. Не можем; ибо велика наша слепота, слабость и растление. Посему должно со усердием Богу молиться и к нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь Ему угодный, и на нем бы нас содержал и по нему бы вел. О сем Псалмопевец молился чрез весь 118 Псалом, испрашивал святого и богоугодного жития. Да подражаем ему и да взываем: научи мя, Господи, творити волю Твою ( Пс. 142:10 ). Вопр. В каком отношении воля наша – к воле Божией? Отв. В противоположном, так, что, дабы угодить Богу, мы не то должны делать, что нам угодно и приятно, а – противное. Напр. угодно нам в праздности и лености жить, но воля Божия требует от нас труда, и трезвения и делания. Угодно нам пространным прихотей, роскоши и веселостей путем идти; но Богу сие не угодно: внидите узкими вратами, вещает Христос ( Мф. 7:13 ). Не угодно нам любить врагов наших, благословить клянущих нас и добро творить ненавидящим нас; но Богу сие угодно: любите враги ваша, говорит Христос, благословите клянущия вы, и пр. ( Мф. 5:44 ). Да будет убо воля Твоя, Отче наш , Иже еси на небесех, а не наша ( Мф. 6:10, 9 ). Вопр. Как св. Тихон говорит о Воплощении ? Отв. Святитель Тихон так богословствует о сем неизглаголанном догмате веры: «Бог наш есть святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух: не три Бога, но един Бог. Един Бог естеством, но есть Триипостасный: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Трем сим Божественным лицам едино существо, едина воля, едина держава, царство, сила, слава: никто же больший, никто же меньший; но равномогущный, равносильный, равночестный, Триипостасный Бог: Отец не рожден, Сын рожден от Отца, и Дух Святый, от того же Отца происходящий. Тайна сия нам непостижима. Из сея Святыя Троицы – второе лице Пресвятыя Троицы Сын Божий пришел ради избавления рода человеческаго в мир. И поскольку Бог есть Дух, изволил воплотиться и так спасти человека. Читаем в Символе Веры : верую и во единаго Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В Новом Завете эта истина поставляется вне сомнения. Из кн. Деяний известно, что далее платки Павловы обладали чудесной силой: когда возлагали их на больных, «у них прекращались болезни» ( Деян.19:12 ). Тем более, по Божиему изволению, могут подаваться чудеса, на духовную пользу верующих, от мощей Угодников, как храмов Св. Духа ( 1Кор.6:19 ). Вопр. Надобно-ли почитать мощи святых? Отв. В Ветхом Завете над ними строились гробницы или памятники для прославления их ( 4Цар.23:17, 18 ). Господь Иисус, говоря об этом, не осудил строителей ( Мф.23:29–31 ). Подобным образом Православная Церковь ублажает или почитает мощи святых, прославляя тем память друзей Божиих ( Ин.15:14 ; Ин.14:22 ). § 4. О молитвах Церкви за умерших христиан Вопр. Святая Церковь должна-ли поддерживать связь с душами своих братьев, умерших в Господе? Отв. Непременно должна. Вопр. Что нас побуждает поддерживать эту связь? Отв. Вера в то, что наши братья душами «всегда живы» у Господа ( Лк.20:38 ), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ), – не имеет конца. Вопр. Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Отв. Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Мы и молимся по долгу любви, а любовь – как сказано – безгранична ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Отв. Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю! не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.3:5, 8 ). Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге ( 2Мак.12:42–45 ). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение «в утешение об умершем... преломлять для них хлеб» ( Иер.16:7 ). Словами – «преломлять для них хлеб» – пророк свидетельствует, что поминать умерших ядением хлеба, а тем более, следовательно, молитвами, – полезно для покойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

16 из втор.). 9) «Во Пскове моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазора» (вопр. 18 из вторых). 10) «По дальним странам ходят скоморохи, совокупясь ватагами (толпами) многими, до 60, и 70, и до 100 человек, и по деревням у крестьян ядят и пьют насильно, и из клетей грабят; а по дорогам и людей разбивают» (вопр. 19 из втор.). 11) «Дети и люди боярские всякие бражники зернью играют, не служат, ни промышляют (не занимаются никаким честным ремеслом), и от них всякое зло причиняется народу, крадут и разбивают, и души губят» (вопр. 20 из перв). 12) «По погостам и по селам ходят лживые пророки, наги и босы, волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им является св. Пятница и св. Анастасия, и велят им, чтобы они заповедывали христианом каноны завечивати; они же заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делать (женам не прясти, и камения не разжигати) и внушают дела богомерзкия, противные закону божескому» (вопр. 21 из вторых). 13) «В троицкую субботу по селам и по погостам ходят мужи и жепы на жальниках (кладбищах), и плачут на гробах с громким воплем; а когда начнут играть скоморохи, гудницы (гудошники), они, перестав плакать, начинают скакать и плясать, рукоплескать и песни сатанинския петь на тех же жальниках» (вопр. 23 из вторых). 14) «В Иванов день (24 июня) и в навечерии рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощныя непристойныя игры и всякое безчиние (вопр. 24 из втор.). Также о велице дни (на пасху) совершаются многия непристойныя и непозволительныя христианам обыкновения (оклички, радуница, вьюнец, русалии) " 169 (вопр. 25 из вторых). 15) «В великий четверток, рано утром, жгут солому, и кличут мертвых, некоторые же священники в великий четверток соль под престол кладут, и держат там до седьмаго четвертка, по велице дни, а потом ту соль дают народу для врачевания болезней» (из втор. вопр. 26-й). «В первый же понедельник петрова поста в рощи ходят на игры бесовския» (вопр. 27 из вторых).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

178. С. 132/Ep. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι - Отв. 39/Ep. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ep. 175. 2-3; Отв. 443/Ep. 446. 17-18; ср.: Отв. 556/Ep. 559. 5-7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо… убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη - Отв. 421. С. 282/Ep. 424. 31-32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ep. 82. 11-13). Болящему иноку Андрею В. В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать… и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ep. 90. 21-24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ep. 446. 17-18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας - Отв. 178. С. 132/Ep. 87. 6-7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В. В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ep. 150. 15-18, 24-25). В учении преподобных В. В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно…» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Вопр. Совершается-ли ныне в Православной Церкви суд над грешниками? Отв. Совершается. Православные пастыри обличают грешников; более виновных из них не допускают к Св. Причащению, а еретиков-лжеучителей вовсе исключают из состава Церкви. Такой строгий суд над еретиками ежегодно производится у нас в Неделю Православия. Иногда же бывает он отдельно, во всякое время, как по делу лжеучителя графа Льва Толстого. Вопр. Был-ли при Апостолах безымянный суд над грешниками, как у нас в неделю Провославия? Отв. Был. Это видно из слов Апостола: «кто, т. е. всякий человек, который благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). § 4. О праве Церкви вводить новые богослужебные обряды для назидания верующих Вопр. Имеет-ли право Церковь вводить новые обряды к пользе верующих? Отв. Без сомнения, имеет. Вопр. Откуда это следует? Отв. Прежде всего из самого понятия о Церкви, как о Живом теле Христовом ( Еф.1:23 ). Живое тело то сорадуется, то сострадает положению своих членов. И Церковь земная, видя, как страдают ее дети по случаю смерти родственников, – утешает их печальным богослужением; во дни светлые, пасхальные, – Церковь радует верующих новыми песнопениями. Затем, право Церкви православной вводить новые богослужебные чины следует из примера Церкви Апостольской. На Апостольском соборе было постановлено не обрезывать приходящих ко Христу язычников; это постановление для христиан было новшеством ( Деян.15 ). Ап. Павел заповедует христианам «назидать друг друга песнями духовными» ( Кол.3:16 ). Самых же песней Церкви он не передал. Тем он ясно показал, что христиане могут вводить новые богослужебные песнопения для пользы верующих. Наконец, новым распоряжением относительно девственников и девственниц ( 1Кор.7:25 ) Апостол учит нас, что пастыри Христовой Церкви, водимые Духом Божиим ( Деян.20:28 ), имеют власть установлять в Церкви новые богослужебные чины и обряды к душевной пользе верующих. Вопр. Каким Законом при всяких нововведениях обязана руководствоваться Христова Церковь ?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010