Евгений Алексеевич Карманов 4.11.1927 — 20.09.1998 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В воскресное утро 20 сентября 1998 года после тяжелой продолжительной болезни тихо скончался Евгений Алексеевич Карманов, неутомимый труженик и ревнитель церковного просвещения. Родился он в 1927 году в Свердловске в многодетной семье мастера музыкальных инструментов. Е. А. рассказывал, что отец учил его точности и совершенству дела, добротности усердного ремесленного труда. Впоследствии он развил в себе волевые качества настоящего академического ученого, был неутомим и точен в работе. Семья много переезжала, во время войны они жили в Армении, затем вернулись в Свердловск. Крестился в 21 год: попалось Евангелие, прочитал раз, другой, пошел в храм, кто-то им занялся, наставил; накануне крещения всю ночь сам шил крестильную рубашку. Было желание уйти в монастырь, однако до окончательного выбора пути — год на химическом факультете Уральского университета. С 1948 по 1952 г. — учеба в Киевской Духовной семинарии, встреча в Чернигове с отцом Лаврентием, который какое-то время им руководил. Очевидно, в семинарии он был посвящен в стихарь иподиакона и чтеца. Способного ученика приметило не только священноначалие; власти безуспешно пытались склонить его к конфиденциальному общению. Год после семинарии Е. А. провел делопроизводителем у владыки Ермогена (Голубева) в Ташкенте. Затем — Ленинградская Духовная Академия (1954–1958), которую он закончил по первому разряду кандидатом богословия и профессорским стипендиатом по кафедре западных исповеданий. Диссертация: “Краткая история экуменического движения” — единственная тогда работа на эту тему. Вместе с П. В. Уржумцевым Е. А. попал на стажировку в редакцию “Журнала Московской Патриархии” и был привлечен к первому после 1917 г. изданию Библии; держал корректуру. А к изданию Библии 1968 г. Е. А. составил приложения о нумерации псалмов, о книгах канонических и неканонических, о библейском календаре, о денежных знаках в Новом Завете. Он составил и редактировал первое при советской власти издание Молитвослова (1970 г.), первый Православный богослужебный указатель (1976 г.), его перу принадлежат многочисленные статьи и  библиографические заметки в ЖМП, в частности, “Русские паломники на Святой земле” — о первом посещении Палестины верующими из советской России.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-3/

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий: «Китайцы, приезжающие в Россию – люди очень трудолюбивые, дружные, любящие свое отечество. Китай, имеется в виду…» Источник: «Православная газета», Екатеринбург – Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня у нас специальный выпуск программы «Архипастырь»: мы беседуем с епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. Здравствуйте, Владыка, благословите наших зрителей. – Господь всех вас благословит. – 3 октября Церковь совершает память великомученика Евстафия. И это день тезоименитства Владыки. Ваше Преосвященство, позвольте поздравить Вас с днем тезоименитства, с именинами и пожелать преизобильных милостей Божиих в Вашем архипастырском служении. Первый вопрос связан именно с этим днем, с именинами. Что такое именины? Как определить день именин человеку? Как праздновать этот день правильно? И вообще, каково духовное значение этого дня? – Именины – это день прославления святого, в честь которого назван человек. И, конечно, этот день весьма и весьма важен для православного человека, потому что к небесному покровителю каждый христианин, по совету Церкви, должен обращаться ежедневно. Когда у нас много помощников, добрых советчиков, конечно же, жизнь проходит полноценнее, правильнее. Поэтому день тезоименитства – день святого нашего покровителя – особо важен для человека, который его отмечает. Как его правильно отмечать? У христиан уже сложилась добрая традиция посвятить этот день сугубо своему святому: присутствовать за вечерним богослужением, за Литургией желательно, очень желательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, предварительно, конечно, подготовившись к этому дню. И день, конечно же, провести в добром воспоминании жития святого, а если есть возможность – прочесть его заново. Это будет только радостью для человека, а также снисканием особого благоволения со стороны святого, в честь которого мы названы, нашего покровителя. Это наш второй покровитель и помощник после ангела-хранителя, который даруется каждому христианину в момент принятия им Крещения. И когда человек регулярно помнит об этом, то он не только в день памяти своего святого, но и ежедневно обращается к нему в молитвах. А Церковь нам рекомендует в молитвословиях утренних и вечерних обращаться к святому, которого мы избрали себе в качестве покровителя. Мы просим его молитвенной помощи и заступничества в нашей земной жизни и во всех наших жизненных делах.

http://pravoslavie.ru/37052.html

ЖМП 11 ноябрь 2023 /  29 декабря 2023 г. 14:00 Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-bepcuя.  Меня зовут М. В 20 лет за убийство, совершенное группой лиц, я был осужден на 18-летний срок с отбыванием его в колонии строгого режима. Я считаю свой приговор несправедливым, тем не менее провел в колонии 15 лет и вышел на 3 года раньше по условно-досрочному освобождению (УДО). Именно там, в колонии, я познал Бога и хочу рассказать, что для меня означал приход к вере. Хотя меня и крестили в отрочестве, наша семья не была религиозной. Я учился на юриста, жил, не задумываясь о духовной жизни, и мечтал о материальном благополучии. Моя первая исповедь и причастие состоялись лишь в пересыльном СИЗО. Основной срок мне выпало отбывать в колонии на Крайнем Севере, в Республике Коми. Молиться там можно было в небольшой молельной комнате. Испытывая потребность в духовной жизни, я стал приходить туда каждый день. Храм только строился, и я помогал в его строительстве. В колонии не было своего производства, в свободное время я старался освоить новые профессии: повара, станочника деревообрабатывающих станков, машиниста-кочегара и другие, читал классическую литературу. Это помогало развивать кругозор, речь, приобщаться к культуре, способствовало концентрации внимания. Но скоро почувствовал, что мне чего-то не хватает, чего не могут дать книги. Что это, я не понимал. Однажды белой ночью, когда солнце не садится, а только ходит по кругу, я взял в руки молитвослов и начал внимательно читать молитвы. Неожиданно для себя понял, что сейчас главная задача в жизни, как бы она ни сложилась, — познать Бога. И в этот момент я почувствовал, что Господь Иисус Христос находится рядом со мной. Такое явное Его присутствие я больше нигде и никогда не ощущал. С этого начался мой осознанный приход в Церковь.

http://e-vestnik.ru/db/pravoslavnoe_obra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона в творчестве Пушкина 07.06.2011 649 Время на чтение 51 минут Александр Пушкин . Икона работы о. Зинона (Теодора) "/> Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996:113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитесь трепетно 10.01.2009 447 Время на чтение 6 минут Известно, что православные молятся не как придется, а по «правилу». В чем его смысл и как сделать ежедневную молитву живой, объясняют наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) и духовник г. Москвы , настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Георгий БРЕЕВ. Зачем нужно «правило»? Утреннее и вечернее правило может выглядеть по-разному и состоять из разных молитв. Но оно необходимо каждому христианину. Утром мы просим у Бога благословения на все наши дела, а вечером благодарим Его за прожитый день, попросим прощения, если в чем-то ошиблись, согрешили. Смысл правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами, и появляется ощущение лицемерия: вроде все что нужно прочитал, а на душе холод? «Молитва должна быть неким пламенем для души. Человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, - объясняет прот. Георгий Бреев. - Потом опомнятся: " Ой, что же я делаю, разве от того, что я оставил молитву, мне стало лучше? Стало во много раз хуже " . Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва - это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем - впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной. В старых молитвословах везде говорится: прежде чем встать на молитву, приведи все чувства в порядок, отложи на время молитвы все заботы о делах. Сразу по пробуждении от сна возблагодари Господа. Слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением - она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей души. А молитва вечерняя дает покой душевный, с молитвой заснешь, будет сон твой питательный, восстановит твои силы, ангел хранитель укрепит на новые труды».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О православном приходе в Атланте, США «Мы вместе дружим, молимся и не поощряем в храме разговоров о политике» 22.12.2023 57 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру В 1976 году американец о. Иоанн Таунсенд основал в Атланте приход в честь прп. Марии Египетской, сначала в юрисдикции Православной Церкви в Америке, а в ноябре 1997 года приход перешел под омофор Русской Зарубежной Церкви. В 2005 году приход приобрел на то время пустовавшее здание бывшей лютеранской церкви и совместными усилиями переделал его в православный храм, где духовенство и прихожане молятся сейчас. Два с половиной года назад при храме был основан еще и мужской скит. О нынешнем дне прихода и скита святых Оптинских старцев рассказывает иеромонах Александр (Лисничук). Иеромонах Александр (Лисничук) – За последние два с половиной года состав прихода изменился. Если три года назад американцев у нас было около 30%, то сейчас – 70%. Во время пандемии почти все храмы в округе закрылись, и американцы стали приходить к нам. А еще у нас есть русские, белорусы, греки, индонезийцы, вьетнамец, иранец. – Как храму удалось остаться открытым? – Наш губернатор сказал, что не будет требовать закрытия храма, потому что это противоречит нашей конституции. И мы продолжили служить. – Какие еще перемены произошли у вас за эти два с половиной года? – Мы построили новую просторную кухню, трапезную. Наш прихожанин – архитектор из Тбилиси Кишо Беркадзе – построил примыкающую к зданию храма конструкцию с навесом, где мы обедаем и ужинаем. У нас есть замечательная библиотека, в которой собрано более тысячи книг на английском и русском языках. Казалось бы, удивительно, но народ читает! Рядом – книжная лавка. Молитвословы мы раздаем американцам бесплатно. У нас вообще нет фиксированных цен на требы. Если нужно кого-нибудь покрестить, то мы крестим и не говорим о цене. Но люди, как правило, всегда жертвуют. Храм прп. Марии Египетской Все мы дружим, вместе молимся и не поощряем в храме никаких разговоров о политике, поэтому в это смутное время из храма никто не ушел. Зато чего в нашем храме много, так это любви, и люди это чувствуют и сердцем откликаются на эту любовь. Поэтому и духовенству служить хочется, и прихожанам хочется приходить молиться. И все вместе мы служим Господу.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/o_prav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Победа Православия над темными силами На месте временного захоронения Григория Распутина установлен новый крест 28.09.2012 1124 Время на чтение 3 минуты Вчера, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в Царском Селе в Александровском парке на месте закладки храма преподобного Серафима Саровского и временного захоронения Григория Ефимовича Распутина был установлен новый крест там же, где 24 сентября неизвестные вандалы снесли эту православную святыню , сообщает наш корреспондент. «Это событие знаковое для всех почитателей Семьи святых Царственных Мучеников, а также преподобного Серафима Саровского, в память о котором закладывался этот храм, который, к сожалению, так и не был достроен. С болью в сердце многие православные люди восприняли известие о поругании святыни, о снесении креста. Информация о событии быстро распространилась, и многие осудили это кощунство. У нас появилось желание и духовная потребность в том, чтобы восстановить православный крест на прежнее место и главное, сделать это в праздник Воздвижения», - сообщил «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов . «Слава Богу, вчера это событие произошло, - продолжил он. - Большая группа верующих людей около 60 человек прибыла в Царское Село. В основном это были петербуржцы и жители Царского Села, а также и москвичи. Многие из тех, кто не смог приехать, передали свои просьбы восстановить эту святыню. Времени на организацию этого события было крайне мало, поэтому не все сочувствующие смогли приехать, но духовно и молитвенно все они были с нами. С крестом, который по нашей просьбе был изготовлен и освящен, мы прошли крестным ходом по Александровскому парку Царского Села с пением тропаря Кресту Господню и установили крест на прежнем месте. Это большой деревянный восьмиконечный крест, на котором помещены иконы преподобного Серафима Саровского и святых Царственных Мучеников. Для всех присутствующих установка креста стала большим праздником, фактически победой Православия над темными силами. Погода нам споспешествовала в этом, стоял ясный солнечный и теплый день. Наши души возгревали молитвы, которые мы возносили к святым Царственным Мученикам, преподобному Серафиму и Кресту Господню во время его воздвижения. Затем перед установленным крестом мы прочитали акафист Честному Кресту и пропели молитвословия и тропари к святым и Божией Матери. Мы надеемся, что с Божьей помощью это место больше не подвергнется осквернению».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/28/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продажная девка – история… Сейчас не только Украина, но и весь осатанелый Запад клевещут на Святую Русь 29.08.2023 1641 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Учите историю! Зачастую звучат рекомендации в адрес тех, кто не согласен с чьим-то мнением. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – фраза Михаила Ломоносова. После таких аргументов невольно задумаешься, а действительно ли настолько важна для нас информация из прошлого? Вообще-то история – это мягкотелая субстанция, из которой лепят то, что выгодно определённым кругам общества – власть имущим. Бытует такое изречение: «История есть продажная девка политики». Я бы трактовал даже так: «Обзор прошлого страны, государства через призму сложившегося в ней политического строя – и есть её история». Прежде чем читать книгу либо художественную, либо документальную, не мешало бы взглянуть, кто её издатель, тогда будет предсказуемо – откуда дует ветер. Мои школьные годы пришлись на правление КПСС. И вот, уже будучи достаточно взрослым воцерковлённым человеком, я постигал то, чему нас не учили в школе, я с жадностью читал религиозную литературу (в основном это были жития святых), по ним я и переучивал историю. Мне приходилось часто корректировать в своей памяти события прошлых лет, которые явно разнились с тем, что было написано в советских учебниках, и то, что я читал на страницах духовной литературы. Хочу привести пример: много написано различных книг о Григории Распутине, например, Валентин Пикуль в романе «Нечистая сила» преподнёс свою версию, продиктованную ему большевистской пропагандой, а Николай Жевахов в своих «Воспоминаниях товарища обер-прокурора» опроверг клевету. Вот ещё интересный пример – читаем на сайте «Православный-молитвослов. рф. Житие святителя Иоанна Шанхайского: «Святитель Иоанн родился 4/17 июня 1896г на Юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречён Михаилом». А вот, что написано в Википедии: « Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович; 4 (16) июня 1896, село Адамовка, Изюмский уезд, Харьковская губерния». Как мы видим авторы универсальной интернет-энциклопедии упразднили географическое уточнение Юг России, а вставить «Украина» вместо «Юг России» не посмели потому, что самостийной тогда ещё не существовало. Вот так и исчезают факты со страниц летописей… Ну, что же – мы сами пишем свою историю. Народу Украины больше по душе пришёлся образ Андрея, нежели Остапа из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а позже и Степан Бандера превратился в народного героя – «по Сеньке и шапка».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/29/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Противники освящения оружия не считают Россию своей Родиной Генерал-лейтенант Владимир Шатохин призвал Архиерейский Собор принять решение во благо русского духа 17.06.2021 1944 Время на чтение 8 минут «Я как православный человек и офицер, прошедший почти сорокалетний путь службы в армии от начальника расчёта до командующего Ракетных войск и артиллерии армии и округа (РВиА), решительно и твёрдо выступаю за освящение оружия России и прошу участников Архиерейского собора, который пройдет в ноябре 2021 года, решить этот вопрос в соответствии с многовековыми традициями России и во благо русского духа», - говорится в обращении Владимира Яковлевича Шатохина, генерал-лейтенанта, члена Клуба военачальников Российской Федерации, члена-корреспондента Академии военных наук, старейшего члена Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Документ опубликован на сайте ВРНС. По словам военачальника, «наше оружие – это оружие защиты, а не нападения. И оно должно быть благословенно. " Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православных христиан на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство " . Эта молитва есть в каждом Молитвослове. Этой молитвой мы просим, чтобы Господь избавил нас от бед, даровал нам благополучие и силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом. И к этой молитве в своих прошениях к Господу я присоединяю уже больше двадцати лет еще одну, которая льется из моего сердца: " Спаси, Господи, Русь святую, веру православную, российскую армию, ядерное, высокоточное оружие и воинское духовенство в ней " . Даже идеология советской власти не смогла изжить из русских людей святую православную веру. Победу в Великой Отечественной войне мы одержали во многом благодаря и тайным молитвам воинов. Об этом мне говорил еще мой отец, комиссованный в 1943 году после ранений и умерший уже после Великой Победы. Свой фронтовой путь он прошел с Господом в сердце. Как известно, в окопах неверующих нет. Сейчас Россия тоже находится в своего рода окопах. Недружелюбное кольцо вокруг нее сужается, на наши духовные скрепы идет наступление чуждых ценностей, и потому освящение российского оружия должно стать неотъемлемой частью моления нашей Церкви за Отечество. Руководство страны уделяет большое внимание укреплению обороноспособности страны. Проводятся масштабные научно-технические исследования, разрабатываются новые виды оружия. Русская Православная Церковь тем временем служит духовным оплотом России и ее воинов».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/17/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русский ковчег» Суворовский календарь для культурного фронта 22.12.2022 390 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию суворовский календарь на 2023 год, традиционно выпускаемый общественным движением в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение» (Швец А.В., Издательский дом «Суворовъ»). В этом году в центре сюжета картина, на которой размещен «русский военный корабль» – американскую нейросеть попросили изобразить его, и вот, что она «увидела» опираясь на навыки визуального мышления, проанализировав огромную базу данных. Мы же постарались раскрыть в этом явлении глубинный образ русского воинства, имеющего прежде пушек – духовное оружие. Фактически нам показан образ Ковчега нашего спасения, плывущего среди бушующего моря людских страстей и пороков, показан наш Русский Путь. И главное оружие русского воина – это его духовная сила. А сам Ковчег, являясь стражником духовных ценностей, прокладывает свой путь к небесам от Сотворения мира до наших дней. На центральном плане проступает парсуна Александра Васильевича Суворова, кисти потомственного кубанского иконописца Софьи Мачигиной. После ее написания Софья Анатольевна предоставила Движению в поддержку прославления А.В. Суворова права на использование образа и сейчас парсуна размещена в молитвословах православного воина и наряду с суворовскими флагами поступает на фронт, приближая нашу Победу. Эпилогом календаря стало стихотворение Максимилиана Волошина, зазвучавшее через столетие еще более пронзительно. ЗАКЛИНАНИЕ: Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных и прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений — Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь И верю замыслам предвечным: Ее куют ударом мечным. Она мостится на костях, Она святится в ярых битвах, На жгучих строится мощах, В безумных плавится молитвах.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/22/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010