Разделы портала «Азбука веры» В православных статьях в интернете, а также в классической литературе мы часто читаем, что верующие люди каждое воскресенье ходят в церковь. Также пишут, что для православного воцерковленного человека посещение церкви и участие в литургии без участия в таинстве Причастия должно быть неприемлемым. Оно и понятно, ведь Господь предлагает нам причаститься Святых Тайн, и грех отказываться, если уже участвуешь в литургии. Но ведь для участия в Евхаристии необходимо присутствовать на вечерней службе накануне, т.е. вечером в субботу, т.к. церковный день начинается с вечера. Таким образом получается, что в церкви нужно быть не только каждое воскресенье, но и каждый субботний вечер. А это становится затруднительно для работающего и семейного человека. Как правильно совместить это правило, эту заповедь не в ущерб семье? Можно ли, например, посещать литургию и причащаться каждое воскресенье без участия в субботней службе? Или нужно участвовать в каждой воскресной литургии, но не подходить ко причастию, т.к. должным образом не подготовился? Похожие вопросы 4 Ответа Посещение вечернего богослужения перед воскресной литургией является обязанностью православного христианина независимо от причащения (см. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 87). Это важная часть воскресного богослужения, которая содержит многочисленные назидательные тексты молитвословий о Воскресении Христовом. Поэтому пропускать его без уважительной причины не следует. Другое дело, что обстоятельства бывают разные. Возможные варианты: совместное с семьей посещение всенощного бдения (детям стоять всю службу не вижу смысла), домашнее вечернее богослужение в адаптированном для мирян варианте . Если действительно затруднительно все это, то провести этот вечер вдумчиво и с молитвой всей семьей, с чтением воскресного Евангелия и некоторыми отдельными песнопениями воскресного богослужения. В общем, хотя бы как-то посвятить это время Богу. Спасибо за ответ и советы, Сергий. Про обязанность понял.

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-li-u...

Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Хризостом совершили Божественную литургию в храме святого апостола Варнавы 11 июня 2012 г. 20:10 11 июня 2012 года, в день памяти святого апостола Варнавы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II  совершили Божественную литургию в храме в честь основателя Кипрской Церкви, что в районе Дасуполи столицы Кипра. Это крупнейший на Кипре храм, освященный во имя апостола Варнавы. Строительство его было начато в 1974 году и закончилось несколько лет спустя. Храм построен из железобетона в своеобразном стиле и внешне не походит на другие храмы Кипра. Предстоятелям двух Церквей сослужили члены официальной делегации Московского Патриархата — председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион  и руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , митрополиты  Кипрской Церкви : Китийский Хризостом, Киринейский Хризостом, Лемесосский Афанасий, Константийский Василий, Киккский и Тиллирийский Никифор, Тамасосский и Оринийский Исаия,Тримифунтский и Левкарский Варнава, а также митрополит Вострский Тимофей ( Иерусалимский Патриархат ); кипрские епископы: Карпасийский Христофор, Арсинойский Нектарий, Амафунтский Николай, Лидрский Епифаний, Хитрский Леонтий, хорепископ Неапольский Порфирий, представитель Кипрской Православной Церкви при Европейском Союзе; хорепископ Месаорийский Григорий. В богослужении участвовали настоятель Варнавинского храма протопресвитер Сотирий Савва, заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. Богослужение совершалось при большом стечении народа; молитвословия звучали на греческом и церковнославянском языках. По окончании богослужения к Святейшему Патриарху Кириллу обратился протопресвитер Сотирий Савва, отметивший, что радость престольного праздника для прихожан этого святого храма усугубилась благодаря тому, что в этот день они молились вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви. «Это воодушевляет нас в нынешнее трудное время», — подчеркнул он. Напомнив, что вследствие оккупации части острова много киприотов были изгнаны с отеческих земель, из своих святых храмов, отец Сотирий попросил молитв Святейшего Патриарха о скорейшем решении кипрской проблемы.

http://patriarchia.ru/db/text/2281938.ht...

Часть вторая Глава I. О различных видах церковного Богослужения Необходимость определенных времен для общественного Богослужения условливается самим понятием об этом Богослужении; так как оно совершается для общества верующих и от имени сего общества. Такие времена были везде, где было благоустроенное общественное Богослужение, во всех религиозных культах. В Ветхозаветной церкви они определены были самим Богом. В христианской церкви на самых первых порах её распространения, даже во времена гонений, не только являются определенные дни, назначаемые для Богослужения, как-то: день Воскресный, Пасха и Пятидесятница; но, когда и где была возможность, были и определенные часы Богослужения, что можно видеть из сочинений отцов церкви 2-го и 3-го века и в особенности из постановлений Апостольских. С прекращением гонений времена Богослужения всегда и везде сделались определенными. О разделе времен общественного Богослужения Православной церкви Времена общественного Богослужения в Православной церкви определяются частью кругом, а) суточным, частью кругом б) седмичным и частью кругом в) годовым. Отсюда Богослужебные времена могут быть разделены: а) по кругу суточному, б) по кругу седмичному и в) по кругу годовому. Отличие этих служб можно видеть в том, что службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днем седмицы, а годовые – с каждым днем года, сообразно с теми воспоминаниями, которые церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Но г) могут быть и такие службы, которые совершаются церковью по известному случаю, или по потребностям христиан. Таким образом вторая часть Литургики может разделяться на отделы; 1) о Богослужении повседневном, 2) о седмичном, 3) годовом и 4) о Богослужении, совершаемом по потребностям христиан. А) о Богослужении повседневном Апостольскую заповедь о непрестанной молитве 1280 христиане могли исполнить только по отношению к внутренней, сердечной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Этапы духовного странствия (автобиография) Скачать epub pdf Об авторе Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье; в 1942 г., в возрасте шестнадцати лет поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор, и стал его игуменом. Доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Является основателем серии “Spiritualite orientale” («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются: Дух пахомиевского монашества, 1968. Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты,1990. Православная духовность и «Добротолюбие», 1997. Евангелие в пустыне, 1999. Пещь вавилонская: духовный путеводитель, 2001. Основы катехизиса, 2 тт., 2001. Уверенность в невидимом, 2002. «Тело – душа – дух» в православном понимании, 2004. «Добротолюбие» и православная духовность, 2006. Становление С особой признательностью я вспоминаю всех, кто повлиял на мое становление как человека и христианина. Благодаря своей семье я был воспитан в духе великих литургических и святоотеческих традиций Церкви. У бабушки и у обеих моих теток по отцовской линии, оказавших на меня особенно сильное влияние, настольной книгой был «Древний молитвослов» дона Каброля, а также «Церковный год» дона Геранже, в котором встречалось множество удивительных древних литургических текстов Восточной и Западной Церквей. Эти женщины, наделенные твердой верой и глубоким благочестием, не переносили сентиментальной набожности, и довольно рано я воспринял от них вкус к сокровищам церковного Предания. Они благоговели перед монашеством, любили труды дона Мармиона; образцом христианской жизни в их понимании были такие великие аббатства, как Бёрон, Маредсу и Солезм. Когда я учился в начальной школе, мои воспитатели-иезуиты – люди молитвы, сердечного благородства и прекрасного образования – пробудили во мне любовь к классической древности, рыцарскому Средневековью, а также к истории Франции XVII столетия. Это ничуть не противоречило моему семейному воспитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

1. Предварительные сведения § 1. Понятие о Богослужении и Церковном Уставе Богослужением православной церкви называются церковные службы, совершаемый в храме Божием в общем собрании верующих, священными лицами по богослужебным книгам и в узаконенное время. Церковный устав есть руководство к правильному и благочинному совершенно Богослужения православной церкви. § 2. Понятие о храме и его принадлежностях Храм Божий или церковь 2 , есть особо устроенное и освященное по особому чину 3 , здание, предназначенное для совершения Богослужения и возношения молитв верующими. Он отличается от обыкновенных зданий и внешним видом своим, и внутренним устройством. а) Внешний вид храма. Внешний вид храма бывает или на подобие креста, или круглый, по большей частью продолговатый, на подобие корабля. Сим последним устройством храма выражается та мысль, что как корабль под управлением опытного кормчего благополучно перевозить путешественника чрез бурное море до места его путешествия; так и церковь , управляемая Главою церкви I. Христом, спасает верующих в него от потопления в бездне греховной, и чрез таинства, священные обряды и молитвословия приводить их к тихому пристанищу, в царство небесное. Средина храма над стенами покрывается куполом, на подобие неба, в означение того, что в храме стояще, на небеси стояти мним. Верх храма украшается главами с крестом. Крест на главах показывает, что это дом Божий, назначенный для прославления Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение крестною смертью . б) Внутреннее устройство храма. Внутри христианский православный храм разделяется на три части: 1) алтарь – место для священнодействующих, 2) храм средний, в котором молятся верные, и 3) притвор – место для оглашенных и кающихся. I. Алтарь. Алтарь (от alta ага) значить высокий жертвенник, потому что устраивается выше прочих частей храма. Он бывает обращен на восток в означение того, что на востоке был рай, и православная вера и церковь получили начало на востоке в земле Иудейской, в которой родился, жил и совершил наше спасение Господь Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

325. Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем 783 (Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Прихожу к вам ныне, братия святого храма сего, как вестник и исполнитель воли Благоверного Государя Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича. Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительского и Прародительского благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатного общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единой, святой соборной и апостольской Церкви. С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ее священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите. Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня. Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, расцветая возрастом, расцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8 Сентября) Стихиры на Господи воззвах, гл. 6: 1. Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе. 2. Этот день Господа, радуйтесь, народы, ибо вместилище света и свиток Слова жизни произошел из чрева. И Она, прообразованная в скинии дверью с востока, родившись, ожидает входа Иерея великого; Она – единственная и во вселенную вводящая одного только Христа для спасения наших душ. 3. Сегодня бесплодная Анна рождает Богоотроковицу, из всех родов предызбранную в жилище Царю всех и Создателю Христу Богу, во исполнение Божия промышления, по которому мы, земнородные, воссозданы и обновлены от тления для жизни нескончаемой. Слава и ныне: Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе.. Стихиры на литии Начало нашего спасения, люди, сегодня совершилось, ибо от древних родов рождается Матерь и Дева, и приемница Бога происходит от неплодной; цвет от Иессея и жезл от корня его произрос. Да веселится Адам праотец и Ева в радости да ликует; вот она сама, по Божию промышлению созданная из ребра Адамова, торжественно прославляет и дочь свою и внучку: родилась мне, говорит она, Избавительница, через которую я освобожусь от уз ада. Да радуется Давид, ударяя в гусли, и да благословит Бога, ибо Дева происходит от чрева бесплодной для спасения наших душ. Слава и ныне. гл. 8: В благознаменитый день праздника нашего возвестим духовно, ибо сегодня от семени Давидова рождается Матерь жизни, разгоняющая тьму. Она – восстановление Адама и Евы освобождение, нетления источник и отмена тлению; через Нее мы обожествились и от смерти избавились. Воскликнем же Ей мы, верные, вместе с Гавриилом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, через Тебя подающий нам великую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #082401c707 Закрыть Библейская рулетка. Мытарства Рассказы Иеромонах Роман (Кропотов)   00:02 04.12.2014 1746 Время на чтение 62 минут «Крутите барабан. К сожалению, вы банкрот». Почему-то сейчас, лежа на остром асфальте среди окровавленного автомобильного стекла и глядя на крутящееся колесо перевернутого Рено Логана, мне пришли в голову именно эти слова из популярного капитал-шоу. Я не чувствовал своих ног, но зато очень ясно ощущал всю абсурдность и опасность того занятия, которому я не просто отдался с головой, но вручил свою жизнь. Как странно, почему же я не видел этого раньше? Я действительно крутил рулетку. Я пытался навязать Богу свои желания и его величество случай идентифицировать с волей Божией. Но на самом деле, я всего лишь стоял у большого барабана и то и дело вращал его, пока не выпал банкрот. Но Священное Писание - это не лото, а жизнь - не Поле Чудес, а, скорее, минное поле, на котором ошибки чреваты не простым переходом хода, а переходом в вечность, на пороге которой я сейчас и стоял. Но, обо всем по порядку. Мое воцерковление началось всего несколько лет назад. Все как-то сразу получилось: познакомился со Священным Писанием, Псалтырью, тут же и храм подвернулся, службы, первая встреча со злобной бабушкой в храме, участие в таинствах, первый молитвослов. Душа как-то сама потянулась, раскрылась, захотела общения с Богом, мира совести. Отчасти все это Господь даровал мне вкусить. Завязались новые знакомства с православными. Это тоже было что-то новое. Категория людей, от которых не разит перегаром после вчерашнего, у которых лица не мрачного черного цвета, а обычные, людские и которые не сквернословят, когда бьют молотком по пальцу, а вспоминают какого-нибудь ежа или кота или их обоих. Все это располагало к жизни в лоне Церкви и воодушевляло на богоугодные поступки (не говорю - подвиги). Однако, спустя некоторое время что-то начало меняться. Внешний порядок вещей как бы остался прежним: храм, молитвы, посты и тд., но вот внутренний тянул меня дальше.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/04/...

     14 марта отмечается День православной книги — молодой, но набирающий популярность праздник, инициатором которого стала Русская Православная Церковь. Дата выбрана не случайно: в этот день 1564 года дьякон Иван Федоров издал первую на Руси печатную книгу «Апостол». С 2010-го празднование проходит во всех уголках страны. Помимо церкви в нем участвуют школы, вузы, дома культуры, писатели, известные люди и просто читатели. «Культура» решила разобраться: что это за феномен такой — мир православной книги? Православным книгопроизводством занимаются как церковные, так и светские издательства. Отрасль имеет свои особенности. Рукопись должна пройти своеобразную цензуру в Издательском совете Русской Православной Церкови. Эта структура отслеживает, чтобы в книгах, продающихся при храмах и монастырях, не было искажения православных представлений о мире и человеке, не содержалось никакой духовной крамолы. Гриф «рекомендовано» или «допущено» — пропуск во всю церковную книжную сеть. Однако издатели на такой фильтр не ропщут, многие даже считают гриф своеобразным знаком качества. Ассортимент православной литературы обширен: Евангелие, труды Святых Отцов, катехизисы, молитвословы, акафисты, книги по истории Церкви, брошюры «Как подготовиться к исповеди», «Что ждет человека за гробом», а также художественные произведения. Когда атеизм был упразднен и началась эпоха, которую назвали «вторым Крещением Руси», православное книгоиздательство пережило настоящий бум. Немалыми тиражами стали выходить ранее запрещенные тексты. Но до определенного момента это был некий «автономный мир», предназначенный тем, кто, условно говоря, каждое воскресенье посещает церковь. Перелом наступил недавно, с выходом книги отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Она стала бестселлером именно у светского читателя, покоренного историями про отца Иоанна Крестьянкина, кончину Сергея Бондарчука, предсмертное крещение Булата Окуджавы... Наместник Сретенского монастыря, с недавних пор — епископ Егорьевский, сделал так, что религия перестала восприниматься как некое «этнографическое гетто» для бабушек. Книга явилась прорывом, знаком того, что церковь идет навстречу согражданам.

http://pravoslavie.ru/91427.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010