Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

     Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля. Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь. Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности». Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно». А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа. Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».

http://pravoslavie.ru/98205.html

  разделы   рассылка  распечатать Епископ Егорьевский Марк (Головков) " Книга была моим спутником, начиная с детства... " Источник:  Православная книга России – Что для Вас чтение, книги? Какую роль все это сыграло в Вашей жизни? – Я всегда любил книги, с самого детства. Когда я был ребенком и еще не умел читать, мама читала мне по вечерам духовную литературу, например Киево-Печерский патерик, Византийские легенды (в те времена под такими названиями проходили жития святых), житие Симеона Столпника. Чрезвычайно любил книги и мой отец. У него была достаточно неплохая библиотека, которая включала в себя множество дореволюционных книг. Собирая библиотеку, отец общался с разными коллекционерами, приобретал или обменивал на светские книги и журналы духовную литературу, например труды святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Временами ему попадались книги, когда-то принадлежавшие священникам. Таким образом, с детства меня окружала не только та литература, которая была положена по программе, не только учебники, но и литература духовного содержания и, разумеется, молитвослов. Вспоминаю, как мы собирались всей семьей и читали молитвы. Потом, когда я подрос и стал учиться в школе, я любил листать старые духовные журналы, труды Киевской духовной академии, Казанской Духовной Академии, журнал " Христианское чтение " Санкт-Петербургской Духовной Академии, журнал " Нива " . В то время духовная литература была в основном дореволюционной: либо непосредственно дореволюционные книги, либо какие-то перепечатки с дореволюционных книг, и достать их было очень непросто. Отец не был сторонником приобщения к массовой культуре и из принципиальных соображений не покупал телевизор, говоря так: " Если дети захотят пойти в кино, я дам им 10 копеек (сколько стоил раньше детский сеанс), но они не будут портить глаза, часами сидя дома перед телевизором " . Поэтому в свободное время я ходил в библиотеки, читал книги, которые проходили по программе в школе, и то, что было мне в тот момент интересно. Надо сказать, что не только духовная литература меня привлекала. Я читал и историческую, и патриотическую, и приключенческую литературу.

http://religare.ru/2_43577.html

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской Кондак 1 Избранная угоднице Христова, святая блаженная Ксение, хвалебное пение ти приносим, чтуще терпение твое и злострадание вольное; ты же, имущи дерзновение ко Господу, во всяких бедах и напастех заступай нас, грешных, взывающих к тебе: Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Икос 1 Равноангельски на земли пожила еси, блаженная мати, по успении мужа твоего, без приуготовления христианскаго внезапу скончавшагося, отвергла еси жизнь мирскую, молящи Бога супруга твоего душу помиловати, подвиг юродства на себе приявши, стяжала еси совершенство духовное. Того ради услыши от нас похвалы сия, тебе возносимыя: Радуйся, Христова угодница, в мире надмирно пожившая; радуйся вся прилоги мира, плоти и диавола победившая. Радуйся, нищету вольную на всю жизнь избравшая; радуйся, сокровище на Небеси имети возжелавшая. Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому, равная; радуйся, от всех людей православных любимая и славимая. Радуйся, о часе смертнем помнити нас призывающая; радуйся, ближняго душу паче мира сего любити нас научающая. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Кондак 2 Видяще странное житие твое, блаженная, яко во цвете младости твоея во одежду мужа твоего усопшаго облеклася еси, именем его нареклася еси, себе умершую быти глаголющи, дом же твой и вся благая земная оставивши, скиталицу себе сотворила еси, сродницы твои безумную тя быти мняху, людие же боголюбивии воспеша: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога ти дарованный, в безумии мнимом сокрыла еси, блаженная Ксение; в суете же града великаго, аки пустынница, пребывала еси, молитвы своя к Богу возносящи непрестанно. Мы же, дивящеся житию твоему, воспеваем ти сице: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога ти данный, на рамо свое приявшая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая. Радуйся, именем мужеским нарекшися, немощи женския отрешившаяся; радуйся, печали и скорби кротце терпевшая. Радуйся, все имение твое бедным людем раздавшая; радуйся, жилище Духу Святому в сердце твоем уготовившая. Радуйся, всем прибегающим к тебе благое утешение; радуйся, от смерти внезапныя избавление. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших.

http://ms.pravoslavie.ru/111396.html

Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа в неделю блудного Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Пс.50:1 . Без сомнения, всякий и из самых простых православных христиан сколько-нибудь знает «Помилуй мя, Боже»; по крайней мере всякий не раз мог приметить, сколь часто употребляется псалом сей в молитвословиях наших. В настоящий перед святым постом и в первые великопостные воскресные дни, на утренневании нашем к Богу, он особенно представляется Церковью молитвенному вниманию нашему, братия, как могли все вы также слышать. Он поется теперь с особенной, – если можно так выразиться, когда речь идет о покаянии, – с особенной торжественностью. Ему предшествует громкая покаянная песнь: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче» и последует песнь еще более в том же роде трогательная: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный трепещу страшного дне суднаго!». В сей другой песни сказывается вместе и то, почему особенно в такие дни с особенностью петь нам надобно псалом «Помилуй мя, Боже». «Трепещу, – вопиет грешник, кающийся к Богу, – трепещу страшного дня будущего суда Твоего, Господи!» – и далее: «но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!» Итак, псалом сей возвещает нам, грешным людям, отраду и утешение в страхе, каким должны быть объяты все имеющие предстать, как и нам будет надобно сделать это в грядущие дни очищения, предстать пред суд Божий еще на земле, пред суд покаяния, дабы не стать нам грешниками на грозном суде Христовом в вечности. Вникнем посему ныне, братия мои, в смысл и употребление во Св. Церкви псалма «Помилуй мя, Боже», собственно по отношению его ко времени покаяния и к кающимся. Псалом сей написан Пророком Давидом и отдан им ликоначальнику певцов для пения в Скинии Божией, написан в последствие двух особенных Давидовых прегрешений, как молитва покаяния. И Давид, и он, муж по сердцу Божию, в своей кроткой жизни тяжко согрешил некогда перед Богом – отнятием чужой жены и назначением ее мужа в такое опасное место, где бы он мог быть убит, и действительно, убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Благодарение Богу, уже из другой часовни Преображенского богаделенного дома устроена православная церковь , и 19 декабря торжественно освящена Московским Архипастырем Филаретом. Часовня эта, так названная от часов, в ней отправлявшихся, известна была под именем Крестовоздвиженской и падворотной; она сооружена над воротами дома, в конце XVIII века, по образцу надворотных церквей в древних иноческих обителях, или вернее сказать, по примеру Поморской киновии. 1 Этой моленной дано внешнее подобие христианскаго храма, увенчанного пятью главами; но внутренность не соответствовала внешности. На восточной стороне моленной помещены были древние иконы, собранные учредителем с особенным тщанием; здесь предлежали: Крест, как жертвенник, на коем принесена была искупительная жертва, и Евангелие, призывающее верующих к трапезе Господней во оставление грехов. Более полвека, пред сими заветами спасения теплились неугасимые лампады, зажигались свечи, курился ладан в кацеях; молившиеся клали поясные и земные поклоны с лестовками в руках. Здесь также были чествуемы и ублажаемы лики Св. Иакова Апостола, брата Господня, и трёх вселенских Святителей Василия Великого , Григория Двоеслова и Иоанна Златоустог о, передавших православной Церкви священный чин божественной литургии; но отправлялось одно только молитвословие без священнодействия; потому что не признаваемо было священство, установленное самим Спасителем, a вместе с тем и совершаемые пресвитерами Таинства, посредством коих сообщается человеку благодать. А как и в учреждении самого молитвословия необходимы лица руководствующие и совершающие, или предстоятели: то здесь заменили их, так называемые отцы, избранные из среды общины. Удалясь от отеческого дома «на страну далече,» 2 сии отцы составляли сборища, подобные тем, какие Св. Василий Великий называет самочинными, 3 действовали священная не данною им властью, восхищали себе право связывать и разрешать. В столь явном противоречии с Евангельской истиной, с учением православной Церкви и с самими собой, самозванные пастыри нарушали единение веры, следственно отчуждали себя и последоватей своих от общения с самим Христом и с Его Церковью , которой, по Его обетованию, «врата адовы не одолеют» 4 . Веруя в непреложность такового обетования, как сомневаться в неиссякаемости благодати Божией и в непрерывности священства, продолжающегося от Апостолов и утверждённого на самом Иисусе Христе, как единой вечной главе Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В. Обьяснение некоторых наиболее употребительных церковных песнопений 1. Беседа о песнопении в честь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» В состав этого молитвословия вошли слова, какими приветствовали пресвятую Деву архангел Гавриил и праведная Елисавета. Когда архангел предстал перед Девой Марией с благовестием о воплощении от Нее Сына Божия, то первые его слова были: радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах ( Лук. 1:28 ). А праведная Елисавета, обрадованная пришествием к ней будущей Матери Господа, между прочим приветствовала Ее словами: «благословен плод чрева Твоего»( Лук. 1:42 ). Остальные слова молитвы: «Богородице Дево», и: «яко Спаса родила еси душ наших», дополнены к словам архангела и Елисаветы святой церковью. Судя по употребленному здесь выражению: «Богородице», предполагают, что эта молитва, в настоящем ее составе, введена во всеобщее употребление со времени третьего Вселенского собора, на котором, вопреки Несторию, называвшему пресвятую Деву Христородицею, утверждено за Нею наименование Богородицы, и что составителем сей молитвы был св. Кирилл Александрийский , обличитель нечестивого Нестория. «Богородице». Пресвятая Дева Мария именуется Богородицею в том смысле, что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог (Православный катихизис., гл.3). Иначе, Она родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия в утробе Ее воспринял в единство Своей ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от Нее был и по воплощении неизменно остается единым Божеским лицом, каким от века существовал до воплощения. Еще иначе: Она родила Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако ж, с самой минуты воплощения стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, с самой минуты Его воплощения было обожено Им и соделалось собственным Божескому лицу Его, так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Нее принадлежали собственно Божескому лицу Его (Преосвещенный Макарий Догматическое Богословие, ч.3). Посему святая церковь достойно и праведно именует Матерь Господа Иисуса Богородицею, а не Христородицею, как называл ее Несторий, учивший, будто Она родила простого человека, с которым уже по рождении Его соединился Бог Слово – и соединился только нравственно, а не ипостасно, т.е. не приняв в единство Своей Божеской ипостаси естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вблизи села Мартюхи. Место неудачного прорыва советских солдат из Вяземского котла. На заднем плане Одигитровский храм. Фото Алексей Реутского ЖМП 3 март 2020 /  4 мая 2020 г. 09:30 Молитва над ратным полем День Победы, который мы все будем скоро отмечать - это особенный праздник, потому что победа над врагом никогда еще не давалась нам числом миллионных жерт. И неизвестно, удалось ли нашим отцам, дедам и прадедам выстоять, если бы о них не молились их матери, жены и сестры, если бы не самопожертвование, с которым они отдавали жизни на поле брани. Говоря о этой Победе , Святейший Патриарх Кирилл отмечал: «Множество солдат шли в атаку с именем Божиим. У скольких в форме было молитвословие 90-го псалма, которое бережно зашивали в гимнастерки матери, жены и сестры! Наш народ побеждал с молитвой, верой. И эта жертва, и эта молитва не могли быть отвергнуты Господом». Русская Православная Церковь всегда поминала и чтила память погибших за свободу и независимость Отечества, возводя на месте самых кровопролитных боев храмы, часовни и монастыри. И один из этих монастырей - это Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, строящийся сегодня на месте Вяземского котла. PDF-bepcuя Вязьма Одним из самых драматичных эпизодов в годы Великой Отечественной войны стал Вяземский «котел» площадью 150 км2, где в немецком окружении оказались несколько сот тысяч бойцов армий Резервного и Западного фронтов. После этого дорога на столицу для гитлеровцев оказалась открыта. Наши войска упорно сопротивлялись, стараясь вырваться из кольца. Одним из мест удачного прорыва стала долина реки Курьяновка вблизи деревни Всеволодкино, где строится Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь, основанный в 2010 году. Его насельницы неусыпно молятся о павших воинах.   Монастырский синодик У послушницы Одигитриевского монастыря Александры хранится старая тетрадка с именами 50 солдат, погибших в боях под Вязьмой страшной осенью 1941 года. Их удалось идентифицировать, когда в середине 1980-х годов она работала в поисковом отряде. «Это было как болезнь. Мы чувствовали, что делаем что-то важное. Я посвящала поисковым экспедициям свои отпуска и выходные, — рассказывает Александ­ра. — Нашей задачей было найти захоронение, установить имена павших воинов, сообщить их родственникам и перезахоронить останки на районном кладбище. Места захоронений нам помогали установить местные жители». Мы беседуем с Александрой под сводами Покровского храма, пока единственного действующего в строящемся монастыре. Взгляд радует фаянсовый иконостас, Голгофский крест в основании с камнями с мест боев 1941 года, икона Божией Матери «Одигит­рия — Вяземская Ратная». Первая в истории Русской Церкви посвященная памяти погибших за Отечество советских воинов.

http://e-vestnik.ru/history/vyazemskiy_k...

Во время пленарного заседания в Зале церковных соборов. Фото священника Игоря Палкина 9 декабря 2013 г. 10:50 Казак без веры - не казак В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КАЗАЧЬИХ ДУХОВНИКОВ Как мы уже сообщали , этот форум – беспрецедентный в истории Церкви – имел собственное программное наименование «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Был у него и неформальный лейтмотив: с трибуны часто раздавалось «Казак без веры – не казак», ответом на которое из зала летело громогласное «Любо!» Нельзя быть казаком и не причащаться Среди раздаточных материалов делегаты находили две добротно изданные (только-только из типографии) духовные книги: «Молитвослов православного казака» (тираж 1 тыс. экз.) и предназначенный для бесплатного распространения миссионерский русский перевод Нового Завета и Псалтири (тираж 100 тыс. экз.) Парадоксальное противоречие такого набора, увы, лишь кажущееся. Хотя среди делегатов и оказалось несколько сотен священников, духовно окормляющих казачьи реестровые формирования и общественные организации, в зале они отнюдь не доминировали. Примерно столько же, если не больше, кресел занимали атаманы и их заместители по духовно-нравственному воспитанию, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, студенты-казаки. И именно в этой среде, как с болью звучало с трибуны, далеко не все в порядке с воцерковленностью, с реальным участием в жизни матери-Церкви. Высокий градус острому обсуждению этой темы задал в первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл. «По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни, - считает Святейший Владыка. – Это не этническая группа, даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни, а если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества. Если мы не согласимся относительно того, что является фундаментом казачьего образа жизни, мы тем самым отказываемся от того, что казачество — это единая семья, и открываем простор сепаратизму, различным дроблениям, которые в конце концов изничтожат казачество так, как в наше плюралистическое время очень часто изничтожаются иные человеческие общности».

http://e-vestnik.ru/reports/sezd_kazachi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010