Литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Аракане, Филиппины. ЖМП 5 май 2022 /  11 мая 2022 г. 11:00 Вера от слышания СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА БОГОСЛУЖЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ: ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ФИЛОЛОГОВ, ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки.  PDF-bepcuя. Пять специалистов в одной команде Начиная работу над переводом богослужения, в одних случаях епархии обращались за помощью в Институт перевода Библии (ИПБ) — это Бишкекская и Киргизская, Якутская , в других решали эту задачу своими силами — как, к примеру, в Мордовской . С возникновением общин в Юго-Восточной Азии возникла необходимость в переводах и на языки коренных народов — тайцев и филиппинцев. Как заметил архиепископ Якутский и Ленский Роман , с первых дней своего архиерейства инициировавший работу по новому переводу Литургии на якутский: «Язык не стоит на месте, он меняется. Молитва не может звучать набором звуков, она должна быть понятна молящемуся. Человек обычно обращается к Богу на том языке, на котором мама пела ему колыбельные песни. Нам довольно часто говорят о кризисе духовности, о расцерковлении и так далее, но вот смотрите: на богослужение на якутском сейчас приходит столько же народа, сколько мы видим и на поздней Литургии, идущей на церковнославянском». Вот почему так важно при переводе найти баланс между понятностью текста, что обычно требует некоего упрощения, и передачей изначально высокого смысла молитвословий. Казалось, это очевидно, но представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд архимандрит Олег (Черепанин) неожиданно столкнулся с иным мнением в лице одного из своих прихожан-тайцев.

http://e-vestnik.ru/analytics/vera_ot_sl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

О богослужебных книгах Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Священнослужители и церковнослужители при богослужении и все принимающие участие в совершении богослужения должны произносить молитвословия, кроме кратких из них, не на память, а по богослужебным книгам. Они обязаны знакомиться с уставом богослужения, иметь ясное понятие о богослужебных книгах, должны освоиться с находящимися в них названиями молитвословий, песнопений, чтений, привыкнуть понимать указания на них церковного устава (Типикона) и уметь находить в богослужебных книгах то, что назначено для пения и чтения в известные дни. Знание устава богослужения приобретается, главным образом, практическим способом. Но как при всяком опытном изучении дела помогает исполнению труда сведущий руководитель, так и приобретению знания церковного устава могут помогать руководственные указания и прежде всего о богослужебных книгах. Для более же успешного ознакомления с ними следует начинать с того, что проще и известно, и затем направляться к более сложному и мало известному. Самое первое необходимое знание заключается в сведении, сколько служб совершается ежедневно и какой состав их. Затем – ясно обозначить содержание богослужебных книг. В продолжение суток положено совершать три богослужения: а) вечернее, б) утреннее и в) около полудня. Каждое из этих богослужений состоит, в большую часть года, из трех служб. Вечернее богослужение составляют службы: девятый час, вечерня, повечерие; утреннее – службы: полунощница, утреня, первый час; богослужение около полудня составляют службы: третий час, шестой час, литургия. В таком порядке бывают службы кроме воскресных и праздничных дней. В воскресные же и праздничные дни службы совершаются в несколько ином порядке. Тогда совершается так называемое всенощное бдение. За некоторое время (за час или за два) совершаются девятый час, вечерня, которая называется малою, и повечерие. Позже, вечером (а иногда и ночью), бывает всенощное бдение. Оно состоит из вечерни, называемой великою, утрени и первого часа. Около полудня тогда совершаются: третий час, шестой час и литургия. В Великий пост службы совершаются в несколько ином порядке (что можно видеть в особых таблицах).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Первосвятитель. 23 февраля 2009 года Патриарху Алексию II исполнилось бы 80 лет… Источник: Журнал «Пастырь» Восемнадцать лет назад, 10 июня 1990 года, в день интронизации в Богоявленском Патриаршем соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес речь, в которой кратко охарактеризовал задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью. «Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней духоносной Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви. Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви». Случилось то, что в конце XIX века предсказывал великий Глинский старец — иеромонах Порфирий (Левашов). После падения веры в России, когда блеск земной славы ослепил разум и слова истины были в поношении, придет время, когда «…за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». В девяностые годы прошлого века наш народ пережил невиданную в мировой истории цивилизационную катастрофу. Сверхдержава была разделена на суверенные государства, уничтожен огромный экономический и научный потенциал, самая сильная в мире армия перестала существовать, началось вымирание русского народа, разъединенного в осколках страны, обезлюдели русские деревни, пахотные поля начали зарастать кустарником. Общество в своих внешних проявлениях стремительно утратило традиционные нравственные устои. Единственным островом спасения оставалась Русская Православная Церковь. Светильник веры вновь засиял на вершине горы. Именно на этом острове началась православная самоорганизация русского народа. Именно в это неописуемо трагическое и одновременно великое время русское Православие показало свою жизненную силу и спасительность. В последние 18 лет совершилось невиданное чудо, которое трудно осознать, находясь внутри него и участвуя в нем. Стремительно возрождались церковные приходы, возникали православные братства, благотворительные и просветительские фонды и издательства. Старушки отдавали последнее на восстановление храмов, а восемнадцатилетние юноши героически переносили неимоверные тяготы войны в горах Кавказа и шли умирать с именем Господа Иисуса Христа на устах. Скромные самоотверженные школьные учителя, врачи и офицеры, годами не получая зарплату, оставались на своих местах и трудились, не покладая рук, по сути, во славу Божию. Все здоровые силы общества устремились в церковную ограду. Соработниками Церкви и Патриарха стали Георгий Свиридов, Владимир Солоухин, Игорь Шафаревич, академики, генералы, промышленники. Евангелие, «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и православный молитвослов стали для миллионов настольными книгами…

http://pravoslavie.ru/37290.html

ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МОЛИТВЕ У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва. Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный молитвенный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать этого умного обращения к Богу, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 18). Указывая на необходимость молитвы, апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанной. Первое — молитесь, говорит, всякою молитвою и прошением, то есть всеусердно, с болезнью сердца, с пламенным к Богу устремлением... Второе — молитесь, говорит, во всякое время. Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митрополита Сергия (Страгородского). Благодарим Николая за вычитку и корректуру. Группа Вконтакте Facebook группа Богослужебный сборник Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Благодарим Николая за вычитку и корректуру. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА На конференции, посвященной 1000–летию крещения Руси (Ленинград, февраль 1988), архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев, с 2009 г. Патриарх Московский и Всея Руси) открыто поставил вопрос о понятности в наши дни церковно–славянского языка: Для тех, кто озабочен проблемой церковного свидетельства, используемый ныне в нашей Церкви литургический язык представляется препятствием для усвоения современниками богатства и красоты православного богослужения, так как этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом. Кирилло–мефодиевская традиция, принесшая славянам Священное писание и богослужение на их языке, вдохновившая в XIV в. св. Стефана Пермского, а в XIX святителя Николая Японского, должна быть действенной и в наши дни по отношению к славянским народам: так, Сербская Церковь перешла уже в значительной мере на живой сербский язык. Каковы бы ни были практические решения по этому вопросу в России (дальнейшее приближение, путем правки, церковно–славянского языка к русскому, частичный — в чтениях — или полный переход на современный литературный язык), необходимо, чтобы верующие могли уже сейчас ознакомиться с русским переводом основных текстов православного богослужения.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС сослужил Антиохийскому Патриарху за Литургией на Подворье Русской Церкви в Дамаске Служба коммуникации ОВЦС, 28.01.2024. 28 января 2024 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с рабочим визитом в Сирии, принял участие в Божественной литургии в домовом храме во имя священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. Возглавил богослужение Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Χ. Вместе с митрополитом Антонием Его Блаженству сослужили главный секретарь Священного Синода Антиохийского Патриархата епископ Селевкийский Роман, епископ Дарайский Моисей, епископ Сергиопольский Иоанн, сотрудник Антиохийской Патриархии архимандрит Иаков (Асаф), а также советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев) и помощник председателя ОВЦС священник Александр Ершов. Молитвословия Литургии совершались на арабском, церковнославянском и греческом языках. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол России в Сирии А.В. Ефимов, представители Центра по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев в Сирийской Арабской Республике, многочисленные российские соотечественники. В завершение богослужения Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн, обращаясь к присутствовавшим, отметил, что ему доставляет большую радость сердечно приветствовать митрополита Антония и всю высокую делегацию Русской Православной Церкви, а также господина посла Российской Федерации.

http://mospat.ru/ru/news/91313/

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Оптинское… В сентябре 1990 года, после вечерней службы в Оптину заехала грузовая машина из Донецко-Луганской епархии. В Софрино свечами, ладаном и иконами загрузилась и в недавно открытую обитель прибыла, так как в православной среде уже все знали, что в Оптиной пустыни был самый большой выбор православной литературы. Сегодня, когда вспоминаешь тот «выбор», невольно улыбаешься. Репринт малочисленный, местные брошюрки самиздатовского вида да молитвословы с Псалтирью. Впрочем, по тому времени это богатством считалось. Помню, как радовались небольшой книжечке Паисия Величковского «Крины сельные», которую в Минске удалось приличным тиражом выпустить. Главой донбасского «десанта» был епархиальный секретарь Донецкой и Луганской епархии отец Анатолий Пята. Епархию же в те годы возглавлял епископ Иоанникий (ныне митрополит на покое). На монастырской привратной вахте, когда узнали, откуда эта будка алюминиевая приехала, тут же мне сообщили, так как иных трудников из степей донбасских в монастыре на тот день не просматривалось. Встретил я секретаря епархиального, обитель ему немного показал и к нам в издательский отдел привел, где тут же получил внушение от зашедшего в отдел иеромонаха за то, что забыл об оптинском гостеприимстве, которое после поклонения святыням монастыря обязательно предполагает посещение трапезной. До позднего вечера беседовали мы с отцом Анатолием о книгах, новостях церковных и событиях донбасских. Затем повел я его по лесной тропинке к месту отдохновения от трудов праведных. Скитский храм Льва Катанского использовался в те годы как гостиница для паломников. На первом этаже была оборудована келья для приезжающих священников, и, хотя для отдыха и ночлега все было сделано вполне достойно, сырость времен запустения и разрухи пробивалась сквозь свежую штукатурку. Спастись от нее даже под теплым одеялом было невозможно. Поэтому, не мудрствуя лукаво, отправились мы обратно в монастырь. В издательском отделе было и уютнее, и теплее, да и диван имелся вкупе с чайником.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Разделы портала «Азбука веры» Александру Невскому (в схиме Алексию), блгв. вел. кн., глас 4 Яко благочестиваго корене/пречестная отрасль был еси, блаженне Александре ,/яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли,/новаго чудотворца преславна и Богоприятна./И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/во псалмех и пениих радующеся славим Господа,/давшаго тебе благодать исцелений./Егоже моли спасти град сей,/и державе Российстей Богоугодней быти,//и сыновом Российским спастися. Перевод: Как почитаемый росток от благочестивого корня ты был, блаженный Александр, ибо тебя явил Христос как некое священное сокровище Российской земли, нового чудотворца преславного и Богоприятного. И сегодня собравшиеся в день памяти твоей с верой и любовью в псалмопении и песнопениях духовных, радуясь, славим Господа, давшего тебе благодать исцелений. Его же моли спасти город этот и государству Российскому быть угодным Богу, и сынам Российским спастись. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Познай свою братию, российский Иосифе,/не в Египте, но на Небеси царствующий,/благоверный княже Александре,/и приими моления их,/умножая жита людем плодоносием земли твоея,/грады владычествия твоего ограждая молением,//православным христианом на сопротивныя споборствуя. Перевод: Узнай своих братьев, российский Иосиф, не в Египте, но на Небесах царствующий, благоверный князь Александр, и прими моления их, умножая число плодов людям плодоносием земли твоей, города под властью твоей охраняя молением, православным христианам в борьбе против врагов оказывая помощь. Величание (на успение блгв. вел. кн. Александра Невского) Величаем тя,/благоверный княже Александре,/и чтим святое успение твое,/и ныне молиши за нас//Христа, Бога нашего. Андрею Боголюбскому, блгв. вел. кн., глас 8 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/кровь свою пролияв,/якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб,/ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/якоже Авеля и Захарии праведных,/благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти//и сыновом российским спастися.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010