Вопросоответы митрополита Илии Критского: свидетельство об особенностях совершения Божественной Литургии в нач. XII века Источник В настоящей статье публикуется комментированный текст и русский перевод Вопросоответов митрополита Илии Критского, которые являются важным свидетельством порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии и литургии в целом в XI–XII bb., в период, когда происходил переход к той практике совершения литургии, какая была кодифицирована в уставах литургии XIII–XV bb. и до настоящего времени бытует в Православной Церкви. Византийский чин Божественной литургии помимо священнических молитв включает в себя целый ряд священнодействий, ектений, кратких молитвословий и т. д., однако в рукописях Евхология до XV–XVI bb. приводятся обычно только священнические молитвы и диаконские ектении; священнодействия описаны кратко или даже только подразумеваются в заглавиях молитв. Кодификации точный порядок священнодействий иерея и диакона во время Божественной литургии подвергается в т. н. уставах литургии XIII–XV bb. 1 , явственный акцент в которых делается на описании порядка проскомидии – предлитургийного чина приготовления Даров 2 . В более ранних источниках описания чина литургии и, в частности, проскомидии отнюдь не так подробны, как в уставах литургии, поэтому каждое, даже косвенное, свидетельство о порядке совершения проскомидии и литургии в источниках до XII b. имеет для исследователя особое значение. Среди источников XI–XII bb., затрагивающих вопросы порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии, а также литургии в целом, важное место занимают Вопросоответы митрополита Илии Критского, византийского автора и канониста конца XI – начала XII b. 3 , который, несмотря на свой титул, пребывал в основном в Константинополе. Митрополит Илия известен как автор схолий на 19 Слов свт. Григория Богослова 4 и на «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника 5 , а также нескольких канонических ответов монаху Дионисию, доныне пользующихся авторитетом в греческих Церквах 6 , и уже упомянутых Вопросоответов неизвестному священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Высокопреосвященный митрополит Антоний Преосвященный Антоний, в мире Григорий Антонович Рафальский, был сын бедного священника Волынской епархии Ковельского уезда, села Гнуйны – недалеко от родины св. Петра, 1-го московского митрополита. Младенчество его сопровождалось особенными знаменательными событиями: он был часто приносим отцом во храм, и здесь у самого подножия престола почивал во время утренних молитвословий; здесь-тο по молитвам родителя он, вероятно, получил то благодатное осенение промысла Божия, которое сопровождало его последующую жизнь: здесь он развил в себе любовь к богослужению, которая выражалась потом в его всегдашней заботливости о благолепии богослужения. По бедности своей отец его затруднялся дать сыну приличное образование, тем более что, в тамошнем крае, еще не было русских училищ. И вот юный Григорий по необходимости поступил в униатское училище. Но отец крепко привил к его душе основные истины православия, и эта заботливость отца и его молитвы сохранили юного питомца от всего иноверного. Григорий Рафальский не окончил еще курса учения в униатских училищах, как открыта была Волынская православная семинария, и он тотчас же поступил в нее. Окончив здесь с отличным успехом курс, он, как наилучший из воспитанников, был определен в нее учителем поэзии. Отличаясь здравым умом и живым-увлекательным словом, он в качестве наставника заслужил прекрасную репутацию. Но, с детства воспитанный в любви к церкви и благочестью, он пожелал восприять благодать священства и определен был священником в город Острог к соборной Преображенской церкви. При множестве униатов и католиков, явно и тайно действовавших против православия, от православного священника здешнего края требовалось много змеиной мудрости и голубиной простоты, чтобы защищать свою паству. И отец Григорий умел так действовать! Кротким обхождением и особенно увлекательным словом он некоторых католиков и униатов так расположил в пользу православной церкви, что одни из них присоединились к ней, а другие готовы были присоединиться. Вскоре по возведении в сан священника о. Григорий был сделан благочинным и протоиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава II. Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания 1. Молитва матери по рождении ребенка Совершению Таинства Крещения предшествуют молитвословия, относящиеся к матери и рожденному ею младенцу. Матери они читаются в первый и сороковой день, а младенцу – в восьмой и сороковой дни. Молитвы в первый день По внегда родити жене Отроча преподают матери и ребенку благословение Божие. Святой Симеон Солунский говорит, что в этих молитвах родившей женщине и окружающим ее домочадцам даруется благодать освящения и очищения. 22 «Владыко Господи Вседержителю, родившую рабу твою исцели, восстави от одра, на нем же лежит… – молится священник.– Сохрани сию и младенца, покрой ю кровом крил Твоих… молитвами Богородицы и всех святых» (1-я молитва). «Владыко Господи,… днесь родившую сия отроча, помилуй и прости вольныя и невольныя ея прегрешения,… даждь ей скорое восстание, от скверны очисти, болезни исцели, здравие и благомощие души и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огради… Рожденнаго же младенца сподоби поклонитися земному храму» (2-я молитва). И в третий раз молит священник Господа: «Призри с Небес… и прости рабе Твоей сей и всему дому…(немощи человеческого естества)» (3-я молитва). Молитва о женщине, извергшей младенца Этой молитвой Церковь приходит на помощь женщине, у которой произошло непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. В первый день такого несчастья читается женщине эта молитва , вместо трех уже указанных. В этой молитве священник просит Бога: «Прости ея вольныя и невольныя прегрешения, сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея даруй, очисти от телесныя скверны,… возстави ю от одра, на нем же лежит. И всех обретающихся и прикасающихся ей по велицей Твоей милости… помилуй и прости». «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ( Ин. 16:21 ). В этих словах Учителя и Господа Церковь усматривает глубокий смысл чадородия, которым спасается женщина, если пребудет «в вере и любви и святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ). Рождение младенца, таким образом, связано для матери-христианки с радостью жизни по евангельским заповедям, к которой будет приобщен и рожденный ею ребенок. «Просите и получите, – говорит Христос, – чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин. 16:24 ). Рожденный младенец, как некогда и сама мать, будет введен в жизнь Церкви в Таинстве Крещения и получит от Бога Дар Святого Духа. Перед ним откроются тайны веры, Евангелия, Царства Небесного. Жизнь во Христе вместе со своим ребенком наполняет сердце женщины благодарным чувством к Богу. И радость обретения младенца заставляет ее забыть скорбь при рождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава VII. Таинство Священства 1. История возникновения чинов посвящения Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим. И в этом смысле все они получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ) и принося Ему духовные жертвы – молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любовью к Господу. Объединяясь во Христе как Источнике вечной жизни, христиане составляют единое целое – Святую Церковь , литургическая жизнь которой созидается благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях, песнопении, благовестии слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ), – спрашивает апостол Павел. Церковь , как и всякий живой организм, иерархически организована: не все составляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедеятельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие. По каноническим постановлениям Вселенской Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужителей и церковнослужителей, которые наделены равными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязанности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется либо посредством Таинства Священства, либо церковного священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава VI. Тропари, кондаки и ирмосы на главнейшие праздники Сентябрь 8. Рождество Пресвятой Богородицы. Тропарь, гл. 4: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь. Ирмосы первого канона, гл. 2 [Св. Иоанна Дамаскина .] 1. Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися. Приходите, люди, запоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который Он освободил из рабства египетского; ибо Он прославился. 3. Утверди нас в Тебе, Господи, Древом умерщвлей грех , и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя. Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех, и внедри страх пред Тобою в сердца нас, воспевающих Тебя. 4. Услышах, Господи, слух Твоего смотрения и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Получил я, Господи, откровение о промысле Твоем, и прославил Тебя, единый Человеколюбец! 5. Сеннописанный мрак гаданий разорив 200 и верных прибытием истины, Богоотроковицею, озарив сердца, и нас светом Твоим, Христе, настави. Рассеявший туманный смысл неясных и загадочных прообразов Ветхого Завета и озаривший сердца верных явлением истины через святую Отроковицу, путеводствуй и нас, Христе, светом Твоим! 6. Ко Господу от кита Иона возопи: Ты мя возведи из глубины ада, молюся, да яко Избавителю, во гласе хваления, истины же духом пожру Тебе. Ко Господу из кита воззвал Иона: «Изведи меня, молю, из глубины ада, чтобы я, с громкою хвалою и в духе истины, принес Тебе жертву, как Избавителю». Кондак, гл. 4: Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Глава третья. О таинстве причащения и о совершении литургии Отделение I. Предварительные замечания об «учительном известии», и порядок исследования «Известие учительное», как ближайшее, подручное руководство для священнослужителей при совершении таинства евхаристии; необходимость для священнослужителей самого обстоятельного и серьезнейшего знакомства с ним. Порядок, которому всего лучше следовать при его изложении. § 1.Православная церковь наша издревле позаботилась указать своим служителям все важнейшие правила и наставления относительно таинства причащения и совершения литургии, и в этом отношении так называемое «Известие Учительное», обыкновенно помещаемое в больших ваших служебниках, а также и в некоторых (Киевских и Почаевских) правильниках, составляет для каждого священника и диакона действительно важнейшее и во многих отношениях сподручнейшее руководство, как при отправлении литургии, так и при совершении других необходимо связанных с нею последований, молитвословий и т.п. § 2 К сожалению только «Известие» это не всегда и как должно обращает на себя внимание наших священнослужителей, и сколько нам известно, всего чаще это происходит от того, что известие сие написано у вас на славянском языке, и при том не всегда в надлежащем систематическом порядке. Чтобы по возможности пособить этому, мы считаем необходимым представить оное для своих читателей в русской речи и при том в той самой форме, в какой излагаются у нас и другие статьи и наставления предлагаемого нами «Руководства», т. е. с разделением оного на особые самостоятельные отделения и параграфы, также с указанием вопросов, в них решаемых и т. п. Само собою разумеется, что везде, где можно будет и нужно, мы будем держаться подлинника, но при этом, чтобы избежать повторений, постараемся, по возможности, дополнить и уяснить те вопросы, которые обстоятельнее решаются в других постановлениях церковных. Затем по порядку займемся решением остальных вопросов, относящихся к совершению литургии и вообще к таинству причащения, но не предусмотренных в «учительном известии», и потому необходимо требующих решения и уяснения, и т. п. Отделение II. О лицах, совершающих таинство причащения и о приготовлении их к священнодействию литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Да будет воля Твоя… или моя Человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. 29 апреля, 2015 Человечество, несмотря на то, что сейчас XXI век, имеет по большей части магический взгляд на мир. Чем опасны «молитвы»-заговоры «Подскажите, пожалуйста, есть ли такая молитва — “от трех смертей”? Я слышала, что она помогает даже безнадежно больным, а читать ее можно только раз в год — накануне Пасхи до колокольного звона». Этот вопрос поступил в раздел «Вопрос священнику» на сайте Саратовской епархии. Нередко приходится отвечать на подобное и священникам на приходах. Постараемся внести ясность — возможно, кого-то, кто, столкнувшись с такого рода «молитвами», не решился дойти до храма и обратиться к священнослужителю, это убережет от духовных экспериментов. Среди невоцерковленных и даже некоторых посещающих храм людей широко распространены тексты «особых» молитв — не употреб­ляющихся в богослужении, не звучащих в Церкви, но якобы имеющих некое усиленное действие на конкретные обстоятельства жизни человека — болезнь, ситуацию в семье и так далее. Нередко, в частности, священникам приносят — с сомнениями или за благословением читать — сборник, называемый «Сны Пресвятой Богородицы». Количество этих «снов» варьируется от семидесяти семи до ста. «Сны Богородицы» переписываются людьми у знакомых, перепечатываются и даже издаются. Каждый «сон» имеет свое поле действия. Вот цитата из «сна» для приобретения богатства: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра» . Никому не известные авторы и по сей день рождают «в творческих муках» подобные тексты — количество «снов» неумолимо растет. Однако рейтинг этого сборника, пожалуй, вряд ли поднимется выше рейтинга воронежского бестселлера «Молитвенный щит православного христианина». В этом толстеньком молитвослове указано, что издан он «по благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона», что, к слову, явилось большим сюрпризом для самого Владыки Никона, потому что никакого благословения он не давал. «Счастливыми» обладателями «Молитвенного щита» являются православные христиане по всей России, причем многие из них даже не подозревают, какие опасности для души человека хранит в себе этот «ящик Пандоры». Вернее, сборник православных молитв и… народных заговоров, выдаваемых за православные молитвы. Вот уж где действительно можно найти молитву на любую потребу: есть даже «о стяжании дара прозорливости»… В «Молитвенном щите» перечислено максимальное количество человеческих болезней, и за каждым диагнозом закреплен свой святой, которому надо молиться. То же самое и с другими потребностями, к примеру, святым равноапостольным Константину и Елене почему-то поручена не самая высокая миссия: за ними закрепили молитву об урожае огурцов…

http://pravmir.ru/da-budet-volya-tvoya-i...

Думаю, нет большего счастья в этом мире, чем собраться вместе для молитвы к Богу и соединиться с Ним в Таинстве, которое даровал нам Спаситель Иисус Христос. Многие пытаются изобрести эликсир жизни, а он, тем временем, уже две тысячи лет предлагается всем в каждом христианском храме. Читаю благодарственные молитвы, собираюсь домой. В этот день все верные православные христиане стараются провести в молитве, делании добрых дел, чтении духовной литературы. Все, кто ощутил сегодня единство с Богом, кто побывал на подлинном духовном пире, старается поделиться этой радостью со своими друзьями, близкими и вообще со всеми людьми, которые, возможно, еще не познали радости, открытой для каждого из нас всех любящим Богом. Прощаюсь с девушкой-свечницей, выхожу на улицу: солнечный летний день, деревья тихо шелестят своим зеленым нарядом. Поднимаясь по ступенькам и направляясь к выходу, не могу ещё и ещё раз не бросить умиленный взгляд на радостные выражения лиц свидетелей Рождества Христова, которые расположились в импровизированном вертепе, устроенном под навесом природной скальной породы и расположенном возле входа в храм. Выхожу в Александровский парк – небольшой, но очень аккуратный и уютный: слева под сенью старых деревьев тянется аллея, где можно посидеть на удобной лавочке, справа маленький фонтан – неизменно любимое место досуга детворы. Не спеша иду по Партизанской улице, достаю молитвослов и читаю акафист Иисусу Сладчайшему: «Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю… Ангелов Творче и Господи сил… Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Слова акафиста проникают в душу, которая радуется вместе с теплым летним солнцем. Иду дальше по улицам Ставрополя, позади остаются невысокие здания старого города, по соседству с которыми все больше вырастает новых современных многоэтажных зданий. Читаю уже акафист Пресвятой Богородице: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!.. Радуйся, Невесто Неневестная!». Всё ближе историческая часть города, где каждый уголок имеет свою неповторимую историю и является свидетелем многих событий, несущих немало назидательного нынешнему и будущим поколениям. Наконец, заворачиваю и иду по Театральной улице (ныне – проспект Октябрьской революции), теперь уже читаю акафист своему небесному покровителю святителю Николаю Чудотворцу: «…Изрядный угодниче Христов, святителю отче Николае… умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов…».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/15/pi...

Духовная и культурная миссия православного книгоиздания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Прежде всего я хотел бы поблагодарить за предоставленную мне организаторами Рождественских чтений во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возможность выступить на таком представительном собрании, по праву завоевавшем высокий авторитет в церковных и педагогических кругах. Я воспринимаю это как знак доверия не столько мне, сколько Издательскому совету Русской Православной Церкви, более того — как знак того, что наша святая Матерь-Церковь ожидает от Издательского совета определенной деятельности, возлагает на него определенную ответственность. Наше понимание этой деятельности, этой ответственности отражено в заглавии представленного вашему вниманию доклада. Каков бы ни был наш современный мир, Церковь по слову Христову Идите, научите все народы… (Мф 28:19) неустанно выполняет в нем миссию распространения Благой Вести. В этом смысле любой осознанно верующий православный христианин — миссионер, пусть даже его миссия заключается в добром отношении к ближнему… Наш Издательский совет в течение двух лет стремится построить свою работу так, чтобы способствовать распространению православного просвещения среди церковного народа и в российском обществе в целом. Что-то мы сделали, в чем-то могли бы отчитаться, что-то встречает препятствия. Поэтому я строю свой доклад не как отчет, а как размышление о том, чего нам следует добиваться. Православные издательства обладают максимальной возможностью для осуществления духовной миссии, для служения слова. В этом отношении Издательский совет прилагает усилия для того, чтобы выходила в свет и православная периодика, и богослужебные книги, и молитвословы, и календари; а также книги по православной агиографии, апологетические издания, душеполезные книги для мирян и литература справочного характера для священнослужителей. И если в 2001 г. у нас опубликованы книги и журналы 51 названия общим объемом ок.

http://pravmir.ru/duhovnaya-i-kulturnaya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010