Богослужебные книги Православной Церкви Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, «Известие учительное»). Знание Устава богослужения, помимо духовного содержания богослужений, требует и знания содержания богослужебных книг, умения найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений. При рассмотрении богослужебных книг прежде всего внимание останавливается на том, что во многих из них содержатся одни и те же службы. Например, последования утрени и вечерни есть в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минее и в других книгах. Между тем ни в одной из них не находим полной утрени и полной вечерни,– ни одна книга не заключает всех молитвословий и песнопений для этих служб. Эти молитвословия и песнопения непременно придется искать в нескольких книгах. Почему же молитвы и песнопения для одной службы находятся в разных богослужебных книгах? Причина в том, что в составе Божественных служб одно поется или читается постоянно, неизменно почти каждый день, другое же изменяется в разные дни седмицы и года. Изложить то и другое – неизменяемое и изменяемое 52 – в одной книге так, чтобы в ней на каждый день вся церковная служба содержалась в полном составе, от начала до конца, практически неудобно, так как для изложения всех служб одного года в полном их составе потребовались бы сотни томов ввиду уставных изменений порядка богослужения. Изменяемым в составе богослужения называется то, что в какой-либо службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым – то, что неизменно на одной и той же службе. Например, на утрене великая ектения принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры – к изменяемым. Изменения сообразуются с священными воспоминаниями, соединяющимися с днями седмицы и с числами месяцев года: семь дней в седмице и 365 дней в году. Перемены бывают в разные годы оттого, что в богослужении молитвословия дней седмицы соединяются с молитвословиями дней (чисел месяцев) года, дни года приходятся не на одни и те же дни седмицы в разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 5 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Перед вами — не текстологическое исследование, не комментарий, не руководство к молитвенному деланию. Это и не объяснение текста, не парафраз канонических молитв (у меня не было риторических целей) и уж тем более не попытка сказать лучше, чем в Молитвослове. Это не обновленческая попытка русифицировать правило, потому что автор убежден, что “языко­вой барьер” между церковно-славянским и русским — это не то, что мешает молиться. То, что у меня получилось — не образец молитвы, а просто личный опыт, который, я надеюсь, может быть кому-то на пользу, — хотя бы как пример того, что такое возможно. Это — личный отклик одного верующего на то сокровище молитвенного опыта, которое Церковь всем нам вручила в нашем Молитвослове. Это — эхо, которое вырвалось из моей души в момент соприкосновения с молитвенным правилом. Эхо, конечно, не может претендовать на обобщение, на безошибочность утверждений. Это может быть оправдано как шаг к усвоению церковной традиции ежедневного молитвенного предстояния Богу и святым Его. Мое (увы!) неглубокое вхождение в традицию произвело на меня потрясающее впечатление выхода на просторы из темницы духа. Я хочу поделиться своим опытом осознавания утреннего правила с теми, кто в этом заинтересован. Вдохновением и санкцией на все здесь изложенное послужил высокий образец — “Исповедь” блаженного Августина. В этой книге сходятся усиленные попытки понять жизнь (чего стоят одни философско-богословские рассуждения о природе времени и постоянные обращения к Самому Богу, просьбы о понимании, о самом высоком знании — боговедении). “Исповедь” — это не научный трактат и не чинопоследование молитв, но живое, неустанное искание встречи с Богом на путях молитвы и на путях богомыслия. Имея перед собой такой высокий пример, я надеюсь на милость Бога, на то, что и в этом конкретном случае, вопреки моей непотребности, сбудется Божие обетование: ищите и обрящете.

http://pravmir.ru/opyit-prochteniya-utre...

СТРОЙ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (Несколько слов о молитве) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Дальнейший очерк будет посвящен вопросу о строе нашего богослужения. Но я считаю долгом предпослать ему несколько кратких слов. Как известно, нужно отличать молитву от молитвословия: первое – в сердце, второе – в устах. И молитвословие еще не есть молитва. Отсюда получается несколько выводов: 1.  Молитвословие есть только путь к молитве, а мы часто смешиваем это. 2. Истинная молитва может обходиться и без уставных молитвословий, но не наоборот. 3.  Даже нужно сказать: сердечной молитве внешнее богомоление, уставность уже мешает. 4. Но таких истинных молитвенников немного. И Церковь составила для нас различные богослужения, которые помогают или могут помогать и сердечной молитве. Поэтому дальнейший очерк рассчитан не на сердце, а на ум, знание. Прошу читателей всегда учитывать это при дальнейших моих рассуждениях. 1. Психология молитв «Литургией», или, в переводе с греческого языка, – «общим делом», общим священнодействием, общею службою называлось в древности все богослужение целиком: оно состояло, как увидим сейчас, из разных частей и заканчивалось Евхаристией. И только впоследствии это слово «литургия» осталось за главной частью богослужения – Евхаристией, а прочие части получили другое наименование в зависимости от времени совершения (вечерня, повечерие, утреня, часы). Из чего состояла тогда эта «общая служба»? Нетрудно сложить современные части – вечерню, утреню, часы и «обедню», но нельзя думать, что именно такова и была литургия. Все это осложнилось, выработалось, оформилось позднее и постепенно. Вначале же было и проще, и иначе располагалось, но вместе с тем существенное было и тогда то же самое, что и теперь: Евхаристия, Святое Причащение, Евхаристический канон были почти одинаковы в своем строе, смысле и молитвах. Разве что в первые времена благодарственно-радостный элемент был еще сильнее, чем теперь; а постепенно, с ослаблением христианской жизни и благодати, стали больше, чем прежде, проникать покаянные струи, моления, прошения, сокрушение, страх Божий; и тогда стал оттеняться «искупительный» характер Жертвы более   чем благодарственный, радостно-любящий, самое слово «Евхаристия» (благодарение) стало как бы меркнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

IV. Праздничное Богослужение § 32. Понятие о праздниках Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего. § 33. Отличительные черты праздничного Богослужения Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей. § 34. Разделение праздников и степени их Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас 4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и 5-й разряд праздников церковно-гражданских, к празднованию которых призывается Церковь и государство, напр. Новый год и Высокоторжественные дни. Праздники по важности воспоминаемых событий и лиц и по степени торжественности Богослужения разделяются на три разряда: на малые, средние и великие. В церковном уставе они обозначаются так называемыми знамениями или знаками, поставленными против них. Малые праздники означаются дугою с тремя точками внутри ее или красною, или черною; средние праздники – знаком креста + или крестом в полукруге ; великие праздники – крестом в круге В церковном Богослужении каждый знак имеет особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом § 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и " обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.). § 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью . А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным § 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны: а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ); б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а); в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае. § 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их», 1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за 5);

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургика Курс лекций по литургике архиепископа Аверкия (Таушева). Довольно подробное описание православного богослужения: Всенощное бдение, Литургия, подвижный и неподвижный круги богослужения, Таинства, чинопоследования Требника. Архиеп. Аверкий (Таушев) пишет: «Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа (см. послание к Евреям). Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению. Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере. […] По словам Св. Апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). Благообразный чин православного богослужения складывался веками. Составителями его являются Святые Апостолы, Святые песнописцы–отцы Церкви. Чин богослужения складывался подвижниками, героями духа, в пустынях и в обителях. Поэтому веками накопленное богатство молитвословий, идей, образов и мыслей, находящихся и хранимых в толстых церковных книгах, в кожаных переплетах, должно через истовое богослужение отражаться на душах современных богомольцев. И кто любит молитву церковную, тот, вникнув в ее содержание, возлюбит и ее гармонический чин. Будем помнить, что главное в богослужении, это живое, личное участие, как молящихся, так и совершителей богослужения: служащих, чтецов и певцов. Только то доходит до сердец молящихся, что пережито и перечувствовано самими совершителями богослужения.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов Молитвослов на церковнославянском языке с дополнениями. Ежедневные молитвы Подготовительная — о. Иоанна Кронштадтского Господи, Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе — Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего. Имя Тебе — Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня. Аминь. Молитвы утренние Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Молитва мытаря Евангелие от Луки, глава 18, стих 13. Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Молитва предначинательная Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Молитва Святому Духу Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Трисвятое Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятой Троице Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Троичные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

При скачивании приложения для Android у меня нет доступа к настройкам и смене режимов чтения и шрифтов, есть только оглавление в конце текста открытых на экране молитв. Ваше приложение на Ipad работает хорошо. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарю. Фаина 20 августа 2017, 10:11 Сделайте приложение для Windows mobile, пожалуйста! Павел 2 мая 2017, 13:14 НЕТ ЧАСОВ ПАСХИ???? в приложении под ios. Светлана 8 февраля 2017, 16:25 Всегда радует, когда Православная церковь поддерживает современные способы донесения слова Божьего до человека!!! Сейчас очень много хороших приложений появилось. Мне ,например, нравится приложения Audiomolitvoslov.ru. Вот прямо незаменимо в некоторых ситуациях, когда почитать нет возможности. Василий 24 декабря 2016, 20:28 Здравствуйте. Календарь перестал работать на iPhone. При переустановке оказался платным... Р.Б. Галина 1 декабря 2016, 08:07 Спаси Господи за ваш труд. Очень удобно. Маленькое пожелание - чтоб была возможность увеличения шрифта,мелковато. Вадим 29 октября 2016, 20:18 Для Windows mobile 10 пожалуйста!!! Константин 6 октября 2016, 22:13 Кулибины! Вадим Мяснянкин 22 августа 2016, 17:06 Прекрасное приложение на телефон!!! но сделайте и на Windows mobile, пожалуйста!!! Леонид 24 апреля 2016, 12:52 Большое спасибо за Молитвослов! Очень удобно. Было бы замечательно такую же Псалтирь Киев 11 апреля 2016, 12:13 Здравствуйте! Спасибо вам за труд. Позвольте спросить - возможен ли формат аудио для людей плохо видящих? Нигде не могу найти чтобы скачать для айфон... Сергей 10 апреля 2016, 15:07 Слава Богу!!! Александр 20 февраля 2016, 08:01 Хорошее приложение. Работает отлично. ЦС язык очень хорошо проработан в плане юзабилити. Разработчикам 5+ Вопрос про календарь от Православие.ру актуален. Будут ли изменения? Ждать ли приложение со встроенными текстами Библии? Антон 2 февраля 2016, 19:50 А кроме молитвослова был календарь,скажите будет обновления календаря? Павел Рытов 11 января 2016, 18:07 Спасибо большое!!! Очень удобно, молодцы!!! Ольга 11 декабря 2015, 23:39

http://pravoslavie.ru/50544.html

Разделы портала «Азбука веры» I. Введение Войны, являясь греховным проявлением ненависти, сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Обращаясь к миру с благой вестью примирения ( Рим.10:15 ), христиане в то же время, как живущие в «мире сем», пребывающем во зле ( 1Ин.5:19 ), вынуждены считаться с неизбежностью участия в различных бранях, которые всегда воспринимались как нежелательные, но вынужденные средства самозащиты. Охранение ближних и своего Отечества всегда благословлялось Церковью, видевшей основание для этого в жертвенном примере Спасителя. Православие искони глубоко почитало воинов, сохранявших ценой собственной жизни спокойствие и безопасность ближних. Многие воины были причислены Церковью к лику святых, как явившие своей жизнью пример христианской добродетели и исполнившие заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Особое попечение Церкви о воинах всегда было связано с усиленной молитвой о них, принимавшей различные литургические формы. По мысли Церкви значимость таких священнодействий объяснялась необходимостью противоборства злу, опасность приобщения к которому сокрыта в самом применении силы. Только победа над грехом в своей собственной душе является залогом праведного проявления силы. Из этого положения вытекают все литургические темы так называемых воинских чинопоследований. Война, нападение иноплеменников, а тем более междоусобная брань, воспринимались как попущение Божие за грехи, поэтому фон большинства подобных молитв является покаянным. II. Историческое развитие воинских молитвословий а) Рукописная славянская традиция История богослужения знает разнообразные военные молитвы и чины. Отправлявшийся на войну царь или князь вместе с войском получал особое благословение Церкви на брань. Русские рукописные требники XVI в. содержат несколько подобных молитв 1 . Все они относятся к образцам классической церковной письменности и выдержаны в высоком поэтическом стиле. Главной темой этих молитвословий является ниспослание мира на землю и на воюющие стороны.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

Разделы портала «Азбука веры» Молитвенное правило – 1) ежедневные молитвы , которые совершают христиане, минимально — утренние и вечерние (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове ); 2) регламентированное чтение этих молитв. Правило бывает общим – универсальным для всех — или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно. Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс.21:2, 30:6 ). Наиболее распространённые молитвенные правила: 1) Молитвенное правило, которое печатается в « Православном молитвослове ». 2) Молитвенное правило по Часослову. См. проект: Домашний Часослов . 3) Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского . В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила совместно, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Можно читать совместно несколько выбранных молитв утром/днём/вечером. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь »), и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет её. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие. Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

http://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010