8 августа 2009 года настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря назначен игумен Стефан (Макаров), служивший ранее в храме Новомучеников и Исповедников Российских подворья Екатерининского монастыря на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья. Монастыри всегда были центрами духовной жизни того региона, в котором они находились, несли не только молитвенное, но и просветительское служение людям. Вследствие малочисленности православных церквей в районе монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Тут приходят к вере, принимают Святое Крещение, духовно окормляются жители города Куровское, поселка Давыдово и ещё нескольких деревень. В Гуслицкой обители проводятся огласительные беседы для желающих приступить к таинствам Святого Крещения и Венчания, где можно приобрести ясные знания об основах православной веры и нравственности, стать сознательными и живыми членами Церкви. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение», работает монастырская лавка, регулярно устраиваются православные ярмарки, действует воскресная школа для детей и для взрослых. Преподают в ней священники Алексий Кнутов, Александр Морозов, и Игорь Лысиков. Создана православная молодёжная организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию подростков, семейный клуб, общество трезвости и клуб для юношества. Организована и успешно действует служба милосердия «Преображение», являющаяся одной из лучших в Московской епархии. Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Обитель посетили игумен Киприан (Ященко), профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай Блохин, православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева , диакон Юрий Максимов, протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель Московской Духовной Академии; Валентина Андреевна Звонкова и Федорова Вера Ивановна — духовные чада протоиерея Михаила Труханова, протоиерей Валериан Кречетов.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В работе Чтений приняли участие члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, представители Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Правительства РФ, главы митрополий Русской Православной Церкви, члены Правительства города Москвы и регионов России, региональная общественность, представители конфессий, общественных организаций, деятели науки, в том числе Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, деятели культуры и искусства, руководители органов управления образованием, заведующие дошкольными учебными организациями, директоры и педагоги образовательных школ и гимназий, ректоры, преподаватели и студенты высших учебных заведений России и зарубежья, духовных школ, представители социальной сферы, силовых ведомств и т.д. В мероприятиях участвовали представители 300 вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. Главы митрополий и епархиальные архиереи большинства епархий Русской Православной Церкви приехали на Чтения. Более 50 архиереев возглавили работу мероприятий Чтений. Площадками проведения Чтений стали Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, здание Правительства города Москвы, Храм Христа Спасителя, храмы и монастыри Москвы, Патриаршие палаты Московского Кремля, синодальные отделы, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, духовные семинарии, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи, театры, социальные учреждения всего около 70 площадок. Материалы Чтений, по мере поступления, будут публиковаться на официальном сайте Чтений http://mroc.pravobraz.ru . Ставшие уже традиционными секции Рождественских Парламентских встреч прошли в Государственной Думе 26 января. Пленарное заседание V Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации возглавил председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин и Святейший Патриарх Кирилл. Во время пленарного заседания состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

http://patriarchia.ru/db/text/4792955.ht...

Для почитания подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской очень важно знать точные данные, так как написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий по сути невозможно. Историки до сих пор спорят о количестве пострадавших за веру в ХХ веке. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, изучил статистику, собранную в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . В первую очередь, исследователь обратился к дореволюционной статистике православного духовенства. В 1915 году численность православного клира и монашествующих составляла больше 200 тысяч человек. Из них 50 тысяч священников, 16 тысяч диаконов, 3,2 тысячи протоиереев, 46 тысяч псаломщиков. В мужских монастырях состояло порядка 12 тысяч монашествующих и 10 тысяч послушников; в женских монастырях — 17 тысяч монашествующих и 56 тысяч послушниц. На территории Российской империи было около тысячи монастырей, примерно одинаковое количество мужских и женских. Всего, по расчетам отца Александра, за веру репрессиям подверглось не больше 86 тысяч человек. Если же учитывать членов их семей, которые претерпевали гонения и лишения, то число пострадавших во время гонений верующих увеличится до 500 тысяч. Наиболее жестокие репрессии обрушились на духовенство и монашествующих: к 1942 году их почти не осталось. Исходя из этого, тот факт, что Церковь выжила — это действительно чудо Божие. Участники дискуссии затронули тему признания новомучеников и исповедников святыми на основании протоколов НКВД. Прозвучало мнение, что к таким документам нужно относиться с большой осторожностью, потому что они могут содержать недостоверную информацию. Вызывает ужас тот факт, что приговоры приводили в исполнение с молчаливого согласия большинства. Это привело к таким колоссальным потерям. Могут ли православные верующие быть активными гражданами с социально активной гражданской позицией? Вопрос остается актуальным и сегодня. На примере жизни и деятельности новомучеников Ярославской области его р ассмотрел священник Иннокентий Кулаков, руководитель Межъепархиальной коллегии Ярославской митрополии по канонизации. Он рассказал, что новомученики были по-настоящему активными гражданами. «Они собирали вокруг себя людей, делали то, что считали нужным, проповедовали делами. Их не останавливали испытания, вражда и даже угрозы смерти. В 1930-е годы они работали со школьниками, собирали вокруг себя людей, спасали от алкоголизма и других зависимостей. Это ли не проявление гражданской инициативы?» — подчеркнул отец Иннокентий.

http://patriarchia.ru/db/text/5489544.ht...

Доклады были посвящены не только Александру Невскому как исторической личности и русскому святому, но также проблемам восприятия его образа в разные исторические периоды, некоторым аспектам деятельности великого князя и «произросшим из его благих дел плодам». Были затронуты темы жизни Православной Церкви в переломные для России периоды. Были зачитаны доклады, темы которых были связаны с Карелией и Валаамским монастырем. Два доклада были посвящены святителю Феофану Затворнику и святителю Игнатию (Брянчанинову). В нескольких докладах были затронуты проблемы молодежи, духовного воспитания детей, связей молодого поколения с Валаамом. После владыки Силуана перед собравшимися выступил профессор исторического факультета Московского государственного университета доктор исторических наук Д.М. Володихин с докладом «Исторические мифы, связанные с разгромом шведов на Неве в 1240 г. князем Александром Ярославичем». Д.М. Володихин проделал серьезную работу по критическому изучению имеющихся источников и трудов многих исследователей, в том числе современных, аргументированно опроверг распространенное скептическое, умаляющее подвиг святого Александра мнение в научных кругах о незначительности битвы на Неве. О подробностях христианизации карел b XIII-XV bb. рассказал профессор Петрозаводского государственного университета доктор исторических наук А.М. Пашков. Профессор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  доктор церковной истории Н.Ю. Сухова представила критический обзор восприятия образа святого князя Александра в научно-богословских исследованиях второй половины XIX — начала ХХ вв. В разные исторические периоды выделялись и разные черты святого — его таланты полководца, военачальника, политического лидера, дипломата, однако важно то, что все победы великого князя, подчеркнула докладчик, были плодом его личной глубокой веры и силы молитвы. Гостья из Финляндии, куратор православного музея «Риза» из Куопио И.В. Пелгонен представила доклад «Валаамский монастырь в жизни православного населения Северного Приладожья в конце XIX — начале ХХ вв.». Она сопроводила его презентацией, основанной на не публиковавшихся ранее источниках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816419...

Затем перед собравшимися выступили вице-консул РФ в Милане П.Н. Рацкевич, настоятель болгарского православного прихода в Милане протоиерей Стефан Поликаров и другие. В ходе конференции были рассмотрены различные направления монашеского служения как в древности, так и в современном мире. В частности, с докладом на тему «Монашеское служение в Древней Церкви и современное монашество» выступил доктор канонического права, профессор, настоятель прихода Амвросия Медиоланского г. Милана архимандрит Амвросий (Макар). О малоизвестных страницах истории Афона и его связях с отечественным монашеством рассказал директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) Сергей Шумило. Тема становления и развития православного монашества в Грузии была отражена в докладе доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Багратион-Мухранели. О проповедническом и переводческом наследии преподобного Паисия Величковского рассказал секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии архимандрит Филарет (Егоров). Редактор литературно-богословского альманаха «Христианос» Наталья Большакова из Риги выступила с докладом о монашеском опыте канонизированной Константинопольским Патриархатом преподобномученицы Марии (Скобцовой). Тему «Почитание монашества в народной традиции» раскрыл в своем докладе кандидат физико-математических наук протоиерей Богдан Огульчанский. Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, выступая перед присутствующими, поделился свидетельствами об обретении в Нямецком монастыре в Румынии мощей преподобного Паисия Величковского и сообщил, что по договоренности с Синодом Румынской Православной Церкви частица мощей выдающегося подвижника в ноябре этого года будет передана на родину преподобного — в г. Полтаву. Как сообщил владыка, Синод Румынской Церкви определил, что мощи преподобного Паисия не будут раздаваться различным храмам и монастырям, однако сделал исключение для Полтавской епархии , дабы и на родине преподобного пребывала частица его мощей.

http://patriarchia.ru/db/text/4614999.ht...

— Какие вопросы сегодня рассматривает теология (в России, за рубежом) и насколько успешно? — Здесь мы видим двойственную ситуацию. С одной стороны, продолжают обсуждаться, казалось бы, уже давно «пройденные» области — триадология, учение о творении, о человеке. С другой стороны, сегодня меняется ракурс их рассмотрения, применяется новая оптика и язык современной культуры и философии. Необходимо уметь вновь обратиться к фундаментальным истинам сквозь наслоения последнего века, однако не прячась за щитом архаики, но адекватно отвечая на вызовы современности исходя из опыта нынешнего дня. В России же многие традиционные стороны богословия долгие десятилетия оставались в небрежении в связи с атеистическим режимом, поэтому многие исследования находятся в «догоняющем» статусе. Отрадно, что есть продвижение в развитии основного богословия, которое эксплицирует проблематику современности, связанную с технопрогрессом. На Западе сегодня существуют разные направления. Довольно популярными становятся радикальная ортодоксия и постлиберальная теология (Милбанк, Пиксток, Грей, Фрай, Линдбек), которыми сегодня заинтересовались и в России. — Что даст слушателям подготовительный курс по теологии, который запускается РПУ св. Иоанна Богослова 22 апреля? — Этот курс даст слушателям базовый минимум знаний в области богословия, религиоведения и философии. Задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать возможность людям, не имеющим базового образования, получить основу этих знаний, с другой стороны, подготовить желающих к поступлению в магистратуру. Человек, который пройдет этот курс, должен получить представление о теологии как науке, а также о вспомогательных и смежных дисциплинах (религиоведении и философии). Цель курса, таким образом, образовательно-подготовительная. Успешно сдавшие экзамен, смогут попасть на бюджетные места в наш университет и получать радость погружения в религиоведческие и теологические знания. Курс будут читать сотрудники и профессора Российского православного университета, Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5414358...

О страстях 5.3.1. Общие сведения 5.3.2. Классификация страстей 5.4. О соотношении духовного и физического состояния человека до и после грехопадения в раю Глава 6. Причина передачи последствий первородного греха потомкам Адама и Евы 6.1. Различные точки зрения на причину передачи последствий первородного греха от родителей к детям 6.1.1. Первая точка зрения 6.1.2. Вторая точка зрения 6.1.3. Третья точка зрения 6.2. Классификация точек зрения Глава 7. Способ передачи последствий первородного греха 7.1. О страстности рождения 7.2. О браке и супружеских отношениях 7.3. О клонировании 7.4. О физической смерти 7.5. О некоторых особенностях наследственной преемственности духовных и телесных качеств 7.6. Определяет ли наследственность судьбу (жизнь) человека 7.7. О Крещении Глава 8. К вопросу о безгрешности Иисуса Христа Послесловие Приложение 1. Поддерживали ли прародители в раю свою физическую жизнь вкушением плодов с дерева жизни Приложение 2. О возникновении порочных помыслов у Адама и Евы до вкушения ими запретных плодов Тематические цитаты Приложение 3. О грехе Тематические цитаты Приложение 4. К вопросу о толковании Рим. 5:12–15 Приложение 5. О страстях как источниках греха Тематические цитаты Приложение 6. О наследственности Список цитируемой литературы Заключение. Немесий, епископ Эмесский     От автора Автор выражает благодарность за консультации и помощь в создании книги: заведующему кафедрой догматического богословия богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, кандидату богословия, доценту иерею Борису Левшенко ; заведующему миссионерским отделом Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского , ответственному секретарю Миссионерско-Просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВ», кандидату богословия иерею Даниилу Сысоеву ; декану факультета психологии Российского Православного Университета святого апостола Иоанна Богослова иерею Андрею Лоргусу ; настоятелю Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии, председателю Епархиальной комиссии по работе с медицинскими учреждениями протоиерею Алексию Бабурину ; игумену Гурию (Малешину), клирику Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Огромную работу по сбору материала о репрессированных священнослужителях и изданию многотомных сборников проделали возглавляемый игуменом Дамаскиным (Орловским) региональный общественный Фонд “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви” и Синодальная Комиссия по канонизации святых. Над сбором и изучением архивных материалов продолжительное время работал коллектив исследователей (игумен Дамаскин (Орловский), священники Максим Максимов и Олег Митров, сотрудники С. Н. Романова, З. П. Иноземцева и др.) 6 . Издание Фондом сборников стало возможно благодаря тому, что для исследователей были открыты архивы спецслужб. Часть следственных дел некоторых архивов ФСБ была передана в государственные архивные хранилища. Так, в Госархиве РФ находится фонд управления КГБ по Москве и Московской области (ГАРФ. Ф. Р-10035), содержащий судебно-следственные дела на священнослужителей, из которых выясняются обстоятельства жизни, церковного служения и мученичества многих лиц, относящихся к клиру и мирянам, пострадавших от большевистских репрессий 7 . Актуальность темы репрессий в отношении служителей церкви и мирян состоит не только в академическом интересе к судьбе репрессированных, к раскрытию механизма осуждения и т. д., но и в контексте канонизации пострадавших за Христа, Церковь и веру. В 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых исповедников многих новомучеников 1920–1930-х гг. XX столетия 8 . В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете над разысканием и обработкой материалов по новомученикам XX века долгое время работает целый коллектив исследователей во главе с ректором университета протоиереем Владимиром Воробьёвым (Н. Кривошеева, О. В. Косик, А. В. Мазырин, Н. Е. Емель­янов, Л. А. Головкова, С. Н. Романова и др.). На основе многолетних поисков и сбора сведений в архивах ФСБ сотрудником университета Н. Е. Емельяновым (ум. в 2010 г.) была подготовлена база данных “Новомученики и исповедники XX в.”, содержащая 21 тыс. персоналий, включая материал на 460 архиереев Русской Православной Церкви и более 6500 священников 9 .

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Патриарх Кирилл обратил внимание на важность издания православной литературы на языках народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В частности, актуальной становится задача выпуска литературы, специально рассчитанной на трудовых мигрантов, число которых в России продолжает расти. Святейший Патриарх также предложил создать общецерковную литературную премию. «Мы нуждаемся в качественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле», — подчеркнул Предстоятель. Митрополит Калужский и Боровский Климент представил сообщение о структуре Издательского совета, в состав которого входят, в частности, следующие рабочие группы: по разработке концепции православного книгоиздания; по разработке программ, стимулирующих авторскую и издательскую деятельность; по формированию библиотечного фонда и разработке системы классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечных стандартов; по разработке правил издания религиозной литературы, составлению списка учебно-справочных изданий для подготовки книг к печати; по разработке единых правил написания церковных терминов. 18 ноября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным. Святейший Патриарх Кирилл и С.В. Степашин обсудили различные стороны взаимодействия Русской Православной Церкви с руководством ИППО. Также в ходе беседы были затронуты вопросы сотрудничества Православной Церкви с Книжным союзом России, президентом которого является С.В. Степашин. Во встрече принял участие секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк. 18 ноября, в день избрания святителя Тихона (Белавина) на Московский Патриарший престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в годичном акте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Торжественное мероприятие прошло в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

С нач. 90-х гг. XX в. велась профессиональная подготовка в области церковной журналистики, к-рая складывалась как особая специализация внутри журналистики. Церковные журналисты, в начале этого периода представлявшие собой обособленную группу, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. В 1991-1995 гг. на фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова действовала группа церковной журналистики. В 1996 г. на базе Издательства МП был создан Ин-т церковной журналистики и издательского дела во главе с еп. Тихоном. Был введен 2-годичный цикл обучения, занятия устраивались по вечерам и в выходные дни, практику студенты проходили в «Журнале Московской Патриархии» и газ. «Московский церковный вестник». В 1998 г. ин-т был преобразован в отд-ние церковной журналистики при филологическом фак-те Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова . Отд-ние возглавляли еп. Тихон (1998-2000), свящ. В. Вигилянский (2001-2003), Г. В. Прутцков (2003-2005), А. С. Георгиевский (с 2005). Студенты изучают богословские дисциплины, церковное право, древние и новые языки, различные отрасли журналистики, экономику издательского дела, проходят практику в церковных СМИ. В 2001 г. на базе «Православной юношеской газеты» работала Школа юного православного журналиста. В 2006 г. при Издательском совете МП были созданы Школа церковной журналистики (курсы повышения квалификации для журналистов) и исследовательский центр «Церковь в информационном обществе». В том же году фак-т церковной журналистики открылся в Черновицком правосл. богословском ин-те (Украина). В 2007 г. на богословском фак-те Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) был впервые прочитан курс «Церковь и СМИ». 6 марта 2008 г. в Москве состоялось подписание соглашения между ПСТГУ и Издательским советом МП, к-рое предусматривало сотрудничество в издательской деятельности, журналистике, организации курсов повышения квалификации для церковных издателей и журналистов. В 2008 г. проведены первые курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ епархий Центрального федерального округа. В февр. того же года Калужское ЕУ совместно с городской орг-цией Союза журналистов России объявило набор на курсы правосл. журналистики, обучение на них проводилось в течение месяца.

http://pravenc.ru/text/182365.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010