Хотел бы выразить слова благодарности Министерству науки и образования Российской Федерации, Союзу ректоров, Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, Синодальному отделу религиозного образования и катехизации, Фонду просвещения «Мета» и Благотворительному фонду святителя Василия Великого, которые совместными усилиями сделали возможным проведение этой олимпиады. Но в первую очередь я благодарю всех участников олимпиады, особенно тех, кто блистательно дошел до финала в городе Москве. С радостью открываю процедуру награждения победителей олимпиады по Основам православной культуры. Храни вас всех Господь!» Святейший Патриарх Кирилл и Н.А. Цветков вручили грамоты и подарки двенадцати победителям VII Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» и II межпредметной олимпиады  Российского православного университета  «В начале было Слово…». Были награждены: Святейший Владыка поблагодарил организаторов олимпиады и вручил награды благотворителям. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб» Н.А. Цветков был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева была награждена орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви председатель Совета директоров ОАО «Императорский фарфоровый завод» Г.В. Цветкова была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени. По окончании официальной части церемонии театр «Глас» представил сценическое действо «Вот повести минувших лет о том, как была крещена Русь». Олимпиаду по Основам православной культуры с 2008 года проводит  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  при поддержке  Синодального отдела религиозного образования и катехизации , семейного фонда Цветковых — фонда просвещения «Мета», фонда святого Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/4011302.ht...

Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1.4. Получение базового богословского образования в рамках образовательных курсов является обязательным для: 1) монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных мужских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования; 2) насельниц и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных женских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования. К обучению на образовательных курсах допускаются лица в возрасте не моложе 17 лет, имеющие среднее (полное) общее образование и письменное благословение игумена или игумении соответствующего монастыря. Освобождаются от необходимости прохождения обучения на образовательных курсах лица, достигшие пенсионного возраста (согласно законодательству страны нахождения), а также имеющие ограничения для получения образования по состоянию здоровья. В каждом подобном случае окончательное решение об освобождении от обучения принимается епархиальным архиереем на основании ходатайства игумена или игумении соответствующего монастыря. Насельники в священном сане (или готовящиеся к принятию священного сана) должны получить духовное образование в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви, общими для всех ее священнослужителей. 1.5. При реализации учебных программ образовательные курсы могут использовать следующие формы обучения: 1) очно-заочную (продолжительность обучения — 2 года); 2) заочную (продолжительность обучения — 2 года), в том числе  с использованием дистанционных технологий (продолжительность обучения — 3 года). По окончании образовательных курсов учащиеся проходят итоговую аттестацию и, при условии успешного прохождения последней, им вручается документ установленного образца. 1.6. Выпускники образовательных курсов могут продолжить процесс получения богословского образования по благословению архиерея и с согласия игумена или игумении обители: монашествующие и послушники мужских монастырей — в духовных образовательных организациях (семинария, академия), монашествующие и послушницы женских монастырей — на регентских или иконописных отделениях духовных образовательных организаций, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском православном университете и иных подобных высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. Также выпускники курсов могут продолжить свое обучение на факультетах и кафедрах теологии в светских вузах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4221697...

26 января состоятся V Рождественские Парламентские встречи. Они будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. В работе Чтений примут участие более 15 тысяч человек из России, ближнего и дальнего зарубежья (Греции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии). В числе участников Чтений — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, главы митрополий, епархиальные архиереи из России и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, священнослужители, представители Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, члены Правительства РФ, члены Правительства Москвы, представители региональных властей, общественные и политические деятели, представители традиционных конфессий, деятели науки, в том числе Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, деятели культуры и искусства, руководители органов управления образованием, заведующие дошкольными учебными организациями, директора и педагоги образовательных школ и гимназий, ректоры, преподаватели и студенты высших учебных заведений и духовных школ. Местом проведения Чтений станут Государственная Дума ФС РФ, Общественная палата РФ, Храм Христа Спасителя и другие храмы Москвы, Патриаршие палаты Московского Кремля, Московский городской дом учителя, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, синодальные учреждения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи всего свыше 70 площадок. В последние годы Чтения включают в себя региональный этап, в котором принимают участие все регионы России, а также епархии Русской Православной Церкви за рубежом, и международный этап, который, по сложившейся традиции, проходит в Москве в конце января. Организатором и координатором проведения Чтений многие годы является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, которым руководит митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Оргкомитета Международных Рождественских чтений. В организации и проведении Чтений участвуют все синодальные структуры Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4788506.ht...

Большая работа по исследованию и увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской ведется Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В ПСТГУ создана и поддерживается база данных, в которой собрана информация о 35 000 пострадавших священнослужителях и мирянах, включая прославленных в лике святых. В отделе новейшей истории Русской Православной Церкви университета ведется большая научно-исследовательская работа. Выпущено несколько серий книг, посвященных подвигу новомучеников и исповедников. ПСТГУ ежегодно проводится конференция, издается периодический журнал «Вестник ПСТГУ», создана выставка, посвященная подвигу новомучеников, перемещающаяся по епархиям Русской Православной Церкви и за рубежом. По инициативе епархий в общеобразовательных школах для преподавателей Основ православной культуры проводятся лекции, посвященные новомученикам. В некоторых случаях составляются спецкурсы, посвященные новомученикам и исповедникам Церкви Русской, предназначенные для преподавания в местных православных духовных семинариях. В настоящее время в соответствии с распоряжением Учебного комитета Русской Православной Церкви изучение подвига новомучеников и исповедников включается в учебные планы епархиальных духовных школ. В некоторых местах епархиальные комиссии, занимающиеся исследованием подвига новомучеников, организовали выездные заседания по благочиниям, которые дали возможность собрать историко-краеведческие материалы по теме гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. Как уже устойчивое явление, в епархиях можно наблюдать работу конференций — или целиком посвященных памяти новомучеников, или, когда одна из секций посвящается этой теме. В иных епархиях на протяжении уже десяти лет существуют в рамках областного конкурса детских и юношеских исследовательских работ секции, связанные с подвигом новомучеников и исповедников. Нередко в общеобразовательных школах проводятся детско-юношеские конференции, в которых участвуют студенты духовных семинарий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3854972...

В 11-м «А» последним уроком в расписании значится «Правосл.» («Православная культура» то есть). - У нас свои учебники, - раскладывает яркие обложки педагог Елена Савостина. - Автор - Скоробогатов. Одна из лучших книг по этому предмету! Елена Борисовна ведет «Правосл.» недавно. Раньше преподавала МХК (мировая художественная культура. - Ред.). Потом училась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Теперь религиовед по специальности. - Сами посмотрите: никаких догм, только культура. Листаю добротные книжки. «Православные праздники», «Святость земли Русской», «Иконография Божией Матери», «Устав монашеской жизни» - шелестят страницы с красочными иллюстрациями. - Никаких проповедей мы не читаем... Ну все, урок! - мягко выпроводила меня учительница. В класс завалились старшеклассники. Выходит, что уроки нравственности неотделимы от знаний о своих истоках. Или все-таки вера? В школьном коридоре пестро выведено масляной краской: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина Православная!» Яркий постер: губернатор Савченко вместе с Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, что-то вручают детишкам. Тут же стенд «Кодекс выпускника». На пожелтевшей бумаге отпечатано: «Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и светлая вера Православная. Прп. Феодосий Печерский». Вздрагиваю от прикосновения. Немолодая женщина тянет за рукав: -  У меня есть что сказать... В пустом классе усаживаюсь за парту. Разглядываю свою инициативную собеседницу. Золотые зубы, крашеные пряди волос... Галина Викторовна Сторожева, учитель начальных классов до появления «Православной культуры» вела в школе «Народную культуру Белогорья». Там тоже был раздел о православии. Перечисляя штрихи своей педагогической биографии, Галина Викторовна вдруг выдала: - Я сама верующий человек, но не воцерковлена. Как же я могу прививать детям веру? Вот какая проблема... Учителя-ремесленники - Да, перегибают, - согласилась Светлана КАЛАШНИКОВА, замначальника управления образования Белгородской области. Светлана Николаевна разрабатывала местный закон, который сделал уроки православной культуры обязательными.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Когда после революции начались гонения на Церковь, богословское образование было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, но в 1960-е годы часть из них снова была закрыта. Лишь после 1988 года, когда Русская Церковь широко отметила 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрождение церковной науки. Сейчас система духовного образования в Русской Православной Церкви достаточно развита и разветвлена. В настоящее время только в России функционируют одна Общецерковная аспирантура и докторантура, две духовных академии, четыре православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища. Ряд духовных академий, институтов, семинарий, училищ Русской Православной Церкви функционирует в Украине, в Белоруссии, в Молдове, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и США. Вся система духовного образования в нашей Церкви на настоящий момент выстроена в соответствии с болонской системой. Выпускники семинарий получают степень бакалавра. В Московской духовной академии , Санкт-Петербургской духовной академии , Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , а также в ряде семинарий дипломированные бакалавры имеют возможность продолжить образование в рамках магистерских программ. В 2009 по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сразу после восшествия его на Патриарший престол, была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Мне было поручено Святейшим Патриархом возглавить ее в качестве ректора. Главная цель Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подготовка научных, педагогических, административных и дипломатических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православной Церкви. Фактически Общецерковная аспирантура и докторантура венчает всю современную систему богословского образования Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю важным рассказать о ней несколько подробнее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210024...

Объявленный же нами конкурс должен определить лучшие разработки по каждому из вошедших в новый Стандарт предметов. Для начальной ступени это Священная Библейская история, Устройство православного храма и богослужение, Церковнославянский язык, Основы христианской нравственности, Основы хорового и церковного пения, История христианской Церкви; для основной — Священное Писание (отдельно по Ветхому и Новому Заветам), Основы православного вероучения, Православное Богослужение, Общая церковная история, История Русской Церкви, Христианская этика. Таким образом, получается 13 предметов, по каждому из которых требуется пять частей комплекта — то есть всего 65 конкурсных позиций. По условиям нашего конкурса участник может не разрабатывать целиком предметный комплект, ограничившись его частями. Но, конечно, шансов оказаться лучшей у такой работы будет меньше: мы заинтересованы работать с готовыми полноценными комплектами. — Мы получили заявки от шести авторов. Над самими комплектами или их частями работа еще продолжается (по условиям конкурса готовые материалы мы должны получить к 15 ноября), но уже можно констатировать: некоторые разработки окажутся крайне интересными. Так, настоятель петербургского храма святых равноапостольных Константина и Елены, заместитель председателя ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии, магистр богословия протоиерей Михаил Браверман взялся за разработку всего учебно-методического комплекта по курсу Православного богослужения. Его землячка Ольга Антипова, директор воскресной школы при храме св. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, дополняет этот комплект оригинальными наглядными пособиями по этому же курсу. Надеюсь, в полной мере оправдает наши ожидания и доцент факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат филологических наук Марина Кравцова, создающая сейчас практически полный комплект (за исключением медиа-приложения) по курсу Церковнославянского языка. Еще один целый учебно-методический комплект педагога церковно-приходской школы московского храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском Ольги Кирьяновой, скорее всего, будет рассматриваться как внеконкурсный.

http://patriarchia.ru/db/text/3194266.ht...

Статьи автора о русской православной миссии в Америке печатались в St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 1961, Vol. 5 1–2 и 1971 Vol. 14 4; в Журнале Московской Патриархии, 1990, 12; 1991, 1, 3; в Ежегоднике Православной Церкви в Америке, Нью-Йорк, 1976 и др. изд. Приношу сердечную благодарность о. Владимиру Воробьёву, ректору Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного университета, благословившему издание этого очерка, И. И. Евсиковой и Светлане Мозер за помощь в редактировании, о. Михаилу Королёву, его матушке Елене за их труд по приготовлению рукописи к изданию. Список сокращений: РПЦ – Русская Православная Церковь РПЦЗ – Русская Православная Церковь Зарубежом ПЦА – Православная Церковь в Америке (автокефальная) ОВЦС МП – Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата 1. Начало миссии Алеутские острова и Аляска были в 1741 году открыты В.И. Берингом и А.И. Чириковым, капитанами Российского императорского флота. За ними последовали русские люди, промышлявшие охотой на котиков. В 1784 году Григорий Шелихов, основатель знаменитой Российско-Американской компании, прибыл на остров Кодиак (у южного берега Аляски, в Аляскинском заливе). Он интересовался не только коммерцией и добычей морского котика. Шелихов стал ревностным поборником идеи распространения христианства среди туземцев новооткрытых земель. Он построил церковь на Кодиаке, основал школу и лично крестил многих алеутов. Впоследствии вместе со своим компаньоном Иваном Голиковым он послал императрице Екатерине II и Святейшему Правительствующему Синоду прошение о присылке миссионеров. Прошение было удовлетворено, и Миссия в составе восьми монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) прибыла на остров Кодиак 24 сентября 1794 года 1 . В Миссию входили монахи-добровольцы из двух прославленных монастырей, расположенных на северо-западе России, где географические условия в некоторой степени напоминают аляскинские. Шесть членов Миссии были из Валаамского монастыря, двое – из Коневецкого (остров Коневец на Ладожском озере); четыре миссионера были в священном сане (архимандрит Иоасаф, иеромонахи Ювеналий, Афанасий и Макарий), двое (Нектарий и Стефан) были иеродиаконами. Наконец, ещё двое (Герман и Иоасаф) являлись простыми монахами. Глава Миссии архимандрит Иоасаф (1761–1799) происходил из семьи священника. До своего поступления в Валаамский монастырь он получил духовное образование в Тверской и Ярославской Семинариях. До принятия монашества в Валаамском монастыре иеромонах Ювеналий (Говорухин) и его брат иеродиакон Стефан были армейскими офицерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Образовать Редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 2. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 3. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 4. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – председатель Редакционной коллегии; 5. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 6. Довгий Татьяна Петровна, заместитель директора департамента образования Смоленской области – по согласованию; 7. Журинская Марина Андреевна, редактор журнала " Альфа и Омега " ; 8. Зубов Андрей Борисович, профессор, заведующий кафедрой истории религий Российского православного института святого Иоанна Богослова; 9. Никитин Валентин Арсентьевич, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии; 10. Светозарский Алексей Константинович, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии; 11. Фокин Алексей Русланович, главный редактор Центра библейско-патрологических исследований Синодального отдела по делам молодежи; 12. Янушкявичене Ольга Леонидовна, профессор Вильнюсского педагогического университета – по согласованию. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Источник:  Патриархия. ру СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах персоналии: Патриарх Кирилл ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_66583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010