О современном строительстве и благоукрашении храма святого князя Александра Невского в Волгограде рассказал митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор . Ряд насущных проблем и вопросов современного церковного искусства осветил в своем докладе протоиерей Николай Чернышев, клирик Никольского храма на Маросейке г. Москвы, доцент кафедры иконописи ПСТГУ, член комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Епархиальном совете г. Москвы. Он призвал в ближайшее время соборно разработать критерии для создания и оценки новых иконописных произведений. Для этого в первую очередь «необходимо развивать богословие образа». Отец Николай предложил ввести понятие «литургическое искусство», то есть такое искусство, которое непосредственно относится к богослужению и служит его целям. «Сейчас икона нередко низводится из литургической святыни до уровня сувенира или просто значка, — отметил священник. — Иконоведению надлежит ответить на вопросы: что отличает икону от других жанров живописи? Каковы критерии силы и слабости образа? Возможно ли применение к иконе эстетических оценок светских произведений, или нам необходимо разрабатывать собственные церковные критерии?». На конференции также выступили: протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Сретенской и Николо-Угрешской духовных семинарий; А.Я. Дегтярев, доктор исторических наук, советник председателя Совета Федерации ФС РФ; А.В. Толмачев, магистр религиоведения Российского православного университета святого Иоанна Богослова; А.В. Лаушкин, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. Ломоносова и исторического факультета ПСТГУ, научный руководитель Соловецкого морского музея. Конференцию подготовил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по инициативе Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5704267.ht...

Особенное место памяти новомучеников – Бутовский полигон. Там среди двадцати тысяч расстрелянных около тысячи церковных людей. Это и священнослужители, и монахи, и старосты, и певчие, и сторожа… Вся церковная Москва и не только: в Бутове расстреливали и арестованных в Подмосковье и даже в соседних областях. Московская область тогда включала, например, часть Рязанской области и некоторых других регионов. Расстрелянных там мы знаем поименно. Большая часть прославленных Бутовских новомучеников – это священники, служившие в Москве и в Подмосковье. Есть и архиереи во главе с митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом (Чичаговым). Монашествующие, как, например, последний настоятель Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием – архимандрит Кронид (Любимов). И другие монахи, монахини, миряне – целый сонм подвижников. Те, кто был в Церкви, кто жил ее интересами, а значит, кого преследовала власть. Так было не только в столице, повсеместно была примерно та же картина. – Можно ли сказать, что особую роль в преследовании церковных людей сыграли их монархические убеждения? – Если смотреть ситуацию 1918 года, то да – первый удар был нанесен по наиболее ярким фигурам, как отец Иоанн Восторгов. А в 1937 году просто тот факт, что ты священник, монах или монахиня, мог быть достаточным для расстрела. – Расскажите, пожалуйста, о базе данных «За Христа пострадавшие», созданной в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где вы преподаете. Какую роль она сыграла при подготовке к церковному прославлению новомучеников и исповедников? – В конце 1980-х годов в Советском Союзе началась реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась силами прокуратуры без участия Церкви. Однако родственники репрессированных церковных людей стали обращаться в Патриархию в поисках информации о своих близких. Приходили тысячи писем схожего содержания: дед был священником, в 1937-м арестован, и больше о нем не слышали. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия эти обращения передали в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Вскоре появилась возможность проверять и дополнять эту информацию, и под руководством профессора Николая Емельянова была разработана база данных. Ее пополняли не только письма родственников. В начале 1990-х стали публиковаться первые расстрельные списки, например в «Вечерней Москве». Активно действовало общество «Мемориал». Иногда находились энтузиасты среди сотрудников органов. Был случай, когда прокурор прислал нам необходимые материалы по своей области.

http://pravoslavie.ru/110463.html

Отец Георгий призвал слушателей задуматься над вопросами и привел свои размышления на этот счет. Затем кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии В.В. Бурега зачитал сообщение «Киевское христианство в имперском интерьере. XVIII век». Он рассказал о постепенной унификации Киевской митрополии с остальной территорией империи в течение 1686-1796 годов, в результате которой многие исторически сложившиеся особенности жизни Киевской митрополии были упразднены. Однако автор отметил, что значительный процент иерархов на территории Великороссии в этот период были выходцами из Украины, поэтому именно они во многом определили характер церковной жизни в России. С докладом «Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Святейшего Синода в XIX веке» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова. На примере деятельности Русских духовных миссий она рассмотрела межведомственное взаимодействие Министерства иностранных дел и Всероссийского Святейшего Синода при организации церковно-дипломатической работы за рубежом. Кандидат богословия, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В. Бежанидзе и кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I А.Г. Фирсов представили сообщение «Становление ведомства православного исповедания в первой трети XIX века». Авторы рассказали слушателям об истории появления первой правительственной структуры по делам Православной Церкви — отделения духовных дел греко-российского исповедания, создание которого следует рассматривать в контексте формирования министерской системы в царствование Александра I. С заключительным докладом «Правда Христова в общественной жизни: из опыта Православной Российской Церкви начала ХХ века» выступила доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Ю.В. Балакшина. В своем сообщении она рассмотрела попытки членов Русской Православной Церкви отреагировать на события революции 1905 года. Один из путей общественно-церковного взаимодействия был предложен группой «32-х» петербургских священников, Христианским братством борьбы и создателем Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюевым. Автор отметила, что одним из ключевых понятий риторики той эпохи стало выражение «правда Христова».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5809953...

Посмотрите на лики соборян, отцов Собора - это же были великие люди. Более половины всех делегатов собора были репрессированы. Почти пятьдесят причислены к лику святых. Идеи того Собора были восприняты не только православным миром, его материалы изучали католики, готовя свой знаменитый Второй Ватиканский собор. Собор шел почти год и оставил в наследие богатейшие материалы, которые актуальны и сейчас. Восстановление дома полностью завершено? Протоиерей Владимир Воробьев: Нам еще нужно отделать часть помещения. Но главная историческая часть здания на первом и втором этажах, где находится Соборная палата и храм Свято-Владимира отреставрированы. Мы благодарны за помощь Святейшему Патриарху Кириллу, администрации президента и самому президенту. И не только за помощь в восстановлении. Этот дом на самом деле было трудно не только найти и восстановить, но и вернуть Церкви. На возвращение ушло 12 лет. С 1992 года патриарх Алексий II подписывал письма президенту Ельцину, но сделать ничего не получалось. Но в нем же размещалась невинная студия документальных фильмов... Протоиерей Владимир Воробьев: Да. Но они устроили ложное банкротство. А если государственная фирма признается банкротом, то ее недвижимое имущество можно продать в частные руки. Они воспользовались этой процедурой и продали Епархиальный дом. Несмотря на просьбы патриарха предотвратить эту продажу, мы прошли через 30 судов. После продажи нам стало ясно, что дом снесут и построят на его месте - в черте Садового кольца - какой-нибудь офис или гостиницу. Суды шли очень трудно. Нашего адвоката Георгия Н., замечательного специалиста по ложным банкротствам, расстреляли. Но мы все-таки выиграли последние суды - во многом благодаря его умению. В 2004 году дом был возвращен Русской православной церкви для размещения в нем Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, выдающего, подчеркну, дипломы государственного образца. А что вам все-таки помогло выиграть эту борьбу? Протоиерей Владимир Воробьев: На этот счет было решение правительства. Нам помогала администрация президента, лично Георгий Полтавченко.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

РЕКТОР ПСТГУ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: " ВОСПИТЫВАЕМ КАДРЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ, РАБОТАЕМ НА ВСЮ СТРАНУ " PDF-bepcuя От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно. Прежде всего напомню: ПСТБИ в 1992 году был учрежден Патриархом Алексием II как религиозная организация. Тогда это представлялось логичным и единственно верным шагом. Ведь основным факультетом сообразно всей выстра­ивавшейся у нас учебной программе считался богословско-пастырский, куда принимались исключительно лица мужского пола, не имеющие канонических препятствий к рукоположению. Но уже тогда как священноначалию, так и всем специалистам и ответственным лицам системы духовных школ было очевидно: женщинам тоже пришло время получать богословское образование. Да и среди мужчин, желавших получить полноценный вузовский диплом по теологии, было множество таких, которые не связывали свое будущее с принятием священного сана. Поэтому тогда же мы открыли историко-филологический факультет (впоследствии он разделился на три — исторический, филологический и педагогический), миссионерско-катехизаторский факультет и факультеты церковного пения и церковных художеств.

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

Случилось чудо: наш новоявленный «институтишко», придуманный несколькими «неуемными» молодыми (по хиротонии) священниками, не имевший никаких шансов на скорое признание в Церкви, теперь не только признан, но и явным образом во всеуслышание благословлен самим Святейшим Патриархом Алексием и отцом Иоанном Мейендорфом . С тех пор отца Иоанна мы стали называть «крестным отцом» нашего института. Так явно и чудесно действует Промысел Божий. Тогда стало ясно, почему отец Всеволод считал столь важным мое знакомство с отцом Иоанном. В следующее воскресенье отец Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Святителя Николая в Кузнецах, а потом вместе с матушкой Марией Алексеевной приехал к нам домой на обед в узком кругу священников-друзей. Он говорил нам, что собирается отказаться от должности декана в Свято-Владимирской семинарии и осенью, в сентябре обязательно приедет в Россию преподавать в Московской Духовной академии и у нас в Богословском институте. Говорил, что хочет всемерно участвовать в возрождении церковной жизни и духовного образования в России, будет издавать здесь все свои труды на русском языке. Мы слушали, задавали вопросы. После кончины отца Всеволода и нашего старца иеромонаха Павла (Троицкого) мы чувствовали себя осиротевшими, а в тот момент казалось, что в лице отца Иоанна нам снова послан пастырь с богословским взглядом вселенского масштаба. Весь его облик являл духовное трезвение и удивительное благородство, в нем была та особенная простота, которая отличает настоящего аристократа: любой собеседник воспринимался им «на равных». В словах его не было ни малейшей фальши, превозношения, неискренности. Мы выросли в обстановке всеобщего страха, подозрительности, и, даже преодолев страх перед людьми, нам трудно избавиться от ощущения агрессии мирового зла, грозящей откуда-то опасности. Отсюда – труднопреодолимый пессимизм, депрессивное восприятие мира, какая-то «вселенская» тоска. На лице отца Иоанна, напротив, был виден свет внутренней духовной свободы, чуждой греховного страха, ему было присуще радостное спокойствие человека, обретшего Бога, Который есть Любовь, Истина и Жизнь. Мы прощались ненадолго, до осени, а оказалось, что в этот раз у нас, в России, отец Иоанн прочитал свои последние лекции, преподал нам свое духовное напутствие и вернулся в Канаду, чтобы совсем скоро завершить свой земной путь. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Читать далее Источник: Пасхальная тайна : Статьи по богословию/Протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т : Эксмо, 2013. - XXV, 797, с. (Религия. Сокровища православной мысли). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Тем же указом Зеленский ввел действие решение СНБО о санкциях в отношении 10 представителей УПЦ. Санкции введены против клирика УПЦ, украинского бизнесмена Вадима Новинского, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры (в миру Петра Лебедя), митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (в миру Ростислава Швеца), митрополита Феодосийского и Керченского Платона (в миру Владимира Удовенко), епископа Коктебельского Агафона (в миру Вячеслава Опанасенко), епископа Джанкойского и Раздольского Алексея (в миру Александра Овсянникова). Помимо этого, в списке находятся епископ Бахчисарайский Калленик (в миру Константин Чернышев), архиепископ Ровеньковский и Свердловский Аркадий (в миру Александр Таранов), бывший митрополит Изюмский и Купянский Елисей (в миру Олег Иванов), бывший митрополит Роменский и Буринский Иосиф (в миру Алексей Масленников). Как уточнили в СБУ, большинство из фигурирующих в списке священнослужителей находятся за пределами Украины. О гонения против православных иерархов канонической Украинской Церкви рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко: На мой взгляд, речь идёт не о попытках запретить Украинскую Православную Церковь, как таковую, а принудить её объединиться с так называемой Православной церковью Украины, а самое главное – переформатировать её и лишить духовной традиции, восходящей к нашему общему русскому Православию и сделать из неё идеологическую обслугу националистического режима Украины. Поэтому наиболее ярких и независимых архиереев подвергают репрессиям. Мы знаем, что владыка Иоасаф сейчас находится фактически под домашним арестом. Те, кто в большей степени себя проявлял даже не то, что сторонниками русского мира, а критиками режима Зеленского, кто выказывал резистентность, те подвергаются гонениям. В том числе, владыка Лука (Коваленко), который позволял себе достаточно жёстко критиковать власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/13/ce...

Тема понимания смысла страданий станет для слушателей курса одной из ключевых: сразу после ознакомительного занятия доктор богословия, кандидат теологии, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Павел Хондзинский прочитал лекцию на тему «Православное понимание страданий и болезни». Особенностью курсов помощников больничных священников станет активное взаимодействие с психологами. «Это наш первый проект, в котором вместе будут преподавать психологи и священники, — обратилась к участникам курсов психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская. — Для этих курсов мы постарались выбрать самое лучшее из того, что, на наш взгляд, есть в психологии». Среди изучаемых дисциплин будут психология болеющего человека, особенности работы с эмоциональным состоянием больных, особенности общения с детьми в больницах и их родителями. Психологи расскажут о том, как правильно взаимодействовать с персоналом больницы, врачами, медсестрами и санитарами. Со слушателями курсов встретится автор книги «Разлуки не будет», психолог, врач-рефлексотерапевт Фредерика де Грааф, много лет проработавшая в хосписах России и Англии. Она расскажет про развитие эмпатии и навыков общения с тяжелобольными и умирающими людьми. На курсе темы, касающиеся веры, поднимут священники. На лекциях они расскажут, как правильно человеку, далекому от Церкви, рассказать о Евангелии и о Христе, о совершении Таинств. Также на курсе разберут особенно часто задаваемые больными вопросы и то, как правильно на них отвечать. Среди вопросов, которые могут задавать люди, могут встречаться претензии к Церкви. «Когда мы говорим о святости Церкви, мы говорим о святости Таинств Церкви и святых. Мы принадлежим Церкви лишь настолько, насколько мы святы. А то, что не свято, не принадлежит Церкви», — подчеркнул епископ Пантелеимон. На курсе также будут практические занятия по уходу за больными, на которых слушателей научат тому, как не навредить болеющему человеку.

http://patriarchia.ru/db/text/5279103.ht...

Теперь осмелился я уже устно передать ему свои обстоятельства, прося его совета касательно желания моего спасаться в Соловецком монастыре, как месте, где удобно можно скрыться от поисков родительницы. Благословив мое желание спасаться, присовокупил он, что в свое время приведет его Господь в исполнение, и потом сказал несколько душеполезных слов о любви к Богу и ближним, тем более к родителям. На третий день опять отправился я в пустыньку Старца и нашел его у берега протекающего там ручья; он собирал камушки и носил их к колодцу невдалеке. Тут он много поучал меня, недостойного, из Апостола и Евангелия на пользу грешной моей душе, дал напутственное благословение, от меня же соблаговолил принять старинный серебряный рубль, сказав: «Это отдам я сиротам моим, живущим невдалеке, в женскую общину». Потом примолвил: «Смотри, да не явишися пред Господом твоим тощ, и чтобы огарков не было, а когда пойдешь в монастырь, не говори: то не так, другое не так, а говори себе: а я-то как, и не осуждай – сим спасешься».   К ПРАЗДНИКУ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЫШЕЛ СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ ПАЛОМНИКОВ В САРОВ И ДИВЕЕВО «ВСПОМИНАЯ С ЛЮБОВЬЮ»   Вспоминая с любовью: Преподобный Серафим, Саров, Дивеево глазами паломников XIX-XXI вв./Сост. Н.Ю. Бутина. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — 500 с. ISBN 97857429-0137-2 В книге представлены воспоминания посетителей прп. Серафима Саровского и паломников в Саров и Дивеево, от непосредственных самовидцев Батюшки до наших современников. Множество людей делятся своими духовными впечатлениями о преображающем воздействии святых серафимовских мест. Значительная часть материалов из дореволюционной периодики, вошедших в книгу, в наше время публикуется впервые.  Книга поступила в продажу в магазин «Православное Слово» ( www.pravslovo.ru )     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/ne-osuzhdaj-sim-spases...

Формы и проблемы брака в современном обществе. Чем церковный брак отличается от церковного. Христианское понимание супружества. Реклама: С.39. Числа: Октябрь (Церковные даты октября)/Подготовила Екатерина Прогнимак//Фома. - – октябрь 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы даты: 5 октября (22 сентября по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Услышательница» (Зографская); 14 октября (1 октября). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; 19 октября (6 октября). Память святого апостола Фомы ; 22 октября (9 октября). Память праведного Авраама ; 28 октября (15 октября). Димитриевская родительская суббота . Иерей Константин Польсков , проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Россия и Афон: тысячелетие духовного единства. Фото Сергея Медведчикова//Фома. - – октябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). 1-4 октября 2006 г. в Москве состоится Международная научно-богословская конференция «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления преподобного Максима Грека)» Возрождение: Спасо-Преображенский собор в городе Рыбинске , Ярославская область. Настоятель протоиерей Михаил Халюто. Фото Евгения Балагурова, Максима Пакидько, из приходского архива//Фома. - – октябрь 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Мир Библии: Дошел ли до нас оригинал Библии? / Автор - Андрей Десницкий . Иллюстрации Артема Безменова//Фома. - – октябрь 2006. – С.44-46. – (рубрика « Мир Библии »). Лики и лица: Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913). « Давно, в дни юности минувшей , во мне горел огонь святой …». Стихотворение старца Варсонофия; Биографическая справка /Подготовила Анастасия Верина//Фома. - – октябрь 2006. – С.47. – (рубрика « Лики и лица »). Вопрос – ответ: Не стоит бояться сомнений . На вопросы читателей, касающиеся «связи» верующих с Богом и обретения благодати, особых «ощущений» в церкви, отвечают игумен Петр ( Мещеринов ), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, клирик храма Троицы Живоначальной в Хорошеве (Москва). Фото Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2006. – С.48. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010