В конференции приняли участие директор по научной работе Научного центра психического здоровья Григорий Копейко, профессор кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Василий Каледа, ведущий научный сотрудник отдела особых форм психической патологии Научного центра психического здоровья Ольга Борисова, главный психиатр Министерства обороны Российской Федерации Владислав Шамрей, профессор кафедры психиатрии Военно-медицинской академии Евгений Курасов, ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев и другие. Среди зарубежных экспертов в области попечения Церкви о душевнобольных выступили профессор феноменологической психопатологии в Миланском университете, эксперт-психиатр суда Милана доктор Мария Тереза Ферла, магистр богословия, врач эндокринолог монах Досифей (Горбачевский), почетный профессор психогеронтологии в Университете Саутгемптона, магистр Оксфордского университета и член Британского психологического общества доктор Питер Колеман, психиатр и богослов доктор Питер Ферхаген и другие. Конференция организована по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия. Ее соорганизаторами являются Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Воронежская митрополия . Разграничение духовных и психических расстройств было и остается весьма серьезной проблемой для священнослужителей. В современном мире, где, по данным Всемирной организации здравоохранения, 14% населения имеют психические расстройства, а депрессия грозит стать ведущей причиной смертности населения уже в ближайшие десятилетия, необходимо активное участие священнослужителей в оказании помощи людям, страдающим душевными недугами, и их близким. А для этого необходимо богословское осмысление и изучение всех аспектов этой проблематики, обучение священнослужителей работе с разными категориями психически больных, тесное сотрудничество пастырей и врачей.

http://patriarchia.ru/db/text/5302572.ht...

В этом храме служили замечательные священнослужители — это и его настоятель блаженно почивший архиепископ Серафим (Соболев), и протопресвитер Георгий Шавельский, который некоторое время был клириком этого храма, и протоиерей Андрей Ливен. В течение некоторого времени в тридцатые, сороковые годы сюда регулярно приходил на молитву и совершал богослужения замечательный священник протоиерей Всеволод Шпиллер, которого позже прозвали «московским златоустом». Эти люди смогли сплотить русскую православную общину и создать здесь живой православный русский приход. Мы много говорим о парижской эмиграции, о парижском богословии. Действительно, прекрасные священники и богословы трудились, жили во Франции и заложили основу парижской богословской школы, но есть маленькая ниточка, которая тянется от нашего храма к современному богословию: отец Всеволод Шпиллер, который после войны возвратился в пределы России, был духовным чадом владыки Серафима (Соболева). В свое время он стал духовным отцом основателей Свято-Тихоновского богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ); таким образом, духовно-интеллектуальная традиция, которая зародилась здесь, связана с современной жизнью Русской Православной Церкви. Времена изменились, и сегодня храм — не только средоточие русской эмигрантской общины, не только посольская церковь. Можно сказать, что это одновременно дом и для многих посольских людей, которые приходят сюда молиться, и для соотечественников стран канонической территории Русской Православной Церкви. Представители организаций соотечественников во множестве представлены в нашем храме, и это не случайно, ведь Русская Православная Церковь во всех странах ее канонической ответственности является духовной силой, которая способна объединить многих людей». На память о посещении храма игумен Филипп преподнес Святейшему Владыке образ святителя Николая. В свою очередь Его Святейшество приветствовал собравшихся: «Досточтимый отец Филипп! Дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/2192694.ht...

И, наверное, совершенно не случайно, что именно в этом здании, где проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви в судьбоносное и трагическое для нашей страны время, теперь будет жить и действовать Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Как Собор был обращен в будущее, как Собор был нацелен на рехристианизацию нашего народа и, в первую очередь, интеллигенции, так и Свято-Тихоновский университет должен принять на себя эту эстафету Собора. Учебное заведение не может решать вопросы церковного устройства, но оно призвано работать над преображением умов и сердец. Именно поэтому мы воспитываем здесь сотни и тысячи молодых людей, чтобы они трудились во благо Церкви и во славу Божию, как сказали сейчас представители этого студенческого сообщества. Еще раз скажу: как тот Собор был обращен в будущее, так и вы должны быть обращены в будущее. Вы должны уметь различать духов  (1 Кор. 12:10), вы должны научиться отличать правду от лжи. И хотя сегодня это невероятно трудно, поскольку всё работает на то, чтобы правда и ложь были смешаны в каком-то страшном и губительном конгломерате, вы должны быть фильтром, способным из общей массы современной культуры выделять доброе, отсеивая его от злого. Решения Поместного Собора не были осуществлены по двум причинам. Первая — гонения, ввиду которых Церковь не могла выполнить то, что постановила сделать во благо Отечества и народа. Но была и другая: вскоре после Собора возникли расколы, инспирированные извне, но питаемые внутренней энергией части духовенства. Опираясь, в том числе, на авторитет Собора 1917-1918 гг., раскольники хотели так реформировать Церковь, чтобы народ от нее отвернулся. И если бы они захватили власть, то так и произошло бы, — народ бы ушел в подполье, в катакомбы, а Церковь стала бы отталкивающим символом предательства христианства. По милости Божией первый фактор ушел в прошлое, и сегодня мы живем в условиях полной религиозной свободы. Церковь никогда не была свободна так, как сейчас; и не верьте всему тому, что вам говорят о сращивании с государством, о некоей подчиненности Патриарха светской власти. Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти. Мы обладаем полной свободой; и это дает нам возможность принимать решения, проистекающие не из соображений политкорректности, а исходя из наших убеждений, из нашей веры, из нашего понимания того, что есть наш народ и какие идеалы должны у него быть.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tserko...

Одобрив предложение о создании Двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока, Священный Синод утвердил состав ее членов от Московского Патриархата. В их числе — епископ Краснослободский и Темниковский Климент (сопредседатель), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии игумен Стефан (Садо), сотрудник Отдела внешних церковных связей С.Г. Алферов.  На заседании было принято решение, касающееся учреждения совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Письмо Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с предложением сформировать такую комиссию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил 5 мая 2015 года. 25 сентября Священный Синод Болгарской Православной Церкви рассмотрел предложение Предстоятеля Русской Православной Церкви и утвердил состав комиссии с болгарской стороны.  Заслушав доклад по данному вопросу, Синод Русской Православной Церкви постановил включить в состав совместной комиссии двух Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Филиппа (Васильцева), ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, члена Синодальной комиссии по канонизации святых игумена Дамаскина (Орловского), секретаря ОВЦС по межправославным отношениям протоиерея Игоря Якимчука, доцента Свято-Тихоновского университета А.А. Кострюкова.  На заседании также был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей о рабочих поездках в Италию, Ватикан и Грецию.  С 14 по 19 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион посетил Милан и Рим. В ходе поездки председатель Отдела внешних церковных связей встретился с кардиналом Анджело Сколой, архиепископом Миланским, с которым обсудил вопросы, представляющие взаимный интерес. В Милане митрополит Волоколамский Иларион также принял участие в открытии фотовыставки «Миссия Русской Православной Церкви в современном мире» в павильоне Российской Федерации на международной выставке ЭКСПО-2015 и в презентации издания творений святителя Амвросия Медиоланского на русском языке в Амброзианской библиотеке. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4251891...

— Это не совсем так. Давайте прежде всего разделим на две категории учебные заведения, имеющие отношение к Русской Православной Церкви. Есть такие, как Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет или Российский православный институт святого Иоанна Богослова, которые по своим традициям близки к образу жизни, и к установлениям, и к порядкам светского вуза. В отличие от семинарии или академии, там нет системы постоянного проживания студентов в стенах учебного заведения, нет особой традиции духовной школы, накладывающей отпечаток на структуру образования, на образ жизни студента, на внутренний распорядок, на систему назначения преподавателей и т. д. Поэтому им в какой-то степени легче принять существующий светский стандарт высшего образования и даже отказаться от организационно-правовой формы религиозной организации, что они отчасти и сделали. Так, Свято-Тихоновский институт одновременно зарегистрировал внутри себя и образовательное учреждение, являющееся религиозной организацией, и образовательное учреждение, являющееся обычным негосударственным институтом. То есть там появилось два устава с разными организационно-правовыми формами. Но духовные школы имеют особую связь с церковным священноначалием. Эти церковные подразделения находятся в послушании священноначалия, у них особый уклад жизни, у них особая традиция. Кстати, эта образовательная традиция в России древнее традиций светского образования. Духовные академии и семинарии существуют у нас дольше, чем университеты, дольше, чем любые другие образовательные учреждения. И, естественно, они имеют особую традицию, которую, как мне кажется, государство могло бы уважать. — Тогда какой статус имеют в России учащиеся духовных школ? — Сейчас студенты духовных школ оказались в крайне дискриминированном положении — они считаются людьми, не имеющими высшего образования, поскольку у духовных школ аккредитации сегодня нет. А только государственная аккредитация дает тому или иному вузу право выдавать диплом государственного образца, тем самым подтверждая, что его выпускники имеют высшее образование, признанное государством.

http://patriarchia.ru/db/text/30253.html

В 1992 году в Москве открылся Православный Свято-Тихоновский богословский институт . На его презентации 8 декабря 1992 года был поднят вопрос о возвращении бывшего Епархиального дома и передаче его новому учебному заведению, что позволило бы полностью вернуть бывший Епархиальный дом к его первоначальному предназначению. Однако ответа со стороны московских властей не последовало. Более 10 лет велась борьба за возвращение бывшего Епархиального дома Русской Православной Церкви. Наконец, благодаря совместным усилиям Церкви и Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского университета при поддержке Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии Администрации Президента России В.В. Путина в 2004 году здание бывшего Епархиального дома было возвращено Русской Православной Церкви и передано для нужд Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На средства, привлеченные Свято-Тихоновским фондом поддержки православного образования, в 2006 году начались строительные и реставрационные работы по воссозданию исторического облика Епархиального дома. 17 ноября 2008 года, в канун дня памяти Патриарха Тихона, над восстановленным золотым куполом Князь-Владимирского храма был установлен крест. 20 февраля 2010 года в устроенном в нижнем этаже здания храме в честь св. Патриарха Тихона и участников Поместного Собора, прославленных в лике священномучеников, была совершена первая Литургия. В тот же день Епархиальный дом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословил продолжение работ по возрождению здания и обещал свое содействие. После этого началось полномасштабное восстановление Епархиального дома. Велось оно в рамках мероприятий подготовки к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира (28 июля 2015 г.). Была полностью воссоздана снесенная колокольня с крыльцом, а также фасад дома, увеличена площадь 3-го этажа, возведен мансардный этаж, восстановлены утраченные элементы лепнины и декора Соборной палаты и других исторических помещений, произведена художественная роспись храма.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4946283...

В свою очередь значительная часть оставшихся после начала Первой мировой войны и революционных событий в России афонских монахов подвергалась репрессиям. Несколько десятков их оказались заключены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. Пять бывших афонских были расстреляны в 1937-1938 гг. на подмосковном полигоне Бутово. Все они в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой В начале 1920-х гг. русские афонские обители лишились всех своих подворий в России, в частности, одесские и петроградское подворья они фактически потеряли в 1923 г. Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нового Афона в основном разогнана и, как правило, не получила разрешения вернуться на Святую Гору. В 1923-1924 гг. Свято-Андреевский скит остался без своего кавалского метоха, а Свято-Пантелеимоновский монастырь - без каламарийского, сикийского и касандрийского метохов, отобранных греческим правительством для размещения беженцев из Малой Азии. Испытывая значительные материальные затруднения, обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в монастыре достигала 50 человек в год, число братии с каждым годом сокращалось. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие Свято-Пантелеимоновской обители суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей монастырской Уже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Святой Горы принимались без участия России. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Реабилитация: 1989 по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89. По Какому Году Реабилитация=1933. Публикации: 1. Обидин Д.А. На нем заканчивалось русское дворянство//Маяк. 1996. 2 июля. 2. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.101. 3. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. С.48. 4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. С.55. 5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.39. Заявитель: Обидин Донат Андреевич, внучатый племянник. По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет - «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/ «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верстах от губернского города и в 17 верстах от уездного. До 1761 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. о Кожине отмечено следующее: " в селе Кожино церковь пророка Ильи древяна клецки вверх - строение Спасского монастыря и приходских людей. По прежним книгам 1678 года в Кожине значится уже две церкви - во имя св. прор. Ильи и Казанской иконы Пресв. Богородицы. В 1760-1772 г.г. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию помещица Ан. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. Пророка Ильи, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери».

http://sobory.ru/article/?object=04198

Оригинальное название представленного доклада: Sacramental Theology in the Armenian Tradition. Фокин Алексей Русланович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской Академии наук, доцент Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Избранные публикации: http://iph.ras.ru/fokin.htm Хеллер Дагмар ( Dagmar Heller ) – Ph. D., профессор Экуменического института в Боссэ (Швейцария). Пастор Евангелической Церкви Германии. Оригинальное название представленного доклада: Sacramentology in Hermeneutical Perspective. Холодный Андрей ( Andrei Holodny ) – M. D., профессор Корнелльского университета (Итака, штат Нью-Йорк, США). Оригинальное название представленного доклада: The Healing of the Body and the Soul in the Sacraments of the Church: Can theology accommodate the scientific world view? Хулап Владимир, священник – кандидат богословия, Ph. D., и. о. проректора по учебной работе и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Цыпин Владислав , протоиерей – доктор церковной истории, магистр богословия, профессор и заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Московской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Шишков Александр Михайлович – кандидат философских наук, доцент Философского факультета Московского государственного университета. Список публикаций: Шмаина-Великанова Анна Ильинична доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Юревич Дмитрий, священник (ныне протоиерей) – кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе и заведующий кафедрой Библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Палитра тем, которые будут затронуты и прозвучат на конференции, по-хорошему, радует и поражает — от Царственных страстотерпцев до евхаристического объединения общин, от русской литературы до актуальных проблем современности. Это именно то взаимодействие богословия, церковной истории, гуманитарного знания, которые так хочется видеть в стенах наших церковных школ и вокруг церковно-образовательного пространства», — отметил отец Максим, пожелав всем благословенных успехов и выразив сугубую благодарность митрополиту Евгению за архипастырское окормление и поддержку этого начинания. Участников конференции также приветствовали: председатель Общественной палаты г. Екатеринбурга, ректор Уральского государственного экономического университета Я.П. Силин; ректор Уральского государственного горного университета А.В. Душин; декан факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ О.В. Боброва; заместитель директора Уральского юридического института МВД России подполковник полиции А.В. Гусев. В ходе заседания прозвучало выступление архиепископа Якутского и Ленского Романа «Современная миссионерская работа в Якутской епархии: наследники святителя Иннокентия (Вениаминова)». С докладом «Учреждение ежегодного принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Галич: события 1858-1860 годов» выступил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских дисциплин Костромской духовной семинарии. Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, представила доклад «Неземной мир, с которым все легко! Духовный облик графини Гендриковой — вдохновляющий пример для современного человека». Д.К. Богатырев, доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского, выступил с сообщением «Философия образования: в чем смысл либеральных реформ?». Доклад «Поиски академическим монашеством конца XIX — начала XX в. своего особого места в высшей духовной школе и в богословской науке» представила Н.Ю. Сухова, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010