Это сборник «Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007», составленный преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле Дмитрием Анашкиным. Книга увидела свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Без преувеличения можно сказать, что работа, проделанная составителем сборника, грандиозна. В ходе исследования Дмитрием Анашкиным были внимательно исследованы как документы архивов, так и определения Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ, публиковавшиеся в церковных газетах и журналах. Документы, приведенные в издании, взяты составителем в основном из периодики Русской Православной Церкви Заграницей. Это «Церковные ведомости», «Церковная жизнь», «Православная Русь», «Православный благовестник» (Сан-Франциско), «Православный вестник в Канаде», «Вестник Западноевропейской епархии», «Церковное слово» (Сидней), «Хлеб небесный» (Харбин), «Церковный вестник Аргентинской епархии», «Китайский благовестник», «Церковные ведомости Германской епархии», «Церковное обозрение». Большинство указанных изданий недоступно в России и труднодоступно за границей. Приведены в сборнике и документы из главных архивохранилищ Русской Зарубежной Церкви: Архива Архиерейского Синода и Архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Наконец, некоторые документы взяты из ранее изданных сборников, которые также являются библиографической редкостью. Это «Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора» (Сремские Карловцы, 1922), «Сообщения и Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского Митрополичьего Округа» (Берлин, 1944), «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей» (Нью-Йорк, 2006) и др. В сборнике содержатся документы, касающиеся самых разных областей церковной жизни русского зарубежья. Значительное место уделено, например, церковному, епархиальному и приходскому управлению Русской Зарубежной Церкви. В книгу вошли также документы по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Пат­риархатом и другими Поместными Церквами.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие//Священник Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.  Ким Н.С. Преподобный Никита Стифат и его трактат «О рае»//Начало. – СПб., 1998. – 6. Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. Киприан (Керн) “Олицетворение” Михаила Акомината. (К истории учения о человеке в Византии)// Православная мысль. – Париж, 1949. – Bыn.VIII. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Никита Стифат//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.  Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995.  Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.242–243. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.53–67, 120–123. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно–исторического исследования. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 363. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.72–74.

http://bogoslov.ru/person/2993501

Марк Эфесский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Серафим (Роуз), иеромонах. Приношение православного американца. – М.: Братство преподобногог Германа Аляскинского Платина, Калифорния; Российское отделение Валаамского общества Америки, 2003. Сергий Булгаков, протоирей. Утешитель. – М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2003. С.150–161. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С. 99 – 101. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.376–378. Фонкич Б.Л. Новые автографы Марка Евгеника//Византийский временник. –  М.,  1997. – Т. 57. Библиография работ автора: Второе слово против чистилища; Десять аргументов против существования очистительного огня; Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции; Латинянин, или О прибавлении, внесенном в Символ веры; Об освящении Святых даров; Ответы на вопросы латинян против чистилища;  Ответы на последующие вопросы латинян; Первое слово против чистилища; Повествование о Флорентийском соборе; Послания; Силлогические главы против латинян и о том, что Святой Дух исходит исключительно от Отца; Слово папе Евгению IV//Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994 

http://bogoslov.ru/person/2992694

Нам бы очень хотелось, говорит протоиерей Владимир Воробьев, чтобы память о новомучениках всегда присутствовала в нашей жизни и, чтобы мы всегда учились у них вере и любви. Присутствовавшая на торжественной церемонии член Совета Федерации РФ Елена Мизулина подчеркнула, ранее в нашем обществе никогда не обсуждалась репрессированная часть православного духовенства. «Может быть потому, что эта беда ещё не осознавалась обществом. Ведь священники об этом никому не говорили, в учебниках об этом не писали. Практически первыми, кто приступил к сбору этой информации, созданию архивов, их систематизированию стали Свято-Тихоновский университет и отец Владимир», - заявила сенатор. Смысловыми элементами экспозиции Музея стали разделы, посвящённые эпохе самых масштабных и кровавых гонений: революция и гражданская война, коллективизация, предвоенный период - нарастание гонений, достигших апогея в 1937 году. Как рассказал заместитель заведующего Отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священник Александр Мазырин, 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный собор Православной Российской Церкви. «Лучшие представители Церкви собрались, чтобы решить многочисленные проблемы, накопившиеся в течение 200-летнего Синодального периода. Вопрос о восстановлении патриаршества вызвал особенно бурное обсуждение. Но, получив 25 октября 1917 года известие о большевистском перевороте, о расстреле Московского Кремля члены Собора пришли к решению о необходимости избрания Патриарха, - отметил священник. - Сохранилась фотография участников Поместного собора, сделанная на одном из таких заседаний, проходивших, в том числе, и в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Большинство членов Поместного Собора, более 500 человек, подверглись гонениям, многие были убиты, 50 членов этого Собора причислены Церковью к лику святых». О. Александр Мазырин подчеркнул, что трудно представить себе другого предстоятеля Церкви, кто пользовался бы такой глубокой, всенародной любовью, как Патриарх Тихон, ставший главой Русской Церкви в самый драматичный период её истории. «Особенно ярко выявилось истинное православие и твёрдость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола, когда часть священства пошла на сотрудничество с большевиками. Патриарх же в своём обращении к пастве в 1923 году писал: «Церковь не будет ни белой, ни красной, а Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». В музее представлен уникальный экспонат - малый омофор Патриарха Тихона, в котором он совершал богослужения, а также его подлинное воззвание с призывом о помощи голодающим», - добавил священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но главной проблемой был недостаток преподавателей. Учитывая малочисленность православного населения, не представлялось и не представляется до сих пор возможным учредить и содержать высшее учебное заведение православного богословия. Подготовка педагогических кадров для преподавания православной религии осуществляется на заочных и дистанционных формах обучения российских вузов. Установлены академические связи с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Благодаря этому стало возможным обучение студентов из Литвы на заочном секторе педагогического факультета. Предпринимаются шаги по установлению контактов с педагогическими вузами Литвы (Клайпедский университет, Каунасский университет им. Витаутаса Великого, Университет эдукологии Литвы, кафедра катехетики) в области подготовки кадров для преподавания религии. Для аттестации педагогов создана смешанная комиссия при министерстве просвещения, в которую входят представители епархии, имеющие богословское образование, и эксперты эдукологии. Наравне с преподавателями других предметов учителя религии имеют право получать квалификационные степени: старший учитель, методист и эксперт. Уроки православной веры преподаются в русскоязычных школах. В настоящее время в них трудятся около 50 дипломированных специалистов. Тогда как в начале 90-х специалистов вовсе не было. В школы пошли добровольцы – представители местной русскоязычной интеллигенции, для которых преподавание религии стало своеобразным миссионерством. Многие из них имели только высшее техническое образование, поэтому им пришлось срочно переквалифицироваться, чтоб быть допущенными в государственные общеобразовательные учебные заведения. Их вера, готовность потрудиться во имя возрождения духовности среди детей и подростков принесли свои плоды. Эти уроки дали многим детям возможность приобщиться к православной вере. Нередкими были случаи, когда воцерковившиеся дети приводили в храм и своих родителей.

http://religare.ru/2_95429.html

Ортодоксия : Митрополит Сурожский Антоний . Если Христос не воскрес… Выдержки из беседы в Женеве 30 марта 1967 г. Пер. с англ. и публ. Елены Майданович //Фома. –2005.- С. 42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). Лики и лица : Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878-1929)//Фома. - – 2005. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). Арест епископа властями в 1921 году вызвал забастовки рабочих на заводах Сормова под Нижним Новгородом, прекращенные обманным заявлениям об освобождении владыки Петра. В периоды между арестами и ссылками организовывал помощь голодающим Поволжья, много сделал для преодоления инспирированного спецслужбами церковного раскола – так называемого «обновленчества». В 1927 году арестован и сослан в Соловецкий концлагерь, где через два года умер от тифа на острове Анзер. Разговор начистоту : Душа, тело и… платье . Фото Валентины Хиц и священника Сергия Новожилова//Фома. – 2005. – С.46-49. - (рубрика « Разговор начистоту »). Публикация включает следующие материалы: Письмо в редакцию / Анна , Москва/, содержащее вопрос о том, как Православие относится к человеческому телу, земным радостям и можно ли спасти душу без пренебрежения к ним? – С.46; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Всегда радуйтесь». (Ответ на письмо читательницы). – С.47-49; Свидетельство : Артем Ермаков . Батюшка вдруг стал смеяться . Фото Виктора Пилипенко//Фома. - – 2005. – С.50-51. – (рубрика « Свидетельство »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.52-71. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Дело : Ухожу в монастырь! На лето… Кто такие трудники . О трудничестве и жизни в монастыре рассказывает настоятель Успенского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Ростислав ( Якубовский ). Беседовала Анна Ершова. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2005. – С.54-57. – (рубрика « Дело »). На врезках: Анна Ершова . Впечатления //Фома. - – 2005. – С.55, 56-57. – (рубрика «Дело »). Заметки (и фотографии), рассказывающие собственном опыте летней работы в монастыре в составе молодежного православного клуба «Свежий ветер».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

12. епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 13. архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 14. архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии 15. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 16. епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению 17. епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий 18. епископ Волгодонский и Сальский Антоний 19. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 20. протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве 21. протоиерей Александр Абрамов, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике 22. протоиерей Александр Балыбердин, руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии 23. протоиерей Димитрий Василенков, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, главный военный священник духовенства, окормляющего военнослужащих в зоне СВО 24. протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии 25. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 26. протоиерей Сергий Илющенко, секретарь Бердянской епархии 27. протоиерей Олег Корытко, руководитель Референтуры Московской Патриархии 28. протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии 29. протоиерей Михаил Прокопенко, второй секретарь Епархиального совета г. Москвы 30. протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии 31. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 32. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии 33. Афанасьев Андрей Сергеевич, корреспондент телеканала «Спас»

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

3 место. Издательство Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Введение в Ветхий Завет». Автор: Дмитрий Добыкин. 3 место. Издательство Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Введение в Новый Завет». Автор: протоиерей Дмитрий Юревич. Лучшее справочное и краеведческое издание 1 место. Издательство «Медиал». «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции». Автор: Елена Шатько. 2 место. Издательство «Корпорация технологий продвижения». «Бог есть любовь». Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии 1832-2016 годы. Авторы: священник Илия Косых, Владислав Ястребов. 2 место. Издательство «Православная Церковь в Литве». «Православные святые в истории Литвы». Автор: Андрей Фомин. 3 место. Издательство «Просто печать». Мичуринская епархия. «Богоявленская земля». Автор: Анатолий Труба. 3 место. Издательский дом «Новости мира». Волгоградская митрополия. «Святые обители. Монастыри Урюпинской епархии». Авторы: епископ Урюпинский и Новоаненский Елисей (Фомкин), священник Евгений Агеев. Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству 1 место. Издательство Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «За вами следит с любовью рать небесная». Жизнеописание, письма и документы архивно-следственных дел святого мученика Александра Медема. Научный редактор — кандидат исторических наук священник Александр Мазырин, подготовка к изданию Ирины Ковалёвой. 2 место. Издательство Гжельского государственного университета. «За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950 гг. на территории Раменского района Московской области. Том 1». Авторы: Вадим Никонов и Наталья Ушатова. 3 место. Издательство «Христианская Библиотека». «Дважды француз Советского Союза. Мемуары. Выступления. Интервью. Публицистика». Автор: Никита Кривошеин. 3 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «Пасха избавления от скорби. К 70-летию возобновления монашеской жизни в Свято-Троицкой Сергиевой лавре». Составитель: Анна Ключикова.

http://pravmir.ru/v-moskve-vruchili-nagr...

Авторитет Вашего университета вышел за пределы Русской Православной Церкви, поэтому представители разных Православных Церквей являются Вашими выпускниками. Мы с большой радостью и благодарностью отмечаем, что в этом университете получают образование священнослужители и миряне из Грузии, что способствует укреплению отношений между нашими Церквами. Ваше Высокопреподобие, желаем Вам дальнейших успехов в Вашем богоугодном служении на благо Православия. Да благословит Вас Господь,   Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии   Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В 1992 году, когда возник вопрос об образовании богословского института, были сомнения, найдется ли достаточно кадров для того, чтобы создать богословский вуз широкого профиля. По милости Божией такие кадры нашлись. Сегодня, оглядываясь на 15 лет, прошедшие с момента образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мы должны благодарить Господа за то, что задача эта была с успехом выполнена. Сейчас университет уже имеет 10 факультетов, готовит пастырей, регентов и певчих, иконописцев и реставраторов, миссионеров; богословов, филологов, историков, педагогов, экономистов, социологов. В первые годы после основания у нас были трудности с аудиториями и общежитием. И мы благодарны ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему, ибо под крышей Московского государственного университета, с доброго согласия и помощи ректора, трудности наши были преодолены. Главная цель университета была разрушить созданное за 70 лет богоборчества средостение между Церковью и обществом, Церковью и школой, между Церковью и наукой, и начать готовить специалистов, которые смогут работать на благо Церкви, нашего народа и нашей страны в самых разных областях, имея в сердце веру в Бога и в Отечество, любовь ко Христу, любовь к ближним. И цель эта достигается: среди выпускников университета более 250 священнослужителей, в том числе епископы; регенты и певчие, возрождающие традиционное церковное пение во многих храмах Москвы и в других епархиях; иконописцы, которые уже расписали многие храмы, изготовили и воссоздали многие иконостасы. Возрождение за очень короткий срок церковной иконописи — это огромное достижение. Многие люди увидели в иконописи свое призвание, и могут вложить свои таланты и знания, полученные на факультете церковных художеств ПСТГУ, в дело служения Богу и людям.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010