20. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 21. иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 22. священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии 23. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 24. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры 25. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии 26. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 27. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба " Катехон " » при Институте философии РАН 28. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии 29. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии Комиссия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни 1. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — председатель 2. протоиерей Кирилл Шевцов, клирик Московской (городской) епархии, — секретарь 3. митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления 4. митрополит Липецкий и Задонский Арсений 5. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион 6. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн 7. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 8. митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии 9. митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 10. митрополит Владивостокский и Приморский Владимир 11. архиепископ Рузский Тихон

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Церковно-исторический музей Казахстанского митрополичьего округа, посвященный подвигам новомучеников и исповедников ХХ столетия, располагается в стенах духовно-культурного и административного центра Православной Церкви Казахстана в городе Нур-Султане. Он начал свою работу по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году. Открытие было приурочено к празднованию в столице страны 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Создание музея стало совместным проектом Казахстанского митрополичьего округа и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва). Над формированием экспозиций по благословению митрополита Александра трудились видные специалисты в области церковной истории, церковной археологии, краеведения и декоративно-прикладного искусства. В оформлении музея использованы материалы выставки «Преодоление: Русская Православная Церковь и советская власть», созданной сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Несколько лет продолжался сбор экспонатов для музея при активном участии архипастырей Православной Церкви Казахстана, а также благочинного храмов города Алма-Аты протоиерея Валерия Захарова, настоятельницы Верхотурского Покровского женского монастыря Екатеринбургской митрополии игумении Софии (Любых), настоятельницы Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумении Любови (Якушкиной), клириков и активных мирян епархий Казахстанского митрополичьего округа. В постоянно действующей экспозиции музея представлены предметы и документы, отражающие историю Русской Православной Церкви в ХХ веке: богослужебная утварь, облачения и личные вещи мучеников, исповедников и узников ГУЛАГа, одежда заключенных и административно-надзорного состава, предметы лагерного быта, подборка антирелигиозной и атеистической литературы и периодики, документы Союза воинствующих безбожников и др. (из личной коллекции церковного историка Д.В. Иванова). На больших баннерах, разработанных сотрудниками ПСТГУ, в фотографиях и документах представлена целая эпоха истории Русской Православной Церкви с 1917 года до ее возрождения в настоящее время, отражена как богоборческая политика советской власти, так и реакция на нее Церкви.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За богослужением пел сводный хор ПСТГУ и Свято-Петровской гимназии . После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. В слове по окончании богослужения председатель ОВЦС сказал: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие дорогой отец Владимир — юбиляр, в честь которого мы сегодня собрались в этом святом храме, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Мне особенно приятно сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершить богослужение в этом древнем московском храме и от имени Его Святейшества, от своего имени и, думаю, от имени всех собравшихся здесь поздравить Вас, дорогой отец Владимир. Ваш жизненный путь является примером для очень многих. Вы получили светское образование, но избрали путь служения Церкви и уже долгие десятилетия беспорочно несете священническое служение. Вы стали добрым пастырем для великого множества людей. Вы стали учителем и наставником для нашего православного студенчества. И сегодня мы стоим в переполненном храме, слышим два университетских хора, которые поют за богослужением, видим собравшийся сонм духовенства числом 48 человек. И все эти пастыри и диаконы являются либо Вашими собратьями и коллегами, либо Вашими учениками и воспитанниками. Очень радостно, что Вы встречаете свой 75-летний юбилей в прекрасной физической форме, сохранив силы для несения не только пастырского, но и ректорского служения, которое возлагает на Вас огромную ответственность и многочисленные обязанности. Я хорошо помню, как создавался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Он начался с пастырско-богословских курсов, которые ютились в различных чужих аудиториях, потому что своих помещений не было. Помню, как мы читали лекции в стенах Московского университета, гостеприимно предоставившего свои аудитории для преподавателей и студентов вуза, который в то время еще назывался Свято-Тихоновским институтом. Я был свидетелем того, как на протяжении четверти века Свято-Тихоновский институт, а потом и университет, расширял свою деятельность, разрастался и занимал новые площади. Может быть, кульминацией этого процесса было состоявшееся недавно освящение исторического здания в Лиховом переулке, где проходил Поместный Собор, избравший Святейшего Патриарха Тихона на Патриарший престол. И неслучайно, конечно, в самом начале 90-х годов имя святителя Тихона было дано создававшемуся православному институту.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4416009...

В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом. В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения. В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца). В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года. В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l " Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l " Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.

http://pravenc.ru/text/2578235.html

Мы начали читать просветительские лекции, отвечать на вопросы людей. Внутренняя логика развития требовала все новых и новых шагов. Пришлось осваивать непростую науку образовательной деятельности, убеждать недавних атеистов в том, что религиозное мировоззрение имеет не меньше прав на жизнь, чем атеистическое. Господь по молитвам наших святых указывал нам путь. Упорный труд принес свои плоды. Православный Свято-Тихоновский богословский институт превратился в университет. Создан и утвержден Министерством образования РФ образовательный стандарт по теологии. Открыто около 40 факультетов, отделений и кафедр теологии по всей России, причем больше половины — в государственных университетах. Выпущены 2725 специалистов, бакалавров и магистров, получивших богословское образование или гуманитарное на базе православного мировоззрения, имеющих дипломы государственного образца. Более трехсот — служат в священном сане. Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении закон об аккредитации духовных школ, которого мы добивались много лет. Стала развиваться богословская и церковно-историческая наука. Серьезные диссертации, большое количество новых книг, огромные базы данных, множество новых архивных документов, расписанные храмы, новые иконописцы, регенты и певчие, дипломированные пастыри — за все мы должны усердно благодарить Господа, так как без явной помощи Божией все это было бы невозможно…   Поздравительное послание ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву, профессорам, преподавателям и учащимся Ваше Высокопреподобие! Юбилейные торжества всегда являются большим праздником, но вместе с тем мы пересматриваем пройденный путь, подводим итоги и составляем план дальнейшего развития. 15 лет — сравнительно небольшой отрезок времени, и он был Вами достойно пройден. Ваш университет показал высокий академический и духовный уровень и достиг такого состояния, когда, как говорил великий грузинский подвижник святой Гавриил, епископ Имеретинский, вера становится научной, а наука — духовной. Те богословские и научные программы, которые преподаются в Вашем университете, весьма своевременны и отвечают запросам современного общества, особенно молодежи.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

О недавней дискуссии в Общественной палате и о позиции Церкви рассказывает в интервью «Российской газете» рассказывает Управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 6 грудня 2006 р. 17:02 Протоиерей Максим Козлов: соглашение между МГУ и МДА — первый в постсоветской России документ о равном партнерстве светской и духовной школы [Ihmepb " ю] Соглашение, подписанное Московским государственным университетом и Московской Духовной академией, открывает новый этап продуктивных отношений светского и духовного образования в рамках российской традиции. Об этом в интервью рассказал один из разработчиков документа, профессор МДА, настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов. 10 жовтня 2006 р. 17:31 Епископ Панкратий: «Для истинного возрождения монастырей в России важно перенять эстафету духа из монастырей Афона» [Ihmepb " ю] По благословению Святейшего Патриарха Алексия на минувшей неделе в Москве проходила Международная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов форума настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев). 24 вересня 2006 р. 14:21 Прот. Владимир Воробьев: «Исключить теологию из числа специальностей высшего образования — это значит нанести тяжелый удар по нашим гуманитарным наукам, которые мы еще не успели реанимировать» [Ihmepb " ю] Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прот. Владимир Воробьев в интервью журналу «Высшее образование сегодня» рассказал о проблемах и перспективах современного православного образования. 11 вересня 2006 р. 14:14 Преподаватель ПСТГУ Мария Тюменева: «Если мы готовы признавать докторские богословские степени европейских университетов, странно не иметь собственной законченной вертикали богословского образования» [Ihmepb " ю] Интервью заведующей сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского государственного университета Марии Тюменевой о путях развития богословского образования в современных российских вузах.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Мой опыт, который лег в основу этой книги, конечно, не полон и односторонен. Наверное, каждый больничный священник может рассказать о своем служении по-своему. В тексте иногда звучит назидательная интонация — потому только, что эти требования я отношу к себе. То, что я написал, не нужно считать обязательной инструкцией для начинающего священника. Бывают схожие ситуации, но каждый больной, к которому ты приходишь, уникален, а условия, в которых совершается больничное служение, все время меняются. Писать книгу мне было трудно, но и нельзя было не писать: для меня очень дорого все, что связано в моей жизни с больницей. Я обращался за помощью и советом ко многим людям, и благодаря им, на мой взгляд, книга стала намного лучше. Она получилась настоящим соборным трудом. Меня очень поддержал прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Без него я бы не решился на этот труд, несоразмерный моим силам и талантам. Я очень благодарен ему и за то, что он нашел время внимательно познакомиться с рукописью, помог важными советами и замечаниями. Много ценных поправок предложил прот. Николай Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), и его помощницы Дарья Орешина и Татьяна Крихтова, сотрудники научной лаборатории социологии религии ПСТГУ. Вошло в текст книги и то, что я узнал от о. Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, от о. Феликса Стацевича и других добрых пастырей. Благодарю священников, интервью с которыми помещены в конце книги: прот. Иоанна Емельянова, старшего священника больничного храма св. блгв. царевича Димитрия, прот. Романа Бацмана, настоятеля больничных храмов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, прот. Андрея Близнюка, руководителя группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, преподавателя ПСТГУ, прот. Владимира Новицкого, в прошлом — врача-психиатра, много лет окормляющего психиатрическую больницу. Мы много работали над текстом этой книги с Инной Карповой, редактором издания. Без нее этой книги не было бы.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

Также в адрес ПСТГУ поступили поздравления от Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, ректора Минских духовных школ архимандрита Иоасафа (Морзы), ректора Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадина и ректора Кубанского государственного университета М.Б. Астапова. В этом году актовый день был совмещен с началом ежегодной богословской конференции. Работу форума открыл епископ Женевский Михаил, выступивший с пленарным докладом «Отношение Русской Зарубежной Церкви к богоборческой власти в России и вопрос сохранения церковного единства». Затем состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры — сводный ПСТГУ, хорового училища при факультете церковного пения и богословского факультета ПСТГУ, исполнившие произведения церковных композиторов Бортнянского и Попова-Платонова, а также традиционные грузинские церковные песнопения. Осенняя сессия богословской конференции продлится до 23 ноября 2010 года. Форум проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Всего на конференции заявлено 13 секций по истории Церкви, патрологии, библеистике, философии, религиоведению и грузиноведению. В рамках конференции 17 ноября состоялось заседание секции картвелологии, работу которой возглавил митрополит Горийский Андрей. Источник: Патриархия.ru 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова , ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

«Христос Сам говорит, каким должен быть пастырь, — замечает ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . — Он должен знать своих овец и должен с ними общаться: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его... (Ин. 10, 3–4). Священник — это пастырь, который должен жить одной жизнью со своей паствой и поэтому обязан хорошо ее знать. Часто постоянные прихожане нуждаются в серьезном, глубоком контакте со священником, они хотят о себе рассказать что-то важное, попросить совета». Поэтому задача священника — сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора. Быть свидетелем покаяния, а не собеседником Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место, объясняет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин . По его словам, духовник должен твердо помнить, что смысловой стержень исповеди — таинство Покаяния человека перед Богом, а священник при совершении таинства — «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно. «Действительно, люди нуждаются в утешении, в наставлении и вразумлении, — добавляет архипастырь. — Собственно говоря, для этого и существует Церковь, Господь для того ее и создал. Научиться утешать можно только опытом, если выработать в себе привычку жалеть людей, не отмахиваться от них, как бы ты ни был занят. Это очень важное качество для священника — держать свое сердце открытым навстречу людям, их горю, проблемам и радостям». Как же почувствовать эту меру: подобрать нужные слова, не превращая таинство в беседу? Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020) предлагал простой принцип: не становиться человекоугодником. «Пришедшего нужно направить в сторону Христа — вот главная пастырская задача, которую священник должен иметь в виду», — считал он. Заботиться нужно не о том, чтобы ответить на все запросы и ожидания, которые предъявляет к священнику человек, а о том, чтобы плавно и гармонично ввести его в церковную жизнь. И тут многое зависит от личностных особенностей исповедника, замечал отец Димитрий: «Один хотел бы побеседовать подольше — его надо удержать от многословия на исповеди; другой говорит " во всем грешен " и хочет, чтобы его оставили в покое, — вот у такого как раз можно что-то спросить».

http://e-vestnik.ru/church/zolotaya_sere...

«В заключение необходимо сказать о самом главном, о том, что делает наш Университет особенным и уникальным вузом России. Наш Университет сохраняет веру, традиции и святыни. Наши наставники - ученики святых. Создать такой Университет стало возможным только благодаря подвигу наших святых новых мучеников, священническому подвигу старцев», - резюмировал отец Владимир. Во главе сонма новомучеников стоит имя святейшего Патриарха Тихона. «Святитель Тихон занял исключительное место в более чем тысячелетней истории Русской Церкви. Из всего великого сонма ее святых он единственный, чье имя было воспринято верными чадами Церкви как свое собственное», - отметил в своем выступлении заместитель заведующего научно-исследовательским Отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священник Александр Мазырин. По его словам, «тихоновцами» враги и предатели Церкви стали уничижительно звать тех православных иерархов, клириков, монахов и мирян, кто не спешил, следуя духу времени, «перекрашиваться в советские цвета» и идти на службу новой безбожной власти. «Но истинно верующие с любовью восприняли это наименование, и слово «тихоновец» в России стало синонимом слова «православный». Так некогда и на заре истории Церкви имя «христиане» было изначально пущено хулителями Христа, но стало священным для всех верующих в Него», - добавил священник Александр Мазырин. После докладов в адрес всего коллектива ПСТГУ с поздравлениями выступили почетные гости. От имени Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, под покровительством которого находится Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, поздравил собравшихся председатель Учебного комитета РПЦ архиепископ Верейский Евгений. «Любая дата не определяется самой юбилейностью этой даты. Она, прежде всего, определяется теми свершениями, которые были достигнуты за этот период, - подчеркнул владыка Евгений. - Все эти 25 лет вы вели кропотливую работу, вы много добились. Но этого могло не произойти, если бы не было энтузиастов, которые взяли на себя эту миссию – создать новую форму обучения в нашем государстве. И это вам удалось. С праздником!»

http://pravoslavie.ru/108368.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010