Третью премию — Суховой Наталии Юрьевне, 1963 года рождения, магистру богословия, доценту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москва, за труд «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века)»; Дополнительную молодежную премию — Мельниковой Любови Владимировне, 1971 года рождения, кандидату исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн». Премии по номинации «История России» вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С. Осипов. Первую премию — Лаптевой Людмиле Павловне, 1926 года рождения, доктору исторических наук, профессору МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, за труд «История славяноведения в России в XIX веке»; Вторую премию — Седову Павлу Владимировичу, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН г. Санкт-Петербург, за труд «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века»; Третью премию — Панич Тамаре Васильевне, 1946 года рождения, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН Сибирского отд. г. Новосибирск, за труд « " Книга Щит веры " в историко-литературном контексте конца XVII века»; Третью премию — Тихонову Юрию Александровичу, 1925 года рождения, доктору исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние»; Дополнительную молодежную премию — Бессарабовой Нине Вячеславовне, 1977 года рождения, кандидату исторических наук, преподавателю Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой г. Москва, за труд «Путешествия Екатерины II по России». Премии по номинации «История Москвы» вручил первый заместитель Мэра Москвы В.И. Ресин. Первую премию по номинации решено не присуждать; Вторую премию — Барановой Светлане Измаиловне, 1950 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором музея-заповедника «Коломенское» г. Москва, за труд «Москва изразцовая»;

http://pravoslavie.ru/24149.html

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня в славном граде Смоленске под покровом Божией Матери Одигитрии. Всемерно поддерживаю ваши усилия, направленные на осмысление путей развития русской духовной школы. У духовной школы всегда была и остается неизменной важная миссия – способствовать формированию служителей Церкви Христовой. От того, с каким духовным и интеллектуальным багажом выходит сегодня будущий священник на поприще своего служения во многом зависит успешность созидания церковной жизни в каждой общине верующих. Поэтому духовная школа должна быть в хорошем смысле консервативной и сохранять все то лучшее, что было накоплено в ней за предшествующие столетия. С другой стороны она должна интегрировать лучшие педагогические наработки, возникающие в процессе развития системы общего образования. Кроме того, ее важной задачей должно стать творческое накопление опыта по передаче церковной традиции в формах, учитывающих состояние современного человека и общества. Желаю вам, предстательством Царицы Небесной, помощи Божией в ваших трудах по обсуждению столь актуальных проблем для нашей Церкви. Благословение Божие да пребудет со всеми вами». В ходе конференции был зачитан ряд докладов, вызвавших оживленное обсуждение. Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Д.В. Валуев представил доклад об истории духовного образования на смоленской земле и Смоленской Духовной семинарии. Острые проблемы, касающиеся преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных школах, были затронуты в докладах протоиерея Георгия Митрофанова (Санкт-Петербургская Духовная академия) и С.Л. Фирсова (Санкт-Петербургский государственный университет). О месте академического образования в общей структуре церковных школ доклад представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Александр Ранне. Ректор Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии Д.К. Бурлака рассмотрел богословие как методологию гуманитарного образования, а директор Санкт-Петербургского православного института миссиологии протоиерей Владимир Феодоров предложил свои рассуждения о богословском и религиозном образовании как миссионерской задаче Церкви в XXI веке. Опытом государственного лицензирования и аккредитации своих учебных заведений поделились первый проректор института теологии Белорусского Государственного университета Белоруссии иеромонах Серафим (Белоножко) и проректор по внешним связям Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Шамаро.

http://pravoslavie.ru/14844.html

Окончил Московскую духовную академию, рукоположен во пресвитера в 1979 году, служил на приходах Подмосковья. В 2010 году пострижен в малую схиму, хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского. Духовник Свято-Димитриевского сестричества милосердия и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, в 2010 году создал и возглавил Ассоциацию сестричеств милосердия Русской Православной Церкви. Руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие». Вдовец, четыре замужние дочери, 20 внуков. Протоиерей Николай Абрамов (р. 1963) – с 2003 года настоятель храма Святых бла говерных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба (с. Корнилово Томской области). С 2007 года – председатель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности, руководитель православной патронажной службы при Доме сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , настоятель домового храма во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В 2011 году окончил Московскую духовную семинарию. Женат, взрослый сын. Протоиерей Алексий Батаногов (р. 1969) – с 2012 года настоятель Патриаршего Подворья, строящегося храма Святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогиреево (Москва) и временного храма во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Рукоположен в диакона в 1993 году, во иерея – в 1995 году. В 2010 году возведен в сан протоиерея. Служил в храмах Спаса-Преображения на Болвановке и Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево (Москва). Закончил МИРЭА, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Назначен ответственным за работу со ставленниками и недавно рукоположенными священниками. Женат, трое детей. Протоиерей Андрей Савенков (р. 1970) – с 2000 года настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (г. Алатырь Чувашской Республики). Окончил Уральский государственный университет (г. Екатеринбург) по специальности биохимия и физиология растений, Тобольскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположен в сан диакона, в 1996 году – в сан иерея. В Тобольской духовной семинарии исполнял обязанности заведующего иконописной школы, руководил отделом образования и катехизации, преподавал катехизис, иконоведение и библейскую историю. С 2007 года возглавляет Центр защиты семьи, детства, материнства «Благовещение» (г. Алатырь). Организатор и духовник Центра помощи детям-инвалидам во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (открыт в 2015 году). Женат, восемь детей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

17 августа паломники прибыли в город Караганду, где их встречал секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг. В рамках визита гости посетили Введенский кафедральный собор, где поклонились мощам последнего Оптинского старца — преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Состоялась встреча с епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом , который рассказал членам делегации о жизни епархии, а после общения показал паломникам строящийся Троице-Севастиановский собор. 19 августа, в праздник Преображения Господня, паломники приняли участие в богослужениях в Богородице-Рождественском женском монастыре Караганды. В этот же день они пообщались с учеником преподобного Севастиана — духовником монастыря архимандритом Петром (Горошко), посетили музей жертв политических репрессий в поселке Долинка и Мамочкино кладбище. В ходе поездки паломническая группа встретилась с выпускниками Карагандинского филиала Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 20 августа состоялась встреча членов делегации с ректором Карагандинской академии «Болашак» К.Н. Менлибаевым. Одним из приоритетных направлений частного учебного заведения является сбор и изучение данных о репрессированных в годы советской власти. В ходе беседы протоиерей Владимир Воробьев рассказал об исследовательской деятельности преподавателей и студентов ПСТГУ в области истории XX столетия. В свою очередь К.Н. Менлибаев поделился сведениями о научно-просветительской работе возглавляемого им университета. В этот же день паломническая делегация прибыла в город Алма-Ату. В Южной столице Казахстана гостей сопровождал секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов). В рамках визита ректор, сотрудники и преподаватели ПСТГУ побывали в Вознесенском кафедральном соборе, в Духовно-культурном центре имени митрополита Иосифа (Чернова), Иверско-Серафимовском женском монастыре, Никольском соборе и Покровско-Всехсвятском храме. Состоялась встреча с управляющим делами Православной Церкви Казахстана епископом Каскеленским Геннадием . В ходе беседы обсуждались перспективы сотрудничества между Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Алма-Атинской православной духовной семинарией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490895...

3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Шкаровский М.В., «История Болгарской Православной Церкви и ее отношений с Русской Церковью в первой половине XX века» Лучшая книга для молодежи 2-е место. Издательство «Сибирская благозвонница». Морозова Е.А., «Диалоги о семье и браке» Лучшее справочное и краеведческое издание 1-е место. Вятская епархия. Коллекционный дом Абрамовых. Давыдова Е.В., Гнутова С.В., Абрамов В.А.ч, «Благословенное древо. Резная православная икона и скульптура XVII-XX веков» 2-е место. Варшавская православная митрополия. Федукина Е.В., «Лексикон православной терминологии русско-польской» 3-е место. Издание Тульской духовной семинарии. Сост. Петрова М.В., «Альбом родословий Тульской епархии. История и современность» Лучшее учебное издание 1-е место. Издание православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск). Покровский Н.Н., «Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках» 2-е место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Лега В.П., «История западной философии» 3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Добыкин Д.Г., «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» 3-е место. Издательство Московской Патриархии. Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот, «Основы христианской нравственности: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень» Лучшее художественное произведение 1-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Иеромонах Симон (Бескровный), «Единственный мой Бог» 2-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Священник Ярослав Шипов, «Тоскующие по небесам» 2-е место. «Арт Деко». Хотулев В.В., «Свет огня» 3-е место. ООО «Зёрна-Слово». Рожнева О.Л., «Тесный путь. Рассказы для души» Лучшее электронное издание 1-е место. Центр культурных инициатив «Сретение», кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы. Коллектив ООО «Центр культурных инициатив «Сретение»», мультимедийный проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» 2-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Авторский коллектив под редакцией протоиерея Димитрия Юревича, Мультимедийные пособия «Библейская археология. Малая Азия», «Библейская археология. Святая Земля», «Библейская археология. Иордания»,

http://pravoslavie.ru/74990.html

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв.//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.436, 437. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.378. Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.26, 49–50. Василий, схимонах. Предисловие, или предпутие хотящим чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита//Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – Свято–Введенская Оптина пустынь, 2001. (Репринт издания 1847 г.). Горянов Б. Григорий Синаит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв.//Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8.  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .    Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.84. Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998.  – Гл. 2, п.4. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов/Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.319–321. Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. (К истории поздне–византийской культуры)//Записки Русского научного института в Белграде. – 1931. – Вып.5. Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 316.

http://bogoslov.ru/person/2714366

Вечером в Соборной палате Московского епархиального дома прошел торжественный акт по случаю 25-летия ПСТГУ. В мероприятии участвовали заместитель министра образования и науки Российской Федерации руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря , ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), представители духовных учебных заведений и государственных учреждений. Актовую речь о деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и подвиге святого Патриарха Тихона произнес иерей Александр Мазырин. Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева было посвящено истории Свято-Тихоновского университета. Вуз зарождался во второй половине 1980-х годов как просветительский лекторий, а затем богословско-катехизаторские курсы. Уже в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  курсы были преобразованы в Свято-Тихоновский богословский институт. В 2004 году вуз получил статус университета. Сейчас главное здание ПСТГУ располагается в особом месте историческом Епархиальном доме. «Реконструкция Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира была завершена в конце июня 2015 года, отец Владимир. Именно здесь в 1917-1918 гг. проходил Поместный Собор Православной Российской Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества и митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси». После Октябрьской революции Московский епархиальный дом закрыли, а работу Поместного Собора насильственно прекратили. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство Князь-Владимирского храма уничтожено. С 1930 года в перестроенном доме располагалась студия документальных фильмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5067343.ht...

Библиография работ о персоне: Память преподобного Романа Сладкопевца//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь. Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.426–428. Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 318–327. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.346–347. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Школа " Языки русской культуры " , 1997. С.244–251. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.240–241. Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – 3. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.103. Брок С. От Ефрема к Роману//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – Вып. 8. Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М.,  –  2000. Василик В.В. Отражение жизни византийского общества 20–50–х годов VI в. в творчестве св. Романа Сладкопевца//Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2, История. – 2006. – N 2. – С. 76–83. 

http://bogoslov.ru/person/3089054

Две ценных новости для Феодоровский обители пришли из Санкт-Петербурга. Во-первых, выяснилось, что в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук хранится древний фолиант - Вкладная книга Переславского Свято-Феодоровского монастыря. Вступительная часть - «Предзнаменание сенадика», датируемая 1593 годом, помимо имен средневековых благотворителей, содержит обоснование важности молитвы за благодетелей. Во-вторых, ведущий научный сотрудник Российской национальной библиотеки (РНБ) Санкт-Петербурга Алексей Раздорский обнаружил в архиве РНБ рукописный труд иеромонаха Иоасафа (Гапонова) 1853 года, посвященный святыням Владимирской епархии, в состав которой тогда входил Переславль-Залесский.  Ученый внимательно прочитал старинную рукопись и обнаружил, что иеромонах Иоасаф излагает краеведческую легенду о рождении царевича Феодора Иоанновича в предместьях Феодоровского монастыря, как исторический факт. По всей видимости, так эта легенда родилась, либо он стал доверчивым распространителем слухов, которыми полнилась Переславская земля.                                                                      Собиратели плит        Презентацию проекта «Свод русских надписей», посвященный созданию единой базы всех белокаменных плит XV-XVIII веков, представил к.и.н., доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Александр Авдеев. С 2016 года создается хранилище виртуальных трехмерных двойников могильных плит при помощи метода бесконтактного трехмерного моделирования, который позволяет вносить в базу поверхности любого размера, «собрать» разбитую плиту, прочесть затертую надпись. Эпиграфические надписи порой несут ценную генеалогическую информацию, даты исторических событий, отражают языковые процессы. Представляют безусловный интерес для историков, лингвистов, генеалогов, и конечно – специалистов по эпиграфике.        «Очень удобно дома на компьютере, не спеша, рассмотреть плиту в трехмерном виде, со всех сторон, под любым углом», - объяснил Александр Авдеев.   По статистике, на 12 июня 2019 года проект содержит 1117 документированных памятников и 802 трехмерных модели памятников.

http://e-vestnik.ru/news/svyato_fedorovs...

Иногда нас спрашивали, а, может быть, и сейчас спрашивают: «А зачем вы содержите православные гимназии?» Я вспоминаю опыт работы в этой сфере на Смоленской кафедре. Бедная епархия, б о льшая часть епархиальных расходов была как раз в сфере образования, и меня спрашивали: «Зачем вы тратите такие большие деньги на гимназию? Посмотрите, только один, максимум два человека идут в семинарию». На что я говорил: «Мы гимназии создаем не только для того, чтобы из них люди шли в семинарии, но и для того, чтобы формировался в будущем корпус православной интеллигенции: ученых, политиков, администраторов, журналистов, преподавателей — людей, способных передавать христианское послание не только словом, но и жизнью своей, и таким образом влиять на жизнь общества». Свято-Тихоновский университет сумел доказать, что религиозное образование — это не только подготовка к принятию священства, но и образование, осуществляемое на основе религиозного миросозерцания. Академическое образование  — и это важный опыт и важный пример Свято-Тихоновского университета — может быть и не атеистическим. Я вспоминаю свое первое участие в заседании правительства — в конце 1980-х годов. Меня пригласили на заседание советского правительства  — это был первый случай, когда на заседание правительства пригласили священнослужителя. Вел заседание мной уважаемый Николай Иванович Рыжков. Обсуждали мы, в том числе, положение Церкви в стране. Много я тогда наговорил несчастным членам правительства, но им было как-то неудобно сразу критиковать гостя — первый раз такое было (хотя я видел по выражению глаз, что не все со мной согласны). Но когда я подошел к теме «Церковь и школа» и сказал, что нужно, в конце концов, думать и о том, чтобы произошло воссоединение Церкви и школы, то тут даже уважаемый Николай Иванович сказал с удивлением: «Но в школе же научное мировоззрение, а у вас религиозное». Думаю, что за это время многие, в том числе люди того поколения, к которому принадлежит Николай Иванович, поняли, что религиозное мировоззрение совместимо с научным. Но рудименты этой философии, этого отношения существуют в обществе: «Есть научное мировоззрение, и оно, само собой разумеется, атеистическое, а есть религиозное мировоззрение, которое, само собой, ненаучное».

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010