СПб. дух. акад. 35), где самосожигательство называет блаженным изволом; «на исправление книжное», или о превращении книг (Сборн. СПб. дух. акад.), «и на исправители», конечно, повесть о Никоне (ibit.); «на согласие церковного пения» (ныне невидное). Затем следовали: послание к Игнатию о диаконе Феодоре; послание к Морозовой и окружное послание 1677 г. В последнем писал: «Ох! ох! бедная Русь! чего тебе захотелось немецких поступков и обычаев? А Миколе чудотворцу немецкое имя Николай. В Немцах Немчин был Николай; а при апостолех еретик был Николай. А во святых несть нигде Николая; только су с ними стало, Микола чудотворец терпит». С такою же мудростью послание его 1678 г. к царю, с видением о царе, и сказание о своей жизни. 11) Диакона Феодора , бывшего справщика книг, послание православным христианам 1665 г. (Царского 430); «покаянное писание» 1666 г. (Доп. акт. V, 452); послание к Иоанну Плещееву, с грубою бранью на священство, утвержденное подписью Аввакума после 1666 г.; ответы Афанасию митрополиту Иконийскому 1668 г. (Царск. 662; нап. в Солов. ис.); послание к Аввакуму; повесть об Аввакуме, Лазаре и Епифании (нап. в Солов. ис.; у Толстого II, 273); повесть о Спиридоне. 12) Азарии , монаха Соловецкого, челобитная 1667 г. (нап. в Солов. ис.). 13) Аврамия , Нижегородского Лысковского монаха, ученика Аввакумова (Доп. акт. V, 458), челобитная к царю 1670 г. и послание к некоему боголюбцу (Царского 661, 662). 14) Саввы , сказание о соборе 1682 г. (Царского 474, 552; Ист. Русск. ц. IV, 263–272). 230. Симеон Сетиянович Полоцкий , даровитый воспитанник Киевской коллегии, слушавший Лазаря Барановича, прибыл в Москву в 1664 г. и был учителем царевича Феодора Алексеевича. «Живу я по твоему, великий государь, указу в Москве семь лет», так писал Симеон в письме к царю 1671 г., жалуясь на недостаточное жалованье. При царе Феодоре он пользовался уважением и силою. Скончался в 1682 г. а) Как догматист, писал он два катехизиса: один пространный – Венец веры, 1670 г. (у Царского 35; у Толстого I, 65; II, другой краткий, в 1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подписания икон . Цикл двустишных подписей к иконам с изображением патронов царской семьи написан до начала над «Вертоградом», однако включен в состав книги на стадии работы над списком В . Предположительно время написания цикла устанавливается по составу подписей к иконам. Он отражает имена всех здравствовавших членов царского дома на период после 19 июня 1669 г., когда умер царевич Симеон (подпись к иконе его патронального святого отсутствует), или же после 17 января 1670 г., когда скончался наследник престола царевич Алексей. Отсутствие отдельной подписи к иконе его небесного патрона не может служить твердым датирующим признаком, поскольку Алексей Человек Божий, подпись к иконе которого в цикле имеется, был общим покровителем и царя, и царевича. Нижняя хронологическая граница написания цикла – 1671 г., когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне. Подписи следуют в строгой иерархической последовательности: первая – подпись к иконе Алексея Человека Божия (царь Алексей Михайлович: 1629–1676, царь с 1645; царевич Алексей Алексеевич: 1654–1670). Далее следуют подписи к иконам святых-покровителей царевичей Федора (1661–1682. царь с 1676) и Ивана (1666–1696. царь с 1682), затем трех сестер Алексея Михайловича (по старшинству: Ирина 1627–1679; Анна 1630–1692; Татьяна 1636–1706) и шести его дочерей (также по старшинству: Евдокия 1650–1712; Марфа 1652–1707; Мария 1660–1723; Феодосия 1662–1713). Подпись к иконе святой покровительницы второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны (1651–1694. с 1671 – царица) занимает последнее место, что свидетельствует о том. что эта подпись была добавлена к уже готовому циклу. Текст его имеется также в более ранней рукописи, где заметно, что последняя подпись «Наталиа» написана другими чернилами, чем остальные (РНБ. F.XVII.83. Л. 323–323 об.). Эти подписи – одна из разновидностей курьезной эпиграммы: имя персонажа складывается из букв, выделенных киноварью и прописным написанием в тексте первой строки каждого двустишия. Опубликовано: Панченко; ПЛДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

А 124, XI-XII вв.; А 76, XII в.; Кут. 25, XII-XIII вв.; Кекел. А 171, XIII в.; А 1102; Кут. 17; Кекел. Н 1670, XIII-XIV вв. и др.), переписчик Григол Сахрехаисдзе (Кут. 28 В) - единственный, кто в колофоне указал имя переводчика. На груз. язык переводились и малые канонические сборники для ежедневной практики верующих. Так, в рукописи 1763 г. (Кекел. А 1096) сохранились «Ответы Иоанна Златоуста», где обсуждаются вопросы: должны ли исповедоваться только духовные лица или все верующие, какой грех - самое большое зло и т. д., где говорится о торговле людьми, что было актуальным для Грузии того периода, и т. д. В XIII в. была осуществлена 2-я редакция памятника (Кут. 17): анонимный автор перевел недостающие в 1-й редакции тексты гражданского права. Редакция, сделанная в XIII-XIV вв. (Кекел. Н 1670), содержит пересмотренный и уточненный перевод, а также дополнена «Постановлениями апостола Павла о церковных канонах» и «Постановлениями святых апостолов Петра и Павла» (по 17 канонов каждый; Великий Номоканон. 1975. С. 226-290). С нач. XII в. известны переводы небольших канонических сборников по различным церковным дисциплинарным вопросам, составленных в Византии для частного пользования верующими и представляющих собой отдельные части Великого Номоканона. В частности, это «Избранные параграфы из Номоканона о разговлении» (Кекел. А 1096. Л. 50-56), а также соч. «О незаконных и запрещенных бракосочетаниях при родстве и их наказании» (Кекел. А 85. Л. 477-480, XIII-XIV вв.), составленное на основе книг гражданского законодательства, запрещающих бракосочетание кровных родственников и указывающих, в каких случаях, в каких степенях родства отменяется запрет. Сходное соч. «О главах бракосочетания» Мануила Ксантифа перевел с греч. на груз. язык Иоанн Ксифилин-Папуцишвили в 1785 г. (Кекел. А 711). В числе переводных памятников права можно назвать также соч. «Вопросы некого монаха, на к-рые ответил Петр Хартофилакс» (Кекел. Н 1027, XI в.; А 67. Л. 46-48, XV в.; А 450. Л. 558 об.- 562, XVI в.- Ответы Петра Хартофилакса (1909.

http://pravenc.ru/text/639853.html

памятников. Л., 1982. С. 45-46). Архитектурная реставрация и исследования велись в 1924-1925 гг. (И. В. Моргилевский), 1947-1948 гг. (Д. С. Вероцкий), 1949-1960 гг. (Н. В. Холостенко). Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в., 1670-1674 гг. Фотография. Сер. XX в. (ГПИБ) Собор - 4-столпный, одноглавый (др. главы появились позже), с нартексом и хорами над ним, 3 апсидами, а также притворами по 3 сторонам здания (не сохр.). Высота храма до вершины купола 26,3 м, ширина 19,2 м, длина 29,6 м, купол имеет овальную форму и вытянут по оси «запад-восток» (6,9×6,2 м). Центральное прясло на фасадах, повышенное относительно боковых, подчеркивает вертикаль композиции, что также акцентировано профилированными пилястрами, к-рые имеют массивные полуколонны. Этот мотив получит распространение в храмовой архитектуре южнорус. княжеств во 2-й четв. XII в. (Борисоглебский собор в Чернигове, 1120-1123, Кирилловская ц. в Киеве, 1140-1146). Наружный декор отличается строгостью: аркатурный пояс на барабане и на уровне основания полукружий закомар, капители простой трапециевидной формы у полуколонн на пилястрах. Интерьер храма - зального типа и восходит к распространенному образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1073-1077). Центральный неф шире боковых почти вдвое, поэтому облик интерьера полностью определяется открытым пространством подкупольного квадрата, к-рое ярко освещено окнами барабана и 2 рядами окон центральных прясел боковых фасадов. Объем подкупольного креста выделен не только большими параметрами его ветвей, но и композиционно, что подчеркнуто крещатой формой столбов и соответствующих им лопаток. Боковые апсиды существенно занижены относительно центральной, а зап. часть собора в обоих этажах заметно обособлена от его основного объема и открывается только в центральном проеме, причем хоры отделены 2-пролетной аркадой. Спокойствие и простота архитектурных форм, нерасчлененность и слитность основного пространства и соподчиненность боковых объемов создают внушительный и уравновешенный внутренний облик храма.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Пахомий определён 15 февр. 1798, а 7 мар. 1800 перев. в Оранский мнтрь. Мелетий определён 1800, а 8 нояб. 1805 † в Акре (на пути из Иерусалима). Парфений , архим., 1810. Дамаскин , 1813. Арсений определён 1820, а 2 апр. 1826 перев. в Оранский. Антоний 10 мар. 1831 перев. в Вифанию. Иоанникий , 1845. Анастасий , 1860. Афанасий , игум., 1862–66. 19 Троицкий, в Арзамасе, упразднённый. [V, 375.] Строители Игнатий , 1626–32. Дамиан 1639 и 40, в апр. (sic) 1644. Симеон , 1644. Иов , в нояб. 1652. Нифонт , 1661. Авраамий , 1722. 20 Зеленогорского Спасского, упразднённого [IV, 182] 182 : Зеленогорский (sic) игум. Феодосий , в мар. 1678. Игум. Серапион Княжегорский 1703 перев. в Городецкий Авраамиев. Архим. Феофилакт , в сент. 1719. – Исаия † 1 мая 1739. – Адриан , 1741–44. – Иоанн произведён 20 нояб. 1744, а 17 апр. 1747 перев. в Оранский. 21 Николаевская Чернораменная пустынь, Балахнинского уезда, Заузольской волости. [VI, 700.] Строители Ефрем , 1670. Игнатий , 1675. Иосиф , 1678. Иона , 1697. Филарет , 1764. 22 Троицкого Островоезерского, ныне заштатного [V, 375]: Игум. Евфимий , 1605. – Арсений Белокриницкий , в февр. 1707. – Серапион произведён в 1769, а 24 дек. 1778 перев. в Оранский. Строит. Маврикий 1826 перев. из Оранского. – Сергий , 1860–63. – Даниил , 1864–66. 23 Княгининского Троицкого упразднённого [IV, 544]: Строит. Гавриил , 1683. – Корнилий , 1696. – Кирилл , 1744 и 45. Успенский, на Великой горе, в Нижегородском уезде, приписан в 1593 г. к Арзамасскому Спасскому. [III, 510.] Строители Мисаил , в мар. 1666. Иоаким , в авг. 1670. Иов , 1686. Клеопа 26 авг. 1735 лишён монашества. 26 Кержебелбашский, единоверческий, основан Питиримом, архиепископом Нижегородским, около 1705 г. [III, 466; VI, 557.] Строит. Питирим , 1709–13; архим. с 1718, а 23 мар. 1719 хирот. в еписк. Нижегородского. (См. Переяслав.-Залесский Николаевский, на Болоте). Игум. Корнилий определён 1726–30. – Дионисий , 1735. Архим. Корнилий 1 июня 1751. – Симеон † 1761. 27 Спасораевский, на реке Кезе, в Балахнинском уезде, единоверческий. [IV, 361.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо адресовано старшему сыну «Ивану с матерью», семье и всем домочадцам Аввакума («всем без розбору») на Мезень. В число адресатов включены как близкие семье Аввакума люди, так и Феодор с Лукою, его «духовные дети». Феодор – известный в истории раннего старообрядчества устюжский, а затем московский юродивый – пришёл на Мезень из Москвы, где он был тесно связан (после ареста Аввакума) с домом боярыни Ф. П. Морозовой (см. с. 590). Лука Лаврентьевич – юноша-москвич, по профессии «усмарь» (кожевник), последовавший за семьёй Аввакума в ссылку (оба были повешены на Мезени в марте 1670 г.). Письмо написано между 6 января и мартом 1670 г.; печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 600; ряд чтений восстановлен по изданию Я. Л. Барскова «Памятники русского старообрядчества XVII века». М., 1912. С. 4445. 1703 Пришли с Машигиным ваши все посылки. – Стрелец М. Машигин был отправлен в Москву с отпиской пустозерского воеводы И. Неелова осенью 1669 г. Возможно, предыдущее письмо Аввакума семье было отправлено именно с ним, а на обратном пути в Пустозерск Машигин захватил «посылки» протопопу от семьи. 1706 Грамотки... в столпник запечатай... – Письма писались на узких бумажных полосах (столбцах) и затем туго сворачивались в одну трубку («столп»). 1707 Послал ныне богоявленской воды боченку, а летом – августовы... – Богоявленская вода – вода, освященная в праздник Богоявления (6 января); августова вода – вода, освящённая Аввакумом летом, в день водосвятия 1 августа. 1708 Маремьяна – вероятно, Маремьяна Федоровна, московская старообрядка (см. о ней с. 186188:566). 1712 В Соловки те... хотя бы подъехал... – Проникнуть в Соловецкий монастырь в это время было уже трудно, так как монастырь с июня 1668 г. был осаждён царскими войсками. 1715 Ведаю... кутил ты! – Упрёк обращён к Феодору, поссорившемуся с Ф. П. Морозовой перед уходом из Москвы в 1669 г. 1716 непереводимое междометие, используемое в потоке устной речи (обычное значение: пусть, пускай, пожалуй, ладно) 1719 Письмо написано в 1673 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здания Хотькова монастыря, существующего пять веков с половиною, не сохранили на себе отпечатка древности. Древле существовал один деревянный храм в честь Покрова Богоматери, и уже в 1648 году на место его построена каменная церковь тщанием и иждивением думного дворянина Василия Федоровича Янова, того самого, который в 1672 году на свое иждивение обил серебром иконостас в Троицком Лаврском соборе 23 . Антиминс в новый собор Покрова дан в 1670 году, как видно из надписи па нем: «1670 года при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой и белой России и при великом господине святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея России, положен в церковь Пресвятой Богородицы Покрова Хотьковского монастыря при Архимандрите Феодосии». В то же время в алтаре новой соборной церкви, на правой стороне, устроен придел во имя Пр. Сергия; антиминс, бывший в сем храме, поступил из Успенского Лаврского собора и имел следующую надпись: «осветился алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церкви Св. Великомученика Георгия лета от создания мира 7165, индикта 4, а от воплощения Божия слова 1658 году, апреля в 23-й день, при благоверном государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великой и малой России и при великом государе святейшем Пиконе Патриархе Московском и всея великой и малой России. Положен быть сей антиминс в церкви Пречистая Богородицы честного и славного Ея Успения в Сергиеве монастыре 24 ». Другой придел на левой стороне алтаря во имя Святителя Алексия устроен уже в нынешнем столетии. Собор Покрова был увенчан тремя главами, и крыша на нем была тесовая 25 . В 1811 году он был разобран до основания и на его месте воздвигнут новый храм в большем размере старанием игуменьи Евпраксии. Он был окончен в 1816 году, и 9-го Июля освящен Августином Архиепископом Московским. В 1857 году в соборе возобновлена живопись и устроен новый позлащенный иконостас старанием игуменьи Евпраксии. Из священных предметов, находящихся в соборном храме, достойны примечания:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. Важную отрасль среди царских сокровищ занимают разнообразные меха, стоимость которых вряд ли может быть достаточно оценена. Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента В немалой степени заменяют сокровища и дорогие разного рода меха, которые, как бы по недостатку денег, одинаково служат вместо денег как во внутренней, так и во внешней торговле, так что знаменитый французский географ Сансон и многие другие, кажется, весьма удачно думали видеть в этих мехах золотое руно аргонавтов. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Преподобный Иоанн Лествичник. Мастерские Московского Кремля, 1554. Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, скань, эмаль, темпера. Была сделана по заказу Ивана Грозного. Высота иконы равна росту (при рождении) старшего сына Ивана Грозного - Ивана Ивановича Предметы, которые пригодны для внешней торговли (это) меха различных животных. Первое место среди этих мехов занимают собольи, лучшие из них доставляет Печорская область; служа для женской роскоши, эти меха имеют огромную ценность в Европе. Затем — черные и красные лисицы, которыми изобилует Сибирь, а также белые куницы, бобры, очень красивые шкурки горностаев, меха волчьи, рысьи и проч. Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента Северная часть России доставляет редкие и драгоценные меха, в том числе и соболей, которых наши дамы так любят носить на шее, также белых, черных и бурых лис, меха заячьи, бобровые и других животных. В море водится редкий зверь, называемый моржом. Его ловят, потому что зубы его у русских в таком же употреблении, как у нас слоновые. Адам Климент — английский писатель, XVI в. В царских кладовых хранится множество роскошной одежды с той целью, чтобы знатные лица могли брать ее оттуда, когда прибывают послы или вообще нужно появиться перед народом. Давид Иржи (1647—1713) — чех, член иезуитской миссии в Москве в 1684—1689 гг.

http://pravoslavie.ru/1791.html

414), и потом отведен в стрелецкий приказ, а оттуда “в старую (т.е. прежнюю) избу”, где, прибавляет он, “и до ныне пребываю”, а оттуда потом был отведен уже на казнь за подачу “Челобитной”. Итак здесь, на Мстиславском дворе, Авраамий написал свое сочинение, известное под названием: “Вопрос и ответ старца Авраамия”, и написал вскоре же по произнесении описанного в этом сочинении приговора властей, в том же августе месяце: ибо 178 год в своем “Ответе” называет еще нынешним годом. Потом, здесь же, на Мстиславском дворе, Авраамий пишет и свою “Челобитную” царю Алексею Михайловичу, – пишет, несомненно, после “Вопроса и ответа”, так как в начале “Челобитной” упоминает уже и о своих прениях со властями на допросах (стр. 266–8) и о решении своей участи (стр. 260), – пишет следовательно никак не ранее сентября, с которого начинался новый 179 (1670/71) год, почему и называет в челобитной истекший 178 год прошлым годом. Итак, свою “Челобитную” Авраамий написал сидя в заключении на Мстиславском дворе и не ранее сентября 179 года, т.е., по нашему летоисчислению, не ранее последней трети 1670 года… “Послание к некоему боголюбцу” писано Авраамией в том же заключении на Мстиславском дворе, где он писал “Челобитную”. О. архимандриту Павлу, а равно и г. Субботину, конечно, известно, что раскольники отличаются от нас, между прочим, и в летосчислении от сотворения мира до рождестива Христова, полагая, что Спаситель мира родился не в 5508, как принято у нас, а в 5500 году от создания мира. Вследствие этой разности – на 8 лет (т. 4, стр. 194), 7160 год от сотворения мира, когда Никон вступил на патриарший престол, по нашему летосчислению, будет 1652 годом от рождества Христова, а, по исчислению расколоучителей, 1660. “В 160 году поставлен бысть Никон патриархом при царе Алексие”, писал Аввакум (т. 5, стр. 229), или, как выражается протопоп в другом месте, “в лета 7160 года, июня в день, по попущению Божию вкрался на престол патриаршеский бывший поп Никита Минич, в чернецах Никон, оболстя святую душу протопопа духовника царева Стефана” (т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neskolko...

Укажем две записи: под 1668 и 1670 годами. «1668. Боровский священник Онуфрий, хиротонисанный святейшим патриархом Филаретом, муж был благочестивый и исполненный ревности Илии Фесвитянина. Он в свое время не раз мужественно сражался с нечестием никонианизма, но много раз и везде его побеждал. На конец сих подвигов, от тесноты и жестоких преследований, заблагорассудил отойти от зла и удалиться с последующими ему в скромную пустыню, находящуюся между рекою Двиною и маж Сни (?). Проживя там пять лет, скончался благочестиво и в глубокой старости. Сей Онуфрий, будучи не обширного ума, при начале никонианизма, упустя дух всех отцов церкви, не знал как решиться с его крещением, – колебался относительно повторения его. Впрочем, он во всех родах благочестия мудрствовал и откровенно учил согласно с духом христианской церкви. Впоследствии времени нерадивое потомство его, яко невежды, уклонилось постепенно от блаженных путей своего учителя». – Весьма важное известие, если бы можно было подтвердить его. Но сделать это нам не удалось. В начальной истории раскола упоминается боровский священник Полиевкт, а не Онуфрий. О нем известно только то, что он был казнен за раскол и с ним еще 14 человек; это было не позже 1675 года. 914 «1670. Благочестивая и мудрая Феодора и с ней вкупе несколько ревностных христиан, колеблясь ужасом церковных обстоятельств и редкостью православного священства, – благочестивых было большое количество, – испрашивают у венчанного страданиями Епифания, соловецкого инока, со умилением и горькими слезами... в сущих христианах должны ли производимы быть ныне законные браки, или, относительно последнего времени, им в Христовой церкви уничтожиться? Отвечает им из горестного заключения так, что: 1) непременность его бытия, очевидно, состоит навсегда в связи видимого нами мира; 2) откровение везде утверждает, что он будет до самого грома архангельской трубы; 3) существенные вины сего всегда в нем (браке?) есть и будут находиться до преобразования своего естества. «Я вам сознаюсь чистосердечно, что теперь нахожусь уже в старости и в лютых утеснениях, кои со всех сторон давят...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010